Программа внеурочной деятельности "Мастерилка" (ручной труд)
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, класс) по теме

Садовая Елена Леонидовна

Рабочая программа объединения «Мастерилка» для 1-4 класса создана с опорой на типовую программу Т. М. Геронимуса «Маленький мастер» Изд. М. «Просвещение» 2006 год, 2-е издание. Программа дополнительного художественного образования детей, допущена Министерством образования и науки РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterilka.docx55.41 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Мастерилка» (ручной труд)

Программа внеурочной деятельности

Общекультурное направление

«Мастерилка» (ручной труд)

Пояснительная записка.

    Рабочая программа объединения «Мастерилка» для 1-4 класса создана с опорой на типовую программу Т. М. Геронимуса «Маленький мастер» Изд. М. «Просвещение» 2006 год, 2-е издание. Программа дополнительного художественного образования детей, допущена Министерством образования и науки РФ.

Структура документа

    Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на 4 года для детей младшего школьного возраста от 7-10 лет.

Цели программы:

  • развивать детский, сплоченный коллектив через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки;
  • воспитывать творческую, активную личность, проявляющую интерес к техническому и художественному творчеству.

Задачи программы:

  • формировать элементы обобщённых технологических и организационных   знаний, общетрудовых и специальных умений (преимущественно ручного труда);
  • развивать творческие возможности учащихся;
  • воспитывать самостоятельность, ответственность, инициативность.

    Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты. На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

    У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер (при шитье и вышивании надо выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении). Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.

    Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

    В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.

    Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами.

    Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

    В программу включены следующие разделы:

  1. «Бумажный город».  
  2. «В чудесном лесу».
  3. «Ниточная страна».
  4. «Весёлый лоскуток».
  5. «Бисероплетение»
  6. Выставки, экскурсии.

    Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.

    Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных. В 3-4 классах учащиеся выполняют узоры из бумажных лент (квилинг).

    При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. С каждым годом выполняются более сложные объекты в технике оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции.

    Работа с природным материалом начинается с заготовки листьев, трав, цветов и др. Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров – шишки, коряги – сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений. Для выполнения аппликаций детям третьего и четвертого годов обучения предлагаются новые, ранее не использовавшиеся ими материалы, такие как птичьи перья, яичная скорлупа, ракушки и др.

    В разделе «Ниточная страна» дети знакомятся с видами ниток, их свойствами и способами обработки. Учатся выполнять аппликацию из нитяной крошки, осваивают технику изонить, изготавливают игрушки из помпонов, учатся древнейшей технике «Ганутель».

     При работе с тканью дети учатся закреплять нить разными способами. Далее приступают к обработке ткани, осваивают шов “вперед иголку” и простейшие виды вышивки, учатся продёргивать нити из ткани. Затем полученные навыки используют для изготовления и оформления кукольной одежды.

При работе с бисером и проволокой развивается мелкая моторика пальцев рук.

Дети обучаются простым и сложным техникам плетения бисером;

знакомятся  с историей и современными направлениями развития «бисероплетения»;

учатся работать с  различными материалами и инструментами, необходимыми при работе с бисером.

Инструменты и приспособления:

 простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, обмылок или портновский мел, ножницы, кисточка для клея, иголки швейные, портновские булавки, пяльцы, проволока.

Материалы:

бумага цветная для аппликаций, бумага для ксерокса, цветной картон, нитки разных цветов, шерстяная пряжа, ткань, клей ПВА, клей – карандаш, природный материал, бисер.

    На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.

    Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

    Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

    В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт, имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

Учебно-тематический план

(первый год обучения)

№ разд.

№ тем

          Название разделов, тем

Количество часов

всего

 теория

 практика

1

1.1

 Введение. Правила поведения в кабинете.

1

1

-

2

Узнаем, как правильно работать.

1

2.1

Нужные материалы, важные инструменты, основные правила.

1

1

-

3

«Бумажный город»

8

3.1

Виды и свойства бумаги и картона.

1

1

-

3.2

Оригами.

1

-

1

3.3

Бумажная мозаика.

1

-

1

3.4

Бумажная мозаика.

1

-

1

3.5

Плоскостные композиции.

    1

-

1

3.6

Плоскостные композиции.

1

-

1

3.7

Вышивка по картону.

1

-

1

3.8

Вышивка по картону.

1

-

1

4

«В чудесном лесу»

5

4.1

Заготовка природного материала.

1

-

1

4.2

Выбор рисунка, перевод контура.

1

-

1

4.3

Составление композиции.

1

-

1

4.4

Оформление работы.

1

-

1

4.5

Оформление работы.

1

-

1

5

«Ниточная страна»

9

5.1

Общее понятие о, нитках.

1

1

-

5.2

Перевод контура, нарезание нитяной крошки.

1

-

1

5.3

Приклеивание крошки.

1

-

1

5.4

Выполнение помпонов.

1

-

1

5.5

Выполнение помпонов.

1

-

1

5.6

Выполнение помпонов.

1

-

1

5.7

Выполнение помпонов.

1

-

1

5.8

Вырезание мелких деталей.

1

-

1

5.9

Оформление работы.

1

-

1

6

«Весёлый лоскуток»

8

6.1

Общее понятие о ткани, перевод рисунка.

1

1

6.2

Вышивание рисунка.

1

-

1

6.3

Вышивание (продолжение).

1

-

1

6.4

Вышивание (продолжение).

1

-

1

6.5

Вышивание (продолжение).

1

-

1

6.6

Вышивание (продолжение).

1

-

1

6.7

Украшение салфетки.

1

-

1

6.8

Выполнение бахромы.

1

-

1

7

Выставки, экскурсии

2

1

1

7.1

Экскурсия в музей

1

7.2

Экскурсия в музей

1

              Итого: 35 часов.

С учетом возрастных особенностей учащихся 1 классов, нагрузкой – 2 часа в неделю, модульной системой обучения изменяется содержание программы и перечень практических, теоретических работ.

Тематическое планирование

2014-2015 учебный год.

«Мастерилка» 1 класс

№ разд.

№ тем

          Название разделов, тем

Количество часов

всего

 теория

 практика

1

1.1

 Введение. Правила поведения в кабинете. Узнаем, как правильно работать.

-

1.2

Нужные материалы, важные инструменты, основные правила.

1

1

-

2

«Бумажный город»

2.1

Оригами.

1

1

-

2.2

Бумажная мозаика.

1

-

1

2.3

Плоскостные композиции.

1

-

1

2.4

Вышивка по картону.

1

-

1

2.5

Выбор рисунка, перевод контура.

Составление композиции.

    1

-

1

              Итого: 6 часов.

Содержание программы.

    1.Введение. Правила поведения в кабинете.

План работы объединения. Правила поведения в кабинете.

   2. Узнаем, как правильно работать.

Знакомство с инструментами, материалами. Инструктаж по технике безопасности.

   3. «Бумажный город».

Виды и свойства бумаги и картона. Складывание фигурок в технике оригами. Перевод рисунка на картон с помощью копировальной бумаги. Последовательность наклеивание бумажной мозаики. Вырезание деталей аппликации по шаблону. Выполнение плоскостных композиций. Знакомство с техникой изонить. Составление и вышивание узора (заполнение угла).

   4. «В чудесном лесу».

Экскурсия в школьный сад с целью сбора природного материала. Правила приклеивания деталей композиции.   Изготовление композиций из засушенных листьев.  

   5. «Ниточная страна».

Общее понятие о, нитках. Перевод контура, с помощью копировальной бумаги. Мелкое нарезание нитяной крошки. Последовательность приклеивание крошки. Последовательность выполнение помпонов. Вырезание мелких деталей по шаблону. Способы оформление работы.

   6.«Весёлый лоскуток».

Общее понятие о ткани, способы перевода рисунка. Техника выполнения узелка, закрепление нитки. Техника выполнения ручных швов «вперёд иголка», «шнурок». Вышивание рисунка контурными швами. Способы украшение салфетки. Последовательность выполнение бахромы.

  7.Выставки, экскурсии.

Посещение школьных выставок, экскурсии.

Ожидаемые результаты.

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

- названия, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, ткани;

- названия, виды и свойства материалов, которые используются в работе;

- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- приёмы разметки: сгибание и по шаблону;

- последовательность изготовления несложных изделий;

- способы соединения деталей с помощью клея, ниток;

- виды отделки: раскрашивание, аппликация, отделочная строчка.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;

- различать материалы по их назначению;

- организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

- понимать рисунки, эскизы (определять названия детали, форму, размер, материал, из которого она должна быть изготовлена);

- выполнять работу самостоятельно без напоминания;

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий (экономную разметку деталей, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея, эстетичное и аккуратное оформление изделия рисунками, аппликациями, отделочной строчкой).

Содержание программы.

    1.Введение. Правила поведения в кабинете.

План работы объединения. Правила поведения в кабинете.

   2. Узнаем, как правильно работать.

Знакомство с инструментами, материалами. Инструктаж по технике безопасности.

   3. «Бумажный город».

Виды и свойства бумаги и картона. Складывание фигурок в технике оригами. Перевод рисунка на картон с помощью копировальной бумаги. Последовательность наклеивание бумажной мозаики. Вырезание деталей аппликации по шаблону. Выполнение плоскостных композиций. Знакомство с техникой изонить. Составление и вышивание узора (заполнение угла).

   4. «В чудесном лесу».

Экскурсия в школьный сад с целью сбора природного материала. Правила приклеивания деталей композиции.   Изготовление композиций из засушенных листьев.  

   5. «Ниточная страна».

Общее понятие о, нитках. Перевод контура, с помощью копировальной бумаги. Мелкое нарезание нитяной крошки. Последовательность приклеивание крошки. Последовательность выполнение помпонов. Вырезание мелких деталей по шаблону. Способы оформление работы.

   6.«Весёлый лоскуток».

Общее понятие о ткани, способы перевода рисунка. Техника выполнения узелка, закрепление нитки. Техника выполнения ручных швов «вперёд иголка», «шнурок». Вышивание рисунка контурными швами. Способы украшение салфетки. Последовательность выполнение бахромы.

  7.Выставки, экскурсии.

Посещение школьных выставок, экскурсии.

Ожидаемые результаты.

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

- названия, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, ткани;

- названия, виды и свойства материалов, которые используются в работе;

- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- приёмы разметки: сгибание и по шаблону;

- последовательность изготовления несложных изделий;

- способы соединения деталей с помощью клея, ниток;

- виды отделки: раскрашивание, аппликация, отделочная строчка.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;

- различать материалы по их назначению;

- организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

- понимать рисунки, эскизы (определять названия детали, форму, размер, материал, из которого она должна быть изготовлена);

- выполнять работу самостоятельно без напоминания;

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий (экономную разметку деталей, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея, эстетичное и аккуратное оформление изделия рисунками, аппликациями, отделочной строчкой).

Учебно-тематический план

(второй год обучения)

№ разд.

№ тем

          Название разделов, тем

Количество часов

всего

 теория

 практика

1

1.1

 Введение. Правила поведения в кабинете.

1

1

-

2

Узнаем, как правильно работать.

1

2.1

Нужные материалы, важные инструменты, основные правила.

1

1

-

3

«Бумажный город»

8

3.1

Виды и свойства бумаги и картона.

1

1

-

3.2

Объёмное оригами.

1

-

1

3.3

Бумажная мозаика.

1

-

1

3.4

Бумажная мозаика.

1

-

1

3.5

Объёмные композиции.

    1

-

1

3.6

Объёмные композиции.

1

-

1

3.7

Вышивка по картону.

1

-

1

3.8

Вышивка по картону.

1

-

1

4

«В чудесном лесу»

5

4.1

Заготовка природного материала.

1

-

1

4.2

Выбор рисунка, перевод контура.

1

-

1

4.3

Составление композиции.

1

-

1

4.4

Оформление работы.

1

-

1

4.5

Оформление работы.

1

-

1

5

«Ниточная страна»

9

5.1

Общее понятие о нитках, виды ниток.

1

1

-

5.2

Перевод контура, приклеивание ниток по рисунку.

1

-

1

5.3

Приклеивание ниток.

1

-

1

5.4

Выполнение цветных помпонов.

1

-

1

5.5

Выполнение помпонов.

1

-

1

5.6

Выполнение помпонов.

1

-

1

5.7

Выполнение помпонов.

1

-

1

5.8

Вырезание мелких деталей.

1

-

1

5.9

Оформление работы.

1

-

1

6

«Весёлый лоскуток»

8

6.1

Виды контурных швов. Упражнения.

1

1

6.2

Вышивание рисунка.

1

-

1

6.3

Вышивание (продолжение).

1

-

1

6.4

Вышивание (продолжение).

1

-

1

6.5

Вышивание (продолжение).

1

-

1

6.6

Вышивание (продолжение).

1

-

1

6.7

Оформление работы.

1

-

1

6.8

Оформление работы.

1

-

1

7

Выставки, экскурсии

2

1

1

7.1

Экскурсия в музей

1

1

7.2

Экскурсия в музей

1

1

              Итого: 35 часов.

Содержание программы.

    1.Введение. Правила поведения в кабинете.

План работы объединения. Правила поведения в кабинете.

   2. Узнаем, как правильно работать.

Знакомство с инструментами, материалами. Инструктаж по технике безопасности.

   3. «Бумажный город».

Виды и свойства бумаги и картона. Складывание фигурок в технике оригами. Перевод рисунка на картон с помощью копировальной бумаги. Последовательность наклеивание бумажной мозаики. Вырезание деталей аппликации по шаблону. Выполнение объёмных композиций. Знакомство с техникой изонить. Составление и вышивание узора (заполнение угла, окружности).

   4. «В чудесном лесу».

Экскурсия в школьный сад с целью сбора природного материала. Правила приклеивания деталей композиции.   Изготовление композиций из засушенных листьев.  

   5. «Ниточная страна».

Общее понятие о, виды ниток. Перевод контура, с помощью копировальной бумаги. Последовательность приклеивание ниток. Последовательность выполнение цветных помпонов. Вырезание мелких деталей по шаблону. Способы оформление работы.

   6.«Весёлый лоскуток».

Общее понятие о ткани, способы перевода рисунка. Техника выполнения узелка, закрепление нитки. Техника выполнения ручных швов «вперёд иголка», «шнурок». Вышивание рисунка контурными швами. Способы украшение салфетки. Последовательность выполнение бахромы.

  7.Выставки, экскурсии.

Посещение школьных выставок, экскурсии.

Ожидаемые результаты.

К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:

- названия, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, ткани;

- названия, виды и свойства материалов, которые используются в работе;

- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- приёмы разметки: сгибание и по шаблону, по схеме;

- последовательность изготовления простых и сложных изделий;

- способы соединения деталей с помощью клея, ниток;

- виды отделки: раскрашивание, аппликация, отделочная строчка.

К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;

- различать материалы по их назначению;

- организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

- понимать рисунки, эскизы (определять названия детали, форму, размер, материал, из которого она должна быть изготовлена);

- выполнять работу самостоятельно без напоминания;

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий (экономную разметку деталей, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея, эстетичное и аккуратное оформление изделия рисунками, аппликациями, отделочной строчкой).

Учебно-тематический план

(третий год обучения)

№ разд.

№ тем

          Название разделов, тем

Количество часов

всего

 теория

 практика

1

1.1

 Инструктаж по ТБ. Вводное занятие. Человек и жизнь.

1

1

-

2

Наблюдения, изучения

1

2.1

Экскурсия «в природу»

1

1

-

3

«Насекомые»

1

3.1

«Птичка из природного материала»

1

1

-

3.2

Изготовление поля для «Лото».

1

-

1

3.3

Работа с проволокой.

1

-

1

3.4

«Деревья» из проволоки и бисера»

1

-

1

3.5

Искусство «Бонсай»

    1

-

1

3.6

Искусство «Бонсай»

1

-

1

3.7

Искусство «Бонсай»

1

-

1

3.8

Искусство «Бонсай»

1

-

1

4

Ганутель

5

4.1

Технология «Ганутель»

1

-

1

4.2

Технология «Ганутель»

1

-

1

4.3

Технология «Ганутель»

1

-

1

4.4

Технология «Ганутель»

1

-

1

4.5

Технология «Ганутель»

1

-

1

5

Тестопластика. Пластилинопластика.

9

5.1

Объемные композиции из теста

1

1

-

5.2

Объемные композиции из теста

1

-

1

5.3

Объемные композиции из теста

1

-

1

5.4

Объемные композиции из теста

1

-

1

5.5

Пластилин

1

-

1

5.6

Свойства пластилина

1

-

1

5.7

Панно из пластилина

1

-

1

5.8

Панно из пластилина

1

-

1

5.9

Панно из пластилина

1

-

1

6

«Коллективное творчество»

8

6.1

Коллективная композиция из бисера и проволоки.

1

1

6.2

Коллективная композиция из бисера и проволоки.

1

-

1

6.3

Коллективная композиция из бисера и проволоки.

1

-

1

6.4

Коллективная композиция из бисера и проволоки. «В чудесном лесу»

1

-

1

6.5

Цветы из бисера и проволоки.

1

-

1

6.6

Цветы из бисера и проволоки.

1

-

1

6.7

Цветы из бисера и проволоки.

1

-

1

6.8

Выставка работ учащихся

1

-

1

7

Выставки, экскурсии

2

1

1

7.1

Экскурсия в музей

1

1

7.2

Экскурсия в музей

1

1

              Итого: 35 часов.

Содержание программы.

    1.Введение. Правила поведения в кабинете.

План работы объединения. Правила поведения в кабинете.

   2. Наблюдения, изучения

Знакомство с инструментами, материалами. Инструктаж по технике безопасности.

   3. Работа с проволокой и бисером

Виды и свойства проволоки и бисера. Плетение простейших форм из бисера.

   4. Ганутель

Работа с нитками и проволокой. Сочетание ниток и проволоки, выполнение простых элементов.

   5. Тестопластика. Пластилинопластика.

Свойства пластилина. Знакомство со свойствами теста. Работа с объемными формами.

   6.Выставки, экскурсии. 

Посещение школьных выставок, экскурсии.

Ожидаемые результаты.

К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:

- названия, назначение, правила пользования ручными инструментами для работы с бисером, проволоки;

- названия, виды и свойства материалов, которые используются в работе;

- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- приёмы разметки: сгибание и по шаблону, по схеме;

- последовательность изготовления простых и сложных изделий;

- способы соединения деталей с помощью пластилина, теста, проволоки, ниток;

- виды отделки: раскрашивание, аппликация, бисероплетение, лепка.

К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;

- различать материалы по их назначению;

- организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

- понимать рисунки, эскизы (определять названия детали, форму, размер, материал, из которого она должна быть изготовлена);

- выполнять работу самостоятельно без напоминания;

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий (экономную разметку деталей, резание ножницами, сборку изделия с помощью проволоки, эстетичное и аккуратное оформление изделия)

Учебно-тематический план

(четвертый год обучения)

№ разд.

№ тем

          Название разделов, тем

Количество часов

всего

 теория

 практика

1

 Инструктаж по ТБ.

1

1

-

1.1

Вводное занятие.

1.2

Человек и жизнь.

2

Наблюдения, изучения

4

2.1

Изучение работы с тканью

1

1

-

2.2

Изучение работы с тканью

1

1

2.3

Изучение работы с тканью

1

1

2.4

Изучение работы с тканью

1

1

3

«Шелк, атлас, атласные ленты»

10

3.1

«Цветы из атласа»

1

1

-

3.2

«Цветы из атласа»

1

-

1

3.3

«Цветы из атласа»

3.4

«Цветы из атласа»

3.5

«Цветы из атласа»

3.6

«Цветы из атласа»

3.7

«Цветы из атласа»

3.8

«Цветы из атласа»

3.9

«Цветы из атласа»

3.10

«Цветы из атласа»

4

Работа с проволокой, нитками, бисером

18

4.1

Искусство «Бонсай»

1

-

1

4.2

Искусство «Бонсай»

    1

-

1

4.3

Искусство «Бонсай»

1

-

1

4.4

Искусство «Бонсай»

1

-

1

4.5

Искусство «Бонсай»

1

-

1

4.6

Искусство «Бонсай»

4.7

Искусство «Бонсай»

4.8

Искусство «Бонсай»

4.9

Искусство «Бонсай»

4.10

Искусство «Бонсай»

4.11

Искусство «Бонсай»

4.12

Искусство «Бонсай»

4.13

Технология «Ганетель»

4.14

Технология «Ганетель»

4.15

Технология «Ганетель»

4.16

Технология «Ганетель»

4.17

Технология «Ганетель»

4.18

Технология «Ганетель»

5

Тестопластика, пластилинопластика

18

5.1

Объемные композиции из теста

1

-

1

5.2

Объемные композиции из теста

1

-

1

5.3

Объемные композиции из теста

1

-

1

5.4

Объемные композиции из теста

1

-

1

5.5

Объемные композиции из теста

1

-

1

5.6

Объемные композиции из теста

9

5.7

Пластилин

1

1

-

5.8

Свойства пластилина

1

-

1

5.9

Панно из пластилина

1

-

1

5.10

Панно из пластилина

1

-

1

5.11

Панно из пластилина

1

-

1

5.12

Панно из пластилина

1

-

1

5.13

Панно из пластилина

1

-

1

5.14

Панно из пластилина

1

-

1

5.15

Панно из пластилина

1

-

1

5.16

Панно из пластилина

5.17

Панно из пластилина

5.18

Панно из пластилина

6

«Коллективное творчество»

8

6.1

Коллективная композиция из бисера и проволоки.

1

1

6.2

Коллективная композиция из бисера и проволоки.

1

-

1

6.3

Коллективная композиция из бисера и проволоки.

1

-

1

6.4

Коллективная композиция из бисера и проволоки. «В чудесном лесу»

1

-

1

6.5

Панно. Букет из атласных лент «Подсолнухи».

1

-

1

6.6

Панно. Букет из атласных лент «Подсолнухи».

1

-

1

6.7

Панно. Букет из атласных лент «Подсолнухи».

1

-

1

6.8

Панно из атласных лент «Анютины глазки»

1

-

1

7

Топиарий

3,5

7.1

«Дерево счастья»

1

1

7.2

«Дерево счастья»

1

1

7.3

«Дерево счастья»

1

1

8

Работа с акварельной бумагой

12

8.1

Объемные цветы

8.2

Объемные цветы

8.3

Объемные цветы

8.4

Объемные цветы

8.5

Объемные цветы

8.6

Объемные цветы

8.7

Объемная композиция «Лилии»

8.8

Объемная композиция «Лилии»

8.9

Объемная композиция «Лилии»

8.10

Объемная композиция «Лилии»

8.11

Объемная композиция «Розы»

8.12

Объемная композиция «Розы»

9

Выставки, экскурсии

2

1

1

9.1

Экскурсия в музей

1

1

9.2

Экскурсия в музей

1

1

              Итого: 35 часов.

Содержание программы.

    1.Введение. Правила поведения в кабинете.

План работы объединения. Правила поведения в кабинете.

   2. Наблюдения, изучения

Знакомство с инструментами, материалами. Инструктаж по технике безопасности.

   3. Шелк, атлас, атласные ленты

Виды и свойства шелка и атласа. Вырезание простых модулей из ткани и разработка композиций.

   4. Работа с проволокой и бисером

Работа с нитками и проволокой. Сочетание ниток и проволоки, выполнение простых элементов.

   5. Тестопластика. Пластилинопластика.

Свойства пластилина. Знакомство со свойствами теста. Работа с объемными формами.

6.Коллективное творчество

Работа в группах над созданием панно.

  1. Топиарий

Изготовление объемных поделок из различных видов материалов.

  1. Работа с акварельной бумагой

Изучение свойства акварельной бумаги, приемы работы с бумагой.

  1. Выставки. Экскурсии.

Посещение школьных и городских выставок и экскурсий.

Посещение школьных выставок, экскурсии.

Ожидаемые результаты.

К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:

- названия, назначение, правила пользования ручными инструментами для работы с бисером, проволоки;

- названия, виды и свойства материалов, которые используются в работе;

- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- приёмы разметки: сгибание и по шаблону, по схеме;

- последовательность изготовления простых и сложных изделий;

- способы соединения деталей с помощью пластилина, теста, проволоки, ниток;

- виды отделки: раскрашивание, аппликация, бисероплетение, лепка.

-приемы работы с тканью;

-приемы обжига ткани.

К концу 4 года обучения учащиеся должны уметь:

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;

- различать материалы по их назначению;

- организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

- понимать рисунки, эскизы (определять названия детали, форму, размер, материал, из которого она должна быть изготовлена);

- выполнять работу самостоятельно без напоминания;

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий (экономную разметку деталей, резание ножницами, сборку изделия с помощью проволоки, эстетичное и аккуратное оформление изделия)

Рекомендуемая литература для педагогов.

     1.   Беляков Н.Д. «Кружок «Умелые руки» в школе». - М.1999.  

2.  Власова А. А. «Рукоделие в школе».- Спб.1996.

3.  Ерёменко Т. И. «Иголка-волшебница».- М. «Просвещение» 1988.

  1. Сафонова Н. С. «Кружки художественной вышивки».- Пособие для руководителей кружков.
  2.  «Узоры вышивки крестом». - Минск «Современный литератор» 1999.
  3. Галанова Т. «Игрушки из помпонов». – М. «Аст - пресс» 2010.
  4. Зайцева А. «Квилинг» (новые идеи для творчества). – М. «Эксмо» 2011.

Рекомендуемая литература для учащихся и родителей.

     1.    Крутий Я.В. «100 схем для вышивания гладью».-М.2004.

  1. Максимова М., Кузьмина М. «Вышивка» («Эксмо»1996).
  2.  Рогова О. Л. «Юным рукодельницам».- СПб. 1990.
  3. «Узоры вышивки крестом» (Минск «Современный литератор» 1999).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Программа работы внеурочного занятия «Ручной труд»

Рабочая программа разработана на основе примерных программ по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд с разделами с/труда) 8 класс

Рабочая программа по предмету «Технология» в 8 классе разработана на основе программы основного общего образовании по технологии по направлению «Технология. Обслуживающий труд», под...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Готов к труду и обороне» в рамках ФГОС ООО для 5 - 9 классов

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образо...

Рабочая программа по предмету «Профильный труд» по профилю «Сельскохозяйственный труд» для учащихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по предмету «Профильный труд» по профилю «Сельскохозяйственный труд» предназначена для учащихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуал...

Рабочая программа по предмету «Профильный труд» по профилю «Сельскохозяйственный труд» для учащихся 7 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по предмету «Профильный труд» по профилю «Сельскохозяйственный труд» предназначена для учащихся 7 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуал...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный слесарь» по учебному предмету «Профильный труд» (слесарное дело), 6,7,8 классы

Задачи:обучение самым разнообразным методам и приемам работы с металлом; расширение знаний и умений, освоение новых техник....