Некоторые вопросы здоровьесберегающей деятельности на уроках ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС
статья по обж на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Некоторые вопросы здоровьесберегающей деятельности на уроках ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС.
Т.И. Никульшина, преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ СОШ № 94 имени генерала Лизюкова А.И.
Задача современной школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. С введением стандартов второго поколения появилось следующее описание «портрета выпускника», где указаны характеристики в области ОБЖ, в частности, выпускник должен:
- выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (ООО) [6];
- осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного
и экологически целесообразного образа жизни (СПОО) [7].
Таким образом, роль здоровьесберегающей деятельности в школе и, в частности, на уроках ОБЖ повышается.
Целью здоровьесбережения участников образовательного процесса является содействие школам в обеспечении достижения личностных, метапредметных, предметных результатов образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, создании условий для сохранения и укрепления здоровья детей, полноценного личностного развития обучающихся и воспитанников с учетом их индивидуальных возможностей и особенностей.
Задачи здоровьесберегающей деятельности в школе:
• создать условия для сохранения и укрепления здоровья, личностного, интеллектуального, социального развития обучающихся, воспитанников и других участников образовательного процесса;
• проводить диагностику и мониторинговые исследования уровня физического и психического развития, сформированности культуры здоровья и безопасного образа жизни, состояния образовательной среды;
• осуществлять комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь и поддержку обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическому коллективу, администрации образовательной
организации по выявлению, профилактике и преодолению отклонений в развитии, обучении и социализации ребенка в процессе реализации ФГОС;
• осуществлять просветительскую деятельность по развитию культуры здорового и безопасного образа жизни;
• способствовать распространению и внедрению в практику образовательных организаций новейших достижений в области отечественной и зарубежной психологии, педагогики, физиологии с целью повышения эффективности реализации ФГОС [3].
В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [4]. Для воплощения этой идеи в жизнь, главный упор, который необходимо делать на уроках – это его рациональная организация, использование активных методов и активных форм обучения, что довольно легко осуществить на занятиях по ОБЖ.
Рациональная организация урока включает в себя разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки. Это позволит снять проблемы переутомления, отсутствие интереса к урокам [5].
Для проведения занятий, в особенности по ОБЖ, целесообразно применять не только элементы здоровьесберегающих технологий Н.К. Смирнова, но и комбинировать их с элементами системы В.Ф. Базарного.
По мнению доктора Базарного наиболее разрушающее воздействие на телесно-физическое, психическое, нравственное и интеллектуальное здоровье детей оказывают следующие условия и факторы школьной жизни:
- поза учеников во время учебного процесса. В течение всего урока дети практически обездвижены, за столами при письме они находятся в напряжённо-неестественном положении.
- чрезмерное увлечение методиками “интеллектуального” развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному.
- ряд разрушающих факторов был привнесён в нашу школу в последние десятилетия. К ним относятся следующие “инновации”:
1) Замена ростомерных парт с наклонной поверхностью на стандартные столы с горизонтальной столешницей, что ещё больше усилило статичную напряжённость детей во время учебного процесса и изменило нормальный угол восприятия ими печатных и рукописных текстов. А это в свою очередь вызвало избыточное напряжение вегетативных процессов и усугубило действие факторов, приводящих к ранней потере зрения, ухудшению осанки и разрушению телесной конституции.
2) Замена физиологически оправданного электролампового освещения на вредное, мигающее − люминесцентное, резко увеличившее падающий на детей поток жёсткого излучения.
3) Резкое ограничение деятельностно - трудовых и конструктивно - рукотворческих принципов обучения. [1, 2].
Чем же отличаются воспитание и обучение по системе В.Ф. Базарного от занятий в обычных школах? Прежде всего необычностью мебели и оформления класса, а также “инвентарём”, который применяет учитель в процессе урока.
Как такие отличия можно использовать на уроках ОБЖ?
Среди хронических заболеваний, приобретаемых детьми за время учебы, на первом месте стоят нарушения осанки и зрения, поэтому альтернативой привычному для нас стилю проведения уроков, когда дети в течение всего занятия сидят, склонившись над ровной поверхностью столов, во время проведения уроков ОБЖ может стать режим смены динамических поз (чередование положений стоя-сидя, для работы стоя можно использовать конторки). Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка − основа энергетики человеческого организма.
Так же исправить ситуацию и помочь в оздоровлении детей могут давно забытые в среднем звене физкультминутки. Во время физкультминуток, которые необходимо возобновить на уроках, можно использовать упражнения для профилактики умственного и физического напряжения, формирования правильной осанки (Например, различные виды потягиваний и ходьба).
Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного зрительного поиска и выполнения активизирующих детей заданий. При длительной работе с учебником, или выполнении письменных заданий каждую четверть урока целесообразно предлагать учащимся рассмотреть дидактический материал, расположенный на достаточном удалении от глаз или изображенный мелким шрифтом. Это снимает напряжения с глазных мышц, долгое время работавших в режиме ближнего зрения.
В системе В.Ф.Базарного важное значение имеет производительный труд. Дети совместно с педагогами и родителями могут создавать по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду. На уроках же необходимо больше уделять внимания изготовлению различных моделей, макетов по разделам курса ОБЖ.
Важная особенность перечисленных элементов здоровьесберегающих технологий состоит в их простоте и доступности их внедрения в каждой школе и на любом уроке.
Литература
- Базарный В.Ф. Какие истины скрываются за строительством отечественной школы на так называемой «вербальной основе», или «Что значит знать?». Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть 1 – М.: Ключ–С, 2005, - 368с.
- Горячев В. О здравоохранительных педагогических технологиях доктора В.Ф. Базарного (по системе В.Ф. Базарного)
- Казин Э. М. , Касаткина Н. Э. , Руднева Е. Л. и др. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие / 3-е изд., перераб. – М.: Издательство «Омега-Л», 2013. – 443 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979, 170с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.:АРКТИ, 2003.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз находящихся на дистанционном обучении и основные направления деятельности педагога-психолога в соответствие с требованиями фгос
Одним из основных направлений государственной политики в Калужской области является обеспечение государственных гарантий доступности и равных прав получения полноценного образования детям с ограниченн...
Обеспечение здоровьесберегающей образовательной среды школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО
В Концепции модернизации Российского образования определена важнейшая задача деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого проц...
Презентация на тему: "Педагогическая деятельность учителя технологии в соответствии с требованиями ФГОС"
Педагогическая деятельность учителя технологии в соответствии с требованиями ФГОС...
Организация внеурочной деятельности в ОУ в соответствии с требованиями ФГОС
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы об...
«Формирование творческих способностей обучающихся через разнообразие форм и методов практической деятельности в ИЗО в соответствии с требованиями ФГОС»
За время работы в школе я сформулировала тему своей методической работы: «Формирование творческих способностей обучающихся через разнообразие форм и методов практической деятельности на уроках и...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Организация внеурочной деятельности по физике в соответствии с требованиями ФГОС ООО»
Внеурочная деятельность по физике...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Организация внеурочной деятельности по физике в соответствии с требованиями ФГОС ООО»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Организация внеурочной деятельности по физике в соответствии с требованиями ФГОС ООО» ...