Конспект урока изобразительного искусства "Хохлома"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Киндерова Татьяна Васильевна

Конспект урока изобразительного искусства "Хохлома" составлен в соответствии с ФГОС для обучающихся  5 класса по программе Б.М.Неменского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_hohloma.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Учитель: Татьяна Васильевна Киндерова.

Класс: 5.

Предмет: Изобразительное искусство.

Тема: «Золотая Хохлома».

Цель: 

  1. Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России – Хохломой.
  2. Развивать творческие способности учащихся.
  3. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.
  4. Воспитывать чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • Действие смыслообразования – установление учащимися связи между учебной деятельностью и её мотивом (мотив – организация выставки работ декоративно-прикладного искусства, цель – изображение изящных форм, ритма растительного орнамента Хохломы);
  • Действие нравственно-этической ориентации – умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Регулятивные:

  • Постановка учебной задачи;
  • Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
  • Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • Внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия;
  • Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • Воспитание волевой само регуляции.

Познавательные:

  • общеучебные действия – преобразование объекта из  чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (изображение изящных форм, ритма растительного орнамента Хохломы с использованием графических и живописных умений); умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, выбор эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности, извлечение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
  • логические действия – развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей;
  • постановка и решение проблем – формирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные:

  • социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение  слушатьи вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

    Материалы к уроку:

Для учителя: образцы декоративно-прикладного искусства, русская народная музыка, репродукции хохломских мастеров.

Для учащихся: бумага, палитра, кисти, краски.

Ход урока.

Этапы работы

Содержание этапа

  1. Организационный момент.

Цель для учителя:

Способствовать продуктивной работе на уроке.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Задачи:

Создать положительный  эмоциональный настрой;

Методы  -  словесные, наглядные.

  1. Актуализация опорных знаний.

Цель для учителя:  организовать работу по повторению сведений о народных промыслах.

- Здравствуйте ребята! мне очень приятно вас видеть на уроке. Садитесь.

СЛАЙД 1  с текстом:

Я ожидаю от сегодняшнего урока…………..

- Прочитайте фразу на слайде и продолжите её.  Кто желает поделиться своими мыслями?

Я продолжу так: я ожидаю от сегодняшнего урока вашей активности, плодотворной работы, интересных идей.

СЛАЙД 2.

Посмотрите пожалуйста на экран. Какие удивительные изделия мы видим! Все это сделано народными умельцами.

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет!

Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Труд и талант народных умельцев придает величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России.

Давайте проверим имеющиеся у вас  знания о народных  промыслах.

- С каким промыслом мы познакомились на прошлом уроке?

- Чем знаменит промысел из Городца?

- Основной материал, из которого изготавливают предметы быта -

- Палитра красок -

- Элементы городецкой росписи –

Посмотрите ещё раз на экран.

 Найдите изделия  с городецкой росписью. Под каким они номером?

 А как вы думаете, есть ли ещё  места, которые прославились народными промыслами?

Хотите узнать?

Можем ли мы поставить цель для этого этапа урока? (открывать новые знания о народных промыслах).

  1. Постановка учебных задач.

Сгруппируем предметы по внешним признакам.

СЛАЙД 5 (группы предметов: городецкая роспись,  гжельская роспись, хохломская роспись).

По какому принципу  сделали это? (по цветовой гамме, по сюжету).

Совершенно верно. Здесь представлены 3 народных промысла.

СЛАЙД 6

И сегодня мы познакомимся ещё с одним  из них.

Послушайте стихотворение и постарайтесь  найти изделия, о которых  пойдет речь.

Эта роспись на посуде

И богата и красива

Гостю рады от души

Кубки, чашки и ковши.

И чего здесь только нет:

Гроздья огненных рябин

Цветы солнечного лета

И листочки луговин.

За такую чудо – роспись

Говорим спасибо мы

Мастерам из Хохломы.

Найдите посуду, которую изготовили мастера из Хохломы. Из каких строк стихотворения это видно.

 Наша Россия богата, красива и неповторима своими традициями, культурой. Россия – страна дремучих лесов, бескрайних полей, цветущих лугов. Всем сердцем любя родную сторонку и любуясь ею русские люди издавна воспевали её красоту в своих песнях, стихах, картинах. Сегодня мы побываем  стране Золотой Хохломы.

СЛАЙД 7 «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»

 Здесь  русские умельцы изготавливали самую праздничную и нарядную посуду . А что означает слово Хохлома? И почему её называют золотой? Это сегодня нам предстоит узнать.

Работать будем в группах. Сейчас вы получите конверты с карточками. В них вы должны будете найти ответы на вопросы:

Слайд 8.

  1. Родина  хохломской росписи.
  2. Сколько лет назад зародилось искусство Хохломы?
  3. Почему роспись называют хохломская?

 

(Дети знакомятся с материалом из карточки, дают ответы на поставленные вопросы).

Но прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовляли “золотые” руки мастеров. Сейчас мы познакомимся с  технологией  изготовления деревянной посуды.

СЛАЙД 8

Местные умельцы вытачивали на токарных станках или вырезали из липы и березы вещь, тщательно покрывали её слоем жидкой глины, просушивали, покрывали олифой, а потом покрывали серебристым алюминиевым порошком, по которому  наносили роспись масляными красками.

СЛАЙД 9

Расписанную вещь олифили, сушили  в печи, после этого серебро давало золотой оттенок, а узоры ещё больше горели на золотом фоне.

 Готовые изделия везли на ярмарку  в большое торговое село Хохлома.

СЛАЙД 10

Многоголосая  пестрая ярмарка  встречала гостей криками, зазывая спорами торгующих, музыкой и песнями.

Звучит запись песни «Хохлома». Показ слайдов с посудой хохломской росписи  –

СЛАЙДЫ   11 – 20

Понравилась посуда с хохломской росписью?

 Сможете нарисовать?

Каких знаний не хватает?

Поработаем в группах. Каждая группа получает конверт с карточками  (ПРИЛОЖЕНИЕ   1). Вы познакомитесь с элементами хохломской росписи, палитрой красок, которые необходимы для росписи. Какая команда назовет  больше элементов хохломской росписи (дети называют элементы росписи и показывают их на таблице).

Применение новых знаний в творческих работах.

Практическое выполнение задания.

Сегодня мы с вами  попробуем превратиться в мастеров  хохломской росписи.

 В нашу мастерскую поступил заказ на картины. Основы  под картины  есть. Вы должны расписать их мотивам хохломской росписи.  Но перед таким ответственным заданием нужно немного поупражняться. Перед вами листочки с элементами росписи. Продолжите строчки.

Ну а сейчас приступим к выполнению заказа. Вы должны вдохнуть жизнь в картины.

Расписать только те части, которые затонированы в желтый цвет. Выберите элементы, составьте из них орнамент и последовательно его выполните соответствующим цветом.

Не придумывайте сильно сложный орнамент. Достаточно два – три элемента. Если останется время, можно добавить еще несколько элементов.

Не забывайте, что все элементы орнамента выполняются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать тремя пальчиками у самого ее основания и ставить вертикально к плоскости рисунка. Левой рукой держите изделие, а правая рука должна находиться всегда на весу без опоры, и только иногда отставленным мизинцем можно прикоснуться к изделию.

При выполнении работы не забывайте, что “Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера!” Расписывайте картину для радости людей, вложите в неё всю вашу доброту и душу. И тогда ваше изделие получится самым красивым. Желаю вам удачи.

Большую помощь мастерам оказывала в работе песня.  Она поможет  вам окунуться в ту атмосферу, в которой работали мастера.

 

Индивидуальная помощь учащимся.

Выставка работ.

Я очень рад тому, что у вас получились такие великолепные работы.

 Задание на дом.

Дома вы можете выполнить орнамент в круге. Украсьте выполненной работой свою комнату, пусть она радует вас, ваших близких и гостей.

 Рефлексия.

Оценка работ.

- Если вам  понравился урок, было все понятно, интересно,  то  прикрепите на доску красный или жёлтый лепесток, если  вам было не интересно – прикрепите белый лепесток .

Зародилось искусство Хохломы более 200 лет назад в лесных заволжских деревнях  Сёмино, Семёново. Эти селения  находились вокруг большого торгового села Хохлома, что в Нижегородской области, и туда свозили на ярмарку умельцы свои изделия. Оттуда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

Приложение  1.

В хохломской росписи используются только 4 цвета: красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для прорисовки.

Главные элементы: “Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.                                                                      “Травинки” - это мазки с небольшим плавным утолщением.                                          “Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.                                                              “Усики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.              “Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.           “Кустик” - это наиболее сложный элемент т.к. он состоит из нескольких симметрично расположенных более простых элементов: “осочек”, “травинок”, “капелек”, “усиков” и “завитков”.                                                                                                                                   “Ягоды”, “цветы” и “листья” рисуют стилизованными.                                                               Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку, скрученную из плотной ткани. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урок изобразительного искусства "Дымковская карусель"

Итоговый урок в5 классе Урок закрепления и обобщения полученных знаний, умений и навыков по разделу Народные промыслы, дымковская игрушка....

Конспект урока изобразительного искусства в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида

Конспект урока изобразительного искусства в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида Учебно-методический комплекс:Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида ...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».

Конспект урока  изобразительное искусство  в 5-м классе по программе  «Изобразительное искусство и художественный труд»  под руководством Б.М. Неменского,  тема «Конструкция и...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Конспект урока изобразительное искусство  в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...

Конспект урока изобразительного урока 6 класс "Стилизация в декоративном творчестве"

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе (по реалицации ФГОС) "Стилизация в декоративном творчестве"...