Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 кл. VIII вид
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе программы специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы 8 вида: 5-7 кл. /под редакцией В.В.Воронковой, 2012г. В программе даётся общая характеристика учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, формы и средства контроля, общие требования к знаниям и умениям обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_izo_5_kl.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3
  2. Общая характеристика учебного предмета ……………………………...3                                                                                                                                                        
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане…………………...5
  4. Учебно- тематический план…………………………………………..…...5
  5. Содержание учебного курса ………………………………………………5                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  
  6. Формы и средства контроля ………………………………………………8
  7. Общие требования к знаниям и умениям обучающихся…………………8
  8. Перечень учебно-методических средств обучения………………………9

Пояснительная записка

    Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе программы специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы 8 вида: 5-7 кл. /под редакцией В.В.Воронковой, 2012г.

Школьный курс по изобразительному искусству в 5 – 7 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач:

-коррекции недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия  формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

-развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;

-улучшение зрительно-двигательной координации путем использования  вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

-формирование элементарных знаний основ реалистического  рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применить их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

-развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

-ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;

-расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;

-развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, на-стойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.

Общая характеристика учебного предмета

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Рисование с натуры. Содержание уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места.

Для активации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, воротца и т.п.)

Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.

У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т.п.

Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту  изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают  сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках,  знакомятся с художественной резьбой  по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Задания по декоративному рисованию  имеют определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам,  по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров.  В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать  элементы орнамента, что имеет  коррекционно-развивающее  значение для умственно отсталых школьников.

Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.

В 5 – 7 классах рисование на темы  тесно связываются с уроками рисования с натуры.  Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки  тематического характера, в которых, как правило,  изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.

Корреционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, буду решать значительно эффективнее, когда перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет , назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности  их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке  использую, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги  активно  включаю  комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами.

С целью обогащения зрительных представлений школьников использую как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки.

Беседы об изобразительном искусстве. В 5 – 7 классах для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке показываю не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание уделяю выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведений и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школьников средства художественной выразительности.

        Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется  понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц, краски и т.п.).

        Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.

Учебно-тематический план

Название раздела

Кол-во часов

1.

Рисование с натуры

13

2.

Декоративное рисование

11

3.

Рисование на темы

4

4.

Беседы   об изобразительном искусстве

6

Всего

34

Содержание программы

Рисование с натуры. Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения  и  части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цветы предметов; при рисовании предметов  симметричной формы  использование средней (осевой) линии;  передача объема предметов  доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.

Декоративное рисование. Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).

Рисование на темы. Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе-дальше).; передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.

Беседы об изобразительном искусстве. Развитие у учащихся активного и целенаправленного  восприятия произведений искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.

Примерные задания

1 четверть

Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и  искусство родного края» (художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех).

Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья.)

Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету).

Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырех овалов-лепестков  на осевых линиях круга; круг – по шаблону).

Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан).

Рисование симметричного узора по образцу.

Декоративное рисование – изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм (круг – по шаблону диаметром 12 см).

Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая).

Беседа «Декоративно- прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура).

2 четверть

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной  формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»).

Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов).

Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.).

Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7*30 см).

Рисование новогодних карнавальных очков (на полосе платной бумаги размером 10*30 см).

Рисование на тему «Лес зимой» (примерное содержание рисунка: на переднем плане пушистая ель и небольшая березка; затем полянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше – заснеженный лес с четко выделяющимися верхушками деревьев)ю рисунок выполняется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши.

3 четверть

        Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д.Мочальский. «Первое сентября»; И.Шевандронова . «В сельской библиотеке»;  А.Курчанов. «У больной подруги»; Ф.Решетников. «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»).

        Рисование с натуры фигуры человек (позирующий ученик).

Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержание рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т.п.).

Рисование с натуры цветочного горшка с растением.

Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (например, елочки по углам квадрата, веточки – посередине сторон).

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом).

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций на тему «Мы победили» (В.Пузырьков. «Черноморцы»; Ю.Непринцев. «Отдых после боя»; П.Кривоногов. «Победа»; М.Хмелько. «Триумф победившей Родины»).

Декоративное рисование плаката «* марта».

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета ( чемодан, ящик, коробка).

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками).

Рисование с натуры объемного предмета , расположенного выше уровня зрения (скворечник).

4 четверть

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).

Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз).

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).

Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно-переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся).

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему о Великой Отечественой войне против немецко-фашистских захватчиков (А.Пластов. «Фашист пролетел»; С.Герасимов. «Мать партизана»; А.Дейнека. «Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» - карикатура).

Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук – по выбору (натура – раздаточный материал).

Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.

Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (например, стрекозы и цветка тюльпана).

Формы и средства контроля

     Проверка работ проводится систематически на каждом уроке.

Работы учащихся выполняются в альбомах для рисования.  Качество работ зависит от степени интеллектуального развития учащихся, от степени развития мелкой моторики, от знания и соблюдения правил изобразительного искусства и требований к выполняемой работе, от уровня оказанной помощи педагога в соответствии с дифференциацией учащихся и степени принятия ее учащимися.

На уроках-беседах об изобразительном искусстве оценка учащихся зависит от активности участия в беседе, от умения рассказывать о содержании рассматриваемого произведения искусства, от качества проявления отношения к картинам (высказывания своего мнения).

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Учащиеся должны уметь:

        передавать  в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);

        определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;

        составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их расположения в пространстве ( под углом к учащимся, выше уровня зрения);

ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;

пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);

самостоятельно анализировать свой  рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;

рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках  произведений  изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;
  • владение начальными формами  познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими, логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
  • получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания, и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую информацию.

Учебно -методический комплекс

Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы 8 вида: 5-7 кл. /под редакцией В.В.Воронковой, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6, 7 классов коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по предмету изобразительное искусство для обучающихся 6,7 классов специальной (коррекционной) школы VIII  вида...

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс СКОШ VIII вида

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздей...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс школа VIII вида

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы  под редакцией доктора педагогиче...

Рабочая программа по изобразительному искусству в 3,4 классах коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа, тематическое планирование для уроков изо 3,4 кл корр, + пояснительная записка для 6 класса...

Рабочая программа по изобразительному искусству: 5 класс VIII вид

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ И.А. Грошенков/Под ред. В.В. Воронко...