Программа дополнительного образования "Художественная мастерская"
рабочая программа
Программа дополнительного образования "Художественная мастерская"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_hudozhestvennaya_masterskaya_tatarka.docx | 42.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
дополнительного образования
художественной направленности
кружок
«Художественная мастерская»
Составитель:
Матвеева Дарья Сергеевна
- Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года).
- Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 г (ред. от 31.12.2015 г.) № 1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Концепция развития дополнительного образования детей(Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р)
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении САНПИН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей(с учетом Изменений №3, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81);
- Положение о рабочей программе МБОУ «Татарская СОШ».
В программу введены новые современные технологии обработки различных материалов. А также техники, которые славятся с давних времен – батик, витраж, живопись, мозайка. Новая структура программного материала позволяет создать грамотного специалиста по технологиям изучаемых в данной программе, подкованного теоретическими и практическими компетентностями. Ручной труд цениться во всем мире и проведение выставок, ярмарок позволяют ребенку быть активным участником культурно-социальной жизни общества. Такие техники как батик, витраж, мозайка предоставляют ребенку возможность почувствовать себя настоящим дизайнером. Вся работа по программе подчинена идее создания активного профессионального грамотного человека.
Новизна программы заключается в методике и в формах проведения занятий, во введении в ее содержание разных видов народного творчества: аппликации, витража, ткачества, плетения, конструирования, шитья, вязания. Педагогическая целесообразность программы заключается в организации оптимального образовательного процесса, в котором успешно сочетаются разные формы занятий: беседа, решение задач, практическая работа, игры, конкурсы, выставки и другое. Программа модифицированная, по целям и задачам профильная, по направлению художественно - эстетическая, по возрастным особенностям разновозрастная, срок реализации 1 год. Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста 11-13 лет, проявивших интерес к данному виду деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, 34 часа.
Цель программы: развить и сформировать творческие способности детей при работе в нетрадиционных и традиционных дизайнерских техниках с разнообразным материалом, помощь в профессиональном самоопределении ребенка.
Задачи программы:
- воспитать творческую, востребованную личность, способную самостоятельно мыслить и нестандартно решать поставленные задачи; общественную активность и инициативу, патриотизм и гражданскую позицию;
- развить эмоциональную сферу средствами художественной выразительности батика, фантазию, воображения и творческие способности;
- сформировать знания, умения и навыки работы по разным техникам;
- обучить техникам росписи, тонкостям и нюансам, основам композиции и цветоведения.
- Результаты освоения курса
Личностные результаты:
- реализовать свои возможности, проявлять самостоятельность, преодолевать трудности;
- приобретут устойчивый интерес к выбранному виду деятельности;
- появится мотивация к познавательной деятельности, трудолюбие, целеустремленность;
Метапредметные результаты:
- анализировать, планировать свой труд и труд своих товарищей;
- общаться, взаимодействовать друг с другом;
- приобретут навыки коллективной творческой деятельности;
Предметные результаты:
- освоят навыки работы с новыми материалами и инструментами;
- самостоятельно создавать композиции, подготавливать персональные выставки;
- приобретут специальные знания, умения, навыки по народному творчеству, научатся применять их на занятии и в дальнейшей жизни.
- характерные особенности мозаики, витража, живописи, батика, коллажа, лоскутной техники, техники горячего клея, шитья и конструирования;
- последовательность создания композиции;
- материалы и инструменты для работы;
- правила техники безопасности при работе с материалами и инструментами на занятии.
- создавать композиции в выбранной технике - мозаики, витража, живописи, батика, коллажа, лоскутной техники, техники горячего клея, шитья и конструирования;
- поставить цель и достичь результатов, реально оценивать их;
- найти композициям практическое применение;
- пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами
- безопасности труда.
3.Содержание программы
№ | Темы разделов | Количество часов | ||
Теория | Практика | Итого | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Декоративная живопись | 2 | 4 | 6 |
3 | Волшебство росписи по ткани. Батик | 2 | 9 | 11 |
4 | Витраж | 2 | 8 | 10 |
5 | Мозаичные работы | 1 | 3 | 4 |
6 | Техника «Коллаж» | 1 | 1 | 2 |
Итого | 9 | 25 | 34 |
- Вводное занятие
Теория
1 час: Презентация программы «Художественная мастерская». Выставка работ по техникам, предстоящим изучению и освоению. Методы и приемы занятия: репродуктивный, наглядный (демонстрация, иллюстрация); словесный (рассказ, беседа, диалог). Наглядность (готовые изделия – образцы).
- Декоративная живопись
Теория
2 часа: Объяснение живописи, как вида изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль; восприятия цвета на примере игры «цвет и чувства»; о природе цвета: ахроматические, хроматические, цвета, составляющие спектр, теплые и холодные цвета, основные и дополнительные цвета. Объяснение основных характеристик цвета: Цветовой тон, насыщенность цвета, светлотные и цветовые контрасты, локальный цвет. Объяснение таких понятий, как смешивание цветов и колорит.
Практика:
1 час: выполнение пейзажа «Краски осени» гуашью. Выполнение композиции рисунка пейзажа. Рисунок кистью выполняется легко и свободно, как правило, используется краска теплого и холодного цвета в зависимости от колорита картины. Знакомство с техникой «Мазки».
1 час: Знакомство с техникой «Декоративный натюрморт». Выполнение натюрморта с чайной посудой. Выполнение рисунка тонкими линиями: прорисовывание невидимых частей предметов, наметка границ света и тени.
1 час: Знакомство с техникой «граттаж», «акватушь». Композиция на свободную тему. Подготовка рисунка для граттаж, используя восковые карандаши и черную гуашь. Для «акватуши» использование цветной гуаши, черной туши.
1 час: Знакомство с техниками «точечная роспись» и «акварель с гелевыми ручками».
- Волшебство росписи по ткани. Батик
Теория:
1 час: Знакомство с техникой батик, основными видами, необходимыми инструментами и материалами для работы. Основные красители, резервирующие составы, трубочки и подрамники. Понятие о цветах. Смешение красителей, создание оттенков, хранение. Композиция. Копирование, увеличение рисунка, перенос на ткань. История батика. Виды батика (горячий, холодный и т.д.) Свободная роспись, «по мокрому», использование соли и мочевины
Практика:
1 час: Изготовление первого пробного образца. Накалывание ткани на подрамник. Работа с трубочкой, создание непрерывных контуров, заливка краской, Растяжка цвета.
2 часа: Холодный батик. Разработка композиции или использование готовых мотивов. Накалывание ткани на подрамник. Подготовка ткани к работе, снятие аппрета. Перевод на ткань сюжета. Продолжение работы с отработкой всех методов резервирования.
1 час: Свободная роспись. Работа над композицией, с красками. Продолжение и завершение работы.
2 часа: Поздравительная открытка в технике свободной росписи. Метод загущения красок солью, работа в живописной манере.
Накалывание ткани, перевод мотива. Оформление работы в открытку.
2 часа: Изготовление мешочков - саше в технике холодный батик. Работа над композицией. Перевод рисунка на ткань. Резервирование. Роспись ткани красками. Оформление работы.
2 часа: Изготовление настольных салфеток в технике холодный батик. Выбор рисунка, натягивание ткани на раму. Работа с резервом. Просушка работы. Роспись красками. Обработка изделия на швейной машине.
- Витраж
Теория:
2 часа: Знакомство витража – произведением декоративного искусства, которое известно с древнейших времен. Представляет собой композицию из материала, пропускающего свет (как правило, стекла), изображающую сюжет или орнамент. Знакомство с техникой классического витража и витража тиффани.
Знакомство с техниками пескоструйного витража, витражей в технике «фьюзинг», технологии витража, имитирующего классический витраж. Подготовка к изготовлению первых образцов. Изучение необходимых материалов и инструментов.
Практика:
2 часа: Изготовление первого пробного образца. Выбор рисунка.
2 часа: Первая картина в технике классического витража. Работа с эскизом, выбором рисунка. Обезжиривание поверхности стекла. Выполнение контурного рисунка. (Обвести) Подготовить состав для росписи. (Краски)
2 часа: Роспись подсвечников в технике витраж. Выбор композиции и изделия и техники витража. Работа с эскизом, переводом на стекло. Работа с контуром рисунка, работа с композицией. После просушки работа с красками. Работа красками. Оформление и завершение работы.
2 часа: Роспись посуды на выбор в технике точечной росписи по стеклу. Работа с эскизом, переводом на стекло. Работа с контуром рисунка, работа с композицией. После просушки работа с красками. Работа красками. Оформление и завершение работы.
- Мозаичные работы
Теория:
1 час: Знакомство с техникой мозаичных работ. Изучение исторического возникновения мозаичных работ. Современное применение мозаики. Виды мозаики. Изучение техники выполнения монументальных мозаичных работ. Подготовка, методы, инструменты и материалы.
Практика:
1 час: Особенности выполнения эскиза для мозаичных работ. Изображение объекта и элементов стилизации. Разработка эскизов растительных форм.
2 часа: Начало выполнения первого образца мозаики. Выбор эскиз. Подготовка фанерной доски, инструментов и материалов. Повторение техники безопасности. Перенос эскиза на доску. Нанесение тессеров с помощью клея на доску деревянную. Нанесение затирки между тессеров на доске. Оформление образца и завершение работы.
- Техника «Коллаж»
Теория:
1 час: Знакомство с «Коллажем», как техникой и видом изобразительного искусства, заключающегося в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.). Знакомство с необходимыми материалами и инструментами. Изучение истории возникновения «коллажа».
Практика:
1 час: Выполнение работы «Ритмы города». Панно (декоративная композиция). Выполнение рисунка карандашом, прорисовка общего композиционного расположения объектов четкими линиями. Подбор материалов и инструментов. Первоначальное покрытие материалом основных цветовых пятен фона в холодных тонах. Обобщение, уточнение деталей и завершение работы.
Методы обучения:
Словесные: объяснение, рассказ, диалоги.
Наглядные: показ техники и приемов работы; демонстрация иллюстраций, фотографий и готовых изделий.
Практические: выполнение трудовых операций, подготовка материалов к работе изготовления композиций; эскизов; работа с литературой.
Проблемные: создание проблемной ситуации, самостоятельная поисково-познавательная деятельность, направленная на получение результата.
Аналитические: наблюдения, сравнения с готовыми образцами, самоанализ, повторение пройденного материала, самоконтроль, взаимоанализ выполненных работ, рефлексия.
Приемы обучения: наглядные, практические, игровые.
Технологии обучения:
- проблемное обучение;
- модульное обучение;
- метод проектов;
- информационно-коммуникативные технологии, коллективно-взаимное обучение;
- интегративный подход в обучении, здоровье сберегающие технологии.
Формы занятий:
Групповые, коллективные творческие дела (КТД), творческие задания,
уроки – путешествия, мастерские, выставки, экскурсии, конкурсно - игровые программы.
Все задания строятся на основе творчества, по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. При выполнении учебной работы обучающиеся изучают технологические процессы изготовления объектов и приемы работы. При выполнении творческой работы предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого
обучающегося в конструкторском, художественном и технологическом исполнении, а также закрепляются и демонстрируются на практике его знания, умения.
Дидактические материалы по темам: «Батик»; «Витраж», «Техника горячего клея», «Живопись», «Мозаика», «Техника коллаж»; рекомендации по организации выставок, самостоятельной творческой работы; технологические карты изготовления изделий; игры.
Формы проведения итогов работы. По каждой теме обучающиеся должны выполнить практическую работу, а в конце учебного года выполняют творческую работу. В течение учебного года обучающиеся принимают участие в выставках, конкурсах различного уровня.
Оценка и контроль результатов осуществляется в форме беседы, контрольного опроса, тестирования, самоконтроля, самооценки и взаимооценки, защиты проектной работы.
Материально-техническое обеспечение: бумага, картон, краски «гуашь»,
текстиль, карандаши, линейки, ножницы, иголки, краски для ткани, для стекла, тессеры и замазка для мозаики, клей, др.
4.Тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Дата проведения | Тема | Общее количество часов | ||
План. | Факт. | Теория | Практика | |||
Декоративная живопись (7 часов) | ||||||
1 | 1 | 4.09.18 | Вводное занятие | 1 | ||
2 3 | 2 | 11.09.18 18.09.18 | Техника живописи мазками | 1 | 1 | |
4 5 | 3 | 25.09.18 2.10.18 | Декоративный натюрморт | 1 | 1 | |
6 | 4 | 9.10.18 | Техника «Граттаж» и «Акватушь» | 1 | ||
7 | 5 | 16.10.18 | Знакомство с техникой «точечная роспись» и «акварель с тушью» | 1 | ||
Волшебство росписи по ткани. Батик (11 часов) | ||||||
8 9 | 1 | 23.10.18 6.11.18 | Знакомство с техникой батик. Свободная роспись. | 1 | 1 | |
10 11 | 2 | 13.11.18 20.11.18 | Холодный батик. Техника выполнения. Инструменты и материалы. | 1 | 1 | |
12 | 3 | 27.11.18 | Картина на свободную тему в технике свободной росписи. | 1 | ||
13 14 | 4 | 4.12.18 11.12.18 | Поздравительная открытка в технике свободная роспись. | 2 | ||
15 16 | 5 | 18.12.18 25.12.18 | Изготовление мешочков-саше в технике холодный батик. | 2 | ||
17 18 | 6 | 15.01.19 22.01.19 | Изготовление настольных салфеток в технике холодный батик. | 2 | ||
Витраж ( 10 часов) | ||||||
19 20 | 1 | 29.01.19 5.02.19 | Знакомство с техникой витраж. Инструменты и материалы. Техника выполнения. Пробные образцы. | 1 | 1 | |
21 22 | 2 | 12.02.19 19.02.19 | Знакомство с техниками пескоструйного витража, витражей в технике «фьюзинг», технологии витража, имитирующего классический витраж. | 1 | 1 | |
23 24 | 3 | 26.02.19 5.03.19 | Выполнение картины в технике витраж. | 2 | ||
25 26 | 4 | 12.03.19 19.03.19 | Роспись подсвечников в технике классического витража. | 2 | ||
27 28 | 5 | 9.04.19 16.04.19 | Роспись посуды на выбор в технике точечной росписи по стеклу. | 2 | ||
Мозаичные работы (4 часа) | ||||||
29 30 | 1 | 23.04.19 30.04.19 | Знакомство с техникой мозаичных работ. Пробы эскизных работ. | 1 | 1 | |
31 32 | 2 | 7.05.19 14.05.19 | Выполнение работы на свободную тему с помощью мозайки. | 2 | ||
Техника «Коллаж» ( 2 часа) | ||||||
33 34 | 1 | 21.05.19 28.05.19 | Выполнение работы «Ритмы города». Панно (декоративная композиция). | 1 | 1 | |
Итого: 34 часа |
Лист корректировки
№ п/п | Причина корректировки | Основание | Дата корректировки | Согласовано с заместителем директора по ВР |
1 | с «__»_________20__ г. по «__»_________20__ г. | |||
2 | с «__»_________20__ г. по «__»_________20__ г. | |||
3 | с «__»_________20__ г. по «__»_________20__ г. | |||
4 | с «__»_________20__ г. по «__»_________20__ г. | |||
5 | с «__»_________20__ г. по «__»_________20__ г. | |||
6 | с «__»_________20__ г. по «__»_________20__ г. | |||
7 | с «__»_________20__ г. по «__»_________20__ г. | |||
8 | с «__»_________20__ г. по «__»_________20__ г. | |||
9 | с «__»_________20__ г. по «__»_________20__ г. | |||
10 | с «__»_________20__ г. по «__»_________20__ г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"
Настоящая программа предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластик...
Программа дополнительного образования "Мастерская слова"
Программа дополнительного образования (система кружковых занятий) интегрирует учебную и творческую деятельность обучающихся, представляет собой междисциплинарное взаимодействие в рамках занятия (истор...
программа дополнительного образования "Мастерская фантазий"
программа для объединений декоративно-прикладного творчества...
Программа дополнительного образования детей 12-18 лет "Творческая мастерская "ВАСИЛИСА""социально - педагогической направленности
программа «Творческая мастерская «Василиса» в отличие от традиционных программ предполагает комплексное изучение швейного дела и видов декоративно-прикладного искусства, выражение творческой инд...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Рабочая программа педагога дополнительного образования по направлению: декоративно-прикладное творчество. Рассчитана на один год (192 часа) для учащихся 10-15 лет....
Модифицированная программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Мастерская цвета"
Модифицированная программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Мастерская цвета" используется ежегодно в работе учителя и актуальна на 2019/2020 учебный год. Рез...
Программа дополнительного образования учащихся 1-5 классов «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ АВТОРСКОЙ ИГРУШКИ» 2013-2014г.
Programma_kruzhka_tvorcheskaya_masterskaya_avtorskoi_igrushki_2013-2014...