План урока по изобразительному уроку "Русская вышивка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Гарипова Миляуша Миргасимовна

Цель:

- познакомить учащихся   с элементами древних русских символов на узорах полотенца, с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.;

- формировать практические умения и навыки по выполнению    узора в полосе и симметричного узора;

- формирование умения использовать приёмы композиции при составлении узора;

- создание условий для формирования УУД обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_vyshivka.docx645.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

МБОУ «Джалильская гимназия»

Методическая разработка

 урока по предмету изобразительное искусство

в соответствии с требованиями ФГОС

Тема:

«Русская народная вышивка».

Учитель изобразительного искусства:

Гарипова М.М.

Технологическая карта урока

Авторы, разработчики: Гарипова Миляуша Миргасимовна

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 5

Тип урока: Комбинированный

Тема: «Русская народная вышивка».

Технология построения урока: Индивидуальная.

Время: 45 мин

Методы:

  • По способу подачи информации:

- словесные: беседа, объяснение, инструктаж;

- демонстрационные: демонстрация готового образца;

- практические: выполнение узора в полосе.

  • По видам деятельности учащихся: творческий
  • По управлению деятельностью учащихся:

- эвристическая беседа;

- алгоритм действий.

Педагогические технологии:

- личностно- ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

В ценностно-ориентационной сфере:

  • Осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;

В трудовой сфере:

  • Овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

В познавательной сфере;

  • Овладение средствами художественного изображения;
  • Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;

Метапредметные результаты:

В ценностно- ориентационной сфере:

  • Умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другому восприятию мира;

В трудовой сфере:

  • Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

В познавательной сфере:

  • Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
  • Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти.

Предметные результаты:

В познавательной сфере:

  • умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных образов;
  • диалогический подход к освоению произведений искусства;

В трудовой сфере:

  • Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности.

Цель:

- познакомить учащихся   с элементами древних русских символов на узорах полотенца, с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.;

- формировать практические умения и навыки по выполнению    узора в полосе и симметричного узора;

- формирование умения использовать приёмы композиции при составлении узора;

- создание условий для формирования УУД обучающихся.

Основные термины, понятия: полотенце, вышивка.

Задачи:

  • Образовательные:

- обрабатывать навык работы с красками, фломастерами, соблюдать технику безопасности;

- закрепить навык работы в составлении орнамента;

- совершенствовать знания об окружающем мире (символика цвета в древней вышивке, знаки-символы)

- формировать представления о композиции и о выразительном художественном образе и некоторых путях его передачи: различными способами и приёмами, цветом, расположением узора в симметрии;

  • Развивающие:

- развитие моторики рук;

- развивать логическое и образное мышление, память, внимание через практическую работу;

- развитие стремления к творческой самореализации средствами изобразительной деятельности;

  • Воспитательные:

- воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество;

- формирование чувства радости от результатов коллективной деятельности;

- воспитывать усидчивость, аккуратность.

Оборудование: для учеников: листочки формата А4;  акварельные и гуашевые краски, кисточки,  фломастеры;  для учителя: презентации по теме, на доске -выставка репродукций вышитых полотенец.

Структура занятия.

  1. Психологический настрой учащихся.

Организационный момент. Создание благоприятной рабочей обстановки.

  1. Изучение нового материала
  1. Беседа.
  2. Показ слайдов и сообщение задач.
  1. Практическая работа детей.
  2. Итог. Защита проектов.

Ход урока.

Дети входят в класс.

1. Психологический настрой учащихся.

Организационный момент. Создание благоприятной рабочей обстановки.

-Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.

2. Изучение нового материала.

Вопрос -?. Есть у каждого в квартире,

И побольше и пошире

Вафельное и полосатое

Ворсистое и мохнатое,

Всегда под рукою -

Что это такое?

Ответ. - Полотенце.

Посмотрев на нашу выставку, вы можете назвать тему нашего урока, о чём мы будем говорить?

Ответ – о вышивке на полотенце.

Учитель записывает на доске тему урока:

«Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»

 Вопрос- ? Что такое вышивка?

Вышивкой называют – украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц. Женщины в русской деревне пряли,  ткали, вышивали, даря дивное узорочье всем на радость. Праздничные одежды, скатерти- столешники, края –покрывал – подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или вышитым орнаментом. (слайд 3)

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.

Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой.   В обряд очищения входило, и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Это полотенце называли свадебным.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца.    Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.

 (Дети называют символы – Мать –Земля  , птица-пава, ит.д.)  (слайд 4)

Вопрос : Для чего украшают изделия вышивкой?

Вышивка - это не просто красиво. Научиться понимать язык узоров в вышивке - значит научиться понимать человека, разбираться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.

Посмотрите на репродукции:  обратите внимание, какие цвета используются в вышивке ? (слайд 5)

Ответ : красный, белый, зелёный,черный.

 Основной  цвет красный (символ огня) в народном представлении его значение – прекрасный, красивый ; белый цвет, как символ красоты и чистоты. В вышивке есть и другие цвета, но основные красный и белый.

Помните ли вы из тем прошлых уроков, какие знаки-символы использовались в узорах деревянной резьбы в украшении изб и вышивки на одежде?

Ответ : знаки солнца, земли, воды, древа, матери-Земли Берегини, птицы-павы.

Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком.

Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

visH20.jpg  (слайд6)

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».

visH25.jpgvish8.jpg

Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры (Макошь) с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

50310184_1256476386_018.jpgмакош7.jpg   (слайд 7)

Считалось, что птица приносит добро человеку . Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.

image_id21170w0h0_Russian_Linen_Embroidered_Towel_Tzar-Birds.jpg   (слайд8)

Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

6d81378144.jpgimage001.jpg6d81378144.jpg  (слайд 9)

Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.  (слайд 10)

kr.jpg

Животворящая сила воды (хляби земные и небесные), питающей Землю – в виде зигзагообразных полосок.

rusyzor13.jpg

http://st.stranamam.ru/data/cache/2012aug/21/26/5386697_58850.jpg  (слайд 11)

Практическое выполнение задания.  (слайд 12)

Выполни эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки. Постарайся размерами, цветом выделить главный мотив (древо жизни, женскую фигуру, птиц), дополни его орнаментальными рядами. Эти ряды могут быть выстроены из ритмически повторяющихся знаков-символов (знаки плодородия, птицы, растительные элементы и т.д.).

 Работав материале.

Сообщение ученикам учебных задач при выполнении композиции:

  1.  Соблюдать симметрию (если выбран симметричный узор)
  2. Соблюдать чёткое чередование элементов, если выбран узор в полосе.
  3. Дать самооценку выполненной работы по следующим критериям:

А) целостность композиции

Б) насыщенность цветовых оттенков

В) аккуратность выполнения работы

Физкультминутка. 1.

Учитель (ученики)

Трава маленькая-маленькая. (Делают приседания.)

Деревья высокие-высокие. (Поднимают руки вверх.)

Ветер деревья качает-качает. (Вращаются.)

То направо, то налево наклоняет. (Наклоняются вправо, влево.)

То вверх, то назад. (Потягиваются вверх, назад.)

То вниз сгибает. (Наклоняется вперед.)

Птицы летят-улетают. (Машут руками-«крыльями».)

Ученики тихонько за парты садятся. (Садятся за парты.)       

Творческая практическая деятельность учащихся. (Во время практической работы – целевой обход и консультации учителя).

Самоанализ. Защита мини-проектов.

Законченные работы вывешиваем на доску. Каждый выходит на оценку своих работ по заданным критериям.

Итог урока.

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

- Посмотрите, какие сказочно-волшебные полотенца у вас получились!

- Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эти композиции?

2. Обобщение.  

- Давайте сравним работы: чем отличаются и чем похожи композиции.

-Какие трудности испытали во время работы?

- Что нового мы узнали на уроке? (ответы учеников)

- Чему научились на уроке? (ответы учеников)

- Где в жизни может пригодиться эта техника? (размышления учеников).

3. Уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».

Представлена разработка мини - проекта по изобразительному искусству, рассчитанная  на 3 урока. В  мини - проекте рассматривается последовательность исследовательской работы и работы над про...

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе.Тема: Русская народная вышивка

Тип урока  Открытие новых знанийЦель  Содержательная цель:познакомить учащихся с русской народной вышивкой на основе краеведческого материала;способствовать формированию умения выстраи...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Конспект урока изобразительное искусство  в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...

Урок изобразительного искусства 5 класс "Древние образы в орнаментах русской вышивки"

Представлен сценарий  урока для 5 класса по теме "Древние образы в орнаментах русской вышивки".Учащиеся знакомятся с значением вышивки, цветом ....

Методическая разработка урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.

В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп....

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Русская народная вышивка"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Русская народная вышивка"...

Разработка урока по изобразительному искусству. Тема: "Русская народная вышивка" 5 класс.

Представлена разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе по теме: "Русская народная вышивка".  (По программе Б.М.Неменского)....