1. Органи-зацион-ный
2. Изуче-ние нового матери-ала
3.Практи-ческая деятель-ность аналитического характе-ра
4.Заклю-читель-ная часть урока
5. Итоги урока.
6. Рефлек-сия.
7. Завершение урока
| Подготовка учащихся к изучению нового материала. Беседа.
Введение в урок
Объяснитель-но-иллюстратив-ный метод
Ученики из искусствоведческой группы предс тавляют матетериал о творчестве И.М.Тоидзе и В.Б.Корецко-го Объяснитель-но-иллюстратив-ный метод
Объяснитель-но -иллюстратив ный метод
Учащиеся сами листают плакаты с тестом и характеризуют их.
Учитель обращает взоры детей к живописным картинам художников.
Восприятие и анализ произведения
Исследова-тельская практическая познаватель ная деятельность
Ученик читает стих.
Психологическое восприятие и осмысление
Ученик(-ца) Читает стих
Заполнение карты на результатив-ности урока.
Музыкальная страничка урока. Прослушив-ание песен военных лет
| Проверка готовности учащихся к уроку. - 20 век полон открытий в науке и технике, изменений взглядов на окружающий мир, ценностных ориентиров. Всё это не могло не отразиться на произведениях изобрази-тельного искусства этого столетия. Это было время поиска путей отражения жизни народа, переломных моментов истории как в реалистическом искусстве так и в авнгардном искусстве. Звучит музыка Прокофьва «7 симфония» -Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
На экране тема урока ««Место и роль картины, плаката в искусстве 20 века» Отгремела война, Уже давней историей стала. И никак не отпустит Тревожную память бойца. От фугасок и мин Мы очистили наши кварталы, Но какой же сапёр Разминирует наши сердца?
- Мы говорим сегодня о давних страницах истории нашей Родины, родного Отечества. -Вы, ребята, - новое поколение, что знаете о ВОВ? -Скажите откуда мы можем почерпнуть информацию о тех далёких и суровых днях? (Из книг, произведений художников, фильмов)
-Наш урок позволит нам посредством восприятия картин и плакатов углубиться в панораму тех мужественных и суровых дней ВОВ, когда гитлеровские армии, охваченные диким стремлением порабо-тить все народы земного шара, решили превратить его в единое фашисткое государство, где только немцы получили бы право называться полноценными людьми, а учесть остальных – быть их рабами. Ни одно государство не могло противостоять натиску гитлеровской армии. Захватив почти всю Европу , Гитлер вероломно вторгся и в нашу страну 22 июня 1941 года. 1488 дней и ночей! Ни одну семью, ни один дом не обошла война. А сколько замученных в неволе, преданных смерти лишь за то, что ты русский, советский. Все народы национальности СССР пострадали от гитлеровского нашествия, Для каждого конец войны был радостью безмерной, но в то же время - «со слезами на глазах». - Как вы думаете, какую позицию заняли художники, музыканты, поэты в годы ВОВ? -Трагическая тема - тема Великой Отечественной войны, мужество наших людей, готовность до последней капли крови защищать свою Родину нашли отражение во многих литературных произведениях. Я предоставляю слово ребятам, подготовившим стихи А. Ахматовой и К. Симонова.
- Вот высказывание одного очевидца, который присутствовал на концерте в декабре 1941 года: «музыка стала жизнью стала огромным объединяющим всё человечество порывом, голосом скорби всего человечества,стала величественным и реальным оплакиванием трагически погибших миллионов жизней…» Я. Френкеля, стихи Р.Гамзатова «Вставай страна огромная» Очевидец произнёс ещё такие слова: «Велика сила искусств ,объединяющая миллионы и в радости, и в скорби» Докажите, что он прав. - Война началась внезапно, но буквально на следующий день на стенах домов, у призывных пунктов, на эшелонах, спешивших к месту боёв, появились первые плакаты И.М.Тоидзе , В.Б.Корецкого, Кукрыниксов. - Давайте поговорим о возрастании личностной позиции художника на примере плакатов, появившихся в первые дни войны, и их воздействии на человека. (На экране слайды презентации «Плакат сражается») - Мы начинаем диалог с самого известного политического плаката И.М. Тоидзе «Родина – мать зовёт!» (1941год) -Почему именно Родина – мать? (Потому что Родина, как мать – самое дорогое для человека. Без неё не было бы продолжения рода на земле) - Каков образ женщины в плакате? ( Тоидзе сумел дать плакате образ – аллегорию, в основе которой положил типический образ матери, обладающей живой человеческой теплотой. Он сумел придать лицу её верное выражение, сделать её призывающий жест простым и в то же время патетическим. - Для чего потребовались в композиции плаката штыки и текст присяги ? (Ружейные штыки, выступающие из-за спины женщины, и лист с текстом воинской присяги в руке усиливают впечатление обобщающей значимости образа.) - Роль цвета в композиции. ( Цвет лаконичен:красный и чёрный. Ничего лишнего)
(На экране слайды презентации «Плакат сражается») -Особое внимание обращаем на плакат В.Б.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942 год) В годы ВОВ Корецкий создаёт более 50 плакатов, призывающих к борьбе с захватчиками. Корецкий работал в своеобразной технике фотоплаката. Первоначально он делал эскиз общей композиции. Затем подбирал и фотографировал необходимые типы людей, предметы, обстановку и в заключении компоновал все изображения на одном листе, добиваясь художествен-ного единства и выразительности. Самый известный плакат «Воин Красной Армии, спаси!» получил поистине всенародное признание и любовь. -Какие чувства на ваш взгляд вызывал этот плакат у бойцов?(Плакат вызывал у каждого бойца на фронте и у любого советского патриота в тылу чувство сердечной боли и глубокого возмущения против страшного, подлого врага, будил в зрителях волю и порыв к действию. -А почему так глубоки были чувства людей? Каким образом своим плакатом Корецкий задел людей «за живое»? ( Для многих мать и испуганный мальчик напоминали собственных детей, оставшихся за линией фронта. - Что можно сказать о портрете женщины? Достаточно вглядеться в суровое, нахмуренное лицо женщины, чтобы понять, что перед зрителями гордая, сильная женщина, На лице гнева больше, чем страха, и она готова на всё, чтобы отстоять своё дитя, она не согнётся в неравной борьбе, скорее погибнет, чем станет рабой. Её нельзя заставить пресмыкаться перед фашистским палачом. -Какую роль вы отведёте этому плакату, появившемуся в трудное для страны время 1942 года? Вызывая гнев и боль, плакат не расслаблял сердца людей, а призывал к борьбе и внушал чувство гордости за все советских людей. - Что можно сказать о цвете в плакате? Корецкий использует лишь два цвета: красный и чёрный, чтобы подчеркнуть напряженностьт момента.
(На экране слайды презентации «Плакат сражается») Далее рассмотрим осбенности плакатов Кукрыниксов: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», «Урок немцам», «Превращение фрицев»
- По- своему, разными выразительными средствами и приёмами показали несгибаемое мужество защитников нашей Родины, твёрдую решимость сражаться до последнего вздоха и совершенно жестокое, бессмысленное убийство беззащитных детей показали в своих живописных полотнах художники 20 века: С. Герасимов «Мать партизана», А.А. Дейнека «Оборона Севастополя», «Окраина Москвы», А.А. Пластов «Фашист пролетел», Б.М.Неменский «Машенька», «Память» -Посмотрите на эти полотна. Какое призведение произвело на вас большее впечатление? (Учитель направляет ответы детей) Пример диалога по картине С.Герасимова «Мать партизана» Посмотрите внимательно на картину Герасимого «Мать партизана»(Звучит начало 7 –ой симфонии Сергея Прокофьева, а учащимся предлагается посмотреть внимательно на картину)
1.Как Вы думаете, о чём данное произведение С.Герасимого «Мать партизана»? 2.Каков жанр искусства? (Исторический?) Почему Вы так решили ?
Почти семь лет Герасимов работал над картиной «Мать партизана». Он начал ее в 1943 году. В то время враг был уже остановлен. На каждом шагу фашистские орды встречали мужественное сопротивление советских людей. Фронт и тыл объединяли отряды народных мстителей — партизан. Ни угрозы, ни пытки не могли сломить патриотов. 3.Каков сюжет данного произведения? (Сюжет – это предмет изображения) Сюжет – диалог фашиста и матери партизана – простой крестьянки.
4. Как художник раскрывает содержание картины? - Кого и как художник изображает на переднем плане? Центральная фигура картины Герасимова «Мать партизана» — советская женщина. Её не могут запугать фашистские изверги. За нею стоит родная земля, опаленная и оскверненная врагами, залитая кровью родных и друзей — земля, священная для патриотов. Великую силу народного гнева испытали фашистские громилы. Жалким кажется детина-офицер перед русской женщиной — крестьянкой. - Кого мы видим на втором композиционном плане? Односельчан. Сына – партизана, который является главным действующим лицом завязки сюжета - Попробуйте развить сюжет картины С.Герасимого «Мать партизана»? И что ты можешь Матери явить, Захватчик, тать тупой и безобразный: Предателем ли сына объявить, Самой ли размягчиться и распасться?!
Ну нет уж, брось, и Родина нам Мать, Но не сломала шапки пред Мамаем. Пока в плену, но уж за ратью рать С лугов родимых нечисть прогоняет.
И сын – святой! И гордости полны Бесслёзные, задумчивые очи. Сердечко рвётся, мается, клокочет, Но не для вас, отродья сатаны.
Немой стоит Россия пред бедой, Любая Мать здесь – крепость и герой. Егор Червяцов 5.Как художник изображает главных действующих героев картины: мать и фашиста в картине? Какие изобразительные приёмы использует Герасимов? (Приём гротеска) Какой закон композиции прослеживается в этом произведении? (Закон контрастов) - Великую силу народного гнева испытали фашистские громилы. Жалким кажется детина-офицер перед русской женщиной — крестьянкой. Всю силу красок и блеск солнца сосредоточил художник на образе матери. Светлая и сильная, стоит она на фоне дымного пожарища. Ее лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого, сильного человека. По контрасту с образом матери образ гитлеровца лишен яркой индивидуальной характеристики. Его крупная фигура покачивается на кривых ногах, а повелевающий жест повисает в воздухе. Удачно найденным поворотом художник подчеркнул низкий лоб и тяжелую челюсть фашиста, отчего еще ярче выступает что-то животное, звериное в его облике. Художник сознательно «затушевывает» все, сопутствующее главному в картине. Крупным планом Герасимов дает фигуры матери и фашиста и лишь в самых общих чертах намечает остальные персонажи. В эпизоде драматического столкновения женщины-патриотки и захватчика Герасимов показал присущие советским людям мужество, стойкость в борьбе, рожденные твердой верою в неизбежность победы света и разума над варварством, тьмой, мракобесием. 6. Какова роль пейзажа ? Пейзаж подчёркивает трагичность исторического действия, изображённого на картине.... (ученики показывают пожарища, остатки домов) 7.Что Герасимов показывает фрагментарно? ( Трупы, осколки, предметы , огонь) 8. Каков колорит произведения? Какие изобразительные средства использует художник для усиления эмоциональной характеристики картины? Картина выполнена в сдержанной цветовой гамме, преобладают тёплые цвета: охристые каричневые и их оттенки. Но в тоже время картина является контрастной по тону. Художник сознательно «затушевывает» все, сопутствующее главному в картине. (На лицо важные средства композиции: цветовое и тоновое пятно) 8. Можем ли мы сказать , что композиция картины « Мать партизана» цельная, подчинена единому композиционному замыслу? 9. Каков вид искусства? (Живопись) 10 . Назовите направление изобразительного искусства? (Реализм) «Мать партизана» — эпическое, монументальное произведение, исполненное большой силы художественного воздействия. В 1958 году картина экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе и была награждена Золотой медалью.
- Шли долгие годы войны, героизму и мужеству наших бойцов не было предела, поэтому Победа над фашизмом была неизбежна (Под фонограмму «День Победы»-муз. Д.Тухманова, ст. В. Харитонова идёт показ фрагмента фильма Ю.Озерова «Победа») «Надписи на стенах Рейхстага» - Николай Тихонов Ещё горячкой боя сердце билось, А в мир уже вступила тишина, Как будто время здесь остановилось Не веря вдруг, что кончилась война. Под арками обугленного свода, В какой-то первозданной тишине, Солдаты величайшего похода Расписывались прямо на стене. Рейхстагова развалина дышала Всем перегаром битвы мировой, И в ней звучнее всякого хорала, Пел хор имён, растущих, как прибой. Он пел, взлетая над огнём и кровью, Перед войной поверженной лицом, Как будто осеннее изголовье Последних умирающих бойцов. Открыто все своё писали имя, Чтоб знали люди будущих времен, Что подвиг сей, свершённый всеми ими, Во имя человечества свершён.
-9 Мая – День Победы, впервые праздновался в 1945 году. Этот праздник отмечают миллионы людей во всём мире, кто ценит свободу и независимость народа, в памяти которых ,никогда не сотрутся героические сраницы истории. В итоге нашего урока вернёмся к вопросу о роли и месте плаката, картины в искусстве .И я предлагаю вам заполнить предложенную таблицу «Место и роль картины, плаката в изобразительном искусстве 20 века» № п/п | Вопрос | да | нет | 1 | Почувствовали ли вы значимость картины, плаката в искусстве и жизни человека? |
|
| 2 | Согласны ли вы со следующим утверждением, что характер композиционного построения картины, плаката всегда вытекает из идейного замысла и определяется содержанием произведения? |
|
| 3 | Действительно ли, что формат холста, бумаги влияет на построение и выразительность изображения? |
|
| 4 | Правильно ли утверждение, что свет и цвет не относятся к элементам композиционного построения? |
|
| 5 | Верно ли определение? Плакат – это выразительное изображение с кратким текстом, задача которого – агитация в рекламных, политических, информационных и учебных целях. |
|
| 6 | Удалось ли художникам периода ВОВ своими произведениями поднять народ на борьбу с фашизмом? |
|
|
7 |
Назовите художественное произведение (произведения), которое (-ые) в процессе урока произвело(ли) на вас большее впечатление. |
|
|
|
-Как бы тяжело не было на войне, в походах, в перерывах между боями солдат согревала, сближала друг с другом, поднимала боевой дух песня.
Спасибо всем за работу | Слушают учите-ля. Отвечают на поставленные вопросы. Ставят перед собой цель. Пробуют назвать тему урока, соответствую-щую музыкальному фрагменту.
Ученица читает стихотворение В. Кочеткова «Отгремела война»
Ученики вступают в диалог с учителем
На экране идут документальные фрагменты кадров боев ВОВ
Учащиеся высказывают своё мнение
Учащиеся читают стихи А.Ахматовой «Мужество», К. Симонова «Жди меня»
Ученики слушают музыку, вступают в диалог, аргументируя свою точку зрения
Ученица(-к) из искусствоведческой группы ведут экскурсию по осмыслению плакатов периода ВОВ
Учащиеся вступают в диалог друг с другом , анализируя плакаты художников
Ученики отвечают на вопросы , учатся делать выводы от увиденного
Практическая работа по нахождению дополнительных цветов.
Идёт обмен мнениями о плакатах Кукрыниксов
Ребята из искусствоведческой группы заранее готовят материал о каждой картине, чтобы обобщить или дополнить ответы других ребят.
Ученики высказывают своё мнение о картинах.
Учатся осознавать и оценивать результатив-ность своей работы на уроке
Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге
Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге, делают выводы и заключения на основе полученных знаний
Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Делают выводы, подводят итоги
Смотрят фрагмент фильма.
Учащиеся слушают стихи одноклассников
Учащиеся получают карточки результатив-ности урока
Ученики слушают песни военных лет | Фронтальная работа
Фронтальная работа и индивидуаль-ная работа
Фронтальная работа и индивидуаль-ная работа
Фронтальная работа и индивидуаль-ная работа
Индивидуаль-ная работа
Индивидуаль-ная творческая работа
Индивидуаль-ная работа и фронтальная, коллективная работа
Индивидуаль-ная работа и фронтальная
Индивидуаль-ная работа
Индивидуаль-ная работа и фронтальная работа
Индивидуаль-ная работа
Фронтальная работа | Регулятивные: Определяют цель, проблему в учеб-ной деятельности. Личностные: Осознают свои интересы
Личностные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности Познавательные: осмысливают учебную информацию; вспоминают исторические факты Коммуникатив-ные: умение формулировать, аргументировать своюточку зрения, обмениваются мнениями, самостоятельно принимать решения
Познавательные: Учатся анализировать произведение искусства, находят особенности музыкальных средст для передачи трагичности момента, учатся делать выводы, отвечая на поставленный вопрос.
Коммуникатив-ные: умение формулировать, аргументировать свою точку зрения, обмениваются мнениями, самостоятельно принимать решения
Познавательные: знают особенности психологического воздействия цвета на человека Регулятивные: умеют применить знания на практике. Коммуникатив-ные: аргументируют свои ответы, самостоятельно принимают решения
Регулятивные: знают свойства цвета, умеют планировать свою леятельность
Познавательные: Знакомятся с именами худож-ников 20 века, их произведениями, воспринимают и анализируют произведения; выявляют особенности построения композиции, законы композиции, выразительные средства.
Регулятивные: Планируют деятельность, сравнивают, анализируют, делают выводы
Коммуникатив-ные: организуют работу в группе, адекватно выражают и контролируют свои эмоции. Личностные: осознают целостность мира; воспитывают любовь к Отечеству; развивают умственные и творческие способности
Регулятивные: умеют соотносить свои действия с поставленной задачей
Коммуникатив-ные: умеют организовывать учебное сотруд-ничество и сов-местную деятель-ность с учителем и сверстниками;
Излагают своё мнение в диалоге
Познавательные: Учатся осознавать роль художника в искусстве; нахо-дят информацию, необходимую для решения учебной задачи. Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации. Коммуникатив-ные: адекватно контролируют свои эмоции, следят за ходом своих мыслей Личностные: осознают целостность мира, многообразие подходов художников к отражению в произведениях искусства страниц истории; воспитывают в себе качества гражданской идентичности: патриотизма, любви к Родине, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; развивают эстетическое сознание через освоение художественного наследия народа.
Коммуникатив-ные: уметь организовывать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
Устные ответы
Просмотр фильма
Заполне-ние карты рузульта-тивности урока
Прослушивае песен (возможно совмест-ное пение)
|