Рабочая программа и КТП по искусству 9 класс, УМК Критской Е.Д.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс) по теме
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника: «Искусство 8-9 классы», Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Москва, Просвещение, 2016 год.
Данная программа разработанав рамках интегрированного учебного предмета «Искусство» для 9 класса по авторской программе Е.Д. Критской, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_iskusstvo_muzyka_i_izo_9kl._2017-2018.docx | 137.65 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание………………………………………………………………….….…1
Пояснительная записка……………….……………………………………...…...2
Содержание дисциплины………………………………………………………....2
Требования к уровню подготовки обучающихся……………………………….15
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся………...19
Календарно-тематическое планирование……………………………………….22
Перечень учебно-методического обеспечения………………………………….38
Технические и программные средства обучения………………………………..38
Список литературы……………..………………………………………….…...…40
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального компонента государственного основного общего образования по искусству, утвержденного приказом Минобразования от 05.03.2004 г. № 1089
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ст. 7.9.32);
- Образовательной программы ГБОУ средней школы № 187 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год;
- Учебного плана ГБОУ средней школы № 187 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2017 -2018 учебный год;
- Годового календарного учебного графика на 2017-2018учебный год;
- Обязательного минимума содержания основного общего курса в предметной области «Искусство».
- Разработана на основе авторской программы среднего общего образования для учащихся общеобразовательных учреждений по искусству «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Москва, Просвещение, 2016 год.
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника:
«Искусство 8-9 классы», Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Москва, Просвещение, 2016 год.
Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство (Музыка и ИЗО)» для 9 класса, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений. В соответствии учебным планом в 9 классе на учебный предмет «Искусство (Музыка и ИЗО)» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание изучения курса «Искусство (Музыка и ИЗО)» в основной школе является итогом первого этапа эстетического развития личности и представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования. Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций, развитие эстетической культуры, развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству. Таким образом, базовыми компетенциями в области «Искусство (Музыка и ИЗО)» являются эмоциональная и эстетическая компетенции. В стандартах второго поколения, на основе которого создана программа интегрированного курса «Искусства», под компетенцией понимается общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция – это «знание в действии», способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.
Теоретико-методологичекой основой программы является современные концепции в области:
- эстетики (Ю.Б. Борев, Н.И.Киященко, Л.Н. Столпович, Б.А. Эренгросс и др.); культурологи (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.М.Лотман, А.Ф.Лосев и др.);
- психологии художественного творчества (Л.С.Выготский, Д.К. Кирнарская, А.А. Мелик-Пашаев, В.Г. Ражников, С.Л. Рубинштейн и др.);
- развивающего обучения ( В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.);
- художественного образования (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Л.М. Предтеченская, Б.П. Юсов и др.);
- интеграции (психолого-педагогическая концепция основ интеграции, разработанная Ю.А. Самариным; теория интегративно-тематического подхода к уроку Г.Ф. Федорца; интеграционный подход в обучении (Ю.М. Колягин), рассматривающий интеграцию как цель и средство обучения)
Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействие на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование учений и навыков художественного самообразования.
Формы организации образовательного процесса:
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом все науки» (Л.В.Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.
Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино и концертных залов.
|
|
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
Методы и приемы организации урока:
Основным методом организации урока является метод художественно-педагогической драматургии. Нельзя построить урок, не сформулировав его цели и задачи. Замысел композиции урока, реализованный в последовательном, точном развитии проблем, переходящих из одной в другую, - это и есть то, за чем будет на уроке следить ученик, что будет волновать его воображение, чувства, мысль. В драматургии эта особенность композиции называется «сквозным действием». «Сквозное действие есть сценическое выражение этой мысли, ради которой поставлен спектакль» (Г.А.Товстоногов).
Искусство передает жизнь в движении. Закон искусства требует передать это движение, развитие как процесс, имеющий свои истоки, кульминацию и завершение.
Определив то главное, что должен понять и с чем должен уйти ученик с урока, учитель выявляет композиционный центр урока, или его кульминацию. В.И.суриков, имея в виду композиционное решение в живописи, говорил, что автору важно прежде всего нащупать «узел композиции», «узел идеи». Итак, движение в уроке выглядит следующим образом:
- Экспозиция – ситуация, из которой впоследствии «вырастет» проблема, а ее разрешение приведет к кульминации; настрой на восприятие того, что предстоит увидеть на уроке. Экспозиция готовит завязку.
- Завязка и создание проблемной ситуации. Завязка – это явление, событие, факт, который служит толчком к возникновению конфликта.
- Формулирование проблемы.
- Разработка.
- Кульминация – это «узел композиции урока», «узел его главной идеи». Она максимально заостряет конфликт. В этот период урока определяются те нравственные, идейные, эстетические выводы, к которым должны подвести учащихся.
- Развязка – это решение выдвинутых проблем, ответы на вопросы, формулирование выводов.
- Последействие – этап урока, который не имеет конца, т.к. это волнение, воображение, размышления над жизненно важными вопросами, которые продолжаются и после урока.
Дополнительными методами организации урока могут быть:
- Приемы театральной педагогики;
- Переведение художественного образа с одного языка искусства на другой;
- Составление ассоциативных рядов;
- Подбор интонационно родственных произведений искусства;
- Создание эмоциональной палитры произведения искусства;
- Анализ интонационно-образного строя произведения;
- Оживление персонажей;
- Описание художественного образа прилагательными, выражающими настроение, внутреннее состояние, психологическую характеристику;
- Моделирование образа по предложенным смысловым аспектам;
- Создание автопортрета цитатами произведений искусства;
- РАФТ;
- Описание в заданной форме;
- Формальный анализ;
- Сравнительный анализ;
- Составление таблиц;
- Сравнение и сопоставление произведений, близких по тематике, мотивам, сюжетам;
- Развивающие дидактические задания (по Н.К. Винокуровой):
- логические пары
- четвертое лишнее
- интегративный вопрос и др.
- Составление опорных конспектов;
- Другие
Технологии организации учебного процесса (варианты):
- технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова;
- технология личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской, Ш. Амонашвили и др.;
- технология проблемного обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер и др.), что позволяет педагогу развивать познавательные и творческие способности учащихся;
- Технология «Творческие мастерские»
- технология развития критического мышления через чтение и письмо (С. Уолтер, Ч. Темпл и др.);
- Технология «Дебаты»
- технология уровневой дифференциации;
- коллективные способы обучения;
- метод проектов (И. Чечель). Реализация типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п.;
- кейс-метод (Гарвардский университет);
- ИКТ и др.
Отличительной особенностью данной программы является возможность реализации метапредметной программы «Развитие УУД» Программа предполагает развитие информационной культуры учащихся, что позволяет рассматривать и изучать одни и те же объекты, явления и события искусства с различных точек зрения. Таким образом, учащиеся погружаются в информационно-культурное пространство.
Построенная таким образом программа представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую формирование эмоционально-ценностного отношения к миру и развитие эстетической культуры через организацию учащимися самостоятельной или совместной деятельности с учителем, родителями, учениками.
Основные содержательные линии при изучении искусства: роль и место искусства в жизни человека и общества, художественный образ и его специфика в различных видах искусства; виды и жанры, стили и направления в искусстве; история искусства различных эпох (первобытное искусство, искусство Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Просвещения; общая характеристика искусства XIX в.); искусство народов России и мировой художественный процесс; искусство XX в.; новые виды искусства (кинематограф, телевидение, компьютерное искусство и его эстетические особенности).
При изучении курса «Искусство (Музыка и ИЗО)» большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и видов искусства; применять художественно-выразительных средства различных видов искусств в своем творчестве.
Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенных согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности. Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. На изучение регионального компонента возможно выделение 10 – 15 % времени инвариантной части базисного учебного плана, отводимого на образовательную область «Искусство (Музыка и ИЗО)» , и часов из его вариативной части.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретации учителем и учащимися.
В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.
Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.
Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания – выявление функций искусства:
- познавательно-эвристической
- коммуникативно-семиотической
- эстетической
- ценностно-ориентирующей
- социально-организующей
- практической
- воспитательной
- зрелищной
- внушающей
- гедонистической и др.
Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства, с учетом того что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.
На конкретных художественных произведениях (музыкального, изобразительного искусства, театра, литературы, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).
Таким образом, содержание программы дает возможности реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Тематическое содержание курса:
9 класс (34 часа)
Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9 часов)
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Примерный художественный материал:
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т.п.).
Протест против идеологии социалистического строя в авторской песне, рок-музыке.
Изобразительное искусство:
Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты.
Храмовый синтез искусств.
Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др.
Искусство Великой Отечественной войны (живопись А.Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.).
Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаика, граффити).
Музыка
Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека).
Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.
Музыкальная классика и массовые жанры (Л.Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни).
Песни военных лет и песни на военную тему.
Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.)
Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Образцы авторской песни (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы).
Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).
Литература:
Произведения поэтов и писателей 19-20 вв. (Л.Толстой, Б.Пастернак, И.Шмелев и др).
Поэзия В. Маяковского.
Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.
Экранные искусства, театр:
Рекламные видеоклипы.
Кинофильмы 40-50-х гг. ХХ в.
Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном и негативном виде.
Создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
Подбирать и анализировать различные художественные произведения, использовавшиеся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (7 часов)
Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Примерный художественный материал:
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Изобразительное искусство:
«Купание красного коня» К. Петров-Водкин
«Большевик» Б.Кустодиев
«Рождение новой планеты» К. Юон
«Черный квадрат» К. Малевич
«Герника» П. Пикассо
Произведения Р. Делоне, У. Боччони, д. Балла, Д. Северини и др.
Живопись символистов (У. Блейк, К. Фридрих и др.).
Музыка:
Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др.
Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор).
Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Э. Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.М. Жарр и др.).
Авангардная музыка: додекофония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Ч. Айвз и др.).
Рок-музыка
Литература:
Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).
Экранные искусства, театр:
Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» Х. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессонна, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра), в котором есть скрытое пророчество будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление собственного прогноза будущего средствами какого-либо вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция. (11 часов)
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Примерный художественный материал:
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.
Изобразительное искусство:
Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Афинский Акрополь, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.); монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальоне и др.); предметы мебели и посуды.
Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
Монументальная живопись и декоративная скульптура. Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика.
Музыка:
Музыка в окружающей жизни, быту.
Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.
Музыка в звуковом и немом кино.
Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений – по выбору учителя).
Литература:
Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М.Салтыков-Щедрин, Н. лесков, П. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.Б. Мольер и др.)
Экранные виды искусства, театр:
Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Деми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна, «Обыкновенное чудо» (пьеса Е.Шварца, фильм М.Захарова, музыка Г.Гладкова, мюзикл И.Поповски), мультфильм «Адажио» Г.Бардина и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового назначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Создавать украшения или эскизы украшений предметов быта, с использованием средств компьютерной графики.
Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта, конкурса, фестиваля искусств. Создавать их художественное оформление.
Проведение исследования на тему «Влияние классической/популярной музыки на состояние комнатных растений и домашних животных».
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя (7 часов)
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Примерный художественный материал:
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.
Изобразительное искусство:
Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке, золотого сечения в разных видах искусства; «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи, эскиз к гравюре «Адам и Ева» А. Дюрера, геометрическое построение Адама.
Изображения различных представлений о системе мира в графике.
Декоративные композиции М. Эшера.
Музыка:
Миниатюры, произведения крупной формы.
Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя).
Искусство в жизни выдающихся людей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).
Литература:
Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев – из программы по литературе по выбору учителя).
Экранные искусства, театр:
Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гиббсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Исследовательский проект Создание компьютерной презентации, видео- и фотокомпозиций, театральных постановках, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, в проведении конкурсов чтецов, музыкантов и др.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Личностными результатами изучения искусства являются:
- развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
- оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
- аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
- использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном исполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
- участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
- сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Выпускники научатся:
- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
- организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;
- мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство (Музыка и ИЗО)» являются:
в сфере познавательной деятельности:
- освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
- знание основных закономерностей искусства» усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
- устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
- различать изученные виды и жанры искусств;
- описывать явления искусства, используя специальную терминологию;
- классифицировать изученные объекты и явления культуры;
- структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников.
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
- формирование потребности в общении с искусством и способности воспринимать эстетические ценности;
- формирование художественного вкуса как системы ценностных ориентаций личности в мире искусства;
- представление основных закономерностей истории культуры и системы общечеловеческих ценностей;
- осознание ценности художественной культуры разных народов и места в ней отечественного искусства;
- уважение к культуре другого народа, освоение духовно-нравственного потенциала, аккумулированного в произведениях искусства, выявление идеалов эпохи, передаваемых через явления художественной культуры)
в сфере эстетической деятельности:
- эстетическое восприятие, способность воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства;
- видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности, умение понимать условность изображения и механизм визуализации, говорить языком изобразительных форм;
- создавать условные изображения, символы, понимать особенности разных видов искусства)
- развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;
- определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.
в сфере коммуникативной деятельности:
- формирование коммуникативной, информационной и социально-эстетической компетентности;
- культура презентаций своих творческих работ в различных формах и с помощью технических средств;
- диалоговые формы общения с произведениями искусства, умение выстроить диалог с художественными явлениями прошлого для понимания их значимости для современности.
в трудовой сфере:
- применять различные художественные материалы, использовать выразительные средства искусства в своем творчестве как в традиционных, так и в инновационных (информационных) технологиях.
Выпускники основной школы научатся:
- воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
- понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
- описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
- структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
- организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;
- мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
Выпускники получат возможность научиться:
- представлять систему общечеловеческих ценностей;
- осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства;
- уважать культуру другого народа, осваивать духовно - нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
- формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;
- использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
- развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
- воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;
- понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения, символы;
- определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Критерии и нормы оценивания устного ответа:
Критерии оценки:
• эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
• осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
• воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
• личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
• перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
- Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
- Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
- Полностью не усвоил материал
Критерии и нормы оценивания письменных работ:
Система оценки достижения планируемых результатов курса осуществляется с помощью:
• контрольно-диагностических материалов в форме тестов;
• творческих работ;
• организации проектной/ учебно-исследовательской деятельности с последующей защитой полученных результатов
Оценка "5" - 100-90 % правильного выполнения
Оценка "4"- 90-70% правильного выполнения
Оценка "3"- 70-50% правильного выполнения
Оценка «2» - менее 50 % правильного выполнения
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ИСКУССТВО (Музыка и ИЗО)» 9 КЛАСС:
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Информационное поле | Требования к уровню подготовки обучающихся | Форма контроля | Дата | |||
Предметные компетенции (на период изучения темы в рамках одного урока) | Формируемые УУД (на период изучения одного раздела) | План 9 «а» 9 «с» | Факт 9 «а» 9 «с» | |||||||
Раздел 1 Воздействующая сила искусства (8 часов) | ||||||||||
1 | Искусство и власть. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. | 1 | Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества. Выражение общественных идей в художественных образах. Изо: Ж.Л. Давид «Бонапарт, пересекающий Альпы на огненном скакуне» Д.Левицкий «Екатерина II» Живопись А. Дайнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др. Август из Прима Порто. Римская статуя Донателло. Статуя кондотьера Гаттамелаты. Падуя. | Умения:
| Устный опрос | 06.09. 2017 07.09 | ||||
2 | Искусство и власть. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. | 1 | Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Архитектура: Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве Успенский собор Московского Кремля Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря Б.Иофан Дворей советов (проект), образец архитектуры эпохи тоталиризма Музыка: Хоровая капелла имени М.И.Глинки Булат Окуджава Александр Галич Владимир Высоцкий Борис Гребенщиков | Умения:
| Устный опрос | 13.09 14.09 | ||||
3 | Искусство и власть. Манипуляция сознанием человека | 1 | Манипуляция сознанием человека в период 30-50-х г.г. XX в. (архитектура, живопись, плакаты, кино) Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Мемориал на площади Победы в Петербурге, Малахов курган, Брестская крепость, Освенцим | Умения:
| Устный опрос | 20.09 21.09 | ||||
4 | Какими средствами воздействует искусство. | 1 | Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др. Изо: К.Петров-Водкин. «Яблоки» П.Сезан «Натюрморт с белым кувшином» А.Саврасов «Весенний день» С.Боттичели «Весна» Ю.Судейкин «Балетная пастораль А.Венецианов «Спящий пастушок» А.Дейнеки «На катке» И.Билибин «Пир» Кадры из мультфильма «Мадагаскар» А. Джакометти . Скульптуры «Собака», «Кошка», «Паук» Музыка: Антонио Вивальди «Весна» - первый концерт в цикле «Времена Года», «Сон крестьянина», «Танец-пастораль» Образцы народной музыки. Литургия, всенощное бдение, месса и др. Классика: Бетховен Л., Чайковский П., Скрябин А., Прокофьев С. Архитектура: Нантский собор . Франция Новодевичий монастырь. Москва | Знать/понимать:
Уметь:
выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох. | Устный опрос | 27.09 28.09 | ||||
5 | Храмовый синтез искусств. Синтез искусств в архитектуре. | 1 | Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Архитектура: Дмитриевский собор Владимир Сент-Шапель (Святая капелла). Часовня на острове Сите. Париж. Римско-католический храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Москва Мечеть Джми Маджида Буддийский храм | Знать/понимать:
Уметь:
| Устный опрос Тест | 04.10 05.10 | ||||
6 | Храмовый синтез искусств. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. | 1 | Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Возвышенность религиозно-нравственных идеалов. Софийский собор в Новгороде Софийский собор в Киеве Святая София в Стамбуле (Константинополь) Музыка: Духовная храмовая музыка. | Уметь:
| Устный опрос | 11.10 12.10 | ||||
7 | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. | 1 | Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Сцена из оперы «Князь Игорь» А.Бородина Сцена из балета «Спящая красавица» Сцена из балета «Ярославна» Б.Тищенко Мюзикл «Кошки» Мариинский театр в Санкт-Петербурге Михайловский театр в Санкт-Петербурге | Знать/понимать:
Уметь:
| Устный опрос | 18.10 19.10 | ||||
8 | Общие законы восприятия композиции картины и сцены. | 1 | Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Музыкальные видеоклипы Рекламные ролики на телевидении | Уметь:
| Устный опрос Тест | 25.10 26.10 | ||||
Раздел 2 Искусство предвосхищает будущее (6 часов) | ||||||||||
9 | Какие знания дает искусство. | Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания научных открытий. Видеоролики известных компаний (например, Сбербанка) | Уметь: выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства, современных видеороликах известных компаний | Устный опрос | 08.11 09.11 | |||||
10 | Дар предвосхищения. | 1 | Предвидение сложных коллизий XX-XXI в.в. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Изо: С.Ричи «Персей обращает Финея в камень с помощью головы Медузы Горгоны» Э. Берн-Джонс «Персей и стигийские нимфы» Кадр из мультфильма «Избушка на курьих ножках» И.Билибин «Баба-Яга в ступе» В.Савнецов «Ковер-самолет» | Знать/понимать:
Уметь:
| Устный опрос | 15.11 16.11 | ||||
11 | Предсказания в искусстве. | 1 | Использование иносказаний в живописи символистов. Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерные шоу. Изо: Иносказания в живописи символистов Ж.-Э.Лиотар «Шоколадница» В.Ван Гог «Вороны над пшеничным полем», «Звездная ночь» Плакат художественного фильма «Девять дней одного года» Музыка: И.Бах: фуга | Уметь:
| Устный опрос | 22.11 23.11 | ||||
12 | Художественное мышление в авангарде науки. | 1 | Предвосхищение будущих открытий. Фантастические образы в литературных произведениях, фильмах. Изо: А.Дюрер «Четыре всадника». Гравюра «Апокалипсис» Ф.Гойя. «Какое мужество!» офорт, «Скорбное предчувствие будущего» офорт Б.Кустодиев «Большевик», «Портрет Шаляпина», «Купец» К.Юн «Новая планета» А.Лентулов «Василий блаженный», «Звон. Колокольня Ивана Великого», «Москва» Кино: А.Тарковский «Андрей Рублев» Музыка: Колокольные звоны | Уметь:
| Устный опрос Тест | 29.11 30.11 | ||||
13 | Художник и ученый. | 1 | Предсказания научных открытий. Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства Изо: Леонардо да Винчи. Эскизы летательных аппаратов Иллюстрации и обложка книги Ж.Верна «Путешествие на Луну» Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла. | Уметь:
| Устный опрос | 06.12 07.12 | ||||
14 | Традиции и новаторство в искусстве. | 1 | Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) Изо: М.Эшер «Солнце и луна», «День и ночь», «Ящерицы» Р.Делоне «Башня», «С уважением в Блерио» М.Ларионов «Петух (Лучистый этюд), «Лучистый пейзаж» П.Филонов «Формула весны, «Формула Вселенной» | Уметь:
| Тест | 13.12 14.12 | ||||
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция (11 часов) | ||||||||||
15 | Эстетическое формирование искусством окружающей среды. | 1 | Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов). Архитектура: Эйфелева башня. Париж Жмилой комплекс «Алые паруса» Москва. Парламент. Лондон Кремль. Москва Акрополь. Афины | Знать/понимать:
Уметь:
| Устный опрос | 20.12 21.12 | ||||
16 | Архитектура исторического города. | 1 | Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов). Архитектура: Панорама Петропавловской площади и Адмиралтейства. Петербург. Афинский Акрополь. Греция Акрокоринф. Греция Новгородский детинец Площадь и здание городской ратуши. Прага Регистан. Самарканд. Узбекистан История: Карта Санкт-Петербурга начала 20 века Карта Москвы 16 века | Знать/понимать:
Уметь:
| Устный опрос | 17.01 .2018 11.01 2018 | ||||
17 | Архитектура современного города. | 1 | Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. Архитектура: Ф.-Л. Райт Дом над водопадом Ф.Шехтель Особняк Рябушинского Ш.Ле Корбюзье Капелла Нотр –Дам – дю – О Н.Фостер Здание «Корнишон». Лондон Дом оперы. Сидней. Австралия Манхэттен. Нью-Йорк. США А.Гауди. Ла Педрера. Изо: Д.Сикейрос. Вехи истории. Роспись стены. Мехико, Индустрия Детройта. Роспись стены. Детройт | Умения:
| Устный опрос | 24.01 18.01 | ||||
18 | Специфика изображений в полиграфии. | 1 | Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги. Изо: Г.Доре «Дон Кихот», «Ад.Вергилий и Данте», иллюстрация к роману М.Сервантеса «Дон Кихот» А.Бенуа «Медный всадник», «Пиковая дама» М.Врубель» «Демон» И.Билибин. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная» В. Фаворский Иллюстрация к «Повести о полку Игореве» Журнальная графика Рекламные щиты | Знать/понимать:
Уметь:
| Тест | 31.01 25.01 | ||||
19 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. | 1 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Ч.Макинтош. Стул, интерьер Дома любителя искусств, софа, спальная комната С.Малютин. Фрагмент деревянной избы С.Дали. Флакон для духов, идея шляпки в форме туфли | Знать/понимать:
Уметь:
| Устный опрос | 07.02 01.02 | ||||
20 | Декоративно – прикладное искусство. | 1 | Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Декоративно-прикладное искусство: Дипилонский кратер. Греция. Фрагмент краснофигурной вазы. Греция. Глиняные фигурки играющего на лире и танцующих женщин. Греция Фарфоровые тарелки Китай. 17 век. Кинжал и ножны. Западная Европа Фаберже. Пасхальное яйцо. 19 век Большая императорская корона Россия Фронтон северной избы. Карелия Ритуальная маска. Габон. Африка Персидский ковер. Иран. Изделия из янтаря. Поднос. Жостово Поднос с черненым орнаментом. Москва. Изо: К.Маковский «Боярыня у окна» | Уметь:
| Устный опрос | 14.02 08.02 | ||||
21 | Музыка в быту. | 1 | Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка: Камерный ансамбль Мастер женских полуфигур. Музыкантши Симфонический оркестр Духовой военный оркестр Изо: Котильон. Старинная гравюра П.Кончаловский. Портрет С.Прокофьева | Знать/понимать:
Умения:
| Устный опрос Тест | 21.02 15.02 | ||||
22 | Массовые, общедоступные искусства. | 1 | Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники – мастера российской и зарубежной школ. Изо: Фото Э.Стейхена, С.Прокудина-Горского, Й.Судека, А.Родченко Прокатный плакат кинофильма «Веселые ребята», «Броненосец Потемкин», «Иван Грозный» Кино: Кадр из фильма «Веселые ребята», «Женщина, которая изобрела любовь» Вера Холодная, звезда русского дозвукового кино Мультфильм «Времена года» Музыка: П.Чайковский «Осенняя песнь (Октябрь), «На тройке (Ноябрь) | Знать/понимать:
Умения:
| Устный опрос | 28.02 22.02 | ||||
23-24 | Изобразительная природа кино. Музыка в кино. Особенности киномузыки. | 2 | Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики. Кино: М.Калатозов «Летят журавли» 1957 – пьеса В.Розова «Вечно живые» «Обыкновенное чудо» - пьеса Е. Шварца, фильм - М. Захарова, музыка – Г. Гладкова, мюзикл – И. Поповски. Музыка: Энио Морриконе - кинокомпозитор | Знать/понимать: Средства выразительности в киноискусстве Уметь:
| Устный опрос | 07.03 01.03 | ||||
Устный опрос | 14.03 15.03 | |||||||||
25 | Тайные смыслы образов искусства, или Знаки музыкальных хитов. | 1 | Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино Музыка: Томазо Альбинони «Адажио» Исполнители: Сара Брайтман Николай Басков Лара Фабиан Кино: Г.Бардин. Мультфильм «Адажио» | Знать/понимать: творчество Томазо Альбиони Уметь:
интерпретировать музыкальное произведение разных исполнителей | Устный опрос Тест | 21.03 22.03 | ||||
Раздел 4 Искусство и открытие мира для себя (8 часов) | ||||||||||
26 | Вопрос себе как первый шаг к творчеству. | 1 | Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства. Изо: А.Пикассо «Девочка на шаре» М.Нестеров «Философы» | Умения:
| Устный опрос | 28.03 29.03 | ||||
27 | Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное. | 1 | Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства. Литература: Притча арабского философа Халиля Джибрана «Перед престолом Красоты» Произведения отечественной и зарубежной литературы (У. Шекспир, А. Пушкин, Н. Гоголь…) Изо: Персидские миниатюры | Умения:
| Устный опрос | 04.04 05.04 | ||||
28 | Специфика восприятия временных и пространственных искусств. | 1 | Художественные, выразительные и композиционные законы и средства Общие закономерности процесса восприятия пространственных искусств Леонардо да Винчи Фреска Тайная вечеря Восприятие портрета Леонардо да Винчи «Джоконда» при помощи треугольника Пенроуза Архитектура: Парфенон | Знать/понимать:
| Тест | 11.04 12.04 | ||||
29 | Геометрические построения в искусстве. Совместная работа двух типов мышления в разных типах искусства | 1 | Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке. Изо: Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке, золотого сечения в разных видах искусства; «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи, эскиз к гравюре «Адам и Ева» А.Дюрера, геометрическое построение фигуры Адама. Декоративные композиции М. Эшера. | Знать/понимать:
Умения:
| Устный опрос | 18..04 19.04 | ||||
30 | Законы музыкальной композиции, основанные на специфике восприятия человеком окружающих явлений. | 1 | Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Музыка: Примеры знакомой учащимся вокально – хоровой, инструментально – симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. | Умения:
| Устный опрос | 25.04 26.04 | ||||
31 | Информационное богатство искусства.. | 1 | Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры. Высказывания известных писателей и поэтов о предназначении творчества. А. Бородин – химик и композитор, С. Рихтер – пианист и художник, В. Наумов – режиссер и художник. М.Гибсон «Страсти Христовы» Д.Шумажер «Призрак оперы» | Знать/понимать:
Умения:
| Устный опрос | 02.05 03.05 | ||||
32 | Творческое воображение режиссеров как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма. | 1 | Творческое воображение режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма. Кино: «Гамлет» Г. Козинцева «Баллада о солдате» Г. Чухрая «Небеса обетованные», Э. Рязанова и др. | Умения:
| Тест | 16.05 10.05 | ||||
33 | Искусство и творчество. Презентация творческого проекта | 1 | В течение жизни каждому человеку приходится решать множество различных проблем — житейских, нравственных, социальных и др. Жизнь иногда предлагает разные пути их решения. Проект, проектная деятельность (идея, этапы, своя роль…) | Умения:
Общеучебные :
| Оценка работ | 23.05 17.05 | ||||
34 | Резервный урок. | 1 | Устный опрос | 24.05 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Учебник Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская "Искусство: 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений" – М.: «Просвещение», 2012
- CD-ROM (MP3). Искусство. 9 класс. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
- Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Уроки искусства: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
- Искусство. Система заданий. 8-9 класс. ФГОС Искусство. Планируемые результаты: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л.М.Алексеева; - М.: Просвещение, 2013.
ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1) Материальная база кабинета:
- мультимедийный компьютер;
- проектор;
- экран;
2) Пособия:
- справочные пособия,
- энциклопедии по искусству,
- словарь искусствоведческих терминов и т.д.
3) Программное обеспечение:
- текстовый редактор MS Word;
- графический редактор Paint;
- программа обработки изображения MS Photo Ediror, Adob PhotoShop;
- издательская система Adob Page Maker 6.5 или MS Publisher;
- программы QBasic, Macro Media Flash, Windos Live
- программа MS Power Point.
4) Интернет-ресурсы:
Библиотеки:
Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.
Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.
Библиотека Максима Мошкова.
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы.
Сайт мировых новостей о литературе.
Электронная библиотека современных литературных журналов России.
Сайт имеет следующие рубрики: библиотека детской русской и зарубежной литературы, история, филолог, вокруг света, мир знаний, Пушкин, шахматы, музеи , новости.
Сайт о древней литературе Руси, Востока, Западной Европы; о фольклоре.
Сайт института русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук (статус государственного учреждения).
Сайт посвящен современной русской литературе.
- http://feb–web.ru
Сайт Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина
Электронные наглядные пособия:
Библиотекарь. РУ
Русская литература 18-20 вв.
Большая художественная галерея
Экранно-звуковые пособия:
Всероссийская инновационная программа Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены.
- http://аудиохрестоматия. рф
Театр:
Сайт объединяет информацию о театрах России (ссылки), персональных страничках актеров, о премиях и фестивалях театрального искусства и т.д.
Музеи:
Государственный Бородинский военно-исторический музей.
Музей-заповедник «Московский Кремль».
Государственный Эрмитаж.
Портал «Музеи России».
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.
Всероссийский музей А.С.Пушкина.
Музей-заповедник «Петергоф»
Государственный Русский музей.
Государственный исторический музей.
Государственная Третьяковская галерея.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- 100 великих архитекторов. – М., 2001.
- 50 биографий мастеров русского искусства. – Л., 1970.
- 50 кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV–XIX веков. – Л., 1968.
- Алпатов М.В. История искусства. Таллин: Кунст, 1982.
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989.
- Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М.: «АЛЬФА – КНИГА», 2008.
- Вёрман К. История искусства всех времен и народов, т. 1, 2. С-Пб.: «Полигон», 2006.
- Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М., 1984.
- Всемирная энциклопедия искусств.
- Герчук Ю.А. Язык и смысл изобразительного искусства. – М., 1994.
- Глинка Н.И. Беседы о русском искусстве. XVIII век. – СПб.,2001.
- Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. – М.: ООО «Издательский дом «Летопись», 2000.
- Губарева М.В. Сто великих храмов мира. –М., 2000.
- Дали С. Дневник одного гения. – М., 1991.
- Дмитриева И. Краткая история искусств. М, 2000 г.
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. – 3-е изд., доп. - М.: Искусство, 1990. – 318 с.: ил.
- Дмитриева Н.А. Михаил Врубель. Жизнь и творчество. М., 1984.
- Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – 2-е изд. – М.: Детская литература», 1989. – 207 с.: фотоил.
- Древнерусская архитектура. СПб., 2002. С.
- Зайцев Е.А. Наука о цвете и живопись.- М., 1986.
- Зингер-Головкина М.Л. Живопись конца XIX - начала XX века / Шедевры Государственной Третьяковской галереи. М., 2001.
- Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994.
- Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М, 1989.
- Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. Учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2000.
- Ионина Н.А. Сто великих картин. М.: Вече, 2003.
- Искусство XVIII века. М., 1964г.
- Искусство Советского союза. Л., 1982.
- Искусство стран Востока: Кн. для учащихся ст. классов / А.Н.Анисимов, Л.Н.Гумилев, А.Н.Шелоховцев и др.; сост. Д.Б.Пюрвеев, В.И.Скурлатов; Под ред. Р.С.Васильевского. – М.: «Просвещение», 1986. – 303 с., 16 л. ил.
- Искусство: Живопись; Скульптура; Архитектура; Графика: Кн. для учителя. В 3-х ч. Ч. 1. Древний мир. Средние века. Эпоха Возрождения / Сост. М.В.Алпатов и др. изд., испр. и доп. – М.: «Просвещение», 1987. – 288 с., ил.
- История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, Античность: Учебник. /Под ред. Чубовой А.П. - М.,1980
- История русского искусства.- М., 1960.
- История Русского искусства. Т.12. М., 1961.
- Капретти, Элена. Великие мастера итальянского искусства. – М., 2001.
- Каптерева Т. Веласкес и испанский портрет XVIII века. М., 1965г.
- Ковалевская Н. История русского искусства XVIII века. – М., 1962.
- Кокшенева К.А. Самые знаменитые живописцы России. М., 2002.
- Комарова И. И. Архитекторы. – М., 2002.
- Крюковских А.П. Дворцы Санкт-Петербурга: Художественно-исторический очерк. – СПб.,1999.
- Лишикина О.Б. Мировая художественная культура. Часть I. Учебное пособие для старших классов средней школы. – СПб.: «Специальная Литература», 1997. – 320 с., ил.
- Любимов Д. Л. Искусство Древней Руси. М., 1981.
- Любимов Л. «Искусство Древней мира». М.: «Просвещение», 1981.
- Любимов Л. «Искусство Западного Средневековья». М.: «Просвещение»,
- Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – СПб.: «Летний Сад», 2001. – 800 с., ил.
- Мезенцев Е.А. История искусства. Зарубежное искусство. Омск: ОГТУ, 2008.
- Московский Кремль. М., 1990.
- Островский Г. Рассказ о русской живописи. М., 1989.
- Памятники мирового искусства. Искусство Италии конца XIII – XV веков. – М., 1982.
- Парамонов А.В., Червонная С.М. Советская живопись. М., 1981.
- Паррамон М.К. Основы живописи.- М., 1994.
- Пенроуз Р. Пикассо. – М., 1999.
- Петров-Стромский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. М., 1999.
- Питерских А.С., Гуров Г.Е. Дизайн и архитектура в жизни человека. – М., 2008.
- Познанский В.В. Очерки истории русской культуры первой половины XIX века. М., 1970.
- Популярная история архитектуры / Авторы-сост. К.А. Ляхова, Г.В. Дятлева, О.В. Лапшова, Е.В. Доброва, Ю.В. Рычкова – М.,2001.
- Популярная история живописи. Западная Европа. – М., 2001.
- Популярная история русской живописи /Автор-сост. Е.А. Конькова. М., 2002.
- Ривкин Б.А. Малая история искусств. Античное искусство. - М.,1972.-С.201-202.
- Рокуэлл Кент. Это я, господи. – М., 1966.
- Рохас К. Мифический и магический мир Пикассо. – М., 1999.
- Русские художники от «А» до «Я». М., 2000.
- Русские художники. – М., 2001.
- Русское Советское искусство. М., 1954.
- Садохин А. П. Мировая художественная культура. М., 2000г.
- Самин Д.К. Сто великих архитекторов. М., 2000.
- Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века. М., 1993.
- Словарь античности. - М.,1994.-С.413.
- Современный словарь – справочник по искусству. М., 1999.
- Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. - М.,1971. - С.213-214.
- Сокольникова Н.М. История в двух томах, М.: «Академия», 2007.
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по музыке 5-7 классы, по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.
Очень подробно описаны содержания тем учебного курса, а также используемый музыкальный материал....
Рабочая программа по музыке для 2 класса ФГОС Критская Е.Д.
В программе указана характеристика УУД....
Рабочая программа по музыке для 3 класса ФГОС Критская Е.Д.
Программа содержит характеристику УУД....
Рабочая программа по музыке для 4 класса ФГОС Критская Е.Д.
Программа содержит характеристику УУД....
Рабочая программа по предмету искусство 8 класс. По программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской
Данная рабочая программа по ИСКУССТВУ в 8 классе составлена на основании следующих документов:Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования...
рабочая программа по музыке 5-7 класс Сергеева,Критская
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по музыке составлена в соответствии со следующими правовыми и нормативными документами:- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 ...