Программа дополнительного образования "Художественная мастерская"
рабочая программа

Матвеева Дарья Сергеевна

Программа дополнительного образования "Художественная мастерская"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Рабочая программа

дополнительного образования

художественной направленности

кружок

«Художественная мастерская»

                                                               

                                                                Составитель:

                                                                               Матвеева Дарья Сергеевна

                                                               

                                                               

  1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года).
  2. Приказа Минобрнауки Российской Федерации от  17.12.2010 г (ред. от 31.12.2015 г.)  № 1897  «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  3. Концепция развития дополнительного образования детей(Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р)
  4. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении САНПИН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей(с учетом Изменений №3, утвержденных Постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81);
  5. Положение о рабочей программе МБОУ «Татарская СОШ».

В программу введены новые современные технологии обработки различных материалов. А также техники, которые славятся с давних времен – батик, витраж, живопись, мозайка. Новая структура программного материала позволяет создать грамотного специалиста по технологиям изучаемых в данной программе, подкованного теоретическими и практическими компетентностями. Ручной труд цениться во всем мире и проведение выставок, ярмарок позволяют ребенку быть активным участником культурно-социальной жизни общества. Такие техники как батик, витраж, мозайка предоставляют ребенку возможность почувствовать себя настоящим дизайнером. Вся работа по программе подчинена идее создания активного профессионального грамотного человека.

 Новизна программы заключается в методике и в формах проведения занятий, во введении в ее содержание разных видов народного творчества: аппликации, витража, ткачества, плетения, конструирования, шитья, вязания. Педагогическая целесообразность программы заключается в организации оптимального образовательного процесса, в котором успешно сочетаются разные формы занятий: беседа, решение задач, практическая работа, игры, конкурсы, выставки и другое. Программа модифицированная, по целям и задачам профильная, по направлению художественно - эстетическая, по возрастным особенностям разновозрастная, срок реализации 1 год. Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста 11-13 лет, проявивших интерес к данному виду деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, 34 часа.

Цель программы: развить и сформировать творческие способности детей при работе в нетрадиционных и традиционных дизайнерских техниках с разнообразным материалом, помощь в профессиональном самоопределении ребенка.

Задачи программы:

- воспитать творческую, востребованную личность, способную самостоятельно мыслить и нестандартно решать поставленные задачи; общественную активность и инициативу, патриотизм и гражданскую позицию;

- развить эмоциональную сферу средствами художественной выразительности батика,  фантазию, воображения и творческие способности;

- сформировать знания, умения и навыки работы по разным техникам;

- обучить техникам росписи, тонкостям и нюансам, основам композиции и цветоведения.

  1. Результаты освоения курса

           Личностные результаты:

  • реализовать свои возможности, проявлять самостоятельность, преодолевать трудности;
  • приобретут устойчивый интерес к выбранному виду деятельности;
  • появится мотивация к познавательной деятельности, трудолюбие, целеустремленность;

 Метапредметные результаты:

  • анализировать, планировать свой труд и труд своих товарищей;
  • общаться, взаимодействовать друг с другом;
  • приобретут навыки коллективной творческой деятельности;

 Предметные результаты:

  • освоят навыки работы с новыми материалами и инструментами;
  • самостоятельно создавать композиции, подготавливать персональные выставки;
  • приобретут специальные знания, умения, навыки по народному творчеству, научатся применять их на занятии и в дальнейшей жизни.
  • характерные особенности мозаики, витража, живописи, батика, коллажа, лоскутной техники, техники горячего клея, шитья и конструирования;
  • последовательность создания композиции;
  • материалы и инструменты для работы;
  • правила техники безопасности при работе с материалами и инструментами на занятии.
  • создавать композиции в выбранной технике - мозаики, витража, живописи, батика, коллажа, лоскутной техники, техники горячего клея, шитья и конструирования;
  • поставить цель и достичь результатов, реально оценивать их;
  • найти композициям практическое применение;
  • пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами
  • безопасности труда.

3.Содержание программы

Темы разделов

Количество часов

Теория

Практика

Итого

1

Вводное занятие

1

1

2

Декоративная живопись

2

4

6

3

Волшебство росписи по ткани. Батик

2

9

11

4

Витраж

2

8

10

5

Мозаичные работы

1

3

4

6

Техника «Коллаж»

1

1

2

Итого

9

25

34

  1. Вводное занятие

Теория

1 час: Презентация программы «Художественная мастерская». Выставка работ по техникам, предстоящим изучению и освоению. Методы и приемы занятия: репродуктивный, наглядный (демонстрация, иллюстрация); словесный (рассказ, беседа, диалог). Наглядность (готовые изделия – образцы).

  1. Декоративная живопись

Теория

2 часа: Объяснение живописи, как вида изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль; восприятия цвета на примере игры «цвет и чувства»; о природе цвета: ахроматические, хроматические, цвета, составляющие спектр, теплые и холодные цвета, основные и дополнительные цвета. Объяснение основных характеристик цвета: Цветовой тон, насыщенность цвета, светлотные и цветовые контрасты, локальный цвет. Объяснение таких понятий, как смешивание цветов и колорит.

Практика:

1 час: выполнение пейзажа «Краски осени» гуашью. Выполнение композиции рисунка пейзажа. Рисунок кистью выполняется легко и свободно, как правило, используется краска теплого и холодного цвета в зависимости от колорита картины. Знакомство с техникой «Мазки».

1 час: Знакомство с техникой «Декоративный натюрморт». Выполнение натюрморта с чайной посудой. Выполнение рисунка тонкими линиями: прорисовывание невидимых частей предметов, наметка границ света и тени.

1 час: Знакомство с техникой «граттаж», «акватушь». Композиция на свободную тему. Подготовка рисунка для граттаж, используя восковые карандаши и черную гуашь. Для «акватуши» использование цветной гуаши, черной туши.

1 час: Знакомство с техниками «точечная роспись» и «акварель с гелевыми ручками».

  1. Волшебство росписи по ткани. Батик

Теория:

1 час: Знакомство с техникой батик, основными видами, необходимыми инструментами и материалами для работы. Основные красители, резервирующие составы, трубочки и подрамники. Понятие о цветах. Смешение красителей, создание оттенков, хранение. Композиция. Копирование, увеличение рисунка, перенос на ткань. История батика. Виды батика (горячий, холодный и т.д.) Свободная роспись, «по мокрому», использование соли и мочевины 

Практика:

1 час: Изготовление первого пробного образца. Накалывание ткани на подрамник. Работа с трубочкой, создание непрерывных контуров, заливка краской, Растяжка цвета.

2 часа: Холодный батик. Разработка композиции или использование готовых мотивов. Накалывание ткани на подрамник. Подготовка ткани к работе, снятие аппрета. Перевод на ткань сюжета. Продолжение работы с отработкой всех методов резервирования.

1 час: Свободная роспись. Работа над композицией, с красками. Продолжение и завершение работы.

2 часа: Поздравительная открытка в технике свободной росписи. Метод загущения красок солью, работа в живописной манере. 
Накалывание ткани, перевод мотива. Оформление работы в открытку.

2 часа: Изготовление мешочков - саше в технике холодный батик. Работа над композицией. Перевод рисунка на ткань. Резервирование. Роспись ткани красками. Оформление работы.

2 часа: Изготовление настольных салфеток в технике холодный батик. Выбор рисунка, натягивание ткани на раму. Работа с резервом. Просушка работы. Роспись красками. Обработка изделия на швейной машине.

  1. Витраж

Теория:

2 часа: Знакомство витража – произведением декоративного искусства, которое известно с древнейших времен. Представляет собой композицию из материала, пропускающего свет (как правило, стекла), изображающую сюжет или орнамент. Знакомство с техникой классического витража и витража тиффани.

Знакомство с техниками пескоструйного витража, витражей в технике «фьюзинг», технологии витража, имитирующего классический витраж. Подготовка к изготовлению первых образцов. Изучение необходимых материалов и инструментов.

Практика:

2 часа: Изготовление первого пробного образца. Выбор рисунка.

2 часа: Первая картина в технике классического витража. Работа с эскизом, выбором рисунка. Обезжиривание поверхности стекла. Выполнение контурного рисунка. (Обвести) Подготовить состав для росписи. (Краски)

2 часа: Роспись подсвечников в технике витраж.  Выбор композиции и изделия и техники витража. Работа с эскизом, переводом на стекло. Работа с контуром рисунка, работа с композицией. После просушки работа с красками. Работа красками. Оформление и завершение работы.

2 часа: Роспись посуды на выбор в технике точечной росписи по стеклу. Работа с эскизом, переводом на стекло. Работа с контуром рисунка, работа с композицией. После просушки работа с красками. Работа красками. Оформление и завершение работы.

  1. Мозаичные работы

Теория:

1 час: Знакомство с техникой мозаичных работ. Изучение исторического возникновения мозаичных работ. Современное применение мозаики. Виды мозаики. Изучение техники выполнения монументальных мозаичных работ. Подготовка, методы, инструменты и материалы.

Практика:

1 час: Особенности выполнения эскиза для мозаичных работ. Изображение объекта и элементов стилизации. Разработка эскизов растительных форм.

2 часа: Начало выполнения первого образца мозаики. Выбор эскиз. Подготовка фанерной доски, инструментов и материалов. Повторение техники безопасности. Перенос эскиза на доску. Нанесение тессеров с помощью клея на доску деревянную. Нанесение затирки между тессеров на доске. Оформление образца и завершение работы.

  1. Техника «Коллаж»

Теория:

1 час: Знакомство с «Коллажем», как техникой и видом изобразительного искусства, заключающегося в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.). Знакомство с необходимыми материалами и инструментами. Изучение истории возникновения «коллажа». 

Практика:

1 час: Выполнение работы «Ритмы города». Панно (декоративная композиция). Выполнение рисунка карандашом, прорисовка общего композиционного расположения объектов четкими линиями. Подбор материалов и инструментов. Первоначальное покрытие материалом основных цветовых пятен фона в холодных тонах. Обобщение, уточнение деталей и завершение работы.

Методы обучения:

Словесные: объяснение, рассказ, диалоги.

Наглядные: показ техники и приемов работы; демонстрация иллюстраций, фотографий и готовых изделий.

Практические: выполнение трудовых операций, подготовка материалов к работе изготовления композиций; эскизов; работа с литературой.

Проблемные: создание проблемной ситуации, самостоятельная поисково-познавательная деятельность, направленная на получение результата.

Аналитические: наблюдения, сравнения с готовыми образцами, самоанализ, повторение пройденного материала, самоконтроль, взаимоанализ выполненных работ, рефлексия.

Приемы обучения: наглядные, практические, игровые.

Технологии обучения:

 - проблемное обучение;

 - модульное обучение;

 - метод проектов;

 - информационно-коммуникативные технологии, коллективно-взаимное обучение;

- интегративный подход в обучении, здоровье сберегающие технологии.

Формы занятий:

Групповые, коллективные творческие дела (КТД), творческие задания,

уроки – путешествия, мастерские, выставки, экскурсии, конкурсно - игровые программы.

Все задания строятся на основе творчества, по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. При выполнении учебной работы обучающиеся изучают технологические процессы изготовления объектов и приемы работы. При выполнении творческой работы предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого

обучающегося в конструкторском, художественном и технологическом исполнении, а также закрепляются и демонстрируются на практике его знания, умения.

Дидактические материалы по темам: «Батик»; «Витраж», «Техника горячего клея», «Живопись», «Мозаика», «Техника коллаж»; рекомендации по организации выставок, самостоятельной творческой работы; технологические карты изготовления изделий; игры.

Формы проведения итогов работы. По каждой теме обучающиеся должны выполнить практическую работу, а в конце учебного года выполняют творческую работу. В течение учебного года обучающиеся принимают участие в выставках, конкурсах различного уровня.

Оценка и контроль результатов осуществляется в форме беседы, контрольного опроса, тестирования, самоконтроля, самооценки и взаимооценки, защиты проектной работы.

Материально-техническое обеспечение: бумага, картон, краски «гуашь»,

текстиль, карандаши, линейки, ножницы, иголки, краски для ткани, для стекла, тессеры и замазка для мозаики, клей, др.

4.Тематическое планирование

№ п/п

№ урока в теме

Дата проведения

Тема

Общее количество часов

План.

Факт.

Теория

Практика

Декоративная живопись (7 часов)

1

1

        4.09.18

Вводное занятие

1

2

3

2

11.09.18

18.09.18

Техника живописи мазками

1

1

4

5

3

25.09.18

2.10.18

Декоративный натюрморт

1

1

6

4

9.10.18

Техника «Граттаж» и «Акватушь»

1

7

5

16.10.18

Знакомство с техникой «точечная роспись» и «акварель с тушью»

1

Волшебство росписи по ткани. Батик (11 часов)

8

9

1

23.10.18

6.11.18

Знакомство с техникой батик. Свободная роспись.

1

1

10

11

2

13.11.18

20.11.18

Холодный батик. Техника выполнения. Инструменты и материалы.

1

1

12

3

27.11.18

Картина на свободную тему в технике свободной росписи.

1

13

14

4

4.12.18

11.12.18

Поздравительная открытка в технике свободная роспись.

2

15

16

5

18.12.18

25.12.18

Изготовление мешочков-саше в технике холодный батик.

2

17

18

6

15.01.19

22.01.19

Изготовление настольных салфеток в технике холодный батик.

2

Витраж ( 10 часов)

19

20

1

29.01.19

5.02.19

Знакомство с техникой витраж.

Инструменты и материалы. Техника выполнения. Пробные образцы.

1

1

21

22

2

12.02.19

19.02.19

Знакомство с техниками пескоструйного витража, витражей в технике «фьюзинг», технологии витража, имитирующего классический витраж.

1

1

23

24

3

26.02.19

5.03.19

Выполнение картины в технике витраж.

2

25

26

4

12.03.19

19.03.19

Роспись подсвечников в технике классического витража.

2

27

28

5

9.04.19

16.04.19

Роспись посуды на выбор в технике точечной росписи по стеклу.

2

Мозаичные работы (4 часа)

29

30

1

23.04.19

30.04.19

Знакомство с техникой мозаичных работ. Пробы эскизных работ.

1

1

31

32

2

7.05.19

14.05.19

Выполнение работы на свободную тему с помощью мозайки.

2

Техника «Коллаж» ( 2 часа)

33

34

1

21.05.19

28.05.19

Выполнение работы «Ритмы города». Панно (декоративная композиция).

1

1

Итого: 34 часа


Лист корректировки

№ п/п

Причина корректировки

Основание

Дата корректировки

Согласовано с заместителем директора по ВР

1

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

2

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

3

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

4

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

5

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

6

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

7

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

8

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

9

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

10

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"

Настоящая программа  предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластик...

Программа дополнительного образования "Мастерская слова"

Программа дополнительного образования (система кружковых занятий) интегрирует учебную и творческую деятельность обучающихся, представляет собой междисциплинарное взаимодействие в рамках занятия (истор...

программа дополнительного образования "Мастерская фантазий"

программа для объединений декоративно-прикладного творчества...

Программа дополнительного образования детей 12-18 лет "Творческая мастерская "ВАСИЛИСА""социально - педагогической направленности

программа «Творческая мастерская «Василиса»  в отличие от традиционных программ предполагает комплексное изучение швейного дела и видов декоративно-прикладного искусства, выражение творческой инд...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Рабочая программа педагога дополнительного образования по направлению: декоративно-прикладное творчество. Рассчитана на один год (192 часа) для учащихся 10-15 лет....

Модифицированная программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Мастерская цвета"

Модифицированная программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Мастерская цвета" используется ежегодно в работе учителя и  актуальна на 2019/2020 учебный год. Рез...