Рабочая программа по изобразительному искусству. 5 класс. ФГОС. Предметная линия учебников под ред. Б.М.Неменского
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Корнеева Анна Дмитриевна

Подробное поурочно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_izo_5_kl._korneevoy_a.d._2016-2017_uch.god_.doc256 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ:

ПРИНЯТО:

РАССМОТРЕНО:

Директор лицея _________ Голод С.С.

Приказ № ____ от ______________ г.

Протокол Педагогического совета № _____ от ____________ г.

Председатель МО _____________

Протокол заседания методического объединения № _____ от ____________ г.

 

Рабочая программа

по изобразительному искусству

Уровень образования: основное общее.

Срок реализации программы: 1 год

Классы: 5

Программу разработала:

Корнеева Анна Дмитриевна

Санкт-Петербург

2016

Рабочая программа

по изобразительному искусству

5 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Закона Российской Федерации ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
  • Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-8 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 148 с.;
  • Программы формирования универсальных учебных действий;
  • Учебного плана ГБОУ лицея № 384 Кировского района Санкт-Петербурга.

Цели уровня общего образования

Цель предмета «Изобразительное искусство» – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как форм эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие учащихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы и в процессе личностного художественного творчества.

Задачи:

  1. Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  2. Освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
  3. Формирования понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  4. Развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  5. Формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  6. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  7. Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  8. Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  9. Овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено
на достижение следующих результатов

В направлении личностного развития:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

В метапредметном направлении:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

В предметном направлении:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

Общая характеристика учебного предмета

        Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

 Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

 Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

 Основные формы учебной деятельности: практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа является подведением итогов какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Место предмета в учебном плане

В учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе основной школы отводится 34 часа, занятия (уроки) проводится 1 раз в неделю. Предусмотрен резерв учебного времени – 2 часа.

Содержание учебного курса

5 класс. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

Тема 5 класса посвящена изучению группы декоративного искусства, связанного с фольклором. Наиболее полно раскрывается свойственный детям наивно-декоративный язык изображения.

Древние корни народного искусства. 8ч

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция, декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

Связь времен в народном искусстве. 9 ч.

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декор – человек, общество, время. 10 ч.

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Декоративное искусство в современном мире. 5 ч.

Современное выставочное искусство.

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

В итоге освоения программы учащиеся 5-ого класса должны знать:

  • знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • знать несколько народных художественных промыслов России;
  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

Целевая ориентация рабочей программы в практике ГБОУ Лицея № 384

Рабочая программа учитывает особенности 5-ых классов. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия – часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета в 5ом классе

 Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
  • овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
  • формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

Метапредметные результаты:

  • Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;
  • Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
  • развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов

Предметные результаты:

  • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
  • активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
  • умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в справочных материалах, электронных ресурсах;
  • понимание разницы между элитарным и массовым искусством;
  • применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности

 

Формы организации познавательной деятельности учащихся

  • фронтальная;
  • работа в группах,
  • работа в парах,
  • индивидуальная работа.

Система контроля

Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает:

  • учительский контроль
  • самоконтроль
  • взаимоконтроль учащихся

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

  • Активность участия.
  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  • Самостоятельность.
  • Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося:

  • Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  • Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Формы контроля уровня обученности:

  • викторины;
  • кроссворды;
  • отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;
  • тестирование.

Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:

"отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.

"хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.

"удовлетворительно" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.

"неудовлетворительно" - работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.

Ресурсное обеспечение реализации программы

  • классная доска с набором магнитов;
  • персональный компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • демонстрационные иллюстративные пособия (репродукции картин различных художников, примеры работ, созданные другими ребятами, фотографии);
  • демонстрационные макеты;
  • документ-камера.

Основная литература для учителя:

  1. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 191 с.: ил.
  2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 5 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Б.М.Неменского. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
  3. Гуров Г.Е., Питерских А.С. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 7 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Б.М.Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
  4. Изобразительно искусство. 6 класс: рабочая программа по учебнику Л.А. Неменской / авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2016. – 31 с.
  5. Изобразительное искусство. 6 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.А. Неменской / авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 143 с.
  6. Изобразительное искусство. 7 класс: рабочая программа и технологические карты уроков с мультимедийным сопровождением по учебнику А.С. Питерских, Г.Е. Гурова. Линия УМК под ред. Б.М. Неменского / авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2016. – 192 с.
  7.  Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-8 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 148 с.;
  8. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в жизни человека. 6 кл.: учеб.для общеобразоват.организаций / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского . – 5-ое изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.: ил.
  9. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 6 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Б.М.Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
  10. Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. Поурочные разработки. 7 класс / Г.Е.Гуров, А.С.Питерских; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2013. – 142 с.: ил.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Д.Вазари: 2008 год, 1278с., цв. ил.
  2. История искусств. Западноевропейское искусство. Ильина Т.В. учебник. 2000год , 368с.
  3. История искусств. Отечественное искусство. Ильина Т.В. Учебник: 2000 год, 407с., ил
  4.  Искусство рисунка / Пер. Сахацкого. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 160 с., илл. (серия «Классическая библиотека художника»);
  5.  Архитектурные формы античности / И.Б.Михаловский. – М.: Архитектура-С, 2004. – 240 с., илл.
  6.  Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М.: - Пассим, 1994, 160 с.
  7.  Анатомия для художников. Е.Барчаи. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 344 с. – (классическая библиотека художника)
  8. Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель. – 77 с.: ил.

Информационное сопровождение:

  1. Информационные, практические и контролирующие модули по изобразительному искусству // http://fcior.edu.ru/catalog/meta 
  2. Методическая копилка для учителя ИЗО http://www.metod-kopilka.ru/izo-mhk.html
  3. Произведения искусства из собрания Государственного Русского музея // http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr 
  4. Произведения искусства из собрания Государственной Третьяковской галереи // http://school-collection.edu.ru 
  5. Произведения искусства из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника // http://school-collection.edu.ru/ 
  6. Произведения искусства из фондов Государственного Эрмитажа // http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ 
  7. Социальная сеть работников образования // http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library
  8. Учительский портал // http://www.uchportal.ru/dir/27

Развернутое календарно-тематическое планирование

№ Урока

Тема/

тип урока/

формы работы

Основное содержание учебного материала, термины и понятия

Планируемые результаты обучения

Дата по плану

Дата по факту

Домашнее задание

Освоение предметных знаний и умений

Универсальные учебные действия (УУД)

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел 1. «Древние корни народного искусства» 8 часов

1.

Древние образы в народном искусстве

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Традиционные образы и солярные знаки: конь, птица, мать-земля, древо жизни. Форма и цвет.

Узнают: символический характер народного декоративного искусства.

Освоят принципы декоративного обобщения в изображении. Узнают целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженной в трёхчастной структуре и декоре.

 Научатся: создавать выразительные декоративно-обобщённые изображения на основе традиционных образов, создавать эскизы орнамента.

Предметные: сравнивают, сопоставляют, анализируют декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву. Находят общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.

Метапредметные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные: осознают свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться? основные знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства), навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

2.

Орнамент – как основа декоративного украшения

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Орнамент – основа украшения. Виды орнаментов.

3.

Декор русской избы

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Дом как микрокосмос (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть – земля, подклеть (подпол) – подземный мир). Декоративное убранство дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни.

 Узнают: жизненно важные участки крестьянского дома. Сравнивают, сопоставляют интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находят в них черты национального своеобразия.

Научатся: создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

 

Предметные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Метапредметные: работают по предложенной учителем последовательности выполнения рисунка.

Личностные: осознают свои интересы (что значит учиться видеть?); осваивают новые социальные роли (критически осмысливают), понимают значение знаний для человека.

4.

Внутренний мир русской избы

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Интерьер крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол –  подземный мир, окна – очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Предметы быта и труда: ткацкий стан, прялка, люлька и др.

5.

Конструкция, декор предметов народного быта

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др.).

Узнают: общее и особенное в конструкции и декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда; символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки, традиционные для вышивки сочетания цветов.

Научатся: изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать её.

Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию, выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птица света, мать-земля).

Предметные: рассуждают о связях произведений крестьянского искусства с природой. Осваивают навыки декоративного обобщения. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности. Используют знаково-символические средства.

Метапредметные: оценивают собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Лчностные: рассуждают о связях произведений крестьянского искусства с природой; определяют цель, проблему в учебной и практической деятельности.

Осознают свою этническую принадлежность.

Развивают художественный вкус, эстетически воспринимают и оценивают явления окружающего мира искусства.

6

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Крестьянская вышивка. Условность языка орнамента. Мотив птицы, коня и всадника, матери-земли, древа жизни. Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет).

7.

Народный праздничный костюм

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Народный праздничный костюм. Северорусский комплекс (в основе – сарафан) и южнорусский (в основе – понёва) комплекс женской одежды. Рубаха. Украшения.

Свадебный костюм. Формы и декор головных уборов.

Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.

Узнают о крестьянском костюме, роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа.

Научатся: создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельные элементы на примере северорусского или южнорусского костюмов, сравнивать украшения костюма и фронтона избы, работать с различными материалами; проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.

Предметные: осуществляют анализ образного строя народного праздничного костюма, дают ему эстетическую оценку.

Метапредметные: работают в паре, коллективе и вырабатывают совместные решения. Осуществляют взаимный контроль и взаимооценку.

Личностные: развивают способности эмоционально-ценностного отношения к декоративно-прикладному искусству.

8.

Народные праздничные обряды

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Гармония человека с природой. Календарный народный праздник как некое событие в жизни людей, связанных с землей, как способ участия человека в событиях природы.

Раздел 2. «Связь времен в народном искусстве» 9 часов

9.

Древние образы в современных народных игрушках

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках.

Узнают: о глиняной народной игрушке, её истоках, основных видах (дымковская, филимоновская, каргопольская).

Научатся: передавать единство формы и декора в игрушке.

Предметные: выделяют и формулируют познавательную цель; сравнивают, оценивают форму, декор игрушек, принадлежащим различным художественным промыслам.

Метапредметные: анализируют собственную деятельность на уроке; планируют алгоритм действий.

Личностные: эстетически воспринимают основы культурного наследия народов России и человечества.

10.

Древние образы в современных народных игрушках

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Особенности пластической формы, цветового строя, основные декоративные элементы росписи дымковской, филимоновской, каргопольской игрушек. Местные промыслы игрушек.

11.

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промыслы

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Гжельская керамика. Природные мотивы. Сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, «мазок с тенями».

 

Узнают: особенности росписи Гжели, цветового строя, главные элементы орнамента; основные приемы городецкой росписи

Научатся: передавать единство формы и декора в композиции, выполнять приемы письма в манере мастеров Гжели, Городца.

Предметные: сравнивают сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели; осваивают приёмы гжельской и Городецкой кистевой росписи. Развивают воображение, фантазию; раскрывают творческий потенциал.

Метапредметные: применяют правила и пользуются инструкцией работать по плану. Излагают своё мнение в диалоге, выявляют общность в городецкой и гжельской росписях; выслушивают мнения своих товарищей.

Личностные: развивают способности эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения декоративного искусства.

12.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промыслы

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Изделия Городца. Бутоны, купавки, розаны, птица, конь – традиционные элементы и мотивы в росписи.

13.

Искусство Жестово. Истоки и современное развитие промыслы

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Разнообразие форм жостовских подносов, фонов, вариантов построения цветочных композиций. Основные приёмы жостовского письма: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка.

Узнают: основные приемы хохломской и жостовской росписи.

Научатся: создавать композицию травной или цветочной росписи в единстве с формой, используя основные элементы хохломской, жостовской росписи.

Предметные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Метапредметные: самостоятельно ставят цель предстоящей творческой работы, обдумывают замысел и последовательность выполнения работы; различают художественные средства и их возможности.

Личностные: развивают способности эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы, жостовского промысла.

14.

Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промыслы

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Виды хохломской росписи: травный узор, или «травка», «под фон», «кудрина».

15.

Щепа роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Изделия из бересты и щепы: короба, хлебницы, туеса. Щепная птица счастья – птица света. Мезенская роспись, её праздничная декоративность.

Узнают: особенности росписи и резьбы по дереву, основные приемы мезенской росписи; несколько традиционных промыслов России.

Научатся: анализировать произведения народных мастеров, создавать эскизы одного из предметов промысла; участвовать в презентации выставочных работ.

Предметные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Метапредметные: самостоятельно ставят цель предстоящей творческой работы, обдумывают замысел и последовательность выполнения работы; различают художественные средства и их возможности.

Личностные: развивают способности эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать изделия из бересты..

16.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Обобщение представлений, полученных в процессе всего знакомства с народным искусством

Узнают: систематизацию традиционных промыслов России, отличительные особенности.

Научатся: анализировать произведения народных мастеров, создавать эскизы одного из предметов промысла; участвовать в презентации выставочных работ.

Предметные: осуществляют поиск необходимой информации из различных источников, Выявляют общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Метапредметные: анализируют свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времён в народном искусстве».

Личностные: развивают способности эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера.

Формируют мотивацию к учению.

17.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Раздел 3. «Декор – человек, общество, время» 10 часов

18

Декор и положение человека в обществе

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Предметы декоративного искусства.

Образный строй вещи: характер деталей, рисунок орнамента, цветовой строй, композиция.

Особенности украшений воинов, вождя племени, царя и т.д.

Узнают: смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Научатся: видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора

Предметные: выявляют и объясняют, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Метапредметные: составляют план последовательности действий.

Личностные: участвуют в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь, делают выводы.

осознают значения семьи в жизни человека и общества, принимают ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

19

Зачем людям украшения

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука скарабея и др.). Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

Роль декоративно-прикладного искусства в Древней Греции. Краснофигурная и чернофигурная вазопись.

Узнают: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция)

Научатся: различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.

Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, изображать вазы Древней Греции.

Предметные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Метапредметные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке, обдумывают замысел и последовательность выполнения рисунка; дают самооценку на основе критериев успешной деятельности.

Личностные: проявляют познавательную активность; уважительно относятся к иному мнению.

21

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

22

Одежда говорит о человеке

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Китае, Западной Европы XVII века (эпохи барокко). Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности. Костюм придворной знати. Одежда буржуазии, простых горожан.

Узнают: костюм, стиль эпохи Средневековья, эпохи барокко. Расширят свои представления о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.

Научатся: участвовать в коллективной форме деятельности, связанной с созданием творческой работы. 

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

Предметные: выделяют и обобщенно фиксируют группы существенных признаков объектов; высказываются о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий.

Метапредметные: составляют план последовательности действий.

Личностные: воспринимают и терпимо относятся к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира; вырабатывают совместные решения при работе в коллективе;

развивают художественный вкус как способность эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства.

23

Одежда говорит о человеке

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

24

О чем рассказывают гербы и эмблемы

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.

Роль геральдики в жизни рыцарского общества.

Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры. Символика цвета.

Символы и эмблемы в современном обществе.

Узнают: смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области.

Научатся: определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов.

Предметные: выделяют и обобщенно фиксируют группы существенных признаков объектов.

метапредметные: составляют план последовательности действий.

Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

25

Символы и эмблемы в современном обществе

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Итоговая игра-викторина. Творческие задания.

Произведения декоративно-прикладного искусства разных времён.

Узнают: стилистические особенности декоративного искусства разных времен и нардов.

Научатся: распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).

Использовать в речи новые художественные термины. Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Предметные: осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию.

Метапредметные: адекватно используют речь.

Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения декоративно-прикладного искусства; формулируют собственное мнение и позицию.

27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Раздел 4. «Декоративное искусство в современном мире» 5 часов

28

Современное выставочное искусство

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и др.). Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа.

Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале.

Узнают: виды материалов, формы современного декоративно-прикладного искусства, его особенности, будут ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Научатся: использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства,

применять разнообразные материалы для работы над декоративным образом.

Предметные: узнают, называют, определяют основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства.

Метапредметные: преобразовывают познавательную задачу в практическую.

Личностные: обладают способностью к творческому развитию, эстетически воспринимают произведения искусства.

29

Современное выставочное искусство

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

30

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т.д.).

Узнают: технологию работы с выбранным материалом.

Научатся: разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Предметные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Метапредметные: применяют установленные правила в решении задачи.

Личностные: духовно и нравственно развиваются посредством формирования особого отношения к произведениям искусств; развивают навыки сотрудничества со сверстниками.

31

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Витраж

32

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства

постановка и решение учебной задачи;

Индивидуальная и фронтальная работа.

Мозаичное панно, лоскутная аппликация, коллаж

33

Резерв

34

Резерв

Приложение 2

Лист коррекции и внесения изменений

 УТВЕРЖДАЮ

 Директор школы

 ___________/Голод С.С.

 «___»________20___ г.

 

Дата

Форма коррекции

(объединение тем, домашнее изучение + кр)

Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу)

Урока, который требует коррекции (пропущенный по причине)

Урока, который содержит коррекцию


                                                                                        Приложение 3

Контрольно-измерительные материалы

Промежуточная диагностическая работа по изобразительному искусству за 5 класс

Структура работы:

1. Часть А: 5 заданий с кратким ответом.

2. Часть В: творческая работа

Часть А

1. Каково древнее значение орнамента в резном декоре изб, в вышивке рубахи, сарафана?

___________________________________________________________________

2. Назови известные тебе народные промыслы России?

___________________________________________________________________

3. Назовите элементы русского народного костюма (женского и мужского)

___________________________________________________________________

4. Какие фигуры являются традиционными для городецкой росписи?

___________________________________________________________________

5. Перечислите этапы выполнения городецкой росписи

___________________________________________________________________

Часть В

Создайте рисунок "Герб моей семьи", используя язык символов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Коровиной В.Я,)

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...

Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»

Рабочая программа по биологии  5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»...

рабочая программа по русскому языку 7 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Ладыженской)

Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование//...