Рабочая программа по изобразительному искусству. 8 класс. С УУД. Предметная линия Б.М. Неменского 2016-2017 учебный год.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дубровская средняя школа
«Рассмотрено» на заседании пед.совета школы Протокол №_от__________2016 г. | «Согласовано» Зам. директора по УР _______/Михалченкова Н.Н./ _____________2016 г. | «Утверждено» Директор школы ________/Лавриненкова Н.Н./ Приказ №___от_____________2016 г. |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 8 класса
Учитель: Шатилова Антонина Петровна,
I квалификационная категория
Дубровка
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 8 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, примерной программы для основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы курса «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2015 год издания).
Данный предмет входит в образовательную область «Искусство».
Цель программы 8 класса – помочь учащимся получить представление:
- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства в следствии технической эволюции изобразительных средств;
- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
- о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографиях и экранных искусствах;
- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
Задачи:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа восприятие явлений действительности и произведений искусства, обсуждение работ учащихся, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках, изучения художественного наследия, поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам, прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической деятельностью школьников.
При отборе учебного материала принципиально важное значение имеет выявление социально - нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает школьникам осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе и о человеческих поисках истины. На протяжении этого курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно - прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Приобщение к искусству начинается в начальной школе, оно постепенно расширяется - от ближайшего окружения до искусства родного народа, искусства народов России, зарубежного искусства
Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.
Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-9 классов.
Тематический блок: «Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении» изучаемый в 8 классе представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.
Экран — движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе дается лишь после прохождения «первоискусств».
Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.
Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретет способность противостоять этому потоку, отделяя в нем позитивное от негативного.
Еще одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своем быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда и портятся).
Виды учебной деятельности:
Ученики данного класса, изучая программу прошлого учебного года по теме: «Дизайн и архитектура в жизни человека», усвоили следующее:
- Могут анализировать произведения архитектуры; понимать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств их общее и специфику;
- Владеют понятием образного языка конструктивных видов искусства; знают основные этапы развития и истории архитектуры;
- умеют моделировать архитектурно-дизайнерские объекты;
- умеют работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
Ученики приобрели следующие навыки:
- владение формообразованием, объемом в дизайне и архитектуре;
- композиционного макетирования объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная система.
Технологии используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, здоровьясбережения.
Основные методы, которые планируется использовать:
1.Словесные методы:
-Рассказ
-Объяснение
-Беседа
-Дискуссия
-Лекция
2.Работа с учебником и книгой
- Конспектирование
- Составление плана текста
- Цитирование
3.Наглядные методы:
- Метод иллюстраций
- Метод демонстраций
4.Практические методы:
Упражнения
Предусмотрены уроки с использованием ИКТ, проекты и т.д.
Уроки носят развивающий характер.
Организация различных видов деятельности учащихся предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта. Каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- тест;
- контрольная работа
-отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Входной контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обучености в форме устного опроса или тестов.
Текущий контроль в форме самостоятельных работ, устного опроса, тестов. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
Тематический контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме контрольных работы или теста.
Заключительный (итоговый) контроль.
Методы диагностики - викторины, ребусы, кроссворды, презентации, тесты.
Условные обозначения, используемые в тексте программы:
К.Р. – контрольная работа;
К.т. – контрольное тестирование;
П.р. – практическая работа;
ИКТ – информационно-коммуникативные технологии;
УУД – универсальные учебные действия.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Изобразительное искусство и художественный труд» изучается с 5-го по 9-й класс.
8-й класс – 1 час в неделю в течение года (всего 34 часа)
Содержание тем учебного курса
Название раздела | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к знаниям и умениям | Характеристика видов деятельности учащихся | |
Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении (34 часа) | |||||
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах | 8 | Синтетические искусства и изображения. Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества... Театральное искусство и художник. Правда и магия театра. Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Ведущий художественный, образно-созидательный элемент в спектакле – актёрская игра, в фильме – изображение Сценография– особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. Два направления художественной деятельности сценографа: создание образно-игровой среды (места действия спектакля), оформление сценического пространства и создание внешнего облика актёра. Сценический мир как композиция из реальных вещей и придуманных изображений, конструкций. Сценография как искусство и производство. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.). Костюм, грим и маска или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощен Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Искусство и специфика театрального костюма Относительная самостоятельность костюма в шоу-представлениях и театре моды. Изобразительные средства актёрского перевоплощения: грим. Образность театрального грима и причёски Изобразительные средства актёрского перевоплощения: маска. Маска – внешнее и внутреннее перевоплощение актёра. Традиции и культура театра масок. Художник в театре кукол. Привет от Карабаса- Барабаса. Кукольный театр – единственный вид сценического искусства с главенствующей ролью художника. Художник куклы – создатель образа куклы-актёра Спектакль от замысла к воплощению. Третий звонок. Игровое действо, построенное на использовании одной из форм художественно-сценографической работы. | Знать: - общность и специфику восприятия художественного образа в разных видах искусства; -общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем; - виды театрально-зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента; -игровую природа сценографии; - выразительные средства сценографии: пространство сцены, сценосвет, внешний облик сцены и актёров; -иметь представление о видах сценического оформления: изобразительно-живописное, архитектурно-конструктивное, метафорическое, проекционно-световое; -общие законы восприятия композиции картины и сцены; -театральные службы и цеха; -элементы декорационного оформления спектакля: жёсткие (станки, ставки) и мягкие (кулисы, задник, занавес) декорации; - художников театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.); -костюм, его игровая природа и характерность; -общие законы восприятия композиции картины и сцены; -роль грима в быту, театре и карнавально-массовых праздниках; -условность художественно-образного языка сценографии; -виды театральных кукол и способы работы с ними; Уметь: -анализировать театральное произведение, исходя из принципов художественности; - анализировать театральные и игровые образы; -использовать выразительный язык при моделировании декораций театральных постановок; -создавать эскизы костюмов; - анализировать работы одноклассников; -аргументировать своё мнение, позицию | Понимать специфику изображения и визуально пластической образности в театре и на киноэкране. Получать представления о синтетической природе и коллективности творческого процесса в театре, о роли художника сценографа в содружестве драматурга, режиссёра и актёра. Узнавать о жанровом многообразии театрального искусства. Понимать соотнесение правды и условности в актёрской игре и сценографии спектакля. Узнавать, что актёр — основа театрального искусства и носитель его специфики. Представлять значение актёра в создании визуального облика спектакля. Понимать, что все замыслы художника и созданное им оформление живут на сцене только через актёра, благодаря его игре. Получать представление об истории развития искусства театра, эволюции театрального здания и устройства сцены (от древнегреческого амфитеатра до современной мультисцены). Узнавать, что образное решение сценического пространства спектакля и облика его персонажей составляют основную творческую задачу театрального художника. Понимать различия в творческой работе художника живописца и сценографа. Осознавать отличие бытового предмета и среды от их сценических аналогов. Приобретать представление об исторической эволюции театрально декорационного искусства и типах сценического оформления и уметь их творчески использовать в своей сценической практике. Представлять многообразие типов современных сценических зрелищ (шоу, праздников, концертов) и художнических профессий людей, участвующих в их оформлении. Получать представление об основных формах работы сценографа (эскизы, макет, чертежи и др.), об этапах их воплощения на сцене в содружестве с бутафорами, пошивочными, декорационными и иными цехами. Уметь применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля. Понимать и объяснять условность театрального костюма и его отличия от бытового. Представлять, каково значение костюма в создании образа персонажа и уметь рассматривать его как средство внешнего перевоплощения актёра (наряду с гримом, причёской и др.). Уметь применять в практике любительского театра художественно творческие умения по созданию костюмов для спектакля из доступных материалов, понимать роль детали в создании сценического образа. Уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля, частью которого он является. Понимать и объяснять, в чём заключается ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа. Представлять разнообразие кукол (тростевые, перчаточные, ростовые) и уметь пользоваться этими знаниями при создании кукол для любительского спектакля, участвуя в нём в качестве художника, режиссёра или актёра. Понимать единство творческой природы театрального и школьного спектакля. Осознавать специфику спектакля как неповторимого действа, происходящего здесь и сейчас, т. е. на глазах у зрителя — равноправного участника сценического зрелища. Развивать свою зрительскую культуру, от которой зависит степень понимания спектакля и получения эмоционально художественного впечатления — катарсиса. | |
ЭСТАФЕТА ИСКУСТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ.ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ | 8 | Художник и художественные технологии. Эстафета искусств. Художник и изобразительные средства. Роль художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино. Фотография –взгляд, сохраненный навсегда. Фотография – новое изображение реальности. Грамота фотографирования и операторского мастерства. Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Фотографическое изображение не реальность, а новая художественная условность. Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. Художественно-композиционные момента в съёмке. Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции, приобретённого в живописи, при построении фотокадра. Фотография – искусство светописи. Вещь: свет и фактура. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии. Свет – изобразительный язык фотографии. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. Цвет в фотографии: превращение «природности» цвета в «художественность» Человек на фотографии. Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. Операторское мастерство фотопортрета. Анализ своеобразия художественной образности фотопортрета. Фотоизображение – образное обобщение или лицо конкретного человека в кадре? Грамота портретной съёмки: определение точки и места съёмки, постановка света, выбор эмоционально-психологического состояния, позы и фона для портретируемого. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Фотография и компьютер. Событие как объект репортажной съёмки, требующий подготовки, оперативности. Мастерства. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатлённых мгновений истории и зримая информация. Фотография – остановленное время, запечатлённое навсегда в лицах, пейзажах и событиях. «Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся. | Знать: -понятие общей природы художественного процесса в изобразительном искусстве, в фотографии и экранном искусстве; | Понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность, несмотря на всё его правдоподобие. Различать особенности художественно образного языка, на котором «говорят» картина и фотография. Осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом. Иметь представление о различном соотношении объективного и субъективного в изображении мира на картине и на фотографии. Понимать и объяснять , что в основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни её неповторимость в большом и малом. | |
. | |||||
- этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии; -специфику фотоизображения и технологию процессов его получения; | |||||
-основы операторского искусства – талант видения и отбора; -выбор объекта; -точка съёмки и ракурс как художественно-выразительные средства в фотографии; -свет в натюрморте – постановочный, в пейзаже – природный; -передача светоцветового состояния природы – средство образно-эмоциональной выразительности фотопейзажа; -природные и световые эффекты (дождь, туман, фейерверк) как тема фотосъёмки; -типичное и случайное при передаче характера человека в фотопортрете; -автопортрет – портрет без прикрас; -постановочный и репортажный портреты; -разбор информационно-изобразительного содержания фотографий различных жанров с точки зрения композиционного построения; случайности или правдивости, полноты передачи облика, состояния и сути объекта или события. Уметь: -конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию; -анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; - проводить сравнительный анализ; -работать с фотокамерой; -менять фокус камеры; - определять точки и места съёмки; -делать фотоколлаж; -анализировать работы одноклассников; -аргументировать своё мнение, позицию. | Владеть элементарными основами грамоты фотосъёмки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съёмки, ракурса и крупности плана как художественновыразительных средств фотографии. Уметь применять в своей съёмочной практике ранее приобретённые знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д. Понимать и объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии. Уметь работать с освещением (а также с точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи объёма и фактуры вещи при создании художественно выразительного фотонатюрморта. Приобретать навыки композиционной (кадрирование) и тональной (эффекты соляризации, фотографики и т. д.) обработки фотоснимка при помощи различных компьютерных программ. Осознавать художественную выразительность и визуально эмоциональную неповторимость фотопейзажа и уметь применять в своей практике элементы операторского мастерства при выборе момента съёмки природного или архитектурного пейзажа с учётом его световыразительного состояния. Анализировать и сопоставлять художественную ценность чёрно-белой и цветной фотографии, в которой природа цвета принципиально отлична от природы цвета в живописи. Приобретать представление о том, что образность портрета в фотографии достигается не путём художественного обобщения, а благодаря точности выбора и передаче характера и состояния конкретного человека. Овладевать грамотой операторского мастерства при съёмке фотопортрета. Снимая репортажный портрет, уметь работать оперативно и быстро, чтобы захватить мгновение определённого душевно-психологического состояния человека. При съёмке постановочного портрета уметь работать с освещением (а также точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи характера человека. Понимать и объяснять значение информационно-эстетической и историко-документальной ценности фотографии. Осваивать навыки оперативной репортажной съёмки события и учиться владеть основами операторской грамоты, необходимой в жизненной практике. Уметь анализироватьработы мастеров отечественной и мировой фотографии, осваивая школу операторского мастерства во всех фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к фототворчеству. Осознавать ту грань, когда при компьютерной обработке фотоснимка исправление его отдельных недочётов и случайностей переходит в искажение запечатлённого реального события и подменяет правду факта его компьютерной фальсификацией. Постоянно овладевать новейшими компьютерными технологиями, повышая свой профессиональный уровень. Развивать в себе художнические способности, используя для этого компьютерные технологии и Интернет. | ||||
ФИЛЬМ ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУСТВЕ КИНО?
| 10 | Кино – запечатлённое движение. Многоголосый язык экрана. Новый вид изображения – движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. Грамота изложения киномысли. Художественно-выразительная и образная роль детали в кино. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. Азбука кинозыка. Начало фильма – замысел. Фильм как последовательность кадров. Литературно-словесная запись фильма – сценарий; изобразительная запись, т.е. покадровая зарисовка фильма, - раскадровка. Из истории кино. Киножанры. Изменяющееся и неизменное в фильмах от братьев Люмьеров до наших дней. Немые фильмы. Чёрно-белые фильмы. Цветные фильмы. Реклама и телевизионные клипы. Художественное начало в кино проявляется не обязательно в игровом фильме, но и в кинопроизведении любого жанра и вида, созданном талантливым автором с чуткой душой. Социокультурное многообразие телевидения: искусство, журналистика, информация. Реальность времени прямого эфира. Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. Принципы работы с человеком в кадре. Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме. Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. От большого экрана к домашнему видео. Главенство играемого актёрами сюжета в игровом (художественном) фильме. Музыка и шумы в фильме. Бесконечный мир кинематографа. Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм Новые способы получения изображения. Компьютерный анимационный фильм: технология создания и основные этапы творческой работы. Изображение на экране компьютера и законы экранного искусства | Знать: -кинослово и кинофраза как монтажно-образное построение кинокадров; -монтажная прерывистость последовательного движения или действия в кино; -элементарную грамоту записи сценарного плана и практический аспект его реализации; -технологию создания раскадровки в условиях учебной практики; -жанры кино: анимационный, игровой и документальный; -многообразие сюжетной событийности и жанровых форм в документальном кино; -сиюминутность – специфика телевизионного изображения; -интервью – искусство диалога общения; -фильм как динамическое сочетание изобразительной, звукомузыкальной и словесно-игровой драматургических линий или действий; -понятие о контрапункте в кино («вижу – одно, слышу – другое»); -компьютерная графика: технические диапазоны и творческие возможности в дизайне, рекламе, создании книги и т.д. -изобразительные возможности компьютера в нашей школе. Уметь -анализировать кинопроизведение, исходя из принципов художественности; - работать видеокамерой; -монтажно снимать; - снимать репортаж, брать интервью разрабатывать эскизы заставок; - выбирать сюжет; понимать ответственность за выбор; - анализировать киношедевры; собственные фильмы; -анализировать работы одноклассников уметь создавать проект; - аргументировать своё мнение, позицию | Понимать и объяснять синтетическую природу фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных средств, используемых в нём, существованию в композиционно-дрматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова. Приобретать представление о кино, как о пространственно-временнóм искусстве, в котором экранное время и всё изображаемое в нём являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь её художественное отображение). Знать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма. Иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства. Приобретать представление о коллективном процессе создания фильма, в котором участвуют не только творческие работники, но и технологи, инженеры и специалисты многих иных профессий. Понимать и объяснять, что современное кино является мощнейшей индустрией. Узнавать, что решение изобразительного строя фильма является результатом совместного творчества режиссёра, оператора и художника. Приобретать представление о роли художника-постановщика в игровом фильме, о творческих задачах, стоящих перед ним, и о многообразии художнических профессий в современном кино. Осознавать единство природы творческого процесса в фильме-блокбастере и домашнем видеофильме. Приобретать представление о значении сценария в создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы. Осваивать начальные азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике его простейшие формы. Излагать свой замысел в форме сценарной записи или раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое построение «кинослова» и «кинофразы». Приобретать представление о творческой роли режиссёра в кино, овладевать азами режиссёрской грамоты, чтобы применять их в работе над своими видеофильмами. Приобретать представление о художнической природе операторского мастерства и уметь применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра. Овладевать азами операторской грамоты, техники съёмки и компьютерного монтажа, чтобы эффективно применять их в работе над своим видео. Уметь смотреть и анализировать с точки зрения режиссёрского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино, чтобы пополнять багаж своих знаний и творческих умений. Приобретать представление об истории и художественной специфике анимационного кино (мультипликации). Учиться понимать роль и значение художника в создании анимационного фильма и реализовывать свои художнические навыки и знания при съёмке. Узнавать технологический минимум работы на компьютере в разных программах, необходимый для создания видеоанимации и её монтажа. Приобретать представление о различных видах анимационных фильмов и этапах работы над ними. Уметь применять сценарно-режиссёрские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации. Давать оценку своим творческим работам и работам одноклассников в процессе их коллективного просмотра и обсуждения. | |
ТЕЛЕВИЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРА. ЭКРАН – ИСКУССТВО – ЗРИТЕЛЬ | 6 | Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет – новейшее коммуникативное средство. Актуальность и необходимость зрительской творческой телеграмоты. Специфика телевидения – это « сиюминутность» происходящего на экране. Опыт документального репортажа. Основы школьной тележурналистики. Кинонаблюдение – основа документальноговидеотворчества. Метод кинонаблюдения – основное средство изображения события и человека в документальном фильме телерепортаже. Киноязык и коноформы не являются чем- то застывши и неизменным. Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения. Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодежи в интернет – пространстве. Роль визуально –зрелищных искусств. В обществе и жизни человека. Позитивная и негативная роль СМИ. Телевидение – регулятор интересов и запросов общества. | Знать: Уметь: -смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино; -использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения; -реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда. -давать аргументированный анализ современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео. | Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом новым видом искусства. Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д. Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального события, совершающегося на наших глазах в реальном времени. Получать представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач и уметь формировать собственную программу телепросмотра, выбирая самое важное и интересное, а не проводить всё время перед экраном. Осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной передачи и кинодокументалистики. Приобретать и использовать опыт документальной съёмки и тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для формирования школьного телевидения. Понимать, что кинонаблюдение — Это основа документального видеотворчества как на телевидении, так и в любительском видео. Приобретать представление о различных формах операторского кинонаблюдения в стремлении зафиксировать жизнь как можно более правдиво, без специальной подготовки человека к съёмке. Понимать эмоционально-образную специфику жанра видеоэтюда и особенности изображения в нём человека и природы. Учиться реализовывать сценарно-режиссёрскую и операторскую грамоту творчества в практике создания видеоэтюда. Представлять и объяснять художественные различия живописного пейзажа, портрета и их киноаналогов, чтобы при создании видеоэтюдов с наибольшей полнотой передать специфику киноизображения. Понимать информационно-репортажную специфику жанра видеосюжета и особенности изображения в нём со бытия и человека. Уметь реализовывать режиссёрско-операторские навыки и знания в условиях оперативной съёмки видеосюжета. Понимать и уметь осуществлять предварительную творческую и организационную работу по подготовке к съёмке сюжета, добиваться естественности и правды поведения человека в кадре не инсценировкой события, а наблюдением и «видеоохотой» за фактом. Уметь пользоваться опытом создания видеосюжета при презентации своих сообщений в Интернете. Получать представление о развитии форм и киноязыка современных экранных произведений на примере создания авторского видеоклипа и т. п. Понимать и объяснять специфику и взаимосвязь звукоряда, экранного изображения в видеоклипе, его ритмически-монтажном построении. В полной мере уметь пользоваться возможностями Интернета и спецэффектами компьютерных программ при создании, обработке, монтаже и озвучании видео клипа. Уметь использовать грамоту киноязыка при создании интернет-сообщений. Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства. Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д. Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального события, совершающегося на наших глазах в реальном времени. Понимать и объяснять роль телевидения в современном мире, его позитивное и негативное влияние на психологию человека, культуру и жизнь общества. Осознавать и объяснять значение художественной культуры и искусства для личностного духовно-нравственного развития и творческой самореализации. Развивать культуру восприятия произведений искусства и уметь выражать собственное мнение о просмотренном и прочитанном. Понимать и объяснять, что новое и модное не значит лучшее и истинное. Рассуждать, выражать своё мнение по поводу своих творческих работ и работ одноклассников. Оценивать содержательное наполнение и художественные достоинства произведений экранного искусства. | |
Резервный урок | 2 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Психолого-педагогическая характеристики 8 класса
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающейся 8 класса и специфики класса. В классе обучается 1 девочка.
Обучающаяся – это ребенок с хорошим уровнем способностей и довольно высокой мотивацией учения по изобразительному искусству. Она отличается высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности, успешна и в работе по образцу, и в выполнении заданий творческого характера.
Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы
Учащиеся должны знать:
- о роли пространственных и синтетических искусств в жизни человека и общества;
- об историческом многообразии художественных культур и о месте отечественной художественной культуры в мировом историко-культурном пространстве;
- об основных направлениях и стилях в искусстве, стилевой и временной принадлежности характерных примеров из наследия мирового искусства;
- о видах пространственных искусств и делении их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная ( живопись, графика, скульптура), конструктивная (архитектура, дизайн), декоративно-прикладная и об особенностях образного языка каждой группы искусств;
- о характере связей пространственных и синтетических искусств (кино, телевидение, и т.д.), специфике их образного языка;
- об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей;
- о том, что художественное изображение не является копией действительности, а отражает переживание художником реальности, организованное так, чтобы зритель мог понять мысли и чувства художника;
- о декоративных искусствах как способе организации социально общения и социальной среды;
- о конструктивных искусствах как среде организации окружающей нас среды жизни;
- основные этапы истории развития русского и зарубежного искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, традиции и новаторство;
- об основных проблемах современного искусства, о выдающихся представителях искусства своей страны и мира, их основные произведения; основные художественные музеи и их роль в сохранении и развитии культуры России и человечества.
Учащиеся должны уметь:
- использовать языки пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ, фотографии и работ в синтетических искусствах;
- работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;
- понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;
- творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;
- владеть первичными навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;
- высказывать аргументированные суждения о произведении искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.
При решении художественно-творческих задач на уроках формируются следующие навыки:
-создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;
-работа над эскизом монументального произведения: витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;
-использование выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля;
-использование разнообразных материалов (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, заготовки
- освоить элементарную азбуку фотографирования;
- уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;
- усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построение видеоряда;
- усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- быть готовым к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидение, видео.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульно-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, тема урока | Количество часов | Примечание |
Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении | |||
1 четверть | |||
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах | |||
Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. | 1 | ||
Театральное искусство и художник. Правда и магия театра | 1 | ||
Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. | 1 | ||
Сценография как искусство и производство. | 1 | ||
Костюм, грим и маска, или магическое « если бы». Тайны актерского перевоплощения | 1 | ||
Художник в театре кукол. | 1 | ||
Привет от Карабаса – Барабаса. | 1 | ||
Спектакль – от замысла к воплощению. | 1 | ||
2 четверть. | |||
ЭСТАФЕТА ИСКУСТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ.ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ | |||
9 | Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности. | 1 | |
10 | Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. | 1 | |
11 | Фотография искусство « светописи». Вещь : свет и фактура. | 1 | |
12 | « На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. | 1 | |
13 | Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора. | 1 | |
14 | Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. | 1 | |
15 | Фотография и компьютер. | 1 | |
16 | Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка. | 1 | |
ФИЛЬМ ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУСТВЕ КИНО? | |||
17 | Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. | 1 | |
18 | Пространство и время в кино. | 1 | |
3 четверть | |||
19 | Художник и художественное творчество в кино. | 1 | |
20 | Художник в игровом фильме. | 1 | |
21 | От большого экрана к домашнему видео. | 1 | |
22 | Азбука киноязыка. | 1 | |
23 | Азбука киноязыка. | 1 | |
24 | Бесконечный мир кинематографа | 1 | |
25 | Искусство анимации. Многообразие жанровых киноформ. | 1 | |
26 | История и специфика рисовального фильма | 1 | |
ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРА. ЭКРАН – ИСКУССТВО – ЗРИТЕЛЬ | |||
27 | Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и | 1 | |
28 | Телевидение и документальное кино. | 1 | |
4 четверть | |||
29 | Киноглаз, или Жизнь в врасплох. | 1 | |
30 | Телевидение, Интернет… Что дальше? | 1 | |
31 | Современные формы экранного языка. | 1 | |
32 | В царстве кривых зеркал, | 1 | |
33 | Резервный урок | 1 | |
34 | Резервный урок | 1 | |
Итого: | 34 |
Перечень учебно –методического обеспечения, список литературы
Основной
- Авторская программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2015 год издания)
- Питерских А.С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/А.С.Питерских; под ред. Б.М. Неменского. – Просвещение, 2013.-176с.:ил.
- Примерная программа для основного общего образования по изобразительному искусству
- Голицина В.Б. Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Поурочные разработки. 8 класс. / В.Б. Голицина, А.С.Питерских ; под ред. Б.М.Неменского. – М. : Просвещение, 2014.-173 с.
Дополнительный:
1. С.Д. Левин «Беседы с юным художником». Москва «Советский художник» 1988
- Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд». Книга для учителя. Москва Просвещение 2004
- Э. Норминг «Объёмный рисунок и перспектива». Москва ЭКСМО 2004
Интернет-ресурсы:
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.
Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru.
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/.
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru.
Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 5 класс. ФГОС. Предметная линия учебников под ред. Б.М.Неменского
Подробное поурочно-тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 6 класс. ФГОС. Предметная линия учебников под ред. Б.М.Неменского
Развернутое тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 7 класс. ФГОС. Предметная линия учебников под ред. Б.М.Неменского
Подробное тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8 класс 2016-2017 учебный год (Б.М.Неменский)
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:1. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённ...