Рабочая программа по изобразительному искусству. 7 класс. ФГОС. Предметная линия учебников под ред. Б.М.Неменского
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Подробное тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_izo_7_kl._korneevoy_a.d._2016-2017_uch.god_.doc | 229.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮ: ПРИНЯТО: РАССМОТРЕНО: | Директор лицея _________ Голод С.С. Приказ № ____ от ______________ г. Протокол Педагогического совета № _____ от ____________ г. Председатель МО _____________ Протокол заседания методического объединения № _____ от ____________ г. | |
|
Рабочая программа
по изобразительному искусству
Уровень образования: основное общее.
Срок реализации программы: 1 год
Классы: 7
Программу разработала:
Корнеева Анна Дмитриевна
Санкт-Петербург
2016
Рабочая программа
по изобразительному искусству 7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Закона Российской Федерации ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-8 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 148 с.;
- Программы формирования универсальных учебных действий;
- Учебного плана ГБОУ лицея № 384 Кировского района Санкт-Петербурга.
Цели, задачи, результаты
Цель предмета «Изобразительное искусство» – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как форм эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие учащихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы – в процессе личностного художественного творчества.
Задачи:
- Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства.
- Освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей.
- Формирования понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы.
- Развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности.
- Формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
- Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека.
- Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
- Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
- Овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Изучение изобразительного искусства в основной школе
направлено на достижение следующих результатов:
в направлении личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
в метапредметном направлении:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
в предметном направлении:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе основной школы отводится 34 часа, занятия (уроки) проводится 1 раз в неделю. Предусмотрен резерв учебного времени – 2 часа.
Содержание учебного курса
7 класс. Архитектура и дизайн – конструктивные искусства
в ряду пространственных искусств.
Мир, который создаёт человек.
Учебный материал посвящен основам дизайна и архитектуры – конструктивным искусствам в ряду пространственных искусств; их месту в семье пространственных искусств, взаимосвязи с изобразительным и декоративно-прикладным искусствами. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов, организация пространственно-структурной среды городов. Дизайн и архитектура – создатели рукотворной среды нашего обитания.
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. 8 ч.
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Прямые линии и организация пространства.
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква – строка – текст. Искусство шрифта
Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. 8 ч.
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. 11 ч.
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе дома. Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Природы и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. 5 ч.
Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаем.
Пугало в огороде, или… Под шепот фонтанных струй.
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одежке.
Автопортрет на каждый день.
Моделируй себя – моделируешь мир.
В итоге освоения программы учащиеся 7-ого класса должны:
- уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образного начал и их социальную роль;
- знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
- конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и в объеме);
- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения ( витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные художественные материалы.
Целевая ориентация рабочей программы в практике ГБОУ Лицея № 384
Настоящая сквозная рабочая программа учитывает особенности 7-ых классов. Учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают дизайн и архитектуру как создателей «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Владеют навыками формообразования и использования объемов в дизайне и архитектуре; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей архитектурного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета в 7-ом классе.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи;
- развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать , анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценке;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
- формирование способности к целостному художественному восприятию мира.
Предметные результаты:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств; изобразительных, декоративно-прикладных;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Формы организации познавательной деятельности учащихся
- фронтальная;
- работа в группах,
- работа в парах,
- индивидуальная работа.
Система контроля
Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает:
- учительский контроль
- самоконтроль
- взаимоконтроль учащихся
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося:
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности:
- викторины;
- кроссворды;
- отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;
- тестирование.
Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:
"отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.
"хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.
"удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.
"неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.
Ресурсное обеспечение реализации программы
- классная доска с набором магнитов;
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- демонстрационные иллюстративные пособия (репродукции картин различных художников, примеры работ, созданные другими ребятами, фотографии)
- демонстрационные макеты;
- документ-камера.
Основная литература для учителя:
- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 191 с.: ил.
- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 5 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Б.М.Неменского. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
- Гуров Г.Е., Питерских А.С. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 7 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Б.М.Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
- Изобразительно искусство. 6 класс: рабочая программа по учебнику Л.А. Неменской / авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2016. – 31 с.
- Изобразительное искусство. 6 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.А. Неменской / авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 143 с.
- Изобразительное искусство. 7 класс: рабочая программа и технологические карты уроков с мультимедийным сопровождением по учебнику А.С. Питерских, Г.Е. Гурова. Линия УМК под ред. Б.М. Неменского / авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2016. – 192 с.
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-8 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 148 с.;
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в жизни человека. 6 кл.: учеб.для общеобразоват.организаций / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского . – 5-ое изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.: ил.
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 6 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Б.М.Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
- Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. Поурочные разработки. 7 класс / Г.Е.Гуров, А.С.Питерских; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2013. – 142 с.: ил.
Дополнительная литература для учителя:
- Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Д.Вазари: 2008 год, 1278с., цв. ил.
- История искусств. Западноевропейское искусство. Ильина Т.В. учебник. 2000год , 368с.
- История искусств. Отечественное искусство. Ильина Т.В. Учебник: 2000 год, 407с., ил
- Искусство рисунка / Пер. Сахацкого. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 160 с., илл. (серия «Классическая библиотека художника»);
- Архитектурные формы античности / И.Б.Михаловский. – М.: Архитектура-С, 2004. – 240 с., илл.
- Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М.: - Пассим, 1994, 160 с.
- Анатомия для художников. Е.Барчаи. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 344 с. – (классическая библиотека художника)
- Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель. – 77 с.: ил.
Информационное сопровождение:
- Информационные, практические и контролирующие модули по изобразительному искусству // http://fcior.edu.ru/catalog/meta
- Методическая копилка для учителя ИЗО http://www.metod-kopilka.ru/izo-mhk.html
- Произведения искусства из собрания Государственного Русского музея // http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr
- Произведения искусства из собрания Государственной Третьяковской галереи // http://school-collection.edu.ru
- Произведения искусства из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника // http://school-collection.edu.ru/
- Произведения искусства из фондов Государственного Эрмитажа // http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/
- Социальная сеть работников образования // http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library
- Учительский портал // http://www.uchportal.ru/dir/27
Приложение 1
Развернутое календарно-тематическое планирование
№ Урока | Тема/ тип урока/ формы работы | Основное содержание учебного материала, термины и понятия | Планируемые результаты обучения | Дата по плану | Дата по факту | Домашнее задание | |
Освоение предметных знаний и умений | Универсальные учебные действия (УУД) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Раздел 1 «Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек. Художник – Дизайн – Архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры» 8 часов | |||||||
1 | Основы композиции в конструктивных искусствах постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Основные типы композиций. Объемно-пространственная и плоскостная композиции. Ритм, равновесие, гармония. И контраст. Композиции из простейших геометрических фигур. Симметрия и асимметрия. Статика и динамика. | Знать определения, основные типы композиций. Уметь решать проблему передачи движения, статики и композиционного ритма в рисунке. | Предметные: анализируют, устанавливают аналогии для понимания закономерностей при построении композиции. Метапредметные: определяют цель, проблему в учебной деятельности; в процессе работы находят и исправляют ошибки. Личностные: осознают многообразие взглядов, свои интересы. | |||
2 | Прямые линии и организация пространства постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Организация пространства, акцентировка планов. Фронтальная и глубинная композиции с использованием линий различной толщины. Единое композиционное целое. | Знать правила организации пространства. Уметь использовать прямые линии, делить композиционное пространство при помощи линий | Предметные: понимают и объясняют роль прямых линий в организации пространства. Метапредметные: определяют проблему практической деятельности, в процессе работы находят и исправляют ошибки. Личностные: вырабатывают свои мировоззренческие позиции. | |||
3 | Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Цветовой круг. Хроматические и ахроматические тона. Эмоциональная и психологическая роль цвета в плоскостной композиции. Цветовой акцент. | Знать законы цветовой композиции и основы цветоведения. Уметь применять различные цветовые комбинации. | Предметные: обретают навыки применять цвет, понимают роль цвета в конструктивных композициях. Метапредметные: в процессе работы находят и исправляют ошибки. Личностные: осознают свои интересы, эмоции, понимают эмоции других людей | |||
4 | Буква – строка – текст. Искусство шрифта постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Буквы как изобразительно-смысловой символ. Искусство шрифта. Логотип. | Знать о возможностях использования строки и буквы как выразительных элементов композиции при создании зрительного образа. Уметь применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции. | Предметные: понимают букву как исторически сложившееся обозначение звука; различают «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур. Метапредметные: организуют учебно-познавательную деятельность, определяют средства для выполнения задания. Личностные: осознают свои интересы, осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе, умеют формулировать и отстаивать свое мнение. | |||
5 | Буква – строка – текст. Искусство шрифта постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Шрифтовая гармония. Каллиграфия. | |||||
6 | Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Искусство графического дизайна – дизайн книг, журналов, плакатов и др. Синтез слова и изображения в искусстве плаката. | Знать цельность слова и изображения в плакате и рекламе. Уметь понимать и объяснять отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины. | Предметные: развивают умение видеть образно-информационную целостность изображения плаката и рекламы. Метапредметные: определяют цели своего обучения, развивают мотивы и интересы своей познавательной деятельности, вырабатывают решения. Личностные: осознают свое отношение к мировоззрению других людей, осваивают новые виды деятельности. | |||
7 | В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | История книгопечатания в Европе и России. Искусство книги. Виды полиграфических изданий. Элементы, составляющие конструкцию и оформление книг.
| Знать имена известных русских художников-иллюстраторов И.Билибина, В.Фаворского, В.Лебедева, художников-шрифтовиков С.Чехонина, Д.Митрохина и др. Уметь определять соотношения масс текста, иллюстративного материала и пустот при макетировании разворота книги. | Предметные: узнают элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги; различают способы компоновки книги. Выбирают и используют различные способы компоновки книжного разворота. Метапредметные: ставят и формулируют для себя новые задачи в познавательной деятельности. Личностные: осознают ценность графического дизайна в повседневной жизни; осознают свои творческие возможности, свои позицию и представление о полиграфическом дизайне книги. | |||
8 | В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Элементы, составляющие конструкцию и оформление книг. Подарочный пакет | |||||
Раздел 2 «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств» 8 часов | |||||||
9 | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Пространственное воображение. Человек в дизайне и архитектуре. Передача глубины пространства, объема предметов и их трехмерности в перспективе. Чертеж. Проекция предмета на плоскость. Макет. Пропорциональность. | Знать о способах проецирования на плоскость на плоскость геометрических тел. Уметь воспринимать плоскостную композицию как схематическое изображение объемов в пространстве. | Предметные: умеют определять понятие «чертеж», понимают плоскостную композицию как схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху; знакомятся с композиционными задачами соразмерности и пропорциональности. Метапредметные: развивают мотивы в познавательной деятельности. Личностные: осознанно используют речевые средства в соответствии учебной ситуацией, развивают пространственное воображение. | |||
10 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Способы обозначения на макете рельефа местности и природных поверхностей (холмы, горы, озера, реки) и архитектурных объектов (ступени. Лестницы). Рельеф. Ландшафт. | Знать взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Уметь использовать в макете объемные геометрические фигуры, фактуры. | Предметные: умеют использовать образный язык изобразительного искусства (цвет, линию, ритм, композицию) для достижения своих творческих замыслов, анализируют композицию объемов, составляющих общий облик, образ современной постройки. Метапредметные: учитывают ориентиры действий в новом учебном материале, определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: приобретают мотивацию процесса художественно-творческих навыков. | |||
11 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Архитектура – это музыка, застывшая в камне. Назначение архитектурных объектов. Польза, прочность, красота. Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох. Тектоника и ритм. Рельеф. | Знать о фронтальной и глубинной композиции; структуре зданий различных архитектурных стилей и эпох. Уметь соединять объемные формы в единое архитектурное сооружение; использовать многообразие объемных форм: цилиндры, конусы, многогранники, шары, пирамиды и параллелепипеды при создании композиции, анализировать произведения архитектуры и дизайна. | Предметные: понимают структуру различных типов зданий, выявляют горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них; применяют модульные элементы в создании эскизного макета дома, достигая выразительности и целесообразности конструкции. Метапредметные: различают реальные здания и макетные конструкции; планируют деятельность в учебной ситуации. Личностные: корректируют свое мнение под воздействием полученных знаний, развивают воображение, фантазию; создают разнообразные творческие работы в материале. | |||
12 | Конструкция: часть и целое. Важнейшие архитектурные элементы здания постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Возникновение и основные этапы исторического развития главных архитектурных элементов здания. Горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы в структуре здания. Несущие конструкции – опоры, столбы, колонны. Балки, перекрытия. | |||||
13 | Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Многообразие мира вещей. Восприятие дизайна вещи как искусство и социальное проектирование. Графический анализ. Инсталляция. Утилитарное. | Знать о многообразии мира вещей; об образном языке инсталляции. Уметь определять вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего. Уметь составлять инсталляцию. | Предметные: объясняют дизайн вещи как искусство и как социальное проектирование. Метапредметные: проявляют активность для решения познавательных задач; используют речевые средства в соответствии с ситуацией. Личностные: осознают свои эмоции, контролируют их; умеют использовать образный язык изобразительного искусства (цвет, форму, объем, композицию) для достижения творческих замыслов. | |||
14 | Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | ||||||
15 | Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи. Дизайн вещи. Эволюция формы. | Знать определяющую роль материала в создании конструкции и назначении вещи; знать о влиянии цвета на восприятии формы объектов архитектуры и дизайна. Уметь рассуждать о роли материала в определи формы, определять и характеризовать понятия «эволюция формы», «дизайн». Создавать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей. | Предметные: получают представление о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, принимают активное участие в обсуждении нового материала; учатся анализировать новый материал, приобретают творческие навыки. Метапредметные: осознают многообразие и богатство выразительных возможностей цвета. Личностные: умеют чувствовать настроение в картине.
| |||
16 | Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Единство функционального и художественно-образного начала и цветового решения в конструктивных искусствах. | |||||
Раздел 3 «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека» 11 часов | |||||||
17 | Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Народная архитектура. Архитектура города. Стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм. | Знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств. Уметь рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох; создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе. | Предметные: понимают значение архитектурно-пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города. Метапредметные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним. Личностные: осознают свои эмоции, проявляют познавательную активность. | |||
18 | Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Основные этапы развития архитектуры и дизайна. Архитектура современности. Выдающиеся архитекторы XX века Ле Корбюзье, В.Гропиус, Л.Салливен и мастера отечественной архитектуры И.И.Леонидов, К.С.Мельников, Л.А.Веснин, В.А.Веснин. Урбанизация. Ландшафт. | Знать имена выдающихся архитекторов и архитектурные сооружения XX века. Уметь создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе. | Предметные: осознают современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве, проблему урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Метапредметные: учитывают ориентиры действий, выделенные учителем. Личностные: осознают современный уровень развития архитектуры и градостроительства; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него. | |||
19 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Рельефное моделирование. Макет. Схема-планировка. Роль архитектуры в создании структуры города. Городская планировка – регулярная или прямоугольная, радиально-кольцевая, нерегулярная или свободная. | Знать о роли архитектора в создании структуры города; основные типы организации городского пространства. Уметь создавать композицию организации городского пространства, используя один из видов планировки, работать различными художественными материалами. | Предметные: развивают чувство композиции. Различают композиции: замкнутую, радиально-кольцевую, прямоугольную, прямоугольно-диагональную, линейную и комбинированную. Метапредметные: корректируют свои действия в практической работе, самостоятельно принимают решения на основе полученных знаний и умений о формировании городской среды. Личностные: получают эстетическое наслаждение, проявляют интерес к новому; развивают творческие способности в процессе работы. | |||
20 | Вещь в городе и дома. Городской дизайн постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Городская среда. Малые архитектурные формы. Информационный комфорт. Влияние дизайна городской среды на восприятие и выразительность архитектурного ансамбля. Вещно-изобразительный мир витрины. | Знать об особенностях малых архитектурных форм , создающих вещно-пространственную среду города; о композиционном принципе оформления витрины. Уметь создавать практические творческие работы в технике коллажа. | Предметные: осваивают роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства. Метапредметные: понимают роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды. Личностные: понимают значение знаний для человека; проявляют выдумку и находчивость в процессе работы. | |||
21 | Вещь в городе и дома. Городской дизайн постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | ||||||
22 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещевой среды интерьера постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Дизайн интерьера. Экстерьер. Фактура. Стиль и дизайн. Стилевое единство вещей: классический стиль, стиль кантри, стиль модерн, японский стиль, конструктивизм, стиль техно. Минимализм. | Знать понятие дизайна интерьера; о стилевом единстве вещей-ансамбле; о роли каждой вещи в образно-стилевом решении интерьера. Уметь создавать творческие работы в технике коллажа, работать художественными материалами по выбору. | Предметные: понимают роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного пространства индивидуальных помещений. Метапредметные: имеют представления от унификации (единых представлений) образа до индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Личностные: понимают свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности; проявляют творческую фантазию, умение адекватно оценивать ситуацию. | |||
23 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещевой среды интерьера постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | ||||||
24 | Природа и архитектура постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Ландшафтная архитектура. Единство города и ландшафтно-парковой среды. Английская школа ландшафтной архитектуры. Французская ландшафтная архитектура. Русская ландшафтная архитектура. Ландшафтная архитектура стран Востока. | Знать различные направления ландшафтной архитектуры и их отличительные особенности. Уметь понимать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры; использовать известные и осваивать новые приемы с бумагой в процессе макетирования. | Предметные: развивают пространственно-конструктивное мышление; создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля. Метапредметные: действуют по плану, контролируют процесс и результаты деятельности, вносят коррективы, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Личностные: вырабатывают аналитическое мышление, чувство гармонии и практичности. | |||
25 | Природа и архитектура постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | ||||||
26 | Ты- архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Конструктивные элементы здания. | Знать процесс архитектурного творчества. Уметь выражать авторскую позицию. | Предметные: развивают пространственно-конструктивное мышление, создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции. Метапредметные: Самостоятельно планирую учебные действия, действуют по плану, осознают возникающие трудности. Личностные: вырабатывают свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности. | |||
27 | Ты- архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | ||||||
Раздел 4 «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» 5 часов | |||||||
28 | Мой дом – мой образ жизни постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Функционально-архитектурная планировка жилого помещения. Архитектурный заказ, проект. Деление на зоны, многофункциональность. | Знать о функциональном зонировании и организации пространства внутренней планировки жилища. Уметь учитывать в проекте инженерно-бытовые и санитарно-технические задачи, организовывать в пространстве дома функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта. | Предметные: развивают пространственно-конструктивное мышление; создают практические работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля. Метапредметные: вносят необходимые коррективы в ходе работы; понимиают значение знаний для человека. Личностные: осуществляют в собственном архитектурно-дизайнерском проекте как реальные, так и фантазийные представления о своем будущем жилище. | |||
29 | Интерьер, который мы создаем постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Интерьер. Эклектика. Роль материалов фактур и цветовой гаммы в дизайне интерьера. | |||||
30 | Мода, культура и ты постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Пути развития одежды – история. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды Технология создания одежды, моды. Современная одежда: неформальный стиль, винтаж, ретро. Имидж. Ансамбль в одежде. | Знать о соответствии материала и формы в одежде; как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон). Знать направления в молодежной моде. Уметь критически осмысливать индивидуальность фигуры человека; осознавать психологию индивидуального и массового производства одежды. Использовать графические навыки и технологию выполнения коллажа в процессе создания молодежных комплектов одежды. | Предметные: создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами. Метапредметные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Личностные: развивают индивидуальность; осознают двуединую природу моды как нового эстетического направления и как способа манипулирования массовым сознанием. | |||
31 | Мода, культура и ты постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | ||||||
32 | Моделируя себя – моделируешь мир постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Многообразие современного грима и косметики. Визаж. Сценический грим. Создание облика персонажа. Человек как объект дизайна. Имидж-дизайн. | Знать направления в молодежной моде, об эстетических и этических границах искусства визажистики; знать особенности образно-выразительного языка конструктивных искусств – архитектуры и дизайна. Уметь использовать графические навыки и технологию выполнения коллажа в процессе создания молодежных комплектов одежды. | Предметные: создают творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами. Метапредметные: планируют деятельность; адекватно оценивают свои достижения. Личностные: осваивают представления о моде как демократичном, интернациональном, общедоступном и унифицированном процессе социального конструирования, развивают фантазию, чувство композиции и индивидуальность. | |||
33 | Резерв | ||||||
34 | Резерв |
Приложение 2
Лист коррекции и внесения изменений
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________/Голод С.С.
«___»________20___ г.
Дата | Форма коррекции (объединение тем, домашнее изучение + кр) | Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу) | |
Урока, который требует коррекции (пропущенный по причине) | Урока, который содержит коррекцию | ||
Примерные контрольно-измерительные материалы
Диагностическая работа по изобразительному искусству за 7 класс:
Создание проекта своей комнаты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Коровиной В.Я,)
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...
Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»
Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»...
рабочая программа по русскому языку 7 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Ладыженской)
Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование//...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 5 класс. ФГОС. Предметная линия учебников под ред. Б.М.Неменского
Подробное поурочно-тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 6 класс. ФГОС. Предметная линия учебников под ред. Б.М.Неменского
Развернутое тематическое планирование...
- Мне нравится (1)