"ГОРОД МАСТЕРОВ"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Курмаева Галина Павловна

Конспект открытого мероприятия  

Путешествие в «Город Мастеров»

Место проведения - школа

Время проведения - время недели ИЗО

Участники-ученики 1-8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorod_masterov.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого мероприятия  

Путешествие в «Город Мастеров»

Место проведения - школа

Время проведения - время недели ИЗО

Участники-ученики 1-8 классов

Цель: систематизировать, обобщить знания учащихся о народных художественных образах.

Задачи: развивать умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народных росписей России, создавая их с учетом формы и назначения предметов быта

Оборудование: произведения художественных промыслов Городца, Хохломы, Вятки, Гжели, Каргополя, Филимонова.

Музыкальный ряд: вариации на темы русских народных песен, частушки на темы народных промыслов

Литературный ряд: стихи о народных промыслах

Задание на занятии: выполнить эскиз изделия одного из русских народных художественных промыслов

Материалы и инструменты: гуашь, кисть, ножницы, клей.

Разработка праздника

(зал украшен - росписи, игрушки, жар-птицы).

Ведущий

(пейзаж, музыка)

Эту красоту подарила нам земля. А вот сейчас вы увидите дома, украшенные резьбой (показ) Это уже дело рук человека .Не правда ли, как красиво украшены эти дома? Наша страна богата талантливыми людьми. Удивительные люди эти народные мастера. Из дерева, глины, железа, кости они создали и будут создавать настоящие чудеса. И сегодня мы пригласили вас на встречу с этими чудесами.

(хохломская роспись-чаша)

Чем отличается эта чаша от обыкновенной посуды?

Ответы детей

Ведущий

Правильно ,она золотая. Цветы, завитки необычные, причудливые. Как перья жар птицы ,золотом загораются они на красном фоне. Сделали эту красоту мастера из Нижнего Новгорода, а вернее из Нижегородской области

Сказочница (в народном костюме - сарафан, рубаха)

(Ведущий передает ей чашу - звучит тихо музыка.)

Ребята, я вам расскажу о том, как впервые появилась эта посуда. В давние времена в Москве жил мастер- живописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал его за труды. Любил мастер своё  ремесло, но больше любил вольную жизнь и поэтому, однажды тайно покинул он царский дворец и перебрался на Волгу, в глухие леса. Срубил  себе избу. И была она с виду обычная, а переступишь через порог-глаз нельзя отвести от мебели  , посуды, что мастер создал. Как будь-то, солнышко поселилось  в его избе. Знал  мастер, как из простой деревянной посуды сделать праздничную, что бы она золотом горела. Для этого он натирал посуду оловянным порошком, покрывал льняным маслом и ставил в печку. От жары масло желтело, а олово сквозь  него на золото становилось похоже. Слава о мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди полюбоваться его мастерством. Многие селились рядом с ним.

Дошла слава мастера до грозного царя, и повелел он своим стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им свои секреты мастерства. А утром, когда пришли стрельцы к избе, увидели, как горит она. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали так найти не могли. Исчез он, но не исчезло его ремесло. Подхватили его односельчане. И так много они сделали красивой расписной посуды, что решили продавать её, кто захочет

Ведущий

А местом продажи, было, село Хохлома. И посуда стала называться хохломской.

Скоморох

(сцена базара)

Ярмарка, ярмарка

Подходи ,выбирай

И на память забирай!

Скоморох

Ах да кукла,

Неслыханное чудо,

Невиданное диво.

Игрушечка, Милаша!

Изящна, красива!

Угодно купить, могу уступить

Ведущий

На ярмарке часто играла музыка, например такая

(исполнение песни детьми - «Пчелочка»)

Ведущий

Ребята, кто из вас знает, как называются инструменты, на которых играли музыканты?

Ответы детей

Ведущий

Балалайка я игрунья

Развеселая певунья

Просто я устроена-

Из дощечек скроена,

3 струны да 3 угла

Вот и все дела

(появляется игрушка-Петрушка )

Петрушка

Здравствуйте ребята

Я веселая игрушка

А зовут меня….

Петрушка

Верно Петрушка

Я самый веселый на свете

За что и нравлюсь я детям

Я пришел к вам не один,

Я привел с собой друзей

А где они?

И на лавке нет и под лавкой нет

Ведущий

Не волнуйся ,Петруша, они уже давно пришли и находятся в этом коробе.

Петрушка

Я хочу их познакомить с ребятами

Ведущий

С кого начнем?

Петрушка

А пусть ребята сами догадаются, кто пришел со мной

Отгадайте загадку

Ростом разные подружки

Не похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке

А всегда одна игрушка

Дети отвечают

Ведущий

(вынимая из короба)

Правильно. Это известная  всем в мире кукла. Но она необычная  Как вы думаете почему?

Дети отвечают

Петрушка

Вот Дашка, Машка, Наташка

Три штучки в одной кучке

А сыночек Ванюшка дома остался

Мороза испугался

Ведущая

А как ты думаешь Петруша ,знают ли ребята, где впервые появилась матрешка?

Петрушка

Думаю, что не знают, давай расскажем.

Ведущий

Матрешка впервые появилась в нашем крае 100 лет назад

Петрушка

Интересно, как она выглядела

Ведущаий

Это была девочка милая, простая в русском сарафане. Платок в цветах, вышитый передник. Понравилась матрешка мастерам из Семенова и Полховского Майдана, что находятся в Нижегородской области и делать стали они матрешки, но свои

Петрушка

Давайте ребятам расскажем, как рождаются матрешки.

Ведущая

Рождается она так

Сначала токарь из дерева вытачивает плавную ,округлую форму

Красавицей её делают художники

Для этого требуется : гуашевые краски, беличьи или коленкоровые кисти, деревянные заготовки. Начинается работа

Петрушка

А я о матрешках знаю стихи:

Все они Матрешенки

Все они Милашенки

Все с алыми щечками

Да пестрыми платочками

Нарядные, пригожие

Да на меня похожие

Ведущая

Ой ,что это за звук?

Петрушка

Это мои друзья. Надоело им лежать в коробе, вот и просятся на праздник

Ведущий

Познакомьтесь с ними поближе. Это дымковские и филимоновские игрушки. Их лепят из глины. Берут мягкую глину, разглаживают руками форму, вытягивают шею. Обжигают игрушку в русской печи, что бы она была твердой и крепкой .

Игрушки необычные, сказочные

Древняя легенда рассказывает, что каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами  вывозят на небо колесницу Солнца. Солнце несло людям тепло, урожай, оттого на дымковских и филимоновских игрушках появились яркие круги, полосы.

Народная пословица гласит:»Хорошая работа 2 века живет».А мы можем добавить:»Живет и того больше, когда её хранят и берегут музеи. Свое редкое умение мастера получили от прадедов, дедов -и передают его молодым. Мастер учит ребят своему искусству. Радостно и легко перенимают мастерство ребята, умеющие, ловкие руки; богатое, яркое воображение.

Петрушка

Интересно, а наши ребята внимательные, сообразительные?

Ведущий

Это легко проверить. Мы сейчас проведем викторину

Петрушка

Ой, как  интересно!

Ведущий

Для этого понадобится стенд.

Вы видите полоски, кружочки, цветы ,целые букеты, веточки

Петрушка

Что-то я совсем ничего  не понимаю

Ведущий

Да задание будет не простым ,ребятам чтобы его выполнить, надо ещё раз внимательно посмотреть на все эти произведения народных мастеров, с которыми они познакомились

Дальше каждый желающий получает по коньку (нарисованной лошадке на листах)

Вы должны выяснить на какую из известных вам лошадок(дымковскую или филимоновскую) похож ваш конек, теперь каждый должен нанести узор .3 минуты вам время.

Ребята работают

После  со своими работами встают перед остальными

Петрушка

Ребята, я даже не ожидал, что вы справитесь с этим заданием

Ведущий

А я знала, что ребята справятся. Потому что они хорошо работали на нашем празднике.

Петрушка

Все хорошо поработали и проявили отличные знания народных промыслов, кое-что новое узнали о народных мастерах и произведениях народного творчества, которыми мы в праве гордиться

ТАК КАК ОНИ ИЗВЕСТНЫ НА ВЕСЬ МИР.

ВСЕМ СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий общешкольного праздника "Город мастеров"

Данный сценарий поможет провести общешкольное мероприятие "Итоги школьников в общественной жизни школы"...

Конкурс "Город Мастеров"

Ежегодно в нашей школе в рамках недели "Трудового обучения" проводятся внеклассные мероприяти в виде конкурсов, КВНов, защиты профессий и т.д. Сценарий конкурса "Город Мастеров"  простой, но...

Павлово-город мастеров

До сих пор людей поражает уникальность этого населённого пункта, в котором, как в старину проводят бои гусей и петухов, где, как на юге, растут лимоны и поют канарейки, в котором до сих пор кузнецы сл...

Проект урока "Средневековый город - город мастеров"

Формирование у учащихся яркого, эмоционально окрашенного образа средневекового европейского города в период расцвета ремесла....

Методическая разработка Мастер- класса в рамках профориентационной работы «Город мастеров» по профессии 15.07.09.02 Сварщик

Цели мастер – класса: • Образовательная: формирование устойчивого интереса к профессии «Сварщик», формирование современной мотивации к труду, профессиональному росту. • Развивающая: развитие творче...