Методическая разработка по проведению практической работы в 6 классе по географии «Съемка местности»
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Дюхова Елена Евгеньевна

Данная разработка практической работы, рассчитанной на 1 урок, включает в себя пошаговый алгоритм подготовки и проведения работы по съемке местности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 123.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения практической работы в 6 классе    по   географии

« Съемка местности»

Практические работы - это неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов ит.п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности.

Ребята с удовольствием выполняют эту работу, но при условии, что все они по настоящему готовы к выполнению съемки местности, то есть знают, что им предстоит делать, и уже элементарно умеют, как делать. Таким образом, проведение практической работы за пределами школы требует тщательной подготовки и учителя, и учеников.

Прежде всего, учитель должен выбрать местность для будущей съемки -определить ее размеры, учесть, на сколько она «насыщенна» объектами. Исходя из этого, решить, какой вид съемки (полярная или маршрутная) предпочтительнее. Каждый учащийся должен заранее подготовить необходимое оборудование и научиться им пользоваться. Еще до выхода на местность учащихся надо научить держать планшет, ориентировать его по сторонам горизонта, определять азимут, и расстояние до предметов.

Если на местности предстоит групповая работа до следует заранее разбить учащихся на группы, выбрать ответственных, объяснить обязанности всех ее членов. Необходимо организовать работу так, чтобы каждый учащийся прошел через все виды работ, а не ограничился только одной обязанностью

например, только измерением расстояний. Важно также заранее выбрать способ определения расстояний и в зависимости от этого либо подготовить оборудование (рулетку), либо научить учащихся рассчитывать среднюю длину шага(лучше пары шагов), либо дать им ориентиры для определения расстояния на глаз. Исходя из конкретной ситуации и особенности местности предпочтительнее провести более простой вариант выполнения практической работы способом полярной съемки. Работа проводится без движения учащихся по запланированному маршруту. Каждая группа ориентируется (определяет свое место нахождения по отношению к основным сторонам горизонта и окружающим объектам) из одного места -места наблюдения.

Учащиеся разбиваются на группы по 5-6 человек и выбирают место наблюдения. Место для проведения данного варианта практической работы лучше выбрать открытое, хорошо просматриваемое.

Учащиеся с помощью компаса определяют основные стороны горизонта и направления на окружающие объекты (мост, детская площадка, берег озера), а также расстояние (в парах шагов) до этих объектов. Полученные результаты каждая группа обобщает и заносит в таблицу и с помощью условных знаков объекты обозначают на плане.

Примерная таблица

НАБЛЮДАЕМЫЙ ОБЪЕКТ

РАСПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА ПО ОТНОШЕНИЮ К МЕСТУ НАБЛЮДЕНИЯ

АЗИМУТ ДВИЖЕНИЯ К ОБЪЕКТУ

РАССТОЯНИЕ ДО ОБЪЕКТА

ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА

СЕВЕР

0,360

250м

ЭСТРАДА

ЮГО-ЗАПАД

225

180м

МОСТ ЧЕРЕЗ ПРУД

ВОСТОК

90

150м

После того, как учащиеся закончили выполнения практической работы по ориентированию на местности и показали свои умения работать с компасом и масштабом, самостоятельно определять направление движения и определять расстояние (пройденное по маршруту или расстояние до видимых географических объектов), им предлагается нанести на планшет все имеющиеся на исследуемом участке географические объекты. Для нанесения на план географических объектов учащиеся используют знание топографических знаков.

Окончательное оформление планов и гербариев учащиеся делают дома, поэтому следует заранее сообщить им сроки окончательной сдачи работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проведения практических занятий по дисциплине «Статистика» «Расчет моды»

Методическая разработка содержит методику расчета моды, примеры определения данного статистического показателя для различных вариационных рядов, а также  наиболее часто встречающиеся ошибки....

Методические рекомендации к проведению практической работы в 5 классе раздел " Материаловедение"

Данная рекомендация раскрывает возможность применения атласных лент для  выполнения  образца переплетения  к теме урока " Производство  ткани" в 5 классе....

Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы огневой подготовки»

Тема «Команды, подаваемые при проведении стрельб и порядок их выполнения»....

Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы тактики»

Тема «Действия в экстремальных ситуациях».Занятие №3 «Преодоление водных преград. Оказание помощи терпящим бедствие на воде»...

Методика проведения практической работы в 6 классе по географии « Съемка местности»

Используется во время изучения темы "План и карта" как практическое занятие....

Методическая разработка Раздаточный материал (практические работы) к курсу географии 9 класс

Методическая разработка Раздаточный материал (практические работы) к курсу географии 9 класс...