Здоровьесберегающая деятельность на уроках изо
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Бакасова Наталья Владимировна

Методические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности на уроках изо

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie_na_urokah_izo.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

                     Технология здоровьесбережения  

на уроках  изобразительного  искусства  в  начальной  школе.

                                                   

                                                                                 

                                                                                               Бакасова Н.В. учитель изобразительного искусства

                                                                                      МБОУ «Начальная

                                                                                               общеобразовательная школа № 63»

                                                       

                                         

                                     

                                     

                                     

                                       Содержание

 

    Введение………………………………………………………………3

 1.Общее представление о здоровьесберегающих образовательных

     технологиях…………………………………………………………...4

    1.1.  Принципы здоровьесберегающей педагогики………………....5

    1.2. Средства здоровьесберегающих технологий…………………...7

    1.3. Организация учебной деятельности в условиях

            здоровьесбережения……………………………………………..9

 2.Здоровьесбережение на уроках изобразительного

      искусства……………………………………………………………11

    Заключение…………………………………………………………..13

    Приложения………………………………………………………….14

    Литература…………………………………………………………...17

                                                      

                                                         

Введение

   Проблема  сохранения здоровья детей постоянно волнует специалистов в области образования. В ее решении принимают непосредственное участие воспитатели, логопеды, психологи, учителя, специалисты других профилей. В современных условиях эта проблема чрезвычайна остра в связи с резким  снижением процента практически здоровых детей и увеличением отстающих в развитии, имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого положения – гиподинамия, нарушение экологии, питания, общее состояние социальной среды.

   Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения  в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей  увеличивается с 1 класса к выпускным классам с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическим расстройствами-с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%.   Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.  Охрана зрения  школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание прогрессирования.

  В настоящее время  возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат  представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

  Подготовка к здоровому образу жизни ребенка  на основе здоровьесберегающих технологий постепенно становится приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Формирование здорового образа жизни является самой актуальной задачей современного педагога. Каждый педагог, имея представления об основных показателях состояния  здоровья учащихся и основываясь на свои знания, может выработать  рациональный индивидуальный подход к процессу обучения, который будет содействовать оздоровлению учащихся.

1.    Общее представление о здоровьесберегающих образовательных    технологиях.

В современном образовании актуальна задача поиска  наиболее  эффективного применения современных образовательных технологий.

  Технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

   Здоровьесберегающая  педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией.  В то же время, понятие «здоровьесберегающая технологии» объединяет в себе все  направления деятельности  учреждения образования по формированию,  сохранению и укреплению  здоровья учащихся.

    Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания,  которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

  Достижение названной цели в современной школе может быть достигнуто с  помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность  приемов и методов организации учебно- воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

Педагог, владея  современными  педагогическими знаниями, в тесном  взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами – планирует свою работу с учетом  приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

 Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

  1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.
  2. Оздоровление – не совокупность лечебно – профилактических мер, а форма развития психофизиологических  возможностей детей.
  3. Индивидуально – дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

    Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

                                                     

            1.1        Принципы здоровьесберегающей педагогики

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.

 Общеметодические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.

 Принцип сознательности и активности –нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.

 Принцип активности –предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

 Принцип наглядности – обязывает строить  обучение  с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному  воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.

 Принцип систематичности и последовательности проявляется  во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения  в общеобразовательной школе обеспечивают принцип систематичности.

 Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются  динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах заданий.

  Включение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности  здоровьесберегающих образовательных технологий. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания.            

                 

                                                     

                                                     

 Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает  ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий.

 Принцип непрерывности выражает закономерности  построения педагогики оздоровления  как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

  Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся  последовательности, занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.

  Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. 

 Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он способствует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее - физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое - развитие личности ребенка.

 Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

 Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

 Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения ( обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.)

 Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

 Принцип связи теории с практикой – призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

                                                                     

      1.2.        Средства здоровьесберегающих технологий.

    Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

  1. средства двигательной направленности;
  2. оздоровительные силы природы;
  3. гигиенические факторы.

    Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

    К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это-движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и  “минутки покоя”; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

    Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

   Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению  состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.

   Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные  процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год – в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников).

Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов – фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.

 

                                                       

 К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

   Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

   Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.

                                                   

1.3. Организация учебной деятельности в условиях здоровьесбережения.

 Успешность обучения определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения.

На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.

 Только при правильной организации учебной  деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий; построение урока с учетом работоспособности детей, использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой и т.д.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся.

  Под работоспособностью обычно понимается свойство человека, определяемое состоянием высших психических функций и характеризующее его способность выполнять определенную деятельность с требуемым качеством и в течение требуемого интервала времени.

   Умственная работоспособность- это возможность ребенка продуктивно и длительно выполнять определенную умственную деятельность, доступную его возрасту, при экономных нервно-физиологических затратах.

 Огромное влияние на развитие умственной работоспособности младших школьников оказывает уровень физического развития и состояние здоровья.

  Динамика работоспособности в течении дня показывает 2 типа повышенной работоспособности, совпадающие по времени с периодами высокого уровня действия физиологических функций.

                   1 – 8-12 часов;    2 – 16-18 часов.

К 12 часам обычно отмечается падение работоспособности. Работоспособность детей не остается постоянной и в часы ее оптимального состояния, с 9 до 12 часов. Оно претерпевает различные изменения даже в процессе проведения одного урока.

 Первый период, как только человек приступил к работе, называется фазой врабатывания. Период врабатывания в 80% случаев у младших школьников длится от 2 до 7 минут. Затем работоспособность устанавливается на относительно высоком уровне. Через 20 минут работы она снижается. Вследствие этого, эффективно наиболее сложные элементы программы преподносить  после 7 минут занятия. Имеются данные, что средняя продолжительность активного внимания  у младших школьников равна 15-17 минутам  (М.В. Антропова).

  Вслед за фазой врабатывания следует фаза оптимальной устойчивой                 работоспособности.  Затем работоспособность начинает снижаться. Также отличается резкое повышение количества отвлечений и возбуждение детей после 20-25 минут у 7-летних школьников.

После чего наблюдается  резкое снижение работоспособности. Последние 5-10 минут урока педагогически малопродуктивны.

  Динамика изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели определяет физиолого-гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе. В рационально составленном школьном расписании учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий.

     

                                                     

 2.       Здоровьесбережение на уроках изобразительного искусства.

Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия – актуальная задача  современного педагога. Поэтому педагог в своей работе ориентируется  не только на усвоение  ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений  в поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

  По шкале трудности предметов для младших школьников изобразительное искусство получило 3 балла (Сивков,1988) Это позволяет педагогу широко использовать в практике нестандартных уроков:

       Уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки с групповыми формами работы, уроки-фантазии, уроки-экскурсии и др.

А также включать в ход занятия различные моменты здоровьесбережения.

 Например Уже на первых занятиях педагог рассказывает учащимся: как пользоваться красками, кисточками, баночкой с водой, затрагивается тема личной гигиены. ( Приложение 1)

  А при рисовании с натуры овощей и фруктов, обсуждается проблема о здоровой и полезной пище. (Приложение 2)

 При рисовании человека в движении или тематических  композиций: «Труд людей осенью», «Зимние забавы», «На спортивных соревнованиях»; рассматривается тема о строении человека. («Скелет – наша опора», «Осанка – стройная спина»). (Приложение 3)

  Работая над композициями «Мои бабушка и дедушка», «Моя семья» дружно обсуждаем, как мы отдыхаем семьей, как мы относимся друг к другу.

  Рисуя «деревья осенью» учащиеся показывают друг другу как растут деревья. (Приложение 4)

  Очень нужны и интересны для детей экскурсии и занятия на воздухе.

( Конкурс рисунков на асфальте, Рисование водой, Строительство снежного городка для кукол)  (Приложение 5)

                                                   

В условиях здоровьесбережения педагогу важно знать о влиянии цвета на организм обучаемых.  (Приложение 7)

  Педагогу необходимы эти знания , чтобы оценить эмоциональное состояние обучающихся  и при помощи специалистов корректировать свою работу, способствуя психическому здоровью учащихся.

 В свою деятельность педагог может внести различные эмоциональные минутки и минутки творчества. (Упражнения с цветом различного характера, учитывая учебные задачи урока).Также педагог может разнообразить уроки в виде подвижных игр, учитывая специфику предмета, что может стать логичным завершением разделов учебных программ. (Приложение 6)

                                                         

Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность.

Когда здоровый образ жизни – это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.

                                                   

                                                 Приложения

Приложение 1

Фрагмент занятия «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства.»

 - Что нужно, чтобы как следует вымыть руки? (Мыло, вода и чистое полотенце)

 - Да, вода и мыло- настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.

 - Как надо правильно мыть руки?...

…чтение и обсуждение «Вредные советы» Г.Остера

 Только вымоешь лицо –

 Смотришь грязное оно.

 Постоянно все пылится.

 Так зачем нам долго мыться?

 Лучше в парке погулять

 Или танк нарисовать,

 Или съесть кусочек пиццы.

 Ну, зачем мне снова мыться?

 Нет, ребята не старайтесь,

 Часто так не умывайтесь.

Физминутка:

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький  бочок.

Хомка раненько встает,

Щеки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

Приложение 2

Фрагмент занятия: «Рисование с натуры овощей и фруктов»

… - Объясните, как вы понимаете пословицу: «Овощи – кладовая здоровья.»

    - Какие из овощей вы больше всего любите?

                                                              Скороговорка: Леня лез по лесенке,

                                                                                        Срывал Леня персики.

                                                                                        С песенками, с персиками

                                                                                        Скатился Леня с лесенки!

                                                     

Физминутка:

Над бумажным над листом

Машет кисточка хвостом.

И непросто машет,

А бумагу мажет.

Мажет в разные цвета,

Ух, какая красота!

Приложение 3

Фрагмент занятий по рисованию человека в движении.

… Упражнение.

- Попробуйте согнуть руку: при этом мышца, которая сгибает руку (сгибатель), сокращается, и кость движется. В это время мышца-разгибатель расслабляется. Мышц очень много, они разные.

- Какое значение имеют мышцы?

- Как они помогают человеку?  (Мышцы позволяют прыгать, поворачиваться, размахивать руками, жмуриться, говорить, улыбаться, петь и тд.)

- Скелет и мышцы растут и развиваются, поэтому движения человека становятся совершенней и разнообразнее. Чтобы стать красивым, сильным, здоровым и выносливым человеком, нужно тренировать мышцы.

- Что поможет это сделать? (Физкультура и спорт)…

Приложение 4

Фрагмент занятия «Деревья осенью»

Физкультминутка.

Ветер тихо клен  качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз – наклон и два – наклон,

Зашумел листвою клен.

…- Покажите,  как ведут себя деревья когда дует сильный ветер.

    - Как ведут себя деревья, когда дует слабый ветер?

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Приложение 5

Занятие на воздухе: «Рисование водой»

Занятие желательно проводить в солнечный теплый день.

Выдать детям малярные и художественные кисти, ведерко с водой.

Обмакивая кисть в ведро, рисуем водой. Возможен вариант рисования в группах.

Занятие на воздухе: «Строительство снежного городка для кукол».

Занятие желательно проводить по группам. Строительным материалом служит снег и вода. В воде можно развести разного цвета гуашь и заливать снежные фигурки. Возможно, заморозить цветную воду в различных формочках. Цветные ледышки будут прекрасным украшением снежных скульптур.

Приложение 6

Заканчивая учебную четверть можно провести  «Веселый КВН», праздник «Вниз по радуге» и тд., учитывая при проведении различные формы здоровьсбережения.

Игра «Палитра»

Дети рассаживаются в круг, в центре водящий. Выбираются три цвета (например: красный, желтый, синий), каждый ребенок выбирает цвет из вышеназванного. Водящий называет цвет, встают дети, которые выбрали названный водящим цвет и быстро меняются местами. Водящий тоже старается занять свободное место. В кругу остается тот, кому не хватило места. Игра начинается сначала. Но когда водящий говорит: «Палитра», все играющие стараются поменяться местами.

Приложение 7

  С самых истоков культуры человек учился использовать Цвет наряду с другими явлениями окружающей природы. И наиболее ранние способы его использования были связаны с символической функцией различных цветов. Со временем цвета стали символизировать абстрактные понятия и целые сегменты реальности.  Параллельно с этим Цвет использовался в целях создания комфортной среды обитания, окраски одежды и пр.

  Цвет несет в себе нечто, ставящее его в совершенно особенные отношения с человеческой душевной организации.  Гете в «Учении о цветах» пишет

«…Воздействие цвета на чувство зрения, а через него на душевно настроение… всегда определенно и значительно, примыкая непосредственно к области нравственного.»

  Цвет – необходимое звено в процессе познания природы, раскрывающее ее законы человеческому мышлению посредством зрении

                                                   

                                           Заключение.

В данной работе приведены далеко не все виды деятельности педагога изобразительного искусства, работающего в сфере здоровьесбережения.

Каждый педагог сам определяет пути повышения педагогического мастерства через первоначальное осознание собственных проблем и особенностей, их психологическую проработку и освоение на этой основе методов эффективного здоровьесбергающего педагогического взаимодействия с учащимися.

 Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей с раннего возраста ценить, беречь укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: « В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что из духовного не может быть здорового.

 

                                                 

                                        Литература

   1. Воротилкина, И,М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе    Текст   / И.М. Воротилкина // Начальная школа.- 2005.-№4.

   2.Демидова, Е. Преемственность в структуре и содержании физкультурно – оздоровительной работы   Текст  / Демидова Е. // Начальная школа.- 2005-№5

   3.Инякина, Л.В. Сборник упражнений для профилактики утомляемости детей в начальной школе  Текст   / Л.В.Инякина, Н.В.Воробьева // Педагогический вестник.-2005.-№32.

   4.Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

  Текст  / В.И.Ковалько.-М.,2004.

   5.Кол, Мэри-Энн  Наука через искусство  Текст  / Мэри-Энн Кол, Джин Поттер.- Минск, 2005.

   6.Обухова, Л.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья  Текст  / Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина.-М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ПРАКТИКЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

При выборе форм проведения урока рекомендовано отдавать предпочтение тем технологиям, которые позволяют дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс внутри одного класса, что позволяет помим...

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и во внеурочной деятельности.

Из опыта работы учителя химии высшей категории МОУ СОШ №2 ГП Терек Балкаровой Светланы Николаевны...

презентация урока: : «Здоровьесберегающие технологии при обучении четырем основным видам речевой деятельности на уроке английского языка в 5 м классе»

Презентация-конспект урока: : «Здоровьесберегающие технологии при обучении четырем основным видам речевой деятельности на уроке английского языка в 5 м классе»...

Некоторые вопросы здоровьесберегающей деятельности на уроках ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС

Целью здоровьесбережения участников образовательного процесса является содействие школам в обеспечении достижения личностных, метапредметных, предметных результатов образовательной деятельности в соот...

Организация здоровьесберегающей деятельности на уроке

Динамические паузы, кинезиологические упражнения и валеологические вставки на уроках как некоторые приёмы здоровьесберегающих технологий....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...