Разработка урока ИЗО по теме "Искусство Гжели"
план-конспект урока (изобразительное искусство, 5 класс) по теме
Разработка урока по изобразительному искусству учителя изобразительного искусства МБОУ «Жигайловская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области» по теме лекции №3 «Символика цвета»» дистанционного курса повышения квалификации «Педагогический университет Первое сентября»: «Как разбудить в ребенке художника: современные технологии развития творческих способностей (на основе первообразов искусства)»
Программа: Б.М. Немецкого.
Третья учебная четверть. Урок №17. Класс: 5
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy_urok_izo_distancionnye_kursy.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по изобразительному искусству учителя изобразительного искусства МБОУ «Жигайловская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области» по теме лекции №3 «Символика цвета»» дистанционного курса повышения квалификации «Педагогический университет Первое сентября»: «Как разбудить в ребенке художника: современные технологии развития творческих способностей (на основе первообразов искусства)»
Программа: Б.М. Немецкого.
Третья учебная четверть. Урок №17. Класс: 5
Тема: Искусство Гжели
Тип урока: комбинированный
Цели:
- создать условия для наблюдения и проникновения, учащихся в мир росписи гжель, для понимания её значимости в жизни человека, её символики, одухотворенности и красоты, закреплять у пятиклассников навыки составления и исполнения композиции росписи в цвете с передачей смыслового замысла;
- расширить знания об искусстве Гжель;
- воспитывать внимательность, наблюдательность, аккуратность, бережное отношение к народным промыслам;
- активизировать процесс и механизм творческого воображения и деятельности обучающихся, на примере искусства Гжели;
- отработать навыки росписи с помощью кончика кисти гуашью;
- выработка и закрепление у обучающихся потребности в творчестве.
Задачи:
- развивать творческие способности и навыки в работе;
- способствовать творческому отображению окружающего мира;
- развивать зрительную память, пространственное воображение, навыки композиции;
- совершенствовать навыки работы с гуашью, приёмы рисования концом кисти;
- воспитывать нравственно – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.
- роспись блюдца гжельской росписью.
Оборудование урока: - для учителя: учебные таблицы, мультимедиапроектор, музыкальный центр (музыка Вивальди)
- для учащихся: гуашь белая и синяя, стаканчики с водой, кисти №3 и №2, салфетки, палитра, схемы для тренировочных упражнений, простой карандаш, заготовка для росписи (блюдце)
Визуальный ряд: учебные таблицы «Элементы Гжельской росписи», выставка предметов с Гжельской росписью, работы учащихся, словарные слова (на доске)
Ход урок
Организационный момент.
Доброе утро, друзья!
Доброе утро, страна!
Доброе утро всем!
Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали меня и отвечаете на мое приветствие.
- Доброе утро всем девочкам! (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!")
- Доброе утро всем мальчикам!
-Доброе утро гостям!
Доброе утро всем, кто хочет сегодня окунуться в мир творчества, стать настоящим мастером росписи, создать свой мир и преподнести его на блюдце самым близким нам людям.
Звучит музыка Антонио Вивальди
Вступительное слово учителя.
- Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из неё делай! И человек сделал горшок. Прошло ещё много времени, может быть целые столетия, и люди додумались обжигать их на огне для прочности. Горшок берегли, как самое дорогое, он был необходим. В нём варили еду, хранили воду, съестные припасы. Шли века. И люди научились делать из глины кувшины, чашки, вазы и другую посуду. И глиняную посуду стали называть керамикой. Это слово произошло от греческого слова «керамос» - что означает глина. И каждый из вас ежедневно встречается с необыкновенной на вид глиняной посудой.
Игровой момент
- Посмотрите-ка, сюда, что за странные слова?
Вместо букв одни лишь точки, потерялись буквы ночью.
Букв осталось ровно пять,
Что ж мы будем рисовать?
Вы тогда узнаете, когда всё отгадаете?
(на доске: . . е л . . . . я . . с . . с .
- Вот вам первый вопрос:
Сколько в радуге цветов?
Ученики: Семь
Тот, кто знает, назови цвета тёплые, их три.
( на доске открываются буквы:
Ученики: Красный, жёлтый, оранжевый
ж е л . . к . я . о с . . с . -
- Молодцы, что помните, может, мне напомните и холодные цвета? Не забудь их только два?
Ученики: Голубой, синий
( на доске открываются буквы: г…. с…
- Поспеши же мне назвать, чем мы будем рисовать?
Ученики: Кисть, гуашь
- Кисть, гуашь, вот слова два, чем кончаются слова?
Ученики: Мягким знаком
( на доске открываются буквы:
Г ж е л ь с к . я . о с . . с ь
Я смотрю, блестят глаза, что же это за слова? Хорошенько посмотри, и ответ мне скажешь ты.
Ученики: Гжельская роспись
Правильно, молодцы.
Постановка цели урока.
- С каким видом декоративно – прикладного искусства мы сегодня познакомимся на уроке?
Ученики: Гжельская роспись
- А что же, ещё мы с вами должны узнать на уроке?
Ученики: Наверное, мы должны узнать историю гжельской росписи.
- Должны научиться украшать посуду гжельской росписью
Изучение нового материала (презентация «Искусство Гжели»)
И сейчас я вам предлагаю совершить заочную экскурсию. Вашему вниманию будет предложена презентация «Искусство Гжели» Коломыцевой Натальей и Омельченко Ириной
- Итак, мы с вами на миг очутились в мастерской Гжели. Понравились ли вам изделия, расписанные Гжельской росписью?
- Скажите, пожалуйста, за что же всем нравится Гжель?
Ответы учащихся.
- Она нравится, прежде всего, своим цветом.
- Бело-синий.
- Да, прежде всего своим цветом.
Белый цвет - цвет начала, символ абсолютной тишины, абсолютного ничто -предвестника рождения нового. Сохранившееся в русском языке выражение «весь Белый Свет» раскрывает суть мифа о сотворении мира из белого света, белого, в котором содержится все богатство многоцветия мира. Каждый год мы, как и древние люди, можем воочию увидеть возврат мира к своему началу — это происходит, когда зима в одно мгновение преображает землю, укрывая ее белым снегом, стирая грани предметов и пространства.
- А ещё какой цвет?
Синий цвет Древняя символика цвета рождалась в ритуале, молитве, где все было взаимосвязано, прежде всего цвет (одежда, раскраска тела) и движение (танец, пантомима).
Древние представления лучше всего сохранились в отношении синего цвета, который у древних был символом Мировой (божественной) Вертикали, соединяющей высоту неба и глубину моря-океана, символом неземного мира, символом замедления, исчезновения, прекращения жизнедеятельности. Отсюда понятия: голубые (т. е. неземные) мечты, голубая (т. е. божественная) кровь, синяя птица (неземная мечта) и т. д. Синий (голубой) цвет однозначно определяется как успокаивающий, замедляющий движение.
- Ребята, а давайте закроем глаза и представим это чудо преображения. Пусть сказка родится из белого листа, в этом белом листе есть все — и белый дом, и замерзшая река, сосульки и дым, даже белая песня петуха, надо только все это увидеть.
-Представили?
- Молодцы!
А теперь мысленно добавьте голубого цвета.
-Получилось?
- Вот вы и создали первый шедевр в воображаемом мире в сине-белом цвете. В стили гжель.
- А как же называется многоцветная роспись по белому?
Ученики: Майоликой.
- Чем отличается фарфор от фаянса?
Ученики: Фарфор делают из необыкновенно белой глины, а фаянс просто из белой глины.
- Спасибо.
- Оказывается, если мы внимательно посмотрим вокруг, нас с вами окружают предметы, расписанные гжельской росписью.
Работа с выставкой изделий расписанных Гжельской росписью
Это и скатерти и полотенца, которые расписаны мотивами гжельской росписи. Ну, а из посуды мы встречаем вазы, кувшины.
Обратите внимание, что самым излюбленным узором в гжельской роспи-си является – роза. Но бывает, что самой розы нет, а есть только лепестки. В основе всей гжельской росписи лежит – завиток. Это основные элементы гжельской росписи.
( можно опираться на демонстрационные таблицы на доске)
- Сегодня на уроке, я предлагаю вам, попробовать себя в роли художников гжельской росписи
- Какие цвета вы будете использовать в своей работе?
Ученики: Синий, белый
- Какие элементы росписи помогут вам в выполнении работы?
Ученики: Завиток, лепестки, роза, волнистая линия.
При выполнении работы обращайте внимание на демонстрационные таблицы на доске.
Прежде чем, приступить к работе, давайте разогреем наши пальчики.
Физическая минутка (разминка для пальчиков)
«Гномики-прачки»
Жили-были в домике
Дети сжимают и разжимают кулачки.
Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять,
Разгибают пальчики, начиная с мизинца.
Стали гномики стирать:
Трут кулачки друг о друга.
Токи - рубашки, Пики - платочки, Лики - штанишки,
Чики - носочки.
Микки умница был,
Всем водичку носил.
Загибают пальчики, начиная с больших.
Проверка организации рабочих мест учащихся.
Проверь, дружок,
Готов ли ты к заданию?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
кисти, краски и бумага.
Коль проверил, начинай
творческий процесс.
- У вас на партах лежат листочки, где вы можете выполнить тренировочные упражнения, глядя на образец.
- Давайте вспомним, как мы работаем кистью, когда выполняем роспись?
Ученики: Только концом кисти.
-Выполните несколько упражнений.
Ученики выполняют тренировочные упражнения на листочках.
-Молодцы, достаточно.
- Давайте вспомним, как мы работаем в круге?
Ученики: Начинаем работать в центре, а потом обрабатываем края.
-Какова особенность выполнения росписи в круге?
Ученики: Повторяется орнамент
Практическая работа
- А сейчас, возьмите свои блюдца и распишите блюдце гжельской росписью.
(звучит музыка Антонио Вивальди)
- Не забывайте, что работаем только концом кисти.
Учащиеся расписывают блюдце.
Анализ выполненных работ
Замечательно ребята,
Постарались от души,
- Я попрошу все работы поставить на демонстрационный стол.
- Садитесь удобно, посмотрите на свои работы. (Выставка работ обучающихс)
-Чем замечательны ваши блюдца?
- О чем вы думали, когда расписывали их?
-С какими чувствами сочетали синий и белый цвет в единую композицию?
Выслушиваются мнения нескольких учащихся.
-Я думаю, что ваши блюдца получились чудесные, дивные, волшебные, прекрасные!
-Что вы будете делать со своими блюдцами?
- Вы можете подарить блюдца своим мамам, ведь совсем скоро приближается праздник День Матери, и я думаю, ваши мамы очень будут рады вашим подаркам.
Рефлексия ПОПС - формула
П – позиция «Я считаю, что…..»
О – обоснование «Потому, что…..»
П – пример «Я могу доказать это тем, что….»
С – суждение «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что….»
Итог урока
- С каким видом декоративно – прикладного искусства вы познакомились на уроке?
Ученики: Гжельской росписью
- Чем же отличается эта роспись от других, вам уже известных?
Ученики: Цветом (бело-голубой)
Итак, ребята, каждый из вас сегодня постарался на уроке показать свои знания о таком непростом, удивительном искусстве как Гжель.
Вы, как настоящие мастера по росписи смогли сегодня создать целых два шедевра один воображаемый, а другой видимый используя лишь два удиви-тельных цвета белый и синий. А какая нарядная и праздничная получилась роспись!
- Сегодня мне хочется вас всех поблагодарить за урок и вручить всем медали «Художник Гжельской росписи».
Урок окончен. Всем спасибо.
Домашнее задание: каждый из вас имеет медаль «Художник Гжельской росписи», это высокая награда, попробуйте доказать, что вы настоящие мастера, которые умеют фантазировать, а в доказательство постарайтесь написать «волшебную сказку страны Гжель».
Приложение 1
Презентация
Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской художественной керамики. Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, которая становилась звонкой и прочной. Вслушайся в слово «гжель» - и ты уловишь в его звучании что-то общее со словами «жечь» и «обжигать». (рис.1)
Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Это майолика. (рис.2) Её делают и сейчас. Присмотрись к гжельской майолике: её формам, лепным украшениям, нарядной росписи.
Посмотрите, как выглядят сосуды, получившие названия «квасник» и «кумган» .
Они предназначались для праздничных застолий, нередко их дарили на память.
Квасник - это декоративный кувшин с кольцевидным туловом, высокий, куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырёх округлых ножках. (рис.2)
Кумган – подобный сосуд, но без сквозного отверстия в корпусе. (рис.3)
Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. (рис.4) Расписывалась эта посуда по белой обожжёной глине. А вот фарфор – тонкий и звучащий делают из необыкновенно белой глины.
Кроме посуды мастера гжели создают и мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни. Вот маслёнка Рыба – кит. (рис.6) С какой выдумкой и фантазией она выполнена! Основание её окружено орнаментом в виде волн. А крышка – словно ожившая сказка, представлена в образе гигантской рыбы, на теле которой вырос город с обитателями. Всё здесь необычно: и струи – завитки, бьющие фонтаном из головы кита, и глаз – цветок, и стройный собор, который одновременно служит ручкой крышки.
А вот квасник с мягкими, обтекаемыми, как бы растянутыми вширь формами. Особенно то, что лёгкий узор-гирлянда бережно оплетает форму тулова, горлышко и крышечку квасника, едва касаясь носика и ручки и оставляя нетронутой ослепительную белизну сосуда. И поэтому, он смотрится так празднично и нарядно.
Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – весёлые и красивые.
Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись!
Самоанализ (взаимооценка) выполненной работы:
1. Что удалось и что не удалось?
2. В чём была трудность?
3. Выполнены ли учебные задачи?
4. Правильность оформления работы (аккуратность, эстетичность).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).
В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...
Методическая разработка урока "Чудо- Гжель"
Материал состоит из теоретического материала и презентации о гжельской росписи,выполненная учениками Хафизовыми Алмазом и Марселем....
Разработка урока по теме: "Сказочная Гжель"
Данный материал включает в себя конспект урока изобразительного искусства на тему "Сказочная Гжель" Урок рассчитан на обучающихся 5 класса. Является логическим продолжением урок...
Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс
Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...
Методическая разработка урока ИЗО по теме "Искусство Гжели" 5 класс
План урока ИЗО по программе Б.М.Неменского для 5 класса по теме "Искусство Гжели"...
разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "Синие цветы Гжели "(ФГОС)
Данный урок разработан по изобразительному искусству в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Предмет ведётся по программе Б.М. Неменского....
разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "Синие цветы Гжели "(ФГОС)
разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "Синие цветы Гжели" по программе Б.М. Неменского....