Использование НОТ на уроках и во внеурочной деятельности
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс) на тему
Уроки по изобразительному искусству в школе не могут и не должны быть скучными и не интересными, так как направлены на развитие художественно – творческих способностей. Работая над проблемой развития творческих способностей, я убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию, поэтому использую развивающие технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ, индивидуализированного и дифференцированного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_ispolzovanie_not_pechatat_-.docx | 81.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Ф.И.О. аттестуемого Кротова Наталья Викторовна
Обоснование выбора | Системность использования (периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.) | Результат (методическая и практическая направленность использования) | |||||
Игровые технологии | Уроки по изобразительному искусству в школе не могут и не должны быть скучными и не интересными, так как направлены на развитие художественно – творческих способностей. Работая над проблемой развития творческих способностей, я убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию, поэтому использую развивающие технологии, активизирующие деятельность учащихся, в частности – игровые. Игровые технологии являются мощным средством формирования познавательного интереса детей, положительной мотивации к изучению предмета. Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. (А. В. Петровский и М. Я. Ярошевский). По мнению психолога А. А. Леонтьева, мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией. Все это вместе взятое составляет мотивацию учения. Игра всегда предполагает решение - как поступить, что сказать, как выиграть. Игра на уроке помогает мне быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учениками, располагает к активной работе. Использование игровых технологий на уроках изобразительного искусства помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к изобразительному искусству, как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках способствует обогащению чувственно – эмоциональной сферы обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации. Игры вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонек пытливости, создают атмосферу доброжелательности. На таких уроках дети работают с интересом, и даже трудные задания в игровой форме поддаются легче и воспринимаются более спокойно. Таким образом, игровая деятельность на уроках изобразительного искусства значительно оживляют процесс приобщения школьников к прекрасному. Опыт показывает, что на таких уроках дети начинают проявлять себя в лучшем свете, и не остаются безучастными и скучающими. А для меня, как для учителя – это прекрасная возможность провести веселые, нестандартные и интересные уроки. | Разрабатывая игры для обучающихся разных возрастных групп, я подбираю материалы и задания таким образом, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Раздаточный материал, таблицы, схемы-опоры, сигнальные карточки, занимательные упражнения – и это далеко не весь список используемых материалов в ходе проведения урока – игры. С помощью дидактических игр "Вести с корабля", "На развилке трех дорог", "Волшебные ковры" я учу пятиклассников эмоциональному восприятию цвета. Цвета добра и зла, радости и уныния должны быть различными. На уроке "Натюрморт" в шестом классе провожу игру "Сочиняем сами". Предлагаю проанализировать картины-натюрморты И.Т. Хруцкого "Цветы и плоды", В. Стожарова"Лен", И. Машкова "Снедь московская: хлебы". О чем нам могут рассказать эти предметы? Дети получают задание сочинить рассказ. Одни дети легко придумали рассказ, другие испытывали затруднения. По рассказам я вижу, у кого из детей достаточно развитое воображение, а кого нужно развивать в этом направлении. Прием перевоплощения применяю на разных уроках. Например, на уроке "Эти забавные животные" даю задание: "Вообрази себя кошкой, вспомни, как она двигается, мурлычет, ласкается. Проделай то же самое". "Представь себя космонавтом, который встретился с инопланетянами". "Представь себя богатырем, который попал в царство Добра или Зла. Какие сказочные герои живут там? Какие животные, птицы, насекомые обитают? Какими красками можно изобразить царство Добра и царство Зла?". Перевоплощаясь в разные образы, дети становятся "артистами" и перестают чувствовать себя скованно. Их рисунки получаются более "живыми". На уроках по цветоведению применяю игру "Волшебная палитра". Предлагаю учащимся стать экспериментаторами и провести несколько исследований. Проводится эксперимент на смешение красок. Благодаря этой игре ученики легко смешивают и подбирают необходимые для своих рисунков цвета, учатся различать оттенки цвета. С помощью игры "Разноцветное лото" учащиеся знакомятся и запоминают название цветов, учатся распределять их по группам (основные, составные, дополнительные) и по гаммам (теплые, холодные, ахроматические), учатся распределять цвета по их градации. Игры в "Кляксографию" помогают развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Они всматриваются в кляксы и с большим удовольствием превращают их в птиц, зверушек, рыб, сказочных героев. С помощью трубочки для коктейля кляксу можно превратить в икебану. Способом выдувания кляксы превращаются в стебли, цветы, ветки, сучки. Большой популярностью пользуются у ребят дидактические игры: "Выставка картин", "Найди ошибку", "Художественный салон", "Путаница", "Похоже-непохоже", "Ожившие картины", "Музыкальная загадка", "Радость или грусть", "Собери открытку", "Экзамен художника Тюбика". С помощью компьютерных игр: "Тихо, идет экзамен!", "Интерактивные тесты" по видам и жанрам изобразительного искусства учащиеся обобщают знания, приобретенные на уроках. Разгадывая кроссворды или ребусы на уроках изобразительного искусства, учащиеся закрепляют знания о живописи, графике, скульптуре, накапливают запас художественных терминов и зрительных образов, учатся любить и понимать искусство.Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.Отличительной особенностью кроссвордов является то, что они могут быть использованы на любом этапе урока и способны привлечь внимание к учебной деятельности даже не самых трудолюбивых учеников Большой познавательный интерес вызывают игры "заочные путешествия",приглашающие участников в увлекательное путешествие. К этому типу можно отнести урок "Путешествие в мир прекрасного, в мир природы". Этот урок воспитывает любовь детей к родной природе, интерес к творчеству поэтов, музыкантов и художников, которые описывают красоту природы. С помощью музыки, поэзии, живописи я побуждаю детей к творческому мышлению о природе в рисунках. Провожу игру: "Какая музыка звучит, какая краска говорит?" (Звучит музыкальное произведение и дети подбирают к нему одно созвучное по настроению живописное произведение и стихотворение, рассказывают о своих чувствах, (переживаниях). | При использовании игровой технологии, организации «Учения с увлечением» (С.Л.Соловейчик) мне удалось повысить интерес учащихся к предмету на первоначальном этапе, но этот интерес оказался не настолько значимым, насколько хотелось бы мне, как учителю изобразительного искусства. Интерес носил ситуативный характер - он исчезал при смене вида деятельности и не имел закрепления. Тем не менее, у учащихся младшего и среднего школьного возраста применение игровой технологии в некоторой степени позволяла решать учебные задачи. Проводя игровую деятельность, я постепенно предоставляю ребятам всё большую самостоятельность, и результаты не заставили долго ждать: ребята очень быстро увлеклись этим занятием, появился элемент соревновательности, и, как следствие, начинают придумывать свои игры и составлять свои собственные кроссворды и предлагают их для решения на уроке. | ||||
Электронный образовательный ресурс | 1.http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал 2.http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» 3.http://all.edu.ru/ - Все образование Интернет 4.http://teachpro.ru/ - Дистанционное обучение, мультимедийные обучающие программы, видеокурсы. 5. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. | ||||||
Здоровье- сберегающие технологии | В.А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”. Проблема здоровьесбережения подростков в школе как актуальная и значимая, является приоритетным направлением развития образовательной системы и ориентирует на выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. Я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и учителя изобразительного искусства состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья. . | Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественно-творческой деятельностью способствует сокращению перегрузки детей. Занятия художественной деятельностью оказывают на школьников значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно – психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым сохраняя здоровье ребенка. Как учитель я уделяю большое внимание сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию здорового образа жизни. В первую очередь, это соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм при организации образовательного процесса в классе. Это и организация влажной уборки, проветривание рабочего места перед занятиями других классов, озеленение кабинета и др. Регулярно провожу физкультминутки, как направленные на двигательную активность, так и на отдых зрительных рецепторов. Внимательно отношусь к временному интервалу использования ИКТ на уроке, который не должен превышать 10 – 15 мин. Немаловажным является создание благоприятной атмосферы общения на уроке и во внеурочное время посредством создания ситуации успеха для каждого ученика, уважительного отношения друг к другу. Проверяя самостоятельные работы учащихся, я стараюсь вначале похвалить учеников, обращаю их внимание на удачные моменты в работе, на их индивидуальное видение раскрытой темы и только после этого деликатно указываю на недостатки в работе. Это позволяет детям раскрыться полнее, не комплексовать по поводу не совсем удавшихся элементов рисунка, а главное не нарушать ранимую психику ребенка. Оценка является тоже немало важным элементом в цепи сохранения психологического состояния детей. У меня существует своя система оценивания каждого ребенка в классе. В моей практике существует принцип: «не талантливых детей нет» и, руководствуясь этим принципом, я стараюсь оценивать труд ребенка в зависимости от его природных способностей. Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет оздоровление музыкой (музыкотерапия). Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, снять нервное напряжение, может укрепиться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости. Часто при изучении какой-либо темы я использую музыкальные заставки не только как фон для введения учащихся в образ, но и как самостоятельную часть этого образа. Прослушав, например, отрывок из произведения «Пер Гюнт» композитора Э. Грига «В пещере горного короля», учащиеся под влиянием музыки создавали образы гномов, пещерные богатства, тем самым выражая свои чувства и эмоции. На переменах предлагаю желающим порисовать на большом формате бумаги, все, что они пожелают, причем сразу красками или мелками. Это также способствует психологической разгрузке детей. Поскольку моя профессия непосредственно связана с использованием цвета на уроках, я могу оценивать психологическое состояние учеников на данный момент его жизни. По цветовым предпочтениям делается вывод о характере человека, его самооценке и самовосприятии. А вот если ребенок использует в основном оттенки черного и коричневого цветов – на это стоит обратить внимание. Наверняка его что-то сильно беспокоит или он очень обижен на кого-то. Здесь есть над чем поработать совместно с педагогом-психологом школы, поскольку это то, о чем ребенок, может быть, не хотел говорить открыто. Важно не пропустить тревожные нотки и вовремя помочь ребенку справиться с его проблемой. Кстати, форма, размер, очертания в рисунке тоже могут сказать о многом. В моей практике были случаи, когда дети во многих своих рисунках изображали чудовищ и символику загробной жизни, да еще и цвета предпочитали черные с красным. И это не праздное баловство, в их рисунках читалась агрессия. Поработав со школьным психологом и выявив проблему, было сделано все, чтобы помочь ребенку справиться с ней. Рисунки детей на глазах становились светлее и радостнее, а значит, психологическое состояние ребенка нормализовано. | Учитывая тот факт, что предметы художественно – эстетического цикла в школьном расписании стоят во второй половине учебного дня, очень часто можно наблюдать внешние признаки усталости учеников:
В течение нескольких лет, внимательно наблюдая за обучающимися разных возрастных групп, я отметила положительную динамику снижения утомляемости на своих занятиях, благодаря активному использованию здоровьесберегающих технологий на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности. Таким образом, могу отметить, что внешние признаки перегрузки детей снизились. Диагностическое исследование показало, что за последние три учебных года произошли следующие изменения: | ||||
Электронный образовательный ресурс | 1. Сеть творческих учителей. Здоровьесберегающие технологии в школе. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2331&tmpl=com 2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/articles/312110/ 3. Костенко Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в школе». http://www.openclass.ru/io/9/kostenko 4. Физминутки: info@videouroki.net | ||||||
Информационно-коммуникационные технологии | . Информационно-коммуникационные технологии - одно из эффективных средств формирования познавательного интереса, повышения качества знаний. Цели использования информационных технологий на уроке изобразительного искусства: Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития учащихся. Применение ИКТ способствует развитию логики, творческого мышления, моторики и координации учащихся. Если определённые этапы объяснения вызвали затруднение учащихся, можно легко, одним прикосновением к панели управления вернуться назад, прокомментировать материал объяснения и закрепления с помощью электронных маркеров. К счастью школа, в которой я работаю, имеет богатое материально-техническое оснащение, что позволяет мне в полной мере использовать ИКТ на своих занятиях. Интерактивная доска помогает реализовать мне принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. SmartBoard позволяет записать весь процесс объяснения или другие этапы урока. | Применение ИКТ позволяет улучшить эмоциональную атмосферу на уроке, способствует лучшему восприятию учебного материала. Уже не один год я активно использую электронные образовательные ресурсы в процессе обучения. Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными очевидны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства. Кроме большого количества иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приёмов в работе учителя. Интерактивная доска позволяет моделировать, переносить объекты, устанавливать связи между ними. Восприятие материала учащимися улучшилось за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке: как картинок из интернета (взамен привычных флэшкарт), так и текстовых файлов. Работа на интерактивной доске с моими учениками младшего и среднего школьного возраста часто превращается в игру, сопровождаемую звуковыми и видеоэффектами. Кроме того, компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью “управления” процессами, схемами, подвижными элементами композиции – дополнительное средство развития образного мышления.К примеру, для младших школьников – это отличная возможность раскрасить изображение, из отдельных элементов составить готовое изображение персонажа сказки, композиции натюрморта или пейзажа, дорисовать недостающие части и т. д. | Эта работа позволила учащимся улучшить общеучебные навыки. И, что важно для меня, как учителя, интерес к моему предмету вырос. Согласно проведённой диагностике, высокий уровень познавательной активности отмечен у 73% учащихся, средний уровень – у 15%, низкий уровень – у 12% школьников. Как результат применения ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности – это участие, победы и призовые места моих воспитанников в конкурсах разного уровня. (смотреть таблицу результатов участия обучающихся в конкурсах). За время использования ИКТ на моих занятиях, я убедилась в том, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, в конечном счете, эффективному усвоения материала на уроках изобразительного искусства. | ||||
Электронный образовательный ресурс | 1..http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал 2.http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» 3.http://all.edu.ru/ - Все образование Интернет 4.www.pedsovet.pro/.../12098-ispolzovanie-ikt-na-urokah-izobrazitelnogo-is...Использование ИКТ на уроках ИЗО | | ||||||
Технологии индивидуализированного и дифференцированного обучения | В современных условиях образования учитель уже с начальной школы часто ведет обучение применительно к среднему уровню – к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости. Это часто приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в развитии, теряют интерес к обучению, которое не требует от них особых навыков и большой усидчивости при выполнении работ: «слабые» ученики наоборот, часто обречены на хроническое отставание от «сильных» и так же теряют интерес к обучению, которое требует от них слишком большого напряжения. Возникает вопрос, как построить учебный процесс, чтобы «слабому» ученику он был под силу и интересен, а у «сильного» не пропадало желание работать из-за легкости и простоты выполнения творческих работ. Учителю надо организовать работу так, чтобы все учащиеся, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями. В настоящее время психологи и педагоги пытаются найти оптимальное сочетание работы с классом путём дифференцированных и индивидуальных форм учебных занятий. При таких видах и формах обучения одни и те же вопросы программы в зависимости от подготовленности учащихся, школьники изучают с различной полнотой и глубиной, с тем, чтобы каждый был оптимально занят на уроке, т.е. основными целями данного вида обучения являются: максимально выявить, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и само реализоваться, а не формировать заранее заданные свойства. Особенно нуждаются в дифференцированном подходе школьники с пониженной обучаемостью, чтобы предупредить их переход в категорию хронически неуспевающих или преодолеть их неуспеваемость.Важную роль в преодолении стойкой неуспеваемости играет вера в свои силы, уверенность школьника в своих возможностях и способностях к обучению. Школьника надо убедить (и показать реально), что он вполне может выполнять и осваивать новые принципы и техники выполнения работ не хуже товарищей, что «трудно не значит не возможно». Нужно дать каждому возможность пережить радость первых успехов на том пути, на котором до сих пор у него были одни огорчения и неудачи. Я, как учитель предметной области искусство, в своей практике стараюсь подчеркнуть хотя бы небольшой, на первых порах, успех ученика, обратить его внимание на, пусть пока еще скромные, достижения. Считаю, что осуществление принципа дифференцированного подхода на уроках изобразительного искусства означает внимание не только к тем, кто затрудняется в учебной работе, но и к тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития, проявляет ярко выраженные интересы, склонности и способности к каким-либо видам художественно – творческой деятельности. Для достижения всестороннего развитие способностей всех детей нужен не уравнивающий всех школьников подход к их способностям, а такой, который развивал бы способности каждого. Здесь большую роль могут играть факультативы, познавательные и художественные кружки, изостудии и т.д, которые основаны на принципах дифференцированности и индивидуальности подходов к обучению. | На каждом из уроков я использую блочную подачу материала, по каждой из тем имею банк заданий обязательного уровня, а также специальные дидактические материалы. Дифференциация обучения заключается и в дифференциации помощи со стороны учителя при выполнении одного и того же задания: * этюды и зарисовки; * составление кроссвордов; * викторины. Считаю, что дифференцированный подход можно и нужно использовать на всех этапах урока:
На своих уроках я придерживаюсь в первую очередь дифференциации содержания обучения, а также дифференциация организаций обучения с выделением методов, форм работы (фронтальная, групповая формы, индивидуальные занятия), темпов изучения материала и т.д. Обучение в группах и парах, возможно, организовать в работе с любым материалом, на любом этапе урока. Разделив класс на группы, я даю задания посложнее и попроще, в зависимости от способностей и возможностей обучающихся. В качестве примера таких заданий могу привести тему, связанную с рисованием народных костюмов. 1.Для учащихся «слабой» группы: «Обведи фигурку матрёшки по шаблону, нарисуй карандашом внутренний контур и распиши по образцу». 2.Для учащихся «средней» группы: «Нарисуй людей в национальной одежде. Наклей рисунки на картон и составь из них панно». 3.Для учащихся «сильной» группы: «Нарисуй людей в национальной одежде, танцующих народный танец». Таким образом, я пришла к выводу, что дифференцированный подход на уроках изобразительного искусства обладает дополнительными возможностями вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе. Дифференциация сохраняет и развивает индивидуальностьребенка, воспитывает такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. | |||||
Электронный образовательный ресурс | 1.http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал 2.http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» 3.http://all.edu.ru/ - Все образование Интернет 4.http://teachpro.ru/ - Дистанционное обучение, мультимедийные обучающие программы, видеокурсы. 5.http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. |
И. о. заместителя руководителя ОО С. М. Дорожко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении географии на уроках и во внеурочной деятельности через использование ИКТ
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизм...
Использование игры на уроках биологии и внеурочной деятельности
В методическом пособии приведены возможности использования игровых технологий в эколого-биологическом образовании...
" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.
Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и ...
Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности для развития образовательных компетенций у детей с ЗПР.
. В статье освещен актуальный вопрос применения ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в обучении детей с ЗПР. Раскрываются возможности информационных технологий, что способствует повышению качест...
Применение метода проектов с использованием ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности
Методические рекомендации «Применение метода проектов с использованием ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности»...
Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности для развития образовательных компетенций у детей с ОВЗ
@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...
Обобщение педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии с использованием технологий деятельностного типа».
Обобщение педагогического опыта«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии с использованием технологий деятельностного типа»....