программа кружка дополнительного образования "Рисунок и живопись"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Программа кружка дополнителного образования "Рисунок и живопись" 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkov.docx | 49.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1015»
ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол №1 от «28» августа 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы Т. И. Чужмарова _____________________ Приказ №02-22/оу от «28» августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Рисунок и живопись»
Уровень общеобразовательной программы (ознакомительный)
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 7-13 лет
РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ:
_________________________
Лялина Т.В.
учитель изо
\
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:
1 год
Москва, 2016
Изобразительное искусство
Пояснительная записка
Примерная программа «Рисунок и живопись» на уровне основного общего образования
соответствует требованиям:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
- Федерального государственного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) ,
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
- Письма Министерства Образования и Науки РФ от 08.12.2011 г. № МД-1634/03 «Об использовании учебников в образовательном процессе»
- Приказа № 1067 Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 года «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 «об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 года № 576 «Изменения, которые вносятся в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253»
- Образовательной программы основного общего образования ГБОУ Школа № 1015 г. Москвы (Принята на педагогическом совете 28.08.2016)
- Авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011.
Направленность: Художественно-эстетическая
Актуальность. Ведущими задачами школы являются идеи гуманизации и гуманитаризации образования и развития ребенка, формирование у него духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости , творческого и ответственного отношения к жизни. Решение этих истинно педагогических задач во многом зависит от уровня преподавания в школе художественно- эстетического цикла, разнообразия внеклассной работы. Факультативы по искусству – одна из форм углубления интересов учащихся по теории изобразительного искусства, а также развития навыков в практической деятельности художественного изображения. В число этих навыков входят наблюдение, художественно-образное восприятие и оценка окружающей действительности, решение учебно-творческих задач в художественных материалах с использованием композиции, рисунка, цвета и тд. Кружок « Рисунок и живопись» способствует творческому развитию учащихся, которое является результатом осуществления цельного учебно-воспитательного процесса со всем комплексом учебно-воспитательных задач.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека., способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Новизна: Данная программа в качестве отправного источника использует программу, разработанную под руководством Б. М. Неменского для общеобразовательных школ и переизданную в 2011 г., ориентирована на программы дополнительного художественного образования детей С.А.Левина «Рисунок и живопись», опубликованные в числе примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, а также ряд других программ художественно-эстетической направленности.
Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества –главный стержень программы. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образовательного мышления.
Программа включает интеграцию трех основных видов художественной деятельности: конструкторской, изобразительной, декоративной деятельности. На кружке они взаимосвязаны: невозможно выполнить живописную работу, одновременно не рисуя , не стоя пропорции и построения. Кроме того, в каждом задании по рисунку и живописи обязательно присутствуют элементы композиционной деятельности, а композиционное решение выполняется как средствами рисунка, так и живописи. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем , ритм группируются вокруг общих закономерностей, художественно-образных языков изобразительных , декоративных , конструктивных искусств.
Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной программе , художественные знания , умения и навыки позволяют детям освоить базовые основы изобразительного творчества и являются средствами приобщения к художественной культуре.
Программа построена на широком использовании оригинальных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у мотивации к творчеству. Так участие в мероприятиях школы, оформление выставок, участие в конкурсах и олимпиадах стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.
Педагогическая целесообразность - Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим личностному росту обучающихся, развитию творческих способностей. Данная программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.
Цели программы:
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Задачи:
1. Обучающие: ознакомить с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области; научить первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования и хранения информации; научить наблюдать и сопоставлять объекты и явления окружающего мира; научить решать творческие задачи на уровне начального конструирования, комбинирования, импровизации.
2. Развивающие: развить любознательность, наблюдательность, память, пространственные представления; развить коммуникативные навыки психологической совместимости и адаптации в коллективе; развить интерес к творческой деятельности; развить стремление к самопознанию и самоопределению и др.
3. Воспитательные: воспитать потребность в самообразовании и творческой реализации, самооценку собственного «Я», чувство коллективизма; воспитать уважительное отношение к истории и культуре как источнику жизненного опыта.
Ожидаемые результаты:
- Овладение первоначальными знаниями в предметной деятельности.
- Знание основных терминов, понятий, определений, знаков и символов, составляющих содержание предметной области.
- Умение кратко излагать содержание предметной области.
- Развитие начальных навыков анализа информации предметной деятельности.
- Практическое создание форм моделей, конструкций, носящих творческий характер в рамках предметной деятельности.
- Умение вступать в контакт, поддерживать его.
- формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Рисунок и живопись»
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
- трудолюбие;
- самостоятельность;
- уверенность в своих силах.
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
- основные и дополнительные цвета;
- цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
- понятие симметрии;
- контрасты форм;
- свойства красок и графических материалов;
- азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
Критерии соотнесения программ дополнительного образования детей:
Данная дополнительная общеобразовательная программа стремится к созданию условий для интенсивной социальной адаптации детей и направлена на повышение психологической готовности ребенка к включению в образовательную деятельность, на диагностику уровня его общих и специальных способностей, на создание комфортных условий для последующего выявления предпочтений и выбора вида деятельности в дополнительном образовании, что помогает родителям в становлении конструктивной позиции воспитания и развития ребёнка с учетом его интересов и способностей. Программа использует образовательные технологии, направленные на формирование у обучающихся мотивации на стремление к познанию: игровые, личностно – ориентированного обучения, педагогику сотрудничества, диалогового обучения.
Возраст обучающихся.
Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов - 36 часов.
Возраст обучающихся: 7-13 лет
Наполняемость учебной группы – 15 человек.
Срок реализации программы: 1 год
Формы и режим занятий.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Режим занятий. Занятия учебных групп проводятся один раз в неделю по 1 часу.
Способы определения результативности.
- участия в мероприятиях (конкурсы, олимпиады), решение задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях.
- педагогическое наблюдение;
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
- через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Условия реализации программы
Список аудио- и видеопродукции
- Классическая музыка. Альбом, студия «Союз». — М., 2000 (аудио кассета).
- Мей Ванесса. Сольный концерт классической музыки, «Мороз рекорде» 2000 (компакт-диск).
- Поль Мориа, Джеймс Ласт. Русский альбом. — М.: Грамзапись 1994 (компакт-диск).
- Паваротти Л. Альбом. ОАО Грамзапись. — М.> 1998 (компакт диск).
- «Русская душа», ансамбль. Альбом «Самый русский хит-7», студия «Союз». — М., 2001 (компакт-диск).
- Сборник документальных фильмов «Народные промыслы», кино-видеообъединение «Крупный план», 1999.
Список используемой литературы
- Дополнительное образование детей / Под ред. О.Е. Лебедевой. —М.: Владос, 2008 г.
- Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. — М.:
- Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1973.
- Соколова Г.М. Воспитание чувств. — Ставрополь, 1992.
- Шамова Т.Н., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. — М.: Просвещение, 2011.
- Максимова М., Кузмина М. Вышивка. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2009.
- Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций. — М. :Просвещение, 2011
- Сокольникова И.М. Основы композиции. — М.: Дрофа, 2009.
Дополнительные пособия для учителя:
1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 2010 г.
2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусства в школе.
3.И. П. Волков. Художественная студия в школе
4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.
5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе
6. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:
Просвещение,2006
7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:
Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995
8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.
9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.
10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
11. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.
3-е изд. М., 1998.
12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.
13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:
учебник. 3-е изд. М., 1997.
14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..
15. Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка. Напечатано в Испании, январь 1992.
17. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», Москва 1997
Технические средства обучения
- Компьютер, проектор
Методический фонд
- Репродукции картин художников.
- Муляжи для рисования
- Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
- Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)
- Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).
- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Календарно-тематическое планирование
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН | ||||
| Название темы | количество часов | ||
всего | теор | прак | ||
36 | 16 | 20 | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 |
2 | Виды изобразительного искусства и иосновы их образного языка | 1 | 0.5 | 0,5 |
3 | Рисунок - основа изобразительного творчества | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Разновидности графики: линейный рисунок | 1 | 0 | 1 |
5 | Разновидности графики: монотипия | 1 | 0 | 1 |
6 | Разновидности графики: гравюра | 1 | 0 | 1 |
7 | Литогравюра | 1 | 0 | 1 |
8 | урок -обобщение | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Линия и ее выразительные возможности | 1 | 0.5 | 0.5 |
10 | Композиция "Весенние ручьи" | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Условно-символический характер изображения | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Пастель. Цветные карандаши, акварель, гуашь | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Единство пользы и красоты | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Цвет и его возможности | 1 | 0.5 | 0.5 |
15 | Ритм цветовых пятен как средство выражения | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Образ традиционной русской избы | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Пейзажи родной земли. Гармония жилья и природы | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Древнерусский город. Древние соборы | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Народные праздничные обряды | 1 | 0.5 | 0.5 |
20 | Образ красоты человека | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Городской пейзаж. Фонари на улицах и в парках | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Жанры в живописи | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Живопись. Художники - пейзажисты родного края | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Современное выставочное искусство | 1 | 0.5 | 0.5 |
25 | Изображение природы в разных состояниях | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Художественная мастерская | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Симметрия | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Гармония | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Часть и целое | 1 | 0.5 | 0.5 |
30 | Сюжет | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Родилась живопись | 1 | 0,5 | 0.5 |
32 | Сюжетная композиция | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | Красота фигуры человека в движении | 2 | 1 | 1 |
34 | Изображение на плоскости фигуры человека | 1 | 0.5 | 0,5 |
35 | Резерв | 1 | ||
36 | Резерв |
Содержание
Тема 1. Вводный урок
Цели и задачи обучения, правила техники безопасности и личной гигиены. Организация рабочего места.
Тема 2. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.
Беседа о видах и жанрах изобразительного искусства. Слайды, диапозивы.
Тема 3. Рисунок – основа изобразительного творчества.
Творческие задачи рисунка. Виды рисунка.
Тема 4 . Разновидности графики: линейный рисунок, монотипия, гравюра, линогравюра, обобщение.
Значение рисунка и цвета в работе художника. Тон, линия, пятно, соотношение белого и черного. Штрихи, мазки.
Тема 5. Линия и ее выразительные возможности.
Умение построения композиции , выразительные возможности линий, мнообразие линий, толстые, тонкие, изящные, спокойные. Умение видеть линии в окружающей нас действительности. Рассматривание весенних веток. Веселый трепет тонких, нежных веток берез, суровая мощь старых дубовых веток.
Практическая работа: рисование разных веток, птиц из разные «живых» линий.
Тема 6. Композиция «Весенние ручьи»
Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра. Упражнения на заполнение свободного пространства на листе. Совершенствование навыков грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.
Практическая работа: Отработка в упражнениях разных штрихов и мазков.
Тема 7.Условно-символический характер изображения.
Умение применять декоративность, изобразительная условность. Значение цветовой символики в гербах.
Практическая работа. Изображение символов и эмблем в современном обществе.
Тема 8.Пастель. Цветные карандаши. Акварель. Гуашь.
Знакомство с техникой исполнения в этих материалах. Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками.
Получают знания об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах, различение цветов, их светлоты и насыщенности. Правильное обращение с художественными материалами. Освоение различных приемов работы акварелью, гуашью. Получение различных цветов и их оттенков.
Практическая работа. Использование данных материалов в упражнениях.
Тема 9. Единство пользы и красоты.
Знать, как в жилищах разных народов выражалось представление об идеале, совершенстве. Традиционные образы народного (крестьянского) искусства, солярные знаки. Уметь находить нудную информацию и использовать ее.
Практическая работа: индивидуальная работа в технике живопись над темой «Русская изба»
Тема 10. Цвет и его возможности.
Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета. развитие видения цвета; понятие о цветовой гармонии, умение находить образы в бесформенных цветовых пятнах.
Практическая работа: изображение осеннего леса по памяти и представлению.
Тема 11. Ритм цветовых пятен как средство выражения.
Развитие чувства ритма. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты. Определение и передача формы, характерной для изображаемого предмета. Передача их наиболее типичных черт, пропорциональности форм. Развитие наблюдательности за растительным и животным миром; умений вести наблюдения окружающей действительности, умений анализировать, сравнивать, обобщать передавать их наиболее типичные черты. Воспитание чувства сострадания ко всему живому.
Практическая работа: изображение осеннего листопада по памяти , по представлении. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.
Тема 12. Образ традиционной русской избы.
Развитие объмно-пространственного мышления. Знать, что такое образ и уметь его создавать в своих работах. Развитие конструктивного и творческого мышления.
Практическая работа. Композиционно-пространственное искание формы и передача характера постройки древнерусской избы.
Тема 13. Пейзажи родной земли. Гармония жилья и природы.
Знать характерные черты родного пейзажа, устройство русской избы.
Практическая работа. Уметь нарисовать пейзаж по памяти.
Тема 14. Древнерусский город. Древние соборы.
Вызвать интерес у учащихся к устройству города – крепости, развить чувство пропорции. Познакомить с понятием вертикаль, горизонталь. Изучение строения, конструкции древнерусских крепостей.
Практическая работа: изображение с помощью графических средств города – крепости.
Тема 15. Народные праздничные обряды.
Знать календарные праздники, способы работы с композицией. Орнамент. Стилизация.
Виды орнаментов: замкнутый, бесконечный, ленточный и др.; законы построения орнаментов: симметрия , чередование элементов (ритм); цветовое решение.
Понятие – «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.
Самостоятельное составление орнаментов в полосе, прямоугольнике, круге из форм растительного и животного мира, а также из геометрических фигур, на основе декоративной переработки форм растительного и животного мира; применение в декоративной работе линии симметрии, силуэта, ритма.
Практическая работа: составление своей композиции по классических схемам.
Тема 16. Образ красоты человека.
Вызвать интерес к познанию образа жизни князя и дружины. Знать различия в их жизни, и торгового люда.
Практическая работа: изображение людей по пропорциям, уметь изображать древнерусских воинов.
Тема 17. Городской пейзаж. Фонари на улицах и в парках.
Знать виды фонарей уличных. Форма, строение.
Практическая работа: придумать свои фонари.
Тема 18. Жанры в живописи.
Развитие навыков в составлении небольших композиций в разных жанрах по выбору. Разные способы компоновки предметов, пространства на листе.
Тема 19. Живопись. Художники – пейзажисты родного края.
Экскурсия в картинную галерею.
Тема 20. Современное выставочное искусство.
Лекция о роли современной выставочной деятельности художников в нашей повседневной жизни.
Тема 21. Изображение природы в разных состояниях.
Изображение контрастных состояний природы без предварительного рисунка. Цветовой круг. Контрастные цвета.
Практическая работа: изображение грозы, тумана, солнечного дня.
Тема 22. Художественная мастерская.
Что такое мастерская художника. Показ фильмов о мастерских художников.
Тема 23. Симметрия.
Умение строить сложные симметричные формы в карандаше, сангине. Понятие симметрии, формы, светотени.
Практическая работа: изображение натюрморта.
Тема 24. Гармония.
Знать, как человек использует природные мотивы в своих изделиях, уметь видеть прекрасное в природе. Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.
Знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства;
знакомятся с образцами русского народного декоративно-прикладного искусства: русские матрешки, Хохлома, Городец.
Ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью.
Закрепление умения применять в декоративной работе линию симметрии, силуэта, ритма; освоение навыков свободной кистевой росписи; составление эскизов и выполнение росписей на заготовках.
Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.
Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего;
Об обычаях и традициях своего народа.
Практическая работа: изображение браслетов, ожерелий, колец.
Тема 25. Часть и целое.
Знать, что такое часть и целое. Видеть то и другое в природе, искусстве. Композиция, ритм, подчинение мелких форм крупным.
Практическая работа: Изображение интерьера древнерусской избы, дом-космос.
Тема 26. Сюжет
Уметь определять сюжет картины, знать , что такое сюжет, назначение его в искусстве.
Практическая работа: исполнение композиции на бытовой жанр.
Тема 27. Родилась живопись.
Вызвать интерес к древнему художнику, воспитать стремление к изучению истории. Композиция, рисунок, живопись древнего искусства.
Практическая работа: изображение животных по принципу древнего искусства.
Тема 28. Сюжетная композиция.
Умение передавать пространство в цвете. Законы цветовой композиции
Практическая работа: изображение праздничного пира в теремных палатах.
Тема 29. Красота фигуры человека в движении.
Развитие глазомера, чувства пропорций человеческого тела.
Практическая работа: «спортивная эстафета»
Тема 30. Изображение на плоскости фигуры человека.
Умение представлять сложную форму тела человека через элементарные формы, построение формы по Дюреру.
Практическая работа: наброски школьных товарищей по школе в карандаше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка дополнительного образования "Юный журналист" (на 1 год)
Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только ...
Программа кружка дополнительного образования "Выстрел"
Программа кружка дополнительного образования "Выстрел" военно-патриотической направленности и направлена на обученние подростков правилам выполнения стрельб и обращению с оружием....
Программа кружка дополнительного образования
Программа Вил Казыйхановның “Иман дәресләре” китабы буенча эшләнде. Дәрес эшкәртмәләре Җәлил Хәзрәт Фазлыев төзегән укыту программасы темалары буенча Русия мәгариф системасында бүгенге көн...
программа кружка дополнительного образования "Ритмика"
Программа кружка «Ритмика» опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится на основе корректировки программы «Танец – союз творчества и эстетики», с учётом психолого-педаг...
Рабочая программа кружка дополнительного образования
Курс программы «Что я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков географического мышления. Курс программы «Что я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков...
Программа кружка дополнительного образования "Радуга" (1-4 классы)
Программа кружка «Радуга» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно...
Программа кружка дополнительного образования "Хоровое пение"
Программа дополнительного образования детей 7 – 17лет для общеобразовательной школы...