Практические задания по изобразительному искусству «Воздушная перспектива. Изменения тона и цвета» 6 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Смирнова Татьяна Сергеевна

Перспектива – это учение о способах передачи пространства на плоскости  изображения. Слово «перспектива» произошло от латинского perspicuita – ясность, очевидность. Впервые метод перспективных построений (линейной перспективы) для рисования  был разработан в эпоху Возрождения итальянским архитектором, скульптором и учёным Филиппо Брунеллески.

         С понятием «линейной перспективы» связано понятие «воздушная  перспектива». Учение о воздушной перспективе создал итальянский художник и учёный эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

Цель практических заданий

по изучению «Воздушной перспективы. Изменению тона и цвета»:

·        понимание процесса изменения тона и цвета при написании пейзажа в связи с перспективным удалением предметов, объектов от наблюдателя к линии горизонта;

·        развитие учебных универсальных действий в процессе использования цвета при создании живописных и декоративных композиций пейзажа.

 

Задачи курса «Воздушная перспектива. Изменения тона и цвета»:

·        расширить знания о художественной выразительности цвета в соответствии с законами воздушной перспективы;

·        научиться передавать тональные и цветовые отношения предметов, характерные для всех планов (передний, средний, дальний) глубины пространства картины;

·        развивать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

·        приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека в авторских творческих композициях пейзажа.

 

Формы проведения занятий: практические упражнения, дискуссии, выставки работ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №4»

Г. Городец Нижегородская область

Практические задания

по изобразительному искусству

«Воздушная перспектива.

 Изменения тона и цвета»

6 класс

Программа

Б.М.Неменский «Изобразительное искусство»

Москва «Просвещение», 2011 год

Автор: учитель изобразительного искусства

 Смирнова Татьяна Сергеевна

2017 год

Практические задания

 «Воздушная перспектива.

 Изменения тона и цвета».

Место в учебном процессе:

раздел учебной программы Б.М. Неменского

«Изобразительное искусство в жизни человека».

Тема: «Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Цвет в перспективе»»

          Перспектива – это учение о способах передачи пространства на плоскости  изображения. Слово «перспектива» произошло от латинского perspicuita – ясность, очевидность. Впервые метод перспективных построений (линейной перспективы) для рисования  был разработан в эпоху Возрождения итальянским архитектором, скульптором и учёным Филиппо Брунеллески.

         С понятием «линейной перспективы» связано понятие «воздушная  перспектива». Учение о воздушной перспективе создал итальянский художник и учёный эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

Цель практических заданий

по изучению «Воздушной перспективы. Изменению тона и цвета»:

  • понимание процесса изменения тона и цвета при написании пейзажа в связи с перспективным удалением предметов, объектов от наблюдателя к линии горизонта;
  • развитие учебных универсальных действий в процессе использования цвета при создании живописных и декоративных композиций пейзажа.

Задачи курса «Воздушная перспектива. Изменения тона и цвета»:

  • расширить знания о художественной выразительности цвета в соответствии с законами воздушной перспективы;
  • научиться передавать тональные и цветовые отношения предметов, характерные для всех планов (передний, средний, дальний) глубины пространства картины;
  • развивать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
  • приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека в авторских творческих композициях пейзажа.

Формы проведения занятий: практические упражнения, дискуссии, выставки работ.

Правила воздушной перспективы.

Задача: изучить изменения цвета по мере удаления от наблюдателя к линии горизонта.

Задание.

Выполните растяжку цвета, опираясь на характеристики  и правила  изменения цвета в соответствии с законами  воздушной перспективы.

Правила воздушной перспективы:

  • по мере удаления планов тон теряет свою насыщенность контрастность, светлея;
  • воздух по мере удаления голубеет.

Цвет

Характеристика изменения цвета в перспективе

красный

светлеет и холодеет с переходом в светло-фиолетовый

жёлтый

зеленеет

синий

светлеет и теплеет

белый

в середине удаления – светло-голубой, а у точки схода – розовый

чёрный

синеет

зелёный

светлеет и становится холодным

фиолетовый

светлеет

коричневый

 теряет насыщенность, приобретает зеленоватый оттенок

Изменение тона и цвета в перспективе

Белый цвет – ахроматический цвет, т.е. цвет неимеющий цветового тона (оттенка цвета).

Задача: проследить восприятие белого цвета и его изменение в перспективе

Задание.

                 Зима! Прекрасное время года! Все мы любим катать снежные комья, чтобы построить снеговика. А вы когда-нибудь пробовали спустить снежные комья с высокой горы? А знаете ли вы, что по мере удаления от вас зрительно уменьшатся не только их размеры при приближении к линии горизонта, но и цвет ?! Докажите это, опираясь на знание законов воздушной перспективы, при живописном решении данной задачи.

Изменение цвета в перспективе

Чёрный цвет - ахроматический цвет, т.е. цвет неимеющий цветового тона (оттенка цвета).

Задача: проследить восприятие  чёрного  цвета и его изменение в перспективе

Вот наступят сумерки,

Месяц поплывёт.

Из тумана, крадучись,

Тишина придёт.

Чёрная дорога в этой тишине –

Лёгкая тревога на моём листе.

Задание.

Изобразите в технике гризайль,  как изменится насыщенность чёрного цвета относительно линии горизонта.

Изменение тона и цвета в перспективе

Зелёный цвет - это хроматический цвет, т.е. цвет, обладающий цветовым оттенком.

 Зелёный цвет – «посредник» равновесия между двумя крайностями: синим и красным. Основная функция зелёного цвета или цвета – «посредника»: держать соответствие между цветами.

Задача: восприятие цвета как мощного источника энергии в передаче эмоционального состояния композиции пейзажа в воздушной среде.

Задание.

            На моей картине изображён могучий, прекрасный дуб. О, если бы вы знали, ребята, как шумит его листва! Это музыка! Летом его крона изумрудно-зелёная.  Солнышко дарит ему свои яркие, насыщенные краски. О зелёном цвете великий  Гёте в своей книге  «Учение о цвете» говорил так: «Глаз и душа отдыхают на зелёном как на чём-то простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше…»

           Зелёный цвет – физически нейтральный, поскольку является цветом биологической среды, из которой вышел человек.

А теперь представьте себе, если бы на вашей картине была  изображена  зелёная дубовая роща, олицетворяющая планету Земля в зелёной мантии. Ваша задача сложна и интересна: как изобразить дубовую рощу «живой, дышащей» в воздушном пространстве и что произойдёт с зелёным цветом при удалении к линии горизонта?

Изменение тона и цвета в перспективе

Хроматические цвета – это цвета, обладающие цветовым оттенком (все цвета, кроме белых, серых и чёрных). Свойства цвета: цветовой тон (или оттенок – красный, синий, жёлтый,  желто-зелёный и т.д.), светлота и насыщенность. На этих трёх свойствах строятся цветовые отношения. При богатстве и согласованности всех цветов достигается колорит произведения, соответствующий самой природе и внутреннему состоянию человека.

        Поскольку каждый человек  имеет свою уникальную энергетическую систему, необходимо найти цвета и оттенки, наиболее благоприятные для него лично, развить в себе цветовую чувствительность, строить гармоничные отношения с собой и с внешним миром.

Задача: определение согласованности цветов в  колористической композиции с учётом законов перспективы.

Задание.

Золотистый хоровод, листопад осенний.

Убегает к горизонту, требует решения:

Цвет какой приобретёт? Какой жизнью заживёт?

Изменение тона и цвета в перспективе

 Красный цвет - это хроматический цвет, самый доминирующий в спектре, активный, имеет множество оттенков. Например, алый (звонкий)  - малиновый (имеет голубоватый оттенок) – огненно – красный (пылкость, сила воли), красно – коричневый (мягкость, осторожность) и т.д.

  • Красный цвет – стимулирующий цвет. Согревает, побужлает, активизирует нашу физическую силу, укрепляет физическую энергию и волю человека. Надо помнить, что избыток красного цвета может ухудшить настроение.

Задача: выявление возможностей красного цвета для передачи красоты явлений природы с учётом воздушной перспективы.

Задание.

Выполните композицию «Закат». Попытайтесь с помощью красного цвета и его всевозможных оттенков передать загадочность и красоту природы в вечернее время суток.

Изменение тона и цвета в перспективе

 Цвет в твоём творчестве.

«Цвета радуги открывают чудесный секрет света,

который  порождает человека,

несёт знания о людях и Мироздании,

строит отношения «человек – Вселенная».

 Л. Депсамес

Задача: умение передавать живое ощущение красоты реального мира с помощью знаний  о перспективе, изменениях тона и цвета в пространстве относительно линии горизонта; использования средств выразительности в живописи   и  опыта работы с  художественными материалами  (гуашь, акварель).

Задание.

1. Завершить композиции.

2. Показать красоту родной природы в различное время суток или  во время определённого состояние погоды, опираясь на знание законов воздушной перспективы и  используя опыт работы с  художественными материалами  (гуашь, акварель), приёмы и  средства выразительности в живописи.   Вариант А.

Вариант Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства с использованием художественно-творческих технологий 6 класс, IVчетверть "Городской пейзаж"

На этом уроке  школьники познакомятся с изображением образа города в живописи и графике, с особенностями изображения  городского пейзажа в истории искусств, будут выполнять городской п...

Интегрированный урок изобразительного искусства и основ православной культуры в 6 классе

Интегрированный урок изобразительного искусства и основ православной культуры в 6 классе по теме: «Украшение пасхальных яиц»...

Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс

Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....

Элективный курс по изобразительному искусству "БИОДИЗАЙН" для учащихся предпрофильных и профильных классов общеобразовательных школ

Данный элективный курс содержит в себе материалы, напрвленные на развитие творческой деятельности учащихся предпрофильных и профильных классов по предмету. Понятие "Биодизайн" включает в себя многие п...

Проверка знаний на уроках изобразительного искусства по теме «Цветоведение» для 5, 6 классов.

Проверка знаний на уроках изобразительного искусствапо теме «Цветоведение»для 5, 6 классов....

Образовательная программа По изобразительному искусству На 2012/2013 учебный год 1 класс «Мастерская юных художников»

Образовательная программа по изобразительному искусству на 2012/2013 учебный год1 класс «Мастерская юных художников»...

Конспект урока по изобразительному искусству.Тема урока: «Тёплые и холодные цвета», перо жар птицы (гуашь), 2 класс

   Конспект урока изоискусстваТема урока: «Тёплые и холодные цвета», перо жар птицы (гуашь).Цели деятельности учителя:- научить различать теплые и холодные цвета-учить сме...