Методическая разработка занятия по теме "Работа с документами" к образовательной программе дополнительного образования «Основы метода «слепой» печати с элементами делопроизводства»
методическая разработка на тему

Белякова Ирина Николаевна

Методическая разработка  может быть полезна педагогам дополнительного образования в процессе преподавания  основ  современного  делопроизводства,  ориентированного  на  учащихся  средней и старшей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_zanyatiya_rabota_s_dokumentami.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского (юношеского) технического  творчества

Московского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

по теме:

«Работа с документами»

к образовательной программе дополнительного образования

«Основы метода «слепой» печати с элементами делопроизводства»

Автор: Белякова Ирина Николаевна,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2014

Аннотация

Методическая разработка предназначена для проведения занятия  по теме «Работа с документами» образовательной программы «Основы метода «слепой» печати с элементами делопроизводства.

Данная разработка дает возможность учащимся после изучения учебного материала применить полученные знания при составлении и оформлении  документов разного характера в форме деловой игры.

 Разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования в процессе преподавания  основ  современного  делопроизводства,  ориентированного  на  учащихся        13-17 лет.

Введение

Одна из задач предпрофильного обучения – выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности.

Овладение элементами делопроизводства, умением оформлять документы в соответствии с существующими правилами, а также получение навыков применения компьютерных технологий для рациональной и эффективной организации работы с различными рода документами является одним из этапов решения данной задачи.

Методическая разработка занятия «Работа с документами» выстроена таким образом,  что позволяет в процессе занятия не только освоить, закрепить и систематизировать полученные учащимися теоретические знания, но и  применить свои навыки и умения на практике, приняв участие в  деловой игре, что способствует наиболее рациональному и комплексному применению полученных знаний.

Тема занятия: «Работа с документами»

Тип  занятия: комбинированный

Цели занятия:

познакомить учащихся с основными правилами работы с документами, организовать деятельность учащихся по применению знаний в форме деловой игры.

Вид занятия (Форма проведения):  смешанный

Форма организации деятельности детей:  фронтальная,

                                                                            индивидуально-групповая.

Методы:  словесный, наглядный, репродуктивный, эвристический.

Дидактический материал:  образцы документов, карточки с практическим заданием

Техническое оснащение:  лекционно-компьютерный кабинет,

                                                компьютерное программное обеспечение

Задачи:

Образовательные

Воспитательные

Развивающие

Формирование навыков работы с документами. Закрепление приобретённых  знаний и умений,

обеспечение достижений заданного уровня обученности

Развитие познавательного интереса, воспитание самостоятельности при

выполнении  заданий, выработка умения работать в коллективе

Развитие мышления, памяти, внимательности, формирование творческих способностей учащихся

Структура занятия:

  1. Организационный этап (5  минут)
  2. Изучение материала (35 минут)
  3. Применение изученного материала, организация деятельности учащихся по применению знаний в изменённой ситуации (25 минут)
  4. Контроль и самоконтроль, коррекции (15 минут)
  5. Подведение итогов занятия (10 минут)

Ход занятия:

  1. Организационный этап

Приветствие учащихся, фиксирование отсутствующих, изложение учащимся построения занятия.

  1. Этап изучения материала

     Ребята, в процессе изучения данной темы, вы должны узнать:

  1. Что такое делопроизводство и документ?
  2. О правилах и требованиях составления и оформления основных служебных и личных документов.
  3. Какие существуют виды документов?

Теперь разберем каждый из этих вопросов.

     Делопроизводство – система документального оформления работы учреждения.

Документ - это способ подтверждения разнообразными методами какого-то факта, действия, права или умственной деятельности человека.

При оформлении документов должны соблюдаться определенные правила:

- Единые правила оформления документов обеспечивают ГОСТЫ;

- Документ должен иметь юридическую силу;

            - Документ должен быть качественно и своевременно составлен и исполнен.

В любом учреждении, в работе касающейся делопроизводства, грамотный сотрудник должен уметь оформлять документы в соответствии с имеющимися требованиями. Посредством распорядительных документов: положений, уставов, постановлений, приказов и др. - осуществляется руководящая деятельность.

 Также в жизни человека наступает период, когда он должен искать работу, возникают ситуации, когда он вынужден обращаться в различные государственные учреждения с просьбами, жалобами, ходатайствами и т.д. В этом случае автором документа выступает сам составитель, т.е. Вы. Например, при поступлении на работу Вы должны уметь грамотно составить резюме, написать заявление  о приеме на работу, работая на предприятии Вам необходимо написать заявление на отпуск, возможно, возникнет необходимость подать объяснительную записку и т.д.

Таким образом, по назначению документы подразделяются на служебные и личные.

Служебные документы издаются от имени учреждения, организации, предприятия.

К личным относятся документы, созданные отдельными гражданами.

  1. Этап применения изученного материала
  1. Теперь внимание. Давайте проанализируем данные документы. (Педагог раздает образцы оформленных документов  .
  2. Для закрепления изученного материала мы с Вами проведем деловую игру.

Условия игры:

У нас есть магазин по продаже бытовой техники и электроники.

  • Название ООО «Мой дом»
  • Директором магазина будет Иванов Петр Петрович
  • Учащиеся  делятся на группы:

1 группа – соискатели, люди которые находятся в поисках работы;

2 группа – сотрудники магазина;

3 группа – отдел кадров.

  • Каждая группа получает карточку с заданием .
  • Прочитать и разобрать поставленные задачи.

После выполнения задания внутри каждой группы учащиеся между собой обсуждают правильность выполнения работы.

  1. Этап контроля и самоконтроля, коррекции

Педагог контролирует ход выполнения задания и при необходимости вносит коррективы. По истечении отведенного времени каждая группа демонстрирует результаты работы на интерактивной доске. Педагог с учащимися  анализируют выполненное задание, выявляют ошибки и вносят коррективы.

  1. Этап подведения итогов занятия, рефлексия

В конце занятия подводятся его итоги. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленной в начале занятия цели, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы (выведены на доске)  на свое усмотрение:

  1. сегодня я узнал(а)…                                      8. меня удивило…
  2. было интересно…                                      9. занятие дало мне для жизни…
  3. было трудно…                 10. мне захотелось…
  4. я выполняя(а) задания…                        11. я научился(ась)…
  5. я понял(а), что…                                    12. у меня получилось…
  6. теперь я могу…                                      13. я смог(ла)…
  7. я почувствовал(а), что…                     14. я попробую…

Заключение

Продуктивность методической разработки занятия состоит в следующем:

Применение методической разработки будет способствовать освоению и закреплению полученных учащимися знаний и умений в области составления и оформления документов.

Разработка занятия может эффективно применяться педагогами дополнительного образования для погружения учащихся в процессе обучения основам делопроизводства в атмосферу реальной жизненной ситуации.

Список литературы

Для педагога

  1. Стенюков М.В. Образцы, шаблоны документов по делопроизводству  – М.: А-Приор, 2009 г.
  2. Секретарское дело./Учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2004.
  3. Майорова В.В. Делопроизводство и ИКТ. Разработки занятий. Издательство: Учитель, 2009.

4.    Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. Методология разработки   и практика проведения. – М.: Дашков и Ко, 2006.

 5.   Щедровицкий Г.П. Мышление – Понимание – Рефлексия. – М.: Наследие, 2007.

Для учащихся

  1. Сапков В. В.Информационные технологии и компьютеризация делопроизводства.  Издание: Академия, 2012 .
  2. Кирсанова М.В., Боргено Я.Я. Основы технологии делопроизводства. /Учебное пособие для старших классов. Издательство: Инфа-М, 2009.
  3. Якушев А. В. Делопроизводство. Конспект лекций, Издательство: А-Приор, 2012.
  4. Боргено Я.Я., Кирсанова М.В.  Офисные технологии: Учеб. пособие для учащихся старших классов Изд-во: Инфа-М, 2006.

Интернет-ресурсы

       http://moikompas.ru/compas/delovaya_igra_kak_metod_obucheni

         http://festival.1september.ru/articles/553626/

.

Глоссарий

Документ - это способ подтверждения разнообразными методами какого-то факта, действия, права или умственной деятельности человека. Проще говоря, документы - это деловые бумаги, которые свидетельствуют какой-либо факт или право владения чем-то.

Делопроизводство – система документального оформления работы учреждения

Деловая игра - это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.

Рефле́ксия   -  обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""

Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Программно-методический комплекс образовательной программы дополнительного образования детей "Путь к успеху" занятия 1-5

Занятие «Мой успех»Методическая разработка занятий:Занятие 1. «Будем знакомы!»Занятие 2. «Я и МЫ»Занятие 3. «Мы вместе».Занятие 4. Диагностический блок. Шкала ситуативной и личностной тревожност...

Программно-методический комплекс образовательной программы дополнительного образования детей Путь к успеху занятия 6-11

Занятие «Стресс и саморегуляция. Снятие нервно-психического напряжения»Телесно ориентированное упражнение «Погода»Дыхательные упражненияРаздаточный материал «Алгоритм выполнения релаксационных упражне...

Образовательная программа дополнительного образования детей основам журналистики

Подробная программа для работы с детьми по изучению основ журналистики и газетно-издательской деятельности в системе дополнительного образования....

Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы фотографии»

Образовательная программа «Основы фотографии» реализует дополнительное образование детей, связанное с визуальными  технологиями. Визуальные  технологии заняли прочное место в жизн...

Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей (художественная гимнастика) по теме: "Обучение двигательным навыкам работы с предметами детей младшего возраста"

В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многобо...