Практические задания по изобразительному искусству «Воздушная перспектива. Изменения тона и цвета» 6 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Перспектива – это учение о способах передачи пространства на плоскости изображения. Слово «перспектива» произошло от латинского perspicuita – ясность, очевидность. Впервые метод перспективных построений (линейной перспективы) для рисования был разработан в эпоху Возрождения итальянским архитектором, скульптором и учёным Филиппо Брунеллески.
С понятием «линейной перспективы» связано понятие «воздушная перспектива». Учение о воздушной перспективе создал итальянский художник и учёный эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.
Цель практических заданий
по изучению «Воздушной перспективы. Изменению тона и цвета»:
· понимание процесса изменения тона и цвета при написании пейзажа в связи с перспективным удалением предметов, объектов от наблюдателя к линии горизонта;
· развитие учебных универсальных действий в процессе использования цвета при создании живописных и декоративных композиций пейзажа.
Задачи курса «Воздушная перспектива. Изменения тона и цвета»:
· расширить знания о художественной выразительности цвета в соответствии с законами воздушной перспективы;
· научиться передавать тональные и цветовые отношения предметов, характерные для всех планов (передний, средний, дальний) глубины пространства картины;
· развивать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
· приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека в авторских творческих композициях пейзажа.
Формы проведения занятий: практические упражнения, дискуссии, выставки работ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №4»
Г. Городец Нижегородская область
Практические задания
по изобразительному искусству
«Воздушная перспектива.
Изменения тона и цвета»
6 класс
Программа
Б.М.Неменский «Изобразительное искусство»
Москва «Просвещение», 2011 год
Автор: учитель изобразительного искусства
Смирнова Татьяна Сергеевна
2017 год
Практические задания
«Воздушная перспектива.
Изменения тона и цвета».
Место в учебном процессе:
раздел учебной программы Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство в жизни человека».
Тема: «Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Цвет в перспективе»»
Перспектива – это учение о способах передачи пространства на плоскости изображения. Слово «перспектива» произошло от латинского perspicuita – ясность, очевидность. Впервые метод перспективных построений (линейной перспективы) для рисования был разработан в эпоху Возрождения итальянским архитектором, скульптором и учёным Филиппо Брунеллески.
С понятием «линейной перспективы» связано понятие «воздушная перспектива». Учение о воздушной перспективе создал итальянский художник и учёный эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.
Цель практических заданий
по изучению «Воздушной перспективы. Изменению тона и цвета»:
- понимание процесса изменения тона и цвета при написании пейзажа в связи с перспективным удалением предметов, объектов от наблюдателя к линии горизонта;
- развитие учебных универсальных действий в процессе использования цвета при создании живописных и декоративных композиций пейзажа.
Задачи курса «Воздушная перспектива. Изменения тона и цвета»:
- расширить знания о художественной выразительности цвета в соответствии с законами воздушной перспективы;
- научиться передавать тональные и цветовые отношения предметов, характерные для всех планов (передний, средний, дальний) глубины пространства картины;
- развивать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
- приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека в авторских творческих композициях пейзажа.
Формы проведения занятий: практические упражнения, дискуссии, выставки работ.
Правила воздушной перспективы.
Задача: изучить изменения цвета по мере удаления от наблюдателя к линии горизонта.
Задание.
Выполните растяжку цвета, опираясь на характеристики и правила изменения цвета в соответствии с законами воздушной перспективы.
Правила воздушной перспективы:
- по мере удаления планов тон теряет свою насыщенность контрастность, светлея;
- воздух по мере удаления голубеет.
Цвет | Характеристика изменения цвета в перспективе |
красный | светлеет и холодеет с переходом в светло-фиолетовый |
жёлтый | зеленеет |
синий | светлеет и теплеет |
белый | в середине удаления – светло-голубой, а у точки схода – розовый |
чёрный | синеет |
зелёный | светлеет и становится холодным |
фиолетовый | светлеет |
коричневый | теряет насыщенность, приобретает зеленоватый оттенок |
Изменение тона и цвета в перспективе
Белый цвет – ахроматический цвет, т.е. цвет неимеющий цветового тона (оттенка цвета).
Задача: проследить восприятие белого цвета и его изменение в перспективе
Задание.
Зима! Прекрасное время года! Все мы любим катать снежные комья, чтобы построить снеговика. А вы когда-нибудь пробовали спустить снежные комья с высокой горы? А знаете ли вы, что по мере удаления от вас зрительно уменьшатся не только их размеры при приближении к линии горизонта, но и цвет ?! Докажите это, опираясь на знание законов воздушной перспективы, при живописном решении данной задачи.
Изменение цвета в перспективе
Чёрный цвет - ахроматический цвет, т.е. цвет неимеющий цветового тона (оттенка цвета).
Задача: проследить восприятие чёрного цвета и его изменение в перспективе
Вот наступят сумерки,
Месяц поплывёт.
Из тумана, крадучись,
Тишина придёт.
Чёрная дорога в этой тишине –
Лёгкая тревога на моём листе.
Задание.
Изобразите в технике гризайль, как изменится насыщенность чёрного цвета относительно линии горизонта.
Изменение тона и цвета в перспективе
Зелёный цвет - это хроматический цвет, т.е. цвет, обладающий цветовым оттенком.
Зелёный цвет – «посредник» равновесия между двумя крайностями: синим и красным. Основная функция зелёного цвета или цвета – «посредника»: держать соответствие между цветами.
Задача: восприятие цвета как мощного источника энергии в передаче эмоционального состояния композиции пейзажа в воздушной среде.
Задание.
На моей картине изображён могучий, прекрасный дуб. О, если бы вы знали, ребята, как шумит его листва! Это музыка! Летом его крона изумрудно-зелёная. Солнышко дарит ему свои яркие, насыщенные краски. О зелёном цвете великий Гёте в своей книге «Учение о цвете» говорил так: «Глаз и душа отдыхают на зелёном как на чём-то простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше…»
Зелёный цвет – физически нейтральный, поскольку является цветом биологической среды, из которой вышел человек.
А теперь представьте себе, если бы на вашей картине была изображена зелёная дубовая роща, олицетворяющая планету Земля в зелёной мантии. Ваша задача сложна и интересна: как изобразить дубовую рощу «живой, дышащей» в воздушном пространстве и что произойдёт с зелёным цветом при удалении к линии горизонта?
Изменение тона и цвета в перспективе
Хроматические цвета – это цвета, обладающие цветовым оттенком (все цвета, кроме белых, серых и чёрных). Свойства цвета: цветовой тон (или оттенок – красный, синий, жёлтый, желто-зелёный и т.д.), светлота и насыщенность. На этих трёх свойствах строятся цветовые отношения. При богатстве и согласованности всех цветов достигается колорит произведения, соответствующий самой природе и внутреннему состоянию человека.
Поскольку каждый человек имеет свою уникальную энергетическую систему, необходимо найти цвета и оттенки, наиболее благоприятные для него лично, развить в себе цветовую чувствительность, строить гармоничные отношения с собой и с внешним миром.
Задача: определение согласованности цветов в колористической композиции с учётом законов перспективы.
Задание.
Золотистый хоровод, листопад осенний.
Убегает к горизонту, требует решения:
Цвет какой приобретёт? Какой жизнью заживёт?
Изменение тона и цвета в перспективе
Красный цвет - это хроматический цвет, самый доминирующий в спектре, активный, имеет множество оттенков. Например, алый (звонкий) - малиновый (имеет голубоватый оттенок) – огненно – красный (пылкость, сила воли), красно – коричневый (мягкость, осторожность) и т.д.
- Красный цвет – стимулирующий цвет. Согревает, побужлает, активизирует нашу физическую силу, укрепляет физическую энергию и волю человека. Надо помнить, что избыток красного цвета может ухудшить настроение.
Задача: выявление возможностей красного цвета для передачи красоты явлений природы с учётом воздушной перспективы.
Задание.
Выполните композицию «Закат». Попытайтесь с помощью красного цвета и его всевозможных оттенков передать загадочность и красоту природы в вечернее время суток.
Изменение тона и цвета в перспективе
Цвет в твоём творчестве.
«Цвета радуги открывают чудесный секрет света,
который порождает человека,
несёт знания о людях и Мироздании,
строит отношения «человек – Вселенная».
Л. Депсамес
Задача: умение передавать живое ощущение красоты реального мира с помощью знаний о перспективе, изменениях тона и цвета в пространстве относительно линии горизонта; использования средств выразительности в живописи и опыта работы с художественными материалами (гуашь, акварель).
Задание.
1. Завершить композиции.
2. Показать красоту родной природы в различное время суток или во время определённого состояние погоды, опираясь на знание законов воздушной перспективы и используя опыт работы с художественными материалами (гуашь, акварель), приёмы и средства выразительности в живописи. Вариант А.
Вариант Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства с использованием художественно-творческих технологий 6 класс, IVчетверть "Городской пейзаж"
На этом уроке школьники познакомятся с изображением образа города в живописи и графике, с особенностями изображения городского пейзажа в истории искусств, будут выполнять городской п...
Интегрированный урок изобразительного искусства и основ православной культуры в 6 классе
Интегрированный урок изобразительного искусства и основ православной культуры в 6 классе по теме: «Украшение пасхальных яиц»...
Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс
Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....
Элективный курс по изобразительному искусству "БИОДИЗАЙН" для учащихся предпрофильных и профильных классов общеобразовательных школ
Данный элективный курс содержит в себе материалы, напрвленные на развитие творческой деятельности учащихся предпрофильных и профильных классов по предмету. Понятие "Биодизайн" включает в себя многие п...
Проверка знаний на уроках изобразительного искусства по теме «Цветоведение» для 5, 6 классов.
Проверка знаний на уроках изобразительного искусствапо теме «Цветоведение»для 5, 6 классов....
Образовательная программа По изобразительному искусству На 2012/2013 учебный год 1 класс «Мастерская юных художников»
Образовательная программа по изобразительному искусству на 2012/2013 учебный год1 класс «Мастерская юных художников»...
Конспект урока по изобразительному искусству.Тема урока: «Тёплые и холодные цвета», перо жар птицы (гуашь), 2 класс
Конспект урока изоискусстваТема урока: «Тёплые и холодные цвета», перо жар птицы (гуашь).Цели деятельности учителя:- научить различать теплые и холодные цвета-учить сме...