Задания для проверки сформированноcти УУД в 5 классе по теме «Древние корни народного искусства»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Современная система образования должна вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Салминой и С.В. Молчановым.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Задания для проверки сформированности УУД в 5 классе по теме
«Древние корни народного искусства»
Современная система образования должна вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Салминой и С.В. Молчановым.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.
Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства происходит постепенно в процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, понимание значения искусства в жизни человека и общества; сравнение шедевров мирового искусства, хранящихся в музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона; умение различать основные виды и жанры пластических искусств и др. При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).
Формирование регулятивных универсальные учебные действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка.
Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка). Уникальным достижением ученика является его творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.
Познавательные УУД
Какие виды декоративно – прикладного искусства изображены на этих рисунках:
К каким видам искусства относятся данные изображения:
Описание правильного ответа:
Б.У | Роспись по дереву | Резьба по дереву | Ткачество | Глиняная игрушка |
П.У | Хохлома | Филимоновская |
Б.У | Графика | Живопись | Скульптура | Архитектура |
П.У | «Март» Левитан | «Рабочий и колхозница» Мухина |
Задание проверяет умение самостоятельно искать необходимую информацию в различных источниках.
Ключ оценивания
0 - не осуществляет анализ объектов с целью определения значимых признаков
1 - осуществляет анализ объектов с целью определения значимых признаков, но в их определении допускает ошибки
2 - проводит анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных) без ошибок
Регулятивные УУД
Используя декоративные элементы одного из художественных промыслов, сделайте эскиз украшения какого-либо предмета быта (посуда, игрушка, детская мебель, обложка книги и т.д.)
Описание правильного ответа:
Б.У. Изображена ваза (поднос, чайник, глиняная игрушка, детский (стульчик) или другой предмет быта, поверхность которого украшена узорами по мотивам одного из художественных промыслов.
П.У. Выполнен эскиз какого-либо предмета быта; предмет украшен сложным узором по мотивам одного из художественных промыслов, форма узора соответствует форме предмета.
Задание проверяет умение использовать декоративные элементы, геометрические и растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов России.
Ключ оценивания
0 - не осуществляет анализ объектов с целью определения значимых признаков
1 - осуществляет анализ объектов с целью определения значимых признаков, но в их определении допускает ошибки
2 - проводит анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных) без ошибок
Коммуникативные УУД
Работая в группах (по 4 человека) создайте выставку, объединив свои эскизы, дайте ей название, обоснуйте свой ответ.
Описание правильного ответа:
Оценивается общий замысел выставленных предметов; стилизация предметов, использованных в выставке; композиция; объяснение в 2-3 предложениях художественного замысла (идеи).
Задание проверяет умение коммуникации как кооперации - учитывать разные мнения.
Ключ оценивания
0 - не умеет учитывать разные мнения и не стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; не умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновение интересов;
1- умеет учитывать разные мнения и пытается прибегнуть к координации различных позиций в сотрудничестве, общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, подчиняется даже в случае несогласия;
2 - умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве, умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Показатели сформированности универсальных учебных действий
Оцениваемые параметры | Уровень сформированности | ||
Высокий уровень -2 | Средний уровень-1 | Низкий уровень-0 | |
I Сформированность личностных УУД | |||
Сформированность учебно-познавательного интереса | проявляет устойчивый интерес к любому учебному материалу, как фактическому, так и к теорети-ческому, старательно и с желанием выполняет любые задания учителя | проявляет интерес преиму-щественно к новому фактическому учебному материалу, ученик проявляет познавательную активность преимущественно лишь в сотрудничестве с учителем | обнаруживает безразличное или негативное отношение к учебной деятельности, неохотно включается в выполнение заданий, не принимает помощь со стороны учителя, охотно выполняет лишь привычные действия, чем осваивает новые |
Принятие и соблюдение норм школьного поведения | всегда соблюдает правила и нормы поведения в школе и на уроке | знает и старается соблюдать правила школьного поведения, нарушая их, как правило, под влиянием других | нормы и правила школьного поведения не соблюдает, игнорируя либо не осознавая их |
Самооценка | во всем реально оценивает себя, свои достижения и возможности (допустима чуть сниженная самооценка) | в основном реально оценивает себя, свои достижения и возможности (допустима чуть завышенная самооценка) | чрезмерно завышенная или сниженная самооценка, некритичность к своему поведению |
Нравственно-этическая ориентация | выделяет моральное содержание ситуации (рассказа), при осуществлении морального выбора дает адекватную нравственную оценку действий её участников, ориентируясь на мотивы их поступков, умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы | выделяет моральное содержание ситуации (рассказа), ориентируясь на чувства и эмоции ее участников, в оценке их действий ориентируется на объективные следствия поступков и нормы социального поведения (ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи) | не выделяет моральное содержание ситуации (рассказа), при оценке морального выбора участниками ситуации отсутствует ориентация на нормы социального поведения (ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи. |
Эмоциональная отзывчивость | всегда сопереживает и стремится сразу оказать помощь другим | способен к сопереживанию, но сразу оказать помощь другим не стремится | переживает только собственные неудачи и безразлично относится к проблемам других |
II Сформированность регулятивных УУД | |||
Действие целеполагания | самостоятельно ориентируется в практических заданиях, учебная задача удерживается и регулирует весь процесс выполнения задания; с помощью учителя ориентируется в заданиях теоретического характера | ориентируется в практических заданиях с помощью учителя, осознает, что надо делать и что сделал в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах не ориентируется | способен принимать только простейшие задания, даваемые учителем в форме простого указания и не предполагающие выделение промежуточных целей; предъявляемое задание осознается ребенком частично, он ведет себя хаотично, не зная, что именно надо делать |
Действие планированиия | может совместно с взрослым планировать последовательность выполнения задания и успешно самостоятельно работать по плану | в сотрудничестве с учителем ученик способен выделить учебные действия, необходимые для решения учебной задачи; способен работать по предложенному плану при незначительном контроле учителя | копирует действия учителя, плохо осознавая их направленность и взаимосвязь, самостоятельно работать по предложенному педагогом плану не может
|
Действия контроля | ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; находит, исправляет и объясняет ошибки после решения задачи; в многократно повторенных действиях ошибок не допускает | контроль выполняется неосознанно лишь за счет многократного выполнения задания, схемы действия или носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий; сделанные ошибки исправляет неуверенно | ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок; не может обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников |
Действие оценки | умеет самостоятельно оценить свои действия, показать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия | не умеет самостоятельно оценить свои действия, но испытывает потребность в получении оценки со стороны учителя; может оценить действия других учеников | ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия — ни самостоятельно, ни по просьбе учителя; отметку данную учителем воспринимает некри-тически, не воспринимает аргументацию оценки; |
Саморегуляция | помнит и удерживает правило, инструкцию во времени; выполняет и заканчивает действие в требуемый временной момент; способен тормозить свои импульсивные поведенческие реакции | помнит, но не всегда выполняет правила, инструкции; не всегда выполняет и заканчивает действие в требуемый временной момент; не всегда может сдерживать свои импульсивные поведенческие реакции на уроке | не выполняет и забывает инструкцию, не выполняет и не стремится выполнить задание до конца; не способен сдерживать свои импульсивные поведенческие реакции на уроке |
III Сформированность познавательных УУД | |||
Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке | способен самостоятельно и быстро находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий | самостоятельно, но требуя дополнительных указаний со стороны учителя, находит необходимую информацию для выполнения учебных заданий | не может без помощи педагога найти необходимую информацию для выполнения учебных заданий |
Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем | при незначительной помощи со стороны учителя отличает новое от уже известного | с помощью учителя способен отличать новое от уже известного | даже при помощи со стороны педагога плохо отличает новое от уже пройденного |
Умение делать выводы | способен при незначительной поддержке педагога сделать выводы по результатам работы | совместно с педагогом или одноклассниками может сделать выводы по результатам работы | даже при значительной помощи со стороны педагога не может сделать выводы по результатам работы |
Анализ объектов с целью выделения существенных признаков | может самостоятельно выделить существенные признаки сравниваемых объектов | выделяет существенные признаки сравниваемых объектов по наводящим вопросам педагога | затрудняется в выделении существенных признаков сравниваемых объектов |
Группировка и классификация объектов | практически самостоятельно осуществляет эти операции на соответствующем возрасту предметном материале | осуществляет эти операции при помощи наводящих вопросов взрослого | данные логические операции для ребенка недоступны |
Установление причинно-следственных связей | способен самостоятельно определить причинноследс-твенные связи на доступном учебном материале | определяет причинно-следственные связи, но, как правило, по наводящим вопросам взрослого | не может установить причинно-следственные связи даже при значительной помощи взрослого |
Умение выявить аналогии на предметном материале | часто способен самостоятельно выявить аналогии на предметном материале | по наводящим вопросам взрослого может выявить аналогии на предметном материале | даже при значительной помощи взрослого затрудняется в выявлении аналогии на предметном материале |
Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем | ребенок быстро понимает инструкцию, может выполнять действие кодирования вначале по образцу, а затем самостоятельно, с небольшим количеством ошибок | понимает инструкцию, может выполнить задание кодирования по образцу, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема) либо работает крайне медленно | не понимает или плохо понимает инструкцию по созданию модели или схем, не понимает как передавать логические или числовые отношение знаковосимволи-ческими средствами, не может выполнить задание даже по образцу |
IV Сформированность коммуникативных УУД | |||
Умение работать в паре и группе | согласует свой способ действия с другими; сравнивает способы действия и координируют их, строя совместное действие; следит за реализацией принятого замысла | приходит к согласию относительно способа действия при участии учителя; испытывает затруднения в координации совместного действия, допускает ошибки при оценивании деятельности других | не пытается договориться или не может прийти к согласию, настаивая на своем; не умеет оценивать результаты деятель-ности других детей; |
Умение оформлять свою мысль в устной речи | умеет оформлять свою мысль в устной речи на уровне небольшого текста | умеет оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения | не умеет самостоятельно оформлять свою мысль в устной речи |
Умение выразительно читать и пересказывать текст | чтение без ошибок и с интонацией, полно и точно пересказывает содержание текста | чтение с небольшим количеством ошибок, старается соблюдать интонацию, пересказывает текст с незначительными искажениями содержания | чтение с большим количеством ошибок, побуквеннослоговое, без интонации; пересказывает текст со значительными искажениями его содержания |
Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми | знает и соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми | знает, но иногда не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми | не знает и не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми |
Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента др.) в соответствии с задачами учебной деятельности | в групповой работе может одинаково успешно выполнять любую заданную роль | в групповой работе может успешно выполнять заданную роль при постоянной поддержке учителя | в групповой работе по заданию учителя может успешно выполнять роль только исполнителя |
Список учащихся 5 «А» класса
Показатели сформированности универсальных учебных действий | № учащегося по списку в классном журнале | Средний бал по классу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | |||||||||||||||||||||||||||
I Сформированность личностных УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1 Сформированность учебно-познавательного интереса | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2 Принятие и соблюдение норм школьного поведения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3 Самооценка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.4 Нравственно-этическая ориентация | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.5 Эмоциональная отзывчивость | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II Сформированность регулятивных УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1 Действие целеполагания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2 Действие планирования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3 Действия контроля и коррекции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.4 Действие оценки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.5 Саморегуляция | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III Сформированность познавательных УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1 Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2 Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.3 Умение делать выводы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.4 Анализ объектов с целью выделения существенных признаков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.5 Группировка и классификация объектов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.6 Установление причинно-следственных связей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.7 Умение выявить аналогии на предметном материале | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.8 Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV Сформированность коммуникативных УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.1 Умение работать в паре и группе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.2 Умение оформлять свою мысль в устной речи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.3 Умение выразительно читать и пересказывать текст | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.4 Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.5 Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента др.) в соответствии с задачами учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Древние корни народного искусства. Презентация проектных работ учащихся по теме «Декоративно-прикладное искусство»
Проектные работы учащихся по теме «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» Люди всегда стремились украшать себя красивыми вещами. Да и сегодня мы с удовольствием е...
Внеклассное мероприятие по ИЗО на тему: «Древние корни народного искусства» или «Добро пожаловать на Ярмарку»
Внеклассное мероприятие по ИЗО на тему: "Девние корни народного искусства" или "Добро пожаловать на Ярмарку"...
Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние корни народного искусства, декор русской избы"
Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние корни народного искусства, декор русской избы"...
ИЗО 5 класс Задания к урокам "Древние корни народного искусства"
Так как сегодня по правилам ФГОС большую часть урока ведут дети, а учителю отводится 20% от урочного времени, а так же групповые занятия должны присутствовать, то я совместила эти правила ...
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском народном костюме, обычаях и традициях...
Конспект урока 5 класс по теме: «Древние корни народного искусства»
Материал к уроку...