Конспект урока изобразительного искусства "Весенний букет"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Конспект содержит подробную структуру и ход урока. В урок включена беседа и подробное объяснение выполнения задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5.doc | 621 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Весенний букет
Цель урока: научить рисовать цветы по памяти, используя правила расположения рисунка на листе, зрительное равновесие форм, цвета, ритма; уметь выбирать точку зрения и формат для изображения, учиться любоваться красотой, яркостью красок различных полевых цветов, воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы, бережное отношение к ней; укрепить межпредметные связи.
Зрительный ряд: репродукции А.Пластов «Сенокос», И.Шишкин «Травки.Этюд», «Цветы на опушке леса.Этюд», «Полевые цветы у воды.Этюд».
Литературный ряд: стихи Н.Заболоцкого, З.Александрова стихотворение «Букет».
Музыкальный ряд: П.Чайковский «Вальс цветов»
План урока.
- Беседа «Берегите растения»
- Объяснение задания учащимся.
- Выполнение работы учащимися.
- Итог урока.
Ход урока.
Учитель:
Куда бы ты ни посмотрел, всюду увидишь разнообразные растения. Они растут в лесах и на лугах, в парках и скверах.
Обрати внимание на любое самое обычное растение, и ты увидишь, что оно по-своему красиво и привлекательно. Вот как рассказал о самых обычных растениях поэт Н.Заболоцкий.
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твёрдый клинок.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
В государстве ромашек у края,
Где ручей, задыхаясь, поёт,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод…
Долгое время человек не задумывался о том, что богатства растительного мира не вечны, что растения нуждаются в бережном отношении, пополнении и защите.
Особенно мало стало дикорастущих растений с красивыми цветками. Часто люди, посещая леса, парки и водоёмы, уносят с собой целые охапки поникших растений. А ведь как они были хороши, когда росли! Срывая цветущее растение, человек не думает о том, что лишает его возможности оставить потомство. Ведь он срывает растение, которое не дало семена. На следующий год на месте сорванного, уже не вырастет новое, такое же.
К сожалению, бывая на природе, не всегда люди останавливаются перед красиво цветущими растениями, чтобы полюбоваться ими, а, как правило, стремятся сорвать их для букета, Порой любопытства ради сорвут цветок или веточку, повертят в руке и бросят. Нет слов, природа беспредельно разнообразна. Красива и щедра, но нельзя допускать, чтобы щедрость природы оборачивалась для неё разорением. За последние годы некогда широко распространённые растения стали встречаться редко, а в некоторых местах полностью исчезли.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровение цветов луговых
Нами понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой!».
Нам казалось всё мало, всё мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели…
Все редко встречающиеся, исчезающие или подвергающиеся уничтожению растения занесены в Красную книгу – список видов, предупреждающий, что перечисленные виды растений требуют постоянной охраны. Учёные включили в красную книгу около 600 видов дикорастущих растений нашей страны, которые нуждаются в защите человека.
Чтоб сохранить красу родной Земли,
Чтобы сберечь растенья и цветы,
Все исчезающие виды
В книгу Красную сейчас занесены.
Там сон-трава и медуница,
Прекрасная кувшинка, горицвет,
Венерин башмачок и ландыш,
Весны чудесной вестник-первоцвет.
Красная книга – книга тревоги.
Знай, все растения в ней – недотроги.
Рвать не нужно их, друзья!
Охраняйте их всегда.
Человек должен бережливо и внимательно относиться не только к тем растениям, которые занесены в Красную книгу, но и к тем, которые повсюду окружают нас – и в природе, и в саду, и дома. Красота растений не в букетах, а там, где они растут! Не рви растения! Лучше научись их фотографировать или рисовать!
Иван Иванович Шишкин, известный русский художник, охотно прибегал к фотографии, фотографичностью отзывается всё его творчество и в особенности его этюды. Однако именно в этих, смахивающих на фотографии, этюдах – вся заслуга мастера. Бесконечную пользу должны были приносить его рисунки и этюды, которые он привозил целыми пудами после каждого лета, проведённого где-нибудь на натуре. С громадным интересом набрасывались на них его приятели и поклонники, изумляясь их точности и строгости. Выписана каждая травка, былинка, всякая борозда в коре, все выпуклости моха, чуть ли не все иглы сосен и ёлок.
И.И.Шишкин. Травки. Этюд.
И.И.Шишкин.Цветы на опушке леса. Этюд для картины «Лес на берегу моря».
И.И.Шишкин. Полевые цветы у воды. Этюд.
Очень любил изображать родную природу наш земляк Аркадий Александрович Пластов.
Рассмотрим картину Аркадия Пластова «Сенокос». В этой картине собрана вся радость нашей земли. Июнь. Сенокос. Мы словно слышим, как звучит каждый цветок из этого тысячецветного букета и как звенят нежными аккордами сиреневые, голубые, лазоревые, бирюзовые, жёлтые, шафранные, пунцово-багрянные, пурпурные и золотые колёры. Мощно звучат трубы вознесённых ввысь белоствольных берёз, и, как аккомпанемент этой полифонии июня, рассыпаются серебряной трелью колеблемые летним ветерком миллионы листьев. В картине «Сенокос» мудрый художник, рассыпав перед зрителем драгоценную мозаику цветоносного июньского травостоя, даёт отдохнуть глазу, раскинув перед ним волшебный ковёр озарённой солнцем поляны… Мы видим соразмерное чередование тёмных перелесков, изумрудных лугов, синеющей вдали дубравы. И наконец, как финал в этом ликующем гимне радости – над всем этим великолепием раскинулось высокое небо. Наступила на миг тишина, и мы услышали кукушку и гудение мохнатого шмеля, трудолюбивую песню пчелы и мерное стальное звучание косы. Природа у Пластова одушевлена, её можно читать как книгу.
2. Объяснение задания учащимся.
Красотой цветов восхищается человек во все времена и рисуя их красками, и изображая художественным словом.
Вспомните, ребята, какие цветы вы знаете. Где они растут? Чем отличаются дикие цветы (полевые, лесные) от садовых? Какую форму и цветовую окраску они имеют?
Вы все знаете, что любой цветок состоит из стебля, листьев и головки цветка. Но не каждый из вас задумывался, какие они все разные? Попробуем разделить стебли, листья, головки цветов на группы?
Стебли: тонкие и толстые, длинные и короткие, гладкие и колючие, прямые и изогнутые.
Листья: крупные и мелкие, резные и простые, плоские и завёрнутые, разных форм.
Головки цветов тоже разные, но есть основные формы: чашечка (тюльпан), бутон (роза), тарелка (подсолнух, гербера), зонтик (василёк, петунья), шар (астра), свёрток (роза), цепочка (ландыш).
Часто сама головка цветка состоит из множества мелких цветочков. А в цветке находятся тычинки с пыльцой и пестик, который позже образует плод – семечко.
Скоро наступает лето, сейчас май – последний месяц весны. Народная пословица гласит: «Май леса наряжает, лето ожидает». У некоторых славянских народов этот месяц зовётся «цветень». Цветы создают красоту вокруг нас. Бесчисленное их множество украшают природу и радуют глаз. Сегодня на уроке мы будем рисовать полевые цветы: горицвет, ландыш, василёк, мать-и-мачеху, одуванчик, зверобой, ромашка.
Мать и мачеха одуванчик василёк горицвет
зверобой ромашка
ландыш
Все эти цветы надо красиво расположить на листе, то есть создать композицию. Определите штрихами расположение группы предметов на плоскости листа, а затем место и размер каждого предмета. Передайте пропорции предметов, соотношение по высоте, ширине.
Как нарисовать цветы:
- Тонкими лёгкими линиями наметить оси стебля, листьев, форму и размер головки цветка.
- Прорисовать точную форму стебля, головки, листьев.
- Добавить детали: прожилки, тычинки, пушок.
- Подобрать на палитре нужный оттенок цвета, лёгким мазком кисти вначале передаём изогнутую форму лепестка, затем следующего.
- Дневной свет, падая на лист и цветок, придаёт на освещённой стороне оттенок холодного, а теневые стороны лепестков, стебля будут более тёплых оттенков.
3.Выполнение работы учащимися.
4.Итог урока.
Проводиться выставка рисунков. Читается стихотворение З.Александровой «Букет».
Вот ромашка с золотым сердечком,
У неё высокий стебелёк,
Рядом с нею синий, будто речка,
Солнышком нагретый василёк.
Колокольчик в шапочке лиловой
Весело кивает головой,
Одуванчик, улететь готовый,
Шепчется с гвоздичкой полевой…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока Твой осенний букет
урок разработан по программе Т.Я.Шпикаловой, второй урок в первой честверти, с использованием нестандартной техники рисования...
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."
Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках". Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и...
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...
Конспект урока изобразительного урока 6 класс "Стилизация в декоративном творчестве"
Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе (по реалицации ФГОС) "Стилизация в декоративном творчестве"...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...