разработка урока "Искусство Гжели"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
разработка урока "Искусство Гжели"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 34.87 КБ |
инструкционные карты | 2.67 МБ |
презентация | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа №2»
Урок 12-13
Тема: «Искусство Гжели.
Истоки и современное развитие промысла».
Каплий Татьяна Егоровна,
учитель изобразительного искусства,
МОУ «Пролетарская средняя
общеобразовательная школа №2»
Цель:
- Формировать знания учащихся в знакомстве с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.
- Расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусстве,
- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре. Формировать знания об истории и традициях гжельского промысла
Задачи:
- Продолжать формировать навыки росписи в традициях народного промысла
- Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук
- Воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника ДПИ
- Воспитывать активность, усидчивость, аккуратность при работе с красками.
Особенность урока: использование ИКТ на уроке
Материалы и оборудование:
Для учителя:
Иллюстративный ряд
- Инструкционные карты:
Приемы кистевой росписи
- Видеопроектор, компьютер, Презентация «Гжель . Их истоки и современное развитие»
Для обучающихся:
- Лист бумаги А4
- Карандаш, ластик
Урок 1
Ход урока
1. Организационная часть.
Здравствуйте ребята. Садитесь. Хорошего вам настроения на уроке.
2.Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний.
Учитель:
- С чем мы познакомились на прошлом уроке?
- Какие название игрушек вам запомнились?
- Из чего делали эти игрушки?
Учитель: Но кроме игрушек, из глины делали еще и различную посуду, с которой мы сегодня познакомимся на уроке.
Презентация. Слайд1-2
Ребята, посмотрите на экран, может, кто знает какая это роспись?
Правильно, гжельская роспись и тема нашего урока
Презентация. Слайд3
«Гжель. Истоки и современное развитие промысла»
Ученик: Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись…Гжель
Учитель: Ребята, а скажите, пожалуйста, так какая задача стоит перед нами сегодня на уроке. Ответы учащихся
Постановка учебной цели:
Презентация. Слайд 4
Сегодня мы отправимся в гости к гжельским мастерам, рассмотрим их работы, а затем поучимся изображать фрагменты росписи.
Презентация. Слайд 5
Учитель: А что же такое Гжель?
Ответы учащихся.
Сейчас нам расскажет из творческого задания ……
Ученик из творческого задания: В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным–давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да край свой прославить. Думали, думали и придумали! Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую–белую. Решили вылепить из нее посуду разную. Да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать.
3. Объяснение нового материала.
Учитель: “Гжель” – один из больших центров производства керамики, который недавно отметил свой 650-летний юбилей. Это село расположено в 60-ти километрах от Москвы.
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. В этой местности добывали разных сортов глину, в основном это была белая глина, из которой делали посуду, кирпич, гончарные трубы, детские игрушки, керамику.
Презентация. Слайд 4
Учитель: А что же относится к керамики?
Ответы учащихся.
Презентация. Слайд 7.
Более подробно нам расскажет из истории, легенды керамики …..
Ученик из домашнего задания:
Вот уже более 200 лет завораживает своей красотой необыкновенная бело
голубая керамика, которую делают в селе Гжель под Москвой. А сначала был
простой горшок. Глиняный, дутый, как говорят старожилы Гжели -
"пузатенький". Потом тоже был горшок, но уже совсем другой. Царствовали
здесь в свое время и майолика с многоцветной росписью, и фарфор, и фаянс.
А сегодня славятся здешние места керамикой с сочной синей росписью
На ослепительно белом фоне. Мастера Гжели изобретательны и искусны.
Взял мастер кисть, и расцвели на обожженной глине цветы, запели удивительные птицы.
Учитель: Гжельское творчество очень известно. Эта роспись встречается в зарубежных странах: Франции, Италии, Японии, США, Австралии, Чехословакии и других станах. Лучшие образцы Гжельского народного творчества представлены в ведущих музеях нашей станы: в Санкт-Петербурге, Москве.
Элементы гжельской росписи встречается и у нас в поселке, посмотрите это вот такое красивое полотенце, и салфетки, которые лежат у вас на партах. Рассмотрите их.
Учитель: Пока вы рассматриваете салфетки, я прочитаю вам стихотворение о Гжельской росписи.
Презентация. Слайд 6
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь
Известно всем в народе
Ее названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой
Не встретите, на свете вы
Красоты такой!
Голубизну небесную
Что сердцу так мила
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла.
И. Кадухин
Презентация. Слайд 8
Учитель: Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску –синий цвет. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.
Презентация. Слайд 9
Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она написана крупно, широкими мазками. А иногда – тонкой кисточкой.
Презентация. Слайд 10.
Главный секрет – это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели.
Презентация. Слайд 11-13
«Азбуку мазков» дополняют и другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Данные декорирующие элементы росписи называют: «шашечки», «усики», «жемчужинки», «капельки».
Иногда, по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, обозначая контуры.
Презентация. Слайд 14
А сейчас, а сейчас
Время физкультминутки для вас!
(учащиеся выполняют упражнения за учителем).
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой.
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
Презентация. Слайд 16-19
Учитель: Ребята, а еще гжельские мастера писали на керамике причудливых птиц. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
4.Практическая работа.
Презентация. Слайд 20-25
Учитель: Ребята, посмотрим на различные виды гжельской росписи – это различные виды посуды, шкатулки, солонки.
У вас на партах лежат формы посуду чашка, сахарница, кувшин, чайник. Выберите наиболее понравившуюся посуду и нанесите на нее Гжельскую роспись простым карандашом. Используя инструкционные карточки №1, №2, №3.
Известные художники писали картины под музыку, вот и мы сейчас представим, что мы с вами художники
5.Итог урока.
Выставка и анализ работ.
Законченные работы вывешиваются на доске.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие задания были интересны?
Выставление оценок
Презентация. Слайд 26
Кроссворд
6. Домашнее задание.
Найти рисунки и фотографии с изображением работ гжельских мастеров. Принести гуашь, кисти №3 и №4, баночки для воды, салфетки.
7. Рефлексия. Синквейн
Урок 2
1.Организационная часть.
Приветствие. Проверка подготовки обучающихся к уроку. Объявление темы урока.
Презентация. Слайд14
Постановка учебной цели: сегодня мы отправимся в гости к гжельским мастерам, рассмотрим их работы, а затем изобразим фрагмент росписи.
2.Проверка знаний полученных на предыдущем уроке.
- Из какого материала мастера делали свои изделия?
- Какой цвет использовали для росписи изделий?
- Какие декорирующие элементы росписи применяли?
3.Объяснение нового материала.
Презентация. Слайд 15-21
Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, ручку – в виде хвостика. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайничек лепить не стал, а слепил часы. Форма у них непростая, причудливая. Третий мастер посмотрел, подивился такой красоте, а сам еще лучше придумал. Вылепил он скульптуру “Чаепитие”. Уютно устроились вокруг самовара две барыни. К ногам хозяйки прижалась кошка и словно прислушивается к беседе.
Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы и они хорошими мастерами были. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры в виде сеточек, полосок, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась роспись. Полюбилась людям красивая посуда, и стали называть ее “нежно–голубое чудо”.
За что гжель нравится всем? Чем она отличается?
Да, прежде всего, своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись!
Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые.
Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.
Самый излюбленный узор – гжельская роза.
Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки.
Презентация. Слайд 22-23
А еще украшают фарфор диковинными птицами.
Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
4.Практическая работа.
Мастера, скорей за дело,
Украшай посуду смело!
Составляй такой узор,
Чтобы радовал он взор.
Выполнение композиции «Сказочная птица» (птица счастья)
5.Итог урока. Выставка и анализ работ. Законченные работы вывешиваются на доске. Производиться анализ работ.
6.Домашнее задание.
Поиск материала о промысле Городец.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Истоки и современное развитие промысла. Г Ж Е Л Ь
Гжель Задачи урока: сегодня мы отправимся в гости к гжельским мастерам, рассмотрим их работы, и поучимся изображать фрагменты росписи в простом карандаше.
Гжель – древнее село, расположенное в московской области Гжель. Московская область.
Гжель
Фарфоровые чайники, Подсвечники, часы, Животные и птицы Невиданной красы. Деревня в Подмосковье Прославилась теперь Известно в всем народе Ее названье – Гжель. Гордятся в Гжели жители Небесной синевой Не встретите, на свете вы Красоты такой! Голубизну небесную Что сердцу так мила Кисть мастера на чашку Легко перенесла. И. Кадухин ГЖЕЛЬ
Блинница , чайные пары, кружки, сырная доска, шкатулка
Гжель
Вертикальный Горизонтальный Волнистый
Точки Прямые Формы сеточек
Волнистая линия с точками Спиралеобразная Дугообразная Разносторонние дугообразные Односторонние дугообразные линии Односторонние дугообразные линии с штриховкой Односторонние дугообразные линии с сеточкой
вертикальная горизонтальная в виде цветка односторонний стебелёк двухсторонний стебелёк
Физкультминутка По солнышку, по солнышку Дорожкой луговой. Иду по мягкой травушке Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками). И любо мне, и весело, Смотрю по сторонам, Голубеньким и синеньким Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
Кроссворд «Волшебный петух» 1. Название промысла; 2. Любимый цвет гжельских мастеров; 3. Элемент росписи; 4. Инструмент художника; 5.Прием работы кистью; 6. Глиняная посуда, обожженная в печи. Г ж л ь с и н и й л и с т о к к и с т ь м а з о к к е р а м и к а
Домашнее задание. Найти рисунки и фотографии с изображением работ гжельских мастеров. Принести гуашь, кисти №2, №3 и №4, баночки для воды, салфетки.
Синквейн Первая строка – описание темы одним словом (существительное) Вторая строка – описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы) Четвертая строка – фраза, показывающая настроение на уроке Последняя строка – синоним из одного слова, которое передает суть темы
Синяя сказка – глазам загляденье, словно весною капель. Ласка, забота, тепло и творенье Русская звонкая Гжель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).
В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...
Методическая разработка урока "Чудо- Гжель"
Материал состоит из теоретического материала и презентации о гжельской росписи,выполненная учениками Хафизовыми Алмазом и Марселем....
Разработка урока по теме: "Сказочная Гжель"
Данный материал включает в себя конспект урока изобразительного искусства на тему "Сказочная Гжель" Урок рассчитан на обучающихся 5 класса. Является логическим продолжением урок...
Разработка урока ИЗО по теме "Искусство Гжели"
Разработка урока по изобразительному искусству учителя изобразительного искусства МБОУ «Жигайловская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области» по теме лекции №3 «Симв...
методическая разработка"синяя сказка Гжели"
Цель: Закреплять знания детей о характерных особенностях гжельской росписи.Задачи:· учить составлять из элементов гжельской росписи композицию и у...
Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс
Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...
Методическая разработка урока ИЗО по теме "Искусство Гжели" 5 класс
План урока ИЗО по программе Б.М.Неменского для 5 класса по теме "Искусство Гжели"...