Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс СКОШ VIII вида
рабочая программа на тему

Ермолинская Надежда Андреевна

 Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptirovannaya_rab._progr._izobr._isk._1-4_skosh.doc389 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное  образовательное учреждение

«Нюксенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида».

                     

Рассмотрено

на педагогическом совете школы

Протокол № ___

от «___» ______________2014 г.

Утверждаю

Директор БОУ «НСКОШ – интернат VIII вида» Рябева Г.В.

Приказ № ________

от «___» _____________2014 г.

Адаптированная рабочая программа

по  изобразительному искусству

на 2014/2015 учебный год

Программу составила Ермолинская Н.А.,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория,

стаж работы - 19 лет.

с. Нюксеница 2014год.

Пояснительная записка

          Рабочая программа по русскому языку  разработана  в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);

- Образовательная программа БОУ «Нюксенская специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа – интернат VIII вида»

- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

- Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г. 

- Учебный план БОУ  «Нюксенская специальная (коррекционная)общеобразовательная  школа – интернат VIII вида»

- Положение о порядке разработки и утверждения адаптированной рабочей программы учебных предметов БОУ «Нюксенская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида»

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;                              

- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида : Подготовительный класс. 1-4 классы / А. А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.\ - 8 изд.- М: Просвещение, 2008. –

Программа является авторской.

     

 Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
      Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи о
сновные задачи:

способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

содействовать развитию у учащихся аналитико-синтети-ческой деятельности, умения сравнивать, обобщать;

ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

развивать у учащихся речь, художественный вкус, воспитывать интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Общая характеристика учебного предмета

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.

Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.

Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.

В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.

Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.

В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.

В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.

Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.

Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

Описание места учебного  предмета, курса  в учебном плане

Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «» учебного плана БОУ «Нюксенская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIIIвида»

Рабочая программа рассчитана:

1 класс- на 33 часа,1 час в неделю, 33 учебных недели

2 класс- на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недели

3 класс- на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недели

4 класс- на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недели

Содержание учебного предмета

1 класс (1 ч в неделю)

 Первое полугодие

Подготовительные упражнения

·         Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различать круг и овал.

·         Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения.

·         Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый.

·         Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.

Примерные упражнения

Первая четверть

·         Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителем).

·         Упражнения на различение предметов по форме и размерам; рисование (на одном листе) предметов разной формы и величины (после наблюдения и показа учителем).

·         Игровые графические упражнения — рисование прямых линий в различных направлениях (по показу): высокие столбы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии); провода, дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии); идет косой дождь, высокие горы, туристические палатки и др. (наклонные линии).

·         Игровые графические упражнения — рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесенки, окошки, рамки, шахматная доска, качели и др.

·         Игровые графические упражнения — рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит, плывет кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок и др.

·         Игровые графические упражнения — рисование замкнутых круговых линий (по показу): намотаем несколько клубков ниток, воздушные шарики, много колечек — цепочка, тележка с разноцветными колесами, ветка с ягодами и др.

·         Игровые графические упражнения — рисование (по показу) знакомых детям предметов разной величины (размеров): разноцветные шары — большие и маленькие, клубки ниток — большие и маленькие, ленты — длинные и короткие, карандаши — толстые и тонкие, елочки — высокие и низкие и др.

·         Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной формы: арбузы, апельсины, яблоки, огурцы, лимоны, сливы, рамки, кубики, коробки и др.

·         Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы: альбомы, линейки, книги, флажки, чертежные треугольники, дорожные знаки и др.

Вторая четверть

·         Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка.

·         Рисование по клеткам несложных геометрических узоров в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель).

·         Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов).

·         Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих предметов.

·         Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см). Деление круга на четыре равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура.

·         Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы).

·         Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели).

·         Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4—6 на листе бумаги).

·         Рисование по представлению знакомых детям предметов (веточка елки с игрушками).

Второе полугодие

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

(2 раза в четверть)

Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

Примерные задания

Третья четверть

·         Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка).

·         Рисование на тему «Снеговик».

·         Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам (прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивают в контрастные цвета).

·         Рисование с натуры игрушки-светофора. Рисование с натуры связки воздушных шаров.

·         Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки.

·         Рисование с натуры игрушки-кораблика.

·         Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.

·         Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

·         Рисование по замыслу «Что бывает круглое?».

·         Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке», «Колобок катится по дорожке»).

Четвертая четверть

·         Декоративное рисование — узор в круге (круг — готовая форма).

·         Тематический рисунок «Я ракету нарисую».

·         Геометрический узор в полосе из треугольников. Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

·         Рисование с натуры праздничного флажка. Рисование узора в полосе растительных элементов. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки).

2 класс (1 ч в неделю)

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

(2 раза в четверть)

·         Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.

·         Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).

Примерные задания

Первая четверть

·         Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

·         Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор).

·         Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).

·         Самостоятельное составление учащимися узора в полосе.

·         Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить цветными карандашами).

·         Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях).

·         Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

·         Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (например, папка, линейка, треугольник чертежный).

·         Декоративное рисование — узор из цветов для коврика прямоугольной формы.

Вторая четверть

·         Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу).

·         Декоративное рисование — орнамент в квадрате. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Знакомство с городецкой росписью.

·         Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях).

·         Рисование с натуры веточки ели. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

·         Рисование с натуры праздничных флажков. Рисование с натуры елочных украшений. Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками».

Третья четверть

·         Рисование узора из снежинок (украшение шарфа или свитера).

·         Рисование на тему «Снеговики».

·         Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины.

·         Рисование с натуры игрушки-рыбки. Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей».

·         Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка).

·         Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с полхов-майданскими изделиями. Рисование узора в полосе.

·         Декоративное рисование — узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник — готовая форма).

·         Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность» (равносторонний треугольник желтого цвета с черным восклицательным знаком и красной полосой по краям).

·         Рисование узора в круге — расписная тарелка (круг — готовая форма).

·         Рисование на классной доске и в тетрадях несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы (домик — квадрат и треугольник, тележка — прямоугольник и два круга, скворечник — прямоугольник и треугольник и т. п.).

Четвертая четверть

·         Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем.

·         Декоративное оформление открытки «Ракета летит».

·         Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

·         Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.

·         Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».

·         Рисование узора в полосе из цветов и листочков. Узор из цветов в круге (круг — готовая форма). Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам.

3 класс (1 ч в неделю)

ДЕКОРАТИВНОЕ РАСКРАШИВАНИЕ

Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

(2 раза в четверть)

Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.

Примерные задания

Первая четверть

·         Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др.

·         Рисование узора в полосе из веток с листочками. Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишневого дерева).

·         Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»).

·         Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).

·         Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе).

·         Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.

·         Рисование шахматного узора в квадрате.

·         Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

Вторая четверть

·         Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование с натуры игрушечного домика.

·         Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

·         Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).

·         Рисование с натуры будильника круглой формы.

·         Рисование с натуры двухцветного мяча.

·         Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).

·         Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.).

·         Рисование на тему «Нарядная елка».

Третья четверть

·         Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма). Рисование симметричного узора по образцу.

·         Рисование на тему «Елка зимой в лесу».

·         Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.).

·         Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» или др. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».

·         Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта. Рисование по образцу орнамента из квадратов. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

·         Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона).

Четвертая четверть

·         Рисование узора из растительных форм в полосе.

·         Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.). Рисование с натуры весенней веточки. Рисование на тему «Деревья весной».

·         Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).

·         Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).

·         Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма).

·         Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисование с натуры цветов.

·         Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» или др.).

4 класс

 (1 ч в неделю)

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Примерные задания

Первая четверть

·         Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.

·         Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал).

·         Рисование с натуры ветки рябины.

·         Составление узора в квадрате из растительных форм.

·         Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).

·         Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы.

·         Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).

·         Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

·         Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью.

Вторая четверть

·         Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).

·         Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).

·         Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). Рисование на тему «Городской транспорт».

·         Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

·         Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

Третья четверть

·         Декоративное рисование панно «Снежинки».

·         Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»).

·         Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).

·         Рисование с натуры раскладной пирамидки.

·         Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).

·         Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т. п.).

·         Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.

·         Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

·         Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»).

Четвертая четверть

·         Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

·         Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

·         Рисование на тему «Космические корабли в полете».

·         Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.).

·         Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.

·         Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).

·         Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

·         Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).

Результаты освоения учебного предмета.

Регулятивные УУД.

Учащиеся научатся:

· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

· выполнять работу по заданной инструкции;

· использовать изученные приёмы работы красками;

· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

· вносить коррективы в свою работу;

Учащиеся получат возможность научиться:

· понимать цель выполняемых действий,

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;

· анализировать результаты собственной и коллективной

работы по заданным критериям;

· решать творческую задачу, используя известные средства;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные УУД.

Учащиеся научатся:

· «читать» условные знаки, данные в учебнике;

· находить нужную информацию в словарях учебника;

· различать цвета и их оттенки,

· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

Коммуникативные УУД.

Учащиеся научатся:

· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

· комментировать последовательность действий;

· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

· участвовать в коллективном обсуждении;

· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Предметные результаты.

-называть семь  цветов спектра (красный, оранжевый ,жёлтый, зеленый ,голубой, синий, фиолетовый

-понимать важность  деятельности художника

-правильно  сидеть за партой (столом),  верно  держать лист бумаги  и  карандаш;

-свободно  работать карандашом;

-выполнять простейшие узоры в полосе, круге  из декоративных форм  растительного  мира (карандашом, акварельными и гуашевыми  красками);

-устно описать  изображенные  на картинке или  иллюстрации  предметы, явления(человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и  т.д.),действия  (идут ,сидят, разговаривают  и т.д.);выражать свое  отношение;

     

  Личностные

● чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

● уважительное отношение к культуре и искусству других народов;

● развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

● овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников под руководством учителя;

● умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности;

        Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

● овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

● формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

● овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

● овладение умением вести диалог;

● умение планировать учебные действия при помощи учителя в соответствии с поставленной задачей;

● умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.

        Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

• овладение элементарными практическими умениями и навыками в рисунке;

• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

Предметные результаты изучения изобразительного искусства:

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Учащиеся к концу 1 класса должны уметь:

организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;

выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

ориентироваться на плоскости листа бумаги;

закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);

различать и называть цвета;

узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

Учащиеся к концу 2 класса должны  уметь:
      свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
      ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
      использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
      закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
      рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
      понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
      различать и знать названия цветов;
      узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

Учащиеся к концу 3 класса должны уметь:

·         правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

·         самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;

·         ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

·         правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

·         делить лист на глаз на две и четыре равные части;

·         анализировать с помощью учителя строение предмета;

·         изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

·         рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);

·         в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;

·         различать и называть цвета и их оттенки;

·         узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;

·         анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Уметь применять полученные знания на практике после работы над ним под руководством учителя;

Уметь применять полученные знания на практике самостоятельно

Правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги с помощью учителя

Правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги самостоятельно

Передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме) с помощью учителя

Передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме) самостоятельно

Рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства по вопросам учителя.

Самостоятельно  рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

Подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь),

 пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров) с помощью учителя

Подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров) самостоятельно

Анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя)

Самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунок товарища

Слушать информацию , подготовленную  учителем

Самостоятельно находить информацию к уроку

Способы и формы оценки образовательных результатов.

     Проверка работ, выполненных учащимися, проводится систематически на каждом уроке декоративного рисования, рисования с натуры, рисования на тему.

      Работы учащиеся выполняют в альбомах для рисования.. Качество работ зависит от степени интеллектуального развития учащихся, от степени развития мелкой моторики, от знания и соблюдения правил изобразительного искусства и требований к выполняемой работе, от уровня оказанной помощи педагога в соответствии с дифференциацией учащихся и степени принятия её учащимися.

     На уроках – беседах об изобразительном искусстве оценка учащихся зависит от активности участия в беседе , от умения рассказывать о содержании рассматриваемого произведения искусства, от качества проявления отношения к картинам (высказывания своего мнения).

«Декоративное рисование»

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- выполняет построение орнамента или узора последовательно, используя осевые линии,

- располагает узор симметрично,

- заполняет середину, углы, края равномерно, соотнося размеры элементов узора,

- при раскрашивании соблюдает края, ровно заливает середину, раскрашивает в соответствии с правилами раскрашивания,

- работу выполнял чисто, аккуратно,

- выполненная работа соответствует образцу.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- допустил 1 – 2 ошибки при выполнении работы,

- соблюдал все вышеуказанные требования по выполнению работы,

- работа близка к образцу.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- при выполнении работы выполнил половину требований  её изображения,

- грубо не нарушил правила изобразительного искусства,

- в выполненной работе узнаётся заданный орнамент (узор).

Оценка «2» ставится ученику, если он:

- грубо нарушал правила изобразительного искусства,

- в выполненной работе трудно узнать заданный орнамент (узор).

«Рисование с натуры»

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- правильно определил величину рисунка по отношению к листу бумаги,

- правильно передал в рисунке строение предмета, форму, пропорции и цвет его частей,

- раскрасил изображённый предмет, соблюдая края и ровно заливая середину,

- при изображении пользовался осевыми линиями и использовал правила изобразительного искусства,

- работу выполнял чисто, аккуратно,

- выполненный рисунок соответствует натуре.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- допустил 1 – 2 ошибки при выполнении работы,

- соблюдал все вышеуказанные требования по выполнению работы,

- работа близка к образцу.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- при выполнении работы выполнил половину требований  её изображения,

- грубо не нарушил правила изобразительного искусства,

- в выполненной работе узнаётся изображаемый предмет.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

- грубо нарушал правила изобразительного искусства,

- в выполненной работе трудно узнать изображаемый предмет.

«Рисование на темы»

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- сумел передать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного (услышанного),

- правильно расположил изображение на листе бумаги,

- соблюдал пропорции предметов,

- соблюдал размеры предметов в зависимости от расположения «дальше – ближе»,

- раскрашивал, соблюдая правила раскрашивания,

- работу выполнял чисто, аккуратно,

- в работе  чётко выражена заданная тема.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- работу выполнил в соответствии с вышеуказанными требованиями, но допустил при этом 1 – 2 ошибки,

- в работе просматривается заданная тема.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- нарушил половину вышеуказанных требований к выполняемой работе и правил изобразительного искусства,

- в работе узнаётся заданная тема.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

- нарушил более половины требований к выполняемой работе,

- в рисунке с трудом просматривается или не просматривается заданная тема.

Учебно- методическая литература:

1 – И.А. Грошенков «Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе».

2 – «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №3 2006 год (глубоковская роспись).

3 – В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство 1-2 классы».

4- В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство 2 класс» учебник.

5 – «Простые узоры и орнаменты».

6 –Р.А. Адамянц «Школа рисования. Шаг за шагом».

Примерное тематическое планирование уроков ИЗО в первом классе

№ п/п

Название тем и разделов

Знания, умения и навыки

Коррекционные задачи

Примечание

1 четверть(9ч)

Подготовительные упражнения(16ч)

1

Основные цвета. Нарисуем зеленую травку и цветы

Уметь различать цвета , рисовать линии и предметы разной формы

Развитие восприятия цвета, мелкой моторики

2

Рисование предметов разной величины

Уметь различать цвета , рисовать линии и предметы разной формы

Развитие восприятия величины

3

Рисование прямых линий в разных направлениях (столбы, косой дождик, высокие горы).

Уметь различать цвета , рисовать линии и предметы разной формы

Развитие мелкой моторики

Рисование в программе Paint

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

4

Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (лесенка, шахматная доска, окошки.)

Уметь различать цвета , рисовать линии и предметы разной формы

Развитие мелкой моторики, ориентации на плоскости листа бумаги.

Рисование в программе Paint

5

Рисование дугообразных линий (дым идет, по волнам, скачет мячик)

Уметь различать цвета , рисовать линии и предметы разной формы

Развитие мелкой моторики

6

Рисование замкнутых круговых линий (клубок ниток, цепочка).

Уметь различать цвета, рисовать линии и предметы разной формы

Развитие мелкой моторики

7

Разноцветные шары

Уметь различать цвета, рисовать линии и предметы разной формы

Развитие восприятия цвета, мелкой моторики

Рисование в программе Paint

8

Овощи

Уметь различать цвета, рисовать линии и предметы разной формы

Развитие восприятия цвета

9

Мои учебные принадлежности

Уметь различать цвета, рисовать предметы разной формы

Развитие восприятия величины

2 четверть(7ч)

1

Дом

Уметь рисовать предметы по опорным точкам

Развитие пространственной ориентации

Рисование в программе Paint

2

Кораблик.

Уметь рисовать предметы по опорным точкам

Развитие пространственной ориентации

Рисование в программе Paint

3

Рисование узора в полосе по клеточкам

Уметь рисовать по клеточкам несложные узоры

Формирование графических представлений

4

Узор в полосе из кругов и квадратов

Уметь рисовать по клеточкам несложные узоры

Формирование графических представлений

Рисование в программе Paint

5

Праздничные флажки.

Уметь рисовать по клеточкам несложные узоры

Формирование графических представлений

6

Узор в полосе (веточка ели).

Уметь рисовать по клеточкам несложные узоры

Развивать сенсорное восприятие

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

7

Новогодние игрушки.

Уметь рисовать по памяти(после показа) несложные по форме елочные игрушки

Развивать сенсорное восприятие, концентрации внимания

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

3 четверть(10ч)

Декоративное рисование. Рисование на темы. Рисование с натуры(18ч).

1

Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка).

Уметь свободно, без напряжения проводить от руки линии

Развитие наглядно-образного мышления

2

Рисование на тему  «Снеговик»

Уметь пользоваться трафаретами - мерками

Развитие сенсорного восприятия

Рисование в программе Paint

3

Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам

Уметь рисовать предметы по опорным точкам

Развитие  восприятия формы

Рисование в программе Paint

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

4

Рисование с натуры  игрушки – светофора.

Уметь передавать в рисунке основные его свойства

Развитие  восприятия формы

Рисование в программе Paint

5

Рисование с натуры связки воздушных шаров.

Уметь передавать в рисунке основные его свойства

Развитие  восприятия формы

Рисование в программе Paint

6

Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки.

Уметь сравнивать предметы по форме, цвету, величине

Развитие концентрации внимания

7

Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.

Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаге

Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики

8

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаге

Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики

Рисование в программе Paint

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

9

Рисование по замыслу «Что бывает круглое?»

Уметь передавать в рисунке основные его свойства

Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики

10

Рисунок к сказке «колобок» («Колобок катится по дорожке»)

Уметь узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений

Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики

4 четверть(8ч)

1

Декоративное рисование – узор в круге.

Уметь рисовать  в круге несложные узоры

Развитие сенсорного восприятия

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

2

Тематический рисунок «Я ракету нарисую»

Уметь выполнять тематический рисунок

Развитие сенсорного восприятия

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

3

Геометрический узор в полосе из треугольников.

Уметь свободно, без напряжения проводить от руки линии

Формирование графических представлений

Рисование в программе Paint

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

4

Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек – Горбунок».

Уметь выделять в предмете указанные свойства

Формирование графических представлений

5

Рисование с натуры праздничного флажка.

Уметь рисовать с натуры заданный предмет

Развитие концентрации внимания, мелкой моторики

Рисование в программе Paint

6

Рисование  узора в полосе  растительных элементов.

РК Растения родного края

Уметь свободно, без напряжения проводить от руки линии

Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики

7

Рисунок к сказке  «Три медведя» (три чашки разной величины и расцветки)

Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаги

Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики

8

Обобщающий урок

Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики

Примерное тематическое планирование уроков рисования во втором классе

№ п\п

Название темы урока

Коррекционная работа

Средства обучения

1 четверть 9 часов

1.

Рисование с натуры овощей.

Разв. мышления: загадки.

Демонстрационный материал

 Рисунки поэтапно (огурец, морковь, помидор)

2.

Рисование с натуры фруктов.

Разв. моторики:

Штриховки.

Демонстрационный материал

 Рисунки поэтапно (яблоко, груша)

3.

Рисование разных видов грибов по образцу (мухомор, белый гриб).

РК Грибы наших лесов.

Расширение кругозора.

Демонстрационный материал

 Рисунки поэтапно (мухомор, белый гриб)

4.

Рисование в полосе узора из листьев и ягод по образцу.

РК Ягоды наших лесов.

Расширение кругозора.

Образцы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

5.

Самостоятельное составление узора в полосе.

Разв. координации движений

Образцы.

Рисование в программе Paint

6.

Рисование на тему: «Деревья осенью».

Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

РК Красота осеннего леса родного края

Развитие речи.

Детские книжки.

1.-189

7.

Декоративное рисование орнамента в квадрате. Знакомство с городецкой росписью.

Расширение кругозора.

Образцы. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

4 - 225

8.

Рисование геометрического орнамента в квадрате по образцу.

Развитие мышления.

Рисунки поэтапно ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Рисование в программе Paint

9.

Рисование с натуры знакомых предметов (на выбор – линейка, чертёжный треугольник, папка).

Развитие мышления.

Демонстрационный материал

Рисование в программе Paint

2 четверть 7 часов.

1.

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике по образцу.

Развитие пространственной  ориентировки.

Образцы.Рисунки поэтапно. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Рисование в программе Paint

2.

Рисование в квадрате узора из веточек ели.

Развитие мелкой моторики.

Рисунки узора поэтапно

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

3.

Рисование с натуры ветки ели. Беседа по картинам.

Расширение кругозора.

Демонстрационный материал

4

Рисование новогодней карнавальной полумаски.

Развитие мышления.

Демонстрационный материал

5.

Рисование с натуры елочных украшений.

Развитие памяти.

Демонстрационный материал

Рисунки поэтапно

6.

Рисование на тему: «Время года - зима»

Развитие воображения.

Демонстрационный материал

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

7.

Рисование на тему «Ветка с елочными украшениями».

Развитие мелкой моторики.

Демонстрационный материал

3 четверть10 часов.

1.

Рисование узора из снежинок для шарфа.

Развитие внимания.

Образцы узоров.

Рисование в программе Paint

2.

Рисование на тему «Снеговики».

Развитие пространственной ориентировки.

Демонстрационный материал

Рисунки поэтапно

Рисование в программе Paint

3.

Рисование узора в круге – «Расписная тарелка».

Развитие воображения.

Рисунки поэтапно ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1.-с.133

Рисование в программе Paint

4.

Рисование с натуры игрушки рыбки.

Развитие речи.

Демонстрационный материал

5.

Рисование на тему « Рыбки в аквариуме среди водорослей».

Развитие мышления.

Демонстрационный материал

Рисунки поэтапно 1. – с.189

7.

Декоративное рисование узора для косынки.

Развитие мелкой моторики.

Образцы узоров

8.

Рисование с натуры дорожного знака

« Впереди опасность».

Развитие речи.

Демонстрационный материал

Рисунки поэтапно    1.-с.166

9

Рисование несложных предметов, сочетающих геометрические формы.

Развитие внимания.

1. -с.165

Рисование в программе Paint

10.

Декоративное рисование – узор из цветов для коврика прямоугольной формы.

РК Цветы наших лугов

Развитие памяти.

Образцы ПРЕЗЕНТАЦИЯ

4 четверть 8 часов.

1.

Рисование в полосе узора из чередующихся геометрических фигур, данных учителем.

Развитие воображения.

Геометрические фигуры.

Образцы узоров

Рисование в программе Paint

2.

Декоративное рисование открытки «Ракета летит».

Развитие речи.

Образцы открыток.

3.

Рисование на тему « Весна - время года».

Развитие речи.

Картины

4.

Рисование с натуры башенки из строительных материалов

Развитие внимания.

Демонстрационный материал.

Рисунки

Рисование в программе Paint

5.

Рисование узора в полосе из цветов и листьев.

Развитие памяти.

Образцы элементов для узора

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

6.

Рисование с натуры рамки для картины.

Расширение кругозора.

Демонстрационный материал

7.

Тематический рисунок «В магазине игрушек»

Развитие речи.

Предварительная экскурсия.

8.

Рисование с натуры весенних цветов.

РК Наши первоцветы

Развитие речи.

Демонстрационный материал

Примерное тематическое планирование уроков рисования в третьем классе

        

Тема урока

Примечание, наглядность

Коррекционная цель

1 четверть

1

Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по

картине Хруцкого «Цветы и плоды»

Осенние листья 3 с.189, репродукция.-3 с.47

Развитие речи.

2

Рисование узора в полосе из веток с листочками.

Образцы узоров.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Развитие зрительного восприятия.

3

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями.

РК Разнообразие лиственных деревьев наших мест

Ветка дерева.

Коррекция мелкой моторики.

4

Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И.Л. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень»).

Репродукция картины об осени. 3с.66, 4 с.97

Развитие речи

5

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, морковь, огурец).

Овощи и фрукты различной формы и цвета. 4 с.24

К-я мышления.

6

Рисование с натуры двухцветного мяча.

Мяч двухцветный, рисунки. 1 с.169

К-я внимания

7

Рисование с натуры досок (с узорами) для резания овощей.

Доски с узорами, изображения досок с узорами. 1 с.167; 2.

Расширение представлений об окружающем мире

8

Рисование шахматного узора в квадрате.

Образец узора, шаблоны квадрата, мои рисунки поэтапно. 1 с.134

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Рисование в программе Paint

Развитие координации движений, глазомера.

9

Иллюстрирование рассказа «Ёж – спаситель».

6 ёжик

К-я памяти.

2 четверть

10

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

Образец геометрического орнамента, шаблон квадрата, мои рисунки поэтапно. 1 с.135

Рисование в программе Paint

К-я художественного вкуса

11

Рисование с натуры игрушечного домика.

Игрушечный домик.

Рисование в программе Paint

Развитие речи.

12

Рисование с натуры игрушки – вертолёта.

Игрушка, мои рисунки.

Развитие зрительного восприятия.

13

Беседа о работе гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка готовая форма).

Шаблоны тарелки, образцы гжельской росписи, рисунки.3 с.142, 4 с.40-42

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Развитие зрительного внимания.

14

Рисование с натуры будильника круглой формы.

Будильник круглой формы, мои рисунки. 1 с.168-169

Развитие речи.

15

Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).

Образцы узоров из веточек ели и снежинок, мои рисунки.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Развитие глазомера.

16

Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин «Зима», К. Юон «Русская зима). Рисование на тему «Нарядная ёлка».

Репродукции картин, образцы рисунков.

Развитие речи.

3 четверть

17

Рисование узора на рукавичке.

Образцы узоров, шаблоны рукавички, мои рисунки поэтапно. 1 с.135-136

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Развитие зрительного восприятия.

18

Рисование симметричного узора по образцу.

Образцы симметричных узоров, мои рисунки поэтапно. 1 с.139

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Развитие координации движений.

19

Рисование на тему «Ёлка зимой в лесу».

Образцы рисунков. 1 с.190

Развитие мелкой моторики.

20

Рисование с натуры молотка.

Молоток, мои рисунки поэтапно.

К-я представлений об окружающем мире.

21

Рисование с натуры не сложного по форме инструмента-напильника с ручкой.

Напильник с ручкой.

К-я мышления.

22

Рисование с натуры теннисной ракетки.

Теннисная ракетка, мои рисунки поэтапно.

Развитие мелкой моторики.

23

Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень».

Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».

Репродукции картин.

Развитие речи.

24

Декоративное рисование – оформление поздравительной открытки к 8 Марта.

Образцы поздравительных открыток.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

К-я художественного вкуса.

25

Рисование по образцу орнамента из квадратов.

Образец орнамента 5 с.11,13

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Рисование в программе Paint

Развитие зрительного восприятия.

26

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Элементы строительного материала, мои рисунки поэтапно.

Рисование в программе Paint

Развитие зрительного восприятия.

4 четверть

27

Рисование на тему «Я ракету нарисую».

Рисунки детей, мои рисунки. Поэтапно. 1 с.190

Рисование в программе Paint

Расширение кругозора.

28

Рисование узора из растительных форм в полосе.

Образцы растительных форм и узоров, мои рисунки, 5 с.8

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Развитие мелкой моторики.

29

Беседа по картинам Левитана, А. Соврасова, Яблонской о весне. Рисование с натуры весенней веточки.

РК Весенняя веточка вербы

Репродукции картин, ветка дерева. 3 с.66

Развитие речи.

30

Рисование на тему «Деревья весной».

Изображения весенних деревьев.

Расширение кругозора.

31

Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).

Конверт с картонными квадратами, мои рисунки поэтапно. 1 с.136-137

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Рисование в программе Paint

К-я художественного вкуса.

32

Рисование на тему «Праздник Победы» - праздничный салют.

Открытки и рисунки с изображением салюта.

Развитие координации движений.

33

Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате».

Шаблоны квадратов, образцы узоров 5

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

К-я воображения.

34

Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета»         (А.Пластов «Сенокос», Куинджи «Берёзовая роща»). Рисование с натуры цветов.

Репродукции картин о лете. Цветы. 3 с.182, 193, мои рисунки поэтапно, 6

Развитие речи.

Примерное тематическое планирование уроков в четвёртом классе

Тема урока рисования

Примечание, наглядность

Коррекционная цель

1 четверть

1

Рисование с натуры листа дерева.

Листья деревьев каждому ученику, мои рисунки поэтапно.

К-я восприятия.

2

Составление узора в квадрате из растительных форм.

Образцы растительных форм, узоров, шаблоны квадрата, 1, мои рисунки.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Формирование художественного вкуса.

3

Рисование с натуры ветки рябины.

РК Рябина украшает осенний лес нашего края

Ветка рябины, рисунки.

К-я мышления.

4

Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

К-я памяти.

5

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4-6 на листе). Рисование на классной доске.

Овощи и фрукты

К-я восприятия.

6

Беседа «Декоративно-прикладное искусство» резьба по дереву, богородская игрушка.

3 с.158

Расширение кругозора.

7

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

Изображения избушек из сказок, 2 с.191, 4 с.35.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Формирование воображения.

8

Беседа по картинам на тему «Мы растём на смену старшим»

Репродукции картин

Развитие речи.

9

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кастрюля).

Кастрюля

К-я восприятия.

2 четверть

10

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

Образцы геометрического орнамента, 2 с.137-138, 1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Рисование в программе Paint

К-я зрительного восприятия.

11

Беседа на тему «Золотая хохлома» Демонстрация изделий народного промысла.

Изделия хохломы, 3 с.144, 222-223, мои рисунки.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Расширение кругозора.

12

Рисование с натуры игрушки-автобуса.

Автобус, рисунки

Развитие речи.

13

Рисование с натуры игрушки – грузовика

Грузовик, мои рисунки

Расширение кругозора.

14

Рисование на тему «Городской транспорт»

2 с.191-192

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

К-я представлений об окружающем мире.

15

Декоративное панно «Снежинки».

Образцы панно 2 с.140, мои рисунки.

К-я воображения.

16

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика)

Образцы росписи тарелок.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

К-я мелкой моторики.

3 четверть

17

Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н.Жуковский «Дай дорогу», С. Григорьев «Вратарь»).

Развитие речи.

18

Рисование с натуры бумажного стаканчика

Стаканчик, 2 с.169

К-я восприятия.

19

Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел).

Вымпел

Рисование в программе Paint

Развитие глазомера.

20

Рисование с натуры набросков (3-4 на листе) столярных инструментов.

Столярные инструменты.

Расширение кругозора.

21

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

Пирамидка,2 с.170, рисунки.

Рисование в программе Paint

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

К-я внимания.

22

Беседа на тему «Декоративно – прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

Образцы декоративно-прикладного искусства.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Расширение представлений об окружающем мире.

23

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечник).

РК Забота о зимующих птицах

Скворечник

Развитие мышления.

24

Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.

Рисунки по теме.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

К-я художественного вкуса.

25

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

2 с.141, 1

Рисование в программе Paint

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

К-я координации движений.

26

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Элементы строительного материала, Мои рисунки поэтапно, 2 с.171.

Рисование в программе Paint

К-я восприятия.

4 четверть

27

Рисование на тему «Космические корабли в полёте»

Мои рисунки поэтапно

Формирование представлений об окружающем мире.

28

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

1, 3 с.221, рисунки.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

К-я воображения.

29

Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан «Март», «Первая зелень», К. Юон «Мартовское солнце»).

3 с.66, 97, 109.

К-я речи.

30

Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (подъёмный кран, экскаватор, бульдозер)

Игрушка

К-я зрительного восприятия.

31

Рисование геометрического орнамента – крышка для столика квадратной формы.

Образцы – 1,  с.219

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

К-я глазомера.

32

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (настенные часы).

Настенные часы

К-я координации движений.

33

Рисование с натуры предмета симметричной формы (раскрытый зонт, настольная лампа).

Зонт или лампа.

К-я глазомера.

34

Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (цветы и бабочки).

1

К-я восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитательной работы с учащимися начальных классов СКОШ VIII вида

Основная задача школы – интерната состоит в формировании личности. Невозможно вооружить ребёнка умениями читать, писать, считать без воспитания. Направления воспитательной работы детей с ограниченными...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс школа VIII вида

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы  под редакцией доктора педагогиче...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса коррекционной общеобразовательной школы 8 вида по учебнику Рау М.Ю.

Рабочая программа составлена на основе:·        Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллекту...