«Место и роль Руси в международной торговле в IX – XII веке»
план-конспект урока по истории (6 класс)
«Место и роль Руси в международной торговле в IX – XII веке»
Урок – систематизация и обобщение знаний.
Форма проведения урока: систематизация и обобщение знаний.
Цели:
Содержательная: выявление уровня знаний учеников по теме: «Место и роль Руси в международной торговле в IX – XII веке», формирования обобщение знаний по данной теме.
Деятельностная: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умение работать в группе, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умений обещать, систематизировать знания.
Задачи:
1. Способствовать развитию проектных умений:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение взаимодействовать в группе в решении общих задач;
навык монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
разделение ролей в группе и выполнения роли;
способность рефлексировать этапы работы со знанием.
2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
3. Исследовать и сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи.
4. Способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА
Методическая разработка урока по истории
6 класс по теме
«Место и роль Руси в международной торговле в IX – XII веке»
(Материал для самостоятельного
обучения и проектной деятельности стр.77,
УМК Торкунов А.В. История Росии 6 класс.
Учебник. ФГОС В 2 ч. Ч.1
/ Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов,
П.С. Стефанович., А.Я. Токарева.;
под редакцией А.В. Торкунова
– М.: Просвещение, 2016.)
Разработала
учитель истории и обществознания
высшей категории
Самарина Ирина Вячеславовна
г. Южно-Сахалинск
2019
«Место и роль Руси в международной торговле в IX – XII веке»
Урок – систематизация и обобщение знаний.
Форма проведения урока: систематизация и обобщение знаний.
Цели:
Содержательная: выявление уровня знаний учеников по теме: «Место и роль Руси в международной торговле в IX – XII веке», формирования обобщение знаний по данной теме.
Деятельностная: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умение работать в группе, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умений обещать, систематизировать знания.
Задачи:
1. Способствовать развитию проектных умений:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение взаимодействовать в группе в решении общих задач;
навык монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
разделение ролей в группе и выполнения роли;
способность рефлексировать этапы работы со знанием.
2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
3. Исследовать и сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи.
4. Способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Оборудование и средства обучения: Презентация ««Место и роль Руси в международной торговле в IX – XII веке», раздаточный материал для проектной деятельности( клей листы бумаги, карта, таблица) артифакты, проектор, ПК для учителя, экран.
Сценарий урока.
- Самоопределение.
Здравствуйте уважаемые шестиклассники, начинаем наш урок, садитесь, пожалуйста. Конфуций говорил: «не важно, с какой скоростью ты движешься к поставленной цели, главное не останавливаться». Вот и мы не будем с вами останавливаться и прямо сейчас отправляемся в историческую экспедицию на много веков назад, а именно в IX – XII век.
- Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
Для того чтобы отправиться в экспедицию нам необходимо выяснить каким знаниями по данному историческому периоду мы обладаем. Я уверенна, что вы обладаете прекрасными знаниями, поэтому предлагаю вам игру « Верю – не верю».
Откройте ваши блокноты для экспедиции (тетради по истории), запишем число и расчертим страницу, как для игры « Крестики, нолики». Вот так.
Слайд 1.
Я буду задавать вам вопросы, а вы в случае если вы мне верите ставите крестик, не верите нолик. Все понятно? Первый вопрос.
- В Западной Европе в IX – XII существовало такое государство как Франция?
- В 988 г. князь Владимир крестил Русь?
- Все правители государств в Западной Европе назывались герцогами?
- Славяне призвали Рюрика в Киев?
- Для перевозки товаров в IX-IIX веках использовались прежде всего торговые пути по рекам и озерам на ладьях?
- «Путь из варяг в греки» - это торговый путь который проходил по территории Франции, и связывал Балтийское и Красное море?
- Печенеги степной народ, который являлся противником Руси?
- Князь Олег умер от укуса кошки , когда кормил ее молоком?
- Князь Ярослав Мудрый создал сборник законов « Русская правда».
Давайте проверим, что получилось. У меня получилось вот так.
Слайд 2.
Поднимите руку у кого получилось так же? Вы выполнили первое задание экспедиции и поэтому вы получаете артифакт.
- Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации.
Благодаря первому заданию мы с вами перенеслись в нужную нам историческую эпоху. Какие страны являлись соседями Руси в этот период. Уважаемые научные сотрудники давайте вспомним. ( Ответ детей).
Какие взаимоотношения были между этими странами?
Слайд 3.
Какие взаимоотношения ведут к миру? ( Торговые)
Значит каково цель нашей экспедиции? ( Определить какие взаимоотношения были у различных государств в эту эпоху)
А каких именно?
России и Западной Европы, Византии, Кавказ, Волжская Булгария.
Записываем цель экспедиции в наши блокноты для экспедиции.
«Место и роль Руси в международной торговле в IX – XII веке»
Что мы должны узнать в результате экспедиции?
Какие страны и чем торговали с Россией?
Можем мы все это запомнить? Нет.
Как будем фиксировать?
На карте, и в таблице.
Стран много, экспедиция одна предлагаю разделиться на поисковые группы. ( разделение на группы)
- Реализация построенной стратегии проекта.
Разделение на группы, каждая группа получает конверт в котором находится разрезанные кусочки карты, таблица и вопрос на который группа должна ответить.
Для того чтобы поисковые группы выполнили задание быстрее предлагаю распределить роли в группе.
Слайд 4.
Задание поисковой группы.
Распределить роли: руководитель группы, картограф, архивариус, научный сотрудник
- Руководитель группы координирует работу группы, помогает, советует, отвечает за выполнения задания. При затруднениях оказывает помощь любому человеку из поисковой группы.
- Картограф на листе бумаги составляет и склеивает карту, используя в качестве подсказки карту на стр.79.
- Архивариус находит ответ на вопрос в учебнике и выписывает его в тетрадь.
- Научный сотрудник заполняет таблицу, используя материал карты и учебника только той страны, которая написана у него в таблице.
- Закрепление с проговариванием во внешней речи.
Защита групп, заполнение таблицы, вручение артифактов.
- Самостоятельная работа и проверка по эталону
Заполнение таблицы на доске, проверка с эталоном.
Слайд 5.
После того как мы выполнили экспедиционное задание давайте занесем его все в тетрадь.
Раздача таблицы, наклеивание ее в тетради.
Вы большие молодцы, задача экспедиции выполнена, возвращаемся домой.
- Рефлексия учебной деятельности.
Какими методами мы искали ответ на вопрос?
Сформировали цель, задачи, работа с картой, составление таблицы,
Можем ли мы эти методы перенести на любой другой урок?
Сколько артефактов получили сегодня научные сотрудники экспедиции?
Молодец вам присваивается звание научного сотрудника высшей категории.
А теперь домашнее задание.
Задание разного уровня.
Название артефактов и страны, в которой он был произведен.
Если у кого то одинаковые артифакты можете объединиться в группы у кого несколько артифактов , вам надо будет назвать их все страну и название и поэтому у вас задание более сложного уровня.
Спасибо за урок. Вы свободны.
Приложение.
Готовая таблица.
Страна | Импорт. (Ввоз товаров в Древнерусское государство) | Экспорт. (Вывоз товаров из древнерусского государства) |
Польша, Чехия, Страны Западной Европы. | Метал, оружие, предметы роскоши и украшения. | Шёлк, зерно, пенька. |
Венгрия, Балканские страны. | Метал, оружие, кони, предметы роскоши, украшения. | Шёлк, зерно. |
Страны Скандинавии и Северной Европы. | Металлы, оружие, шерсть, янтарь, предметы роскоши и украшения. | Зерно, керамика, меха, пенька, лён. |
Византия. | Металлы, оружие, предметы роскоши, украшения, шелк, одежда, книги, пряности, благовония. | Зерно, лён, меха, мёд, воск. |
Степные народы | Кони, медь | Зерно, лён |
Кавказ | Шелк, оружие, хлопок, шерсть, ковры, пряности, благовоние, золото, медь, железо. | Зерно, лён, меха, мёд, воск. |
Азия | Шёлк, оружие, хлопок, ковры, пряности, благовония. | Меха, лён, мёд, воск, пенька, кожа |
Волжская Булгария | зерно | Меха, лён, мёд, воск |
Задание группы 1.
Страна | Импорт. (Ввоз товаров в Древнерусское государство) | Экспорт. (Вывоз товаров из древнерусского государства) |
Польша, Чехия, Страны Западной Европы. | ||
Вопрос. Какие виды транспорта использовались в IX – XII перевозки товаров?
Задание группы 2
Страна | Импорт. (Ввоз товаров в Древнерусское государство) | Экспорт. (Вывоз товаров из древнерусского государства) |
Венгрия, Балканские страны. | ||
Вопрос. С какими из Европейских стран торговала Русь?
Задание группы3
Страна | Импорт. (Ввоз товаров в Древнерусское государство) | Экспорт. (Вывоз товаров из древнерусского государства) |
Страны Скандинавии и Северной Европы. | ||
Вопрос. Какие степные народы являлись противниками Руси?
Задание группы4
Страна | Импорт. (Ввоз товаров в Древнерусское государство) | Экспорт. (Вывоз товаров из древнерусского государства) |
Византия. | ||
Выберите из текста параграфа цитаты говорящие о равноправном характере отношений Руси с другими народами.
Задание группы 5
Страна | Импорт. (Ввоз товаров в Древнерусское государство) | Экспорт. (Вывоз товаров из древнерусского государства) |
Степные народы | ||
Кавказ | ||
Вопрос. Назовите основные торговые пути связывающие Русь с другими землями.
Задание группы 6
Страна | Импорт. (Ввоз товаров в Древнерусское государство) | Экспорт. (Вывоз товаров из древнерусского государства) |
Азия | ||
Волжская Булгария |
Вопрос. Назовите страны, с правителями которых породнились русские князья.
Задание поисковой группы.
Распределить роли: руководитель группы, картограф, архивариус, научный сотрудник
- Руководитель группы координирует работу группы, помогает, советует, отвечает за выполнения задания.
- Картограф на листе бумаги составляет и склеивает карту, используя в качестве подсказки карту на стр.79.
- Архивариус находит ответ на вопрос в учебнике и выписывает его в тетрадь.
- Научный сотрудник заполняет таблицу используя материал карты и учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по ИЗО 7 класс Место и роль картины в искусстве 20 века
Урок ИЗО с использованием приема активизации мышления "синкквейн"....
Место и роль картины, плаката в искусстве 20 века
Цель методической разработки: создать условия для формирования у учащихся представлений о месте и роли тематической картины, плаката в искусстве 20 века; способствовать восприятию их образ...
Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: "Место и роль Руси в Европе в IX-XI вв."
Методическая разботка предназначена для проведения урока истории в 6 классе по теме "Место и роль Руси в Европе в IX-XI вв."Учебник: История России. 6 класс. В 2-х частях. (учебни...
Место и роль Руси в Европе IX-XI век
Технологическая карта урока истории России в 6 классе по теме "Место и роль Руси в Европе IX-XI век" УМК Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В....
Место и роль Руси в Европе IX-XI век
Презентация - задание по истории России в 6 классе для самостоятельного изучения темы "Место и роль Руси в Европе IX-XI век"...
Место и роль Руси в Европе
Создать у учащихся представления о геополитическом положении Руси в IX-XI веках...