Урок развития речи. Работа с текстом "Первоклассник"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

урок развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervoklassnik.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

                          Работа с художественным текстом «Первоклассник»

                                            (по рассказу М. Дуриковой)

Цели урока: научить учащихся работать над содержанием текста при помощи технологии РКМЧП;  развития умения грамотно, с пониманием читать текст; обучение общению с помощью разных видов речевой деятельности; привитие навыков грамотного, убедительного, вежливого высказывания; воспитание гуманного отношения к человеку, так как каждый человек по – своему уникален.

Структура урока. 1. Оргмомент. Одна задача из цикла «Тысяча и одна задача по семантике».

«Вычеркни лишнее слово». В задаче дано 5 слов, которые могут быть классифицированы так: 4 слова могут обладать одним общим семантическим признаком, а 5 – ое слово этого признака не имеет, т.е. оно выделяется по остаточному принципу. Это слово и надо «вычеркнуть» (определить). В задаче могут быть несколько решений.

Внимание! Задача.         Воробей, дракон, крокодил, пчела, самолёт (здесь возможно 3 решения).

1) Лишнее слово – самолёт, остальные живые.

2) Лишнее – крокодил, остальные летают.

3) Лишнее – дракон, остальные относятся к реальному миру, а дракон – к сказочному.

(Решение данной задачи развивает логические способности, умения расчленять значение слова и умения обобщать.  А также перед началом основной части нужно было сосредоточить внимание учащихся, подготовить их к восприятию нового).

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня у нас модельный урок на тему «Работа с текстом повествовательного характера». Будем читать текст с остановками, прогнозируя дальнейшее развитие сюжета. Рассматривая ситуации, попытаемся дать описание главного героя с помощью языковых средств. На всех этапах работы с текстом вам необходимо творчески мыслить, выражать свои размышления, точки зрения, предположения. А после чтения текста дадим оценку прочитанному. Чтобы достичь поставленных задач, вам необходимо внимательно читать текст, извлекать из него нужную информацию и различные смыслы, развивать навыки убедительного и вежливого высказывания.

3. Работа с художественным текстом повествовательного характера «Первоклассник».

Автор сказки – Мария Дурикова, известная словацкая писательница.

              1. Стадия вызова.

Текст, с которым мы будем работать, называется «Первоклассник». Как вы думаете, о чём пойдёт речь в тексте?

(О первокласснике; о мальчике, который пришёл в школу впервые; и т.д.)

        2. Стадия осмысления (или смысловая стадия).

Словарная работа со словами гуманный, гуманизм, уникальный.

А) Чтение текста со «стопами» (с остановками).

Б) После «стопов» учащимся предлагается прогнозировать дальнейшее развитие действий, они предполагают, прогнозируют.

В) Беседа по содержанию рассказа (используется приём «тонкие» и «толстые» вопросы).

- Кто главный герой рассказа?  (Павко Дебнарик)

- Назовите второстепенных героев. (Бетка, отец, директор)

- Определите основную мысль текста, или в каком предложении отражена основная мысль текста? (Хотя Павко Дебнарик – великан, он не причинит вреда никому, даже белке. / Автор говорит о чистоте детской души, о способности маленького человека понять другого).

          3. Стадия рефлексии (отклик на произведение).

- Вот мы поработали с текстом «Первоклассник». Теперь выполните задание «Продолжите рассказ», т.е. придумайте продолжение (концовку) текста. Можете продолжить писать, что произошло потом или что было через несколько или много лет.  (На выполнение этого задания даётся некоторое время. После истечения времени учащиеся вслух читают свои концовки).

- Теперь подведём итоги нашей работы с текстом. Как вы думаете,  какая проблема поднимается в этом тексте? (Проблема гуманного (человеколюбивого) отношения к неординарным (необычным) людям. Завершим наши размышления выражением: «Каждый человек по – своему уникален». (Уникальный – единственный в своём роде, неповторимый).

4. Заключительная часть урока.

- Домашнее задание: придумать рассказ от имени одного из персонажей (от имени Павко Дебнарика, от имени Бетки, от имени отца и т. д.).

- Выставление оценок (с комментированием).

На эмоциональной ноте заканчивается урок, задаётся вопрос: «Доволен ли ты своей работой на уроке?» Покажи сигнальной карточкой. Зелёный цвет – доволен! Похвали себя! И я довольна вашей работой!

Мария Дурикова

        Первоклассник

В один прекрасный день в начале учебного года в школу пришёл отец и прямо направился в кабинет директора. (Стоп)

- Зачем?

- «Вы примете моего сына в первый класс? Я уже обращался по этому поводу в шесть школ, но туда его не приняли».

- «А почему его не приняли? В чём дело?»  – спросил директор. (Стоп)

- Как вы думаете, почему не приняли его сына в других школах? В чём причина?

- «Ну, мой сын слишком большой, он не может сидеть в классе».

- «Так он может сидеть в коридоре».

- «Он не помещается в коридоре», - ответил отец.

- «Тогда мы посадим его в спортивном зале».

- «Он не может поместиться в спортивном зале», - с грустью ответил отец. (Стоп)

- Как поступит директор дальше? Примет ли мальчика в школу?

- «Ну, тогда извините, дорогой отец, мы, видимо, тоже не сможем принять вашего сына», - ответил директор.

- «Я понимаю Ваши причины, но, пожалуйста, постарайтесь понять и мои причины, - защищался отец. – Вы понимаете, мой Павко – школьник, и он должен ходить в школу. Кроме того, я не могу допустить, он не получил образования. И у меня нет денег, чтобы платить штраф». (Стоп)

- Как вы думаете, о каком штрафе говорит отец?

Наконец, они согласились записать Павко в школу. Он будет сидеть в школьном дворе и смотреть в класс через окно, чтобы увидеть, как проходят все уроки. Когда наступит зима, Павко по – прежнему будет сидеть в школьном дворе. Он будет одет в меховую шубу и на ушах у него будут наушники, поскольку окна, естественно будут закрыты. Для того, чтобы писать и рисовать, Павко сможет положить классную доску себе на колени.

На следующее утро Павко пришёл в школу. Стоя в школьном дворе, он нарочно переминался с ноги на ногу, и голова его достигала трубы на крыше. Когда дети увидели Павко, они забегали в классы и выглядывали из окон. Павко Дебнарик заглядывал в окна. Он хотел узнать, в каком он классе. Изумлённые дети таращили на неог глаза. А Павко? Он просто смотрел на них.  (Стоп)

- О чём думали ребята? Каким же был Павко Дебнарик?

Вдруг из окна первого этажа раздался девичий голос: « Ты из первого класса?»

- «Я?» - спросил Павко и слегка нагнулся, чтобы увидеть, кто с ним разговаривает.

- «Да, я из первого класса», - кивну он и улыбнулся этой смелой маленькой девочке. У неё было круглое лицо и забавный маленький носик, и тёмные волосы.

- «Я тоже из первого класса и зовут меня Бетка, - сказала девочка. – Мне папа вчера читал сказку. В этой сказке рассказывалось о добром великане. А ты тоже добрый великан?»

(Стоп)

- Что ответит Павко, или что он сделает?

Павко Дебнарик снова кивнул, но он понял, что у него нет доказательств. Он поднатужился и начал думать. Бетка видела, как в его больших глазах мелькнула мысль.

Павко поднял руку и коснулся леса. Когда он поднёс руку к дому. Стало видно, что в его кулаке сидит белка. Он поднёс её к окну и передал Бетке. «Белка! Какая прелесть, - закричала маленькая девочка.  – А ты не найдёшь для неё шишку?»  

Павко Дебнарик снова протянул руку. Он дотянулся до вершины сосны и показал ребятам, что в его кулаке было полно шишек. Дети пришли в восторг. Они перестали его бояться. Дети каждую перемену играли в золотые ворота, Павко был воротами. Когда они играли в футбол, он был вратарём. Все дети хотели дружить с Павко. Но его самым дорогим другом была круглолицая Бетка с забавным маленьким носиком и тёмными волосами. Та маленькая девочка, которая первой с ним заговорила.

Мы должны добавить, что Павко Дебнарик учился хорошо. Каждый день он получал пчёлку в свою школьную тетрадь (Пчёлка в словацких школах – хорошая отметка).    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Обобщение педагогического опыта " Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах"

Данный материал является обобщением педагогического опыта учителя школы 2 вида -Хроменок О.С....

Урок развития речи Работа с художественным текстом. 5 класс.

Урок построен в соответствии с ФГОС. Организована работа в группах сменного состава по индивидуальным рабочим листам....

«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»

«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них  духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...

Презентация к уроку развития речи "Работа по закрытой картине"

Презентация помогает учащимся с нарушениями слуха развивать диалогическую речь по средством работы с закрытой картиной, содержание которой им предстоит выяснить....

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи  посредством опоры на нестандартное использование  произведений ...