Рабочая программа по изобразительному искусству в 3,4 классах коррекционной школы VIII вида
рабочая программа на тему
Рабочая программа, тематическое планирование для уроков изо 3,4 кл корр, + пояснительная записка для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_v_34_kl_korr.docx | 38.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального казённого общеобразовательного учреждения Шалинского городского округа «Шамарская средняя общеобразовательная школа №26» - «Горная средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
директор филиала
________Т.А.Желтышева
«_____»________2015 г.
Рабочая программа по ИЗО
для учащихся 3,4 классов коррекционной школы 8 вида
Разработчик:
Курзина Т.Е. – учитель
I квалификационной категории
д. Гора 2015
Пояснительная записка
За основу рабочей программы по изобразительной деятельности взята программа М. А. Грошенкова, которая опубликована в сборнике программ для коррекционной школы VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой (М.: Просвещение, 2004). В школьном учебном плане для изучения изобразительного искусства в 3 и в 4 классах отводится 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.
Школьный курс по изобразительному искусству в 1 – 4 классах направлен на решение следующих основных задач:
коррекции недостатков развития познавательной деятельности путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами:
развитие у учащихся деятельности обобщения, сравнения; формирование умения ориентироваться в задании, последовательном выполнении рисунка;
улучшение зрительно – двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала; формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
развитие у школьников аккуратности, художественного вкуса, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию. Для решения этих задач предусмотрены четыре вида занятий: Рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Рисование с натуры. Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места. Большое значение на этих уроках имеет отбор соответствующего оборудования и моделей. Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов. На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Декоративное рисование. На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьникам поручают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Краткие беседы о декоративно – прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определённой степени формированию у учащихся эстетического вкуса. Занятия по декоративному рисованию, как правило, предшествуют урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
Содержанием раздела «Рисование на темы» является изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. В 1 – 2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по окраске. В 3 – 4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими. Ставя перед учащимися задачу, передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель сосредотачивает все свои усилия на формирование у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Беседы об изобразительном искусстве. Беседы об искусстве – важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников. В 1 – 3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах, отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10 – 15 минут в начале или в конце урока. Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, ведётся работа по обогащению речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
В 3-м классе доминирует такой вид занятий, как декоративное рисование. (Это отображено в почасовой разбивке по видам занятий). Причина этому – несформированность технических и изобразительных навыков и умений учащихся. Постепенно технические и изобразительные навыки и умения формируются, что позволяет к 4 классу такой вид занятий, как рисование с натуры сделать доминирующим. .При задержке психического развития и умственной отсталости (как было выявлено психологом), наблюдается несовершенство цветоразличения и таких компонентов восприятия, как избирательность, целостность, осмысленность, точность. Движения и позу персонажей учащиеся никак не связывают с их эмоциональным состоянием. Эти отклонения в развитии не обеспечивают полноценную изобразительную деятельность детей. Нарушение пространственных ориентировок сказывается на рисовании предметов, человека и их расположении на бумаге. Ограниченность образов-представлений затрудняет сюжетное и предметное рисование. Учащиеся младших классов коррекционной школы не понимают явлений перспективы. Не различают частичных перекрытий. Поэтому особенность организации обучения изобразительной деятельности школьников с умственной отсталостью проявляется в обязательном наличии пропедевтического этапа, на котором проводится работа, направленная на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей). На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков.
Почасовая разбивка по видам занятий
Вид занятий | 3кл Кол- во часов | 4кл Кол- Во часов | Требуемые умения для учащихся 3 класса | Требуемые умения для учащихся 4 класса |
Декоративное рисование | 14 | 8 | Уметь рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; уметь правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках плакатного характера. | Последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещать декоративные элементы в кругк на осевых линиях в центре и по краям; пользоваться акварельными красками; ровно заливать контуры, отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоничное сочетание цветов. |
Рисование с натуры | 14 | 12 | Уметь изображать предметы округлой и овальной формы; различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; уметь определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и тёмный оттенки цвета. | Анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); изображать объемные предметы цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и цвет его частей; пользоваться осевыми линиями при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объёмную форму элементарной светотенью. |
Рисование на темы | 5 | 6 | Соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов. Объединяя их общим содержанием; уметь располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше, используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка). | Правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. Передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного. |
Беседы (два раза в четверть) | 8 | 8 | Узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях картин характерные признаки времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства; видеть красоту природы в различные времена года | Узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства; видеть красоту природы в различные времена года. |
Резерв | 1 | |||
Всего за год: | 34ч. | 34ч. |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся 3 класса должны уметь | Учащиеся 4 класса должны уметь |
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого; самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посредине листа бумаги; ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме; по инструкции учителя находить верхний правый, верхний левый, нижний правый и нижний левый углы; правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (изображение должно быть не слишком большим и не слишком маленьким); делить лист на глаз на две и четыре равные части; анализировать с помощью учителя строение предмета; анализировать с помощью учителя строение предмета, а также форму, величину и цвет его частей; сравнивать несколько предметов по форме, величине, цвету и положению в пространстве; намечать последовательность построения рисунка под руководством учителя; изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности; рисовать плоские предметы симметричной формы, применяя среднюю (осевую) линию; рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу); в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше; различать и называть цвета и их оттенки; узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях картин характерные признаки времён года; анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки. | правильно определять изображения в зависимости от размера листа бумаги; передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном положении; использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы; передавать объёмную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме); подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь); пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров); анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по вопросам учителя); рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов. |
Критерии оценивания деятельности детей на уроках ИЗО разработаны учителем самостоятельно. За основу взяты основные требования к знаниям и умениям учащихся, определённые базовой программой и учтена степень самостоятельности учащихся и их самооценки при выполнении заданий.
Оценка | 3 класс |
«5» | Учащийся демонстрирует умение правильно располагать лист бумаги; самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посредине листа бумаги; анализировать с помощью учителя строение предмета, а также форму, величину и цвет его частей; сравнивать несколько предметов по форме, величине, цвету и положению в пространстве; изображать от руки предметы разной формы. Учащийся демонстрирует умение рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения; различать и называть цвета и их оттенки; узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях картин характерные признаки времён года; анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки. |
«4» | Учащийся демонстрирует умение правильно располагать лист бумаги; самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посредине листа бумаги; затрудняется проанализировать строение предмета, но может назвать форму, величину и цвет его частей; демонстрирует умение рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате. Учащийся не совсем аккуратно закрашивает рисунок цветными карандашами или красками, нарушая контур изображения. В рисунках на темы затрудняется изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше. |
«3» | Учащийся не может самостоятельно форму, величину или цвет частей предмета; затрудняется самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посредине листа бумаги; затрудняется изобразить от руки предметы разной формы, но может назвать их цвет, форму, величину. Умеет рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате, но при раскрашивании не соблюдает контуры изображения. Проанализировать свой рисунок не может. |
Оценка | 4 класс |
«5» | Учащийся демонстрирует умения правильно определять изображения в зависимости от размера листа бумаги, передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном положении; использует осевые линии при построении рисунка симметричной формы; передаёт объёмную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме); подбирает и передаёт в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь); Умеет пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров); анализирует свой рисунок и рисунок товарища (по вопросам учителя); рассказывает о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства; употребляет в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов. |
«4» | Учащийся демонстрирует умения правильно определять изображения в зависимости от размера листа бумаги, передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном положении, но затрудняется в использовании осевых линий при построении рисунка, рисунок получается несимметричным. Подбирает и передаёт в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь), но закрашивает неаккуратно, не соблюдая контуры изображения. Рассказывает о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства с затруднениями, не употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов. |
«3» | Учащийся не может самостоятельно определять изображения в зависимости от размера листа бумаги, передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном положении. Умеет рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу), но затрудняется использовать в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов, и комментировать свой рисунок и рисунок товарища. Рисунок закрашивает неаккуратно, не соблюдая контуры изображения. |
Поурочное планирование уроков ИЗО в 3,4 классах малокомплектной специальной (коррекционной) школы VIII вида
I четверть
№ п/п | 3 класс Тема занятия | 4 класс Тема занятия |
1 | Рисование с натуры листьев берёзы и ивы. Беседа по картинам на тему «Лето» (А. Куинджи «Берёзовая роща»; И. Шишкин. «Рожь», «Ручей в лесу»). | Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4 – 6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске. |
2 | Рисование в полосе узора из веточек с листочками. | Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал). |
3 | Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (ветка вишнёвого дерева). | Рисование с натуры веточки рябины. |
4 | Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды». | Составление узора в квадрате из растительных форм. |
5 | Рисование с натуры предметов различной формы и цвета ( яблоко, груша, огурец, морковь). | Беседа на тему «Мы растём на смену старшим» |
6 | Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3 – 4 флажка на одном листе). | Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме – кружки для столика квадратной формы. |
7 | Рисование с натуры доски для резания овощей. | Беседа «Декоративное искусство» Резьба по дереву, богородская игрушка. |
8 | Рисование шахматного узора в квадрате. | Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен). |
9 | Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем (Сыроежка» С. Козлова»). | Рисование предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля). Беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объёма светотенью. |
Всего: 9 часов
II четверть
№ п/п | 3 класс Тема занятия | 4 класс Тема занятия |
1(10) | Рисование с натуры игрушечного домика. | Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда). |
2(11) | Беседа по картинам на тему «Осень» (И. Левитан. «Золотая осень»; В Поленов «Золотая осень»). Декоративное рисование – узор для косынки треугольной формы (треугольник – готовая форма). | Рисование на тему «Моя любимая игрушка» По выбору учащихся. |
3(12) | Рисование геометрического орнамента в квадрате. | Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). |
4(13) | Рисование с натуры будильника круглой формы. | Рисование на тему «Городской транспорт» |
5(14) | Рисование узора в полосе (Снежинки и веточки ели) | Беседа по иллюстрациям в детских книжках «Как художники изображают зиму» |
6(15) | Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или другие.) Рисование в полосе узора из чередующихся геометрических фигур, данных учителем. | Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика) |
7(16) | Рисование на тему «Новогодняя ёлка» | Декоративное оформление новогодней поздравительной открытки. |
Всего 7 часов
III четверть
№ п/п | 3 класс Тема занятия | 4 класс Тема занятия |
1(17) | Рисование узора на рукавичке (выкройка рукавички вырезается из бумаги – готовая форма). | Декоративное рисование: панно «Снежинки». |
2(18) | Рисование на тему «Ёлка зимой в лесу» | Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» |
3(19) | Рисование симметричного узора по образцу. | Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты). |
4(20) | Рисование с натуры молотка | Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура – раздаточный материал). Рисование с натуры игрушки несложной формы (бульдозер, экскаватор, грузовик) |
5(21) | Рисование симметричного узора по образцу. Беседа на тему «Дымковские узоры». | Рисование с натуры раскладной пирамидки. |
6(22) | Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» и др. | Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой» |
7(23) | Показ репродукций картин о Российской Армии. Рисование на тему «День защитника Отечества». | Показ репродукций картин о Российской Армии. Рисование на тему «День защитника Отечества». |
8(24) | Декоративное рисование – оформление поздравительной открытки к 8 марта | Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта |
9(25) | Рисование с натуры детской лопатки. | Беседа об изобразительном искусстве «Художники рисуют весну» |
10(26) | Рисование по образцу орнамента из квадратов. | Рисование на тему «Весна пришла». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март». К. Юон. «Первая зелень»). |
Всего: 10 часов
IV четверть
№ п/п | 3 класс Тема занятия | 4 класс Тема занятия |
1(27) | Рисование узора из растительных форм в полосе. Рисование с натуры цветов. | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. |
2(28) | Рисование с натуры весенней веточки | Беседа «Иллюстрации животных в детских книжках» |
3(29) | Беседа по картинам о весне (И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели») Рисование на тему «Деревья весной». | Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев) |
4(30) | Составление узора для крышки коробки, изготовленной на уроке ручного труда. | Рисование на тему «Космические корабли в полёте» |
5(31) | Рисование на тему «Листок календаря к празднику 1 Мая». | Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы-настольные, настенные, напольные и т.п.) |
6(32) | Беседа по картине Т. Яблонской «Весна». Рисование поздравительной открытки к 9 Мая. | Рисование с натуры в виде набросков (3-4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов. |
7(33) | Рисование с натуры земляники с цветами. | Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт) |
8(34) | Резерв. | Беседа на тему «ДПИ»6 вышивка, кружево, керамика. |
Всего: 8 часов
Итого :34 часа
Пояснительная записка
За основу рабочей программы по изобразительной деятельности взята программа М. А. Грошенкова, которая опубликована в сборнике программ для коррекционной школы VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой (М.: Владос, 2001). В школьном учебном плане для изучения изобразительного искусства в 6 классе – 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.
Школьный курс по изобразительному искусству в 5 – 7 классах направлен на решение следующих основных задач:
коррекции недостатков развития познавательной деятельности путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами:
развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в здании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
улучшение зрительно – двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Для решения этих задач предусмотрены четыре вида занятий: Рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учётом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы действуют две-три однотипные постановки, что обеспечивает хорошую видимость для всех учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся подбираются такие предметы, с которыми можно проводить реальный анализ. Очень полезен в этом отношении детский конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, ворота и т.п.).
Рисованию с натуры предшествует изучение (обследование) предмета: определяются его форма, конструкция, величина составных частей, цвета и их взаимное расположение. У учащихся вырабатывается потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию. А также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п. Параллельно на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства (ДПИ). Демонстрация предметов народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Задания по декоративному рисованию имеют определённую последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.
Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. В 6 классе рисование на темы тесно связывается с уроками рисования с натуры. Умения, навыки, полученные на уроках рисовании с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве. Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, решаются значительно эффективнее, если перед практической работой школьников была проведена соответствующая теоретическая подготовительная работа. Учащимся предлагается определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать ,как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке используются реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует более активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами. С целью обогащения зрительных представлений школьников используется как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки.
Беседы об изобразительном искусстве. В 6 для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке показывают не более трёх-четырёх произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учителем уделяется выработке у учащихся умению определять сюжет, пониманию содержания произведения и его главной мысли, а также некоторым доступным для осмысления умственно отсталыми школьниками средств художественной выразительности.
Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображённых на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц, краски и т.п.). Дети вместе с учителем составляют план рассказа по картине, учитель даёт образец описания картины. Если возможно, организуются экскурсии в музеи, в места народных художественных промыслов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 классов коррекционной школы VIII вида
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности дет...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида
Главная цель обучения русскому языку в специальном (коррекционном) учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать ...
рабочая программа по географии для обучающихся 6,9 классов коррекционной школы VIII вида
Данная рабочая программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В....
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6, 7 классов коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство для обучающихся 6,7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида
Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...
Рабочая программа по письму и развитию речи. 5 класс коррекционной школы VIII вида
Представлена рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида....
Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" в 4 классе коррекционной школы 8 вида
Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" в 4 классе коррекционной школы 8 вида...