Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 5 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5kl.docx | 42.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 5 класса
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г.,
- изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012г., регистрационный № 24480), изменениями внесенными и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014г. № 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015г., регистрационный № 35953).
- Приказом от 31декабря 2015г. о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17мая 2012г. № 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9февраля 2016г., регистрационный № 41020)
- программой основного общего образования Б.М.Неменского.
- Положением о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочей программы учебных предметов, курсов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1 им.Ю.К.Намитокова» а.Понежукая от 09.04.16г. № 21/2.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусства».
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
• воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;
• формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов;
• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
• развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности, умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-прикладного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;60%
- умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта народов Севера и Средней Азии, чем это обусловлено и т. п.);65%
- умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ);70%
- умение оценивать результат — вариативное художественное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;65%
- умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира.70%
Предметные
- понимать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; 70%
- знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); 70%
- знать несколько народных художественных промыслов России.75%
- умело пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и т.д.;60%
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Западной Европы XVII века).60%
- уметь выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства;65%
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;60%
Содержание учебного предмета
Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику: Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить / Б. М. Неменский. — М., 2012.Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5- 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Лабораторные, практические работы | Экскурсии | Контрольные работы | Контрольные срезы |
1 | «Древние корни народного искусства» | 8 | 1 | |||
2 | «Связь времен в народном искусстве» | 8 | 1 | |||
3 | «Декор - человек, общество, время» | 10 | 1 | |||
4 | «Декоративное искусство в современном мире». | 9 | 1 | |||
5 | Всего | 35 | 4 |
- Древние корни народного искусства(9час)
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
В теме «Древние корни народного искусства» учащиеся знакомятся с народным (крестьянским) искусством, закладывающим фундамент для осознания специфики декоративно-прикладного искусства, истоков его образного языка и содержания. В процессе знакомства с достаточно разнообразными предметами крестьянского быта пятиклассники должны осознать, почему у декоративно-прикладного искусства именно такой способ выражения (т. е. язык знака, символизирующего некую идею), совершенно непохожий на способы выражения в других видах искусства.
Отсюда форма изображения (обобщённо-лаконичная, условно выразительная, являющаяся элементом народного орнамента) и цвет (декоративно-плоскостное пятно) как символические знаки в языке народного искусства.
Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
2.Связь времен в народном искусстве(8час)
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
В теме «Связь времён в народном искусстве» учащиеся узнают формы бытования народных традиций в современной жизни. Сознают общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.
Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
3.Декор - человек, общество, время(10час)
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»
О чём рассказывают нам гербы Белгородской области.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
Третья четверть раскрывается в теме «Декор – человек, общество, время».
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе.
Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.
Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.
4.Декоративное искусство в современном мире(9час)
Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно)
Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».
В теме «Декоративное искусство в современном мире».
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.
Тематический план
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | |
П | Ф |
I четверть «Древние корни народного искусства» (8 часов)
1 | Древние образы в народном искусстве. | 1 | ||
2 | Убранство русской избы | 1 | ||
3 | Внутренний мир русской избы | 1 | ||
4 | Конструкция и декор предметов народного быта. | 1 | ||
5 | Русская народная вышивка. | 1 | ||
6 | Женский праздничный костюм адыгейских народов СК. | 1 | ||
7 | Контрольный срез (тестирование) 1 четверть. Головной убор кокошник. | 1 | ||
8 | Анализ контрольного среза. Праздничные обряды адыгов. | 1 |
II четверть «Связь времён в народном искусстве» (8 часов)
1 | Древние образы в современных народных игрушках | 1 | ||
2 | Искусство Гжели. | 1 | ||
3 | Городецкая роспись. | 1 | ||
4 | Хохлома. Орнаментация нарукавника адыгского женского праздничного костюма. | 2 | ||
5 | Жостово. Роспись по металлу | 1 | ||
6 | Контрольный срез (тестирование) 2 четверть. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | 1 | ||
7-8 | Анализ контрольного среза. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | 1 |
III четверть «Декор-человек, общество, время» (10 часов)
1 | Зачем людям украшения. | 2 | |||
2 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 2 | |||
3 | Одежда говорит о человеке. Адыгский героический эпос «Нарты» на уроках иллюстрированного рисования. | 2 | |||
4 | Контрольный срез (тестирование) 3 четверть. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. | 2 | |||
5 | Анализ контрольного среза. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | 2 |
IV четверть «Декоративное искусство в современном мире» (9часов)
1-2 | Современное выставочное искусство. Образ Героя Советского Союза ХусенаАндрухаева в искусстве Адыгеи. | 2 | ||
3-4 | Ты сам – мастер Витраж | 2 | ||
5-6 | Ты сам – мастер.Мозаичное панно. Итоговый контрольный срез. | 2 | ||
7-8 | Ты сам – мастер. Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». Анализ контрольного среза. | 2 | ||
9. | Обобщающий урок. | 1 | ||
Всего | 35 |
Учебно-методическое обеспечение
1.Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить / Б. М. Неменский. — М., 2012.Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5- 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
2.Рабочие программы «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников 5-9 классы» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2011.
3.Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 кл., ФГОС: учебник.для общеобразовательных учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская : под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.
4.Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки 5 класс / Н.А. Горяева: под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.
5.Ефимова Л. В. Русский народный костюм / Л. В. Ефимова. — М., 1989.
6.Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. — М., 1988. —Т. 2.
7.Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2012
8.Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2011.
9.Репродукции картин художников.
10.Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Учебно-практическое оборудование.
- Краски акварельные, гуашевые.
- Тушь.
- Цветные карандаши
- Бумага А4.
- Бумага цветная.
- Фломастеры.
- Восковые мелки, пастель
- Кисти беличьи, кисти из щетины.
- Емкости для воды.
- Пластилин.
- Клей.
- Ножницы
Содержание учебного предмет (5 класса)
Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования. Примерной программы по ИЗО, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство» 5 класс Б.М.Неменского и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Календарно- тематическое планирование составлено по учебнику: Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить / Б.М.Неменский. – Мю, 2012. Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5-9 классы. – М.Просвещение, 2010. -48с.-(Стандарты второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5 класс ФГОС
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» 5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)
Статус документаНастоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа д...
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 6 класса
Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования федерального государственного образовательного стандарт...
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 7 класса
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской ...
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 8 класса
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской ...
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 2 класса
В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в ...
Рабочая программа учебного курса "Изобразительное искусство" 5 класс
рабочая программа...