Интегрированный урок (ИЗО и музыка) "Осенние посиделки."
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Интегрированный урок (ИЗО и музыка) "Осенние посиделки" на основе тем : ИЗО "Образы и мотивы в орнаментах вышивки", музыка "Знакомство с трудовыми русскими народными песнями".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osennie_posidelki.doc | 47.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема «Осенние посиделки». 5 класс.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.
- Продолжить знакомство учащихся с трудовыми русскими народными песнями, музыкальными инструментами.
2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к родному краю и его культуре.
3. Развивать творческую активность, , навыки работы в составлении орнамента и аппликации, эстетический и художественный, продолжить вокальную работу над народными песнями.
План урока
1. Организационный момент
2. Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека.
3. Повторение изученного материала.
4. Объяснение нового материала.
5. Практическое выполнение задания.
6. Анализ работ, подведение итога урока.
Ход урока.
I. Организационный момент
Проверка подготовки к уроку (альбом, карандаш, акварельные краски или гуашь, кисть, ножницы, клей)
Презентация «Русская народная вышивка. Полотенце»
Слайд 1. Сообщение темы урока. Мы продолжаем путешествие в увлекательный мир русского народного творчества. Наш урок мы посвящаем одновременно музыке, фольклору и декоративно- прикладному искусству. Тема урока «Осенние посиделки».
Скажите , как можно совместить тему нашего урока с теми направлениями искусства , которые я назвала. (ответ)
Уч. Муз.
Слайд2.Знакомство с понятием «Фольклор»
Русский народ много трудился, поэтому появилось огромное число пословиц и поговорок о труде:
Слайд3.Прочтите и выберете ту, которая близка вам. Объясните смысл выбранной пословицы. А какие ещё поговорки и пословицы о труде вы знаете?
В русской народной музыки существуют различные жанры. Вспомним( лириче ские, хороводно-плясовые, обрядовые и ,конечно, трудовые)
Слайд4.Трудовые песни
Уч.муз.: Как мы можно отличить народную песню от композиторской?(Распевность, а капелла, использование устаревших слов и оборотов)
Уч.муз.: А ещё? (Песня может звучать в сопровождении русских народных инструментов)
Слайд 5 Убрать лишние инструменты (бандура, скрипка ,литавры)
Уч. Муз.: А теперь ученик 4 Б класса Шаронов Александр сыграет нам на инструменте, входящем в оркестр русских народных инструментов. Давайте послушаем и назовём этот инструмент.(балалайка)
II. Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека.
Уч ИЗО
Слайд 6.
Прочитайте слова
Пристен, утиральник, занавес, обыденник, утренник, рукотёр, набожник, крючковое, зеркальное, стеновое.
- Что объединяет эти слова? Речь пойдёт об украшении полотенец вышивкой. Посмотрите, какие они красивые.
Слайд 7.8.
Простая вещь - полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь.
- Сравните ваши бытовые, домашние полотенца с теми, что представлены на слайде:
-Будете ли вы вытирать ими руки? (Нет)
- Почему? (Красивые, жалко и др.)
- Чем ещё праздничные полотенца отличаются от бытовых? (Наличием
вышивки)
Слайд 9.10.
Начиная с 8-9 лет девочки приобщались к рукоделию. Под присмотром матери постигали они секреты вышивки, готовили себе приданое к свадьбе. Кроме одежды скатертей , покрывал –девушки вышивали полотенца.
Полотенце играло в народной жизни важную роль
1.Полотенца развешивали на ветвях священных деревьев по праздникам.
2.Укрошали красный угол.
3.На полотенце принимали родившегося ребенка.
4. Если девушку сватали важные сваты, они были перевязаны рушниками.
.
Слайд 8.
Простая вещь - полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь.
Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать, будучи еще в девушках, уже тогда она должна была позаботиться о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой.
Слайд 12. - Символика – выражение отношения к миру с помощью условных знаков, символов. Вышивкой украшались в основном предметы, которые участвовали в семейных и коллективных обрядах, религиозных ритуалах (крещение, венчание). Многие знаки-узоры называли оберегами и наносили на наиболее видные и открытые места одежды, предметов быта и построек. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека от дурного глаза, болезни, удара молнии и других несчастий. Расшитые полотенца развешивали на окна и двери, чтоб ни беда, ни болезни в избу не попали, узоры на скатерти защищали стол и пищу на столе.
Вышивкой украшались в основном предметы, которые участвовали в семейных и коллективных обрядах, религиозных ритуалах (крещение, венчание).
.
Вещь без вышивки в дом не входила. По ней судили о трудолюбии и мастерстве хозяйки дома. Лишь вышитые вещи имели магическое свойство охранять, защищать и оберегать человека и его хозяйство от беды, от злых духов. Поэтому многие знаки-узоры называли оберегами и наносили на наиболее видные и открытые места одежды, предметов быта и построек. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека от дурного глаза, болезни, удара молнии и других несчастий. Расшитые полотенца развешивали на окна и двери, чтоб ни беда, ни болезни в избу не попали, узоры на скатерти защищали стол и пищу на столе.
Слайд 13.14.15.16.18
Наиболее часто встречающиеся узоры - ромбы, точки, круги, розетки, волны, птицы, цветы. Очень часто на полотенцах вышивали древо жизни – символ никогда не прекращающейся жизни на Земле.
Слайд19.20
Символичен был и цвет:Народные мастера хорошо знали о воздействие цвета не только на зрение, но и на психику людей. Умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному материалу. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле
Красный цвет – символ жизни, красоты, силы;
Белый – символ света, чистоты;
Чёрный –плодородия, земли. Но, наряду с красным цветом, можно использовать, желтый, черный, зеленый цвета.
Слайд 21.22.
Уч.муз.: Сегодня мы познакомимся с новой трудовой песней «В тёмном лесе». Я хочу, чтобы представили себя на месте простых деревенских людей 18-19 в.в., которые работают и поют песни.(Слушание и разбор песни, разучивание.)
V. Практическая работа.
Слайды 10-14. Переходим к практической части урока, где нам предстоит украсить полотенце, используя полученные знания
1. Для работы понадобится формат А3карандаш, краски. На листе выполним эскиз вышивки2. Составление основного орнамента (главные мотивы).3. Работа в цвете.
VI. Анализ работ.
План анализа:
- композиционное решение.
- цветовое решение
- наличие знаков-символов.
- аккуратность
- объем выполненной работы
Подведение итога урока.
Уч.муз.
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 1 классе "Музыка осени"
Программа Е.Д. Критской «Музыка 1 класс» раздел «Музыка вокруг нас» 1.1.5.Тема: «Музыка осени» Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний, с использованием межпредметных связей.Цел...
Открытый интегрированный урок "Осенние посиделки" ИЗО + Музыка
Проводилось 2 открытых интегрированных урока для учащихся 5 класса. Уроки проводились в системе с учащимися одного класса....
Конспект интегрированного урока музыки и ИЗО в 5 классе (2 часа) «Зимние посиделки»
Тема урока: «Зимние посиделки»Провели:Изместьева Юлия Дмитриевна, учитель музыкиЗубкова Надежда Викторовна, учитель изобразительного искусстваПрезентация: Изместьева Юлия ДмитриевнаОборудование:...
Урок музыки "Музыка осени" 1 класс
Тема: Музыка осени.Цель: активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы, углубить понятие «прекрасное в поэзии, живописи, ...
Урок музыки и пения Тема: «Музыка осени».
Конспект урока музыки "Музыка осени"...
Презентация. Интегрированный урок(ИЗО и Музыка) "Осенние посиделки".
Интегрированный урок (ИЗО и музыка) "Осенние посиделки" на основе тем : ИЗО "Образы и мотивы в орнаментах вышивки", музыка "Знакомство с трудовыми русскими народными песнями"....