Рабочая программа по ИЗО 6 класс на 2015-2016 гг
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
119136, г. Москва, 2 Сетуньский проезд, д. 9.
тел. 8-499-795-51-94, факс: 8-499-795-54-37, http://sch12.mskzapad.ru/, e-mail: school12ramenki@list.ru
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО
И.о. директора ГБОУ СОШ №12 Зам. директора по УВР на заседании м/ ___________ Е.Г.Степанова Протокол № ___ от
«____» ___________ г. « ____» ____________ г. «____» ________ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Искусство (ИЗО) для 6 класса
на 2015-2016 учебный год
Рабочую программу составила:
Федосеева Г.Ф.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразитель-ному искусству для 6 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изо-бразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Про-свещение, 2009. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного об-разовательного стандарта 2010 года. (Приказ МО РФ № 1236 от 19.05.1998г.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе -35 часов, из расчета 1 учебный час.
Рабочая программа « Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса - второй год обучения основной школы посвящен изобразительному искусству, где учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества.
В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Программа яв-ляется целостным интегративным курсом, который системно соединяет в себе изучение основ всех ви-дов и жанров изобразительного искусства. Рабочая программа направлена на развитие ребенка, фор-мирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком изображения. Те-матическая цельность и последовательность даёт возможность ученику от урока к уроку постигать изобразительное искусство как необходимой и естественной составляющее его повседневной жизни.
Восприятие произведения искусства происходит через визуальное знакомство и собственное практическое художественное творчество. Материал подчинён принципу постепенного нарастания сложности задач и поэтапного формирования художественных знаний, умений, навыков. Рабочая прог-рамма раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и раз-вития учащихся средствами учебного предмета. Программа позволяет повысить мотивацию обуче-ния, в наибольшей степени реализовать художественно-творческие проекты, возможности и интере-сы учащихся.
Содержание рабочей программы направлено на развитие художественно-творчес-ких способностей и образного мышления учащихся при эмоционально-ценностном отношении к ви-дам и жанрам изобразительного искусства и окружающему миру.
В определённой последовательности обретаются навыки и практический опыт использова-ния рисунка, цвета, формы, пространства, согласно конкретного вида и жанра изобразительного ис-кусства.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
- уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
Владеть компетенциями:
коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема I четверти: «Виды изобразительного искусства» (9 ч)
В этой четверти проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мас-терства художника. Знакомство с выразительными свойствами книжной графики. В основе живо-писи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые – хо-лодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоцио-нальных состояний: радость, грусть, нежность.
- Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
- Рисунок – основа изобразительного творчества.
- Линия и её выразительные возможности
- Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
- Цвет. Основы цветоведения.
- Цвет в произведениях живописи.
- Объемные изображения в скульптуре.
- Основы языка изображения.
- Обобщающий урок.
Тема II четверти: «Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч)
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живо-писи и графике. Выразительные возможности натюрморта.
- Художественное познание: реальность и фантазия.
- Изображение предметного мира – натюрморт.
- Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
- Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.
- Освещение. Свет и тень.
- Выразительные возможности натюрморта.
- Обобщающий урок
Тема III четверти: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (10 ч)
Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике ,живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.
- Образ человека – главная тема искусства.
- Конструкция головы человека и ее пропорции.
- Изображение головы человека в пространстве.
- Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
- Портрет в скульптуре.
- Сатирические образы человека.
- Образные возможности освещения в портрете.
- Портрет в живописи.
- Роль цвета в портрете.
- Великие портретисты.
Тема IV четверти: «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (7 ч)
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображае-мого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Мой город».
- Жанры в изобразительном искусстве.
- Изображение пространства.
- Правила линейной и воздушной перспективы.
- Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
- Пейзаж – настроение. Природа в творчестве художников.
- Городской пейзаж «Мой город»
- Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Повторение пройденного материала.
Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации кон-троля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образо-вания являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – миро-воззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунка, проект, викторина, тест.
Календарно-тематическое планирование 6 класс | |||
Ч. | № | Тема урока | дата |
I | 1. | Тема Iч. «Виды изобразительного искусства» «Изобразительное искусство в семье пластических искусств" | 01.09 |
2. | Рисунок - основа изобразительного творчества | 08.09 | |
3. | Линия и ее выразительные возможности. | 15.09 | |
4. | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. | 22.09 | |
5 | Цвет. Основы цветоведения. | 29.09 | |
6 | Цвет в произведениях живописи. | 06.10 | |
7 | Объемные изображения в скульптуре. | 13.10 | |
8 | Основы языка изображения | 20.10 | |
9 | Обобщающий урок. | 27.10 | |
II | 1 | Тема II ч. «Мир наших вещей. Натюрморт» Художественное познание: реальность и фантазия. | 10.11 |
2 | Изображение предметного мира: натюрморт. | 17.11 | |
3 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | 24.11 | |
4 | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. | 01.12 | |
5 | Освещение. Свет и тень. | 08.12 | |
6 | Выразительные возможности натюрморта | 15.12 | |
7 | Обобщающий урок. | 22.12 | |
III | 1 | Тема IIIч. «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» Образ человека - главная тема искусства | 12.01 |
2 | Конструкция головы человека и её пропорции. | 19.01 | |
3 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. | 26.01 | |
4 | Портрет в графике | 02.02 | |
5 | Портрет в скульптуре. | 09.02 | |
6 | Сатирические образы человека | 16.02 | |
7 | Образные возможности освещения в портрете. | 01.03 | |
8 | Портрет в живописи | 15.03 | |
9 | Роль цвета в портрете. | 22.03 | |
10 | Великие портретисты | 05.05 | |
IV | 1 | IVч. «Человек и пространство в изобразительном искусстве» Жанры в изобразительном искусстве | 12.04 |
2 | Изображение пространства | 19.04 | |
3 | Правила линейной и воздушной перспективы. | 26.04 | |
4 | Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. | 03.05 | |
5 | Пейзаж – настроение. Природа в творчестве художников. | 10.05 | |
6 | Городской пейзаж «Мой город» | 17.05 | |
7 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Обобщающий урок. | 24.05 | |
Всего -33 часа. |
Календарно-тематическое планирование в 6 классе
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспече-ния учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование прог-раммно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
№ | Тема, тип урока. | Элементы содержания | Результат | Вид контроля. |
1. | Тема Iч. «Виды изо-бразительного искус-ства» (9часов) «Изобразительное ис-кусство в семье плас-тических искусств" Урок формирования новых знаний. | Виды пластических ис-кусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобрази-тельном искусстве | Знать виды пласти-ческих и изобразитель-ных искусств; различ-ные художественные материалы и их значе-ние в создании художественного образа | Сгруппировать предложенные фото и репродукции произведений по видам изобрази-тельных (пластических) искусств |
2. | Рисунок - основа изобразительного творчества Урок фор-мирования новых зна-ний, умений, навыков Зарисовки с натуры отдельных растений или веточек с исполь-зованием графических материалов (карандаш, уголь, фломастер) | Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности | Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры | Фронтальный устный опрос. Просмотр и анализ работ |
3. | Линия и ее выразительные возмож-ности. Урок формиро-вания новых знаний, умений, навыков. Вы-полнение линейных рисунков трав,которые колышет ветер. Мате-риалы: карандаш, уголь | Выразительные свой-ства линии, виды и ха-рактер линии. Услов-ность и образность ли-нейного изображения. Ритм линий, ритмичес-кая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисун-ки А. Матисса, П.Пикас-со, В. Серова | Знать основы языка изо-бразительного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художествен-ного образа. Уметь ис-пользовать язык графики (характер и ритм линий) в собственной худ. деятельности с натуры | Анализ результатов собственной художественной деятельности. |
4. | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Урок формирования новых знаний, умений и навыков. Изображение различ-ных состояний в при-роде черной и белой гуашью | Пятно в изобразитель-ном искусстве. Роль пят-на в изображении и его выразительные возмож-ности. Тон и тональные отношения. Тональная шкала. Композиция лис-та. Ритм пятен. Домини-рующее пятно. Линия и пятно. Графические ри-сунки Ф. Васильева, И. Левитана; | Знать основы языка изоб-разительного искусства: тон, выразительные воз-можности тона и ритма в изобразительном искус-стве. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собствен-ной художественно-твор-ческой деятельности; | Просмотр и анализ работ. Подобрать репродукции произведений графики |
5 | Цвет. Основы цвето-ведения. Урок формирования новых знаний, умений и навыков. Фантазийное изобра-жение сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возмож-ностей цвета. Мате-риалы: гуашь, кисть | Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов | Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов | Просмотр и анализ работ. Подобрать осенние листья одного цветового тона, но разной светлоты |
6 | Цвет в произведени-ях живописи. Урок формирования новых знаний, умений и на-выков. Изображение осеннего букета с раз-ным настроением: ра-достный, грустный, торжественный, тихий | Понятие «колорит»,«гар-мония цвета». Механи-ческое смешение цветов. Взаимодействие цвето-вых пятен и цветовая композиция.Выразитель-ность мазка. Фактура живописи.Выражение в живописи эмоциональ-ных состояний. | Понимать значение слова «колорит» и его роль в создании художествен-ного образа. Владеть на-выками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно вос-принимать произведения станковой живописи | Диктант по живописи. Просмотр, анализ и оценивание работ. Принести иллюстрированные книги о животных или рисунки, фотографии животных |
7 | Объемные изображе-ния в скульптуре. Комбинированный Выполнение объем-ных изображений животных. Материалы: пластилин, стеки | Выразительные возмож-ности объемного изобра | Знать определение тер-мина «анималистический жанр», выраз. средства и материалы скульптуры. Уметь использовать вы-разительные возможнос-ти пластического матери-ала в самостоятельной работе | Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ. |
8 | Основы языка изображения Повторительно-обобщающий Конкурсные задания | Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графи-ки, художественные ма-териалы и их вырази-тельные возможности, худ. творчество и худ. восприятие, зрительские умения | Знать виды пластических и изобразительных ис-кусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живопи-си; Уметь воспринимать и анализ-ть знакомые произведения искусств. | Бальная оценка конкурсных заданий Составить кроссворд (5-(слов), используя приобретенные знания |
9 | Обобщающий урок. | Обобщение пройденного материала. | Знать виды пластических и изобразительных ис-кусств, виды графики; основы изобразительной грамоты | |
1 | Мир наших вещей. Натюрморт (6 часов) Художественное познание: реальность и фантазия. Урок формирования новых знаний | Изображение как позна-ние окружающего мира и | Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве | Ответить на вопрос: «Почему люди хра-нят произведения изобразительного искусства и высоко их ценят, передавая из поколения в по-коление?». |
2 | Изображение пред-метного мира: натюр-морт. Урок формирования новых знаний, умений, навыков. Рабо-та над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на компози-цию, ритм.Материалы: бумага формата А4, карандаш, мелки | Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображе-ния пещей. Появление жанра натюрморта. На-тюрморт в истории ис-кусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его мес-то в истории искусства. Повествовательность плоских рисунков | Знать определение тер-мина «натюрморт», выда-ющихся художников и их произведения в жанре на-тюрморта. Уметь активно воспринимать произведе-ния искусства натюр-мортного жанра; творчес-ки работать, используя выразительные возмож-ности графических мате-риалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм,пятно, композиция) | Подобрать репродукции натюрмортного жанра и анализ работ. |
3 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира Комбинированный Конструирование из бумаги простых геометрических тел (конус, цилиндр, куб, призма) | Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм | Иметь представление о многообразии и выразительности форм | Игра «Определи произведение и его автор?, по фрагменту» Просмотр и анализ работ. Изображения природных форм и форм, созданных чел |
4 | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Урок формирования новых знаний, умений. Зарисовки конструк-ции из нескольких гео-метрических тел. Ма-териалы: карандаш, бумага. | Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости | Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры | Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ |
Освещение. Свет и тень. Урок формиро-вания новых знаний, умений. Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с бо-ковым освещением. Ма-териалы: черная и белая гуашь или аква-рель, бумага. | Освещение как сред-ство выявления объёма предмета. Источник ос-вещения. Понятие«свет», «блик» «полутень», «собственная тень», «ре-флекс» «падающая тень» Свет как средство орга-низации композиции в картине | Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры | Фронтальный | |
6 | Выразительные возможности натюрморта | Предметный мир в изо-бразительном искусстве. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюр-морт и выражение твор-ческой индивидуальности художника. Зрительный ряд | Знать такой жанр искус-ства, как натюрморт; вы-дающихся художников, произведениянатюр-мортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й.Машков). Уметь анализировать об-разный язык. | Защита проектов. Анализ и оценка результатов проектной деятельности |
7 | Обобщающий урок. | Обобщение пройденных тем. | Знать основы изобразительного языка. | Обсуждение выставки рисунков. |
1 | «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»(10 часов) Образ человека -главная тема искусства Урок формирования новых знаний, умений, навыков | Портрет как образ определённого реального человека. История разви-тия жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Вы-ражение в портретном изображении характера человека, его внутренне-го мира. Великие худож-ники-портретисты. | Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художни-ков-портретистов рус-ского и мирового искус-ства (Рембрант, И. Репин). Уметь активно вос-принимать произведе-ния портретного жанр | Подобрать репродукции портретов И. Е. Репина. |
2 | ККонструкция головы- вы человека и её пропор порции. Урок формироварования новых зна-ний, умений. Работа над изображением головы человека с со-отнесенными по-разному деталями лица (аппликация, вырезанных из бумаги форм) | Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта | Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека | Просмотр и анализ работ. Оформить рамку для портрета в технике коллажа |
3 | Графический порт-ретный рисунок и выразительность об-раза человека.Комби-нированный. Выпол-нение автопортрета с натуры. Материалы: бумага фомата А4, уголь, мелки,карандаш | Образ человека в графическом портрете. Рас-положение портрета на листе. Выразительность графических матералов. Графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова | Знать пропорции голо-вы и лица человека; вы-дающихся представите-лей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Ле-онардо да Винчи, В. Се-ров). Уметь использо-вать выразительность графических средств и материала. | Просмотр и анализ работ |
4 | Портрет в графике Комбинированный. Портрет соседа по парте в технике силу-эта (профиль). Матери-алы: черная тушь, гуашь, бумага | Знать пропорции головы и лица человека; выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры | Просмотр, анализ и оценка работ. Подобрать небольшие литера-турные фрагменты. | |
5 | Портрет в скульпту-ре. Комбинированный Работа над изображе-нием в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовой и т. д.) | Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптур-ный портрет в истории искусства. Выразитель-ные возможности скуль-птуры. Характер челове-ка и образ эпохи в ску-льптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова | Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека | Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени вылепленного литературного героя. Анализ и оценка работ |
6 | Сатирические обра-зы человека Комбинированный Изображение сатири-ческих образов лите-ратурных героев (бу-мага формата А4, черная акварель или гели-евая ручка, тушь) | Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами | Просмотр и анализ работ. Материал на тему «Художники-портретисты и их произведения» | |
7 | Образные возможности освещения в портрете.Комбинированный. Наблюдение натуры и наброски (пятном) головы в раз-личном освещении(бу-мага формата А4, черная акварель, кисть) | Изменение образа человека при различном освещении | Знать основы изобрази-тельной грамоты (свето-тень); понимать роль освещения в произведе-ниях портретного жанра. Уметь применять полу-ченные знания при работе с натуры | Просмотр и анализ работ. Репродукции (фото) с изображением человека |
8 | Портрет в живописи Комбинированный Ассоциативный портрет в технике коллажа («Мама», «Папа», «Дедушка», «Друг», «Сестра» и т. п.). Групповая работа | Роль и место живописно-го портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живо- писи Возрождения, в 18-19 веках, в XX веке.Пор-треты Леонардо да Вин-чи, Рафаэля Санти, Ф.Ро-котова, В. Боровиковского, О. Кипренского, В. Серова, М. Врубеля | Знать выдающихся ху-дожников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи,Рафа-эль Санти, М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портрет-ного жанра; работать в технике коллажа | Тождество и кон-траст(сравнитель-ный анализ произ-ведений), Пред-ставление работ, анализ и оценивание. Работа над проектом |
9 | Роль цвета в портре-те. Комбинированный Анализ цветового ре-шения образа в порт-рете. Материалы: бу-мага, гуашь, кисть | Цветовое решение обра-за в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выра-жения настроения и ха-рактера героя. Живописная фактура | Знать о выразительных возможностях цвета и ос-вещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи | Ответить на вопрос: «Кому из известных тебе художников ты заказал бы свой портрет? Почему?». Просмотр и анализ работ. |
10 | Великие портретисты Повторитель- но - обобщающий | Выражение творческой индивидуальности ху-дожника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность ге-роев портрета и творчес-кая интерпретация её ху-дожником.Индивидуаль-ность образного языка в произведениях великих художников. Презента-ция рефератов на тему «Художники-портретис-ты и их произведения» | Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра | Презентация проектов на тему «Художники-портретисты и их произведения» |
1 | IVч. «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9часов) Жанры в изобразительном искусстве Комбинированный | Предмет изображения и картина мира в изобра-зительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры | Знать жанры изобрази-тельного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в ос-новных явлениях русско-го и мирового искусства. Уметь активно восприни-мать произведения изо-бразительного искусства | Сгруппировать предложенные произведения по жанрам. Выписать названия нескольких произведений, относящихся к разным жанрам, |
2 | Изображение пространства Урок формирования новых знаний, умений, навыков. | Виды перспективы в изо. Вид перспективы как средство выражения, вы-званное опр. задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движе-ние фигур в простран-стве. Ракурс в искусстве Древней Греции | Пространство иконы, его смысл. Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобрази-тельная грамота | Уметь объяснить понятия «картинная плоскость», «точка схода», линия горизонта, «высота линии горизонта». |
3 | Правила линейной и воздушной перспек-тивы. Комбинирован-ный. Выполнить рису-нок с соблюдением правил линейной и воздушной перспек-тивы. Карандаш. | Основные положения линейной перспективы, воздушной перспективы. | Влияние на изображение природы формата. | Просмотр, анализ и оценка работ |
4 | Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого про-странства. Комбини-рованный. Работа над изображением боль-шого эпического пей-зажа«Путь реки», «До-рога в большой мир». | Пейзаж как самосто-ятельный жанр в искус-стве. Превращение пус-тоты в древний китай-ский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и ле-гендарный мир. Роль вы-бора формата. Высота горизонта | Традиции изображения пейзажа в древнем Китае, Европе. Совершенствовать технику работы с красками, развитие творческого воображения. | Выполнение рисунка осеннего пейзажа: ветер, туман, дождь, яркое солнце. Собрать иллюстрации с изображением пейзажей |
5 | Пейзаж – настроение. Урок - творческого применения знаний, умений, навыков. Рабо-та над набросками пей-зажа улиц города с на-туры | Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего ми-ра. Изменчивость состо-яния природы в течение суток. Освещение в при-роде. Красота разных состояний в природе: ут-ро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже | Совершенствовать технику работы с красками, развитие творческого воображения. Выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры | |
Природа в творчест-ве художников. Урок - творческого применения знаний, умений, навыков | Расширить свои знания о красоте родного края. | Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике | ||
6 | Городской пейзаж «Мой город» Урок - творческого примене-ния знаний, умений, навыков. Работа над графической композицией «Мой город» гуашь с ограниченной палитрой или оттиски с апплик-и на картоне) | Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века | Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике | Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности |
7 | Выразительные воз-можности изобразительного искусства. Язык и смысл. Повто-рительно обобщающий Обобщающий урок. | Обобщение материала учебного года.Значение изобразительного искус-ства в жизни людей. Ви-ды изобразительного ис-кусства. Средства выра-зительности ,основы языка | Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающи-хся художников и их про-изведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные матери-алы, художественные техники и их значение в создании худ. образа. | Выставка лучших робот учащихся за учебный год |
Учебный методический комплекс.
Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822)
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: Учебник для 6 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004
Список методической литературы для 6 класса
1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
2. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
3. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
4. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
5. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
6. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
7. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.
8. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
9. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
10. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
11. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2003.
12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.
13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
15. Ростовцев, Н. Н., Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.
17. Рылова, Л. Б. ИЗО в школе. – Ижевск, 1992.
18. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа клуба «Суворовская гостиная» на 2015 – 2016 учебный год
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять, познать и развиваться в духе социально-активного, культурного, эстетически и экономически грамотного человек...
Рабочая программа (адаптированная) по физике на 2015-2016 учебный год для учащихся 8 класса
Рабочая программа (адаптированная) по физике на 2015-2016 учебный год для учащихся 8 класса...
Рабочая программа по английскому языку на 2015-2016 для 5 класса. Ваулина Ю.Е., Эванс В., Дули Дж., «Английский в фокусе».
Данная программа линии Перспектива «Английский язык» 5 класс для основной школы составлена на основе:· Федерального образовательного стандарта общего образова...
Рабочая программа по английскому языку на 2015-2016 для 8 класса. «Английский в фокусе» 8 класс, Ю.Е. Ваулина, Д. Дули. «Просвещение»-2012 год.
Рабочая программа по английскому языку для 8 класса составлена на основе следующих нормативных документов:· Федеральный компонент государственного образовател...
Рабочая программа по английскому языку на 2015-2016 год для 7 класса.«Английский в фокусе» 7 класс, Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, - Просвещение, 2014
Данная программа линии Перспектива «Английский язык» 7 класс для основной школы составлена на основе:· Федерального образовательного стандарта общего образова...
Рабочая программа по английскому языку на 2015-2016 год для 11 класса. «Английский в фокусе» -11 класс О.В. Афанасьева, Дж. Дули,
Настоящая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по английскому языку (Базовый уровень) с учетом требований государственного стандарта среднего (полн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД ДЛЯ 8 КЛАССА.
Рабочая программа включает пояснительную записку, описание места учебного предмета, курса в учебном плане, требования к результатам усвоения учебного материала за курс основной школы, содержание...