Модульная программа "Фантазируем вместе"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
Программа по художественно-эстетическому направлению для апробации на экспериментальной площадке "Одаренный ребенок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnaya_programma_fantaziruem_vmeste_tatyany_gennadevny.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МБДОУ «Детский сад № 10 «Сказка»
_________Н.Л.Савельева
Модульная программа по художественно-эстетическому развитию
«Фантазируем вместе»
(старшая группа «Веселый карандаш»)
по направлению: «Лепка, аппликация»
составитель: воспитатель Иванова Т.Г.
Новочебоксарск 2014
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.
1.Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.
2.Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.
3.Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.
4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.
5.Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе на занятиях по изодеятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.
6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
Одна из важных задач художественно – творческой деятельности – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изодеятельностью.
Основные задачи по данному направлению:
1. Продолжать развивать у детей интерес к продуктивной деятельности;
обогатить сенсорный опыт, используя в художественном творчестве разные материалы, работы с ними;
- Совершенствовать умение правильно: держать ножницы, вырезать по диагонали, по контуру;
- Лепить из материалов разными способами;
- Формировать умение оценивать изображения, поделку, созданные собой и сверстниками;
- Побуждать детей к экспериментированию с материалами и средствами изображения;
- Развивать у детей творческую активность;
- Формировать эстетический вкус;
- Развивать внимание, глазомер, логическое мышление; мелкую моторику пальцев рук.
По программе в месяц :
*занятия по лепке – 2 часа;
*занятия аппликацией – 2 часа.
К концу года дети должны:
*уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство);
*выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
*знать особенности изобразительных материалов;
В лепке:
*лепить предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;
* создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;
*создавать изображения по мотивам народных игрушек.
В аппликации:
*изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезывания, обрывания бумаги.
Для планирования и проведения работы из общего числа воспитанников были отобраны те дети, у которых наиболее выражены способности по направлению лепка и аппликация.
Состав группы составляет 5 человек:
- Васильева Александра
- Албутова Дарья
- Канатова Кира
- Костюнин Артур
- Макарова Магдалина
В основе разработки программы была использована методическое пособие И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду».
Тематическое планирование
Октябрь | ||||
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование | |
1 | «Осенние деревья» - (пластилинография) | Обучать детей приемам работы в технике пластилинографии; лепить отдельные детали – примазывать, придавливать, разглаживать границы соединения частей; учить использовать разнофактурный материал, вызывать радостное отношение к яркой осенней природе. | Плотный картон с фоном А4, пластилин, арбузные семечки, простой карандаш, гуашь, кисти, стакан с водой, салфетка для рук, осенние листья, репродукция картины И. Левитана «Золотая осень». | |
2 | Аппликация «Грибы» | Выявить уровень владения аппликативными умениями, закрепить технику вырезания по трафарету, составление сюжетной композиции. | Ножницы, цветная бумага, клей, кисточки, тряпочки для клея, сухие листья, травинки. | |
3 | Лепка «Ежики» | Совершенствовать приёмы скатывания и раскатывания, сплющивания, присоединения частей; аккуратно вставлять «иголки». | Пластилин, дощечки для раскатывания, салфетки для тук, сухие листья, травы, природный материал: шишки, желуди, зерна ячменя. | |
4 | Осенние картины. (аппликация из осенних листьев) | Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян; развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять её красоту в аранжировках и флористических композициях. | Засушенные листья разных деревьев и кустарников, трав, лепестки цветов, семена; цветной картон или бархатная бумага для основы (фон) композиций; клей4 клеевые кисточки; калька; салфетки. | |
Ноябрь | ||||
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование | |
1 | Аппликация «Плетеная корзинка для натюрморта» | Совершенствовать технику аппликации: резать ножницами по прямой не доходя до края, резать по сгибам, переплетать бумажные полоски, имитируя строение корзинки. | Ножницы, цветная бумага, клей, кисточки, тряпочки для клея. | |
2 | Лепка (мозаика из пластилина) | Закреплять умение детей отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. | Лист А4 (фон), пластилин, стеки, дощечка для раскатывания, бисер, паетки. | |
3 | Аппликация «Украсим концы шарфика узором» | Продолжать формировать умение детей разрезать одним движением узкие полосы бумаги. Формировать умение складывать полоску пополам и разрезать по сгибу (линии помощницы) ; составлять из прямоугольников одинаковые узоры, чередуя их по цвету. Закреплять название цветов. Аккуратно наносить клей и наклеивать на основу. | Ножницы, цветная бумага, клей, кисточки, тряпочки для клея. | |
4 | Пластилинография «Подарок для мамочки» | Продолжать учить детей приемам работы в технике пластилинографии; лепить отдельные детали – примазывать, придавливать, разглаживать границы соединения частей; воспитывать любовь и уважение к родителям, вызывать желание радовать их, оказывать внимание, дарить подарки. | Плотный картон в форме цветка, пластилин, бисер, декоративные блестки, шариковый пластилин, салфетка для рук. |
Декабрь | |||
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
1 | Аппликация «Снеговик из манки» | Закреплять умение детей работать с сыпучим материалом. Самостоятельно наносить клеем силуэты снеговика, снежинок, земли. Учить тонировать манную крупу разноцветными акварельными красками. | Клей, кисти для клея, тряпочка для клея, манка, кисти, акварельные краски, Формат А4, баночки с водой, акварельные краски, салфетки для рук. |
2 | Лепка из соленого теста «Ёлкины игрушки» | Учить детей создавать образы животных, игрушек, бытовых предметов. Лепить из соленого теста различными способами. Развивать чувство формы, пропорций, глазомер. | Соленое тесто, дощечки для раскатывания, декоративные украшения, шнурочки. |
3 | Трусишка зайка беленький. (аппликация с оригами) | Показать детям как составлять сюжетную композицию из элементов, сложенных из бумаги (оригами). Учить детей создавать выразительный образ зайца. Развивать композиционные умения. | Картон для основы синего цвета, белая и зеленая бумага, клей ПВА, клеевая кисть, темный фломастер, пенопласт, спрей – снежок. |
4 | Лепка «Праздничные елочки» | Учить передавать в лепке форму елки, пропорциональное соотношение размеров частей.; учить создавать композицию согласно тематике занятия; использовать в своей работе различный материал для декорирования | Пластилин, дощечка для раскатывания, украшения декоративные, цветной дождик, цветные шнурочки. |
Январь | |||
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
1 | Объемная аппликация «Зимнее дерево» | Учить детей создавать объемные фигуры из папиросной бумаги методом скручивания, скатывания присборывания. Развивать чувство формы, пропорций, глазомер. | Папиросная бумага, клей, кисти для клея, салфетки для клея, плотный картон. |
2 | Лепка «Мой новогодний подарок» | Учить передавать образ предмета, использовать знакомые раннее приемы раскатывания пластилина. Создавать радостное настроение от проделанной работы, умение оценивать работы других ребят. | Пластилин, стек, дощечка для раскатывания пластилина, салфетка для рук. |
3 | Снегурочка. (объемная аппликация) | Продолжать знакомить с техникой изготовления картины с объемными элементами. Учить создавать выразительный образ Снегурочки. Побуждать к декоративному оформлению созданного образа. Развивать композиционные умения, чувство цвета. | Цветная бумага, Лист тонированный А 4, вата, клей, клеевые кисти, гуашь, кисти для красок, салфетки. |
Февраль | |||
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
1 | Аппликация «Золотая рыбка». Рисунок из ладошки | Вызвать интерес к изображению. Учить обводить пальцы руки, простым карандашом, дорисовывать необходимые детали | Карандаши, акварель, кисти, бумага |
2 | Лепка «Барашек» | Создание образа барашка из пластилиновых шариков. Учить лепить барашка рельефным способом, обогащать интеллектуальную сферу. | Цветной картон, пластилин, салфетки, стека. |
3 | Аппликация «Лодочка с парусом» (подарок папе) | Учить детей складывать квадратную форму по диагонали, четко совмещая стороны и углы. Воспитывать желание доставить папам радость. | Бумага белая и цветная, цветной картон, клей, ножницы, кисточка, клеенка, салфетка. |
4 | Лепка «Корабли уходят в плавание» | Учить передавать образ корабля, продумывать парус, его украшение, символику. Умение соединять необходимые части между собой различным материалом. | Пластилин, стека, зубочистки, салфетка, бусины. |
Март | |||
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
1 | Аппликация «Цыплята» | Знакомство с новой техникой изображения из крупы; учить приклеивать крупу, создавать образ из различных материалов | Цветной картон, клей ПВА, пшено, гуашь |
2 | Лепка «Цветы для любимых мам и бабушек» | Совершенствовать навыки работы с ленточной лепкой, умение разделывать детали, объединять их, создавать образ, подбирать гармонично сочетающиеся цвета, выбирать необходимую толщину деталей. | Цветной картон, пластилин, салфетки, стека, цветной картон. |
3 | Аппликация «Лошадка из спичечных коробок» | Развивать у детей память, глазомер, четкость движения рук. Воспитывать внимание. Учить работать аккуратно | На каждого ребенка 6 спичечных коробков. Цветная бумага, нитки, клей, ножницы |
4 | Лепка «Пернатые путешественники» | Совершенствовать умение передавать образ птицы, лепки задуманного образа из цельного куска пластилина. Учить передавать движения, положение тела птицы. | Спичечный коробок (внутренняя часть), пластилин, салфетки, стека. |
Апрель | |||
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
1 | Аппликация «Настольная открытка» | Закреплять умение детей аккуратно складывать бумагу. Тщательно проглаживать линии сгиба. Воспитывать аккуратность. | Плотная бумага, карандаши, цветная бумага, ножницы, клей. |
2 | Лепка «Пробуждение зверей» | Знакомить с различными способами передачи характерных особенностей животных. Совершенствовать умение смешивать цвета пластилина для передачи окраса животного. Помочь подбирать природный материал для передачи образности. | Пластилин, стека, салфетка, крупа. |
3 | Аппликация «Бантик» | Развивать у детей воображение. Учить силуэтному вырезанию. Совершенствовать координацию движений рук. | Цветная бумага, нитки, клей, ножницы, салфетка, кисточка |
4 | Лепка «Бусы для кукол» | Продолжать развивать навыки работы с глиной, Закреплять знания о круглой и овальной форме. Чередовать бусинки разной формы. Умение нанизывать детали на проволку. | Глина, проволока, ножницы, салфетка. |
Май | |||
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
1 | Аппликация «Одуванчики» | Упражнять в вырезании простых предметов из бумаги, сложенной в двое: цветы, листья. Развивать чувство цвета, композиции. | Бумага желтого и зеленого цвета. Ножницы, клей, кисточка. |
2 | Лепка «Ваза для цветов» | Учить передавать в образе характерные черты вазы, совершенствовать умение плавно смазывать места соединений, соблюдать пропорции. Способствовать развитию фантазии и эстетического вкуса. | Пластилин, стека, салфетка, паетки, бусины. |
3 | Аппликация (с использованием ватных шариков) “Артемон” | знакомство с новой техникой, учить детей создавать образы из разнообразных материалов, самостоятельно анализируя методы работы с ними. | Цветной картон, клей ПВА, вата, гуашь |
4 | Лепка «Картина» (из пластилина) | Учить задумывать содержание своей работы. Закреплять умение пользоваться разнообразными приемами лепки. Воспитывать аккуратность. Закреплять знание о барельефе. | Картон плотный, цветной пластилин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МО
Использование новых технологий в учебной деятельности педагога....
Родительское собрание "Вместе, но не вместо"
Как помочь ребенку в выборе профессии?...
Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.
Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....
Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Митоз" 10 класс.
Данный модульный урок разработан к учебнику "Общая биология" 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пассечник....
«"АНСАМБЛЬ" – ЭТО ЗНАЧИТ "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ", А ВМЕСТЕ, КОНЕЧНО, ИГРАТЬ ИНТЕРЕСНЕЙ!»
Сценарий тематической лекции-концерта ансамблевой музыки учащихся и преподавателей отделения духовых инструментов ДМШ....
Статья по музыке на тему:« Вместе с ней, вместе с мамочкой моей».
В статье дан материал из опыта работы. Рекомендован музыкальным руководителям....
Статья "Использование модульной и модульно-блочной технологий на уроках русского языка в старшем звене"
Основная задача учителя сегодня – это воспитать компетентного ученика, способного «самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оце...