Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе.Тема: Русская народная вышивка
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Тип урока Открытие новых знаний
Цель
Содержательная цель:
познакомить учащихся с русской народной вышивкой на основе краеведческого материала;
способствовать формированию умения выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы, выполнять эскизы русских народных рушников, участвовать в проектной деятельности;
научить различать древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл, понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.odt | 35.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Предмет Изобразительное искусство
Класс 5
Учитель Кулушевой Алии Жардемгалиевны
Школа МКОУ СОШ п. Мирный
Раздел Древние корни народного искусства
Тема урока Русская народная вышивка
Тип урока Урок новых знаний
Цель
Содержательная цель:
- познакомить учащихся с русской народной вышивкой на основе краеведческого материала;
- способствовать формированию умения выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы, выполнять эскизы русских народных рушников, участвовать в проектной деятельности;
- научить различать древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл, понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы;
Деятельностная цель:
регулятивные УУД: развивать
- умения в целеполагании,
- в определении последовательности учебных действий и составлении плана;
коммуникативные:
- развивать умение слушать и вступать в диалог,
- участвовать в коллективном обсуждении обозначенной проблемы,
- строить продуктивное взаимодействие в процессе групповой работы;
познавательные:
- развивать умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме,
- формулировать проблему,
- самостоятельно создавать эскиз русского народного рушника,
- анализировать и оценивать результаты своей деятельности;
личностная: воспитывать: любовь к традиционной русской культуре, интерес к искусству мастериц родного края.
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Понять специфику образного языка народной вышивки родного края; приобрести опыт выполнения творческого проекта (украшение полотенца вышивкой) на основе народной традиции, опыт совместной поисковой деятельности, связанной с изучением особенностей украшения рушников своего края. | Самостоятельно определить задачу урока; выявить близость орнамента народной вышивки с памятниками устно – поэтического творчества (народные песни); осознанно выбрать наиболее эффективные способы решения познавательных задач, организовать выставку рушников. | Бережно относиться к рукотворным памятникам старины; реализовать творческие способности, развить наблюдательность, воображение, коммуникативные навыки в процессе совместной практической творческой деятельности. | ||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Орнамент, символика | |||
Методы и приёмы | Эвристическая беседа, наглядный, частично-поисковый, создание ситуаций выбора и успеха, речевых ситуаций, контроля и самоконтроля. | |||
Формы организации учебной деятельности | Индивидуальная, групповая. | |||
Технологии | Элементы критического мышления, информационно-коммуникационная. | |||
Ресурсы | Н. А. Горяева, О. В. Островская «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс; мультимедийное оборудование; ватман А-1, цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы, цветная бумага; экспонаты школьного историко-краеведческого музея (рушники);фонозаписи.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/9a5ddaef-6626-4f55-a0bd-92a4b57de801/78073/?interface=teacher&class=47&subject=34 | |||
Зрительный ряд | Примеры древних русских народных вышитых полотенец Схемы-таблицы с мотивами орнаментов; Таблица с изображением знаков-символов; Иллюстрации с изображением вышитых полотенец; | |||
Литературный ряд | Русские народные пословицы | |||
Музыкальный ряд | Народные мелодии |
Организационная структура урока | |||||||||||||
№ эта па | Этап урока | Деятельность | ЭОР | УУД | Время | ||||||||
учителя | учащихся | ||||||||||||
1 | Организационный | Приветствие учащихся. | Приветствуют учителя. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | 1 мин | ||||||||
Мотивация учебной деятельности | Мы продолжаем путешествие в увлекательный мир русского народного творчества. | ||||||||||||
2 | Актуализация знаний | Учитель демонстрирует созданный учащимися на предыдущем уроке рисунки, демонстрирующий внешнее и внутреннее украшение крестьянской избы, предметы быта. Беседа. - Зачем люди украшали свои жилища? - Какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве? Можно ли сказать, что он служит только украшением? - Чем на протяжении многих веков женщины украшали тканые изделия, одежду? Сформулируйте тему нашего урока. (Слайд 1.) Вторую часть темы вы назовёте, послушав отрывок из народной песни: «И в дорогу далеку ты меня на зори провожала, И рушник вышиваный на счастье, на долю дала». «Вышиваный рушник», или, другими словами, речь пойдёт об украшении полотенец вышивкой. - Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Определение целей урока (Слайд 2) | Участвуют в беседе и целеполагании. - Для привлечения сил света, добра, защиты от злых сил. - Нет, ещё декор имел символическое значение, выступал в качестве оберега. - Вышивкой. - «Русская народная вышивка». Цели (определение целей по предложенным глаголам): 1.Выяснить назначение полотенец. 2.Узнать, какими узорами украшались полотенца. 3.Применить полученные знания на практике. | Компьютер, проектор для просмотра презентации | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. | 3 мин | |||||||
3 | Первичное усвоение знаний | Словарная работа. - Прочитайте слова (Слайд 3): Пристен, утиральник, занавес, обыденник, утренник, рукотёр, набожник, крючковое, зеркальное, стеновое. - Что объединяет эти слова? - В некоторых областях РФ полотенца до сих пор называют «рушниками». Сообщение учителя. - Полотенце сопровождало человека в течение всей жизни вплоть до самой смерти. Когда ребёнок рождался, его закутывали полотенцем. Утром умывались родниковой водой, и после непременно использовали чистое полотенце. На свадьбах были специальные полотенца, украшенные вышитыми птицами, ведь образы птиц символизировали счастье. И в последний путь человека тоже провожали полотенца, на них опускали в могилу. - В нашем школьном музее сохранилась коллекция полотенец, вышитых мастерицами нашего поселка. Подойдите к мини-выставке и вспомните о музейных экспонатах Сообщение 1. Рушник «Хлеб да соль». (Слайд 8) Он около трёх метров длиной, празднично украшен, вышивка с обеих сторон одинакова. Выполнен в красно-чёрной гамме. Внимательно рассмотрите представленные экспонаты и скажите, что заметили общего, повторяющегося в украшении полотенец? | Участвуют в словарной работе. «Посещают» мини-выставку, рассматривают экспонаты. Отмечают повторяющийся узор, преобладание красного цвета. | Компьютер, проектор для просмотра презентации | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; общеучебные:знаково-символические – моделирование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | 8 мин | |||||||
4 | Первичная проверка понимания | - Узор, построенный на ритмическом чередовании геометрических или изобразительных элементов, называется орнаментом. (Слайд 11). (Слайд 12) Виды орнамента. - Символика – выражение отношения к миру с помощью условных знаков, символов. (Слайды 14-20) - Очень часто на полотенцах вышивали древо жизни – символ никогда не прекращающейся жизни на Земле. (Слайд 20) Символичен был и цвет: Красный цвет – символ жизни, красоты, силы; (Слайд 21) Белый – символ света, чистоты;Слайд 22) Чёрный – символ плодородия, земли.
Мы устали, рисовали наши рученьки устали, мы немного потрясем, и опять творить начнем. Мы устали, рисовали наши глазоньки устали, мы немного поморгаем и опять учиться станем. | Отмечают особенности изображений на вышитых рушниках. Знакомятся с основными понятиями: орнамент, символика. | Компьютер, проектор для просмотра презентации | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли; умение находить несколько вариантов решения проблемы. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели. | 9 мин | |||||||
5 | Первичное закрепление | Техника безопасности при работе с ножницами
Переходим к практической части урока, где нам предстоит украсить полотенце, используя полученные знания. Работать будем индивидуально. Определим план работы по выполнению творческого проекта «Украшение полотенца вышивкой»: (Слайд 24) 1 Выполнение задания: – раскрашивание готовых шаблонов: дерева жизни, цветов, птиц – выполнение полосок с орнаментом для украшения рушника; – выполнение кружев из белой бумаги 2 Сборка элементов полотенца. 3. Коллективное обсуждение работ 4. Подведение итогов работ. | Выполняют практическое задание. При необходимости обращаются к учителю за помощью. Составляют план работы под руководством учителя. | Компьютер, проектор для просмотра презентации | Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, логические: построение логической цепи рассуждений, УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем. Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог; умение договариваться; умение запросить недостающую информацию у учителя. Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | 20 мин | |||||||
6 | Контроль усвоения | - Проекты«Украшение полотенца вышивкой» выполнены. Ваши полотенце займёт достойное место в мини-выставке. - Все ли задачи, поставленные вами, выполнены? - Каково было назначение полотенец в жизни наших предков? - Какими орнаментами украшались полотенца и что они символизировали? | Защита проекта. Самооценка деятельности. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. | 2 мин | ||||||||
7 | Рефлексия | Сколько мудрости в народных пословицах и поговорках! Выберите ту пословицу или поговорку, которая нравится вам и созвучна вашему участию в учебной работе (Слайд 29): Землю солнце красит, а человека труд. Только после доброго труда наступает добрый отдых. Самое дорогое то, что сделано своим трудом. С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся. | Компьютер, проектор для просмотра презентации | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция. | 2 мин |
Домашнее задание стр.44-49 учебника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по изобразительному искусству: "Сказочная страна. Иллюстрирование русской народной сказки"Маша и медведь".
Как можно помочь ребенку найти себя и поверить в свои возможности? Ответ- с помощью творчества! Театрализованное представление расширяет кругозор детей, создает особую атмосферу. Интегриров...
урок по изобразительному искусству 8 класс. тема: "Тверские кружева"
Урок построен на использовании материалов по Тверскому краю, школьного краеведческого музея, работ ильинских мастериц. Творческая работа учащихся выполнена в технике граттаж....
План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 4 класса "Народные праздники"
Нестандартный урок направлен на развитие мыслительных способностей учащихся и навыков научно - исследовательского поиска....
Конспект урока по изобразительному искусству. 5 класс. Тема "Особенности древнегреческой керамики"
План-конспект урока изобразительного искусства в 5 классе ...
Урок по изобразительному искусству. 6 класс , тема "Натюрморт -цветок физалиса"
Технологическая карта урока по изобразительному искусству разработана для 6 касса по теме: "Натюрморт- цветок физалиса". В технике живопись акварель по мокрому на смятой бумаге.Разработала у...
Разработка урока по изобразительному искусству для 5 класса "Русский народный орнамент"
Мир крестьянина был заполнен красочным цветением росписи, резными узорами, вышивками и затейливыми кружевами. Они доставляли людям радость и имели символическое значение. Их дарили на свадьбу, но...