Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс СКОШ VIII вида
рабочая программа на тему
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rab._progr._izobr._isk._1-4_skosh.doc | 389 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное образовательное учреждение
«Нюксенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида».
Рассмотрено на педагогическом совете школы Протокол № ___ от «___» ______________2014 г. | Утверждаю Директор БОУ «НСКОШ – интернат VIII вида» Рябева Г.В. Приказ № ________ от «___» _____________2014 г. |
Адаптированная рабочая программа
по изобразительному искусству
на 2014/2015 учебный год
Программу составила Ермолинская Н.А.,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория,
стаж работы - 19 лет.
с. Нюксеница 2014год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
- Образовательная программа БОУ «Нюксенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
- Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
- Учебный план БОУ «Нюксенская специальная (коррекционная)общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
- Положение о порядке разработки и утверждения адаптированной рабочей программы учебных предметов БОУ «Нюксенская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида»
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида : Подготовительный класс. 1-4 классы / А. А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.\ - 8 изд.- М: Просвещение, 2008. –
Программа является авторской.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи основные задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтети-ческой деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, воспитывать интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Общая характеристика учебного предмета
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.
В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.
В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «» учебного плана БОУ «Нюксенская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIIIвида»
Рабочая программа рассчитана:
1 класс- на 33 часа,1 час в неделю, 33 учебных недели
2 класс- на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недели
3 класс- на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недели
4 класс- на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недели
Содержание учебного предмета
1 класс (1 ч в неделю)
Первое полугодие
Подготовительные упражнения
· Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различать круг и овал.
· Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения.
· Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый.
· Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.
Примерные упражнения
Первая четверть
· Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителем).
· Упражнения на различение предметов по форме и размерам; рисование (на одном листе) предметов разной формы и величины (после наблюдения и показа учителем).
· Игровые графические упражнения — рисование прямых линий в различных направлениях (по показу): высокие столбы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии); провода, дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии); идет косой дождь, высокие горы, туристические палатки и др. (наклонные линии).
· Игровые графические упражнения — рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесенки, окошки, рамки, шахматная доска, качели и др.
· Игровые графические упражнения — рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит, плывет кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок и др.
· Игровые графические упражнения — рисование замкнутых круговых линий (по показу): намотаем несколько клубков ниток, воздушные шарики, много колечек — цепочка, тележка с разноцветными колесами, ветка с ягодами и др.
· Игровые графические упражнения — рисование (по показу) знакомых детям предметов разной величины (размеров): разноцветные шары — большие и маленькие, клубки ниток — большие и маленькие, ленты — длинные и короткие, карандаши — толстые и тонкие, елочки — высокие и низкие и др.
· Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной формы: арбузы, апельсины, яблоки, огурцы, лимоны, сливы, рамки, кубики, коробки и др.
· Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы: альбомы, линейки, книги, флажки, чертежные треугольники, дорожные знаки и др.
Вторая четверть
· Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка.
· Рисование по клеткам несложных геометрических узоров в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель).
· Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов).
· Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих предметов.
· Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см). Деление круга на четыре равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура.
· Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы).
· Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели).
· Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4—6 на листе бумаги).
· Рисование по представлению знакомых детям предметов (веточка елки с игрушками).
Второе полугодие
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
(2 раза в четверть)
Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.
Примерные задания
Третья четверть
· Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка).
· Рисование на тему «Снеговик».
· Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам (прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивают в контрастные цвета).
· Рисование с натуры игрушки-светофора. Рисование с натуры связки воздушных шаров.
· Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки.
· Рисование с натуры игрушки-кораблика.
· Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.
· Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.
· Рисование по замыслу «Что бывает круглое?».
· Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке», «Колобок катится по дорожке»).
Четвертая четверть
· Декоративное рисование — узор в круге (круг — готовая форма).
· Тематический рисунок «Я ракету нарисую».
· Геометрический узор в полосе из треугольников. Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».
· Рисование с натуры праздничного флажка. Рисование узора в полосе растительных элементов. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки).
2 класс (1 ч в неделю)
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
(2 раза в четверть)
· Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.
· Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).
Примерные задания
Первая четверть
· Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
· Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор).
· Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).
· Самостоятельное составление учащимися узора в полосе.
· Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить цветными карандашами).
· Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях).
· Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
· Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (например, папка, линейка, треугольник чертежный).
· Декоративное рисование — узор из цветов для коврика прямоугольной формы.
Вторая четверть
· Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу).
· Декоративное рисование — орнамент в квадрате. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Знакомство с городецкой росписью.
· Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях).
· Рисование с натуры веточки ели. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
· Рисование с натуры праздничных флажков. Рисование с натуры елочных украшений. Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками».
Третья четверть
· Рисование узора из снежинок (украшение шарфа или свитера).
· Рисование на тему «Снеговики».
· Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины.
· Рисование с натуры игрушки-рыбки. Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей».
· Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка).
· Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с полхов-майданскими изделиями. Рисование узора в полосе.
· Декоративное рисование — узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник — готовая форма).
· Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность» (равносторонний треугольник желтого цвета с черным восклицательным знаком и красной полосой по краям).
· Рисование узора в круге — расписная тарелка (круг — готовая форма).
· Рисование на классной доске и в тетрадях несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы (домик — квадрат и треугольник, тележка — прямоугольник и два круга, скворечник — прямоугольник и треугольник и т. п.).
Четвертая четверть
· Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем.
· Декоративное оформление открытки «Ракета летит».
· Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.
· Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.
· Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».
· Рисование узора в полосе из цветов и листочков. Узор из цветов в круге (круг — готовая форма). Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам.
3 класс (1 ч в неделю)
ДЕКОРАТИВНОЕ РАСКРАШИВАНИЕ
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
(2 раза в четверть)
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
Примерные задания
Первая четверть
· Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др.
· Рисование узора в полосе из веток с листочками. Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишневого дерева).
· Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»).
· Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).
· Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе).
· Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.
· Рисование шахматного узора в квадрате.
· Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.
Вторая четверть
· Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование с натуры игрушечного домика.
· Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.
· Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).
· Рисование с натуры будильника круглой формы.
· Рисование с натуры двухцветного мяча.
· Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).
· Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.).
· Рисование на тему «Нарядная елка».
Третья четверть
· Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма). Рисование симметричного узора по образцу.
· Рисование на тему «Елка зимой в лесу».
· Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.).
· Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» или др. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».
· Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта. Рисование по образцу орнамента из квадратов. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
· Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона).
Четвертая четверть
· Рисование узора из растительных форм в полосе.
· Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.). Рисование с натуры весенней веточки. Рисование на тему «Деревья весной».
· Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).
· Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).
· Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма).
· Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисование с натуры цветов.
· Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» или др.).
4 класс
(1 ч в неделю)
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Примерные задания
Первая четверть
· Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.
· Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал).
· Рисование с натуры ветки рябины.
· Составление узора в квадрате из растительных форм.
· Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).
· Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы.
· Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).
· Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).
· Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью.
Вторая четверть
· Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).
· Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).
· Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). Рисование на тему «Городской транспорт».
· Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
· Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).
Третья четверть
· Декоративное рисование панно «Снежинки».
· Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»).
· Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).
· Рисование с натуры раскладной пирамидки.
· Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).
· Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т. п.).
· Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.
· Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).
· Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»).
Четвертая четверть
· Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
· Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).
· Рисование на тему «Космические корабли в полете».
· Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.).
· Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.
· Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).
· Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).
· Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).
Результаты освоения учебного предмета.
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной
работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные результаты.
-называть семь цветов спектра (красный, оранжевый ,жёлтый, зеленый ,голубой, синий, фиолетовый
-понимать важность деятельности художника
-правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
-свободно работать карандашом;
-выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
-устно описать изображенные на картинке или иллюстрации предметы, явления(человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.),действия (идут ,сидят, разговаривают и т.д.);выражать свое отношение;
Личностные
● чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
● уважительное отношение к культуре и искусству других народов;
● развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
● овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников под руководством учителя;
● умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
● овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
● формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
● овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
● овладение умением вести диалог;
● умение планировать учебные действия при помощи учителя в соответствии с поставленной задачей;
● умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
• овладение элементарными практическими умениями и навыками в рисунке;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
Предметные результаты изучения изобразительного искусства:
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся к концу 1 класса должны уметь:
организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
ориентироваться на плоскости листа бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
различать и называть цвета;
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Учащиеся к концу 2 класса должны уметь:
свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
различать и знать названия цветов;
узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Учащиеся к концу 3 класса должны уметь:
· правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
· самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
· ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
· правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
· делить лист на глаз на две и четыре равные части;
· анализировать с помощью учителя строение предмета;
· изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
· рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
· в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
· различать и называть цвета и их оттенки;
· узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
· анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Уметь применять полученные знания на практике после работы над ним под руководством учителя; | Уметь применять полученные знания на практике самостоятельно |
Правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги с помощью учителя | Правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги самостоятельно |
Передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме) с помощью учителя | Передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме) самостоятельно |
Рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства по вопросам учителя. | Самостоятельно рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства. |
Подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь), пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров) с помощью учителя | Подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь); пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров) самостоятельно |
Анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя) | Самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунок товарища |
Слушать информацию , подготовленную учителем | Самостоятельно находить информацию к уроку |
Способы и формы оценки образовательных результатов.
Проверка работ, выполненных учащимися, проводится систематически на каждом уроке декоративного рисования, рисования с натуры, рисования на тему.
Работы учащиеся выполняют в альбомах для рисования.. Качество работ зависит от степени интеллектуального развития учащихся, от степени развития мелкой моторики, от знания и соблюдения правил изобразительного искусства и требований к выполняемой работе, от уровня оказанной помощи педагога в соответствии с дифференциацией учащихся и степени принятия её учащимися.
На уроках – беседах об изобразительном искусстве оценка учащихся зависит от активности участия в беседе , от умения рассказывать о содержании рассматриваемого произведения искусства, от качества проявления отношения к картинам (высказывания своего мнения).
«Декоративное рисование»
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- выполняет построение орнамента или узора последовательно, используя осевые линии,
- располагает узор симметрично,
- заполняет середину, углы, края равномерно, соотнося размеры элементов узора,
- при раскрашивании соблюдает края, ровно заливает середину, раскрашивает в соответствии с правилами раскрашивания,
- работу выполнял чисто, аккуратно,
- выполненная работа соответствует образцу.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- допустил 1 – 2 ошибки при выполнении работы,
- соблюдал все вышеуказанные требования по выполнению работы,
- работа близка к образцу.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- при выполнении работы выполнил половину требований её изображения,
- грубо не нарушил правила изобразительного искусства,
- в выполненной работе узнаётся заданный орнамент (узор).
Оценка «2» ставится ученику, если он:
- грубо нарушал правила изобразительного искусства,
- в выполненной работе трудно узнать заданный орнамент (узор).
«Рисование с натуры»
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- правильно определил величину рисунка по отношению к листу бумаги,
- правильно передал в рисунке строение предмета, форму, пропорции и цвет его частей,
- раскрасил изображённый предмет, соблюдая края и ровно заливая середину,
- при изображении пользовался осевыми линиями и использовал правила изобразительного искусства,
- работу выполнял чисто, аккуратно,
- выполненный рисунок соответствует натуре.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- допустил 1 – 2 ошибки при выполнении работы,
- соблюдал все вышеуказанные требования по выполнению работы,
- работа близка к образцу.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- при выполнении работы выполнил половину требований её изображения,
- грубо не нарушил правила изобразительного искусства,
- в выполненной работе узнаётся изображаемый предмет.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
- грубо нарушал правила изобразительного искусства,
- в выполненной работе трудно узнать изображаемый предмет.
«Рисование на темы»
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- сумел передать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного (услышанного),
- правильно расположил изображение на листе бумаги,
- соблюдал пропорции предметов,
- соблюдал размеры предметов в зависимости от расположения «дальше – ближе»,
- раскрашивал, соблюдая правила раскрашивания,
- работу выполнял чисто, аккуратно,
- в работе чётко выражена заданная тема.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- работу выполнил в соответствии с вышеуказанными требованиями, но допустил при этом 1 – 2 ошибки,
- в работе просматривается заданная тема.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- нарушил половину вышеуказанных требований к выполняемой работе и правил изобразительного искусства,
- в работе узнаётся заданная тема.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
- нарушил более половины требований к выполняемой работе,
- в рисунке с трудом просматривается или не просматривается заданная тема.
Учебно- методическая литература:
1 – И.А. Грошенков «Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе».
2 – «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №3 2006 год (глубоковская роспись).
3 – В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство 1-2 классы».
4- В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство 2 класс» учебник.
5 – «Простые узоры и орнаменты».
6 –Р.А. Адамянц «Школа рисования. Шаг за шагом».
Примерное тематическое планирование уроков ИЗО в первом классе
№ п/п | Название тем и разделов | Знания, умения и навыки | Коррекционные задачи | Примечание |
1 четверть(9ч) | ||||
Подготовительные упражнения(16ч) | ||||
1 | Основные цвета. Нарисуем зеленую травку и цветы | Уметь различать цвета , рисовать линии и предметы разной формы | Развитие восприятия цвета, мелкой моторики | |
2 | Рисование предметов разной величины | Уметь различать цвета , рисовать линии и предметы разной формы | Развитие восприятия величины | |
3 | Рисование прямых линий в разных направлениях (столбы, косой дождик, высокие горы). | Уметь различать цвета , рисовать линии и предметы разной формы | Развитие мелкой моторики | Рисование в программе Paint ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
4 | Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (лесенка, шахматная доска, окошки.) | Уметь различать цвета , рисовать линии и предметы разной формы | Развитие мелкой моторики, ориентации на плоскости листа бумаги. | Рисование в программе Paint |
5 | Рисование дугообразных линий (дым идет, по волнам, скачет мячик) | Уметь различать цвета , рисовать линии и предметы разной формы | Развитие мелкой моторики | |
6 | Рисование замкнутых круговых линий (клубок ниток, цепочка). | Уметь различать цвета, рисовать линии и предметы разной формы | Развитие мелкой моторики | |
7 | Разноцветные шары | Уметь различать цвета, рисовать линии и предметы разной формы | Развитие восприятия цвета, мелкой моторики | Рисование в программе Paint |
8 | Овощи | Уметь различать цвета, рисовать линии и предметы разной формы | Развитие восприятия цвета | |
9 | Мои учебные принадлежности | Уметь различать цвета, рисовать предметы разной формы | Развитие восприятия величины | |
2 четверть(7ч) | ||||
1 | Дом | Уметь рисовать предметы по опорным точкам | Развитие пространственной ориентации | Рисование в программе Paint |
2 | Кораблик. | Уметь рисовать предметы по опорным точкам | Развитие пространственной ориентации | Рисование в программе Paint |
3 | Рисование узора в полосе по клеточкам | Уметь рисовать по клеточкам несложные узоры | Формирование графических представлений | |
4 | Узор в полосе из кругов и квадратов | Уметь рисовать по клеточкам несложные узоры | Формирование графических представлений | Рисование в программе Paint |
5 | Праздничные флажки. | Уметь рисовать по клеточкам несложные узоры | Формирование графических представлений | |
6 | Узор в полосе (веточка ели). | Уметь рисовать по клеточкам несложные узоры | Развивать сенсорное восприятие | ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
7 | Новогодние игрушки. | Уметь рисовать по памяти(после показа) несложные по форме елочные игрушки | Развивать сенсорное восприятие, концентрации внимания | ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
3 четверть(10ч) | ||||
Декоративное рисование. Рисование на темы. Рисование с натуры(18ч). | ||||
1 | Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка). | Уметь свободно, без напряжения проводить от руки линии | Развитие наглядно-образного мышления | |
2 | Рисование на тему «Снеговик» | Уметь пользоваться трафаретами - мерками | Развитие сенсорного восприятия | Рисование в программе Paint |
3 | Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам | Уметь рисовать предметы по опорным точкам | Развитие восприятия формы | Рисование в программе Paint ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
4 | Рисование с натуры игрушки – светофора. | Уметь передавать в рисунке основные его свойства | Развитие восприятия формы | Рисование в программе Paint |
5 | Рисование с натуры связки воздушных шаров. | Уметь передавать в рисунке основные его свойства | Развитие восприятия формы | Рисование в программе Paint |
6 | Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки. | Уметь сравнивать предметы по форме, цвету, величине | Развитие концентрации внимания | |
7 | Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта. | Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаге | Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики | |
8 | Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. | Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаге | Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики | Рисование в программе Paint ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
9 | Рисование по замыслу «Что бывает круглое?» | Уметь передавать в рисунке основные его свойства | Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики | |
10 | Рисунок к сказке «колобок» («Колобок катится по дорожке») | Уметь узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений | Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики | |
4 четверть(8ч) | ||||
1 | Декоративное рисование – узор в круге. | Уметь рисовать в круге несложные узоры | Развитие сенсорного восприятия | ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
2 | Тематический рисунок «Я ракету нарисую» | Уметь выполнять тематический рисунок | Развитие сенсорного восприятия | ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
3 | Геометрический узор в полосе из треугольников. | Уметь свободно, без напряжения проводить от руки линии | Формирование графических представлений | Рисование в программе Paint ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
4 | Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек – Горбунок». | Уметь выделять в предмете указанные свойства | Формирование графических представлений | |
5 | Рисование с натуры праздничного флажка. | Уметь рисовать с натуры заданный предмет | Развитие концентрации внимания, мелкой моторики | Рисование в программе Paint |
6 | Рисование узора в полосе растительных элементов. РК Растения родного края | Уметь свободно, без напряжения проводить от руки линии | Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики | |
7 | Рисунок к сказке «Три медведя» (три чашки разной величины и расцветки) | Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаги | Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики | |
8 | Обобщающий урок | Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики |
Примерное тематическое планирование уроков рисования во втором классе
№ п\п | Название темы урока | Коррекционная работа | Средства обучения |
1 четверть 9 часов | |||
1. | Рисование с натуры овощей. | Разв. мышления: загадки. | Демонстрационный материал Рисунки поэтапно (огурец, морковь, помидор) |
2. | Рисование с натуры фруктов. | Разв. моторики: Штриховки. | Демонстрационный материал Рисунки поэтапно (яблоко, груша) |
3. | Рисование разных видов грибов по образцу (мухомор, белый гриб). РК Грибы наших лесов. | Расширение кругозора. | Демонстрационный материал Рисунки поэтапно (мухомор, белый гриб) |
4. | Рисование в полосе узора из листьев и ягод по образцу. РК Ягоды наших лесов. | Расширение кругозора. | Образцы. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
5. | Самостоятельное составление узора в полосе. | Разв. координации движений | Образцы. Рисование в программе Paint |
6. | Рисование на тему: «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках. РК Красота осеннего леса родного края | Развитие речи. | Детские книжки. 1.-189 |
7. | Декоративное рисование орнамента в квадрате. Знакомство с городецкой росписью. | Расширение кругозора. | Образцы. ПРЕЗЕНТАЦИЯ 4 - 225 |
8. | Рисование геометрического орнамента в квадрате по образцу. | Развитие мышления. | Рисунки поэтапно ПРЕЗЕНТАЦИЯ Рисование в программе Paint |
9. | Рисование с натуры знакомых предметов (на выбор – линейка, чертёжный треугольник, папка). | Развитие мышления. | Демонстрационный материал Рисование в программе Paint |
2 четверть 7 часов. | |||
1. | Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике по образцу. | Развитие пространственной ориентировки. | Образцы.Рисунки поэтапно. ПРЕЗЕНТАЦИЯ Рисование в программе Paint |
2. | Рисование в квадрате узора из веточек ели. | Развитие мелкой моторики. | Рисунки узора поэтапно ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
3. | Рисование с натуры ветки ели. Беседа по картинам. | Расширение кругозора. | Демонстрационный материал |
4 | Рисование новогодней карнавальной полумаски. | Развитие мышления. | Демонстрационный материал |
5. | Рисование с натуры елочных украшений. | Развитие памяти. | Демонстрационный материал Рисунки поэтапно |
6. | Рисование на тему: «Время года - зима» | Развитие воображения. | Демонстрационный материал ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
7. | Рисование на тему «Ветка с елочными украшениями». | Развитие мелкой моторики. | Демонстрационный материал |
3 четверть10 часов. | |||
1. | Рисование узора из снежинок для шарфа. | Развитие внимания. | Образцы узоров. Рисование в программе Paint |
2. | Рисование на тему «Снеговики». | Развитие пространственной ориентировки. | Демонстрационный материал Рисунки поэтапно Рисование в программе Paint |
3. | Рисование узора в круге – «Расписная тарелка». | Развитие воображения. | Рисунки поэтапно ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1.-с.133 Рисование в программе Paint |
4. | Рисование с натуры игрушки рыбки. | Развитие речи. | Демонстрационный материал |
5. | Рисование на тему « Рыбки в аквариуме среди водорослей». | Развитие мышления. | Демонстрационный материал Рисунки поэтапно 1. – с.189 |
7. | Декоративное рисование узора для косынки. | Развитие мелкой моторики. | Образцы узоров |
8. | Рисование с натуры дорожного знака « Впереди опасность». | Развитие речи. | Демонстрационный материал Рисунки поэтапно 1.-с.166 |
9 | Рисование несложных предметов, сочетающих геометрические формы. | Развитие внимания. | 1. -с.165 Рисование в программе Paint |
10. | Декоративное рисование – узор из цветов для коврика прямоугольной формы. РК Цветы наших лугов | Развитие памяти. | Образцы ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
4 четверть 8 часов. | |||
1. | Рисование в полосе узора из чередующихся геометрических фигур, данных учителем. | Развитие воображения. | Геометрические фигуры. Образцы узоров Рисование в программе Paint |
2. | Декоративное рисование открытки «Ракета летит». | Развитие речи. | Образцы открыток. |
3. | Рисование на тему « Весна - время года». | Развитие речи. | Картины |
4. | Рисование с натуры башенки из строительных материалов | Развитие внимания. | Демонстрационный материал. Рисунки Рисование в программе Paint |
5. | Рисование узора в полосе из цветов и листьев. | Развитие памяти. | Образцы элементов для узора ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
6. | Рисование с натуры рамки для картины. | Расширение кругозора. | Демонстрационный материал |
7. | Тематический рисунок «В магазине игрушек» | Развитие речи. | Предварительная экскурсия. |
8. | Рисование с натуры весенних цветов. РК Наши первоцветы | Развитие речи. | Демонстрационный материал |
Примерное тематическое планирование уроков рисования в третьем классе
№ | Тема урока | Примечание, наглядность | Коррекционная цель |
1 четверть | |||
1 | Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине Хруцкого «Цветы и плоды» | Осенние листья 3 с.189, репродукция.-3 с.47 | Развитие речи. |
2 | Рисование узора в полосе из веток с листочками. | Образцы узоров. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | Развитие зрительного восприятия. |
3 | Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями. РК Разнообразие лиственных деревьев наших мест | Ветка дерева. | Коррекция мелкой моторики. |
4 | Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И.Л. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень»). | Репродукция картины об осени. 3с.66, 4 с.97 | Развитие речи |
5 | Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, морковь, огурец). | Овощи и фрукты различной формы и цвета. 4 с.24 | К-я мышления. |
6 | Рисование с натуры двухцветного мяча. | Мяч двухцветный, рисунки. 1 с.169 | К-я внимания |
7 | Рисование с натуры досок (с узорами) для резания овощей. | Доски с узорами, изображения досок с узорами. 1 с.167; 2. | Расширение представлений об окружающем мире |
8 | Рисование шахматного узора в квадрате. | Образец узора, шаблоны квадрата, мои рисунки поэтапно. 1 с.134 ПРЕЗЕНТАЦИЯ Рисование в программе Paint | Развитие координации движений, глазомера. |
9 | Иллюстрирование рассказа «Ёж – спаситель». | 6 ёжик | К-я памяти. |
2 четверть | |||
10 | Рисование геометрического орнамента в квадрате. | Образец геометрического орнамента, шаблон квадрата, мои рисунки поэтапно. 1 с.135 Рисование в программе Paint | К-я художественного вкуса |
11 | Рисование с натуры игрушечного домика. | Игрушечный домик. Рисование в программе Paint | Развитие речи. |
12 | Рисование с натуры игрушки – вертолёта. | Игрушка, мои рисунки. | Развитие зрительного восприятия. |
13 | Беседа о работе гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка готовая форма). | Шаблоны тарелки, образцы гжельской росписи, рисунки.3 с.142, 4 с.40-42 ПРЕЗЕНТАЦИЯ | Развитие зрительного внимания. |
14 | Рисование с натуры будильника круглой формы. | Будильник круглой формы, мои рисунки. 1 с.168-169 | Развитие речи. |
15 | Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели). | Образцы узоров из веточек ели и снежинок, мои рисунки. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | Развитие глазомера. |
16 | Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин «Зима», К. Юон «Русская зима). Рисование на тему «Нарядная ёлка». | Репродукции картин, образцы рисунков. | Развитие речи. |
3 четверть | |||
17 | Рисование узора на рукавичке. | Образцы узоров, шаблоны рукавички, мои рисунки поэтапно. 1 с.135-136 ПРЕЗЕНТАЦИЯ | Развитие зрительного восприятия. |
18 | Рисование симметричного узора по образцу. | Образцы симметричных узоров, мои рисунки поэтапно. 1 с.139 ПРЕЗЕНТАЦИЯ | Развитие координации движений. |
19 | Рисование на тему «Ёлка зимой в лесу». | Образцы рисунков. 1 с.190 | Развитие мелкой моторики. |
20 | Рисование с натуры молотка. | Молоток, мои рисунки поэтапно. | К-я представлений об окружающем мире. |
21 | Рисование с натуры не сложного по форме инструмента-напильника с ручкой. | Напильник с ручкой. | К-я мышления. |
22 | Рисование с натуры теннисной ракетки. | Теннисная ракетка, мои рисунки поэтапно. | Развитие мелкой моторики. |
23 | Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень». Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой». | Репродукции картин. | Развитие речи. |
24 | Декоративное рисование – оформление поздравительной открытки к 8 Марта. | Образцы поздравительных открыток. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | К-я художественного вкуса. |
25 | Рисование по образцу орнамента из квадратов. | Образец орнамента 5 с.11,13 ПРЕЗЕНТАЦИЯ Рисование в программе Paint | Развитие зрительного восприятия. |
26 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. | Элементы строительного материала, мои рисунки поэтапно. Рисование в программе Paint | Развитие зрительного восприятия. |
4 четверть | |||
27 | Рисование на тему «Я ракету нарисую». | Рисунки детей, мои рисунки. Поэтапно. 1 с.190 Рисование в программе Paint | Расширение кругозора. |
28 | Рисование узора из растительных форм в полосе. | Образцы растительных форм и узоров, мои рисунки, 5 с.8 ПРЕЗЕНТАЦИЯ | Развитие мелкой моторики. |
29 | Беседа по картинам Левитана, А. Соврасова, Яблонской о весне. Рисование с натуры весенней веточки. РК Весенняя веточка вербы | Репродукции картин, ветка дерева. 3 с.66 | Развитие речи. |
30 | Рисование на тему «Деревья весной». | Изображения весенних деревьев. | Расширение кругозора. |
31 | Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы). | Конверт с картонными квадратами, мои рисунки поэтапно. 1 с.136-137 ПРЕЗЕНТАЦИЯ Рисование в программе Paint | К-я художественного вкуса. |
32 | Рисование на тему «Праздник Победы» - праздничный салют. | Открытки и рисунки с изображением салюта. | Развитие координации движений. |
33 | Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате». | Шаблоны квадратов, образцы узоров 5 ПРЕЗЕНТАЦИЯ | К-я воображения. |
34 | Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А.Пластов «Сенокос», Куинджи «Берёзовая роща»). Рисование с натуры цветов. | Репродукции картин о лете. Цветы. 3 с.182, 193, мои рисунки поэтапно, 6 | Развитие речи. |
Примерное тематическое планирование уроков в четвёртом классе
№ | Тема урока рисования | Примечание, наглядность | Коррекционная цель |
1 четверть | |||
1 | Рисование с натуры листа дерева. | Листья деревьев каждому ученику, мои рисунки поэтапно. | К-я восприятия. |
2 | Составление узора в квадрате из растительных форм. | Образцы растительных форм, узоров, шаблоны квадрата, 1, мои рисунки. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | Формирование художественного вкуса. |
3 | Рисование с натуры ветки рябины. РК Рябина украшает осенний лес нашего края | Ветка рябины, рисунки. | К-я мышления. |
4 | Рисование на тему «Моя любимая игрушка». | К-я памяти. | |
5 | Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4-6 на листе). Рисование на классной доске. | Овощи и фрукты | К-я восприятия. |
6 | Беседа «Декоративно-прикладное искусство» резьба по дереву, богородская игрушка. | 3 с.158 | Расширение кругозора. |
7 | Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен). | Изображения избушек из сказок, 2 с.191, 4 с.35. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | Формирование воображения. |
8 | Беседа по картинам на тему «Мы растём на смену старшим» | Репродукции картин | Развитие речи. |
9 | Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кастрюля). | Кастрюля | К-я восприятия. |
2 четверть | |||
10 | Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. | Образцы геометрического орнамента, 2 с.137-138, 1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ Рисование в программе Paint | К-я зрительного восприятия. |
11 | Беседа на тему «Золотая хохлома» Демонстрация изделий народного промысла. | Изделия хохломы, 3 с.144, 222-223, мои рисунки. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | Расширение кругозора. |
12 | Рисование с натуры игрушки-автобуса. | Автобус, рисунки | Развитие речи. |
13 | Рисование с натуры игрушки – грузовика | Грузовик, мои рисунки | Расширение кругозора. |
14 | Рисование на тему «Городской транспорт» | 2 с.191-192 ПРЕЗЕНТАЦИЯ | К-я представлений об окружающем мире. |
15 | Декоративное панно «Снежинки». | Образцы панно 2 с.140, мои рисунки. | К-я воображения. |
16 | Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика) | Образцы росписи тарелок. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | К-я мелкой моторики. |
3 четверть | |||
17 | Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н.Жуковский «Дай дорогу», С. Григорьев «Вратарь»). | Развитие речи. | |
18 | Рисование с натуры бумажного стаканчика | Стаканчик, 2 с.169 | К-я восприятия. |
19 | Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел). | Вымпел Рисование в программе Paint | Развитие глазомера. |
20 | Рисование с натуры набросков (3-4 на листе) столярных инструментов. | Столярные инструменты. | Расширение кругозора. |
21 | Рисование с натуры раскладной пирамидки. | Пирамидка,2 с.170, рисунки. Рисование в программе Paint ПРЕЗЕНТАЦИЯ | К-я внимания. |
22 | Беседа на тему «Декоративно – прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). | Образцы декоративно-прикладного искусства. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | Расширение представлений об окружающем мире. |
23 | Рисование с натуры домиков для птиц (скворечник). РК Забота о зимующих птицах | Скворечник | Развитие мышления. |
24 | Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта. | Рисунки по теме. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | К-я художественного вкуса. |
25 | Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. | 2 с.141, 1 Рисование в программе Paint ПРЕЗЕНТАЦИЯ | К-я координации движений. |
26 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. | Элементы строительного материала, Мои рисунки поэтапно, 2 с.171. Рисование в программе Paint | К-я восприятия. |
4 четверть | |||
27 | Рисование на тему «Космические корабли в полёте» | Мои рисунки поэтапно | Формирование представлений об окружающем мире. |
28 | Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев). | 1, 3 с.221, рисунки. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | К-я воображения. |
29 | Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан «Март», «Первая зелень», К. Юон «Мартовское солнце»). | 3 с.66, 97, 109. | К-я речи. |
30 | Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (подъёмный кран, экскаватор, бульдозер) | Игрушка | К-я зрительного восприятия. |
31 | Рисование геометрического орнамента – крышка для столика квадратной формы. | Образцы – 1, с.219 ПРЕЗЕНТАЦИЯ | К-я глазомера. |
32 | Рисование с натуры предметов конструктивной формы (настенные часы). | Настенные часы | К-я координации движений. |
33 | Рисование с натуры предмета симметричной формы (раскрытый зонт, настольная лампа). | Зонт или лампа. | К-я глазомера. |
34 | Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (цветы и бабочки). | 1 | К-я восприятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе I вида для детей с умственной отсталостью
Рабочая программа...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе I вида для детей с умственной отсталостью
Рабочая программа...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе I вида для детей с умственной отсталостью
Рабочая программа...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 8 классе I вида
Рабочая программа...
Рабочая программа воспитательной работы с учащимися начальных классов СКОШ VIII вида
Основная задача школы – интерната состоит в формировании личности. Невозможно вооружить ребёнка умениями читать, писать, считать без воспитания. Направления воспитательной работы детей с ограниченными...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс школа VIII вида
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией доктора педагогиче...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса коррекционной общеобразовательной школы 8 вида по учебнику Рау М.Ю.
Рабочая программа составлена на основе:· Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллекту...