Методическая разработка занятия по теме "Работа с документами" к образовательной программе дополнительного образования «Основы метода «слепой» печати с элементами делопроизводства»
методическая разработка на тему
Методическая разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования в процессе преподавания основ современного делопроизводства, ориентированного на учащихся средней и старшей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_zanyatiya_rabota_s_dokumentami.docx | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского (юношеского) технического творчества
Московского района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
по теме:
«Работа с документами»
к образовательной программе дополнительного образования
«Основы метода «слепой» печати с элементами делопроизводства»
Автор: Белякова Ирина Николаевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2014
Аннотация
Методическая разработка предназначена для проведения занятия по теме «Работа с документами» образовательной программы «Основы метода «слепой» печати с элементами делопроизводства.
Данная разработка дает возможность учащимся после изучения учебного материала применить полученные знания при составлении и оформлении документов разного характера в форме деловой игры.
Разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования в процессе преподавания основ современного делопроизводства, ориентированного на учащихся 13-17 лет.
Введение
Одна из задач предпрофильного обучения – выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности.
Овладение элементами делопроизводства, умением оформлять документы в соответствии с существующими правилами, а также получение навыков применения компьютерных технологий для рациональной и эффективной организации работы с различными рода документами является одним из этапов решения данной задачи.
Методическая разработка занятия «Работа с документами» выстроена таким образом, что позволяет в процессе занятия не только освоить, закрепить и систематизировать полученные учащимися теоретические знания, но и применить свои навыки и умения на практике, приняв участие в деловой игре, что способствует наиболее рациональному и комплексному применению полученных знаний.
Тема занятия: «Работа с документами»
Тип занятия: комбинированный
Цели занятия:
познакомить учащихся с основными правилами работы с документами, организовать деятельность учащихся по применению знаний в форме деловой игры.
Вид занятия (Форма проведения): смешанный
Форма организации деятельности детей: фронтальная,
индивидуально-групповая.
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, эвристический.
Дидактический материал: образцы документов, карточки с практическим заданием
Техническое оснащение: лекционно-компьютерный кабинет,
компьютерное программное обеспечение
Задачи:
Образовательные | Воспитательные | Развивающие |
Формирование навыков работы с документами. Закрепление приобретённых знаний и умений, обеспечение достижений заданного уровня обученности | Развитие познавательного интереса, воспитание самостоятельности при выполнении заданий, выработка умения работать в коллективе | Развитие мышления, памяти, внимательности, формирование творческих способностей учащихся |
Структура занятия:
- Организационный этап (5 минут)
- Изучение материала (35 минут)
- Применение изученного материала, организация деятельности учащихся по применению знаний в изменённой ситуации (25 минут)
- Контроль и самоконтроль, коррекции (15 минут)
- Подведение итогов занятия (10 минут)
Ход занятия:
- Организационный этап
Приветствие учащихся, фиксирование отсутствующих, изложение учащимся построения занятия.
- Этап изучения материала
Ребята, в процессе изучения данной темы, вы должны узнать:
- Что такое делопроизводство и документ?
- О правилах и требованиях составления и оформления основных служебных и личных документов.
- Какие существуют виды документов?
Теперь разберем каждый из этих вопросов.
Делопроизводство – система документального оформления работы учреждения.
Документ - это способ подтверждения разнообразными методами какого-то факта, действия, права или умственной деятельности человека.
При оформлении документов должны соблюдаться определенные правила:
- Единые правила оформления документов обеспечивают ГОСТЫ;
- Документ должен иметь юридическую силу;
- Документ должен быть качественно и своевременно составлен и исполнен.
В любом учреждении, в работе касающейся делопроизводства, грамотный сотрудник должен уметь оформлять документы в соответствии с имеющимися требованиями. Посредством распорядительных документов: положений, уставов, постановлений, приказов и др. - осуществляется руководящая деятельность.
Также в жизни человека наступает период, когда он должен искать работу, возникают ситуации, когда он вынужден обращаться в различные государственные учреждения с просьбами, жалобами, ходатайствами и т.д. В этом случае автором документа выступает сам составитель, т.е. Вы. Например, при поступлении на работу Вы должны уметь грамотно составить резюме, написать заявление о приеме на работу, работая на предприятии Вам необходимо написать заявление на отпуск, возможно, возникнет необходимость подать объяснительную записку и т.д.
Таким образом, по назначению документы подразделяются на служебные и личные.
Служебные документы издаются от имени учреждения, организации, предприятия.
К личным относятся документы, созданные отдельными гражданами.
- Этап применения изученного материала
- Теперь внимание. Давайте проанализируем данные документы. (Педагог раздает образцы оформленных документов .
- Для закрепления изученного материала мы с Вами проведем деловую игру.
Условия игры:
У нас есть магазин по продаже бытовой техники и электроники.
- Название ООО «Мой дом»
- Директором магазина будет Иванов Петр Петрович
- Учащиеся делятся на группы:
1 группа – соискатели, люди которые находятся в поисках работы;
2 группа – сотрудники магазина;
3 группа – отдел кадров.
- Каждая группа получает карточку с заданием .
- Прочитать и разобрать поставленные задачи.
После выполнения задания внутри каждой группы учащиеся между собой обсуждают правильность выполнения работы.
- Этап контроля и самоконтроля, коррекции
Педагог контролирует ход выполнения задания и при необходимости вносит коррективы. По истечении отведенного времени каждая группа демонстрирует результаты работы на интерактивной доске. Педагог с учащимися анализируют выполненное задание, выявляют ошибки и вносят коррективы.
- Этап подведения итогов занятия, рефлексия
В конце занятия подводятся его итоги. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленной в начале занятия цели, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы (выведены на доске) на свое усмотрение:
- сегодня я узнал(а)… 8. меня удивило…
- было интересно… 9. занятие дало мне для жизни…
- было трудно… 10. мне захотелось…
- я выполняя(а) задания… 11. я научился(ась)…
- я понял(а), что… 12. у меня получилось…
- теперь я могу… 13. я смог(ла)…
- я почувствовал(а), что… 14. я попробую…
Заключение
Продуктивность методической разработки занятия состоит в следующем:
Применение методической разработки будет способствовать освоению и закреплению полученных учащимися знаний и умений в области составления и оформления документов.
Разработка занятия может эффективно применяться педагогами дополнительного образования для погружения учащихся в процессе обучения основам делопроизводства в атмосферу реальной жизненной ситуации.
Список литературы
Для педагога
- Стенюков М.В. Образцы, шаблоны документов по делопроизводству – М.: А-Приор, 2009 г.
- Секретарское дело./Учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2004.
- Майорова В.В. Делопроизводство и ИКТ. Разработки занятий. Издательство: Учитель, 2009.
4. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. Методология разработки и практика проведения. – М.: Дашков и Ко, 2006.
5. Щедровицкий Г.П. Мышление – Понимание – Рефлексия. – М.: Наследие, 2007.
Для учащихся
- Сапков В. В.Информационные технологии и компьютеризация делопроизводства. Издание: Академия, 2012 .
- Кирсанова М.В., Боргено Я.Я. Основы технологии делопроизводства. /Учебное пособие для старших классов. Издательство: Инфа-М, 2009.
- Якушев А. В. Делопроизводство. Конспект лекций, Издательство: А-Приор, 2012.
- Боргено Я.Я., Кирсанова М.В. Офисные технологии: Учеб. пособие для учащихся старших классов Изд-во: Инфа-М, 2006.
Интернет-ресурсы
http://moikompas.ru/compas/delovaya_igra_kak_metod_obucheni
http://festival.1september.ru/articles/553626/
.
Глоссарий
Документ - это способ подтверждения разнообразными методами какого-то факта, действия, права или умственной деятельности человека. Проще говоря, документы - это деловые бумаги, которые свидетельствуют какой-либо факт или право владения чем-то.
Делопроизводство – система документального оформления работы учреждения
Деловая игра - это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.
Рефле́ксия - обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""
Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Программно-методический комплекс образовательной программы дополнительного образования детей "Путь к успеху" занятия 1-5
Занятие «Мой успех»Методическая разработка занятий:Занятие 1. «Будем знакомы!»Занятие 2. «Я и МЫ»Занятие 3. «Мы вместе».Занятие 4. Диагностический блок. Шкала ситуативной и личностной тревожност...
Программно-методический комплекс образовательной программы дополнительного образования детей Путь к успеху занятия 6-11
Занятие «Стресс и саморегуляция. Снятие нервно-психического напряжения»Телесно ориентированное упражнение «Погода»Дыхательные упражненияРаздаточный материал «Алгоритм выполнения релаксационных упражне...
Образовательная программа дополнительного образования детей основам журналистики
Подробная программа для работы с детьми по изучению основ журналистики и газетно-издательской деятельности в системе дополнительного образования....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы фотографии»
Образовательная программа «Основы фотографии» реализует дополнительное образование детей, связанное с визуальными технологиями. Визуальные технологии заняли прочное место в жизн...
Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей (художественная гимнастика) по теме: "Обучение двигательным навыкам работы с предметами детей младшего возраста"
В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многобо...