Рабочая программа по изобразительному искусству. 5 класс. ФГОС. Предметная линия учебников под ред. Б.М.Неменского
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Подробное поурочно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_izo_5_kl._korneevoy_a.d._2016-2017_uch.god_.doc | 256 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮ: ПРИНЯТО: РАССМОТРЕНО: | Директор лицея _________ Голод С.С. Приказ № ____ от ______________ г. Протокол Педагогического совета № _____ от ____________ г. Председатель МО _____________ Протокол заседания методического объединения № _____ от ____________ г. | |
|
Рабочая программа
по изобразительному искусству
Уровень образования: основное общее.
Срок реализации программы: 1 год
Классы: 5
Программу разработала:
Корнеева Анна Дмитриевна
Санкт-Петербург
2016
Рабочая программа
по изобразительному искусству
5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Закона Российской Федерации ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-8 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 148 с.;
- Программы формирования универсальных учебных действий;
- Учебного плана ГБОУ лицея № 384 Кировского района Санкт-Петербурга.
Цели уровня общего образования
Цель предмета «Изобразительное искусство» – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как форм эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие учащихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы и в процессе личностного художественного творчества.
Задачи:
- Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- Освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- Формирования понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- Развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- Формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- Овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено
на достижение следующих результатов
В направлении личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
В метапредметном направлении:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
В предметном направлении:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности: практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа является подведением итогов какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе основной школы отводится 34 часа, занятия (уроки) проводится 1 раз в неделю. Предусмотрен резерв учебного времени – 2 часа.
Содержание учебного курса
5 класс. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Тема 5 класса посвящена изучению группы декоративного искусства, связанного с фольклором. Наиболее полно раскрывается свойственный детям наивно-декоративный язык изображения.
Древние корни народного искусства. 8ч
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве. 9 ч.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор – человек, общество, время. 10 ч.
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире. 5 ч.
Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства
В итоге освоения программы учащиеся 5-ого класса должны знать:
- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- знать несколько народных художественных промыслов России;
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.
Целевая ориентация рабочей программы в практике ГБОУ Лицея № 384
Рабочая программа учитывает особенности 5-ых классов. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия – часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета в 5ом классе
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
- овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
- формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты:
- Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;
- Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
- развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов
Предметные результаты:
- восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
- активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
- умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в справочных материалах, электронных ресурсах;
- понимание разницы между элитарным и массовым искусством;
- применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности
Формы организации познавательной деятельности учащихся
- фронтальная;
- работа в группах,
- работа в парах,
- индивидуальная работа.
Система контроля
Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает:
- учительский контроль
- самоконтроль
- взаимоконтроль учащихся
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося:
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности:
- викторины;
- кроссворды;
- отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;
- тестирование.
Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:
"отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.
"хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.
"удовлетворительно" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.
"неудовлетворительно" - работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.
Ресурсное обеспечение реализации программы
- классная доска с набором магнитов;
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- демонстрационные иллюстративные пособия (репродукции картин различных художников, примеры работ, созданные другими ребятами, фотографии);
- демонстрационные макеты;
- документ-камера.
Основная литература для учителя:
- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 191 с.: ил.
- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 5 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Б.М.Неменского. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
- Гуров Г.Е., Питерских А.С. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 7 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Б.М.Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
- Изобразительно искусство. 6 класс: рабочая программа по учебнику Л.А. Неменской / авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2016. – 31 с.
- Изобразительное искусство. 6 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.А. Неменской / авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 143 с.
- Изобразительное искусство. 7 класс: рабочая программа и технологические карты уроков с мультимедийным сопровождением по учебнику А.С. Питерских, Г.Е. Гурова. Линия УМК под ред. Б.М. Неменского / авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2016. – 192 с.
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-8 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 148 с.;
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в жизни человека. 6 кл.: учеб.для общеобразоват.организаций / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского . – 5-ое изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.: ил.
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 6 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Б.М.Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
- Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. Поурочные разработки. 7 класс / Г.Е.Гуров, А.С.Питерских; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2013. – 142 с.: ил.
Дополнительная литература для учителя:
- Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Д.Вазари: 2008 год, 1278с., цв. ил.
- История искусств. Западноевропейское искусство. Ильина Т.В. учебник. 2000год , 368с.
- История искусств. Отечественное искусство. Ильина Т.В. Учебник: 2000 год, 407с., ил
- Искусство рисунка / Пер. Сахацкого. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 160 с., илл. (серия «Классическая библиотека художника»);
- Архитектурные формы античности / И.Б.Михаловский. – М.: Архитектура-С, 2004. – 240 с., илл.
- Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М.: - Пассим, 1994, 160 с.
- Анатомия для художников. Е.Барчаи. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 344 с. – (классическая библиотека художника)
- Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель. – 77 с.: ил.
Информационное сопровождение:
- Информационные, практические и контролирующие модули по изобразительному искусству // http://fcior.edu.ru/catalog/meta
- Методическая копилка для учителя ИЗО http://www.metod-kopilka.ru/izo-mhk.html
- Произведения искусства из собрания Государственного Русского музея // http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr
- Произведения искусства из собрания Государственной Третьяковской галереи // http://school-collection.edu.ru
- Произведения искусства из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника // http://school-collection.edu.ru/
- Произведения искусства из фондов Государственного Эрмитажа // http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/
- Социальная сеть работников образования // http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library
- Учительский портал // http://www.uchportal.ru/dir/27
Развернутое календарно-тематическое планирование
№ Урока | Тема/ тип урока/ формы работы | Основное содержание учебного материала, термины и понятия | Планируемые результаты обучения | Дата по плану | Дата по факту | Домашнее задание | |
Освоение предметных знаний и умений | Универсальные учебные действия (УУД) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Раздел 1. «Древние корни народного искусства» 8 часов | |||||||
1. | Древние образы в народном искусстве постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Традиционные образы и солярные знаки: конь, птица, мать-земля, древо жизни. Форма и цвет. | Узнают: символический характер народного декоративного искусства. Освоят принципы декоративного обобщения в изображении. Узнают целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженной в трёхчастной структуре и декоре. Научатся: создавать выразительные декоративно-обобщённые изображения на основе традиционных образов, создавать эскизы орнамента. | Предметные: сравнивают, сопоставляют, анализируют декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву. Находят общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. Метапредметные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя. Личностные: осознают свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться? основные знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства), навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками. | |||
2. | Орнамент – как основа декоративного украшения постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Орнамент – основа украшения. Виды орнаментов. | |||||
3. | Декор русской избы постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Дом как микрокосмос (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть – земля, подклеть (подпол) – подземный мир). Декоративное убранство дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. | Узнают: жизненно важные участки крестьянского дома. Сравнивают, сопоставляют интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находят в них черты национального своеобразия. Научатся: создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.
| Предметные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Метапредметные: работают по предложенной учителем последовательности выполнения рисунка. Личностные: осознают свои интересы (что значит учиться видеть?); осваивают новые социальные роли (критически осмысливают), понимают значение знаний для человека. | |||
4. | Внутренний мир русской избы постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Интерьер крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Предметы быта и труда: ткацкий стан, прялка, люлька и др. | |||||
5. | Конструкция, декор предметов народного быта постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др.). | Узнают: общее и особенное в конструкции и декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда; символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки, традиционные для вышивки сочетания цветов. Научатся: изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать её. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию, выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птица света, мать-земля). | Предметные: рассуждают о связях произведений крестьянского искусства с природой. Осваивают навыки декоративного обобщения. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности. Используют знаково-символические средства. Метапредметные: оценивают собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. Лчностные: рассуждают о связях произведений крестьянского искусства с природой; определяют цель, проблему в учебной и практической деятельности. Осознают свою этническую принадлежность. Развивают художественный вкус, эстетически воспринимают и оценивают явления окружающего мира искусства. | |||
6 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Крестьянская вышивка. Условность языка орнамента. Мотив птицы, коня и всадника, матери-земли, древа жизни. Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет). | |||||
7. | Народный праздничный костюм постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Народный праздничный костюм. Северорусский комплекс (в основе – сарафан) и южнорусский (в основе – понёва) комплекс женской одежды. Рубаха. Украшения. Свадебный костюм. Формы и декор головных уборов. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде. | Узнают о крестьянском костюме, роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Научатся: создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельные элементы на примере северорусского или южнорусского костюмов, сравнивать украшения костюма и фронтона избы, работать с различными материалами; проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. | Предметные: осуществляют анализ образного строя народного праздничного костюма, дают ему эстетическую оценку. Метапредметные: работают в паре, коллективе и вырабатывают совместные решения. Осуществляют взаимный контроль и взаимооценку. Личностные: развивают способности эмоционально-ценностного отношения к декоративно-прикладному искусству. | |||
8. | Народные праздничные обряды постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Гармония человека с природой. Календарный народный праздник как некое событие в жизни людей, связанных с землей, как способ участия человека в событиях природы. | |||||
Раздел 2. «Связь времен в народном искусстве» 9 часов | |||||||
9. | Древние образы в современных народных игрушках постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. | Узнают: о глиняной народной игрушке, её истоках, основных видах (дымковская, филимоновская, каргопольская). Научатся: передавать единство формы и декора в игрушке. | Предметные: выделяют и формулируют познавательную цель; сравнивают, оценивают форму, декор игрушек, принадлежащим различным художественным промыслам. Метапредметные: анализируют собственную деятельность на уроке; планируют алгоритм действий. Личностные: эстетически воспринимают основы культурного наследия народов России и человечества. | |||
10. | Древние образы в современных народных игрушках постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Особенности пластической формы, цветового строя, основные декоративные элементы росписи дымковской, филимоновской, каргопольской игрушек. Местные промыслы игрушек. | |||||
11. | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промыслы постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Гжельская керамика. Природные мотивы. Сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, «мазок с тенями».
| Узнают: особенности росписи Гжели, цветового строя, главные элементы орнамента; основные приемы городецкой росписи Научатся: передавать единство формы и декора в композиции, выполнять приемы письма в манере мастеров Гжели, Городца. | Предметные: сравнивают сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели; осваивают приёмы гжельской и Городецкой кистевой росписи. Развивают воображение, фантазию; раскрывают творческий потенциал. Метапредметные: применяют правила и пользуются инструкцией работать по плану. Излагают своё мнение в диалоге, выявляют общность в городецкой и гжельской росписях; выслушивают мнения своих товарищей. Личностные: развивают способности эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения декоративного искусства. | |||
12. | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промыслы постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Изделия Городца. Бутоны, купавки, розаны, птица, конь – традиционные элементы и мотивы в росписи. | |||||
13. | Искусство Жестово. Истоки и современное развитие промыслы постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Разнообразие форм жостовских подносов, фонов, вариантов построения цветочных композиций. Основные приёмы жостовского письма: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка. | Узнают: основные приемы хохломской и жостовской росписи. Научатся: создавать композицию травной или цветочной росписи в единстве с формой, используя основные элементы хохломской, жостовской росписи. | Предметные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Метапредметные: самостоятельно ставят цель предстоящей творческой работы, обдумывают замысел и последовательность выполнения работы; различают художественные средства и их возможности. Личностные: развивают способности эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы, жостовского промысла. | |||
14. | Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промыслы постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Виды хохломской росписи: травный узор, или «травка», «под фон», «кудрина». | |||||
15. | Щепа роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Изделия из бересты и щепы: короба, хлебницы, туеса. Щепная птица счастья – птица света. Мезенская роспись, её праздничная декоративность. | Узнают: особенности росписи и резьбы по дереву, основные приемы мезенской росписи; несколько традиционных промыслов России. Научатся: анализировать произведения народных мастеров, создавать эскизы одного из предметов промысла; участвовать в презентации выставочных работ. | Предметные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Метапредметные: самостоятельно ставят цель предстоящей творческой работы, обдумывают замысел и последовательность выполнения работы; различают художественные средства и их возможности. Личностные: развивают способности эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать изделия из бересты.. | |||
16. | Роль народных художественных промыслов в современной жизни постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Обобщение представлений, полученных в процессе всего знакомства с народным искусством | Узнают: систематизацию традиционных промыслов России, отличительные особенности. Научатся: анализировать произведения народных мастеров, создавать эскизы одного из предметов промысла; участвовать в презентации выставочных работ. | Предметные: осуществляют поиск необходимой информации из различных источников, Выявляют общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Метапредметные: анализируют свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времён в народном искусстве». Личностные: развивают способности эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. Формируют мотивацию к учению. | |||
17. | Роль народных художественных промыслов в современной жизни постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | ||||||
Раздел 3. «Декор – человек, общество, время» 10 часов | |||||||
18 | Декор и положение человека в обществе постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Предметы декоративного искусства. Образный строй вещи: характер деталей, рисунок орнамента, цветовой строй, композиция. Особенности украшений воинов, вождя племени, царя и т.д. | Узнают: смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Научатся: видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора | Предметные: выявляют и объясняют, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Метапредметные: составляют план последовательности действий. Личностные: участвуют в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь, делают выводы. осознают значения семьи в жизни человека и общества, принимают ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. | |||
19 | Зачем людям украшения постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | ||||||
20 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука скарабея и др.). Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях. Роль декоративно-прикладного искусства в Древней Греции. Краснофигурная и чернофигурная вазопись. | Узнают: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) Научатся: различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, изображать вазы Древней Греции. | Предметные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Метапредметные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке, обдумывают замысел и последовательность выполнения рисунка; дают самооценку на основе критериев успешной деятельности. Личностные: проявляют познавательную активность; уважительно относятся к иному мнению. | |||
21 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | ||||||
22 | Одежда говорит о человеке постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Китае, Западной Европы XVII века (эпохи барокко). Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности. Костюм придворной знати. Одежда буржуазии, простых горожан. | Узнают: костюм, стиль эпохи Средневековья, эпохи барокко. Расширят свои представления о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Научатся: участвовать в коллективной форме деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. | Предметные: выделяют и обобщенно фиксируют группы существенных признаков объектов; высказываются о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий. Метапредметные: составляют план последовательности действий. Личностные: воспринимают и терпимо относятся к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира; вырабатывают совместные решения при работе в коллективе; развивают художественный вкус как способность эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства. | |||
23 | Одежда говорит о человеке постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | ||||||
24 | О чем рассказывают гербы и эмблемы постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры. Символика цвета. Символы и эмблемы в современном обществе. | Узнают: смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области. Научатся: определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов. | Предметные: выделяют и обобщенно фиксируют группы существенных признаков объектов. метапредметные: составляют план последовательности действий. Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. | |||
25 | Символы и эмблемы в современном обществе постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | ||||||
26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Итоговая игра-викторина. Творческие задания. Произведения декоративно-прикладного искусства разных времён. | Узнают: стилистические особенности декоративного искусства разных времен и нардов. Научатся: распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Использовать в речи новые художественные термины. Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. | Предметные: осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию. Метапредметные: адекватно используют речь. Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения декоративно-прикладного искусства; формулируют собственное мнение и позицию. | |||
27 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | ||||||
Раздел 4. «Декоративное искусство в современном мире» 5 часов | |||||||
28 | Современное выставочное искусство постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и др.). Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале. | Узнают: виды материалов, формы современного декоративно-прикладного искусства, его особенности, будут ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Научатся: использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства, применять разнообразные материалы для работы над декоративным образом. | Предметные: узнают, называют, определяют основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства. Метапредметные: преобразовывают познавательную задачу в практическую. Личностные: обладают способностью к творческому развитию, эстетически воспринимают произведения искусства. | |||
29 | Современное выставочное искусство постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | ||||||
30 | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т.д.). | Узнают: технологию работы с выбранным материалом. Научатся: разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Предметные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Метапредметные: применяют установленные правила в решении задачи. Личностные: духовно и нравственно развиваются посредством формирования особого отношения к произведениям искусств; развивают навыки сотрудничества со сверстниками. | |||
31 | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Витраж | |||||
32 | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства постановка и решение учебной задачи; Индивидуальная и фронтальная работа. | Мозаичное панно, лоскутная аппликация, коллаж | |||||
33 | Резерв | ||||||
34 | Резерв |
Приложение 2
Лист коррекции и внесения изменений
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________/Голод С.С.
«___»________20___ г.
Дата | Форма коррекции (объединение тем, домашнее изучение + кр) | Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу) | |
Урока, который требует коррекции (пропущенный по причине) | Урока, который содержит коррекцию | ||
Приложение 3
Контрольно-измерительные материалы
Промежуточная диагностическая работа по изобразительному искусству за 5 класс
Структура работы:
1. Часть А: 5 заданий с кратким ответом.
2. Часть В: творческая работа
Часть А
1. Каково древнее значение орнамента в резном декоре изб, в вышивке рубахи, сарафана?
___________________________________________________________________
2. Назови известные тебе народные промыслы России?
___________________________________________________________________
3. Назовите элементы русского народного костюма (женского и мужского)
___________________________________________________________________
4. Какие фигуры являются традиционными для городецкой росписи?
___________________________________________________________________
5. Перечислите этапы выполнения городецкой росписи
___________________________________________________________________
Часть В
Создайте рисунок "Герб моей семьи", используя язык символов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Коровиной В.Я,)
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...
Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»
Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»...
рабочая программа по русскому языку 7 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Ладыженской)
Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование//...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 6 класс. ФГОС. Предметная линия учебников под ред. Б.М.Неменского
Развернутое тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 7 класс. ФГОС. Предметная линия учебников под ред. Б.М.Неменского
Подробное тематическое планирование...
- Мне нравится (1)