Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 5 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5kl.docx42.78 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 5 класса

Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г.,

- изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012г., регистрационный № 24480), изменениями внесенными и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014г. № 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015г., регистрационный № 35953).

- Приказом от 31декабря 2015г. о внесении  изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17мая 2012г. № 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9февраля 2016г., регистрационный № 41020)

- программой основного общего образования Б.М.Неменского.        

- Положением о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочей программы учебных предметов, курсов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1 им.Ю.К.Намитокова» а.Понежукая от 09.04.16г. № 21/2.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусства».

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

• воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;

• формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов;

• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

• развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности, умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-прикладного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;60%
  • умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта народов Севера и Средней Азии, чем это обусловлено и т. п.);65%
  • умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ);70%
  • умение оценивать результат — вариативное художественное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;65%
  • умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира.70%

Предметные

  • понимать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; 70%
  • знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); 70%
  • знать несколько народных художественных промыслов России.75%
  • умело пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и т.д.;60%
  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Западной Европы XVII века).60%
  • уметь выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства;65%
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;60%

Содержание  учебного предмета

Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику: Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить / Б. М. Неменский. — М., 2012.Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5- 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

        

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Кол-во часов

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

Контрольные работы

Контрольные срезы

1

«Древние корни народного искусства»

8

1

2

«Связь времен в народном искусстве»

8

1

3

«Декор - человек, общество, время»

10

1

4

«Декоративное искусство в современном мире».

9

1

5

Всего

35

4

  1. Древние корни народного искусства(9час)

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция, декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

В теме «Древние корни народного искусства» учащиеся знакомятся с народным (крестьянским) искусством, закладывающим фундамент для осознания специфики декоративно-прикладного искусства, истоков его образного языка и содержания. В процессе знакомства с достаточно разнообразными предметами крестьянского быта пятиклассники должны осознать, почему у декоративно-прикладного искусства именно такой способ выражения (т. е. язык знака, символизирующего некую идею), совершенно непохожий на способы выражения в других видах искусства.

Отсюда форма изображения (обобщённо-лаконичная, условно выразительная, являющаяся элементом народного орнамента) и цвет (декоративно-плоскостное пятно) как символические знаки в языке народного искусства.

Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

2.Связь времен в народном искусстве(8час)

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

В теме «Связь времён в народном искусстве» учащиеся узнают формы бытования народных традиций в современной жизни. Сознают общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.

Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.

Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.

3.Декор - человек, общество, время(10час)

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

О чём рассказывают нам гербы Белгородской области.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Третья четверть раскрывается в теме «Декор – человек, общество, время».

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе.

Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.

Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.

4.Декоративное искусство в современном мире(9час)

Современное выставочное искусство.

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно)

Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

В теме «Декоративное искусство в современном мире».

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.

Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.

Тематический план

урока

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

П

Ф

I четверть «Древние корни народного искусства» (8 часов)

1

Древние образы в народном искусстве.

1

2

Убранство русской избы

1

3

Внутренний мир русской избы

1

4

Конструкция и декор предметов народного быта.

1

5

Русская народная вышивка.

1

6

Женский праздничный костюм адыгейских народов СК.

1

7

Контрольный срез (тестирование) 1 четверть.

Головной убор кокошник.

1

8

Анализ контрольного среза.

Праздничные обряды адыгов.

1

II четверть «Связь времён в народном искусстве» (8 часов)

1

Древние образы в современных народных игрушках

1

2

Искусство Гжели.

1

3

Городецкая роспись.

1

4

Хохлома.

Орнаментация нарукавника адыгского женского праздничного костюма.

2

5

Жостово. Роспись по металлу

1

6

Контрольный срез (тестирование) 2 четверть.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

1

7-8

Анализ контрольного среза.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

1

III четверть «Декор-человек, общество, время» (10 часов)

1

Зачем людям украшения.

2

2

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

2

3

Одежда говорит о человеке.

Адыгский героический эпос «Нарты» на уроках иллюстрированного рисования.

2

4

Контрольный срез (тестирование) 3 четверть.

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

2

5

Анализ контрольного среза.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

2

IV четверть «Декоративное искусство в современном мире» (9часов)

1-2

Современное выставочное искусство.

Образ Героя Советского Союза ХусенаАндрухаева  в искусстве Адыгеи.

2

3-4

 Ты сам – мастер

Витраж

2

5-6

Ты сам – мастер.Мозаичное панно.

Итоговый контрольный срез.

2

7-8

Ты сам – мастер.

Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

Анализ контрольного среза.

2

9.

Обобщающий урок.

1

Всего

35

Учебно-методическое обеспечение

1.Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить / Б. М. Неменский. — М., 2012.Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5- 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

2.Рабочие программы «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников 5-9 классы» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2011.

3.Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 кл., ФГОС: учебник.для общеобразовательных учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская : под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.

4.Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки  5 класс  / Н.А. Горяева: под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.

5.Ефимова Л. В. Русский народный костюм / Л. В. Ефимова. — М., 1989.

6.Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. — М., 1988. —Т. 2.

7.Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2012

8.Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2011.

9.Репродукции картин художников.

10.Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Учебно-практическое оборудование.

  1. Краски акварельные, гуашевые.
  2. Тушь.
  3. Цветные карандаши
  4. Бумага А4.
  5. Бумага цветная.
  6. Фломастеры.
  7. Восковые мелки, пастель
  8. Кисти беличьи, кисти из щетины.
  9. Емкости для воды.
  10. Пластилин.
  11. Клей.
  12. Ножницы

Содержание учебного предмет (5 класса)

Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования.  Примерной программы по ИЗО,  программы Минобрнауки РФ  для  общеобразовательных школ «Изобразительное искусство» 5 класс Б.М.Неменского и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Календарно- тематическое планирование составлено по учебнику: Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить / Б.М.Неменский. – Мю, 2012. Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5-9 классы. – М.Просвещение, 2010. -48с.-(Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5 класс ФГОС

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» 5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)

Статус документаНастоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа д...

Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 6 класса

Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования федерального государственного образовательного стандарт...

Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 7 класса

Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской ...

Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 8 класса

Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской ...

Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 2 класса

В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в ...