Методическая разработка на тему "Наша деревня" для работы в 5х классах по программе Б. Неменского
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Анна Райгородская

Методическая разработка на три урока включает элементы индивидуальной, парной и групповой творческой деятельности.

Результат работы - большая картина-пейзаж, выполненный при совместном участии всего класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему «Развитие навыков совместной творческой деятельности у учащихся 5го класса на уроках ИЗО в контексте работы по программе Б. Неменского по теме ''Русская изба''»


     В связи с внедрением ФГОС нового закона Российской Федерации об образовании возникла необходимость в новых подходах в преподавании изобразительного искусства. Новая идеология современного образования уделяет особое внимание развитию способности к творческому взаимодействию,  совместной деятельности, гибкости ума и способности к адаптации в контексте меняющейся ситуации. Это качества, на сегодняшний день необходимые как для успешной реализации личности, так и для развития социума.
Цель моих разработок - помочь детям не только освоить новые знания и изобразительные техники, но и научить их  взаимодействовать с одноклассниками, работая над выполнением творческого проекта  не только  индивидуально, но и в парах,  и в группе.  В результате дети получают возможность научиться сокоординации своих творческих действий, получить навыки обсуждения, совместного принятия решения, в случае необходимости корректировке  индивидуальных планов в соответствии с общей задачей.

       Наблюдение за работой учащихся и опыт применения методики показывает, что детям интересно работать в разных режимах, поочередно выполняя как индивидуальные,  так и совместные части проекта. Смена характера действий и изменение формы обучения вызывает у детей интерес и возобновляет концентрацию внимания.

      Поскольку не все учащиеся обладают художественными  навыками в равной степени и работают с разной скоростью, немаловажно то, что предлагаемая мною методика позволяет скоординировать творческий процесс, дифференцируя, исходя из способности учеников к их выполнению.

      Выполнение работы на тему ''Русская деревня'' предполагает творческую деятельность на протяжении 3 уроков и включает в себя несколько пластов теоретической информации и практическую деятельность в разных техниках художественного творчества.
Серия занятий начинается с урока, посвященного архитектуре и дизайну русской избы. Презентация, выполненная при применении компьютерных технологий, знакомит детей с характерными особенностями  архитектуры русской избы, с характерными деталями и приемами её оформления. Рассказывая и показывая картины и фотоматериалы, я освежаю полученные ребятами на предыдущих уроках знания о символическом смысле различных орнаментов в применении к декору русской избы.
Особое внимание я уделяю форме избы,  наличникам и декоративной резьбе. После презентации  детям предлагается  разделиться на пары и выполнить и вырезать изображение русской избы. Работа ведется следующим образом: согласовывая между собой размеры и расположение, распределить на двоих задачу следующим образом: один ребенок рисует и вырезает избу, другой ребенок рисует и вырезает два или три окна с наличниками. После этого ребята приклеивают окошки в заранее отведенные для них места. Это задание дает большой простор для творческого воображения и взаимодействия. Вместе они завершают раскрашивание и декорирование избы. Можно дополнить свою работу нарисованными и/или вырезанными орнаментами и декоративными элементами. Опыт показывает, что избушки,  сделанные ребятами, получаются различными и по размеру, и по форме, и по цвету, и по дизайну. Все полученные домики обладают яркой индивидуальностью и ясно демонстрируют творческий подход и заинтересованность своих создателей. Создание домиков занимает от одного до 2 уроков по-разному у разных пар, в зависимости от творческого энтузиазма и художественного опыта участников.
Следующая задача,  выполнение которой необходимо для нашего проекта - создание фонов, на которых на которых будут создаваться наши деревни. В зависимости от количества учеников в классе и интенсивности их работы, можно разделить класс на 3-5 команд, для выполнения следующего этапа работы. Выполнение фонов удобно поручить ребятам, которые первые справились с изготовлением своих домиков. Для их создания понадобятся листы ватмана (А1). Ребята рисуют небо и землю, разделенные линией горизонта с более или менее сложным рельефом. Желательно сразу определить порядок последующей склейки частей деревни – и последовательность расположения листов ватмана. В связи с этой задачей хорошо пронумеровать листы и проследить за соответствующим совмещением линии горизонта и цветов фонов.

       Для выполнения этого задания хорошо предложить ребятам широкие кисти для строительных работ. Размер таких частей не только удобен для закрашивания больших поверхностей, но и очень радует и вдохновляет ребят.

     Следующей пласт теоретической информации, который уместно дать детям в контексте выполнения этого проекта, относится к основам перспективы. Для этого я использую компьютерные технологии, включающие в себя демонстрацию фотографий, видео и картин. Также я привлекаю их внимание к анализу пропорций воспринимаемого умом отображения окружающего нас реального мира. На примере ладоней и предметов мебели,  расположенных на разном расстоянии от наблюдателя, а также наблюдая вид из окон, дети могут почувствовать и осознать основной принцип действия линейной перспективы.
Получив новые сведения о линейной перспективе, дети переходят к следующему этапу выполнения проекта создание деревни. Как было сказано выше, класс делится на три-пять команд. Каждая команда получает  лист ватмана с фоном и, имея несколько домиков, приступают к задаче создать деревню. Желательно оставить два-три домика для мест дальнейшего совмещения листов. Проект подразумевает, что к имеющимся домикам необходимо добавить деревья и кусты, а также объекты дальнего плана - маленькие домики, деревья и кусты.  Это удачный момент поговорить и наглядно продемонстрировать важность смешения цветов и работы с палитрой - поскольку необходимо, чтобы деревья не сливались по цвету с  травой,  своевременно показать ребятам, как можно создать различные оттенки зеленого.

      Работая в команде, ребята могут сами распределить между собой задачи: кто-то  нарисует и вырежет маленькие домики или совсем маленькие домики для дальнего плана,  кто-то - деревья и кусты разного размера для того, чтобы общая картина получилась глубокой и пространственной, а кто-то займется композицией на большом листе. Применяя свежие полученные знания, дети должны правильно распределить домики и деревья, не нарушая законов линейной перспективы. Учителю рекомендуется проконтролировать этот процесс и помочь ребятам с ритмом и композицией. Будет удачно для живости картины и интересности композиции, если местами стоящие на переднем плане объекты будут частично загораживать дальние. Подобрав удачные места для своих объектов,  ребята приклеивают их на клей.  Затем можно украсить и оживить деревню тропинками, озером, грядками, заборчиком,  цветочками. Ребята сами с удовольствием придумывают и выполняют эти творческие действия.

Завершающий этап – совмещение командных работ в единую картину. Ватманы можно склеить на бумажный скотч, наклеить пару домиков и/или кустиков в местах сборки, несколько мазков кистью по необходимости – и совместный проект готов! Изображение «Деревни нашего 5го класса» выполнено!


Эта методика дает несколько пластов разноплановый теоретической информации (архитектура и дизайн русской избы, основы линейной перспективы, основы композиции, смешение цветов), знакомит ребят с несколькими различными техниками изобразительного творчества (рисование, вырезание,  аппликация), предоставляет большой простор для коллективной и индивидуальной творческой деятельности, фантазии  игры.
Проведенные по этой методике занятия показывают, что дети не только с удовольствием работают, но и относительно хорошо запоминают свой опыт и знания, полученные в результате участия в этом проекте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Методическая разработка лабораторных и практических работ для 7 класса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по биологии

Лабораторные и практические работы для 7 класса составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по биологии.Ценность лабораторных и практических  работ ...

Методическая разработка по проведению практической работы в 6 классе по географии «Съемка местности»

Данная разработка практической работы, рассчитанной на 1 урок, включает в себя пошаговый алгоритм подготовки и проведения работы по съемке местности....

Методическая разработка занятия по теме "Работа с документами" к образовательной программе дополнительного образования «Основы метода «слепой» печати с элементами делопроизводства»

Методическая разработка  может быть полезна педагогам дополнительного образования в процессе преподавания  основ  современного  делопроизводства,  ориентированного ...

"Методическая разработка по организации самостоятельной работы обучающихся в классе фортепиано"

В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбо...