Занятие кружка декоративно-прикладного творчества «Акварелька». Педагог дополнительного образования: Сайфулина Татьяна Александровна Возраст воспитанников: 10-11 лет Тема: «Мое зазеркалье…»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

САЙФУЛИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

Занятие на ВСЕРОССИЙСКИЙ  КОНКУРС  " МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК

Занятие кружка декоративно-прикладного  творчества  «Акварелька».

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие25.07 КБ
Файл пояснительная записка19.55 КБ
Файл ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ955.73 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие кружка декоративно-прикладного  творчества  «Акварелька».

Педагог дополнительного образования: Сайфулина Татьяна Александровна

Возраст воспитанников: 10-11 лет

Тема: «Мое зазеркалье…»

Главная задача: развитие творческой инициативы ребенка путем использования на занятие нестандартного способа изображения состояния и настроения ребенка в рисунке.

Сопутствующие задачи:

- преодоление страха перед чистым листом бумаги;

- закрепление понятия «форма», ее стилизация;

- обучение навыкам в работе с   акварелью на акварельной бумаге;

- понятие о живописности в акварели: красота подтеков, случайных разводов и пятен.

Оборудование: акварельные  краски,  бумага акварельная,  палитра, баночка для воды, кисточки,  раздаточный материал, презентация.

 

Ход урока:

Слайд 1.  

  1. Организационный момент.

      2.  Введение в тему, постановка задачи.

- Ребята, я приглашаю вас  в волшебную-  Страну рисования.

- Давайте послушаем стихотворение:

 Слайд 2.     

-Педагог:

В воде отражаются ветви деревьев,
Кусты, очертания птиц,
А в сердце - лишь чувства
(И  к ним недоверье!),
А в памяти (много страниц!)
О, как мы похожи в природе единой.

В томлении первой любви!
По озеру, шеи согнув лебедино,
Плывут наших дум корабли.
Летают стрекозы, плетут гиперети
(И ловят в них мух!) пауки,
Но даже по капельке
Мысли просейте,
Как воду - в них всё вопреки.…

Всё будто бы создано для истребленья,
Всё словно живёт - чтоб страдать!
Но всё это ждёт.

Твоего вдохновенья,
И даже открыта тетрадь…
 

- Педагог: Что же автор хотел отразить в этом стихотворении?

- Ответы детей: «Автор восхищается природой», «Он сравнивает человека и природу».

- Педагог: Правильно. Состояние души, настроение, свои фантазии. Попробуем отразить свое настроение, состояние души в рисунке. Попробуем создать свою страну «Зазеркалье». А занятие наше так и называется: «Мое зазеркалье…».

У меня есть вот такой волшебный горшочек и волшебные семена  вдохновения, а моя волшебная кисточка и ваши умения на занятии помогут вырастить сегодня красивый пейзаж.

Итак, положите свои семена в горшочек и мы начинаем.

 Слайд 3.  (звучит притча о зеркале)

Однажды бродяга, никогда до этого не видевший зеркал, зашёл в большую зеркальную лавку.

Взглянув в зеркала, он увидел в них своё отражение, но, не поняв этого, он разозлился на то, что в такой красивой лавке находятся такие замарашки.  

Человек стоял перед зеркалами и, тыча в свои отражения пальцем, говорил им:

— Эй вы, замарашки, грязнули, вам здесь не место, а ну-ка убирайтесь отсюда.

Отражения, конечно же, указывали пальцем на него. Это разозлило его ещё больше.

— Ах, вы ещё издеваетесь и насмехаетесь надо мной? Ну, я вам сейчас задам.

И он, взяв палку, решил отдубасить их…  Разбив все зеркала, он с довольным видом посмотрел на испуганного хозяина лавки, который звал стражей порядка.

— Зря вы звали их, — сказал он торговцу, — я уже прогнал нарушителей порядка и возмутителей спокойствия, прятавшихся за вашими стёклами.

Когда стражи пришли и увидели происшедшее, то схватили глупца и отправили его в тюрьму, пока он не возместит торговцу зеркал ущерб. А бродяга всё возмущался, что есть на свете неблагодарные люди, которые платят злом за добро.

 - Педагог: Почему же с человеком, который зашел в лавку произошел такой случай?

Ответы детей:

 -   Может потому, что он  злился, видя свое отражение…

 -    Педагог: А что вообще может отражать зеркало?

Слайд 4

 - Педагог: Давайте и мы возьмем свои чистые листочки и свернем их ровно по горизонтали

Самостоятельная работа детей.

(Каждый ребенок сворачивает  листочки и получает линию горизонта.)

- Педагог: Вот так по линии сгиба у нас будет проходить горизонт.  

(Образец рисунки учитель вывешивает на доску).

- Ребята, а скажите, в каком настроении вы сейчас прибываете?

- Может вам грустно от не очень удачного дня в школе? Может кто-то из вас грустит? А может кому- то очень весело? Результат покажет, продолжаем 

 Слайд 5

-  Какого цвета вода? 

Ответы детей:

- Голубая, темная, бурлящая, мутная, зеленая.

-  Именно с нее мы и начнем.  Закрасим только  нижнюю часть листа. Не забывайте,  в  данной технике важную роль играет  то, что мы не должны дать быстро высыхать краскам.  

(Учитель контролирует, как дети закрашивают нижнюю часть листа под цвет моря)

Работа над темой.

- Теперь попробуйте к каждому   цветов добавить немного темного, у кого настроение грустное и  светлого (белого или голубого),  у кого настроение веселое. Море становятся более мрачным, пасмурным, вызывают в памяти настроение хмурого  дождливого дня. Или веселое, летнее, теплое.

 - Вот мы получили краски моря. А сейчас,  очень аккуратно свернем лист пополам, ровно по сгибу, и так же аккуратно пальчиками промокнем, дадим отпечататься нашему морю на чистой половине листа. Тем самым проведем физминутку.

Физминутка

Кап-кап, тук-тук-тук

 (имитация стука в окно)
По стеклу раздался стук
 

Это дождик по утру

Разбудил всю детвору

(качаем головой)

Кап-кап, дон-дон-дон

Капли начали трезвон.

Если выйдите гулять
Не забудьте зонтик взять.
 Кап-кап, кап-кап-кап

У дождя весёлый нрав.

(поворачиваемся в стороны и улыбаемся друг другу)
Завтра утром мы опять
Под дождём пойдём гулять.

 - А сейчас  волшебное превращение: осторожно, начиная с края листочка, мы разворачиваем. Настроение моря, погода на море  отражается на второй половине листа. А что располагается выше горизонта?

Ответы детей:

- Небо, солнце.

- Педагог: Акварель, так называют акварельные краски, – уникальный, можно сказать, волшебный художественный материал, который отличается от всех других красок своей прозрачностью, легкостью, но и сложностью работы с ним. Дело в том, что акварель “не терпит” больше 3-х слоев краски и поэтому работать с ней нужно очень аккуратно, осознанно, зная точно, какой цвет надо нанести.

- Вот посмотрите, что у нас получилось:

(показ нескольких рисунков)

Я предлагаю  нарисовать одно дерево. И тоже, в  зависимости от вашего настроения, характера- это будет летнее, осеннее дерево, дуб, береза, ель- тоже на ваше усмотрение.  А еще это дерево должно сочетаться с вашим нарисованным небом. А теперь на палитре нудно развести  необходимые нам цвета.

- Приступаем, не забывая о технике, ведь наше дерево должно отразиться потом в воде. Вспомним,  как мы с вами  поэтапно рисовали дерево.

 На доске показать элементы рисования дерева. 

Слайд 6

Самостоятельная работа учащихся.

 -Готовы? Теперь таким же образом мы отпечатаем дерево в воде. Обратите внимание, если погода на вашем рисунке ветряная, есть облака на небе, то дерево промакиваем ведя пальчики немного в сторону, параллельно горизонту. Если погода спокойная, то и дерево промакивается  просто легким нажатием.

 Самостоятельная работа учащихся.

- Педагог:

Теперь, так же осторожным движением, разворачиваем листок. И……………… Когда рисунок немного подсохнет,  вам останется преобразить линию горизонта. Дорисовать мелкие детали: солнце,  чаек,  к осеннему пейзажу добавить  птиц летящих на юг, на летнем дельфинов и т.д. Только не все дорисованные части могут    отражаться в воде или на небе!

Рефлексия.

-Педагог:

Ребята, пока сохнут наши работы. посмотрите, пожалуйста, на экран, здесь вы видите несколько незаконченных предложений, продолжите одно любое из них по своему усмотрению!

Предложения:

Сегодня на уроке мы  узнали…

Оказывается акварельные краски могут …

Мы научились…

Мне особенно понравилось…

- Ребята, вы не забыли, что мы находимся в волшебной стране рисования. Сейчас ваши рисунки оживут, будет сверкать молния, польется дождик. Засияет или только проснется солнце.  Сейчас, мы посмотрим, как  вы научились отражать свое настроение в воде.

Выставка работ.

-Педагог:

 Вот ожил рисунок, видите, как подул,  ветер  и дерево наклонилось  в сторону, касаясь своими тяжелыми ветвями почти до земли. А на этом небе сияет солнце и радует нас теплом.  А на этом рисунке ожила радуга и осыпает Землю звездным дождиком.  

Итог урока.

- Друзья мои, я очень довольна вашими работами. Спасибо за урок!

Уборка рабочих мест.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к занятию кружка декоративно-прикладного  творчества  «Акварелька».

Педагог дополнительного образования: Сайфулина Татьяна Александровна

Возраст детей: 10-11 лет

Направление:   дополнительное образование 

Занятие: Декоративно-прикладное творчество

Тема: Морской пейзаж   «Моё зазеркалье….»

Характеристика группы: 

В  группе 12  учащихся – 6 девочек и 6 мальчиков. Дети,  в основном, из полных семей, трое учащихся – из многодетных.  Общий темп деятельности группы  – выше среднего, но есть учащиеся, которые испытывают  проблемы с рисованием. Внимание у большинства детей устойчивое, долговременная память сформирована, отмечается высокий уровень познавательной активности. 

Программа дополнительного образования «Акварелька » по целевой направленности является прикладной, по срокам реализации рассчитана на 2 года. По содержательной направленности программа относится к художественно-эстетическим.

Представленное занятие  относится к разделу «Рисование по памяти морского пейзажа».    

Цель занятия:

1. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

2. Создавать условия для освоения цветовой палитры.

3. Создание условий для коммуникативной деятельности детей.

Задачи занятия :

Обучающие:
– обучить практическим навыкам работы в различных техниках рисования;
– развивать художественный вкус и ориентировать на качество рисунка.
Воспитательные:
– способствовать воспитанию творческой активности;
Задачи развивающие: 
– способствовать развитию у обучающихся логического мышления,  развитию связной речи;
– содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Мотивационные:
– создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
– развивать активную деятельность.
Задачи социально-педагогические:

-  формирование общественной активности, реализация в социуме.
Данные задачи позволяют:

–  развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира и передачу настроения;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

 Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация; (можно) аудиозапись.

Этапы занятия:

1. Организационный  момент. Настрой учащихся на работу и восприятие нового материала;

2. Актуализация знаний. Вступительное слово педагога.  

3. Повторение  пройденного материала. Продолжение работы над темой занятия (наблюдение, воспоминание, передача настроения в  морском  пейзаже, техника зеркального отражения);

4. Обобщение. 

Итог занятия: выставка работ. 

Формы и методы работы:
Учитывая возрастные и психологические особенности воспитанников, для реализации   использую различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором я использую имеющиеся у воспитанников знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении использую разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются   демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний воспитанников в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию детей.

  • В ходе первого этапа воспитанники настраиваются на творческую работу на занятие.
  • На втором этапе занятия воспроизводятся тема и цель. Воспитанники готовятся к активной и сознательной передаче   материала. На этом этапе  занятия концентрируется внимание детей,  используется компьютерная презентация.  
  • На третьем этапе –   реализуются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические) с использованием заданий развивающего характера.
  • Ребята  слушают не только педагога, но и друг друга.
  • На этом этапе занятия создаются условия для развития коммуникативных навыков.
  • Последний этап –  обобщение - становится логическим заключением всей работы, проведённой во время занятия. Воздействие на эмоциональную сферу детей достигает здесь кульминации - организуется выставка рисунков.

В ходе занятия развиваются  креативные  умения воспитанников посредством содержания используемого материала, выполнения творческих заданий. Развиваются художественные  способности детей: восприятие, воображение, память (зрительная через использование наглядности; образная – через поисковые задания).

Цели, поставленные на занятии, были достигнуты. Занятие  прошло на высоком эмоциональном уровне. Работоспособность детей обеспечивалась за счет темпа, логической связи и содержания занятия.

Тема   и содержание   материала способствовали развитию эмоциональной сферы каждого ребёнка, формированию собственного видения окружающего мира.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАНЯТИЕ ПО ИЗО № 10 «Мое зазеркалье…»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио педагога дополнительного образования Никулиной Инги Александровны

В данном портфолио  размещены, информация о коллективе, победы на конкурсах, сотрудничество, выпускники, методические сборники, и.т.д....

Конспект занятий "Витражи" и "Узоры оград" педагога дополнительного образования Тихоновой Ольги Александровны

Описывается занятие, проводимое для детей 11-12 лет, в рамках авторской программы "Мой друг - компьютер" педагога Тихоновой О.А. в учреждении дополнительного образования. Воспитанники знакомятся с тех...

Разработка занятий "Витражи" и "Узоры оград" педагога дополнительного образования Тихоновой Ольги Александровны

Описывается занятие, проводимое для детей 11-12 лет, в рамках авторской программы "Мой друг - компьютер" педагога Тихоновой О. А. в учреждении дополнительного образования. Воспитанники знакомятся с те...

Социо-игровая технология в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста. Занятие по теме «Пищевые цепи сообщества лугов».

Разработка занятия дополнительного образования по теме "Пищевые цепи сообщества лугов" с использованием социо-игровой технологии А.П. Ершовой, В.М. Букатова, Е. Е. Шулешко. Социо-игровая технология по...

Создание комфортной и доброжелательной атмосферы на занятиях кружка "Мини - футбол" (в рамках дополнительного образования).

Создание комфортной и доброжелательной атмосферы на занятиях кружка "Мини - футбол" в ГБОУ лицей №82 Петроградского района Санкт - Петербурга....

АНАЛИЗ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Олейникова Оксана Александровна Д/О «Технология обработки материалов. Обработка древесины» 1, 2 год обучения За 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

АНАЛИЗ  РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯОлейникова Оксана Александровна Д/О «Технология обработки материалов. Обработка древесины» 1, 2 год обученияЗа 2021-2022 УЧЕБНЫ...