Рабочая программа по изобразительному искусству. 6 класс. ФГОС. Предметная линия учебников под ред. Б.М.Неменского
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Развернутое тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_izo_6_kl._korneevoy_a.d._2016-2017_uch.god_.doc | 627 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮ: ПРИНЯТО: РАССМОТРЕНО: | Директор лицея _________ Голод С.С. Приказ № ____ от ______________ г. Протокол Педагогического совета № _____ от ____________ г. Председатель МО _____________ Протокол заседания методического объединения № _____ от ____________ г. | |
|
Рабочая программа
по изобразительному искусству
Уровень образования: основное общее.
Срок реализации программы: 1 год
Классы: 6
Программу разработала:
Корнеева Анна Дмитриевна
Санкт-Петербург
2016
Рабочая программа
по изобразительному искусству
6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Закона Российской Федерации ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-8 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 148 с.;
- Программы формирования универсальных учебных действий;
- Учебного плана ГБОУ лицея № 384 Кировского района Санкт-Петербурга.
Цели уровня общего образования
Цель предмета «Изобразительное искусство» – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как форм эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие учащихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы – в процессе личностного художественного творчества.
Задачи:
- Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства.
- Освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей.
- Формирования понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы.
- Развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности.
- Формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
- Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
- Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
- Овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Изучение изобразительного искусства в основной школе
направлено на достижение следующих результатов:
в направлении личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
в метапредметном направлении:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
в предметном направлении:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе основной школы отводится 34 часа, занятия (уроки) проводится 1 раз в неделю. Предусмотрен резерв учебного времени – 2 часа.
Содержание учебного курса
6 класс. Изобразительное искусство в жизни человека
Учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества. В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания и последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка. 8 ч.
Изобразительное искусство. Семья пластических искусств.
Художественные материалы.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт. 8 ч.
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости, линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет. 12 ч.
Образ человека – главная тема искусства.
Конструкция головы человека и ее пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.
Портрет в скульптуре.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Портрет в живописи.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты.
Человек и пространство. Пейзаж. 4 ч.
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила линейной и воздушной перспектив.
Пейзаж. Организация изображаемого пространства.
Пейзаж и настроение. Природа и художник.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
В итоге освоения программы учащиеся 6-ого класса должны знать:
- о месте и значении изобразительного искусства в культуре: жизни общества и жизни человека;
- существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- имена выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значение в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека ; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Целевая ориентация рабочей программы в практике ГБОУ Лицея № 384
Настоящая рабочая программа учитывает особенности 6ых классов. Учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают художественный мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла . У школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета в 6-ом классе
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
- овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
- формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры
Метапредметные результаты:
- Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;
- Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
- развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов
Предметные результаты:
- восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
- активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
- умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в справочных материалах, электронных ресурсах;
- понимание разницы между элитарным и массовым искусством;
- применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности
Формы организации познавательной деятельности учащихся
- фронтальная;
- работа в группах,
- работа в парах,
- индивидуальная работа.
Система контроля
Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает:
- учительский контроль,
- самоконтроль,
- взаимоконтроль учащихся.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы учащегося:
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности:
- викторины;
- кроссворды;
- отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;
- тестирование.
Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:
"отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.
"хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.
"удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.
"неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.
Ресурсное обеспечение реализации программы
- классная доска с набором магнитов;
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- демонстрационные иллюстративные пособия (репродукции картин различных художников, примеры работ, созданные другими ребятами, фотографии);
- демонстрационные макеты;
- документ-камера.
Основная литература для учителя:
- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 191 с.: ил.
- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 5 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Б.М.Неменского. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
- Гуров Г.Е., Питерских А.С. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 7 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Б.М.Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
- Изобразительно искусство. 6 класс: рабочая программа по учебнику Л.А. Неменской / авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2016. – 31 с.
- Изобразительное искусство. 6 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.А. Неменской / авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 143 с.
- Изобразительное искусство. 7 класс: рабочая программа и технологические карты уроков с мультимедийным сопровождением по учебнику А.С. Питерских, Г.Е. Гурова. Линия УМК под ред. Б.М. Неменского / авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2016. – 192 с.
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-8 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 148 с.;
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в жизни человека. 6 кл.: учеб.для общеобразоват.организаций / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского . – 5-ое изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.: ил.
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 6 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Б.М.Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
- Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. Поурочные разработки. 7 класс / Г.Е.Гуров, А.С.Питерских; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2013. – 142 с.: ил.
Дополнительная литература для учителя:
- Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Д.Вазари: 2008 год, 1278с., цв. ил.
- История искусств. Западноевропейское искусство. Ильина Т.В. учебник. 2000год , 368с.
- История искусств. Отечественное искусство. Ильина Т.В. Учебник: 2000 год, 407с., ил
- Искусство рисунка / Пер. Сахацкого. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 160 с., илл. (серия «Классическая библиотека художника»);
- Архитектурные формы античности / И.Б.Михаловский. – М.: Архитектура-С, 2004. – 240 с., илл.
- Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М.: - Пассим, 1994, 160 с.
- Анатомия для художников. Е.Барчаи. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 344 с. – (классическая библиотека художника)
- Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель. – 77 с.: ил.
Информационное сопровождение:
- Информационные, практические и контролирующие модули по изобразительному искусству // http://fcior.edu.ru/catalog/meta
- Методическая копилка для учителя ИЗО http://www.metod-kopilka.ru/izo-mhk.html
- Произведения искусства из собрания Государственного Русского музея // http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr
- Произведения искусства из собрания Государственной Третьяковской галереи // http://school-collection.edu.ru
- Произведения искусства из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника // http://school-collection.edu.ru/
- Произведения искусства из фондов Государственного Эрмитажа // http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/
- Социальная сеть работников образования // http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library
- Учительский портал // http://www.uchportal.ru/dir/27
Приложение 1
Развернутое календарно-тематическое планирование
№ Урока | Тема/ тип урока/ формы работы | Основное содержание учебного материала, термины и понятия | Планируемые результаты обучения | Дата по плану | Дата по факту | Домашнее задание | ||||||
Освоение предметных знаний и умений | Универсальные учебные действия (УУД) | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||
Раздел 1. «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» 8 часов | ||||||||||||
1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Пространственные (пластические) виды искусства. Конструктивные виды искусства (архитектура и дизайн). Декоративно-прикладные виды искусства. Изобразительные виды искусства (живопись, графика, скульптура) | Узнают различные виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности. Научатся анализировать пространственные и изобразительные виды искусства; использовать красочные фактуры. | Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (деление пространственных искусств на две группы), сравнивать объекты на заданным критериям (конструктивность, декоративность, художественные материалы); подразделять пространственные искусства на две группы и сравнивать их по заданным критериям; познакомятся с художественными материалами и их выразительными возможностями. Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности (различное назначение видов искусства в жизни людей. Личностные: осознавать свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учится?) навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | ||||||||
2 | Рисунок – основа изобразительного творчества постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Графика, набросок, зарисовка, учебный рисунок, творческий рисунок. Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Академический рисунок. Графические материалы. | Узнают: виды рисунка, графические материалы. Научатся пользоваться графическими материалами | Предметные: научится классифицировать виды рисунка, самостоятельно сравнивать и определять виды искусства, графические материалы. Метапредметные: выдвигать версии. Работать по плану, излагать свое мнение в диалоге, корректировать свое мнение. Личностные: освоение новых социальных ролей, понимать значение знаний для человека. | ||||||||
3 | Линия и ее выразительные возможности постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Свойства, характер, вид линий, ритм линий. Выразительные свойства линий. Условность и образность линейного изображения. | Узнают значение ритма линий, роль ритма. Научатся использовать выразительные средства туши | Предметные: научится находить решение на поставленную задачу, различать свойства линий, виды и характер, ритм, условность и образность линейного изображения. Метапредметные: определять цель, проблему в практической деятельности, оценивать свои достижения на уроке. Личностные: осознание своих интересов, эмоций | ||||||||
4 | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Основные характеристики цвета. Пятно в изобразительном искусстве. Цветовой тон, тональные отношения. Линия и пятно. | Узнают понятия силуэт, тон, ритм в изобразительном искусстве. Научатся пользоваться графическими материалами, передавать характер освещения. | Предметные: научатся передачи контраста, тона и тональных отношений Метапредметные: определение различий ахроматических пятен в изображении. Личностные: развивают художественный вкус как способность эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства. | ||||||||
5 | Цвет. Основы цветоведения постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Спектр. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета. Основные и сотавные цвета. Изучение свойств цвета. | Узнают основные и составные цвета, теплые и холодные цвета. Научатся использовать выразительные средства гуаши, понимать и анализировать художественные произведения художников. | Предметные: научатся классифицировать и подбирать цвета из цветового круга, научатся создавать рисунок в одном цвете разными оттенками. Метапредметные: планируют деятельность в учебной ситуации, принимают самостоятельные решения. Личностные: осознание своих интересов в изучении свойств цвета. | ||||||||
6 | Цвет в произведения живописи постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Цветовые отношения. Локальный цвет. Тон в живописи. Колорит. Гармония цвета. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи. | узнают основные характеристики и свойства цвета. Научатся выполнять цветовые растяжки ограниченной палитрой, овладеют навыками механического смешения цветов. | Предметные: Научатся самостоятельно сравнивать цветовые отношения. Метапредметные: Получать эстетическое наслаждение от произведений искусства. Личностные: проявлять активность для решения познавательных задач | ||||||||
7 | Объемные изображения в скульптуре постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Скульптура и ее виды. Рельеф и его виды. Выразительные возможности скульптуры. | Узнают: художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности. Научатся: взаимодействовать в процессе совместной деятельности; воспринимать произведения искусства; создавать фигуры животных в объеме; работать пластическими материалами | Предметные: изучать выразительные возможности объемного изображения; классифицировать виды скульптуры; пользоваться художественными материалами, организовывать рабочее место. Метапредметные: определять цель и проблему в учебной деятельности; различать художественные материалы и искать способы работы с ними; задавать вопросы для уточнения учебной деятельности. Личностные: понимать значение знаний для человека, стремится к приобретению новых знаний, учится критически оценивать свою деятельность. | ||||||||
8 | Основы языка изображения постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Выразительные свойства линий. Свойства цвета. Объемно-пространственные изображения. | Узнают виды изобразительного искусства. Научатся: воспринимать произведения изобразительного искусства | Предметные: использовать выразительные возможности линии, условность и образность линейного изображения; использовать в работе и анализировать цветовые отношения; понимать выразительные возможности объемного изображения и пользоваться ими. Метапредметные: научится выражать и контролировать свои эмоции; различать художественные средства и их возможности; излагать свое мнение в диалоге; осознавать правила контроля. Личностные: понимать значение знание для человека, осознавать целостность мира и разнообразие взглядов. | ||||||||
Раздел 2 «Мир наших вещей. Натюрморт» 8 часов | ||||||||||||
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Условность и реальность в изображении. Фантазия в творчестве. Композиция. Колорит. Поэтические иносказания в живописи. (Творчество марка Шагала) | Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве | Предметные: вносить необходимые дополнения и изменения в действия. Метапредметные : подвести под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки. Личностные: формулировать собственное мнение и позицию | ||||||||
10 | Изображение предметного мира – натюрморт постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Предметный мир в натюрморте. Развитие жанра – от Древнего Египта до наших дней. Аппликация. Композиция. Натюрморты И.Машкова, Р.Фалька и др. | Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, | Предметные: научиться устанавливать аналогии, создавать модель объектов. Познакомится с жанром натюрморта, его местом в истории искусства; знать имена художников, работавших в жанре натюрморта; получить навыки составления композиции натюрморта. Метапредметные: научится определять цель и проблему в учебной деятельности. Различать художественные средства и их возможности. Личностные: проявлять интерес к поставленной задаче. | ||||||||
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Линейные, плоскостные, объемные формы. Природные формы и предметы, созданные человеком. Конструкция предметов. | Узнают: понятие формы, правила изображения и средства выразительности. Научатся: понимать красоту, воспринимать и выражать свое отношение к предметному миру. | Предметные: учиться видеть внутреннюю структуру предмета, его конструкцию; работа определенными материалами и инструментами, конструировать из бумаги; понимать линейные, плоскостные и объемные формы; различать конструкцию предметов в соотношении простых геометрических тел. Метапредметные: наблюдение окружающих предметов, использовать ассоциативные качества мышления. Личностные: стремится к достижению поставленной цели. | ||||||||
12 | Изображение объема на плоскости, линейная перспектива постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Перспектива. Точка зрения, точка схода. Натюрморт из геометрических тел. Выявление объема предметов с помощью освещения. Свет и тень, линия и штрих. | Узнают: правила объемного изображения геометрических тел, понятие ракурса произведений художников, изображавших натюрморты из геометрических тел. Научатся воспринимать произведения искусства. | Предметные: ознакомиться с перспективой; научится различать фронтальную и угловую перспективу; научится строить в перспективе предметы; учиться выполнять рисунок карандашом. Метапредметные: развивать восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь; развивать воображение, навыки художественно-творческой деятельности, способности творческого самовыражения, используя различные языки и средства выражения. Личностные: проявление интереса к новому. | ||||||||
13 | Освещение. Свет и тень постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Свет, блик тень, полутень, падающая тень, рефлекс, полутон. Тональные отношения. Выявление объема предметов с помощью освещения. Линия и штрих. | Узнают, как выполнять изображения геометрических тел с передачей объема. Научатся: воспринимать и эстетически переживать красоту, адекватно оценивать свои работы. | Предметные: определять понятия – свет, блик, рефлекс. Видеть выразительные возможности светотени, выполнять изображения геометрических тел с передачей объема. Метапредметные: научится определять цель и проблему в учебной деятельности, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. Личностные: проявлять познавательную активность. | ||||||||
14 | Натюрморт в графике постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Графика. Печатная графика. Оттиск. Гравюра. Древняя японская книжная гравюра. Творчество А.Дюрера, А.Ф.Зубова, Ф.Гойя. Гравюры В.А.Фаворского | Узнают, что такое гравюра и ее свойства, особенности работы на гравюрой, имена художников-графиков. Научатся: разным приемам работы в графике. | Предметные: знать понятие гравюра и ее свойства; прнимать активное участие в обсуждении нового материала, анализировать работы великих художников, использовать разные графические техники, применять подручные средства для выполнения отпечатков. Метапредметные: учится задавать вопросы, планировать деятельность в учебной ситуации. Личностные:понимать значение внимания и наблюдательности для человека; проявлять интерес к видам изобразительного искусства. | ||||||||
15 | Цвет в натюрморте постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Русские художники, работавшие в жанре натюрморта К.Коровин, В.Д.Поленов. Западноевропейский натюрморт. Французский реалист Г.Курбе. Художники-импрессионисты: О.Ренуар, К.Моне, Э.Мане. | Узнают работы великих художников-импрессионистов в жанре натюрморта. Научатся: понимать роль цвета в натюрморте; работать красками. | Предметные: познакомится с именами выдающихся живописцев; принимать активное участие в обсуждении нового материала; изучать богатство выразительных возможностей цвета в живописи; определять понятие импрессионизм; научится передавать цветом настроение в натюрморте. Метапредметные: определять способы передачи чувств и эмоций посредством цвета и техники импрессионистов; уметь слушать друг друга, планировать деятельность и работать по плану. Личностные: уметь чувствовать настроение в картине, осознавать многообразие и богатство выразительных возможностей цвета. | ||||||||
16 | Выразительные возможности натюрморта постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Монотипия – вид печатной графики, художественное произведение, выполненное за один прием (отпечаток, оттиск, образ). Французский художник Э.Дега. | Узнают: особенности изображения натюрмортов, имена выдающихся художников и их произведения. Научатся воспринимать произведения искусства; составлять натюрморт. | Предметные: научится обобщать полученные знания и применять богатство выразительных возможностей в своем натюрморте. Метапредметные: корректировать свои действия в соответствии с алгоритмом, самостоятельно принимать решения в творческой работе. Личностные: проявлять интерес к новой технике создания картины и желание использовать ее в своем творчестве, получать эстетическое наслаждение от произведений искусства. | ||||||||
Раздел 3 «Вглядываясь в человека. Портрет» 12 часов | ||||||||||||
17 | Образ человека – главная тема искусства постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Портрет. Разновидности портрета: бюст, миниатюра, парадный, групповой, камерный. Портреты Древнего Египта. Фаюимские портреты. Скульптурные портреты Древнего Рима. Камерный портрет в России. Серии портретов знатных людей, созданных Ф.Рокотовым, Д.Левицким, В.Боровиковским. | Узнают: новые эстетические представления, имена выдающихся художников и их произведения. Научатся: новым знаниям в работе. | Предметные: уметь находить информацию, необходимую для решения учебной задачи; воспринимать и анализировать произведения искусства. Метапредметные: излагать свое мнение в диалоге. Личностные: осваивать новые правила, осознавать многообразие взглядов. | ||||||||
18 | Конструкция головы человека и ее пропорции постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Конструкция головы человека и ее пропорции. Мимика лица. Соразмерность частей образует красоту формы. Раскрытие психологического состояния портретируемого. | Узнают: творческие материалы работы над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. Научатся использовать художественные материалы для выполнения творческой работы. | Предметные: получить новые знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорции лица; определять термины, пропорции. Учится творчески экспериментировать, устанавливать аналогии, использовать их в решении учебной задачи. Метапредметные: выбирать средства достижения цели. Личностные: принятие новых правил в изображении. | ||||||||
19 | Изображение головы человека в пространстве постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Ракурс головы, рисунок головы в повороте, соотношения лицевой и черепной частей головы человека. Объемное конструктивное изображение головы человека. Рисование с натуры гипсовой головы. | Познакомятся с творчеством А.Модильяни. Научатся: использовать новые возможности материалов, выполнять зарисовки головы в разных положениях. | Предметные: пользоваться необходимой информацией, создавать конструктивное изображение головы, изучать ракурс и поворот головы, соотношение частей. Метапредметные: определять цель работы, самостоятельно исправлять ошибки в художественной работе. Личностные: осознание своих интересов. | ||||||||
20 | Графический портретный рисунок и выразительный образ человека постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Выразительные средства и возможности графического изображения. Мастера эпохи Возрождения. | Познакомятся с творчеством Леонардо да Винчи. Научатся передавать индивидуальные особенности, характер, настроения человека в графическом портрете. | |||||||||
21 | Портрет в скульптуре постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Выразительный язык портретных образов в скульптуре Рима III века н.э. | Узнают об особенностях и выразительных возможностях скульптуры. Научатся работать графическими материалами, передавать индивидуальные особенности портретируемого. | Предметные: изучать скульптурный портрет в истории искусства, скульптурные материалы, анализировать скульптурные образы, работать со скульптурным материалом. Метапредметные: планировать деятельность в учебном процессе. Личностные: осознавать разнообразие средств и материалов мира искусства, вырабатывать наблюдательность, творческое воображение. | ||||||||
22 | Портрет в скульптуре постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | |||||||||||
23 | Сатирические образы человека постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Карикатура. Шарж. Правда жизни и язык искусства. Творческий коллектив Кукрыниксы. | Узнают приемы художественного преувеличения, творчество известных карикатуристов. Научатся обострять образы при создании шаржа. | Предметные: проявлять положительное отношении е к графическому юмору, учится приемам художественного преувеличения. Метапредметные: соблюдать нормы коллективного поведения, работать по плану. Личностные: понимать эмоциональное состояние других людей. | ||||||||
24 | Образные возможности освещения в портрете постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Свет естественный, искусственный. Контраст. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Биографические очерк о И.Репине | Узнают приемы изображения при направлении света сбоку, снизу, при рассеянном свете. Научатся видеть контрастность освещения; использовать приемы выразительных возможностей искусственного освещения для характеристики образа. | Предметные: научится воспринимать изменение образа человека при естественном освещении и искусственном; постоянство формы при любом освещении, воспринимать контражур. Метапредметные: планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения практической цели. Личностные: вырабатывать свои мировоззренческие позиции, осознавать свои эмоции, выражать и контролировать их. | ||||||||
25 | Портрет в живописи постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Знакомство с творчеством художников портретного жанра. Виды портрета. Роль и место портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи. | Узнают о значении цвета и тона в портретном жанре. Познакомятся с выдающимися портретистами: В.Серовым, З.Серебряковой, Рембрантом, Ф.Кало. Научатся использовать цвет для передачи настроения и характера | Предметные: научатся передавать цветовое решение образа в портрете; научатся определять понятия автопортрет; осваивать навыки применения живописной фактуры, самостоятельно выбирать и использовать художественную технику. Метапредметные: определять цель и проблему в учебной деятельности, оценивать степень достижения цели; самостоятельно исправлять ошибки. Личностные: понимать значение знаний для человека, приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков. | ||||||||
26 | Роль цвета в портрете постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Цвет, настроение, характер. Цветовое решение портрета. Тон и цвет. Освещение. Живописная фактура в произведениях искусства. В.Серов «Девочка с персиками», «Дети» | ||||||||||
27 | Роль цвета в портрете постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа | Автопортрет. Тон и цвет. | ||||||||||
28 | Великие портретисты постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Образный язык художника. Личность художника и его эпоха. | Узнают имена великих портретистов. Научатся выполнять художественный анализ своих работ и работ одноклассников. | Предметные: определять индивидуальность произведений в портретном жанре; находить и предоставлять информацию о портрете. Метапредметные: оценивать степень достижения цели. Личностные: проявлять познавательную активность. | ||||||||
Раздел 4 «Человек и пространство. Пейзаж» 4 часа | ||||||||||||
29 | Жанры в изобразительном искусстве постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Тематическая картина. Жанры. Видение мира художниками в разные эпохи. | Узнают: произведения и жанры изобразительного искусства. Научатся: аргументировано анализировать картины художников. | Предметные: анализировать, выделять главное в картине и обобщать; определять термин жанр и его виды: портрет, натюрморт, пейзаж, исторический жанр, батальный, бытовой; определять термин тематическая картина и ее виды. Устанавливать аналогии и использовать их в решении практической задачи. Метапредметные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; планировать и организовывать свою деятельность. Личностные: приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков. | ||||||||
30 | Изображение пространства постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Точка зрения. Перспектива: линейная, прямая, обратная. Пространство иконы и его смысл. | Узнают: понятия точка зрения и линия горизонта, способы изображения пространства в различные эпохи. Узнают правила воздушной перспективы. Научатся: изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы. | Предметные: знакомится с перспективой как с изобразительной грамотой, показывать возникновение потребности в изображении глубины пространства, уметь определять особенности обратной перспективы, знакомится с нарушением правил перспективы в искусстве XX века и его образным смыслом; использовать закономерности многомерного пространства при решении творческой задачи. Метапредметные: планировать и организовывать свою деятельность, корректировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала. | ||||||||
31 | Правила линейной и воздушной перспективы. Городской пейзаж постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Точка схода в линейной и воздушной перспективе. Плоскость картины. Линия горизонта. Передача глубины пространства. Мастера городского пейзажа. | ||||||||||
32 | Пейзаж – настроение. Природа и художник постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Импрессионизм в живописи. Жизнь и творчество художника– импрессиониста К.Писсаро. Эпический, романтический пейзаж. | Узнают: об истории и развитии жанра пейзажа, об импрессионизме. Научатся: организовывать перспективу в картинной плоскости, использовать изобразительные средства для достижения лучшего эффекта. | Предметные: научится самостоятельно применять полученные знания о перспективе. Сравнивать картины по заданным критериям. Научится осуществлять поиск колорита, определять характер цветовых отношений, применять освещение. Метапредметные: выполнять работу по памяти и по представлению, давать эстетическую оценку выполненным работам, анализировать использование перспективы. Личностные: учится критически осмысливать результаты деятельности, проявлять интерес к новым видам работы. | ||||||||
33 | Резерв | |||||||||||
34 | Резерв |
Приложение 2
Лист коррекции и внесения изменений
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________/Голод С.С.
«___»________20___ г.
Дата | Форма коррекции (объединение тем, домашнее изучение + кр) | Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу) | |
Урока, который требует коррекции (пропущенный по причине) | Урока, который содержит коррекцию | ||
Приложение 3
Примерные контрольно-измерительные материалы:
1. Часть А: Кроссворд из 6и вопросов
2. Часть В: творческая работа
Часть А
Отгадайте кроссворд
По вертикали:
1. Вид изобразительного искусства, в котором в качестве основных изобразительных средств используются линии, штрихи, пятна и точки.
2. Вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность
3. Какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна.
По горизонтали:
4. Одно из самых мощных изобразительных средств. Бывает мягкой, тонкой, изящной, нежной, резкой.
5. Вид монументально-декоративного искусства. Делится на декоративную, монументальную, орнаментальную, цветочную ...
6. Рисунок на скорую руку. Подготовительное изображение.
Часть В
Создайте творческую работу в цвете "Фантастический город"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Коровиной В.Я,)
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...
Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»
Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»...
рабочая программа по русскому языку 7 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Ладыженской)
Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование//...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 5 класс. ФГОС. Предметная линия учебников под ред. Б.М.Неменского
Подробное поурочно-тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 7 класс. ФГОС. Предметная линия учебников под ред. Б.М.Неменского
Подробное тематическое планирование...