Тематическая картина в русском искусстве XIX века
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
Разработка урока с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskaya_kartina_v_russkom_iskusstve.rar | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
III четверть, урок 2
Тема: «Тематическая картина в русском искусстве XIX века»
Вид: Беседа
Тип: Сообщение нового материала
Задачи: образовательные:
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В.И.Сурикова.
- Сформировать представление об историческом жанре в живописи.
воспитательные:
- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
развивающие:
- Развивать творческую и познавательную активность учащихся.
Ход урока
- Беседа.
Исторический жанр – один из важнейших в изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого.
Исторический жанр – один из трудных в живописи.
"Исторический живописец должен быть сродни учёному. Ему надо досконально знать историю, археологию, подробности быта той эпохи, к которой он обращается. Он должен обладать богатой творческой фантазией, чтобы силой воображения убедительно и достоверно воссоздать историческое событие на полотне. Это совсем не лёгкая задача, если иметь в виду, что живописец, работающий в этом жанре, большей частью не имеет возможности основываться на личных впечатлениях от тех событий, фактов, людей, которых он изображает. От художника требуется не только талант, но и огромный упорный труд".
Э.Кузнецова.
Василий Иванович Суриков – один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи. Каждая картина Сурикова – это целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека.
Талант и упорство Сурикова привели его из заснеженной Сибири в Петербург, в Академию художеств, которую он закончил с золотой медалью.
В марте 1881 года состоялась очередная выставка передвижная выставка. Событием её стало произведение мало ещё кому известного художника – Василия Ивановича Сурикова "Утро стрелецкой казни"
- Что вы видите на данном полотне?
В ярких и волнующих образах оживает кусок подлинной истории далёкого петровского времени. В картине выражена величайшая народная трагедия. Огромное, безвыходное горе женщин и детей словно затопило Красную площадь. А над ними непреклонные и несокрушимые, точно каменные утёсы, возвышаются стрельцы, приговорённые к казни. Показаны последние минуты перед смертью.
- Какое же событие вдохновило художника на создание этого монументального произведения?
… Конец XVII в. В России – сложное, противоречивое время. Московское восстание 1682 г., стрелецкое восстание 1698 г. и жестокая расправа над их участниками стали трагической страницей русской истории. Стрельцы – старое допетровское войско, которое Пётр заменил регулярной армией. Царевна Софья, мечтавшая о самодержавной власти, чувствуя недовольство измученных постоянными войнами, нищетой и бесправием стрельцов, возглавила мятеж. Их бунт расценивался как скрытый поединок между царевной Софьей и Петром I, который обернулся казнью более 1000 стрельцов, поверивших Софье.
В полотне "Утро стрелецкой казни" нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера петровского времени.
- Внимательно посмотрите на "Утро стрелецкой казни". Где происходит это событие?
- Окиньте взглядом полотно в целом и сопоставьте разные группы людей: в центральной части, на дальнем плане, с правой стороны. Чем отличаются эти группы?
- Какими средствами художник выделяет стрельцов из массы людей, изображённых в картине?
Тревожный пейзаж холодного утра пронизан ожиданием трагедии. Огромная народная толпа заполонила площадь. Скоро начнётся казнь. Суриков тонко передаёт душевное состояние приговорённых к смерти и свидетелей казни, ощущение длящегося времени.
По старинному русскому обычаю приговорённые к смерти одеты в белые рубахи, в руках у них горящие свечи, а один из стрельцов перед казнью прощается с народом, кланяясь на все четыре стороны.
Каждый из стрельцов очень выразителен и представляет собой самобытный, непохожий на других характер.
В центре картины – стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь ему по старинному русскому обычаю.
Погружён в горькие и гневные размышления чернобородый старец. Этот человек не сломлен. В нём нет ни страха, ни смирения.
Образ рыжебородого стрельца Суриков долго искал. "Рыжий стрелец это могильщик, на кладбище я его увидел, - рассказывал художник, - злой, непокорный тип". С ненавистью и внутренней убеждённостью смотрит рыжий стрелец на своего врага– царя, а тот словно отвечает ему остекленевшим от ярости взглядом. Горящую свечу он сжимает как оружие В пересечении их взглядов – непримиримость столкнувшихся сил.
Великолепный портрет молодого Петра, с пламенем в глазах, с конвульсивно сжатым ртом…
Мглистый сумрак раннего утра, в котором ещё виден свет горящих свечей, создаёт образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщённо выражающая смысл исторической минуты – "начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни" (А.С.Пушкин).
Поступая в Академию художеств, Суриков уже в студенческие годы проявил себя талантливым художником, и его произведения много раз отмечались золотыми и серебряными медалями. После Академии начинается напряжённая работа над большими историческими полотнами. Среди них самое известное произведение В.И.Сурикова "Боярыня Морозова".
- Что вы видите на данном полотне?
В картине "Боярыня Морозова" Суриков вновь выбирает тему конфликта, при котором главный герой погибает, не передав своих убеждений. Боярыня Федосия Прокопиевна Морозова (1632 – 1675) – раскольница, состоявшая в переписке с Аввакумом, оказывающая ему материальную помощь, вступила в личные противоречия с правящим режимом, за что была заживо погребена вместе со своей сестрой Евдокией Урусовой в земляной тюрьме в Боровске. В глазах народа она была героиней-мученицей, отдавшей жизнь за правое дело.
Движение раскольников в XVII веке – явление сложное. Суть его заключается не только в непризнании церковной реформы Никона 1653 – 1656 гг., в отстаивании старого обряда (защите двупёрстного крещения). Во второй половине XVII—XVIII в. Раскол был идейным знамением антифеодальных и оппозиционных движений, своеобразной формой протеста против усиливающегося гнёта и закрепощения крестьян. К движению раскольников примкнуло большое количество простых людей.
Картина сразу производит сильное впечатление звучностью красок, напряжённым состоянием персонажей. Дочерна синее пятно, фигура раскольницы, её бледное, вдохновенное лицо – центр огромного полотна. Высоко поднята рука с двуперстием воспринимается как страстный призыв к народу следовать старой вере. Этот выразительный жест подчёркнут Суриковым особо: он продолжается, зрительно удлиняется линией шубы, спадающей с телеги на снег. Художник усиливает воздействие взгляда Морозовой противопоставлением двух профилей: вдохновенного боярыни и грубого с глумливой усмешкой возничего.
В многоликой толпе свидетелей духовного подвига Морозовой каждый имеет свою "биографию". Слева от саней, увозящих Морозову, - недруги, равнодушные наблюдатели и сочувствующие горожане. Различно отношение к раскольнице: здесь и злобно смеющийся поп в лисьей шубе, веселящийся со своим соседом, богатым купцом, и потрясённые бояре, и мальчик-подросток.
Толпа справа от саней объединяет многих единомышленников раскольницы: юродивый, странник, меднолицый татарин, старуха мамка, боярышни, сестра Морозовой Евдокия Урусова, идущая за санями.
Склонившаяся боярыня в золотистом платке и голубой шубке стала одним из проникновенных образов в картине. В нём воплотились идеалы женской красоты и поэтичности допетровского времени.
Среди сочувствующих Морозовой лишь юродивый открыто отвечает двуперстием на её призыв. В нём сильно горение веры, которое заставляет забывать о физических страданиях.
"Ничего от себя, всё с натуры" – таков был неизменный принцип творчества Сурикова. Отсюда подлинная жизненность и правда, которой отмечено в картине всё, начиная с характеров действующих лиц и кончая тончайшими бытовыми деталями.
Сохранившиеся эскизы в картине свидетельствуют о композиционных исканиях художника.
- А теперь обратимся к другой картине художника. Она очень похожа на семейный портрет, но какие исторические события скрываются за образами её персонажей?
На картине "Меншиков в Березове" изображена тесная, с низким потолком комната в холодной избе. За простым деревенским столом сидят четыре человека – Меншиков и его дети, последовавшие за ним в ссылку. В сущности перед нами семейный портрет, но дети словно покинутые сироты, отец же их во власти угрюмого одиночества.
Сподвижник Петра I светлейший князь Александр Данилович Меншиков, фактический правитель Российского государства при Екатерине I, попал в опалу при императоре Петре II, был лишён всех своих должностей, чинов и сослан в сибирское селение Берёзов.
Кажется, что тяжёлые испытания, выпавшие на долю Меншикова, не сломили его, а ещё более закалили. В его гордой осанке, уверенной позе, во властно сжатой руке сказывается волевой характер, черты гордого повелителя, но в угрюмом взгляде сквозят унижение, скованность, безысходность. Участь этого не сломленного испытаниями человека составляет драматический узел замысла Сурикова.
Образ Меншикова убеждает своей жизненностью и духовной силой. Суриков долго искал его прообраз. И вот как-то "раз по Пречистенскому бульвару идёт, вижу, Меншиков, - рассказывал Суриков.- Я за ним: квартиру запомнил. Учителем был математики Первой гимназии. В отставке. В первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый – совсем Меншиков".
Глядя на картину, замечаешь, что в этой с виду мирной и спокойной семейной сцене каждый погружён в свои мысли.
К князю прижалась старшая дочь, Мария, - бывшая невеста императора. Нежный образ Марии – продолжение разыгравшейся трагедии. Она не вынесла тяжёлой ссылки и через полгода умерла.
Позы, жесты персонажей картины повествуют о, сложных переживаниях и чувствах. Им вторит цветовое решение образов. Сравните глубокие тёмные тона в одеждах Марии и светлые золотистые в украшенной узорами юбке младшей дочери Меншикова Александры. Она единственная не погружена в горькие думы, а увлечённо читает книгу. Обаятельный образ Александры создаёт ощущение уюта и спокойствия.
Младшие дети Меншикова переживут ссылку, но судьба их на воле будет несчастной, как и многих людей послепетровской эпохи. Картина рассказывает не только о семейной драме, но и трагическом переломе истории после смерти Петра I.
- Постановка художественной задачи
- На протяжении следующих уроков вам предстоит создать живописную работу, посвящённую страницам истории.
Один из сложных этапов – первый – выбор сюжета и поиск наиболее выразительной композиции.
Напишите в тетради:
- Как вы понимаете слова Сурикова: "Нет ничего интереснее истории, только читая историю, понимаешь настоящее"?
- Какому историческому событию (незаурядной личности) вы хотели бы посвятить живописную работу?
- Какой момент исторического события вы положите в основу композиции? Почему?
- Какие литературные произведения вы читали об этом историческом событии (герое)? Знаете ли вы живописные, графические работы, посвящённые эти событиям?
- Каким образом в своей будущей композиции выделите смысловой центр?
- Какие цвета будут помогать зрителю понять вашу основную мысль?
- Как вы назвали бы свою картину?
- Почему вами выбрана эта тема, что хочется в ней выразить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая картина в русском искусстве XIX века. «Значительные события русской истории в произведениях В.И.Сурикова».
план- конспект урока по программе Б.М.Неменского 7 класс.Тематическая картина в русском искусстве XiX века...
Презентация "Тематическая картина в русском искусстве XIX века".
Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе по программе Б. М. Неменского.Тема урока"Тематическая картина в русском искусстве XIX века". Для более глубокого рассмотрения я вы...
Тематические картины в русском искусстве 19 века
Урок по изобразительному искусству в 7 классе «Тематические картины в русском искусстве 19 века». Цели: Образовательная – обобщить знания учащихся в жанре портрет....
ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XIX В.
Создать условия для формирования представлений об особенностях развития исторической картины в русском искусстве с появлением светского искусства и исторической науки; способствовать расширению знаний...
Место и роль картины, плаката в искусстве 20 века
Цель методической разработки: создать условия для формирования у учащихся представлений о месте и роли тематической картины, плаката в искусстве 20 века; способствовать восприятию их образ...
Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"
1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...
Презентация "Тематическая картина в русском искусстве XIX века" 7 класс
Знакомство с жанрами и известными картинами русских художников XIX века....