Региональный компонент в проектной деятельности на уроках изобразительного искусства.
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Ястребова Ирина Николаевна

Особое место среди педагогических технологий занимает проектная деятельность. Применения метода проектов на уроках изобразительного искусства способствует развитию творческих способностей учащихся, активизации индивидуальной деятельности, формированию исследовательских навыков,  развитию навыков сотрудничества, делового общения, опирающихся на сочетание индивидуальной, самостоятельной и коллективной работы, обязательное создание конечного результата деятельности и как следствие - поднятие престижа преподаваемого предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Ястребова Ирина Николаевна,C:\Users\1\Desktop\Image0008.JPG

учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

МБОУ  СШ № 15

Региональный компонент в проектной деятельности на уроках изобразительного искусства

Особое место среди педагогических технологий занимает проектная деятельность. Применения метода проектов на уроках изобразительного искусства способствует развитию творческих способностей учащихся, активизации индивидуальной деятельности, формированию исследовательских навыков,  развитию навыков сотрудничества, делового общения, опирающихся на сочетание индивидуальной, самостоятельной и коллективной работы, обязательное создание конечного результата деятельности и как следствие - поднятие престижа преподаваемого предмета.

В идее проектной методики меня привлекает то, что учащиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в выборе «конечного продукта». Проектная работа предоставляет учащимся возможность использование известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности учащихся. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также дает возможность исследовательских методов в обучении. 

Выбор тематики проектов может быть различным:

  • в одних случаях выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся;
  • в других - тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление проектной работы.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую в течение определенного времени и ориентирует на решение какой-либо проблемы.

Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.

Проект  предполагает наличие определённых этапов и оценки результатов.  В ходе работы над проектом учитель является консультантом, источником информации, координатором и помощником. Он должен помочь в выборе способов работы, но не давать конкретных знаний.

Согласно классификации Е.И. Полант, выделяют пять типов проектов:

        - исследовательский (продуманная структура, цели, актуальность предмета исследования, обсуждение полученных результатов);

        - творческий (результат проявляется в альбоме, газете, реферате, в создание информационной среды класса или школы);

        - ролево-игровой (распределение ролей, обусловленные характером и содержанием их деятельности);

        - информационный (сбор информации о событиях, явлениях);

        - практико-ориентированный (результат ориентирован на

социальные интересы участников. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства).

Любой проект, который выполняют ребята, включает в себя следующие этапы: поисковый, аналитический, практический, презентационный и контрольный – подведение итогов и серьезный анализ выполненной работы.

Предмет изобразительное искусство дает широкие возможности для реализации проектной деятельности. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект. Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.

Но как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего,  начиная работу над проектом, я стараюсь вызвать у  учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Поэтому особое место занимает первый этап работы над проектом - «погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы).

 Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка, просмотренный видеосюжет или экскурсия. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна.

Например, работу над проектом «Многоцветье  донской степи в керамике[1]» можно начать с просмотра фильма, но я предпочитаю начинать с выездной экскурсии на Семикаракорский фаянсовый завод. Где учащиеся  не только знакомятся с историей предприятия и технологией производства донской керамики, но и могут почувствовать себя настоящими мастерами и оформить свое собственное произведение искусства.

Предлагаю вам фрагмент урока, на котором реализуется первый этап   работы над проектом «Наряды для Василисы Прекрасной».

Проект выполняется в 5 классе, в I четверти. Учебная тема «Русская народная одежда», тип проекта: творческий.

Цели: формирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков работы с информацией, с дальнейшим применением полученных знаний в творческой деятельности.

Задачи:

Учебные: 

  • Познакомить учащихся с русским национальным костюмом.
  • Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
  • Закреплять умения и навыки работы с декоративной композицией.

Воспитательные: 

  • Развивать эстетическое мировосприятие.
  • Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.

Развивающие: 

  • Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).
  • Развить воображение, фантазию, навыки художественно-творческой  деятельности, способности творчески самовыражаться, используя различные художественные языки и средства.

 Задачи первого этапа – определение темы, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, разработка плана реализации.

Ход урока

-Здравствуйте,  ребята! Давайте поприветствуем друг друга и пожелаем всем  на уроке удачи и творчества.

 -Сегодня я хочу прочитать вам стихотворенье, которое очень мне нравиться и надеюсь понравиться вам.

Важною «павой», «душой голубицей»[2]

Издавна так называли девицу.

Девичьи руки в труде и заботе

С ранней поры привыкали к работе:

Ткали и пряли, вязали и шили,

Сеяли, жали и тесто месили.

В трудной работе сгибалась спина...

Но выходила на праздник она

В дивном наряде крестьянской одежды,

Где весь узор о мечте и надежде:

Красным расшиты запон и рубаха

(Черное — скорбь, что на родине свято),

По подолу, как на вспаханном поле,

Ромбы узорной легли полосою;

Символы солнца и знаки земли.

Матери-жизни и птицы любви.

Шею украсили бусы, мониста,

Бисер, кораллы, янтарь золотистый.

Всех драгоценней убор головной –

Жемчугом шитый и битью златой:

Кика, сорока — убор молодицы,

Косник , венец — украшенье девицы,

Сборник, повойник — убор для старухи...

Самый красивый — убор молодухи.

Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы!

-Ребята, так о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

Ответы учащихся: «О русском костюме».

Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Ответы учащихся: «Русский народный  костюм».

Далее вниманию учащихся предлагается презентация «Русский народный костюм».

- Знаешь ли ты, какой костюм могла носить твоя прапрабабушка? Как выглядели праздничные и будничные костюмы, как и зачем их украшали? А знаете ли вы, что в этом стихотворении описан  собирательный образ женского костюма. А на самом деле в течение нескольких веков в разных концах Русской земли складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

Ребята рассматривают костюмы юга России, севера России.

- Взгляни на эти костюмы, на  их дивное  многоцветие. Будто кто – то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду.

Далее  вниманию обучающихся предлагается иллюстрация костюма донских казаков.

- А как вы думаете, где могли носить такой костюм?

Ответы учащихся: «В нашем крае».

- Посмотрите: все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

Учитель уточняет или задает наводящие вопросы, предлагая учащимся сформулировать тему проекта. Например:

- Посмотрите внимательно на иллюстрации И.Я.Библина к сказке «Василиса Прекрасная». Художник изобразил Василису одетой в занавеску.    Занавеской называлась длинная туникообразная одежда с рукавами и прямоугольным вырезом сзади до лопаток. Надевалась она через голову. По подолу и краям рукавов украшалась вышивкой.

Обучающие предлагают темы творческого проекта и выбирают окончательный вариант темы творческого проекта «Наряды для Василисы Прекрасной».

-Какие наряды носила бы Василиса Прекрасная, если б она жила: на севере России; на юге России; в нашем регионе; в наше время? Ответы на эти вопросы являются темами работы творческих групп, которые мы сейчас образуем.

Класс разбивается на творческие группы. (5-6 человек).   Каждая группа  выбирает себе тему проекта: «Русский народный костюм юга России»; «Русский народный костюм севера России»; «Костюм донских казаков»; «Традиции русского костюма в новых образах современной моды».

-Все группы по окончанию работы  должны  ответить на основополагающий вопрос: является ли русская народная одежда хранителем русской национальной культуры?

Далее следует выдвижение гипотез учителем и учащимися. Например:

  • Основой женского костюма была рубаха.
  • Старинная праздничная одежда имеет  трехъярусный строй украшений.
  • Женский костюм сильно варьировался в зависимости от местности.
  • Мужской костюм был одинаков в разных областях России.
  • Головной убор играл огромную роль в женском костюме.
  • Завязанный пояс сопровождал человека всю жизнь.
  • Украшение костюма не простая забава.
  • Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце.
  • В основе казачьего костюма лежал турецкий.

- В ходе своей исследовательской работы вы должны доказать или опровергнуть данные гипотезы. После изучения теоретического материала вам предстоит изготовить бумажную куклу с коллекцией русской народной одежды (возможны другие варианты: коллаж, тряпичная кукла и т. д. на усмотрение творческих групп).

 Учитель задает план работы над проектом и вместе с учащимися определяет сроки его выполнения:

  • Разработка проекта (1 урок, 20 мин).
  • Сбор информации из разных источников (внеурочная деятельность).
  • Подготовка иллюстративного материала (внеурочная деятельность).
  • Анализ и обобщение полученной информации (2 урок, 20 мин).  
  • Практическая работа  (2-3 урок) :

 а) изготовление бумажной куклы и коллекции « русская народная одежда»;

 б) изготовление тряпичной куклы в русском народном костюме;

 в) коллаж «Наряд Василисы Прекрасной».

  • Оформление материала для презентации (внеурочная деятельность).
  • Защита проекта (4 урок).

Далее следует обсуждение  критериев оценки качества проекта, выбор средств, методов и форм выполнения проекта, обсуждение со школьниками возможных источников информации.

      Хочу предложить вашему вниманию несколько вопросов по теме «Проект «Наряды для Василисы Прекрасной»»,  которые можно предложить учащимся для обсуждения:

  1. Русский народный костюм - творение эпох или рассказ о них.
  2. Душа народа и его представление о прекрасном в русском народном костюме.
  3. Русский  костюм – книга об истории народа.
  4. Русский костюм не просто одежда, а образная модель мира.
  5. Русский народный костюм – неиссякаемый источник вдохновения для создания современных нарядов.
  6. Основы русского женского костюма в костюме казачки.
  7. Головной убор казачки как  фуражка  строевого казака.

Вот уже несколько лет я применяю на уроках изобразительного искусства метод проектного обучения  по многим темам учебной программы. Метод проектного обучения помогает преодолеть пассивность учащихся, дает возможность   реализовывать  свой  творческий потенциал. Секрет успешности метода проектов состоит в  построении деятельности в контексте трёх основных принципов: мотивации, функциональности, образовательной ценности. При работе над проектом ученики проявляют навыки ученического самоуправления (особенно в коллективной форме), так как они несут ответственность за выбор темы, планирование, средства и форму выполнения. Учитель выступает как координатор и консультант. Но при этом необходимо управление деятельностью учащихся при разрешении проблем проектирования. Метод проектов может стать оптимальным средством связи между теорией и практикой.

Мне нравится, что технология проектного обучения  на уроках изобразительного искусства дает неограниченные возможности углубления знаний учащихся по региональной культуры. При этом я не сокращаю количество часов учебных тем, а ввожу региональный компонент параллельно учебным.

 Используя накопленный опыт, апробированный и подтвержденный качественными результатами в повышении активности и усвоении учебного материала, хочу привести несколько примеров изучения регионального  компонента при выполнении творческих проектов учащимися 5 классов.

Тема  I четверти «Древние корни народного искусства».

Учебная тема 2-3 урока «Конструкция и декор предметов народного быта».

На первом уроке ребята знакомятся с конструкцией и декором предметов быта русского народа и разрабатывают проект «Казачья утварь и посуда». Темы для творческих групп могут быть разными, например: «Разноцветное коромысло», «Солоница – самая почетная посуда казаков», Махотка  маленькая, да кашка сладенька». На втором уроке творческие группы представляют свои проекты в виде презентации, а итогом проекта будут эскизы предметов быта донских казаков, выполнение в практической части урока.

Учебная тема 4-5 урока «Убранство и внутренний мир русской избы». На первом уроке идет разработка проекта «Мой дом – моя крепость». Темы для творческих групп: «Красна изба углами», «Казачий курень – дом крепость», «Заходи к нам в куренек и побудь у нас часок!».  В практической части первого урока группы уже начинают работать над проектом: работа со справочными материалами, интернет- ресурсами, просмотр видеофильма с праздника «Шолоховская весна», где каждый район Ростовской области выставляет  макет  своего казачьего куреня. В школе существует хореографический ансамбль, который регулярно принимает участие в празднике «Шолоховская  весна», поэтому дети имеют возможность посмотреть не только на фасад куреня , но побывать в нутрии его и ощутить на себе весь колорит казачьего быта, что несомненно является мощным стимулом для работы над проектом. На втором уроке творческие группы выполняют коллективную работу: макет избы или куреня. C:\Users\1\Desktop\IMAGE0081.JPG

Тема 6-7 урока «Русская народная одежда». Тема проекта «Наряды для Василисы Прекрасной». На первом уроке идет разработка проекта по плану приведенном выше и начинается работа с различными источниками информации. На втором уроке творческие группы работают над созданием коллекции одежды для Василисы Прекрасной согласно выбранной тематике. Иногда я этот  урок интегрирую с технологией, что дает мне дополнительно 2 часа. А это позволяет ребятам изготовить куклы в русских или казачьих костюмах. Защищать проекты группы будут на заключительном, девятом уроке первой четверти: презентация и выставка работ. 

Восьмой урок посвящается народным праздничным обрядам. На уроке учащиеся знакомятся с русскими обрядами и начинают работу над проектом «Православные традиции донских казаков». Тема проекта одна для всех групп, а вариантов решения множество: сообщение, рисунки, фотогалереи, презентации, сценические миниатюры, игры, виртуальные путешествия, встречи или интервью с казаками. Защита проектов происходит на заключительном уроке четверти. И, как правило, заключительный урок превращается в урок – праздник.

Тема  II четверти «Связь времен и народов в искусстве».

Тема 1-2 урока «Древние образы в современных народных игрушках»

На первом уроке я знакомлю учащихся с глиняной игрушкой, показываю коллекцию своих игрушек, что вызывает у ребят особый интерес, затем мы смотрим видеофрагмент процесса создания дымковской игрушки. В ходе беседы подвожу ребят к выводу: глиняные игрушки получили в наши дни новую жизнь в качестве национальных сувениров.  И сразу возникает вопрос: а была ли глиняная игрушка на Дону? И начинается работа над исследовательским проектом «Донская игрушка», которая выполняется во внеурочное время. На втором уроке ИЗО и двух уроках технологии  начинается творческий процесс – создание глиняной игрушки. Защита проекта будет выполнена на заключительном уроке четверти.C:\Users\1\Desktop\c_fb05ec5df20615f4b479446685873ac9.jpg

3-4 урок посвящен народным промыслам: Гжель, Хохлома, Городец, Жостово. На 5-6 уроке выполняется  работа над проектом «Многоцветье  донской степи в керамике». На защиту творческие группы представят презентации и тарелки в стиле Семикаракорский росписи. Это может быть плоская бумажная тарелка или папье-маше.

Заключительный урок «Ярмарка народных промыслов» проходит в форме театрализованного представления  с защитой проектов, выставкой работ, играми и викторинами, подготовленными творческими группами.

Мой опыт показывает, что  технология проектного обучения открывает значительные возможности для повышения качества обучения: совершенствование  возможностей учащихся в области проектной деятельности, развитие самостоятельности, систематического, логического, критического и творческого мышления, прогностических умений, коммуникабельности, навыков исследования и публичных выступлений.

Использование мною проектной работы, целью которой является развитие учащихся, позволяет привлекать учеников с разными учебными способностями, придаёт им уверенность, положительно влияет на их отношение к изучаемому предмету в целом, развивает их интерес и создает условия для развития креативности учащегося.

Анализ анкет учащихся показывает, что:

  • почти всем детям нравится выполнять проектные работы по всем предложенным темам;
  • участвуя в проекте, ребёнок ощутил себя значимым в группе сверстников, увидел свой вклад в общее дело, радовался  своим успехам;
  • чаще всего учащимся нравится выполнять индивидуальные проекты, но некоторые дети предпочтение отдают парным и групповым проектам, по-видимому, это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей.

Лучшей характеристикой результативности опыта могут служить показатели участия моих учеников в олимпиадах, различных выставках, конкурсах.

Ежегодно мои ученики становятся победителями и призерами олимпиад и конкурсов различных уровней.

Проекты по учебным темам не всегда можно выставить на конкурс из-за несовпадения тем с темами конкурсными работами, но тем не менее несколько проектов были представлены и добились определенных результатов.

Литература

  1. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.
  2. Кульневич С.В., ЛакоценинаТ.П. Практическое пособие «Не совсем обычный урок», Воронеж: Педагогика нового времени, 2006 .
  3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.  М.: АРКТИ, 2005.
  4.  Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова «Новые педагогические и    информационные технологии в системе образования». М.: Академия , 2004.
  5. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие. – Воронеж: Педагогика нового времени,2006.
  6. Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. под рук. Неменского Б. М. – М.: «Просвещение», 2012.
  7. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М.: Молодая гвардия, 1988
  8. Логинов А.Н. Костюм донских казаков XVI—XVIII вв. // Вопросы гуманитарных наук. М., 2004. № 2.
  9. Т.Сапожникова. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Особенности русского народного костюма //Искусство - 2006. № 201.

[1]  5 класс, II четверть, учебная тема «Народные промыслы»

[2] О.Островская. «Хранитель традиции»// Газета «Искусство».-2006г. № 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная деятельность на уроках изобразительного искусства

В презентации показана последовательность выполнения учебных проектов.  Дана авторская разработка серии проектных уроков по предмету "изобразительное искусство" в начальной школе и в средней школ...

Интеграция предметов и межпредметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства

Статья посвящена опыту применения проектной деятельности, раскрывает методику применения метода проектов на уроках изобразительного искусства в 6, 8 и 9 классах школы....

Интеграция предметов и межпредметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства (презентация)

Данная презентация иллюстрирует методическую разработку "Интеграция предметов и межпрежметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства", содержит проектные работы, вып...

проектная деятельность на уроках изобразительного искусства

Разработка учителем проектной деятельности на уроках ИЗО. План- конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе "Ландшафтный дизайн. Дизайн моего сада"....

Опыт работы по теме "Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства".

Решение задач формирования и развития ключевых компетенций, учащихся невозможно без использования современных педагогических технологий, обеспечивающихличностное развитие ребенка за счет уменьшения до...

Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства ( из опыта работы)

Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства ( из опыта работы)...