Доклад по региональному компоненту
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс) на тему
Цель регионального образования: воспитание молодого человека, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего её историю, культуру, национальные традиции, адаптированного к региональным экономическим условиям, со сформированной потребностью быть нужным, востребованным в своём регионе.
Каждый урок по своему содержанию логически связан как с предшествующими уроками, так и с последующими, чтобы по каждой теме складывалась целостная система уроков. Главное не потерять тот стержень, те цели и задачи, которые заложены автором в программе. В художественной культуре народное искусство представляет явление яркое и сильное, неразрывно связанное с историей, трудовой деятельностью и домашним бытом народа. В изобразительном языке этого искусства из столетия в столетие устойчиво сохранялись глубоко традиционные художественные и технические приемы формообразования. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства других народов.
Народное искусство это уникальный мир духовных ценностей. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. И главное сегодня для школы воспитать через искусство интерес и уважение к культуре иных, непохожих народов и радость познания их культуры и искусства. Но всё это, естественно, должно идти с опорой на свою родную культуру, через глубокое её проживание. Восхищение народным искусством – шаг к любви. Любви к Отечеству, к Родине. К стремлению беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_reg_komp_izo.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа №2
Доклад
«Региональный компонент
на уроках «Изобразительного искусства»
Подготовила: Горбачева Ольга Ивановна
учитель изобразительного искусства
и черчения МБОУ БСОШ №2
ст. Багаевская, 2016 год
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства других народов.
Народное искусство это уникальный мир духовных ценностей. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. И главное сегодня для школы воспитать через искусство интерес и уважение к культуре иных, непохожих народов и радость познания их культуры и искусства. Но всё это, естественно, должно идти с опорой на свою родную культуру, через глубокое её проживание. Восхищение народным искусством – шаг к любви. Любви к Отечеству, к Родине. К стремлению беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.
Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству и внедрение национально-регионального компонента в сеть разнообразных образовательных программ по разным предметам. Особое место в сфере образования занимает предмет изобразительное искусство. Так как любые формы художественной деятельности на уроках ИЗО обеспечивают осознанное и активное участие школьника в творческом процессе в любых сферах общественной жизни. А целью преподавания «Изобразительного искусства» является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение школьников к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития их личности. Я как учитель ИЗО, работаю по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», также ввела национальный компонент в свои уроки. Так как цели и задачи программы это предусматривают. Цель регионального образования: воспитание молодого человека, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего её историю, культуру, национальные традиции, адаптированного к региональным экономическим условиям, со сформированной потребностью быть нужным, востребованным в своём регионе.
Каждый урок по своему содержанию логически связан как с предшествующими уроками, так и с последующими, чтобы по каждой теме складывалась целостная система уроков. Главное не потерять тот стержень, те цели и задачи, которые заложены автором в программе. В художественной культуре народное искусство представляет явление яркое и сильное, неразрывно связанное с историей, трудовой деятельностью и домашним бытом народа. В изобразительном языке этого искусства из столетия в столетие устойчиво сохранялись глубоко традиционные художественные и технические приемы формообразования.
Так, в пятом классе узнаем не только об особенностях исконно русской избы, но и найдем параллель с казачьим куренем, а народный казачий праздничный костюм будет соперничать с красотой русского сарафана. Изучая народные праздничные обряды, знакомимся и с казачьими обрядами, в которых отражены культура Донского края, обычаи донских казаков и их быт. Через уроки ИЗО у детей возникает потребность узнать много нового о своём народе учащиеся познают свою родную культуру, у них возникает интерес к изучению семикаракорской росписи. Изучая тему: «Одежда говорит о человеке», параллельно рассмотрели «Как одевались казаки» и элементы казачьего костюма. Узнав о чем рассказывают нам гербы и эмблемы, выполняем эмблему казачьего края. И заканчиваем изучение курса «Изобразительного искусства» в 5 классе композициями: «Мой родной, казачий край» и «Моя станица».
В шестом классе начинаем изучать «Скульптурные произведения донского края», Изображение предметного мира – натюрморт. В региональном компоненте это звучит как «Натюрморт «Донская палитра». Образ человека – главная тема в искусстве, и мы останавливаем свой взгляд на «Скульптурные образы донского края». Изучая тему: «Портрет в скульптуре» параллельно рассматриваем «Памятники великих людей на Дону», «Портреты донских художников». Пейзаж – большой мир, также можно сказать и «Донских пейзажах». Заканчиваем изучение 6 класса знакомством с «Творчество донского художника Мартироса Сарьяна».
В 7 классе начиная с темы: «Природа мест, где я живу» переходим к «Пейзажу донского края», «Вид казачьей усадьбы». Изучая «Скульптура в архитектурном ансамбле, и в интерьере», в региональном компоненте рассматриваем «Скульптура на Дону». Народное искусство как часть художественной культуры тесно связано с эскизом салфетки «Донские цветы». У нас появился совсем недавно новый праздник в станицы «День огурца», традиционно проводится летом, дети уже на каникулах, и конкурсные работы на тему «День багаевского огурца» можно подготовить сейчас. «Спортивный праздник в станице» - тематическая композиция
Вхождение в культуру донского казачества даёт возможность помочь учащимся войти в социокультурное пространство Донского края на основе знакомства с историей культуры. Наличие казачьего компонента в программе «Изобразительное искусство» 8 класса и «Искусство 9 класса» позволяет: познакомить учащихся с творчество донских художников (Крылова, Дубовского, Сарьяна); научить выделять специфику донского фольклора (Русский народный казачий костюм, композиция «Донские фантазии», Народные промыслы - неувядающая ветвь: «Семикаракорская роспись»); ввести их в мир художественных образов, картин (Композиция в живописи донского художника Н.Н.Дубовского, Донские пейзажи), дает возможность
научить пользоваться известными понятиями в оценке нравственно-эстетических ценностей; уметь сопоставлять произведения русского и регионального искусства, жанров, выявлять регионально-обусловленные различия; углублять эстетическое восприятие региональных художественных произведений; создавать представления о единстве этических ценностей, составляющих духовную культуру Донского края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональный компонент. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 5 - 6 классов.
Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 5 - 7 классов. Знакомит с региональным дискурсом "Рыболовство", нацелена не на обучение учащихся диалекту, а на развитие ключевых предметных и метапредме...
Доклад «Формирование гражданственности и патриотизма в образовательном процессе по иностранному языку на основе использования регионального компонента»
Выступление на областной научно-практической конференции «Духовно-нравственное развитие учащихся в образовательном процессе по иностранному языку» с докладом «Формирование гражданственности и патриоти...
Доклад на тему «Региональный компонент в обучении английскому языку как одно из условий формирования социокультурной компетенции обучающихся»
Реализация социокультурного подхода осуществляется на уроках и при проведении внеурочных мероприятий страноведческого и лингвострановедческого содержания. Такого рода мероприятия способствуют пе...
Презентация к докладу по теме «Региональный компонент в обучении английскому языку как одно из условий формирования социокультурной компетенции обучающихся»
Реализация социокультурного подхода осуществляется на уроках и при проведении внеурочных мероприятий страноведческого и лингвострановедческого содержания. Такого рода мероприятия способствуют пе...
Доклад « Формирование ценностных ориентаций у школьников при изучении регионального компонента географического образования»
При изучении регионального компонента географического образования учитель должен опираться на принципиально новые позиции в преподавании предмета географии, как по содержанию материала, та...
Доклад для педсовета по теме "Результативность работы по реализации регионального компонента в сельской школе как инструмент воспитания любви к родному краю"
Доклад является обобщением опыта работы по внедрению регионального компонента в школе на базе музея. Указано три формы его реализации: урочная деятельность, в которой предусматривается органическое вп...
Стендовый доклад "Самообразование педагога при изучении регионального компонента на уроках математики в условиях реализации ФГОС".
Цель и задачи самообразования педагога по данной теме:- расширение и углубление теоретических знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых профессиональных навыков и умений в свете с...