Рабочая программа дополнительного образования "Художественное валяние из шерсти"
рабочая программа на тему
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа "Художественное валяние из шерсти"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1 год обучения | 211.82 КБ |
2 год обучения | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта программы
1 | Полное наименование | общеразвивающая программа |
программы | «Художественное валяние из шерсти» | |
2 | Автор - разработчик программы | Педагог дополнительного образования творческого объединения «художественный войлок» МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» Симон Наталья Владимировна |
3 | Вид программы | модифицированная |
4 | Направленность программы | Художественно-эстетическая |
5 | Форма обучения | групповая |
6 | Срок реализации | 1 год |
7 | Возраст обучающихся | от 7 до 15 лет |
8 | Цель программы | Обучить технике «Фильцевания», «Мокрого валяния», способствовать развитию способностей заложенных в каждом ребёнке. |
9 | Краткое содержание | Программа несёт в себе задачи воспитания творческой личности ребёнка, эмоционально богатое способной к самораскрытию собственного творческого потенциала через приобщение к искусству. |
10 | Ожидаемый результат | Ребёнок учится работать руками. Учится оценивать результат труда, чувствует себя свободно, раскованно, стремится к знаниям и красоте. Умеет оценивать труд коллектива и чувствует потребность прилагать собственные усилия, через это раскрываются и скрытые внутренние силы ребёнка, то, что заложено в нём природой. |
Пояснительная записка
Цели и задачи 1 года обучения
Программа рассчитана на 144 часа. Занятия в группах первого года обучения проходят два раза в неделю по два часа. В группу принимаются школьники младшего, среднего звена 7-15 лет. В группу принимаются все желающие. Специального отбора не производится. Набор детей производится на принципах добровольности и самоопределения обучающихся. Оптимальное количество детей в группе не должно превышать 10-12 человек. Такой количественный состав позволяет педагогу обратить внимание на восприятие индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а затем на основании проведённого анализа проводить каждое следующее занятие с учётом индивидуальности. Работая собучающимися первого года обучения, акцент делается на усвоение специальных знаний, умений, навыков, развития аккуратности и терпения. Задания направлены на активизацию наблюдательности и фантазии; умению пользоваться необходимыми материалами: шерстью, иглами для фельта. Внимание уделяется организации рабочего места. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Программа рассчитана на три уровня сложности. Поэтому каждый обучающийся должен выполнить - не менее трех авторских работ (картина-панно; украшения; игрушка).
Программа имеет спиральный принцип построения, который предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей в изготовлении плоских (картины, панно),полуобъемных (сумка, обувь) и объемных изделий (игрушки, бижутерия) в фильцевании, валянии и смешанной технике.
В данной программе большое внимание уделяется индивидуальным и творческим разработкам. Результат обучения - изготовление авторских работ. Каждый воспитанник самостоятельно выбирает образ, разрабатывает эскиз, выбирает материал, работает с литературой.
В период обучения обучающиеся должны получить элементарные навыки инструктора. Для решения образовательных задач программы необходим комплекс, включающий методы, приемы, содержание, организационные формы учебной деятельности. Важно, чтобы ее компоненты были взаимосвязаны. Методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (проблемы ставятся детьми, ими и предлагаются способы ее решения;
- интеграционный (проведение занятий с использованием различных средств искусства);
Данные методы конкретизируются по трем группам:
-словесные - устное изложение, рассказ, объяснение, лекция;
-наглядные - показ технических приемов демонстрация наглядных пособий и образцов изделий;
-практические - упражнения по выполнению приемов работы, комплексные работы, самостоятельные работы
Принципы обучения:
- «От простого к сложному»
Усложнение материала осуществляется с учетом возможностей детей, переход на более высокий уровень знаний происходит после усвоения простых основ.
- "Знай, где узнать
Трудно переоценить эмоциональное воздействие визуальных образов на развитие художественного творчества обучающихся. Необходимо максимально разнообразить наглядный материал занятий: технические средства, репродукции, пособия, раздаточный материал, литература и т. д.
- "Художник смотрит и видит "
Для формирования полноценного художественного образа необходимо активизировать у обучающихся умения наблюдать окружающий мир, натуру.
- "От повтора через вариации к импровизации
Системная работа по подготовке к самостоятельному творчеству должна проходить через поисковый подход к деятельности.
- "От общего к частному
В продолжении развития выразительности изображения необходимо проводить работу по овладению способами восприятия предметов для воссоздания их образов.
- "Обратись к мастерам "
Культурологические беседы следует использовать в единстве с художественной практикой обучающихся и в качестве сопровождающего компонента занятия. Это помогает рассматривать основные законы изображения с ориентацией на высокие художественно-эстетические образцы изобразительного искусства
- " Творим вместе
Использование коллективных форм работы необходимы для углубления знаний о процессе творческой деятельности, для применения знаний и умений в новой ситуации.
- "Творим рядом
В качестве педагогической помощи, для создания элемента новизны в обучающем процессе использован вариант совместного творчества педагога, детей разного опыта и способностей.
- "Проверь себя
Необходимым условием эффективного влияния на развитие ребенка является включение в структуру занятий художественно-дидактических игр и элементов соревнований.
- "Рисуем словом "
При проведении занятий используется форма индивидуальной работы, так как некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. А также, коллективные формы творчества:
-фронтальная (одновременная) работа, направленная на достижение общей цели;
-групповая работа (на принципах дифференциации);
-межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
Занятия предполагают теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Для оказания помощи детям в создании ярких образов рекомендуется проводить эмоциональную беседу, задавать вопросы, которые способствуют активизации мышления, творческого воображения.
Практическая часть предполагает работу с технологическими картами, схемами (чтение и составление), использование дидактических, развивающих и познавательных игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера; разработку и защиту творческих проектов. Особое место уделяется экскурсиям. Посещение музеев, выставочных залов, галерей повышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию обучающихся.
Для решения задач обучения и воспитания программой предусматривается интеграция различных видов деятельности со специалистами узкого профиля (изобразительное искусство). Работа по программе предполагает также связь с родителями в виде индивидуальных бесед, тестирование и анкетирование, совместных занятий, консультаций, мастер-классов и праздников, поездок в музеи, приглашение на тематические и отчетные выставки. Это поможет родителям лучше узнать внутренний мир своих детей, окажет помощь в создании гармоничных отношений в семье.
Цель : обучить технике «Фильцевания», «Мокрого валяния», способствовать развитию способностей, заложенных в каждом ребенке.
Задачи:
- Обучающие
- Научится пользоваться инструментами и материалами используемыми при сваливании шерсти.
- обучение технике «Фильцевания», «Мокрого валяния».
- формирование специальных знаний по предмету: основы жанровой композиции, основы цветоведения.
- Воспитывающие
- формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать аккуратность, целеустремленность.
- прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
- Развивающие
- умение анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе.
- развитие мелкой моторики, образного мышления, воображения, глазомера, эстетического и художественного вкуса.
Определение цели, задач и содержания обучения строится на основе следующих принципов:
- добровольности;
- доступности;
- многообразия форм образовательно-воспитательного процесса;
- межпредметных связей.
- наглядности;
- связи теории с практикой;
- системности и последовательности;
В основе программы лежат три взаимосвязанных раздела:
- фильцевание( работа при помощи игл для фельта);
- валяние (в работе применяется мыло и вода);
- смешанная техника.
Предполагаемые результаты
Знать:
- Правила техники безопасности и личной гигиены при работе с иглой и шерстью, правила дорожного движения, пожарной безопасности.
- Основные инструменты и вспомогательные материалы для работы с шерстью.
- Основные виды шерсти и ее разновидности.
- Основные техники: валяние иглами, валяние мылом, валяние с помощью форм. Уметь:
- Уметь применять правила техники безопасности, правила дорожного движения, правила пожарной безопасности в жизни.
- Выполнять основные техники сваливания шерсти.
- Правильно и безопасно пользоваться инструментами во время работы.
- Тщательно продумывать форму изделия, образ.
- Подбирать шерсть и способ валяния.
- Аккуратно выполнять работу.
- Украшать, декорировать изделие при помощи бисера, бусин, паеток, ниток для вышивания ит.д
Иметь навык:
- Владения иглой
- Пользоваться основными приемами валяния
- Валяния различных изделий: декоративных панно, игрушек, аксессуаров к одежде, украшений.
Система контроля и оценивания результатов
Раздел | Требования к предметным результатам | Требования к метапредметным результатам | Требования к личностным результатам | Форма контроля | Система оценки |
1.Введение | Формировать уважительное отношение к ручному труду, познакомить с инструментами и материалами | Формировать уважительное отношение к ручно-му труду, научить работать с инструментами и материалами | Формировать уважительное отношение к ручному труду, овладеть навыком работы с инструментам и и материалами | Творческие работы. | Карта наблюдеь |
2.правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментам и | Правильно пользоваться иглой для филь-цевания, швейной иглой, ножницами | Правильно пользоваться иглой для фильцевания, швейной иглой, ножницами | Правильно пользоваться иглой для фильцевания, швейной иглой, ножницами | Карта наблюден | |
3. Материалов едение: виды шерсти, принадлежности | Различать виды шерсти; составлять из шерсти образцы различных цветовых гармоний; | Принимать и сохранять учебную задачу, выполнять алгоритм действий, слушать и понимать педагога | Осваивать личностный смысл учения, положительные впечатление от своей работы. | Уметь анализировать свою работу | Карта наблюден |
4. основные приемы сваливания шерсти (фильцевание, мокрое валяние, смешанная техника) | Осваивать основные приемы сваливания шерсти, различать их между собой | Принимать и сохранять учебную задачу, выполнять алгоритм действий, слушать и понимать педагога. | Осваивать личностный смысл учения, получать положительн ые впечатление от своей работы. | Уметь анализировать свою работу | Карта наблюден |
5.цвета круга; цвета спектра; хроматически е и ахроматические цвета | Знать сочетание цветов, оттенков о средствах эмоциональног о воздействия цвета на окружающих | Уметь при помощи цвета выделять акценты, передавать настроение в работе | Осваивать личностный смысл учения, получать положительн ые впечатление от своей работы. | Уметь анализировать свою работу | Карта наблюден |
6. приемы | Уметь | Принимать и | Проявлять | Творческие | Карта |
изготовления | самостоятельн | сохранять алгоритм | интерес к | работы. Анализ | наблюден |
плоских. | о воплощать | действий. | новому, | работ, участие | |
полуобъемны | свои идеи по | Организовывать | самоанализ | в выставках. | |
х и объемных | памяти и по | свое рабочее место, | результата. | Карта | |
изделий; | представ | уметь | Желание | наблюден | |
Оформление | лению. Исполь | анализировать | сохранять | ||
изделий | зование в работе различной декоративой отделки: вышивки, украшение бисером и т.д. | свою работу. | свой интерес к работе, желание завершать работу. | ||
7. основы | применять | Принимать и | Осваивать | Уметь | Карта |
пластики; | творческий | сохранять алгоритм | личностный | анализировать | наблюден |
пропорции; | опыт в | действий. | смысл учения, | свою работу | |
художественно -эстетической | Организовывать свое рабочее место, | получать положительн | |||
уметь | ые | ||||
организации | анализировать | впечатление | |||
среды. | свою работу. | от своей работы |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ | Название разделов | Теория | Практика | Общее кол-во часов |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Материаловедение | 3.5 | 6,5 | 10 |
3. | Цветоведение | 3 | 3 | 6 |
4. | Композиция | 3 | 3 | 6 |
5. | Плоские изделия | 5 | 15 | 20 |
6. | Полу объемные изделия | 8,5 | 19,5 | 28 |
7. | Объемные изделия | 8 | 28 | 36 |
8. | Авторская работа | 1 | 9 | 10 |
9. | Аттестация | 1 | 1 | 2 |
10. | Воспитательная работа | 24 | ||
Итого: | 144 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Раздел 1. Вводное занятие (2 ч.)
Программа деятельности 1 года обучения , режим работы. История развития художественного валяния. Демонстрация изделий. Раздел 2.Материал введение (10ч.)
Теория: Знакомство с принадлежностями для работы, шерстью и ее разновидностями. Фурнитура и аксессуары для декорирования изделий. Знакомство с техникой сухого валяния (фильцевания).
Практика: Валяние иглами при помощи специальных форм. Декорирование и украшение изделия при помощи дополнительных аксессуаров (бусин, бисера и т.д.) Раздел 3. Цветоведение (6ч.)
Теория: Цветовой круг. Цвета круга: теплые и холодные. Цветовой тон и насыщенность. Контраст и гармония цветов.
Практика. Зарисовка цветового круга, выполнение различных упражнений по
цветоведению.
Раздел 4. Композиция (6ч.)
Теория: Композиция в творчестве, основные законы и закономерности. Композиция в круге, полосе, квадрате. Жанры изобразительного искусства (анималистический, пейзаж, натюрморт, портрет). Раздел 5. Плоские изделия (20ч.)
Теория: Техника и приемы изготовления плоских изделий. Способы и приемы техники фильцевания, мокрого валяния, смешанной техники валяния. Плоские и рельефные мотивы в изделии. Виды и приемы декорирования.
Практика: Выполнение элементов, деталей изделия в техникой фильцевание. Сборка, художественное оформление, декорирование и украшение изделия. Раздел 6. Полу объемные изделия (28ч.)
Теория: Техника приемы изготовления полу объемных изделий. Способы и приемы фильцевания, мокрого валяния, смешанной техники валяния. Виды и приемы декорирования.
Практика: Выполнение элементов, деталей изделия втехникойфильцевание, мокрого валяния, смешанной технике валяния. Сборка, декорирование и украшение изделия. Раздел 7. Объемные изделия (36ч.)
Теория: Техника и приемы изготовления объемного изделия. Способы и приемы техники фильцевания, мокрого валяния, смешанной технике валяния. Основы пластики при художественной обработки шерсти в предметных и абстрактных формах. Плоские и рельефные мотивы в изделии.
Практика: Выполнение деталей, элементов изделия в технике фильцевания, в смешанной технике валяния. Соединение деталей, декорирование и украшение изделия. Раздел 8. Проектная работа (10ч.) Теория: Понятие, структура творческого проекта.
Практика: Выполнение эскиза. Подбор материала и инструментов. Выбор техники исполнения работы. Изготовление деталей изделия. Соединение деталей, художественное оформление, декорирование и украшение изделия.
Раздел 9. Аттестация (2ч.)
Проведение итогового занятия. Тестирование. Анкетирование. Раздел 10. Воспитательная работа (24час.)
Беседы и изготовление открыток к тематическим праздникам, посещение и участие в выставках, мероприятиях ЦЦТ, экскурсиях.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
Условия реализации программы
Имеющиеся средства | Необходимые средства |
Материально-технические | |
Учебная мебель: парты - 10шт.; классная доска - 1 шт.; книжный шкаф или тумба для принадлежностей - 1 шт.; раковина - 1шт.; стенд - 1шт. | Наличие в кабинете раковины с водой Шкаф для хранения инвентаря и методических пособий используемых на занятиях. |
Учебно-методические | |
Наглядные пособия: иллюстрации с различными жанрами изобразительного искусства, фотографии с изображениями различных готовых изделий, реквизиты для занятий, альбомы, краски, цветные карандаши, раздаточный материал (памятки, алгоритмы, дидактические карточки, учебные пособия. | Материал для изготовления творческих работ: неокрашенная непряденая шерсть (сливер), цветная шерсть, иглы для фильцевания (тонкие, средние, грубые), паролоновая губка толщиной не менее 10 см, емкость для воды, мыло, махровое полотенце, пупырчатый целлофан, сетка. Дополнительные инструменты и материалы: острые ножницы, набор игл, швейные и вышивальные нитки - для соединения деталей и отделки; а также различные вещицы для украшения и декорирования изделий. Это могут быть бисер, бусинки, стеклярус, пайеткиит.д. |
учебно-методические комплексы (планы, сценарии учебных занятий, дидактический материал по разделам образовательной программы) |
Литература, необходимая для освоения программы
Литература для обучающихся:
«Поделки из ниток» Н.В.Величко ИЗДАТЕЛЬСТВО клуб семейного досуга Харьков Белгород 2011г.
«Фетр и войлок» Анна Зайцева Москва РОСМЭН 2008г.
«Валяние» практические и забавные вещи Е.Расина Москва OJIMAМедиа Групп 2010г.
Литература для педагога:
«Шерстяные панно своими руками» Анна Пипер издательство НИОЛА-ПРЕСС 2007г. «Картины из шерсти» Петра Гофман АРТ-РОДНИК 2007г.
«Войлок. Все способы валяния» Ксения Шинковская Москва АСТ-ПРЕСС 2011г.и «Аппликация из ткани» ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2011г. «Художественный войлок» Екатерина Хошабова ПИТЕР 2011г. «Игрушки из войлока» Надежда Мичеева Москва «робинс» 2011
«Фильц» валяные фигурки животных Екатерина Курчак, Людмила Заец Москва «эксмо» 2012
«Фелтинг валяние из шерсти» Диброва А. А. Ростов-на- Дону «Феникс» 2012 «Игрушки из шерсти» Елена Смирнова Питер 2012
Приложение 1.
Таблица по отслеживанию сформированности специальных способностей
обучающихся
Детское объединение: Педагог:
№ | Ф.И. | ТБ | Инструменты, материалы | Приемы работы | Изготовление изделия | Цветоведение | Итого |
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. | |||||||
7. | |||||||
8. | |||||||
9. | |||||||
10. | |||||||
11. | |||||||
12. | |||||||
13. | |||||||
14. |
- бал-низкий уровень
- бала-средний уровень
- бала- высокий уровень
От 0-5 низкий уровень От 6-10 средний уровень От 11-15 высокий уровень
Приложение 2
Тест на выявление остаточных знаний
Ваше Ф.И.О.
Вопрос №1 *
- Что такое
фелтинг?
- сухое валяние
шерсти
- мокрое валяние
шерсти
- комбинированная технология валяния
шерсти
Вопрос №2 *
Какие виды валяния вы знаете?
- сухое
- полусухое
- мокрое
- влажное Вопрос №3 *
Где впервые появилась валяная вещь?
- Афины
- Ноев Ковчег
- гора Олимп Вопрос №4 *
На сколько процентов шерсть дает усадку при мокром валянии?
- 40%
- 30%
- 25%
- не дает усадку Вопрос №5 *
Какая шерсть подходит для валяния?
- овец
собак
- верблюжья
- любая Вопрос №6 *
Какие инструменты и приспособления необходимы для сухого валяния?
- иглы для фелтинга, щетка или губка
- иглы для фелтинга, миска с мыльной водой
Вопрос №7 *
Какие инструменты и приспособления используются для мокрого валяния?
- иглы для фелтинга, миска с мыльной водой
- миска с мыльной водой, пленка, сетка
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.
Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность. Индивидуальное обу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ «Проектная деятельность: от замысла к успеху»
Новизна предлагаемой программы заключается в приобщении детей к научному исследованию, элементарным правилам разработки и воплощения исследовательского проекта....
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по мини-футболу
В данной программе представленны основные темы каждого занятия в секции,которая расчитанна на 108 часов (с учетом выходных дней и канникул) в год....
Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)
Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...
Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".
Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....