Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
рабочая программа (изобразительное искусство) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное искусство и художественный труд под руководством Б.М. Неменского, созданной на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (Стандарты второго поколения), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 года № 2080 (Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_1_klass_2011.doc | 284 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15 г. Гуково Ростовской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании ГМО зам. директора по УВР директор МОУ СОШ № 15
учителей ИЗО и черчения _________С.Н. Лютова __________ Т.П. Сычева
протокол № 1 протокол педсовета № 1
« 28» августа 2011 г приказ № 41 от 31.08.2011 г. _________М.А. Ломейко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
ДЛЯ 1 КЛАССА
на 2011 – 2012 уч. г.
Автор-составитель:
Ястребова Ирина Николаевна,
учитель ИЗО I категории
МОУ СОШ №15 г. Гуково
2011 -2012 учебный год
Пояснительная записка
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Программа адресована учащимся первых классов общеобразовательных школ.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное искусство и художественный труд под руководством Б.М. Неменского, созданной на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (Стандарты второго поколения), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 года № 2080 (Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год).
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 33 часов для обязательного изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе из расчета 1 учебный часа в неделю. В соответствии с годовым календарным графиком учебного времени МОУ СОШ № 15 на 2011-2021 учебный год предмет «Изобразительное искусство» в 1 классе будет изучен за 33 часов (1 час в неделю). Рабочая программа предусматривает гибкость распределения учебного материала по усмотрению учителя в зависимости от используемых форм подачи материала и уровня развития детей, поэтому существенных изменений в составлении рабочей программы не несет.
В 1 классе ведется безотметочное обучение. Отметки не ставятся, но каждая практическая работа учащихся совместно анализируется
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
- в ценностно – эстетической сфере – эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру (Родине, природе, людям); художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
- в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
- в умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- в желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- в активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
- в обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- в умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- в способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
- в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
- в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского искусства (в пределах изученного);
- в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
Тематический план
1 класс
Количество часов | ||||||||
№ | Тема | Форма организации учебных занятий | ||||||
Урок-фантазия | Урок – творчества | Практические работы | Урок - презентация | Урок-путешествие | Урок-игра | Всего часов | ||
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. | 2 | 3 | 1 | 1 | - | 2 | 9 |
2 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. | 2 | 2 | 1 | - | 1 | 1 | 7 |
3 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 11 |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 |
Итого | 33 |
Основное содержание всех тем
1 класс
Тема года «Ты изображаешь, украшаешь и строишь».
I четверть «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения». 9 часов
Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Правила работы и поведения на уроке. Организация рабочего места. Знакомство с учебником. Кабинет искусства — художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Знакомство с Мастером Изображения. Изображения в жизни человека. Красота и разнообразие окружающего мира природы. Эстетическое восприятие деталей природы. Знакомство с понятием «форма». Развитие способности целостного обобщенного видения.
Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.). Образ на основе пятна в иллюстрациях известных художников (Т. Маврина, Е. Чарушин, В. Лебедев, М. Митурич и др.) к детским книгам о животных.
Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, т. е. образные (похожие на кого-то), объемные объекты в природе (пни, камни, коряги, сугробы и др.). Целостность формы. Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Превращения (изменение) комка пластилина способами вытягивания и вдавливания.
Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица).
Знакомство с цветом. Краски гуашь. Организация рабочего места. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (невидимый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета? Как изобразить радость и грусть? (Изображение с помощью цвета и ритма может быть беспредметным.)
Художники и зрители. Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Итоговая выставка детских работ по теме. Начальное формирование навыков восприятия станковой картины. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей.
Опыт художественно- творческой деятельности.
Навыки организации рабочего места. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза, наблюдательности Формирование поэтического видения мира. Умения пользоваться разнообразными художественными материалами на доступном уровне. Чувство цветовой гармонии. Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных).
Передача характерных форм и цвета предмета на основе анализа формы. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы).
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета. Умение проводить линии карандашом разной толщины. Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика). Рисование кистью с применением простейших приемов росписи. Навыки работы гуашью.
II четверть «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения». 7 часов
Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры.
Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Знакомство с Мастером Украшения. Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы. Цветы — украшение Земли. Цветы украшают все наши праздники, все события нашей жизни. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.
Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна).Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.).Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии. Орнамент как вид художественной деятельности. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Виды орнамента. Цветовой контраст. Композиция. Техника набрызга. Смешанная техника (парафин и акварель). Дополнительные цвета и краски холодной гаммы. Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Какие украшения бывают у разных людей? Когда и зачем украшают себя люди? Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения. Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Традиционные новогодние украшения. Новогодние гирлянды, елочные игрушки. Украшения для новогоднего карнавала.
Опыт художественно- творческой деятельности.
Наблюдение и эстетическая оценка украшения в природе. Составление из готовых цветов коллективной работы. Построение орнамента. Композиционное расположение предметов. Выразительное применение цветового контраста. Развитие навыков работы красками, цветом. Работа графическими материалами на доступном уровне. Умения смешивать краски и работать в смешенных техниках. Простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации.
Опыт эстетических впечатлений, развитие навыков восприятия и наблюдательности. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. Опыт коллективного творчества. Проявление творческого интереса к обсуждению рисунков
III четверть «Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки».
9 часов и 1 часав IV четверти
Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры.
Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов. Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Из каких частей может состоять дом? Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм. Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение форм и их пропорций.
Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. Конструирование игрового города. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета. Конструкция предмета. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Конструирование предметов быта.
Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. Как наши вещи становятся красивыми и удобными? Создание образа города. Прогулка по родному городу или селу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.
Опыт художественно- творческой деятельности.
Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Опыт коллективной работы. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы). Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). Обсуждение работы.
Использование подручных материалов. Уметь применять основные средства выразительности в рисунке, технику изображения с помощью печаток Чувство формы и пропорции. Умение вести совместную деятельность, анализировать.Умение всматриваться, видеть, наблюдать, анализировать. Наблюдать и изображать окружающую среду, лепить и конструировать, участвовать в декоративном оформлении.
IVчетверть «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» 7 часов
Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры.
Роль и значение искусства, его доброта и сила. Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Три вида художественной деятельности участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства. Три вида художественной деятельности (три Брата-Мастера) как этапы, последовательность создания произведения. Три Брата-Мастера неразлучны. Они постоянно помогают друг другу, но у каждого Мастера своя работа, свое назначение (своя социальная функция).
В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы, т.е., что это — изображение, украшение или постройка. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Коллективная работа с участием всех учащихся класса. Выразительность размещения элементов коллективного панно.
Конструирование из бумаги объектов природы. Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.).Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки) и украшение их.
Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы». Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено). Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. Создание композиции по впечатлениям от летней природы.
Опыт художественно- творческой деятельности.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Замечать в природе прекрасное, умение восхищаться ее красотой и анализировать свои впечатления. Интерес к познанию природы. Развитие познавательных потребностей. Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые).
Навыки коллективной творческой деятельности. Умение видеть. Развитие зрительских навыков. Умения рисовать гуашевыми красками, передавая нежные цветовые нюансы. Навыки работы с бумагой и приемы конструирования. Умение изображать способом монотипии. Выставка лучших работ учащихся. Обсуждение выставки
Тематическое планирование уроков ИЗО.
1 класс
Тема года: «Искусство и ты» 33часов
Тема I четверти: «Наблюдаем и изображаем осень» 9 часов
N | Дата | Кор-вка | Тема урока | Виды деятельности и задания для учащихся | Работа с уч-ся |
Основные компетенций и умения | Оборудование |
1 | 6.09 | Введение в предмет. Все дети любят рисовать. | Урок -игра Урок –игра. Организация рабочего места. Ознакомление с предметом «Изобразительное искусство» Рисунок по желанию. | Рассказ, беседа, игра, демонстрация наглядных изображений, просмотр видеофрагмента. Рисование карандашом и акварельными красками или тушью | Развитие интереса к изобразитель-ному творчеству; умение участвовать в диалоге; предать свое настроение в рисунке; развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Умения: находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками; рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми; рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах; придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | Презентация учителя «Дети любят рисовать». Таблица с изображение сказочных героев. Учебник. Компьютер, проектор, экран. | |
2-3 | 13.09 20.09 | Мастер изображения учит видеть. Схожесть и отличия формы. | Знакомство с материалами, правилами работы на уроке. Представление об основных цветах и получении нового цвета смешиванием. Анализ формы различных листьев. Рисование сказочного леса. Коллективная работа. | Рассказ, беседа, игра, демонстрация наглядных изображений, слушание музыки. Работа с бумагой и рисование цветными карандашами и фломастерами. | Развитие наблюдательности. Умения: находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное); видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы; выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев); сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм; создавать, изображать на плоскости графи-ческими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометри-ческой формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья). | Учебник. | |
4 | 27.09 | Изображать можно пятном | Создание изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы). Превращение произвольного пятна в изображение зверушки. | Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра-импровизация «Усатый-полосатый». Игра «Сказка про кляксу». Рисование акварельными и гуашевыми красками | Развитие наблюдательности, чувства цветовой гармонии, поэтического видения мира. Умения: использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости; соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений; видеть зрительную метафору —находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки; воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам; Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы). | Презентация учителя Учебная таблица Основные цвета и смешивание»». Учебный рисунок учителя. Рисунки детей. Учебник. Компьютер, проектор, экран. | |
5 | 4.10 | Изображать можно в объеме | Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Лепка птиц и зверей. | Беседа, демонстрация наглядных пособий, игра «Пластилиновая угадайка», Работа с пластилином. | Развитие наблюдательности и фантазии при восприятии объемной формы. Умения: находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.); воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объеме; изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). | Презентация учителя «Пластилиновая угадайка» Поделки из различных материалов. Учебная работа учителя. Учебник. Компьютер, проектор, экран. | |
6 | 11.10 | Изображать можно линией. | Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Знакомство с графическими материалами, их выразительными возможностями. Рисование на тему «Ветер в осеннем лесу». | Рассказ, беседа, игра, демонстрация наглядных пособий. Рисование цветными карандашами и восковыми мелками. | Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Умения: находить и наблюдать линии и их ритм в природе; сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни. Развитие изобразительных навыков и творческой фантазии. | Презентация учителя «Осень в произведениях русских художников». Учебный рисунок учителя. Учебник. Компьютер, проектор, экран. | |
7 | 18.10 | Разноцветные краски | Знакомство с цветом. Краски гуашь. Приемы работы гуашью. Организация рабочего места. Проба красок – создание красочного «коврика» | Рассказ, беседа, игра, демонстрация наглядных пособий, просмотр видеофрагмента. Рисование гуашевыми красками. | Овладевать первичными навыками работы гуашью. Умения: соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры; экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. | Видеофильм «Петух и краски». Таблицы «Цвета и гуашь», «Палитра», «Основные цвета и смешивание». Компьютер, проектор, экран. | |
8 | 25.10 | Изображать можно и то, что невидимо. | Как изобразить радость и грусть? (Изображение с помощью цвета и ритма может быть беспредметным.) Изображение музыки. Изображение радости и грусти (цветом и ритмом) | Рассказ, беседа, игра, демонстрация наглядных пособий, слушание музыки. Рисование гуашевыми красками. | Умения: соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями; изображать радость или грусть (работа гуашью); применять основные средства выразительности в живописи. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.). | Мелодии радостные и грустные. Учебник. Компьютер, проектор, экран. | |
9 | 1.11 | Художники и зрители | Знакомство с по-нятием «произве-дение искусства». Картина. Скуль-птура. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей. Виртуальная экскурсия в музей. Итоговая выставка детских работ. | Беседа, игра, демонстрация наглядных пособий, слушание музыки. Восприятие произведений искусства и работ одноклассников | Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников. Умения: Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников; участвовать в обсуждении выставки; рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.). | Презентация учителя «Музеи искусства». Работы детей. Учебник. Компьютер, проектор, экран. |
Тема II четверти: «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения» 7 часов
№ | Дата урока Дата | Кор-вка | Тема урока | Виды деятельности |
Работа с уч-ся | Задания для уч-ся и формирование умений | Оборудование |
10 | 15.11 | Мир полон Украшений. | Знакомство с Мастером Украше- ния. Мастер Украше- ния учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы. Роспись цветов- заготовок (коллек- тивная работа) | Рассказ, беседа, игра, демонстрация наглядных пособий. Коллективная деятельность. Работа гуашью по цветной бумаге. | Формирование опыта коллективной деятельности. Уметь: находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице); наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе; видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы; создавать роспись цветов- заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью); составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). | Презентация учителя «Цветы в произведениях русских художников». Примеры украшений. Учебник. Компьютер, проектор, экран. | |
11-12 | 22.11 29.11 | Красоту надо уметь замечать. Мир нашего аквариума. | Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новы- ми техниками. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техни- кой монотипии. Украшение крыльев бабочки (заготовки) Коллективная работа « Танец бабочек – красавиц». Работа на темы «Красивые рыбки». «Подводный мир» | Рассказ, беседа, игра, демонстрация наглядных пособий, слушание, просмотр видеофрагментов. Коллективная деятельность. Работа гуашью. Техника «монотипия». Работа различными видами бумаги. | Развитие наблюдательности, приобретение опыта эстетических впечатлений. Умения: находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления; разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях; изображать (декоративно) птиц, бабочек и рыбок, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры; осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. Развитие интереса к работе с подручными материалами, творческого воображения и эстетического вкуса. | Фотографии и изображения бабочек. Инструкционные карты. Аудиозапись Р. Шумана «Бабочки». Видеофрагмент «Подводный мир». Учебная таблица «Последовательное изображение рыбки». Учебный альбом «Разнообразие морских обитателей». Работы учеников. Учебник. Компьютер, проектор, экран. | |
13 | 6.12 | Праздник птиц. | Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумаго-пластики. Конструирование птиц из бумаги. Коллективная работа на тему «Птицы прилетели». | Рассказ, беседа, игра, демонстрация наглядных пособий, слушание сказки. Работа с бумагой. Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации (коллаж). | Развитие наблюдательности, приобретение опыта эстетических впечатлений. Умение: первоначальный опыт конструирова-ния из бумаги; разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях; изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры; осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации. | Презентация учителя «Мир вокруг нас». Иллюстрации с изображение птиц. Учебник. Компьютер, проектор, экран. | |
14 | 13.12 | Узоры, которые создали люди. | Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Оформление орнаментом варежки. | Рассказ, беседа, игра, демонстрация наглядных пособий. Работа гуашью по цветной бумаге. | Развитие наблюдательности и декоративного чувства. Умения: находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком; рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы; придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. | Учебные таблицы «Контрастные цвета», «Стилизация». «Композиция орнамента». Учебник. | |
15 | 20.12 | Как украшает себя человек. | Выражение себя через изображение собственных украшений и украшений сказочных героев. Изображение любимых сказочных героев и их украшений. | Рассказ, беседа, игра, демонстрация наглядных пособий, слушание, просмотр видеофрагментов. Работа гуашью. | Развитие наблюдательности и декоративного чувства. Умения: рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах; анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их; изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). | Видеофрагменты мультфильмов. Презентация учителя «В стране сказочных героев» Детские книги. Учебник. Компьютер, проектор, экран. | |
16 | 27.12 | Мастер Украшения помогает сделать праздник. | Знакомство с новогодними традициями разных стран. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы. Изображение подарков. Изготовление новогодних игрушек. | Создание праздничной творческой атмосфе-ры в классе. Работа с разными материалами. | Развитие творческой фантазии. Умения: придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий; создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы); выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. | Большая картина мира. Набор карточек «собери в целое». Мешок Деда Мороза. Элементы узоров, ткань красного цвета. Учебник. |
Тема III четверти «Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки»
9часов и 1 час в IV четверти
№ | Дата | Кор-ка | Тема урока | Виды деятельности | Работа с учащимися | Задания для учащихся и формирование умений | Оборудование |
17 | 17.01 | Постройки в нашей жизни. | Знакомство с Мастером Постройки. Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Изображение сказочного дома для себя и своих друзей, с помощью печаток. | Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, слушание, просмотр видеофрагментов. Игра «Кто в теремочке живет?». Работа гуашью. | Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Умения: рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм; изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов. | Видеофрагменты мультфильмов. Книги с иллюстрациями домов. Таблицы с разными видами окон и крыш. Учебная таблица «Как рисовать дом». Компьютер, проектор, экран. | |
18 | 24.01 | Домики, которые построила природа. | Анализ соотношений внешнего вида здания и его назначения. Знакомство со способами лепки. Лепка сказочных домиков в форме овощей, фруктов, грибов | Рассказ, беседа, игра, демонстрация наглядных пособий. Лепка пластилином. | Умения: анализировать, из каких основных частей состоят дома; наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции конструировать изображение дома; работать с пластилином, передавать характер объемной формы предмета; высказывать свое мнение об изготовленных предметах, изображать и лепить заданные объекты Развитие способности к формообразованию, творческого воображения | Видеофрагменты мультфильмов. Книги с иллюстрациями домов. Таблицы с разными видами окон и крыш. Компьютер, проектор, экран. | |
19 | 31.01 | Дом снаружи и внутри. | Знакомство с назна-чением дома и его внешний вид. Анализ соотнош-ений и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Изображение дома в виде буквы алфави-та (нарисовать круп-но первую букву своего имени и представить, что это дом, населить его маленькими буквен-ными человечками. Нарисовать крышу, двери, окна, лестни-цы, балконы…) | Беседа, демонстрация наглядных пособий, слушание, просмотр видеофрагментов. Работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону | Развитие первичных умений видеть конструкцию, т. е. построение предмета Умения: понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома; придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). | Видеофрагменты мультфильмов. Книги с иллюстрациями домов. Таблицы с разными видами окон и крыш. Компьютер, проектор, экран. | |
20-21 | 7.02 21.02 | Строим город | Знакомство с дея-тельностью худож-ника-архитектора. Роль конструктив-ной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Приемы работы в технике бумаго-пластики. Создание коллективного макета. | Беседа, демонстрация наглядных пособий, слушание, просмотр видеофрагментов. Постройка домика из бумаги. Постройка городка из бумажных домиков | Развитие первичного опыта коллективной работы. Умения: рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм; овладевать первичными навыками конструирования из бумаги; конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. | Видеофрагменты мультфильмов. Книги с иллюстрациями домов. Таблицы с разными видами окон и крыш. Компьютер, проектор, экран. | |
22-23 | 28.02 6.03 | Все имеет свое строение. | Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Знакомство с новым видом художественной деятельности – оригами. Создание из простых геометрических форм изображения разных зверей в технике аппликации Собачка из бумаги. | Беседа, демонстрация наглядных Работа в технике аппликации. Работа в технике оригами. | Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Развитие пространственного и образного мышления. Умения: анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции; составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации; рассматривать и сравнивать животных; овладевать первичными навыками конструирования из бумаги в технике оригами. Воспитание чуткого отношения к животным. | Изображение собак, выполненные разными материалами. Учебный альбом «Породы собак» Компьютер, проектор, экран. | |
24-25 | 13.03 20.03 | Постройка предметов. Постройка предметов (упаковок). | Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Аппликация «Мой папа стал малышом». Конструирование из бумаги упаковок, украшение их. | Беседа, демонстрация наглядных пособий, Работа с бумагой и тканью. | Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Умения: понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть; конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы,, упаковки а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. Воспитание уважения к членам семьи. | Презентация учителя«Мой папа стал малышом». Работа учителя и детей. Компьютер, проектор, экран. | |
26 | 3.04 | Проект «Город в котором мы живем» | Прогулка по родно-му городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчес-тва Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элемен-тов, деталей в связи с их назначением. Создание образа города (коллектив-ная творческая работа или индиви-дуальные работы | Беседа, экскурсия, фотографирование. Анализ и обсуждение собранных мтериалов. Работа с разнообразными материалами. | Уметь: понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности. | Материалы собранные и подготовленные учащимися и учителем. Компьютер, проектор, экран. |
Тема IV четверти: «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу».
7часов
М № | Дата | Кор-ка | Тема урока | Виды деятельности | Работа с уч-ся | Задания для учащихся и Формирование умений. | Оборудование |
27-29 | 10-17.04 | Совместная работа трех Братьев-Мастеров | Выставка лучших работ учащихся. Обсуждение выставки. Коллективная работа «Ярмарка шумная» | Игра в художников и зрителей. Обсуждение выставки. Конструирование декоративных деревьев, построек, фигурок людей. Оформления фона. | Уметь: различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы); анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного); воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе. | Презентация учителя «Братья Мастера». Выставка детских работ. Произведения разных видов искусств. Компьютер, проектор, экран. | |
30 | 24.04 | «Сказочная страна». | Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Коллективная работа с участием всех учащихся класса. Выразительность размещения элементов коллективного панно | Беседа, демонстрация, слушание музыки, просмотр видеофрагментов, демонстрация наглядных пособий, Работа с бумагой и тканью, гуашью. Создание коллективного панно в технике коллажа. | Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. Эмоциональное и эстетическое восприятие окружающего мира. Совершенствование навыков работы гупшевыми красками. Воспитание интереса к познанию природы | Видеофрагменты мультфильмов. Книги с иллюстрациями. Компьютер, проектор, экран. | |
31 | 8.05 | Праздник весны. Конструирование птиц, жучков, стрекоз, букашек и т. д.). | Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.).Конструирование из бумаги объектов природы. | Демонстрация учителем приемов работы с бумагой Конструирование из бумаги объектов природы. | Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов. | ||
32 | 15.05 | Праздник весны | Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы». Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено). | Экскурсия в природу. Или просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). | Восприятие красоты природы. Уметь: творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание); сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. | Репродукции картин русских художников. Изображения весенних цветов на картинах великих мастеров. Детские работы. | |
33 | 22.05 | Здравствуй, лето! | Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. Создание композиции по впечатлениям от летней природы. | Беседа, игра - путешествие Создание композиции по впечатлениям от летней природы. Работа гуашью. | Развитие зрительских навыков, интереса к предмету, познавательных потребностей. Умения: любоваться красотой природы. Наблюдать и видеть живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности; характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке; выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). | Репродукции картин русских художников на тему лета. Выставка детских работ за год. |
Учебно- методический комплект
- Программа « Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-8 классов под руководством Б.М.Неменского. Москва. Просвещение. 2011г.
- Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2011 г.
- Сборник нормативных документов. Искусство. Москва. Дрофа. 2010г
- Неменская Л.А., «Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь», учебник для 1 кл., Москва, Просвещение, 2010г.
- Л.В.Бушкова, Поурочные разработки по изобразительному искусству, 1 класс, Москва, «ВАКО», 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...
Пояснительная записка к программе по изобразительному искусству 6 класс (по Н.Б. Неменскому)
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 2 класс по программе Б.М. Неменского
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена на основе авторской рабочей программы «Изобразительное искусство» 1-4 классы под редакцие...