проектная деятельность на уроках изобразительного искусства
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Разработка учителем проектной деятельности на уроках ИЗО. План- конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе "Ландшафтный дизайн. Дизайн моего сада".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_na_urokakh_izobrazitelnogo_iskusstva.docx | 26.18 КБ |
proektnaya_deyatelnost_na_urokakh_izobrazitelnogo_klassa.pptx | 1.17 МБ |
obobshchenie_opyta_po_izo_urok.docx | 51.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, самостоятельно».
Альберт Грин Хаббарт
За время работы сталкиваюсь с проблемой, как заинтересовать учащихся. Для этого используем в работе различные материалы и средства. Используем различные методики.
В процессе преподавания изобразительного искусства столкнулась с проблемой усвоения полученных знаний учащимися. Передача знаний учителем в готовом виде ведет к автоматическому запоминанию и не развивает творческие способности. Поэтому в образовательном процессе используются различные педагогические технологии, в том числе проектную деятельность, в процессе которой учитель с помощью разнообразных способов создает проблемную ситуацию, побуждающую к самостоятельному поиску материала, решению проблемы. Решение задач формирования и развития ключевых компетенций, учащихся невозможно без использования современных педагогических технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, включение школьников в активную учебную, творческую, социальную деятельность. Таким образом, использование современных педагогических технологий в частности проектной деятельности сегодня является необходимым условием достижения нового качества образования.
В процессе их решения в ходе проблемно-исследовательской деятельности учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, и в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, интерес к познанию.
Проектная деятельность может занимать один урок или несколько, но обязательно отвечать теме или разделу программы по курсу. С учетом темы и возрастной категории формируется основополагающие вопросы урока. Вопросы, на которые учащиеся в процессе работы над проектом должны дать ответы. Здесь нужно продумать личностно-ориентированный подход, чтобы обеспечить комфортное, условие развития и реализации природных способностей каждого ребенка. Также формируются дидактические цели деятельности и методические задачи. Изобразительное искусство в большей степени связано с формированием умений и навыков работы с различными материалами, в различных видах и жанрах в связи с этим тема зачастую связана с умением использовать в своей работе различных технологий. Учащиеся самостоятельно формируют темы индивидуальных исследований в рамках темы урока, причем с помощью наводящих вопросов учитель формирует интерес учащихся. Для решения проблемы выдвигаются гипотезы, которые в ходе исследований подвергаются проверки. Очень хорошо использовать технологию сотрудничества, основной идеей является общность цели и задачи, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. При выполнении проекта за каждый этап выставляется индивидуальная оценка. А за каждое конкретное задание всей группе.
Проектную деятельность обязательно должна быть связана со школьной программой и учебным планом. Цели и темы обучения должны быть ясны и поддержаны учебной программой и подходить разным типам учащихся, а главное не должна ограничиваться разработкой презентаций.
В результате проектной деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности: познавательные способности, интеллект, творческие способности и в итоге гармоническое развитие личности.
Программа по изобразительному искусству направлена на раскрытие творческого потенциала ребенка. Проектная деятельность помогает каждому ребенку раскрыть и расширить свои способности. Так в 5 классе при изучении темы «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки», учащиеся знакомятся с солярными знаками, формируют умение использовать символы «Древа жизни», «Берегини» в эскизах вышивки, заключительная тема курса «Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства», дает возможность работать с разными материалами, используя и расширяя полученные знания за курс 5 класса. Учащиеся используют полученные знания, успешно участвуя в школьных, городских, краевых конкурсах.
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность учащихся, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Учебный проект — организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
- Целью проектной деятельности является
- развитие познавательных навыков учащихся,
- умений самостоятельно конструировать свои знания,
- уметь ориентироваться в информационном пространстве,
- развитие критического и творческого мышления,
- умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
- Что необходимо учащимся для успешного выполнения проекта?
- Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи
- Уметь работать в команде и обладать навыками общения
- Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них
- Эффективно использовать знания реальной жизни
- Умение защитить проект, доказать его жизнеспособность.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Проектная деятельность в зависимости от поставленных задач, может занимать от одного до нескольких уроков. При разработке занятий нужно учитывать этапы работы, предварительная подготовка, индивидуальная работа, групповая работа и итог защита проекта.
Предварительная подготовка предусматривает большую подготовку учителя, прежде всего, необходимо продумать тему проекта, которая должна быть соответствовать учебному курсу. Например, «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека». Причем важно выбрать тему, имеющую для учащихся важное значение, о чем они имеют определенные знания. Затем выбирают определенную возрастную группу, в зависимости от возраста формируется основополагающий вопрос темы, «Действительно ли дизайн ландшафта влияет на облик города и важен для горожан?».дидактические цель проекта формулирует учитель, это в данном случае «Формирование компетентности в сфере познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большим объемом информации, , использование информации в практической работе, а также навыков работы в команде». Изобразительное искусство связано в большей степени с умением использовать информацию, перерабатывая ее и воплощая в практической деятельности. В данном случае по дизайну, ландшафтному дизайну. Для учащихся важно не столько разработать презентации по ландшафтному дизайну, рассказать о видах ландшафтного дизайна, малых архитектурных формах, сколько практически творчески разработать проект, выполнить ее от исследовательской работы, до защиты модели, доказательстве необходимости. Далее необходимо сформулировать методические задачи, к данному проекту такие как:
- Получить представление о ландшафтном дизайне,
- Освоить стили ландшафтного дизайна,
- Получить представления о малых архитектурных формах, используемых в ландшафтном дизайне,
- Научить разрабатывать проект ландшафта и доказать, что разработанный проект перспективен для города, местности.
Индивидуальная работа учащихся связана, прежде всего, с формулирования проблемы индивидуальных исследований учащихся. Учащиеся самостоятельно формулируют проблему исследований, в рамках заявленного проекта, причем учитель может провести «мозговой штурм». Используя метод наводящих вопросов. Например, «Почему люди пытаются изменить окружающий мир?», «Отражается ли в ландшафте настроение?».
При этом учащиеся выдвигают гипотезы решения проблемы, которые в результате исследования подвергаются проверке. Например, если проблема исследования «Отражается ли в ландшафте настроение?» гипотезой может служить «Настроение передается посредством материала, передачи света, композиции» и так далее. Проблемное обучение побуждает к поиску неизвестного, опираясь в процессе поиска на размышления, сопоставления с уже известными знаниями. Учитель и учащиеся совместно выбирают тему проекта, которая исходит из индивидуальных тем исследования. В данном проекте название проекта «Ландшафтный дизайн зоны отдыха, лучшей школы города Армавира». Учащиеся делятся на мини группы по 5-7 человек, которые разрабатывают план и эскиз ландшафта, причем место расположения выбирают самостоятельно. Продумывают, стиль, использованные материалы, малые архитектурные формы. Изучают информацию по проекту. Группа самостоятельно работает над планом, экспликацией, эскизом ландшафта. Роль учителя наблюдать и направлять работу. Группа учитывает индивидуальную работу каждого члена, над каждым этапом работы, выставляя баллы в оценочный лист. Последний этап самостоятельной работы, выполнение макета ландшафта и защита проектов. При выполнении модели, учащиеся используют различные материалы для показа структуры. И завершает деятельность защите проекта, где группа обосновывает свой выбор именно этого стиля. Использование различных архитектурных форм, необходимость и важность этого проекта для школы.
Лист планирования самостоятельной деятельности группы
по проекту «Дизайн ландшафта «Зона отдыха».
Название работы_______________________________________________________________
Стиль проекта_(обоснование)____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Какие малые архитектурные формы использованы в проекте(обоснование)______________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Значение проекта для школы и учащихся____________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Этапы работы и самооценка
№ | Список учащихся | Исследовательская деятельность | Разработка плана, эскиза | Моделирование проекта | Защита проекта | итог |
1 | дизайнер | |||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, самостоятельно». Альберт Грин Хаббарт
Учебный проект — организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.
Целью проектной деятельности является : развитие познавательных навыков учащихся ; умений самостоятельно конструировать свои знания ; ориентироваться в информационном пространстве ; развитие критического и творческого мышления ; умение увидеть, сформулировать и решить проблему .
Что необходимо учащимся для успешного выполнения проекта? Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи. Уметь работать в команде и обладать навыками общения. Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них. Эффективно использовать знания реальной жизни. Умение защитить проект, доказать его жизнеспособность.
Схема планирования и проведение занятий. П р е д в а р и т е л ь н а я п о д г о т о в к а Продумывание учителем темы проекта Выбор возрастной категории учащихся Формулирование проблемных вопросов учебной темы Формулирование дидактических целей проекта Формулирование методических задач И н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а Формулирование проблемы (выбор индивидуальных исследований) Выдвижение гипотез решения проблемы Определение творческого названия проекта Г р у п п о в а я р а б о т а Формирование групп Обсуждение плана работы, источников информации Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задач для каждого З А Щ И Т А П Р О Е К Т А
Листы планирование и рецензирования самостоятельной деятельности Схема устной рецензии проекта. Что понравилось в проекте, о чем рассказано наиболее удачно? Как построено выступление, общая структура и логика изложения? Замеченные неточности, ошибки, противоречия. Во Дополнения к проекту. Замечания и пожелания . Общая оценка выступления.
Требования к содержанию и организации проведения учебного проекта
Предварительный просмотр:
Рыльская Наталья Борисовна
Содержание:
- Информационная карта ППО- 3—4
- Целостное описание опыта - 5-
- Библиографический список-
- Приложение к опыту -
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
1. ФИО автора Рыльская Наталья Борисовна
2. Город, (район) город Армавир
3. Образовательное учреждение МОУ – СОШ №3
4. Занимаемая должность учитель
5. Педагогический (библиотечный) стаж и квалификационная
категория 26 лет, высшая категория
6. Тема педагогического опыта «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства».
7. Уровень опыта по степени новизны: усовершенствовании отдельных сторон деятельности, так как в традиционном школьном обучении преобладает объяснительно-иллюстративные методы и монолог учителя, рассчитанный на передачу знаний в готовом виде и развитии воспроизводящей памяти ученика. Проектная деятельность –это целостная дидактическая система, основанная на логическо-психологических закономерностях творческого усвоения знаний в ходе совместной деятельности и общения учащихся с учителем и соучениками, в центре которой решение цепи проблемных вопросов.
8. Решение задач формирования и развития ключевых компетенций, учащихся невозможно без использования современных педагогических технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, включение школьников в активную учебную, творческую, социальную деятельность. Таким образом, использование современных педагогических технологий в частности проектной деятельности сегодня является необходимым условием достижения нового качества образования.
9. Краткое описание опыта:
- В процессе преподавания изобразительного искусства столкнулась с проблемой усвоения полученных знаний учащимися. Передача знаний учителем в готовом виде ведет к автоматическому запоминанию и не развивает творческие способности. Проектная деятельность, в процессе которой учитель с помощью разнообразных способов создает проблемную ситуацию, побуждающую к самостоятельному поиску материала, решению проблемы. В процессе их решения в ходе проблемно-исследовательской деятельности учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, и в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, интерес к познанию.
- Проектная деятельность может занимать один урок или несколько, но обязательно отвечать теме или разделу программы по курсу. С учетом темы и возрастной категории формируется основополагающие вопросы урока. Вопросы, на которые учащиеся в процессе работы над проектом должны дать ответы. Здесь нужно продумать личностно-ориентированный подход, чтобы обеспечить комфортное, условие развития и реализации природных способностей каждого ребенка. Также формируются дидактические цели деятельности и методические задачи. Изобразительное искусство в большей степени связано с формированием умений и навыков работы с различными материалами, в различных видах и жанрах в связи с этим тема зачастую связана с умением использовать в своей работе различных технологий. Учащиеся самостоятельно формируют темы индивидуальных исследований в рамках темы урока, причем с помощью наводящих вопросов учитель формирует интерес учащихся. Для решения проблемы выдвигаются гипотезы, которые в ходе исследований подвергаются проверки. Очень хорошо использовать технологию сотрудничества, основной идеей является общность цели и задачи, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. При выполнении проекта за каждый этап выставляется индивидуальная оценка. А за каждое конкретное задание всей группе.
- Проектную деятельность обязательно должна быть связана со школьной программой и учебным планом. Цели и темы обучения должны быть ясны и поддержаны учебной программой и подходить разным типам учащихся, а главное не должна ограничиваться разработкой презентаций.
- В результате проектной деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности: познавательные способности, интеллект, творческие способности и в итоге гармоническое развитие личности.
10. Программа по изобразительному искусству направлена на раскрытие творческого потенциала ребенка. Проектная деятельность помогает каждому ребенку раскрыть и расширить свои способности. Так в 5 классе при изучении темы «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки» учащиеся знакомятся с солярными знаками, формируют умение использовать символы «Древа жизни», «Берегини» в эскизах вышивки, заключительная тема курса «Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства», дает возможность работать с разными материалами, используя и расширяя полученные знания за курс 5 класса. Учащиеся используют полученные знания, успешно участвуя в школьных, городских, краевых конкурсах.
11. Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность учащихся, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
12. Педагогический опыт по теме «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства» используют учителя изобразительного искусства города Армавира: Е.П. Удальчикова (МОУ-СОШ №6), И.Н. Троицкая (МОУ-СОШ №9) и другие.
13. Мастер класс по теме «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства была рассмотрена на МО учителей города Армавира 14 апреля 2011 года и получил высокую оценку присутствующих.
14. Проектная деятельность направлена на развитие личности ребенка и именно на уроках изобразительного искусства она работает наиболее успешно.
Описание передового педагогического опыта
- Сведение об авторе:
- Рыльская Наталья Борисовна
- учитель МОУ-СОШ №3
- стаж работы – 26 лет
- изобразительное искусство, кубановедение, основы праовославной культуры
- учитель изобразительного искусства и черчения
- домашний – 3-62-96 сотовый – 89184543374
- Тема опыта «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства »
- С 1988 года веду уроки изобразительного искусства в 5-8 классах МОУ-СОШ №3.
- Для формирования интеллектуальной личности объяснительно-иллюстративные методы обучения и монолог учителя, рассчитанный на передачу готовых знаний и развитие памяти ученика в современных условиях недостаточно, важно организовать работу по самостоятельному получению новых знаний в процессе поиска, размышлений, сопоставления имеющихся знаний. При этом развиваются творческие, познавательные способности. Продуктивное мышление, воображение учащихся.
- Проектная деятельность как никакая другая форма деятельности эффективна при проведении уроков изобразительного искусства, в нее входит поисково -исследовательская работа, планирование и самостоятельная деятельность. Мною разработано планирование содержания и этапов учебного проекта уроков по изобразительному искусству.
- Учебный проект — организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Целью проектной деятельности является:
- развитие познавательных навыков учащихся,
- умений самостоятельно конструировать свои знания,
- ориентироваться в информационном пространстве,
- развитие критического и творческого мышления,
- умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Что необходимо учащимся для успешного выполнения проекта?
- Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи.
- Уметь работать в команде и обладать навыками общения .
- Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них .
- Эффективно использовать знания реальной жизни.
- Умение защитить проект, доказать его жизнеспособность.
- Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Проектная деятельность в зависимости от поставленных задач, может занимать от одного до нескольких уроков.
При разработке занятий нужно учитывать этапы работы, это предварительная подготовка, индивидуальная работа, групповая работа и итог - защита проекта.
Схема планирования и проведение занятий.
Предварительная подготовка предусматривает большую подготовку учителя. Учитель выбирает тему проекта, которая соответствует учебной программы. Например , «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека». Причем важно выбрать тему, имеющую для учащихся интерес, о чем они имеют определенные знания. В данном случае на предыдущих занятиях они знакомились с искусством дизайна. Затем выбирает определенную возрастную группу, и в зависимости от возраста формируется основополагающий вопрос темы, «Действительно ли дизайн ландшафта влияет на облик города и важен для горожан?»( приложение №1). Дидактическую цель проекта формулирует учитель, это в данном случае «Формирование компетентности в сфере познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большим объемом информации, использование информации в практической работе, а также навыков работы в команде». Изобразительное искусство связано в большей степени с умением использовать информацию, перерабатывая ее и воплощая в практической деятельности. В данном случае по ландшафтному дизайну. Для учащихся важно не столько разработать презентации по ландшафтному дизайну, рассказать о видах ландшафтного дизайна, малых архитектурных формах, сколько практически творчески разработать проект, выполнить ее от исследовательской работы, до защиты модели, доказательстве необходимости, для школы, города именно воплощения в жизнь данного проекта. Далее необходимо сформулировать методические задачи, к данному проекту такие как:
- Получить представление о ландшафтном дизайне,
- Освоить стили ландшафтного дизайна,
- Получить представления о малых архитектурных формах, используемых в ландшафтном дизайне,
- Научить разрабатывать проект ландшафта и доказать, что разработанный проект перспективен для города, местности.
Индивидуальная работа учащихся связана, прежде всего, с формулирования проблемы индивидуальных исследований учащихся. Учащиеся самостоятельно формулируют проблему исследований, в рамках заявленного проекта, причем учитель может провести «мозговой штурм». Используя метод наводящих вопросов. Например, «Почему люди пытаются изменить окружающий мир?», «Отражается ли в ландшафте настроение?».
При этом учащиеся выдвигают гипотезы решения проблемы, которые в результате исследования подвергаются проверке. Например, если проблема исследования «Отражается ли в ландшафте настроение?» гипотезой может служить «Настроение передается посредством материала, передачи света, композиции» и так далее. Проблемное обучение побуждает к поиску неизвестного, опираясь в процессе поиска на размышления, сопоставления с уже известными знаниями. Учитель и учащиеся совместно выбирают тему проекта, которая исходит из индивидуальных тем исследования. В данном проекте название проекта «Ландшафтный дизайн зоны отдыха, лучшей школы города Армавира». Учащиеся делятся на мини группы по 5-7 человек, внутри которой учащиеся сами распределяют роли для выполнения общего задания, и группа имеет двойную задачу: достижение познавательной, творческой цели и осуществления в ходе выполнения задания определенной культуры общения и организации совместной деятельности. Основная идея работы в группе это технология сотрудничества – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Учащиеся разрабатывают план и эскиз ландшафта, причем место расположения выбирают самостоятельно. Продумывают, стиль, использованные материалы, малые архитектурные формы. Изучают информацию по проекту. Группа самостоятельно работает над планом, экспликацией, эскизом ландшафта. Роль учителя наблюдать и направлять работу. Группа учитывает индивидуальную работу каждого члена, над каждым этапом работы, выставляя баллы в оценочный лист. Последний этап самостоятельной работы, выполнение макета ландшафта и защита проектов. При выполнении модели, учащиеся используют различные материалы для показа структуры. И завершает деятельность защите проекта, где группа обосновывает свой выбор именно этого стиля. Использование различных архитектурных форм, необходимость и важность этого проекта для школы. Во время защиты проекта учащиеся других групп готовят устное рецензирование во время, которого главное выработать доброжелательное отношение к работам каждой группы. Каждая группа имеет оценочный лист, где указаны все этапы работы над проектом, лист заполняется главным дизайнером и контролируется учителем.
- Проектная деятельность построена на поисково- исследовательской работе учащихся, оно требует опыта активной познавательной деятельности учащихся, поэтому нужно подготавливать учеников к работе над проектом. Программа 5 класса по изобразительному искусству построена на изучении декоративно-прикладного искусства и заканчивается темой «Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства» которая является завершением изучения всего курса. Учащиеся делятся на группы, подготавливают материал и выполняют коллективную работу. В 7 классе школьники изучают строение книги, пишут содержание, оформляют обложку, титульный лист, иллюстрации. Таким образом, учащиеся подготовлены к поисковой работе. Кроме того поисковая деятельность применяется не только на уроках изобразительного искусства, но и на занятиях по кубановедению. 5 классы выполняют модели дольменов, и казацких хат, где применяют знания полученные на уроках кубановедения, изобразительного искусства, сами подготавливают материал, учитель на таких занятиях выполняет роль организатора и наблюдателя.
- Педагогический опыт по теме «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства» был заслушан и получил высокую оценку присутствующих на МО учителей изобразительного искусства 14 августа 2011года. (приложение №2, №3) Открытый урок в 8 классе по теме «Дизайн и архитектура моего сада» с использованием технологии проектной деятельности показал эффективность метода и высокую результативность.
Педагогический опыт по теме «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства» используют учителя изобразительного искусства города Армавира: Е.П. Удальчикова (МОУ-СОШ №6), И.Н. Троицкая (МОУ-СОШ №9) и другие.
- Использование опыта дает высокие результаты, учащиеся участвуют и побеждают в различных школьных, городских, краевых конкурсах, учатся не только выполнять проекты, но и защищать их, доказывая актуальность и необходимость разработок. Опыт будет интересен и полезен учителям изобразительного искусства.
Библиографический список:
- Н.А. Бондарева. Педагогическая техника в целеполагании процесса и качества образования. Конструирование современного урока. Армавир. 2006.
- Е.Н. Гуляков Новые педагогические технологии. Дрофа - Москва 2007.
- Intel обучение для будущего. Москва 2006.
- Педагогические технологии в образовательном процессе. Волгоград «Учитель» 2008.
- Г.Д. Шкарлупина Методика преподавания предметов культурологического цикла. Ростов-на –Дону «Феникс» 2005.
Приложение
- Приложение №1 – конпект урока 8 класс «Дизайн и архитектура моего сада»
- Приложение №2 – мастер класс «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства».
- Приложение №3 – презентация на тему «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства».
Приложение №1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Конспект урока по изобразительному искусству 8 класс
Тема: «Дизайн и архитектура моего сада».
Подготовила Рыльская Наталья Борисовна,
учитель изобразительного искусства
МОУ СОШ № 3
2011 год
Дизайн и архитектура моего сада
- создание плана земельного участка с обозначением элементов, организующих мини – пейзаж сада;
- создание общего вида сада;
- макетирование фрагмента сада из природных материалов.
План-конспект урока ИЗО в 7 классе по теме: «Дизайн и архитектура моего сада»
Учитель МОУ - СОШ №3
Рыльская Наталья Борисовна,
Задачи урока:
- Воспитательные: создать условия для воспитания патриотизма, искренней любви к родному городу, ответственности, гордости, чувства собственного достоинства, а также воспитание на основе сотрудничества, работы в коллективе, воспитания мотивации к поведению достойного гражданина своей Родины и народа.
- Развивающие: способствовать
- развитию интереса к учебной задаче, сознательная потребность в знаниях (мотивационная сфера);
- положительному эмоциональному отношению к учению и учителю, удовлетворению от успешно выполненного задания (эмоциональная сфера);
- умению использовать речь как средство коммуникации, умению участвовать в коллективной работе, умению участвовать в ролевых отношениях, а также прислушиваться к замечаниям и требованиям учителя (коммуникативные способности);
- умению довести начатое дело до конца, контролировать свое поведение, умению работать одному и в группе (волевая сфера);
- осознанию визуального материала (восприятие); развитию скорости ориентировочно-поисковых движений, сосредоточенности на изучаемом материале (внимание); умению анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, умению применять знания в новых условиях, умению ставить вопросы и отвечать на них, умению переходить от общего к частному и наоборот (мышление); развитию творческого воображения (интеллектуальная сфера).
3. Обучающие: при помощи поисково- исследовательской работы расширить знания учащихся об дизайне ландшафта, раскрыть особенности различных видов ландшафта, умение самостоятельно работать с различными источниками и материалами,учебником; отбирать нужные знания из большого объема информации.
Оборудование: слайды различных видов ландшафта, слайды с видами Армавира, окрестностей школы №3, подготовительный материал для самостоятельной работы; клей ПВА, ножницы, пластилин, веточки, камушки различных размеров, модели скамеек, беседок, картон. У каждой группы схема с вопросами для защиты проекта, листы самооценки.
План урока.
№ | Этап урока | Педагогическая техника (метод проектов) | время |
1 | Начало урока | Вход в урок –Технология успеха-Интеллектуальная разминка | 3 |
2 | Вступительная беседа. Объяснение задания | Привлекательная цель. - Отсроченная отгадка - Демонстрация профессионального уровня.- Неточный ответ. – Игровой момент. | 6 |
3 | Самостоятельная работа | Организация работы в группах.- Устная рецензия | 24-26 |
4 | Итог занятия | Отсроченная отгадка - Базовый лист контроля –Творчество работает на будущее. | 5 |
Ход урока.
| |
Вход в урок (технология создания ситуации успеха) Взаимное приветствие. Проверка готовности к уроку по группам. Сегодня у нас с вами завершающий урок по теме «Дизайн и архитектура моего сада», работая над проектом, вы показали свои знания, умение работать самостоятельно и в группе, прекрасно выполнили исследовательскую работу, разработали план и эскиз ландшафта, завершаете макет. И я думаю, сегодня на занятии вы также серьезно и ответственно подойдете к итогу вашей большой работы, защите своих проектов. Опрос (интеллектуальная разминка): Перед завершающим этапом мне хотелось бы узнать, что узнал, открыл нового для себя каждый из вас, исследовав тему «Дизайн ландшафта». Направляющие вопросы:
| Приветствие учителя и друг друга, проверка старшим группы готовности к уроку, заполнение листа самооценки. Дизайн в переводе проект. Проектирование. Можно сказать проектирование предметов быта, ландшафта не только с понятия красоты, но и всех связей. Мы можем разбить свой участок на парадную зону, зону отдыха, хозяйственную. Различают несколько стилей: классический, натуральный, смешанный. Классический подразумевает симметричное расположение всех элементов относительно к главной оси композиции, при этом выдерживаются строгие геометрические формы. Натуральный – ландшафтный стиль подразумевает свободное размещение всех элементов. Имитируя естественную природу. Формы элементов и посадок криволинейны, ассиметричны. Смешанный стиль когда часть зоны оформляется в классическом стиле. а часть в натуральном. Очень часто в ландшафте дизайнер использует искусственно-созданные декоративные элементы называемые малыми архитектурными формами. К ним относятся беседки, арки. Другая группа малых форм применяется для оформления рельефа и ограждения: наружные лестницы, сходы, парапеты, ограды. В третью входят декоративные бассейны, каскады, фонтаны, мостики и переходы. В четвертую- всевозможные светильники и фонари. К пятой относятся элементы декоративного мощения, разнообразные по форме и окраске. Отдельно выделяются садовые скамейки и вазы, в том числе и контейнеры для растений. Все эти элементы выполняются из различных материалах, гармонично вписываются в окружающий ландшафт. |
2.Вступительная беседа. Объяснение задания | |
(Привлекательная цель) Мы выполняем с вами не просто проект, а стараемся изменить облик самой лучшей школы города Армавира. Ведь именно от нас будет зависит, какой школа станет в будущем. Наш урок будет соответствовать новым стандартам образования, где большое внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся, разработке и защите проектов. В современном обществе важно не только разработать проект, но и доказать его важность, актуальность и значимость. Ваша задача была заняться поиском материала по теме, поиска лучшего варианта композиции, материала. Вообще у нас на занятии много связано со словом поиск. Посмотрите, на доске вы видите словосочетания с этим словом и мне бы хотелось услышать в конце занятия, поиском чего мы занимались, выполняя работу? (отсроченная загадка)
Для защиты проектов на оценочных листах, вы видите вопросы, используя их можно построить свою защиту и доказать целесообразность вашей работы. Защиту проекта можно построить следущим образом (демонстрация профессионального уровня). При этом использую технологию неточного ответа. Время защиты ограничено не больше 3 минут, на вопросы командам по 1 минуте. Разыгрывание очередности выступления (элементы игры) | |
3.Самостоятельная работа | |
(Организация работы в группах) Каждая группа заканчивает модель ландшафта. Заполняет оценочный лист вместе с защитой проекта. Решает, кто будет от группы защищать проект. Во время защиты проектов каждая команда задает вопросы и дает рекомендации по проектам. (устная рецензия) | Работа в командах, ребята заканчивают проекты, заполняют проектные листы, используя вопросы:
Каждая команда самостоятельно решает, кто будет защищать проект. Во время выступлений, заслушивают другие команды, задают вопросы по выступлению |
4.Итог занятия | |
Отсроченная отгадка - Базовый лист контроля –Творчество работает на будущее. | Отвечают на вопрос: «Поиском чего мы занимались, выполняя работу? (отсроченная отгадка)
Просматривают оценочные листы, решают чей проект интереснее . Дальнейшая реализация . |
Лист планирования самостоятельной деятельности группы
по проекту «Дизайн и архитектура моего сада».
Название работы_______________________________________________________________
Стиль проекта_(обоснование)____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Какие малые архитектурные формы использованы в проекте(обоснование)______________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Значение проекта для школы и учащихся____________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Этапы работы и самооценка
№ | Список учащихся | Исследовательская деятельность | Разработка плана, эскиза | Моделирование проекта | Защита проекта | итог |
1 | дизайнер | |||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 |
Схема рецензии устного выступления.
1.Что понравилось в проекте, о чем рассказано наиболее удачно?
2.Как построено выступление, общая структура и логика изложения?
3.Замеченные неточности, ошибки, противоречия.
4.Дополнения к выступлению. Замечания и пожелания.
5.Общая оценка проекта.
Приложение №2
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Мастер класс по изобразительному искусству
Тема: «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства».
Подготовила Рыльская Наталья Борисовна,
учитель изобразительного искусства
МОУ СОШ № 3
2011 год
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, самостоятельно».
Альберт Грин Хаббарт
Учебный проект — организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
- Целью проектной деятельности является
- лежит развитие познавательных навыков учащихся,
- умений самостоятельно конструировать свои знания,
- ориентироваться в информационном пространстве,
- развитие критического и творческого мышления,
- умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
- Что необходимо учащимся для успешного выполнения проекта?
- Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи
- Уметь работать в команде и обладать навыками общения
- Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них
- Эффективно использовать знания реальной жизни
- Умение защитить проект, доказать его жизнеспособность.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Проектная деятельность в зависимости от поставленных задач, может занимать от одного до нескольких уроков. При разработке занятий нужно учитывать этапы работы, предварительная подготовка, индивидуальная работа, групповая работа и итог защита проекта.
Предварительная подготовка предусматривает большую подготовку учителя, прежде всего, необходимо продумать тему проекта, которая должна быть соответствовать учебному курсу. Например , «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека». Причем важно выбрать тему, имеющую для учащихся важное значение, о чем они имеют определенные знания. Затем выбирают определенную возрастную группу, в зависимости от возраста формируется основополагающий вопрос темы, «Действительно ли дизайн ландшафта влияет на облик города и важен для горожан?».дидактические цель проекта формулирует учитель, это в данном случае «Формирование компетентности в сфере познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большим объемом информации, , использование информации в практической работе, а также навыков работы в команде». Изобразительное искусство связано в большей степени с умением использовать информацию, перерабатывая ее и воплощая в практической деятельности. В данном случае по дизайну, ландшафтному дизайну. Для учащихся важно не столько разработать презентации по ландшафтному дизайну, рассказать о видах ландшафтного дизайна, малых архитектурных формах, сколько практически творчески разработать проект, выполнить ее от исследовательской работы, до защиты модели, доказательстве необходимости. Далее необходимо сформулировать методические задачи, к данному проекту такие как:
- Получить представление о ландшафтном дизайне,
- Освоить стили ландшафтного дизайна.
- Освоить стили ландшафтного дизайна,
- Получить представления о малых архитектурных формах, используемых в ландшафтном дизайне,
- Научить разрабатывать проект ландшафта и доказать, что разработанный проект перспективен для города, местности.
Индивидуальная работа учащихся связана, прежде всего, с формулирования проблемы индивидуальных исследований учащихся. Учащиеся самостоятельно формулируют проблему исследований, в рамках заявленного проекта, причем учитель может провести «мозговой штурм». Используя метод наводящих вопросов. Например, «Почему люди пытаются изменить окружающий мир?», «Отражается ли в ландшафте настроение?».
При этом учащиеся выдвигают гипотезы решения проблемы, которые в результате исследования подвергаются проверке. Например, если проблема исследования «Отражается ли в ландшафте настроение?» гипотезой может служить «Настроение передается посредством материала, передачи света, композиции» и так далее. Проблемное обучение побуждает к поиску неизвестного, опираясь в процессе поиска на размышления, сопоставления с уже известными знаниями. Учитель и учащиеся совместно выбирают тему проекта, которая исходит из индивидуальных тем исследования. В данном проекте название проекта «Ландшафтный дизайн зоны отдыха, лучшей школы города Армавира». Учащиеся делятся на мини группы по 5-7 человек, которые разрабатывают план и эскиз ландшафта, причем место расположения выбирают самостоятельно. Продумывают, стиль, использованные материалы, малые архитектурные формы. Изучают информацию по проекту. Группа самостоятельно работает над планом, экспликацией, эскизом ландшафта. Роль учителя наблюдать и направлять работу. Группа учитывает индивидуальную работу каждого члена, над каждым этапом работы, выставляя баллы в оценочный лист. Последний этап самостоятельной работы, выполнение макета ландшафта и защита проектов. При выполнении модели, учащиеся используют различные материалы для показа структуры. И завершает деятельность защите проекта, где группа обосновывает свой выбор именно этого стиля. Использование различных архитектурных форм, необходимость и важность этого проекта для школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проектная деятельность на уроках изобразительного искусства
В презентации показана последовательность выполнения учебных проектов. Дана авторская разработка серии проектных уроков по предмету "изобразительное искусство" в начальной школе и в средней школ...
Интеграция предметов и межпредметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства
Статья посвящена опыту применения проектной деятельности, раскрывает методику применения метода проектов на уроках изобразительного искусства в 6, 8 и 9 классах школы....
Интеграция предметов и межпредметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства (презентация)
Данная презентация иллюстрирует методическую разработку "Интеграция предметов и межпрежметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства", содержит проектные работы, вып...
"Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства с использованием различных художественных технологий.
Проектная деятельность на уроках ИЗО...
Опыт работы по теме "Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства".
Решение задач формирования и развития ключевых компетенций, учащихся невозможно без использования современных педагогических технологий, обеспечивающихличностное развитие ребенка за счет уменьшения до...
Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства ( из опыта работы)
Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства ( из опыта работы)...
Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства
Личностно-ориентированное обучение объединяет в себе разные педагогические технологии - обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др. Особое место среди них занимает проектная де...