Теоретические пятиминутки на уроках изобразительного искусства
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс) по теме
Развитие духовной сферы - это длительный и сложный процесс, где формируется познавательный интерес, психология восприятия ребёнком произведений искусства. Развитие творчества ребёнка строится по тем же законам, что и творчество взрослого человека. Уроки изобразительного искусства способствуют развитию личности ребёнка, формированию его мировоззрения, культуры. Обучаясь на уроке, учащиеся стремятся делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это воспитывает эстетический вкус; развивает стремление к совершенствованию своих умений. Главными задачами, на мой взгляд, являются: учить детей видеть красоту в окружающей действительности и вносить в свою жизнь, поощрять активность и свободу выбора, помогать развиться воле ребёнка. Интерес к изобразительной деятельности подростков – это наличие органического сплава интеллектуальных и эмоционально – волевых процессов, обращенных не только к содержанию данной предметной области с ее специфическими свойствами, но и к процессу добывания знаний, к процессу осуществления деятельности, овладение новыми знаниями, приёмами работы и их совершенствование. Художественно-творческая деятельность рассматривается как важнейшее условие мышления, определяющее его созидательную сущность. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п. Дети учатся познавать мир, видеть его глазами художников, применять умения и навыки, полученные на занятиях. Обычно учащиеся отдают предпочтение практической работе. Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства происходит постепенно в процессе решения заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач. Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала. Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы. Так как времени для теоретической подготовки очень мало, бесед для знакомства с произведениями искусства тоже недостаточно, я пытаюсь почти на каждом уроке проводить небольшие пятиминутные игры и давать задания на знания некоторых вопросов искусствоведения, цветоведения, композиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_k_konferentsii.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретические пятиминутки на уроках изобразительного искусства
Развитие духовной сферы - это длительный и сложный процесс, где формируется познавательный интерес, психология восприятия ребёнком произведений искусства. Развитие творчества ребёнка строится по тем же законам, что и творчество взрослого человека. Уроки изобразительного искусства способствуют развитию личности ребёнка, формированию его мировоззрения, культуры. Обучаясь на уроке, учащиеся стремятся делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это воспитывает эстетический вкус; развивает стремление к совершенствованию своих умений. Главными задачами, на мой взгляд, являются: учить детей видеть красоту в окружающей действительности и вносить в свою жизнь, поощрять активность и свободу выбора, помогать развиться воле ребёнка. Интерес к изобразительной деятельности подростков – это наличие органического сплава интеллектуальных и эмоционально – волевых процессов, обращенных не только к содержанию данной предметной области с ее специфическими свойствами, но и к процессу добывания знаний, к процессу осуществления деятельности, овладение новыми знаниями, приёмами работы и их совершенствование. Художественно-творческая деятельность рассматривается как важнейшее условие мышления, определяющее его созидательную сущность. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п. Дети учатся познавать мир, видеть его глазами художников, применять умения и навыки, полученные на занятиях. Обычно учащиеся отдают предпочтение практической работе. Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства происходит постепенно в процессе решения заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач.
Основы обучения соприкасаются с теорией творчества, теорией интеллектуальных способностей, творческим развитием и саморазвитием, творческим потенциалом, способностями личности концепциями одаренности. Полноценное художественное образование невозможно без теоретических знаний, которые помогают ребёнку познавать мир через художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать изученные виды пластических искусств; воспринимать и анализировать смысл художественного образа произведений искусств; описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий. Постепенно происходит освоение и принятие картины современного мира; формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. При этом осуществляются различные умственные операции, такие как анализ, синтез, сравнение, классификация. Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём использования средств изобразительного языка.
Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала. Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы. Так как времени для теоретической подготовки очень мало, бесед для знакомства с произведениями искусства тоже недостаточно, я пытаюсь почти на каждом уроке проводить небольшие пятиминутные игры и давать задания на знания некоторых вопросов искусствоведения, цветоведения, композиции.
Представляю вам некоторые задания:
1. Цветоведение: на партах разложены карточки: на одних - с основными, на других – с производными цветами. Прошу детей подумать, а потом прошу подойти к доске всех, у кого основные цвета. В следующий раз у детей на партах карточки с основными и производными цветами: вызываю троих: дети подбирают себе два недостающих основных. Потом пары получают производные. Работу можно проводить фронтально, командами.
2.Продолжите цепочку слов: художник, мастерская, мольберт, кисть, палитра, колорит, цвет, картина, холст, краски , выставка, галерея, жанр( каждый учитель может сделать это,используя свой набор терминов)…
3.Объясните значение слова: мольберт, портрет, живопись, архитектура (каждый ребёнок получает карточку, где написано слово). Учащийся даёт пояснение. Можно по вариантам показывать проекцию на экране, а дети пишут название объекта
4. Сгруппируйте слова: мольберт, картина станковая живопись, графика, карандаш, мрамор, скульптура На карточке или на экране написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы. Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале урока.
5. Допишите слова: Написаны слова с пропущенными буквами.Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика), а- в-р-ль( акварель), б-р-к-о( барокко), д-к-р( декор), ж-в-п-сь( живопись), х-л-т(холст), п-л-тра(палитра), м-ль-ер-( мольберт), м-ст-рс-ая( мастерская), р-ма(рама), м-з-й(музей)
6. Отгадывание кроссвордов. Процесс разгадывания кроссвордов способствуют овладению содержанием основных понятий. Тематические кроссворды выполняют функции: обучающую; контролирующую; творческую. Каждый учитель может иметь копилку кроссвордов, придуманных детьми
7. Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью викторины, вопросы к которой учитель готовит заранее или при помощи презентаций с репродукциями. Дети в течение 5 минут заполняют таблицу, помещая в графы отметки о виде или жанре искусства.
8. Игра «Задай вопросы». Детям предлагается подготовить вопрос по теме прошедших уроков. Складываем вопросы в коробку и 5 человек из класса вытаскивают листок с вопросом. Отвечают самостоятельно или прибегают к помощи класса.
9. Написание синквейна. Тема может быть связана с разделом программы, например: натюрморт, пейзаж, портрет…
10. Зрительный диктант может применяться во всех видах работы. На доске фрагмент картины, а учащиеся угадывают название и автора. Ответ пишут на листке.
11. Учащиеся должны подобрать к картине стихотворение или фрагмент его. На доске 3 слайда с картинами художников. Дети записывают названия, автора, а дома подбирают стихотворение. В начале следующего урока три ученика читают стихи. Записи остальных можно проверить в тетрадях по теории. Формируется зрительная память.
12. Изобразительный диктант: на бумаге в клетку под диктовку дети рисуют симметричный предмет, который после прорисовывания превращается в вазу. На одном из уроков дети выполняют линейный рисунок, построение, на другом – тоновой рисунок.
13. Краски: Учащимся предлагается вспомнить, какие краски применяют для живописи
( акварель, масляные краски, гуашь, акриловые, темпера)
14. Геометрические фигуры и тела: на доске или карточке изображены фигуры и тела. Дети должны стрелочками соединить фигуры и тела
15. Назовите художественные музеи: на экране изображения ведущих художественных музеев Санкт-Петербурга и Москвы. Дети отмечают в карточке музей.
Таких теоретических пятиминуток можно придумать множество, привлекая к этому детей и их родителей.
Занятия изобразительной деятельностью играют большую роль в становлении личности ученика. Они способствуют развитию ребёнка, обеспечивая осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности, развитие эстетического вкуса, художественного мышления детей. В основной школе происходит формирование художественного вкуса, способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров. Предметы области «Искусство» обладают мощным арттерапевтическим эффектом и способствуют гармонизации личности учащихся, что отвечает задачам современного образования. Каждый учащийся может почувствовать себя успешным в образовательном процессе, что способствует повышению мотивации познавательной деятельности в целом.
Ноябрь,2014 год Ануфриева Ольга Ивановна
Учитель изобразительного искусства высшей категории
ГБОУ школы№421
Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью викторины, вопросы к которой учитель готовит заранее. Также можно провести игру «В мастерской художника», используя специально подобранный материал. Например, на уроках по ДПИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны
Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и практическое зн...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"
Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»
Опытно - методическая разработка Тема:«Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...
Интегрированная система уроков литературы, истоков, изобразительного искусства. (1урок литература; 2урок истоки; 3 урок изобразительное искусство; итог подводиться на классном часе)
Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке....
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...