Методический доклад "« Песенный фольклор Курской области как региональный компонент при реализации ДПОП в области музыкального искусства»
методическая разработка
Особое место в культуре каждого народа занимает музыкальный фольклор. Он играет одну из важнейших ролей в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. Не секрет, что занятия песенным фольклором благотворно влияют на всестороннее развитие ребенка: развивают органы чувств, улучшают память и внимание, способствуют раскрытию творческих способностей, формируют ассоциативное, художественно-образное мышление, развивают фантазию.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования
« Рыльская детская школа искусств " Курской области
Методический доклад
на тему:
« Песенный фольклор Курской области как региональный компонент при реализации ДПОП в области музыкального искусства»
Преподавателя первой категории
отделения музыкальный фольклор
Затолокина А.Н.
2024г.
Введение
Особое место в культуре каждого народа занимает музыкальный фольклор. Он играет одну из важнейших ролей в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. Не секрет, что занятия песенным фольклором благотворно влияют на всестороннее развитие ребенка: развивают органы чувств, улучшают память и внимание, способствуют раскрытию творческих способностей, формируют ассоциативное, художественно-образное мышление, развивают фантазию.
Исполнение простых народных попевок формирует координацию голоса и слуха, что помогает детям лучше интонировать. А четкое и яркое произношение народно-поэтических текстов улучшает речевую и певческую культуру детей. Поэтому так важно приобщать ребенка к народной песне как можно раньше. Но не достаточно петь ребенку колыбельные песни или потешки во младенчестве, желательно в будущем, приобщить его к самостоятельному исполнению этих песен.
Сейчас повсеместно мы видим постепенное возникновение интереса к изучению традиционной народной культуры. Этому также способствует популяризация фольклора. Музыкальный фольклор является той областью, в которой личность отдельного человека и «личность народа» представляет единым целым явлением. Поэтому так важно в наши дни не только возродить преемственность поколений, но и передать подрастающему поколению нравственные устои, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, и в которых преобладает чувство любви к Отечеству и к своему народу.
Курская область является для нас не только родным краем, но и одной из самых ярких областей России, в которой смогли сохраниться народные традиции в их самобытной форме, в особенности народные песни. Их разнообразие и красота привлекали внимание не только писателей, но и известных этнографов, фольклористов и филологов. Уникальность музыкального фольклора Курской области заключается в возможности познакомиться с подлинными распевами песен, более глубоко проникнуть в стиль народной песни, познать богатство и самобытность родной культуры в кажущейся простоте.
Интересна курская песня своим разнообразием приемов изложения, и, конечно же, особенностями местного говора. В курских песнях привлекает внимание все: и их жанровое разнообразие, и музыкальность звучания текстов. Благодаря музыкальному фольклору Курской области можно познакомиться с особенностями музыкально-поэтического текста нашего края, который ярко выражен в свадебных, календарных и приуроченных к календарным датам песнях. А плясовые и хороводные песни, в частности величально-плясовые, очень интересны по ритмике и строфической структуре.
Встречаются так же в музыкальном фольклоре Курской области протяжные песни, которые называются покосными, беседными, масленскими, качельными, в зависимости от того, в какой обстановке и в какой среде они исполняются.
Как мы видим, музыкальный фольклор Курского края очень разнообразный и интересный, а еще достаточно простой и доступный в изучении детьми и взрослыми, что делает его неотъемлемой частью рабочих программ по изучению народного вокала в детских школах искусств нашей области.
Изучение песенного фольклора Курской области в рамках реализации ДПОП
Сегодня в соответствии с государственной политикой в области культуры и искусства, ДШИ переходят на предпрофессиональное обучение, и в этой связи особую актуальность приобретает реализация дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства (ДПОП) «Музыкальный фольклор». В МБОУ ДО ДШИ 5 им. Д.Д. Шостаковича данная программа осваивается с 2017 года. Её содержание направлено не только на изучение, но и практическое освоение песенно-музыкального, обрядового и танцевального фольклора различных регионов России, в том числе, песенного фольклора Курской области, который выступает в качестве обязательного регионального компонента программы. Это учитывалось мной при разработке учебных программ по предметам «Фольклорный ансамбль» (обязательная часть) и «Сольное пение» (вариативная часть) образовательной программы.
Изучение предмета «Фольклорный ансамбль» данной учебной программы предполагает получение обучающимися знаний о разнообразных исполнительских формах бытования народной песни и принципах ее воспроизведения. В ходе учебного процесса развивается мотивация к познанию народных традиций и овладению специфическими чертами народной музыки, получению необходимых знаний об аутентичных народных традициях и песенной культуры, в частности Курской области.
В младших классах основным материалом для изучения, в рамках данной программы, являются песни календарных праздников (различные колядки, веснянки, масленичные песни), песни свадебного обряда (величальные, корильные, плясовые), материнский фольклор (колыбельные, пестушки, потешки), различные плясовые и лирические песни. На своих занятиях я часто использую песни села Плехово Курской области. Например, посевальные песни. История и традиция этих песен, записана из первоисточника. Посевать ребятишки начинали с 4-5 до 15 лет. Достучавшись до хозяев, молча проходили в избу. Напротив «красного» угла вставали на колени «усе в рядушек». Мерным движением согнутой в локте руки – сверху вниз – разбрасывали зерно. Зерно носили в кармане или рукаве. В то время, когда кидают зерно, прокрикивают посевные песенки. Например, «Василева мать ходит засевать»:
Ва-си-ле-ва мать
Хо-дит за-се-вать,
Но-сит пу-лю тро-стя-ную,
А дру-гу-ю жес-тя-ную –
На я-гнят, на те-лят
И на дроб-ных ре-бят!
Куда конь хвостом – туда жито кустом!
Куда корова рогами – туда сено стогами!
Скольки паличек – столько теличек,
Скольки лавочек – стольки ярочек,
Скольки крючочков – стольки бычочков!
-Здравствуй, хозяин с хозяйкою,
С Новым годом, С новым счастьем!
С праздником вас!
В данной песне под пулей тростяной подразумевается небольшая трость, которая является символом мужского начала, обозначая плодовитость. С тростью ходят засевать. Парень, который правой рукой разбрасывает зерно, держит ее в левой руке.
Также в репертуаре младших классов активно использую различные заклички, например, «Заклинание дождя»:
Ай дождь, припусти да на дедовы кусты,
Да на бабкин лен на 12 дён,
Да на две недели, чтоб люди поглядели!
Ай дождь, перестань, куплю табе свириста,
Останутся деньги – купим табе серьги,
Останутся пятаки – купим табе ходоки!
Одно из самых важных мест в репертуаре младших классов занимают фольклорные игры и сказки. Игра для ребенка имеет большое значение, она помогает создать комфортную обстановку на уроке и заинтересованность в учебном процессе в целом.
Обучающимся очень нравится игра «Кот и гляночки». Эта игра-реплика на колыбельную. Вот такое описание игры дает Т.Т. Басова (жительница села Плехово Курской области): «На улице дети порастилают свои манатки всякие. Посодятся они, много их! Эти мальчики и девочки будут за глячочки (глиняная крышка для молока, кувиши), вот кувшины у меня расставлены. А я вроде хозяйка. Будто и молочка поналиваю в глячочки, и гляжу за ними. Но вот я только отвернулась, чего-нибудь делаю, а кот же большой заскочил и поповалял их: раз-раз-раз-раз! Они попадали все и молоко-то поразливалося. «Буль-буль-буль», - кричат сами. Выливается же молочко! Я хватаю палку, да бронюсь:
Ах ты се-рень-кий ко-ток!
По-ва-дил-ся в по-гре-бок,
По сме-тан-ку по тво-рог,
У-ло-ви-ли того ко-та,
Да в три пят-ки, в два кну-та.
И его то-то же пороть! Коли я достану его палкой, он пойдет сядет на место глячочка, теперь другой кот будет».
Эта игра интересна своим воспроизведением, разыгрыванием одного из сюжетов колыбельных песенок. При этом в колыбельной эти же слова звучат напевно и вполголоса, тогда как в игре они скандируются и громко выкрикиваются.
Изложение правил игры от первоисточника, а так же прослушивание аудиозаписей, видео-просмотр выступлений и непосредственный контакт с носителями песенных традиций Курского края, помогает обучающимся погрузится в атмосферу традиционного быта, уловить особенности диалекта жителей конкретного села и нашего региона.
Изучение диалекта и певческого стиля Курской области, а также освоение традиционных фольклорных музыкальных инструментов, занимает значительное место в освоении программы учебного предмета «Фольклорный ансамбль» в старших классах.
Как нельзя лучше для этого подходят аутентическая песня Курской области «Ой, ты, роща» и частушки «Чаботуха», при изучении которых можно использовать традиционные фольклорные инструменты – кугиклы. Для знакомства с этими произведениями можно использовать записи фольклорного ансамбля «Ларец». Благодаря им можно, так сказать, наглядно познакомить обучающихся с особенностями ударений и фразировки, исполнения гласных звуков, дыхания, диалекта, характерных только для Курских песен. А частушки «Чаботуха» очень эффектно и колоритно слушаются в сопровождении кугикл, на которых обучающиеся играют с большим интересом и удовольствием.
Музыкальные и диалектические особенности народной песни Курской области «Ой, ты, роща»
В каждой области существует своя манера пения. Если взяли песни Курской области, то надо петь «курским» звуком. В самом начале вокально- хоровой работы надо правильно поставить певческое дыхание. Вдох делаем спокойный, не судорожный, который обеспечит четкую работу всего дыхательного аппарата и послужит образованию опертого звука. Необходимо систематически тренировать дыхание на упражнениях и песнях.
Далее ставим задачу в вокальной работе – формирование естественного, натурального, свободного, без напряжения и крика льющегося звука. В основе предполагаемой методики - близость речевой и певческой фонации у детей. Если речь ребенка не затруднена, не отягощена дефектами, то с помощью простых упражнений ее довольно легко приблизить к пению. А пение, в свою очередь, достаточно несложно «вывести» из свободно льющегося речевого потока.
Начинаем с речевых упражнений. Ученик произносит звук «Я» и связно, на полном Iegato, присоединяет произнесение своего имени, «протягивая» ударную гласную: « Са-а-аша», все повторяют за ним: «Я-а-Са-а-ша», солирует следующий: « Я-а-а-Ма-а-а-ша», группа повторяет: « Я-а-Ма-а ша».
Следует обратить внимание на то, что Курские песни поются «вытянутым» звуком. Они не поются вширь. Это особенность Курской манеры пения. Здесь все гласные поются в позиции «о» и не меняются при пении. Поэтому будем уже в речевых упражнениях следить за тем, чтоб ребенок произносил, звуки соответственно в манере.
Далее перейдем к музыкальному материалу. Остановимся на конкретном примере. Это будет календарная песня Курской области «Ой, ты, роща». Она входит в программу по фольклорному ансамблю. Здесь я буду говорить о тех моментах, которые требуют особого внимания при изучении произведения. В начале надо сказать детям о том, что песня календарная, исполнялась весной. Певцы выходили на улицу и «кричали» песню. Это говорит о том, что звучало это произведения громко, зычно. Звуком заполняли все вокруг. Звук получался объемный, «не расплывчатый», «конкретный». Далее рассмотрим текс песни. Поговорим о диалектических особенностях.
1. Ой, ты, роща, роща зеленая,
Ой, лёли, али, лёй,
Э, роща зеленая.
2. Роща зеленая, а що садовая,
Ой, лели, али, лей,
Э, роща садовая.
3. Как у той у рощи там стояло древо
Ой, лели, али, лей,
Э, там стояло древо.
4. Там стояло древо, берёзушка белая.
5. На этой берёзе, там сидела пташка,
6. Там сидела пташка, серая кокошка.
Прорабатываем с детьми моменты в тексте, которые требуют пояснения.
Затем переходим к нотному материалу. Говорим далее о том, что в песне есть запев, который исполняет запевала. Обучающиеся уже знают о том, что запевала играет важную роль в исполнении песни. Запев начинается с высокой ноты, мы к этому звуку обязательно должны сделать «подъезд».
Песня распевается на два голоса, но в некоторых местах встречается и третий, основной верхний голос. В партитуре выявляем такие интервальные звучания: прима, секунда, терция. Подводим итог и говорим о том, что песня звучит в объёме ум.5(тритон).
Особенности исполнения песни «Ой, ты, роща»
Далее поговорим о вокальных приёмах, используемых в песне. Это нисходящее и восходящее глиссандо от звука определённой высоты к звуку определённой высоты. Так же здесь есть место фермате (в конце куплета на последнем звуке) и паузы (восьмые).
Работа с песней очень кропотливая и сложная в плане исполнения. Надо от певцов добиваться «курского» звука. Все время обращать внимание на то, какой звук должен быть и как его найти. Я в ходе работы с песней подготовила несколько игровых упражнений, которые помогут детям практически найти этот звук. Например, звуком «ой» мы «роем» ямочку. Или звук «ро» поднимаем с пола, «потрубим» этот звук вниз. Или я говорю детям, что Ваня будет «бычком», а мы « коровками», и таким образом будем общаться, «мычать», друг на друга. Таким методом будем пытаться протягивать звук снизу вверх.
Еще стараюсь образно объяснить, что мы как бы воздухом « давим» на живот, а из живота « идет» звук. Далее с детьми пытаемся таким образом произносить звуки «о», «я».
Когда потренировались со звуком, переходим к песне. Здесь я сразу говорю о цепном дыхании и пении по фразам. В процессе исполнения темп не замедляем, выводим звуки вперёд. И в этом месте можно сказать об эффекте велосипеда. Я поясняю, что велосипед разгоняется постепенно, когда мы крутим педали. Так и фраза идёт вперёд, без замедления. Если будем медлить, то получим пение по слогам. Говорю детям о том, что звук льётся, он имеет образ, который мы себе рисуем.
В следующий момент мы начинаем ходить парами и петь, представляем себя на прогулке. В это время самое главное не допустить пения по слогам, в ритм шагу. Я пытаюсь опять образно объяснить, что мы двигаемся хаотично, свободно. И так же при пении звук должен быть естественным,свободным.
Заключение
Музыкальный фольклор предполагает овладение не только певческими, инструментальными, но и хореографическими и драматическими навыками исполнительства. Все это помогает обучающимся всесторонне и глубже погрузится в процесс изучения песенных традиций Курской области, сделать его интересным, захватывающим, и увлекательным. А главное, сформировать устойчивую мотивацию к дальнейшему изучению фольклорного искусства.
В результате освоения данной программы обучающиеся получат знания начальных основ песенного фольклорного искусства, особенностей оформления нотации народной песни, характерных особенностей народного пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства. Смогут грамотно исполнять музыкальные произведения не только сольно, но и в составе фольклорных коллективов. Приобретут навыки сценического воплощения народной песни, народных обрядов и исполнения театрализованных фольклорных композиций. Овладеют навыками исполнения различными манерами пения и аккомпанирования голосу в процессе учебной работы, а также в концертном исполнении вокальных произведений различных жанров.
Несомненно, всему этому можно было бы научиться и на разнообразном материале фольклора различных регионов России. Но песенный фольклор Курской области, такой родной и понятный, и в тоже время, необычайно интересный и богатый, привносит свой колорит в изучение музыкального фольклора обучающимися. Он является частью истории, хранилищем традиций нашего региона, невидимой нитью, связывающие поколения. Поэтому песенный фольклор Курской области является обязательным региональным компонентом при реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ «Музыкальный фольклор» в нашем регионе.
Список литературы:
- Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. – М., Советский композитор, 1988 г.
- Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1977 г.
- Василенко В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество. – М.: Просвещение, 1978 г.
- Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб. Детство-Пресс, 2008 г.
- Руднева А. В. Курские танки и карагоды. – М., 1975 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДПОП в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты" .Практико-ориентированный педагогический проект " Сотвори музыку". Социально-значимый проект " Воспитание искусством".
Программы по учебным предметам.Разработчик программ: Голакова Евгния Павловна...
ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Специальность-гитара" 8 лет
ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Специальность-гитара" 8 лет...
ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Ансамбль-гитара" 5 лет
ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Ансамбль-гитара" 5 лет...
ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Специальность -гитара" 5 лет
ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Специальность-гитара" 5 лет...
Аннотация к рабочей ДПОП в области хореографического искусства "Хореографическое творчество"- "Слушание музыки и музыкальная грамота"
Аннотация к рабочей ДПОП в области хореографического искусства "Хореографическое творчество"- "Слушание музыки и музыкальная грамота"...
Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области "Музыкальное искусство" ДПОП "Музыкальный фольклор"
Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программыв области "Музыкальное искусство" ДПОП "Музыкальный фольклор"...
Система мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов освоения ДПОП в области музыкального искусства «Фортепиано»
Система мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Форт...