Интегрированный урок изобразительного искусства и основ православной культуры в 6 классе
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Интегрированный урок изобразительного искусства и основ православной культуры в 6 классе по теме: «Украшение пасхальных яиц»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ukrashenie_pashalnyh_yaic.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ДПО (повышения квалификации) Воронежский областной институт
повышения квалификации и переподготовки работников образования
Методический отдел духовно-нравственного просвещения
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
слушателя курсов «Реализация программы «Духовно-нравственное просвещение в образовательных учреждениях Воронежской области»
Интегрированный урок изобразительного искусства и основ
православной культуры в 6 классе
по теме: «Украшение пасхальных яиц»
Работу выполнил:
Усова Л.Н. учитель
изобразительного искусства,
основ православной культуры
МОУ Подгоренская СОШ
Калачеевского р-на
Май 2011 г.
Цель: познакомить учащихся с традициями празднования праздника Пасхи Господней и традициями росписи и украшения пасхальных яиц.
Задачи:
- Прививать любовь к Родине, православной культуре, русским народным традициям.
- Учиться видению окружающего мира. Знакомиться с православными традициями, в том числе с русской культурой.
- Расширять кругозор. Закреплять знания, полученные при изучении темы «Украшение пасхальных яиц» на практике.
Задание: выполнение работы «Украшение пасхальных яиц» с помощью различных материалов (краски, пастель, фломастеры, цветная бумага и т.д.) по выбору учащихся.
Оборудование: плакаты и рисунки на тему Пасхи, презентация «Украшение пасхальных яиц», презентация с физ. минуткой «Весёлые обезьянки», компьютер, интерактивная доска.
Материалы для работы: листы формата А 4, карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, краски, кисти, фломастеры, разнообразные материалы для украшения, шаблон пасхального яйца.
Перед проведением открытого урока «Украшение пасхальных яиц»», в школе проводятся беседы из Евангелия о жизни Иисуса Христа, его служении, муках, страдании и о Воскресении. Заучиваются стихи. Проводится конкурс рисунков на сюжеты Евангелия (с последующей выставкой). В кабинете, где будет проходить открытый урок, развешаны рисунки и плакаты на Пасхальную тему.
Звучит фонограмма праздничного колокольного звона благовеста. Выходят несколько ребят, чтецы.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
1 чтец
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
2 чтец
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
3 чтец
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес!
Христос воскрес! [1]
4 чтец
Христос Воскрес! В любви лучах
Исчезнет скорби мрачный холод,
Пусть радость царствует в сердцах
И тех, кто стар, и тех, кто молод!
Заветом благостных Небес
Звучит нам песня Воскресенья, -
Христос Воскрес! [2]
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель:
Этот величайший праздник стоит особо в ряду православных праздников. У него есть очень точное народное название - "Всех праздников Праздник".
Но прежде, чем рассказать об этом празднике, давайте вспомним его предысторию и основные события.
1. Ангел девушке явился,
Весть благую ей принёс.
А потом малыш родился.
Кто родился?
Наш ……. (ХРИСТОС).
2. Он Христа убить хотел,
Потому, что власть имел.
Погубил детей невинных
Душегуб, мучитель … (ИРОД).
3. Искушал Иисуса дьявол.
Всё на свете обещал.
Но его Иисус не слушал
И в ответ ему сказал.
Мне твоя, правда, не нужна
Отойди .. …. …… (ОТ МЕНЯ САТАНА).
4. Был к деньгам неравнодушен,
О богатстве всё мечтал.
И за тридцать мелких грошей
Он Учителя предал …. (ИУДА).
5. Христос в четверг подал урок,
Чтоб каждый причаститься смог.
Кровь и тело – вино и хлеб.
Очищен будет ……. (ЧЕЛОВЕК).
6. На горе он говорил,
И народ всему учил.
Как достичь нам совершенства -
Заповедями ………. (БЛАЖЕНСТВА).
7. Померкло небо, дрожали скалы,
Земля валилась из-под ног.
А Он измученный, усталый
Последний выдохнул свой вздох.
Его слова взлетели над толпой.
«Отче! В руки Твои предаю … … (ДУХ МОЙ)»
8. В полночь Он воскрес из мертвых.
Своей смертью смерть поправ.
«И сущий во гробех живот ……. (ДАРОВАВ)».
9. В этот день народ ликует
В храм зовут колокола.
Вся природа торжествует.
Праздник праздновать пора.
В этот праздник всё прекрасно.
Главный праздник - наша ….. (ПАСХА).[3]
3. Фиксация новых знаний.
Учитель:
Мы знаем, что в светлый праздник Пасхи есть обычай дарить яйца. А какие же буквы можно увидеть на пасхальных яйцах?
(Отвечают дети). Христос Воскресе!
Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красным.
На доске изображено Пасхальное яйцо, девочка читает стихотворение:
Я раскрасила яичко
В красный цвет.
На вербе птичка
Собирается взлететь
В голубое поднебесье.
Под вербой цветов букет,
А внизу - Христос Воскресе! [4]
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства дьяволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Мы поздравляем вас с праздником Пасхи, со светлым Христовым Воскресением! Христос Воскресе!
Выходят несколько ребят, чтецы и читают стихи:
1 чтец
Земля и солнце,
Поля и лес -
Все славят Бога:
Христос воскрес!
2 чтец
В улыбке синих
Живых небес
Все та же радость:
Христос воскрес!
3 чтец
Вражда исчезла,
И страх исчез.
Нет больше злобы -
Христос воскрес!
4 чтец
Как дивны звуки
Святых словес,
В которых слышно:
Христос воскрес!
5 чтец
Земля и солнце,
Поля и лес -
Все славят Бога:
Христос воскрес! [5]
Учитель:
А сейчас мы познакомимся с вами с различными видами Пасхальных яиц и правилами их выполнения.
Рассказ сопровождается показом презентации «Украшение пасхальных яиц».
виды яиц
Крашенка – одноцветное, яйцо просто окрашено в один цвет.
Крапанка - с однотонным фоном, на который нанесены разноцветные пятна, полоски, крапинки;
Дряпанка - яйцо, окрашенное в один цвет, на котором после окрашивания был процарапан узор металлическим острием – тонкой иглой (царапать по-украински – дряпать);
Малеванка – яйцо, расписанное своим придуманным узором. "Мальованки" расписывали кистью.
Писанка – яйцо, раскрашенное орнаментальным или сюжетным узором в соответствии с традиционными образцами, которые передаются из поколения в поколение. На холодном яйце выводят узоры горячим воском, потом погружают его в разведенную краску. Затем делают новый узор воском и макают в другую краску, и так далее. Когда все узоры нанесены, воск удаляют;
Яйчата – яйца из дерева, фарфора, бисера, глины и т. д. [6]
традиционные цвета для яиц и их значение:
Белый - чистота, символ рая и безгрешности.
Красный - кровь, жизнь, но и отход в иной мир. Любовь, здоровье, символ весны и возрождения, радость. Огонь небесный.
Жёлтый - спелое зерно, достаток, урожай, цвет солнца, охраняет от злых сил, так же цвет богатства.
Голубой - небо, воздух, воду, здоровье, цвет небесной божественности и божественной мудрости, духовного знания. Цвет Богоматери.
Зелёный - весна, воскресение природы, богатство растительного и животного мира, жизнь.
Коричневый - мать-земля, плодородие.
Чёрный - тьма, но и цвет пробудившейся земли. Яркий растительный и животный узор на черном фоне предназначался для земледельцев - огородников. [7]
ОРНАМЕНТЫ И РИСУНКИ В УКРАШЕНИИ ЯИЦ
- Чудо - писанки.
- Декоративные строчки.
- Характерные элементы и орнаменты.
- Орнаментальные схемы, сетки.
- Цветы - солнышки.
- Тюльпаны и лошадки.
- Чёрное море и дубовые листья.
- Северные олени и веточки - снежинки.
- Геометрическая композиция.
- Примеры выполнения работы учащимися. [8]
4. Практическая работа по теме «Украшение пасхальных яиц»
Перед началом работы прочитать инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, клеем и красками. Заслушать требования к нормам санитарии и гигиены на уроке.
Напомнить о правилах композиционного размещения изображения на бумаге, приёмах работы с различными материалами (по выбору учащихся).
5. Физ. минутка в середине урока. Презентация «Весёлые обезьянки»
1) Обезьянки расшалились,
Яйца, быстро покатились.
Их в корзину мы кладём.
И приседания начнём...
2) Обезьянки веселились,
А потом остановились.
Стали яйца собирать (наклоны).
Раз, два, три, четыре, пять.
3) Разыгралася мартышка
Скучно стало шалунишке.
Крутит обруч раз по двести,
А мы начнём шаги на месте. [9]
6. Продолжение работы по теме «Украшение пасхальных яиц».
Анализ работ на этапе (несколько лучших работ для примера).
7. Завершение работы по теме «Украшение пасхальных яиц». Выставка работ учащихся на доске.
Ребята прикрепляют свои работы на магнитную доску.
8. Рефлексия учебной деятельности.
1. С какой темой мы познакомились на уроке?
2. Что нового узнали на сегодняшнем занятии?
3. Какую работу мы выполняли на уроке?
4. Какие новые слова и понятия мы запомнили? (Привести примеры).
Учитель:
Ребята, вот и подошёл к концу наш урок. Напоследок мне хочется прочесть вам отрывок из стихотворения Д. Мережковского «Христос Воскрес», и подвести итоги нашего урока.
Звучит «Благовест»
Пусть на земле не будет, братья,
Ни властелинов, ни рабов,
Умолкнут стоны и проклятья,
И стук мечей, и звон оков, -
О, лишь тогда, как гимн свободы,
Пусть загремит: «Христос воскрес»,
И нам ответят все народы:
«Христос воистину воскрес!» [10]
Подведение итогов урока:
- Поблагодарить всех ребят за работу на уроке.
- Отметить лучшие работы учащихся.
- Сделать вывод: что удалось, а что не получилось на уроке (ребята самостоятельно подводят итог урока)
Литература и источники используемые на уроке
- .А. Майков стихотворение «Христос Воскрес»
- Владимир Ладыженский стихотворение «Христос Воскрес»
- Л.Н. Усова стихотворения к уроку «Украшение пасхальных яиц»
- Л.Н. Усова стихотворение к уроку «Украшение пасхальных яиц»
- Лидия Чарска стихотворение «Христос Воскрес»
- Интернет-энциклопедия Википедия, "Пасхальное яйцо"
- Интернет-энциклопедия Википедия, "Пасхальное яйцо"
- Альбом Лыковой «Писанка»
- Л.Н. Усова физ. минутка к уроку «Украшение пасхальных яиц»
- Дмитрий Мережковский отрывок из стихотворения «Христос Воскрес»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе. Тема: «Мы победили!» Произведения искусства о Великой Отечественной войне. Рисование поздравительной открытки.
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки "Мы победили!"...
Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки в 5 классе по теме: «Декоративное рисование открытки «8 марта». Музыкальный подарок маме».
Урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе специальной (коррекционной школы) VIII вида. Использована скоростная методика правополушарного рисования бетти Эдвардс. Методика правополушарн...
Интегрированный урок изобразительного искусства и информатики в 8 классе "Проектирование мозаики"
Тема урока: Проектирование мозаики Планируемые образовательные результаты: Предметные:- в познавательной сфере сформировать представление о мозаике, как о виде...
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 3-м классе.
На уроке учащиеся знакомятся с историей возникновения сарафана, особенностями его покроя, основными элементами орнаментов; обсуждается, какой след оставил сарафан в русской душе (на примере анализа ху...
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 6 классе «Можно ли увидеть музыку и услышать живопись?»
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 6 классе...
План - конспект интегрированного урока изобразительного искусства и английского языка для 5 класса на тему «О чем рассказывают нам гербы». ( по требованиям ФГОС второго поколения)
Аннотация к уроку.Класс: 5Предмет: интегрированный урок изобразительного искусства и английского языка Автор: Григоренко Н.С. и Евженкова Д.Г.Тема урока: «О чем рассказывают нам ...