Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 7 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7klass.docx | 39.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 7 класса
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г.,
- изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012г., регистрационный № 24480), изменениями внесенными и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014г. № 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015г., регистрационный № 35953).
- Приказом от 31декабря 2015г. о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17мая 2012г. № 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9февраля 2016г., регистрационный № 41020)
- программой основного общего образования Б.М.Неменского.
- Положением о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочей программы учебных предметов, курсов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1 им.Ю.К.Намитокова» а.Понежукая от 09.04.16г. № 21/2.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования федерального государственного образовательного стандарта направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
– развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
– формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
– умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;
– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство» должны отражать:
– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
– развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
– освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
В итоге освоения программы учащиеся научатся:
– узнают о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
– узнают о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);
– понимают процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
– узнают о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
– почувствуют поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
– узнают о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
– узнают о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;
– узнают о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;
– называют наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX–XX столетий;
– умеют представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
– умеют представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;
– получат первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
– научатся владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
– развивают навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
– получают навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 7классе учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.
Тема 7 класса – «Изобразительное искусство в жизни человека» – является продолжением темы, изученной в 6 классе, и посвящена изучению собственно изобразительного искусства и его места в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как к особой и необходимой форме духовной культуры общества. У учащихся формируются основы грамотности
В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. Последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Лабораторные, практические работы | Экскурсии | Контрольные работы | Контрольные срезы |
1 | Изображение фигуры человека и образ человека. | 8 | 1 | |||
2 | Поэзия повседневности. | 8 | 1 | |||
3 | Великие темы жизни. | 11 | 1 | |||
4 | Реальность жизни и художественный образ. | 8 | 1 | |||
Всего | 35 | 4 |
Изобразительное искусство в жизни человека
Изображение фигуры человека и образ человека – 8 ч.
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Пропорции и строение фигуры человека.
Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности – 8 ч.
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Тематическая картина.
Бытовой и исторический жанры.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни – 11 ч.
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве XX века.
Реальность жизни и художественный образ – 8 ч.
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
История искусства и история человечества.
Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Обобщающий урок.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Дополнительная литература.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. № 1897).
2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье / А. М. Вагъянц. – М. : ООО «Фирма МХК», 2000.
3. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток : тесты, задачи / К. И. Гоголев. – М. : Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.
4. Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха : коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2016. – 134 с.
5. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Р. Рубинштейн // Юный художник. – 1984. – № 11.
6. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков / Ю. С. Рябцев. – М. : ВЛАДОС, 1997.
7. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство / Н. М. Сокольникова. – Обнинск : Титул, 1996.
8. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура : тесты / К. М. Хоруженко. – М. : ВЛАДОС, 2000.
9. Я познаю мир: Архитектура : детская энциклопедия. – М. : Астрель, 2002.
10. Я познаю мир: Культура : детская энциклопедия. – М. : АСТ-ЛТД, 1998.
2. Интернет-ресурсы.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. – Режим доступа : http://www. standart.edu.ru
Сетевое объединение методистов «СОМ». – Режим доступа : http://som.fio.ru
Портал «Все образование». – Режим доступа : http://catalog.alledu.ru
Федеральный портал «Российское образование». – Режим доступа : http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа : http://www.school.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа : http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
Музейные головоломки. – Режим доступа : http://muzeinie-golovolomki.ru
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников. – Режим доступа : http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств. – Режим доступа : http://www.museum-online.ru
Академия художеств Бибигон. – Режим доступа : http://www.bibigon.ru
Словарь терминов искусства. – Режим доступа : http://www.artdic.ru/index.htm
http://www.orientmuseum.ru/art/roerich
http://www.artsait.ru
3. Информационно-коммуникативные средства.
• Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).
• Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD).
• Живопись акварелью. Базовый уровень (DVD).
• Собственные компьютерные презентации.
• Рождение картины. В мастерской художника / Гос. Русский музей, Российский центр музейной педагогики и детского творчества, Российская академия образования. – СПб. : Гос. Рус. музей ; студия «Квадрат Фильм», 2003–2005. – (Серия образовательных видеофильмов «Русский музей – детям»).
• Шедевры русской живописи. – М. : ООО «Кирилл и Мефодий», 2002.
• «Русский музей». – [Б. м.] : ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2005.
• Энциклопедия изобразительного искусства. – [Б. м.] : ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2005.
• Мастера портрета». – Издательский дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006.
•Шедеврыархитектуры / New Media Generation (CD-ROM). – М., 1997; 2002.
4. Наглядные пособия.
• Таблицы. Введение в цветоведение.
• Портреты русских и зарубежных художников.
• Таблицы по перспективе.
• Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
• Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
• Альбомы с демонстрационным материалом.
• Дидактический раздаточный материал.
• DVD.
• Музыкальный цент
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема, тип урока | Кол-во часов | Дата | |||||
П | Ф | |||||||
1 | Изображение фигуры человека в истории искусства (ознакомление с новым материалом; комбинированный) | 1 | ||||||
2 | Пропорции и строение фигуры человека . Современное декоративно-прикладное искусство РА. | 1 | ||||||
3 | Пропорции и строение фигуры человека (постановка и решение учебной задачи) | 1 | ||||||
4 | Лепка фигуры человека (постановка и решение учебной задачи) | 1 | ||||||
5 | Лепка фигуры человека (постановка и решение учебной задачи) | 1 | ||||||
6 | Набросок фигуры человека с натуры | 1 | ||||||
7 | Контрольный срез (тестирование) 1 четверть. Набросок фигуры человека с натуры. | 1 | ||||||
8 | Анализ контрольного среза. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве (постановка и решение учебной задачи) | 1 | ||||||
ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (8 ч) | ||||||||
9 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | 1 | ||||||
10 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры | 1 | ||||||
11 | Сюжет и содержание в картине. (постановка и решение учебной задачи). Адыгская символика и орнаментика в агитационном плакате на экологическую тему. | 1 | ||||||
12 | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве (постановка | 1 | ||||||
13 | Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая (постановка и решение учебной задачи) | 1 | ||||||
14 | Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) (постановка и решение учебной | 1 | ||||||
15 | Контрольный срез (тестирование) 2 четверть. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве . | 1 | ||||||
16 | Анализ контрольного среза. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. | 1 | ||||||
ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (11 ч) | ||||||||
17 | Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох (постановка и решение учебной задачи) | 1 | ||||||
18 | Тематическая картина в русском искусстве XlX в. | 1 | ||||||
19 | Процесс работы над тематической картиной | 1 | ||||||
20 | Процесс работы над тематической картиной | 1 | ||||||
21 | Процесс работы над тематической картиной | 1 | ||||||
22 | Библейские темы в изобразительном искусстве (постановка и решение учебной задачи) | 1 | ||||||
23 | Монументально-декоративное искусство Адыгеи. | 1 | ||||||
24 | Монументальная скульптура и образ истории народа | 1 | ||||||
25 | Монументальная скульптура и образ истории народа | 1 | ||||||
26 | Контрольный срез (тестирование) 3 четверть. Монументальная скульптура и образ истории народа . | 1 | ||||||
27 | Анализ контрольного среза. Место и роль картины в искусстве ХХ в. | 1 | ||||||
РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (8 ч) | ||||||||
28 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение (постановка и решение учебной задачи) | 1 | ||||||
29 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение (постановка и решение учебной задачи) | 1 | ||||||
30 | Зрительские умения и их значение для современного человека | 1 | ||||||
31 | Зрительские умения и их значение для современного человека | 1 | ||||||
32 | История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. | 1 | ||||||
33 | Итоговый контрольный срез. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. | 1 | ||||||
34 | Анализ контрольного среза. Иллюстрирование произведения литературы одного из писателей Адыгеи. | 1 | ||||||
35 | Обобщающий урок. | 1 |
Содержание учебного предмета (7 класса)
Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования. Примерной программы по ИЗО, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство» 7 класс Б.М.Неменского и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Календарно- тематическое планирование составлено по учебнику: Неменского Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить / Б.М.Неменский. – М., 2012. Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5 класс ФГОС
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» 5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)
Статус документаНастоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа д...
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 5 класса
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской ...
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 6 класса
Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования федерального государственного образовательного стандарт...
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 8 класса
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской ...
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 2 класса
В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в ...
Рабочая программа учебного курса "Изобразительное искусство" 5 класс
рабочая программа...