Опыт работы по теме "Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства".
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо) по теме
Решение задач формирования и развития ключевых компетенций, учащихся невозможно без использования современных педагогических технологий, обеспечивающихличностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, включение школьников в активную учебную, творческую, социальную деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, самостоятельно».
Альберт Грин Хаббарт
В процессе преподавания изобразительного искусства столкнулась с проблемой усвоения полученных знаний учащимися. Передача знаний учителем в готовом виде ведет к автоматическому запоминанию и не развивает творческие способности. Поэтому в образовательном процессе используются различные педагогические технологии, в том числе проектную деятельность, в процессе которой учитель с помощью разнообразных способов создает проблемную ситуацию, побуждающую к самостоятельному поиску материала, решению проблемы. Решение задач формирования и развития ключевых компетенций, учащихся невозможно без использования современных педагогических технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, включение школьников в активную учебную, творческую, социальную деятельность. Таким образом, использование современных педагогических технологий в частности проектной деятельности сегодня является необходимым условием достижения нового качества образования.
В процессе их решения в ходе проблемно-исследовательской деятельности учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, и в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, интерес к познанию.
Проектная деятельность может занимать один урок или несколько, но обязательно отвечать теме или разделу программы по курсу. С учетом темы и возрастной категории формируется основополагающие вопросы урока. Вопросы, на которые учащиеся в процессе работы над проектом должны дать ответы. Здесь нужно продумать личностно-ориентированный подход, чтобы обеспечить комфортное, условие развития и реализации природных способностей каждого ребенка. Также формируются дидактические цели деятельности и методические задачи. Изобразительное искусство в большей степени связано с формированием умений и навыков работы с различными материалами, в различных видах и жанрах в связи с этим тема зачастую связана с умением использовать в своей работе различных технологий. Учащиеся самостоятельно формируют темы индивидуальных исследований в рамках темы урока, причем с помощью наводящих вопросов учитель формирует интерес учащихся. Для решения проблемы выдвигаются гипотезы, которые в ходе исследований подвергаются проверки. Очень хорошо использовать технологию сотрудничества, основной идеей является общность цели и задачи, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. При выполнении проекта за каждый этап выставляется индивидуальная оценка. А за каждое конкретное задание всей группе.
Проектную деятельность обязательно должна быть связана со школьной программой и учебным планом. Цели и темы обучения должны быть ясны и поддержаны учебной программой и подходить разным типам учащихся, а главное не должна ограничиваться разработкой презентаций.
В результате проектной деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности: познавательные способности, интеллект, творческие способности и в итоге гармоническое развитие личности.
Программа по изобразительному искусству направлена на раскрытие творческого потенциала ребенка. Проектная деятельность помогает каждому ребенку раскрыть и расширить свои способности. Так в 5 классе при изучении темы «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки», учащиеся знакомятся с солярными знаками, формируют умение использовать символы «Древа жизни», «Берегини» в эскизах вышивки, заключительная тема курса «Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства», дает возможность работать с разными материалами, используя и расширяя полученные знания за курс 5 класса. Учащиеся используют полученные знания, успешно участвуя в школьных, городских, краевых конкурсах.
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность учащихся, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Учебный проект — организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
- Целью проектной деятельности является
- развитие познавательных навыков учащихся,
- умений самостоятельно конструировать свои знания,
- уметь ориентироваться в информационном пространстве,
- развитие критического и творческого мышления,
- умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
- Что необходимо учащимся для успешного выполнения проекта?
- Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи
- Уметь работать в команде и обладать навыками общения
- Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них
- Эффективно использовать знания реальной жизни
- Умение защитить проект, доказать его жизнеспособность.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Проектная деятельность в зависимости от поставленных задач, может занимать от одного до нескольких уроков. При разработке занятий нужно учитывать этапы работы, предварительная подготовка, индивидуальная работа, групповая работа и итог защита проекта.
Предварительная подготовка предусматривает большую подготовку учителя, прежде всего, необходимо продумать тему проекта, которая должна быть соответствовать учебному курсу. Например, «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека». Причем важно выбрать тему, имеющую для учащихся важное значение, о чем они имеют определенные знания. Затем выбирают определенную возрастную группу, в зависимости от возраста формируется основополагающий вопрос темы, «Действительно ли дизайн ландшафта влияет на облик города и важен для горожан?».дидактические цель проекта формулирует учитель, это в данном случае «Формирование компетентности в сфере познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большим объемом информации, , использование информации в практической работе, а также навыков работы в команде». Изобразительное искусство связано в большей степени с умением использовать информацию, перерабатывая ее и воплощая в практической деятельности. В данном случае по дизайну, ландшафтному дизайну. Для учащихся важно не столько разработать презентации по ландшафтному дизайну, рассказать о видах ландшафтного дизайна, малых архитектурных формах, сколько практически творчески разработать проект, выполнить ее от исследовательской работы, до защиты модели, доказательстве необходимости. Далее необходимо сформулировать методические задачи, к данному проекту такие как:
- Получить представление о ландшафтном дизайне,
- Освоить стили ландшафтного дизайна,
- Получить представления о малых архитектурных формах, используемых в ландшафтном дизайне,
- Научить разрабатывать проект ландшафта и доказать, что разработанный проект перспективен для города, местности.
Индивидуальная работа учащихся связана, прежде всего, с формулирования проблемы индивидуальных исследований учащихся. Учащиеся самостоятельно формулируют проблему исследований, в рамках заявленного проекта, причем учитель может провести «мозговой штурм». Используя метод наводящих вопросов. Например, «Почему люди пытаются изменить окружающий мир?», «Отражается ли в ландшафте настроение?».
При этом учащиеся выдвигают гипотезы решения проблемы, которые в результате исследования подвергаются проверке. Например, если проблема исследования «Отражается ли в ландшафте настроение?» гипотезой может служить «Настроение передается посредством материала, передачи света, композиции» и так далее. Проблемное обучение побуждает к поиску неизвестного, опираясь в процессе поиска на размышления, сопоставления с уже известными знаниями. Учитель и учащиеся совместно выбирают тему проекта, которая исходит из индивидуальных тем исследования. В данном проекте название проекта «Ландшафтный дизайн зоны отдыха, лучшей школы города Армавира». Учащиеся делятся на мини группы по 5-7 человек, которые разрабатывают план и эскиз ландшафта, причем место расположения выбирают самостоятельно. Продумывают, стиль, использованные материалы, малые архитектурные формы. Изучают информацию по проекту. Группа самостоятельно работает над планом, экспликацией, эскизом ландшафта. Роль учителя наблюдать и направлять работу. Группа учитывает индивидуальную работу каждого члена, над каждым этапом работы, выставляя баллы в оценочный лист. Последний этап самостоятельной работы, выполнение макета ландшафта и защита проектов. При выполнении модели, учащиеся используют различные материалы для показа структуры. И завершает деятельность защите проекта, где группа обосновывает свой выбор именно этого стиля. Использование различных архитектурных форм, необходимость и важность этого проекта для школы.
Лист планирования самостоятельной деятельности группы
по проекту «Дизайн ландшафта «Зона отдыха».
Название работы_______________________________________________________________
Стиль проекта_(обоснование)____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Какие малые архитектурные формы использованы в проекте(обоснование)______________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Значение проекта для школы и учащихся____________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Этапы работы и самооценка
№ | Список учащихся | Исследовательская деятельность | Разработка плана, эскиза | Моделирование проекта | Защита проекта | итог |
1 | дизайнер | |||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, самостоятельно». Альберт Грин Хаббарт
Учебный проект — организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.
Целью проектной деятельности является : развитие познавательных навыков учащихся ; умений самостоятельно конструировать свои знания ; ориентироваться в информационном пространстве ; развитие критического и творческого мышления ; умение увидеть, сформулировать и решить проблему .
Что необходимо учащимся для успешного выполнения проекта? Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи. Уметь работать в команде и обладать навыками общения. Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них. Эффективно использовать знания реальной жизни. Умение защитить проект, доказать его жизнеспособность.
Схема планирования и проведение занятий. П р е д в а р и т е л ь н а я п о д г о т о в к а Продумывание учителем темы проекта Выбор возрастной категории учащихся Формулирование проблемных вопросов учебной темы Формулирование дидактических целей проекта Формулирование методических задач И н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а Формулирование проблемы (выбор индивидуальных исследований) Выдвижение гипотез решения проблемы Определение творческого названия проекта Г р у п п о в а я р а б о т а Формирование групп Обсуждение плана работы, источников информации Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задач для каждого З А Щ И Т А П Р О Е К Т А
Листы планирование и рецензирования самостоятельной деятельности Схема устной рецензии проекта. Что понравилось в проекте, о чем рассказано наиболее удачно? Как построено выступление, общая структура и логика изложения? Замеченные неточности, ошибки, противоречия. Во Дополнения к проекту. Замечания и пожелания . Общая оценка выступления.
Требования к содержанию и организации проведения учебного проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности"
В статье "Работа с одаренными детьми на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности" рассказывается об опыте работы в школе с одаренными детьми. Некоторые работы детей представлены в презентации "Творчест...
Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности
Выступление на окружном семинаре...
Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности
Выступление на окружном семинаре...
Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства ( из опыта работы)
Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства ( из опыта работы)...
Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"
Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"...
Педагогический опыт "Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе"
Данный материал содержит описание педагогического опыта формирования гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изо в 5 классе по программе Б.М.Неменского...
Работа с одарёнными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.
Нужны ли России одаренные дети? Конечно, нужны. Одаренные дети – ресурс человеческого потенциала современной России....