Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
Представлена разработка мини - проекта по изобразительному искусству, рассчитанная на 3 урока. В мини - проекте рассматривается последовательность исследовательской работы и работы над проектом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_mini.docx | 723.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка мини- проекта
по изобразительному искусству для учащихся 7 класса
по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах
русской народной вышивки».
Задачи проекта:
- Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
- Познакомить обучающихся с традиционной крестьянской вышивкой – хранительницей древнейших образов и мотивов.
- Воспитание художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.
- Развитие познавательного интереса, творческих способностей в процессе изучения и создания эскизов изделий с использованием элементов русской народной вышивки.
Актуальность темы:
В последние десятилетия сформировано отношение к традиционному прикладному искусству как к архаике, что совершенно неправильно. Оно веками создавалось для России, ее прославления и необходимо сегодня для возрождения памяти народа о всех наших предыдущих поколениях.
Русское прикладное искусство — от расписной ложки до паутинного кружева — несет в себе основные черты непрерывающейся исторической художественной традиции, основанной на преемственности поколений и воплощенной в высокохудожественных изделиях как результате уникального духовного и ручного труда. Среди множества форм художественных народных промыслов- вышивка является самым доступным и любимым. Произведения народных мастериц несут в себе историческую память народа, хранят его представления о мире, человеке, красоте и добре.
Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в городской быт, одежду горожан. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам.
- Урок
1.Информационный этап.
Просмотр слайд- шоу на тему «Русская народная вышивка». Коллективная выработка гипотезы: каждый из элементов вышивки имеет своё значение, а вышивка целиком несёт в себе зашифрованный смысл.
2.Плановый этап
Проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеям. Определяются цели, задачи, структура и форма групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы. Класс разбивается на несколько поисковых групп. Каждая из групп выбирает себе символы вышивки, связанные с одной из стихий: солнце (огонь), вода, воздух, земля, а также символы, связанные с изображением растений, птиц и животных, людей. Одна из групп будет исследовать значение цвета в вышивке.
К следующему уроку каждая из групп должна представить доклад или презентацию по выбранной теме. Обсуждается, где можно найти интересующую информацию ( в Интернете, в библиотеке, в музее).
Итогом проекта будет эскиз рубахи или сарафана с русским народным узором, значение которого нужно уметь расшифровать. В заключение 1 – го урока ребята по группам изображают на листе формата А2 контур будущей рубахи или сарафана. Для справочного материала используются таблицы на доске.
- урок.
3.Поисковый этап.
За неделю каждая из групп нашла и оформила материал по заданной теме. Урок начинается с отчётов групп. В ходе отчётов выясняется, что символы в вышивке делятся на геометрические, растительные, орнитоморфные, зооморфные и антропоморфные.
Геометрический орнамент – это солярные знаки (знаки Солнца), ромбы, квадраты, кресты, розетки, спирали.
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.
Растительный мотив - различные изображения древа жизни, а также других растений.
Первый сюжет русской народной вышивки– дерево, оно– и древо, и древо мира, и древо познания, и модель мира. Мы говорим –корни памяти, корни истории, корни рода. Мы говорим – древо рода, родословное древо. Дерево участвует в нашей жизни не только служа нам жилищем, давая плоды, украшая наш дом. Дерево – это образ мира и образ мышления. Дерево являло собой мироздание. Корни – это знак подземного мира, стволу соответствует земной мир, а кроне – небо
Орнитоморфный мотив - изображение петухов, павлинов, уток и др. Птица– один из самых распространенных образов русского народного искусства. На вышивках она чаще всего включается в общую композицию с женской фигурой или деревом. Это знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета– петух поет на рассвете, когда восходит солнце. Две птицы голова к голове – символ счастливого брака, поэтому этот сюжет столь част в ритуальной женской одежде .Птицы на полотенце– знак памяти об усопших, символ души, вестницы иного мира. Они же знак хорошего урожая.
Зооморфный мотив – частым сюжетом русской вышивки является конь. Конь был наделён божественной силой и считался знаком солнца и неба. Конь, конник, колесо– равнозначные знаки солнца и тепла. Конники – знаки и времен года, знаки равноденствий, зимнего и летнего, которые отмечал народ праздниками и обрядами. Также встречались изображения животных : олень, лось, лев, барс и т. д.
Антропоморфный - самым распространённым мотивом являются женские фигуры или полуфигуры. Они очень схематичны. Голова даётся в виде ромба, треугольника, многогранника, розетки или звезды. Иногда подчёркивается головной убор рогатый, конический или треугольный. Нижняя часть фигуры - неизменной расширяющейся книзу клиновидной формы, более или менее приближающейся к треугольнику. Внутри форма часто бывает заполнена изображениями солнечных знаков. Путём сличения народной вышивки с подобными же древними изображениями на керамических и металлических изделиях, добытых при раскопках, установлено, что эти женские фигуры являются олицетворением одного из женских божеств древнего славянского культа, чаще всего Земли- Матери. Один из распространённых сюжетов – трёхчастная композиция расположения женских фигур. Она имеет два основных варианта .На одних вышивках персонажи поднимают руки вверх, к небу, на других подчеркнуто опускают руки к земле, вниз. Поднятые вверх руки персонажей вышивки несут «идею встречи» небесной благодати. Опущенные вниз руки центральной фигуры вышивки обращены к земле, дающей урожай. Такая последовательность повторов фигуры женщины напоминает многократную молитву на урожай.
4. Обобщающий этап
Производится обработка полученной информации .Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение в группах. На основе самостоятельно собранной и услышанной информации, учащиеся приступают к созданию эскиза вышивки для рубахи или сарафана.
На этом уроке необходимо определить места расположения вышивки, сделать разметку карандашом, а затем максимально точно и постараться построить свой вариант орнамента. Задание на дом: обосновать места для расположения орнамента и сам орнамент, достроить орнамент в карандаше.
- урок.
5.Работа над проектом.
К началу урока орнамент в карандаше у всех групп достроен. Работа выполняется фломастерами в цвете. На работу отводится 15 – 20 минут урока. После этого начинается защита проектов.
6.Представление и защита проектов.
Каждая группа представляет свой вариант орнамента для рубахи или сарафана, обосновывает значение созданного орнамента, выбор места его расположения. Вывод: гипотеза верна. Орнамент имеет символическое значение.
7.Подведение итогов.
Анализ и самоанализ работы над проектами. Выставление оценок.
Литература:
1. Воронов В.С. О крестьянском искусстве. – М., 1972. – 160 с.
2. Дурасов Г.П. Каргопольские народные вышивки-месяцесловы // Советская этнография. – 1978. – № 3. – 140 с.
3. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник: Труды Института этнографии. 1992. Т. 81. (Новая серия). – 200 с 4. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. – М., 1990. – 316 с.
5. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М. : Наука, 1978. – 207 с.
6. Наряд русской крестьянки: [Электронный ресурс] rosdesign.- 2008
7. Русский народный женский костюм: [Электронный ресурс] letopisi.- 2007
ПРИЛОЖЕНИЕ:
ЗНАКИ
1)Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, "хляби небесные" - горизонтальными.
2) Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.
3) Квадрат (или ромб), поделенный крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия.
4) Колокрес (крест в круге). Знак Солнца. преграда и отвращение зла, знак закрытости.
5) Крада ("решетка") – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костер.
6) Крес (равносторонний крест: прямой или косой) – знак Огня (и Бога Огня - Агуни).
7) Месяц – Знак луны, месяца. Известны подвески "лунницы".
8) Петушиный гребень с семью выступами – знак Огня.
9) Рог изобилия. Знак богатства, изобилия.
10) Ярга (свастика). Иначе – коловорот. Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга – знак Солнца (и, соответственно, Богов Солнца: Хорса, Даждьбога и др). По направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак темного Солнца (солнца Нави). Солнце Яви – благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави – разрушительная Сила. Согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название. Мы знаем, что Солнце ночью не находится под Землей, но в наличии разрушительного аспекта у Солнца трудно усомниться... Есть две трактовки определения направления вращения знака; традиционная, насколько мне известно, такова: концы лучей загибаются против направления вращения.
11) Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
12) Спираль - символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая - сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира - если цвет красный, белый или же черный.
13) Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.
ЦВЕТА
1)Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.
2) Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).
3) Зеленый – Растительность, Жизнь.
4) Черный – Земля.
5) Золотой – Солнце.
6) Синий – Небо, Воды.
7) Фиолетовый редко встречается в русской вышивке.
БОГИ
Женщина с поднятыми ладонями: Макошь.
С опущенными : Лада.
Чаще всего они изображены с оленями по бокам. Богини эти отождествлялись с двумя северными созвездиями — Большой Медведицей и Малой. Как известно, на Руси эти созвездия раньше звались Лосиными.
ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА
1) Бык – знак Велеса.
2) Волк – знак Ярилы.
3) Ворон - знак мудрости и смерти, Велеса.
4) Дерево – знак жизни и плодородия; или – Мироздания (Мировое Древо).
5) Змей – знак Земли, мудрости, Велеса. Связан с Нижним Миром.
6) Конь – знак Солнца, Солнечных Богов.
7) Лебедь – знак Мары, смерти, зимы.
8) Медведь – знак Велеса.
9) Олениха (важенка) или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц).
10) Орел – знак Грома, Перуна.
11) Петух – знак Огня, Агуни.
12) Сокол – знак Огня, Агуни. Есть мнение, что "трезуб" (герб Рюриковичей и современной Украины) – стилизованное изображение сокола в полете.
13) Кукушка – знак жизни, Живы.
14) Козел – знак плодородия, плодовитости.
15) Свинья – знак плодородия, изобилия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Молодёжь за здоровый образ жизни»
Создание доступной психолого-педагогической помощи школьникам, направленной на профилактику злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде....
Проект "Сегодня модно здоровый образ жизни"
Данный проект помогает актулизировать тему здорового образа жизни, спорта....
Социальный проект "Мы выбираем здоровый образ жизни"
Миссия проекта, заключается в повышении эффективности формирования у школьников понятия ценности здоровья.Проект предлагает решить проблему низкого уровня побуждений школьников к ведению здорово...
Социальный проект"Мы-за здоровый образ жизни"
Цель проекта:формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психического здоровья ...
Исследовательский проект "Спорт - основа здорового образа жизни"
Предмет "Физическая культура" предусматривает не только активные занятия спортом, но и интеллектуальную деятельность....
ПРОЕКТ "МЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!" РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПЫЛИ В ВОЗДУХЕ КЛАССНОЙ КОМНАТЫ.
Цель работы: определение фактической концентрации пыли в воздухе классной комнаты и оценка вредности запыленности....
Социальный проект "Мы за здоровый образ жизни"
Цель: формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психического здоровья школьников....