Конспект урока изобразительного искусства "Хохлома"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Конспект урока изобразительного искусства "Хохлома" составлен в соответствии с ФГОС для обучающихся 5 класса по программе Б.М.Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_hohloma.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Учитель: Татьяна Васильевна Киндерова.
Класс: 5.
Предмет: Изобразительное искусство.
Тема: «Золотая Хохлома».
Цель:
- Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России – Хохломой.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.
- Воспитывать чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.
Формируемые УУД:
Личностные:
- Действие смыслообразования – установление учащимися связи между учебной деятельностью и её мотивом (мотив – организация выставки работ декоративно-прикладного искусства, цель – изображение изящных форм, ритма растительного орнамента Хохломы);
- Действие нравственно-этической ориентации – умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Регулятивные:
- Постановка учебной задачи;
- Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
- Внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия;
- Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- Воспитание волевой само регуляции.
Познавательные:
- общеучебные действия – преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (изображение изящных форм, ритма растительного орнамента Хохломы с использованием графических и живописных умений); умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, выбор эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности, извлечение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
- логические действия – развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей;
- постановка и решение проблем – формирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Коммуникативные:
- социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение слушатьи вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Материалы к уроку:
Для учителя: образцы декоративно-прикладного искусства, русская народная музыка, репродукции хохломских мастеров.
Для учащихся: бумага, палитра, кисти, краски.
Ход урока.
Этапы работы | Содержание этапа |
Цель для учителя: Способствовать продуктивной работе на уроке. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой; Методы - словесные, наглядные.
Цель для учителя: организовать работу по повторению сведений о народных промыслах. | - Здравствуйте ребята! мне очень приятно вас видеть на уроке. Садитесь. СЛАЙД 1 с текстом: Я ожидаю от сегодняшнего урока………….. - Прочитайте фразу на слайде и продолжите её. Кто желает поделиться своими мыслями? Я продолжу так: я ожидаю от сегодняшнего урока вашей активности, плодотворной работы, интересных идей. СЛАЙД 2. Посмотрите пожалуйста на экран. Какие удивительные изделия мы видим! Все это сделано народными умельцами. Велика Россия наша, Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Труд и талант народных умельцев придает величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России. Давайте проверим имеющиеся у вас знания о народных промыслах. - С каким промыслом мы познакомились на прошлом уроке? - Чем знаменит промысел из Городца? - Основной материал, из которого изготавливают предметы быта - - Палитра красок - - Элементы городецкой росписи – Посмотрите ещё раз на экран. Найдите изделия с городецкой росписью. Под каким они номером? А как вы думаете, есть ли ещё места, которые прославились народными промыслами? Хотите узнать? Можем ли мы поставить цель для этого этапа урока? (открывать новые знания о народных промыслах). |
| |
Сгруппируем предметы по внешним признакам. СЛАЙД 5 (группы предметов: городецкая роспись, гжельская роспись, хохломская роспись). По какому принципу сделали это? (по цветовой гамме, по сюжету). Совершенно верно. Здесь представлены 3 народных промысла. СЛАЙД 6 И сегодня мы познакомимся ещё с одним из них. Послушайте стихотворение и постарайтесь найти изделия, о которых пойдет речь. Эта роспись на посуде И богата и красива Гостю рады от души Кубки, чашки и ковши. И чего здесь только нет: Гроздья огненных рябин Цветы солнечного лета И листочки луговин. За такую чудо – роспись Говорим спасибо мы Мастерам из Хохломы. Найдите посуду, которую изготовили мастера из Хохломы. Из каких строк стихотворения это видно. Наша Россия богата, красива и неповторима своими традициями, культурой. Россия – страна дремучих лесов, бескрайних полей, цветущих лугов. Всем сердцем любя родную сторонку и любуясь ею русские люди издавна воспевали её красоту в своих песнях, стихах, картинах. Сегодня мы побываем стране Золотой Хохломы. СЛАЙД 7 «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» Здесь русские умельцы изготавливали самую праздничную и нарядную посуду . А что означает слово Хохлома? И почему её называют золотой? Это сегодня нам предстоит узнать. Работать будем в группах. Сейчас вы получите конверты с карточками. В них вы должны будете найти ответы на вопросы: Слайд 8.
(Дети знакомятся с материалом из карточки, дают ответы на поставленные вопросы). Но прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовляли “золотые” руки мастеров. Сейчас мы познакомимся с технологией изготовления деревянной посуды. СЛАЙД 8 Местные умельцы вытачивали на токарных станках или вырезали из липы и березы вещь, тщательно покрывали её слоем жидкой глины, просушивали, покрывали олифой, а потом покрывали серебристым алюминиевым порошком, по которому наносили роспись масляными красками. СЛАЙД 9 Расписанную вещь олифили, сушили в печи, после этого серебро давало золотой оттенок, а узоры ещё больше горели на золотом фоне. Готовые изделия везли на ярмарку в большое торговое село Хохлома. СЛАЙД 10 Многоголосая пестрая ярмарка встречала гостей криками, зазывая спорами торгующих, музыкой и песнями. Звучит запись песни «Хохлома». Показ слайдов с посудой хохломской росписи – СЛАЙДЫ 11 – 20 Понравилась посуда с хохломской росписью? Сможете нарисовать? Каких знаний не хватает? Поработаем в группах. Каждая группа получает конверт с карточками (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Вы познакомитесь с элементами хохломской росписи, палитрой красок, которые необходимы для росписи. Какая команда назовет больше элементов хохломской росписи (дети называют элементы росписи и показывают их на таблице). | |
Применение новых знаний в творческих работах. Практическое выполнение задания. | Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров хохломской росписи. В нашу мастерскую поступил заказ на картины. Основы под картины есть. Вы должны расписать их мотивам хохломской росписи. Но перед таким ответственным заданием нужно немного поупражняться. Перед вами листочки с элементами росписи. Продолжите строчки. Ну а сейчас приступим к выполнению заказа. Вы должны вдохнуть жизнь в картины. Расписать только те части, которые затонированы в желтый цвет. Выберите элементы, составьте из них орнамент и последовательно его выполните соответствующим цветом. Не придумывайте сильно сложный орнамент. Достаточно два – три элемента. Если останется время, можно добавить еще несколько элементов. Не забывайте, что все элементы орнамента выполняются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать тремя пальчиками у самого ее основания и ставить вертикально к плоскости рисунка. Левой рукой держите изделие, а правая рука должна находиться всегда на весу без опоры, и только иногда отставленным мизинцем можно прикоснуться к изделию. При выполнении работы не забывайте, что “Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера!” Расписывайте картину для радости людей, вложите в неё всю вашу доброту и душу. И тогда ваше изделие получится самым красивым. Желаю вам удачи. Большую помощь мастерам оказывала в работе песня. Она поможет вам окунуться в ту атмосферу, в которой работали мастера.
Индивидуальная помощь учащимся. |
Выставка работ. | Я очень рад тому, что у вас получились такие великолепные работы. |
Задание на дом. | Дома вы можете выполнить орнамент в круге. Украсьте выполненной работой свою комнату, пусть она радует вас, ваших близких и гостей. |
Рефлексия. Оценка работ. | - Если вам понравился урок, было все понятно, интересно, то прикрепите на доску красный или жёлтый лепесток, если вам было не интересно – прикрепите белый лепесток . |
Зародилось искусство Хохломы более 200 лет назад в лесных заволжских деревнях Сёмино, Семёново. Эти селения находились вокруг большого торгового села Хохлома, что в Нижегородской области, и туда свозили на ярмарку умельцы свои изделия. Оттуда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.
Приложение 1.
В хохломской росписи используются только 4 цвета: красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для прорисовки.
Главные элементы: “Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз. “Травинки” - это мазки с небольшим плавным утолщением. “Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию. “Усики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль. “Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента. “Кустик” - это наиболее сложный элемент т.к. он состоит из нескольких симметрично расположенных более простых элементов: “осочек”, “травинок”, “капелек”, “усиков” и “завитков”. “Ягоды”, “цветы” и “листья” рисуют стилизованными. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку, скрученную из плотной ткани. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урок изобразительного искусства "Дымковская карусель"
Итоговый урок в5 классе Урок закрепления и обобщения полученных знаний, умений и навыков по разделу Народные промыслы, дымковская игрушка....
Конспект урока изобразительного искусства в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида
Конспект урока изобразительного искусства в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида Учебно-методический комплекс:Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида ...
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."
Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках". Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и...
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...
Конспект урока изобразительного урока 6 класс "Стилизация в декоративном творчестве"
Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе (по реалицации ФГОС) "Стилизация в декоративном творчестве"...