Урок изобразительного искусства 5 класс "Древние образы в орнаментах русской вышивки"
план-конспект урока (изобразительное искусство, 5 класс) по теме

Колчина Елена Ивановна

Представлен сценарий  урока для 5 класса по теме "Древние образы в орнаментах русской вышивки".Учащиеся знакомятся с значением вышивки, цветом .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока " Древние образы в орнаментах русской вышивки"

Цели и задачи:

Закрепление знаний о русском костюме,сформировать знания об особенностях и значении русской народной вышивки;

Способствовать творческому подходу и исследованию народной обрядности и их отражению в традиционном костюме;

Способствовать воспитанию у учащихся интереса к русскому фольклеру, воспитание духовной  культуры и уважение к труду русских мастериц

Оборудование: раздаточный материал-изображение комплектов русской одежды;таблица на доске;

Презентация - материал с образцами русской народной вышивки

Проектор, экран

Музыкальное  сопровождение: народная музыка

Для учащихся:рабочая тетрадь ,учебник

 Сценарий урока:

1.Введение в тему урока

-Язык орнамента является самым древним языком ,   задолго до письменности .Орнамент, узоры, которыми человек украшал свой быт, служил не только для красоты, наверное , он нес в себе какую-то информацию? Это сегодня нам и предстоит выяснить.

    Русские вышивки.Какие вещи украшались ими?А главное , зачем и что они означали.

2.Актуализация опорных знаний.

Работа в группах.

-Какие предметы и вещи  украшены вышивкой?(наглядное пособие "русский костюм")

(Учитель раздает изображение русских комплектов)

-Что вы можете рассказать об изображенной женщине по костюму?Определите где она проживала,семейное положеие(.Назвать детали костюма используя таблицы)

3.Формирование новых знаний

-Народная вышивка была связана с древними обычаямии обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки с 13-15  годам должны были приготовить себе приданое.Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные  уборы,  подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников женихи изделиями своей работы. Перед свадьбой  устраивали выставку приданого, которое должно было  свидетельствовать  о мастерстве и трудолюбии невесты.

-Каждая вышивка имела свое назначение.

-Посмотрите на рубаху-элемент русского костюма.

-Где располагалась  вышивка?

Вышивка располагалась на местах  соприкосновения тела  человека с внешним миром ( по вороту, рукавах,  подолу и выполняла роль оберега)

(Надпись на доске) Зачем? Оберегали

-В середине прошлого столетия  еще был жив обряд "чтения узоров".В одном из  сел собирались девушки в лучших своих нарядах.Одна на  другую  надевали  четыре -пять рубах  с затейливыми узорами , что  шли от подола до груди.Затем - сарафан , поверх  него - три -четыре нарядных передника.Пришедшие на праздник парни  выбирили себе в провожатые старую женщину и с ней  подходили к разряженным девушкам.Женщина показывала их передники и подолы рубах,  поясняя при этом  значение узоров. Парни же по вышивкам судили о трудолюбии и способностях девушек.

- Попробуем и мы прочитать узоры.

Наши предки  крестьяне были земледельцами и такими символами  изображали плодородие Земли.

-Попробуйте определить , что могут обозначать эти геометрические элементы, на что они похожи?

(На доске изображаются геометрические элементы)

В форме ромба,круга, розетки  изображалось солнце - символ тепла,жизни.Наиболее распространенные элементы орнамента :ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки.

-Теперь попробуйте прочитать орнамент в вышивке.Возможно земледелец просил  этим орнаментом - "Пусть пойдет дождь".

-Крестьянина волновало плодородие земли.Обычно символы земли изображали на подоле рубахи нижней части одежды. Считалось , что касаясь  земли подолом рубахи , женщина получала жизненые силы, а вышивка с символикой плодородия давали земле плодородные силы.

-Стилизованный женский образ с поднятыми руками , что выражает?

-Этот мотив имеет  древнее происхождение.По представлениям наших предков земля  была живым существом . Подобно человеку , на зиму земля засыпала, а с первыми лучами солнца возрождалась, пила талые воды, расцветала и родила подобно женщине добрый урожай.

-Как вы думаете , что означает изображение птиц  ?

Прилетела пава,

села на лаву,

Распустила перья

Для  всякого зелья

    -В русской деревне  был обычай. По весне девушки  шумной толпой шли за околицу. Там, подняв к небу руки , они пели песни-веснянки и заклички,зазывая " птиц-ластушек", которые должны были принести в их края весну - красну.С образом птиц в народе было связано предстваление о свете и тепле.Верили, что с их прилетом приходит на землю весна.

Надпись на доске: оберегали, заклинали, призывали, просили

   -Ребята , вы обратили внимание на цвет вышивки?

-Почему именно красный?

Это наиболее древнее сочетание в русской вышивке - белый, красный. Красный цвет символ земного плодородия и самого солнца.

Вывод.

Итак, мы сегодня познакомились с древними образами использовавшимися русскими мастерицами в вышивках.Вернемся мысленно к началу урока.Нам необходимо было выяснить, зачем и что означали эти орнамены?Обращаемся к записи на доске.

( Оберегали человека.Через узоры они призывали, просили, произносили заклинания и верили, что это им поможет).

Практическая  работа.

-Ребята, вы догадались,с чем   будет  связано сегодня практическое задание?

-Вспомните особенности изображения орнамента(повторение и чередование элементов)

Дети выполняют эскиз орнамента.

Анализ работ.

Релаксация .Продолжи фразу -Русская народная вышивка......

Д.задание :завершить работу по теме "Праздничный народный костюм" изобразив узоры вышивки на деталях одежды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"

5 класс.  Цель: Сформировать понятие о Дымковской народной глиняной игрушке, традициях формы и росписи. Формировать навыки работы художественной росписи....

Урок изобразительного искусства "Древние образы в декоративном искусстве Китая"

Это урок - путешествие в неизведанный, загадочный Китай, знакомство с самым ярким древним образом этой страны Драконом.Это урок - практикум, где можно ощутить себя настоящим китайским живописцем...

Конспект урока изобразительного искусства "Сатирические образы человека"

Технологическая карта и презентация к уроку по теме "Сатирические образы человека"....

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Убранство русской избы"

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Убранство русской избы"....

Открытый урок изобразительного искусства в 5 классе Орнамент

Декоративно – прикладное творчество - это часть культурного наследия страны. Педагоги общеобразовательных школ уделяют особое внимание изучению этого направления в образовании школьников....

Урок изобразительного искусства "Древние образы. Единство формы и декора в народных игрушках"

Цель урока: Дать представление учащимся о русской народной игрушке, её разнообразии и цветовом решении.Задач урока:         способствовать формированию у учащихся образного пр...