Рабочая программа по изобразительному искусству. 6 класс. ФГОС. Предметная линия учебников под ред. Б.М.Неменского
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Корнеева Анна Дмитриевна

Развернутое тематическое  планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_izo_6_kl._korneevoy_a.d._2016-2017_uch.god_.doc627 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ:

ПРИНЯТО:

РАССМОТРЕНО:

Директор лицея _________ Голод С.С.

Приказ № ____ от ______________ г.

Протокол Педагогического совета № _____ от ____________ г.

Председатель МО _____________

Протокол заседания методического объединения № _____ от ____________ г.

 

Рабочая программа

по изобразительному искусству

Уровень образования: основное общее.

Срок реализации программы: 1 год

Классы: 6

Программу разработала:

Корнеева Анна Дмитриевна

Санкт-Петербург

2016


Рабочая программа

по изобразительному искусству

6 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Закона Российской Федерации ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
  • Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-8 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 148 с.;
  • Программы формирования универсальных учебных действий;
  • Учебного плана ГБОУ лицея № 384 Кировского района Санкт-Петербурга.

Цели уровня общего образования

Цель предмета «Изобразительное искусство» – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как форм эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие учащихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы – в процессе личностного художественного творчества.

Задачи:

  1. Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства.
  2. Освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей.
  3. Формирования понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы.
  4. Развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности.
  5. Формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
  6. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  7. Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
  8. Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
  9. Овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Изучение изобразительного искусства в основной школе

направлено на достижение следующих результатов:

в направлении личностного развития:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

в метапредметном направлении:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

в предметном направлении:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Место предмета в учебном плане

В учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе основной школы отводится 34 часа, занятия (уроки) проводится 1 раз в неделю. Предусмотрен резерв учебного времени – 2 часа.

Содержание учебного курса

6 класс. Изобразительное искусство в жизни человека

Учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества. В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания и последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства.

        

Виды изобразительного искусства и основы образного языка. 8 ч.

Изобразительное искусство. Семья пластических искусств.

Художественные материалы.

Рисунок – основа изобразительного творчества.

Линия и ее выразительные возможности.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи.

Объемные изображения в скульптуре.

Основы языка изображения.

        Мир наших вещей. Натюрморт. 8 ч.

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира – натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объема на плоскости, линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта.

Вглядываясь в человека. Портрет. 12 ч.

Образ человека – главная тема искусства.

Конструкция головы человека и ее пропорции.

Изображение головы человека в пространстве.

Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.

Портрет в скульптуре.

Сатирические образы человека.

Образные возможности освещения в портрете.

Портрет в живописи.

Роль цвета в портрете.

Великие портретисты.

        Человек и пространство. Пейзаж. 4 ч.

Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства.

Правила линейной и воздушной перспектив.

Пейзаж. Организация изображаемого пространства.

Пейзаж и настроение. Природа и художник.

Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.


В итоге освоения программы учащиеся 6-ого класса должны знать:

  • о месте и значении изобразительного искусства в культуре: жизни общества и жизни человека;
  • существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
  • взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
  • основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
  • имена выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
  • особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
  • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
  • о разных художественных материалах, художественных техниках и их значение в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека ; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;
  • активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Целевая ориентация рабочей программы в практике ГБОУ Лицея № 384

Настоящая рабочая программа учитывает особенности 6ых классов. Учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают художественный мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла . У школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета в 6-ом классе

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
  • овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
  • формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры

Метапредметные результаты:

  • Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;
  • Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
  • развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов

Предметные результаты:

  • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
  • активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
  • умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в справочных материалах, электронных ресурсах;
  • понимание разницы между элитарным и массовым искусством;
  • применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности

 

Формы организации познавательной деятельности учащихся

  • фронтальная;
  • работа в группах,
  • работа в парах,
  • индивидуальная работа.

Система контроля

Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает:

  • учительский контроль,
  • самоконтроль,
  • взаимоконтроль учащихся.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

  • Активность участия.
  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  • Самостоятельность.
  • Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы учащегося:

  • Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  • Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Формы контроля уровня обученности:

  • викторины;
  • кроссворды;
  • отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;
  • тестирование.

Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:

"отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.

"хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.

"удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.

"неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.

Ресурсное обеспечение реализации программы

  • классная доска с набором магнитов;
  • персональный компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • демонстрационные иллюстративные пособия (репродукции картин различных художников, примеры работ, созданные другими ребятами, фотографии);
  • демонстрационные макеты;
  • документ-камера.

Основная литература для учителя:

  1. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 191 с.: ил.
  2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 5 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Б.М.Неменского. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
  3. Гуров Г.Е., Питерских А.С. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 7 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Б.М.Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
  4. Изобразительно искусство. 6 класс: рабочая программа по учебнику Л.А. Неменской / авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2016. – 31 с.
  5. Изобразительное искусство. 6 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.А. Неменской / авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 143 с.
  6. Изобразительное искусство. 7 класс: рабочая программа и технологические карты уроков с мультимедийным сопровождением по учебнику А.С. Питерских, Г.Е. Гурова. Линия УМК под ред. Б.М. Неменского / авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2016. – 192 с.
  7.  Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-8 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 148 с.;
  8. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в жизни человека. 6 кл.: учеб.для общеобразоват.организаций / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского . – 5-ое изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.: ил.
  9. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 6 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Б.М.Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
  10. Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. Поурочные разработки. 7 класс / Г.Е.Гуров, А.С.Питерских; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2013. – 142 с.: ил.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Д.Вазари: 2008 год, 1278с., цв. ил.
  2. История искусств. Западноевропейское искусство. Ильина Т.В. учебник. 2000год , 368с.
  3. История искусств. Отечественное искусство. Ильина Т.В. Учебник: 2000 год, 407с., ил
  4.  Искусство рисунка / Пер. Сахацкого. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 160 с., илл. (серия «Классическая библиотека художника»);
  5.  Архитектурные формы античности / И.Б.Михаловский. – М.: Архитектура-С, 2004. – 240 с., илл.
  6.  Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М.: - Пассим, 1994, 160 с.
  7.  Анатомия для художников. Е.Барчаи. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 344 с. – (классическая библиотека художника)
  8. Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель. – 77 с.: ил.

Информационное сопровождение:

  1. Информационные, практические и контролирующие модули по изобразительному искусству // http://fcior.edu.ru/catalog/meta 
  2. Методическая копилка для учителя ИЗО http://www.metod-kopilka.ru/izo-mhk.html
  3. Произведения искусства из собрания Государственного Русского музея // http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr 
  4. Произведения искусства из собрания Государственной Третьяковской галереи // http://school-collection.edu.ru 
  5. Произведения искусства из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника // http://school-collection.edu.ru/ 
  6. Произведения искусства из фондов Государственного Эрмитажа // http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ 
  7. Социальная сеть работников образования // http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library
  8. Учительский портал // http://www.uchportal.ru/dir/27


Приложение 1

Развернутое календарно-тематическое планирование

№ Урока

Тема/

тип урока/

формы работы

Основное содержание учебного материала, термины и понятия

Планируемые результаты обучения

Дата по плану

Дата по факту

Домашнее задание

Освоение предметных знаний и умений

Универсальные учебные действия (УУД)

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел 1. «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» 8 часов

1

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Пространственные (пластические) виды искусства. Конструктивные виды искусства (архитектура и дизайн). Декоративно-прикладные виды искусства. Изобразительные виды искусства (живопись, графика, скульптура)

Узнают различные виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности.

Научатся анализировать пространственные и изобразительные виды искусства; использовать красочные фактуры.

Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (деление пространственных искусств на две группы), сравнивать объекты на заданным критериям (конструктивность, декоративность, художественные материалы); подразделять пространственные искусства на две группы и сравнивать их по заданным критериям; познакомятся с художественными материалами и их выразительными возможностями.

Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности (различное назначение видов искусства в жизни людей.

Личностные: осознавать свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учится?) навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

2

Рисунок – основа изобразительного творчества

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Графика, набросок, зарисовка, учебный рисунок, творческий рисунок. Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Академический рисунок. Графические материалы.

Узнают: виды рисунка, графические материалы.

Научатся пользоваться графическими материалами

Предметные: научится классифицировать виды рисунка, самостоятельно сравнивать и определять виды искусства, графические материалы.

Метапредметные: выдвигать версии. Работать по плану, излагать свое мнение в диалоге, корректировать свое мнение.

Личностные: освоение новых социальных ролей, понимать значение знаний для человека. 

3

Линия и ее выразительные возможности

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Свойства, характер, вид линий, ритм линий. Выразительные свойства линий. Условность и образность линейного изображения.

Узнают значение ритма линий, роль ритма.

Научатся использовать выразительные средства туши

Предметные: научится находить решение на поставленную задачу, различать свойства линий, виды и характер, ритм, условность и образность линейного изображения.

Метапредметные: определять цель, проблему в практической деятельности, оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: осознание своих интересов, эмоций

4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Основные характеристики цвета. Пятно в изобразительном искусстве. Цветовой тон, тональные отношения. Линия и пятно.

Узнают понятия силуэт, тон, ритм в изобразительном искусстве.

Научатся пользоваться графическими материалами, передавать характер освещения.

Предметные: научатся передачи контраста, тона и тональных отношений

Метапредметные: определение различий ахроматических пятен в изображении.

Личностные: развивают художественный вкус как способность эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства.

5

Цвет. Основы цветоведения

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Спектр. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета. Основные и сотавные цвета. Изучение свойств цвета.

Узнают основные и составные цвета, теплые и холодные цвета. Научатся использовать выразительные средства гуаши, понимать и анализировать художественные произведения художников.

Предметные: научатся классифицировать и подбирать цвета из цветового круга, научатся создавать рисунок в одном цвете разными оттенками.

Метапредметные: планируют деятельность в учебной ситуации, принимают самостоятельные решения.

Личностные: осознание своих интересов в изучении свойств цвета.

6

Цвет в произведения живописи

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Цветовые отношения. Локальный цвет. Тон в живописи. Колорит. Гармония цвета. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи.

узнают основные характеристики и свойства цвета.

Научатся выполнять цветовые растяжки ограниченной палитрой, овладеют навыками механического смешения цветов.

Предметные: 

Научатся самостоятельно сравнивать цветовые отношения.

Метапредметные:

Получать эстетическое наслаждение от произведений искусства.

Личностные

проявлять активность для решения познавательных задач

7

Объемные изображения в скульптуре

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Скульптура и ее виды. Рельеф и его виды. Выразительные возможности скульптуры.

Узнают: художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности. 

Научатся: взаимодействовать в процессе совместной деятельности; воспринимать произведения искусства; создавать фигуры животных в объеме; работать пластическими материалами

Предметные: изучать выразительные возможности объемного изображения; классифицировать виды скульптуры; пользоваться художественными материалами, организовывать рабочее место.

Метапредметные: определять цель и проблему в учебной деятельности; различать художественные материалы и искать способы работы с ними; задавать вопросы для уточнения учебной деятельности.

Личностные: понимать значение знаний для человека, стремится к приобретению новых знаний, учится критически оценивать свою деятельность.

8

Основы языка изображения

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Выразительные свойства линий. Свойства цвета. Объемно-пространственные изображения.

Узнают виды изобразительного искусства.

Научатся: воспринимать произведения изобразительного искусства

Предметные: использовать выразительные возможности линии, условность и образность линейного изображения; использовать в работе и анализировать цветовые отношения; понимать выразительные возможности объемного изображения и пользоваться ими.

Метапредметные: научится выражать и контролировать свои эмоции; различать художественные средства и их возможности; излагать свое мнение в диалоге; осознавать правила контроля.

Личностные: понимать значение знание для человека, осознавать целостность мира и разнообразие взглядов.

Раздел 2 «Мир наших вещей. Натюрморт» 8 часов

9

Реальность и фантазия в творчестве художника

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Условность и реальность в изображении. Фантазия в творчестве. Композиция. Колорит. Поэтические иносказания в живописи. (Творчество марка Шагала)

Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве

Предметные: 

вносить необходимые дополнения и изменения

в действия.

Метапредметные :

подвести под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.

Личностные: 

формулировать собственное мнение и позицию

10

Изображение предметного мира – натюрморт

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Предметный мир в натюрморте. Развитие жанра – от Древнего Египта до наших дней. Аппликация. Композиция. Натюрморты И.Машкова, Р.Фалька и др.

Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм,
пятно, композиция)

Предметные: научиться устанавливать аналогии, создавать модель объектов. Познакомится с жанром натюрморта, его местом в истории искусства; знать имена художников, работавших в жанре натюрморта; получить навыки составления композиции натюрморта.

Метапредметные: научится определять цель и проблему в учебной деятельности. Различать художественные средства и их возможности.

Личностные: проявлять интерес к поставленной задаче.

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Линейные, плоскостные, объемные формы. Природные формы и предметы, созданные человеком. Конструкция предметов.

Узнают: понятие формы, правила изображения и средства выразительности.

Научатся: понимать красоту, воспринимать и выражать свое отношение к предметному миру.

Предметные: учиться видеть внутреннюю структуру предмета, его конструкцию; работа определенными материалами и инструментами, конструировать из бумаги; понимать линейные, плоскостные и объемные формы; различать конструкцию предметов в соотношении простых геометрических тел.

Метапредметные: наблюдение окружающих предметов, использовать ассоциативные качества мышления. Личностные: стремится к достижению поставленной цели.

12

Изображение объема на плоскости, линейная перспектива

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Перспектива. Точка зрения, точка схода. Натюрморт из геометрических тел. Выявление объема предметов с помощью освещения. Свет и тень, линия и штрих.

Узнают: правила объемного изображения геометрических тел, понятие ракурса произведений художников, изображавших натюрморты из геометрических тел.

Научатся воспринимать произведения искусства.

Предметные: ознакомиться с перспективой; научится различать фронтальную и угловую перспективу; научится строить в перспективе предметы; учиться выполнять рисунок карандашом.

Метапредметные: развивать восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь; развивать воображение, навыки художественно-творческой деятельности, способности творческого самовыражения, используя различные языки и средства выражения.

Личностные: проявление интереса к новому.

13

Освещение. Свет и тень

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Свет, блик тень, полутень, падающая тень, рефлекс, полутон. Тональные отношения. Выявление объема предметов с помощью освещения. Линия и штрих.

Узнают, как выполнять изображения геометрических тел с передачей объема.

Научатся: воспринимать и эстетически переживать красоту, адекватно оценивать свои работы.

Предметные: определять понятия – свет, блик, рефлекс. Видеть выразительные возможности светотени, выполнять изображения геометрических тел с передачей объема.

Метапредметные: научится определять цель и проблему в учебной деятельности, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

Личностные: проявлять познавательную активность.

14

Натюрморт в графике

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Графика. Печатная графика. Оттиск. Гравюра. Древняя японская книжная гравюра. Творчество А.Дюрера, А.Ф.Зубова, Ф.Гойя. Гравюры В.А.Фаворского

Узнают, что такое гравюра и ее свойства, особенности работы на гравюрой, имена художников-графиков.

Научатся: разным приемам работы в графике.

Предметные: знать понятие гравюра и ее свойства; прнимать активное участие в обсуждении нового материала, анализировать работы великих художников, использовать разные графические техники, применять подручные средства для выполнения отпечатков.

Метапредметные: учится задавать вопросы, планировать деятельность в учебной ситуации.

Личностные:понимать значение внимания и наблюдательности для человека; проявлять интерес к видам изобразительного искусства.

15

Цвет в натюрморте

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Русские художники, работавшие в жанре натюрморта К.Коровин, В.Д.Поленов. Западноевропейский натюрморт. Французский реалист Г.Курбе. Художники-импрессионисты: О.Ренуар, К.Моне, Э.Мане.

Узнают работы великих художников-импрессионистов в жанре натюрморта.

Научатся: понимать роль цвета в натюрморте; работать красками.

Предметные: познакомится с именами выдающихся живописцев; принимать активное участие в обсуждении нового материала; изучать богатство выразительных возможностей цвета в живописи; определять понятие импрессионизм; научится передавать цветом настроение в натюрморте.

Метапредметные: определять способы передачи чувств и эмоций посредством цвета и техники импрессионистов; уметь слушать друг друга, планировать деятельность и работать по плану.

Личностные: уметь чувствовать настроение в картине, осознавать многообразие и богатство выразительных возможностей цвета.

16

Выразительные возможности натюрморта

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Монотипия – вид печатной графики, художественное произведение, выполненное за один прием (отпечаток, оттиск, образ). Французский художник Э.Дега.

Узнают: особенности изображения натюрмортов, имена выдающихся художников и их произведения.

Научатся воспринимать произведения искусства; составлять натюрморт.

Предметные: научится обобщать полученные знания и применять богатство выразительных возможностей в своем натюрморте.

Метапредметные: корректировать свои действия в соответствии с алгоритмом, самостоятельно принимать решения в творческой работе.

Личностные: проявлять интерес к новой технике создания картины и желание использовать ее в своем творчестве, получать эстетическое наслаждение от произведений искусства.

Раздел 3 «Вглядываясь в человека. Портрет» 12 часов

17

Образ человека – главная тема искусства

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Портрет. Разновидности портрета: бюст, миниатюра, парадный, групповой, камерный. Портреты Древнего Египта. Фаюимские портреты. Скульптурные портреты Древнего Рима. Камерный портрет в России. Серии портретов знатных людей, созданных Ф.Рокотовым, Д.Левицким, В.Боровиковским.

Узнают: новые эстетические представления, имена выдающихся художников и их произведения.

Научатся: новым знаниям в работе.

Предметные: уметь находить информацию, необходимую для решения учебной задачи; воспринимать и анализировать произведения искусства.

Метапредметные: излагать свое мнение в диалоге.

Личностные: осваивать новые правила, осознавать многообразие взглядов.

18

Конструкция головы человека и ее пропорции

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Конструкция головы человека и ее пропорции. Мимика лица. Соразмерность частей образует красоту формы. Раскрытие психологического состояния портретируемого.

Узнают: творческие материалы работы над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.

Научатся использовать художественные материалы для выполнения творческой работы.

Предметные: получить новые знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорции лица; определять термины, пропорции. Учится творчески экспериментировать, устанавливать аналогии, использовать их в решении учебной задачи.

Метапредметные: выбирать средства достижения цели.

Личностные: принятие новых правил в изображении.

19

Изображение головы человека в пространстве

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Ракурс головы, рисунок головы в повороте, соотношения лицевой и черепной частей головы человека. Объемное конструктивное изображение головы человека. Рисование с натуры гипсовой головы.

Познакомятся с творчеством А.Модильяни.

 Научатся: использовать новые возможности материалов, выполнять зарисовки головы в разных положениях.

Предметные: пользоваться необходимой информацией, создавать конструктивное изображение головы, изучать ракурс и поворот головы, соотношение частей.

Метапредметные: определять цель работы, самостоятельно исправлять ошибки в художественной работе.

Личностные: осознание своих интересов.

20

Графический портретный рисунок и выразительный образ человека

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Выразительные средства и возможности графического изображения. Мастера эпохи Возрождения.

Познакомятся с творчеством Леонардо да Винчи.

Научатся передавать индивидуальные особенности, характер, настроения человека в графическом портрете.

21

Портрет в скульптуре

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Выразительный язык портретных образов в скульптуре Рима III века н.э.

Узнают об особенностях и выразительных возможностях скульптуры.

Научатся работать графическими материалами, передавать индивидуальные особенности портретируемого.

Предметные: изучать скульптурный портрет в истории искусства, скульптурные материалы, анализировать скульптурные образы, работать со скульптурным материалом.

 Метапредметные: планировать деятельность в учебном процессе.

Личностные: осознавать разнообразие средств и материалов мира искусства, вырабатывать наблюдательность, творческое воображение.

22

Портрет в скульптуре

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

23

Сатирические образы человека

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Карикатура. Шарж. Правда жизни и язык искусства. Творческий коллектив Кукрыниксы.

Узнают приемы художественного преувеличения, творчество известных карикатуристов.

Научатся обострять образы при создании шаржа.

Предметные: проявлять положительное отношении е к графическому юмору, учится приемам художественного преувеличения.

Метапредметные: соблюдать нормы коллективного поведения, работать по плану.

Личностные: понимать эмоциональное состояние других людей.

24

Образные возможности освещения в портрете

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Свет естественный, искусственный. Контраст. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Биографические очерк о И.Репине

Узнают приемы изображения при направлении света сбоку, снизу, при рассеянном свете.

Научатся видеть контрастность освещения; использовать приемы выразительных возможностей искусственного освещения для характеристики образа. 

Предметные: научится воспринимать изменение образа человека при естественном освещении и искусственном; постоянство формы при любом освещении, воспринимать контражур.

Метапредметные: планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения практической цели.

Личностные: вырабатывать свои мировоззренческие позиции, осознавать свои эмоции, выражать и контролировать их.

25

Портрет в живописи

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Знакомство с творчеством художников портретного жанра. Виды портрета. Роль и место портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи.

Узнают о значении цвета и тона в портретном жанре. Познакомятся с выдающимися портретистами: В.Серовым, З.Серебряковой, Рембрантом, Ф.Кало.

Научатся использовать цвет для передачи настроения и характера

Предметные: научатся передавать цветовое решение образа в портрете; научатся определять понятия автопортрет; осваивать навыки применения живописной фактуры, самостоятельно выбирать и использовать художественную технику.

Метапредметные: определять цель и проблему в учебной деятельности, оценивать степень достижения цели; самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные: понимать значение знаний для человека, приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков.

26

Роль цвета в портрете

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Цвет, настроение, характер. Цветовое решение портрета. Тон и цвет. Освещение. Живописная фактура в произведениях искусства. В.Серов «Девочка с персиками», «Дети»

27

Роль цвета в портрете

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа

Автопортрет. Тон и цвет.

28

Великие портретисты

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Образный язык художника. Личность художника и его эпоха.

Узнают имена великих портретистов.

Научатся выполнять художественный анализ своих работ и работ одноклассников.

Предметные: определять индивидуальность произведений в портретном жанре; находить и предоставлять информацию о портрете.

Метапредметные: оценивать степень достижения цели.

Личностные: проявлять познавательную активность.

Раздел 4 «Человек и пространство. Пейзаж»  4 часа

29

Жанры в изобразительном искусстве

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Тематическая картина. Жанры. Видение мира художниками в разные эпохи.

Узнают: произведения и жанры изобразительного искусства.

Научатся: аргументировано анализировать картины художников.

Предметные: анализировать, выделять главное в картине и обобщать; определять термин жанр и его виды: портрет, натюрморт, пейзаж, исторический жанр, батальный, бытовой; определять термин тематическая картина и ее виды. Устанавливать аналогии и использовать их в решении практической задачи.

Метапредметные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; планировать и организовывать свою деятельность.

Личностные: приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков.

30

Изображение пространства

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Точка зрения. Перспектива: линейная, прямая, обратная. Пространство иконы и его смысл.

Узнают: понятия точка зрения и линия горизонта, способы изображения пространства в различные эпохи. Узнают правила воздушной перспективы.

Научатся: изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы.

Предметные: знакомится с перспективой как с изобразительной грамотой, показывать возникновение потребности в изображении глубины пространства, уметь определять особенности обратной перспективы, знакомится с нарушением правил перспективы в искусстве XX века и его образным смыслом; использовать закономерности многомерного пространства при решении творческой задачи.

Метапредметные: планировать и организовывать свою деятельность, корректировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала.

31

Правила линейной и воздушной перспективы. Городской пейзаж

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Точка схода в линейной и воздушной перспективе. Плоскость картины. Линия горизонта. Передача глубины пространства.

Мастера городского пейзажа.

32

Пейзаж – настроение. Природа и художник

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Импрессионизм в живописи. Жизнь и творчество художника– импрессиониста К.Писсаро.

Эпический, романтический пейзаж.

Узнают: об истории и развитии жанра пейзажа, об импрессионизме.

Научатся: организовывать перспективу в картинной плоскости, использовать изобразительные средства для достижения лучшего эффекта.

Предметные: научится самостоятельно применять полученные знания о перспективе. Сравнивать картины по заданным критериям. Научится осуществлять поиск колорита, определять характер цветовых отношений, применять освещение.

Метапредметные: выполнять работу по памяти и по представлению, давать эстетическую оценку выполненным работам, анализировать использование перспективы.

Личностные: учится критически осмысливать результаты деятельности, проявлять интерес к новым видам работы.

33

Резерв

34

Резерв


                                        Приложение 2

Лист коррекции и внесения изменений

 УТВЕРЖДАЮ

 Директор школы

 ___________/Голод С.С.

 «___»________20___ г.

 

Дата

Форма коррекции

(объединение тем, домашнее изучение + кр)

Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу)

Урока, который требует коррекции (пропущенный по причине)

Урока, который содержит коррекцию

                                                


Приложение 3

Примерные контрольно-измерительные материалы:

1. Часть А: Кроссворд из 6и вопросов

2. Часть В: творческая работа

Часть А

Отгадайте кроссворд

H:\DCIM\100CANON\IMG_8932.JPG

По вертикали:

1. Вид изобразительного искусства, в котором в качестве основных изобразительных средств используются линии, штрихи, пятна и точки.

2. Вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность

3. Какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна.

По горизонтали:

4. Одно из самых мощных изобразительных средств. Бывает мягкой, тонкой, изящной, нежной, резкой.

5. Вид монументально-декоративного искусства. Делится на декоративную, монументальную, орнаментальную, цветочную ...

6. Рисунок на скорую руку. Подготовительное изображение.

Часть В

Создайте творческую работу в цвете "Фантастический город"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Коровиной В.Я,)

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...

Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»

Рабочая программа по биологии  5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»...

рабочая программа по русскому языку 7 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Ладыженской)

Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование//...