Доклад «Формирование гражданственности и патриотизма в образовательном процессе по иностранному языку на основе использования регионального компонента»
учебно-методический материал на тему

Гуцал Елена Анатольевна

Выступление на областной научно-практической конференции «Духовно-нравственное развитие учащихся в образовательном процессе по иностранному языку» с докладом «Формирование гражданственности и патриотизма в образовательном процессе по иностранному языку на основе использования регионального компонента»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_konferentsiyu_gutsal_e.a.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Заявка

на участие в областной научно-практической конференции

«Духовно-нравственное развитие учащихся в образовательном процессе по иностранному языку»

Фамилия, имя, отчество

Гуцал Елена Анатольевна

Место работы

МОБУ «Рождественская СОШ»

Должность

Учитель иностранного языка

Ученая степень, ученое звание

Язык

Немецкий, английский

Тема доклада

«Формирование гражданственности и патриотизма в образовательном процессе по иностранному языку на основе использования регионального компонента»

Технические средства, необходимые при выступлении

Компьютер, проектор, демонстрационный экран

Контактный телефон

8 (903) 658 05 06

E-mail

elena.gutzal72@yandex.ru


Областная научно-практическая конференция учителей иностранного языка

Доклад

«Формирование гражданственности и патриотизма в образовательном процессе по иностранному языку на основе использования регионального компонента»

Автор: Гуцал Елена Анатольевна, учитель иностранного языка МОБУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»

                                             Тула, 2014 г.


Воспитание духовно-нравственной личности является сегодня ориентиром нашего общества. В решении этой проблемы большую роль играет организация как урочной, так и внеурочной деятельности по иностранному языку.

Главной целью всей учебно-воспитательной работы является развитие личности, развитие целостной совокупности её духовно-нравственной культуры. Роль образования в жизни сегодняшнего общества невозможно недооценивать. Именно сегодняшним учебным заведениям принадлежит будущее нашей страны, будущее нашего поколения. И в связи с этим хотелось бы вспомнить слова Уинстона Черчилля, который заметил, что «учителя обладают такой властью, о которой премьер-министр может только мечтать».

Действительно, именно учителю принадлежит значительная роль в формировании будущего члена общества, воспитании и обучении учащихся, в подготовке их к жизни и общественному труду.

Государственные документы, в которых определена стратегия образования, ориентируют нас, преподавателей, на системно-деятельностный подход к духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса, уважения культуры и традиций как своего, так и иных народов, превращая учащегося в субъекта, умеющего самообучаться, саморазвиваться, самореализовываться и самосовершенствоваться. Тем самым задача преподавателя на современном этапе состоит в развитии и помощи в саморазвитии креативности и творческого потенциала каждого учащегося.

Одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения является технология проектного обучения, имеющая на выходе индивидуальный опыт и продукт деятельности.

В процессе своей педагогической деятельности, работая над проблемой не только качества знаний, но и мотивации учащихся, я пришла к выводу, что особую значимость в решении этих проблем приобретает исследовательская деятельность и метод проектов.

Введение в образовательный процесс элементов исследовательской деятельности позволяет не только и не столько учить, сколько помогать ребёнку учиться, направлять его познавательную деятельность, развивать компетентность учащихся. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на приобретение новых (чаще всего путём самообразования) способов деятельности.

В процессе изучения иностранного языка большинство моих учащихся выполняют проекты. Элементы проектной деятельности можно вводить в образовательный процесс с самых ранних этапов обучения предмету. Ряд тем возможных проектов предлагается учащимся учителем.  Данные темы обычно связаны с тематикой учебно-методического комплекса. Некоторые темы предлагаются самими учащимися среднего и старшего звена и дополняют и обогащают изучаемую тематику, а также отражают интересы и увлечения самих учащихся. Так несколько лет подряд учащиеся среднего и старшего звена принимали участие в школьных конференциях проектных и исследовательских работ, в районных конференциях исследовательских и проектных работ, посвящённых годовщине со дня рождения А.С. Хомякова с работами: «Сопоставительный анализ некоторых грамматических и лексических явлений в немецком и русском языках»,  «Английские заимствования в современном немецком языке», «Написание русских имён, отчеств, фамилий на английском языке». Очень часто именно эти работы становятся самыми интересными, яркими, запоминающимися. В основном, проекты выполняются при помощи учителя. В проектном исследовании, я как учитель, выступаю в роли консультанта, помощника, рядового участника проекта. Подобные формы общения и совместной творческой коммуникативной деятельности способствуют нравственно-эстетическому воспитанию школьников. Все участники проектов работают с интересом, творчески. Школьники с большой ответственностью относятся к такой работе, поскольку видят ее практическую пользу.

Наверное, невозможно добиться повышения духовно-нравственного уровня у учащихся без опоры на духовно-нравственные традиции народа. Поэтому большое внимание на своих уроках и во внеурочное время уделяю изучению краеведческого материала.  Краеведение — по мнению академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, прекрасная школа воспитания гражданственности. Опираясь на комплексное изучение родного края, краеведение способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся. Ведь оно обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма,  духовности и культуры. Краеведение должно воспитывать не только любовь к Родине, но и гражданскую ответственность за ее судьбу, стимулировать к гражданскому участию в решении проблем местного сообщества. Учащиеся, как правило,  немного знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Поэтому необходимо знакомить школьников с богатствами нашего края, вырабатывать умения понимать, какие ценности материальной и духовной культуры являются предметом национальной гордости.

Решению данной задачи могут служить школьные музеи, деятельность которых  направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа.

Уже несколько лет в нашей школе работает краеведческий музей. Его открытие состоялось в 2001году. В нём представлены следующие экспозиции: «Уголок  деревенского быта», «История нашего края», «Образование Рождественского края» и другие.

В нашей школе уже ни один год проходят краеведческие занятия по истории родного края. К 50-летнему юбилею школы и 125-летию истории образования Рождественского края учащимися 7-9 кл. была проведена исследовательская работа «История народного образования Рождественского края», основу которой составил архивный материал, материал, собранный из бесед с жителями поселка, учителями нашей школы. Ребята заинтересовались, когда  впервые  возникла школа  в  нашей  местности,  какие  школы были,  где  учились их родители,  деды  и  прадеды, какие учителя в них преподавали, какие предметы изучались. Защита этой исследовательской работы на немецком языке состоялась на районной конференции исследовательских и проектных работ на иностранном языке «Мы – будущее России», где ребята со своей работой заняли I место.

К открытию Зимних Олимпийских Игр 2014 года в г. Сочи  учащимися 10-11 классов была проведена исследовательская работа о знаменитых спортсменах нашего посёлка, которые учились в нашей школе, работали в ней тренерами. В настоящее время они тренируют молодёжную сборную по велоспорту, и к тому же принимали участие в эстафете олимпийского огня. Ребята беседовали с самими спортсменами, их учителями и подопечными, изучали материалы прессы. Результаты своей деятельности учащиеся обобщили в работе «К высшим ступеням пьедестала» на немецком языке. Эта работа стала основой для написания сочинения на немецком языке для участия во Всероссийском конкурсе сочинений «Языки для всех», где наши старшеклассники заняли II место.

В прошлом учебном году на основе информации, собранной в школьном музее о нашей школе, нашем посёлке, деревнях вокруг него, о бывших помещиках, живших в нашем крае и их поместьях, был подготовлен проект «Путеводитель по родному краю» на английском языке. Ребята изучили много документов об истории нашего посёлка, его достопримечательностях и представили свою работу на XI Открытом конкурсе исследовательских, проектных и творческих работ, посвящённом 210-й годовщине со дня рождения А.С. Хомякова в номинации «Родина негромкая моя…».

Первый этап работы над проектом – это определение формата проекта, «мозговой штурм», - набрасывание идей, распределение обязанностей. Второй этап – это индивидуальная работа по сбору, отбору и систематизации информации, где учащиеся выбирают, что они хотели бы включить в проект, а также подбор иллюстративного материала. Затем следуют два не менее важных этапа: систематизация всего собранного материала, оформление его в «общий» продукт и устная презентация. Работа над проектом, как правило, происходит в атмосфере  увлечённости, творчества, эмоционального комфорта, что, несомненно, влияет на повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка и учебной деятельности в целом.

Как признаются сами учащиеся, сведения, которые они почерпнули из школьного музея, были для них во многом новыми, к тому же весьма неожиданными и познавательными. А последующая совместная деятельность над выполнением проектов научила их работать в команде, уметь выслушивать другую точку зрения и, самое главное, обогатила их духовно и эмоционально.

 Краеведческая работа повышает интерес учащихся к истории родного края, способствует осмыслению понятий гражданского долга, ответственности перед обществом, формированию  патриотических и гражданских идеалов, воспитывает уважительное отношение к старшему поколению, любовь к Родине, чувство долга и патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

Моделирование образовательного процесса по физической культуре на основе использования средств оздоровительной направленности

Аннотация. Работа посвящена изучению проблемы моделирования образовательного процесса по физической культуре  в 5 классах на основе использования средств оздоровительной направленности. Были сфор...

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье мы планируем исследовать процесс формирования учебно-познавательной самостоятельности. Для решения этой задачи необходимо рассмотреть термин «учебно-познавательная самостоятельность», ...

Моделирование образовательного процесса по физической культуре на основе использования средств оздоровительной направленности

Аннотация. Работа посвящена изучению проблемы моделирования образовательного процесса по физической культуре  в 5 классах на основе использования средств оздоровительной направленности. Были сфор...

Методическая публикация в сборнике «Профессиональная компетенция учителя как фактор повышения качества образовательного процесса по иностранному языку» 2011 г.

тема публикации - «Владение информационно-коммуникационными технологиями как способ создания условий для самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на уроке и внеурочное время»...

Обучение говорению младших школьников на иностранном языке на основе использования логико-коммуникативных опорных схем

Логико-коммуникативные опорные схемы играют важную роль в обучении говорению младших школьников. Они предоставляют прекрасную возможность учащемуся не только выстраивать свое высказывание по заданным ...

Теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе по иностранному языку -2019

Презентация "Теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессепо иностранному языку" -2019...