Монументальная скульптура
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Конспект урока в 7 классе по теме "Монументальная скульптура" + тест
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monum.skulptura.docx | 23.95 КБ |
ponyatiya_i_test.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Монументальная скульптура
Цель урока: Познакомить учащихся с монументальной скульптурой, понятием мемориального ансамбля, с его образным языком, показать его связь с реальными историческими событиями. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. Воспитывать любовь к мировому искусству; воспитывать чувство патриотизма, межнационального уважения.
Задачи урока:
- Формировать знания о монументальной скульптуре;
- Познакомить с мемориальными ансамблями, их образным языком;
- Научить использовать средства выразительности монументального скульптурного ансамбля в соответствии с поставленной задачей;
- Совершенствовать навыки работы различными графическими материалами.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Зрительный ряд: компьютерная презентация, включающая следующие изображения:
- Документальные фотографии периода Великой Отечественной войны;
- Е.В. Вучетич, мемориал в Трептов-парке, г. Берлин (общий вид);
- Е.В. Вучетич, монумент «Воину-Освободителю», мемориал в Трептов-парке, г. Берлин;
- Е.В. Вучетич, скульптуры скорбящих солдат, мемориал в Трептов-парке, г. Берлин;
- Е.В. Вучетич, мемориал Героям Сталинградской битвы, г. Волгоград;
- Е.В. Вучетич, памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы «Стены-руины», мемориал «Мамаев курган», г. Волгоград;
- Е.В. Вучетич, скульптура «Стоять насмерть», мемориал «Мамаев курган», г. Волгоград;
- Е.В. Вучетич, скульптура «Скорбящая мать, мемориал «Мамаев курган», г. Волгоград»;
- Зал воинской славы, мемориал «Мамаев курган», г. Волгоград;
- Е.В. Вучетич, монумент «Мать-Родина», мемориал «Мамаев курган», г. Волгоград;
- Вечный огонь.
Музыкальный ряд: Б. Александров «Священная война».
Литературный ряд: Р. Рождественский «Реквием», В.С. Высоцкий «Братские могилы»
План урока:
- Организационный момент.
- Объяснение нового материала.
- Сообщение темы урока.
- Практическое выполнение задания.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
Учитель:
Помните!
Через века,
через года, –
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда, –
помните!
Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами
жизнью
просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца
стучаться, –
помните!
Какой
ценой
завоевано счастье, –
пожалуйста
помните!
Ученик 1:
Песню свою
отправляя в полет, –
помните!
О тех,
Кто уже никогда
не споет, –
помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли
помните!
К мерцающим звездам
ведя корабли, –
о погибших
помните!
Ученик 2:
Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
Кто уже не придет
никогда, –
заклинаю, –
помните!
Р. Рождественский
Учитель: Как вы думаете, что такое память?
Ученики: Возможность запоминать, способность «записывать» информацию, то, где мы храним разные события, даты…
Учитель: Память… <слайд №2> Человек не может жить только сиюминутным ускользающим мгновением. Стремясь в завтра, в будущее, он бережно хранит воспоминания о минувшем. Помнит родных, друзей, отчий дом, школу, в которой учился, светлые и горестные дни. Помнит, потому что иначе не смог бы идти вперед.
Но каждый человек еще и частица своего народа. Поэтому есть у нас и общая память – незабывающая и справедливая Память Народная.
Память Народная – это миллионы жизней, соединенных одним стремлением, мужество и отвага воинов, стойкость и вера матерей, радость побед и печаль поражений.
Память Народная – это Куликово поле и поле Бородинское, и Сталинград, и блокадный Ленинград, и Брест. Мы чтим их как святыню.
Мы еще не раз сегодня с вами будем возвращаться к понятию «Память Народная».
Ученик 1: <слайды №3, №4, №5, №6>, «Священная война»
Утро 22 июня 1941 г., словно мечом, прорубило глубокую межу в жизни советских людей. По одну сторону остались мирный труд, веселье, праздники, радость созидания, по другую – зловещая воронка войны: развалины, пепелища, разруха, голод, слезы, горе, смерть.
Ученик 2: Героизм и самоотверженность стали повседневной жизненной нормой и для тех, кто бился с врагом на полях сражений, и для тех, кто в тылу, порой отказывая себе в самом необходимом, снабжал фронт боеприпасами, продовольствием, оружием.
Ученик 3: < слайды №7, №8> На вечные времена озарены сиянием воинской славы 13 городов-героев. Они не похожи друг на друга. У них разное географическое положение, историческое прошлое, свои характерные черты жизненного уклада. Но в грозную годину испытаний все они – большие и малые, шумные и тихие – стали городами-солдатами. У их стен гремели особенно ожесточенные бои, здесь в сватках с врагом были проявлены удивительная стойкость и небывалое мужество.
Учитель: Проходят годы. Эту войну видели только наши деды и прадеды, как же рассказать о Великой Отечественной войне вам, вашим детям, как сохранить эти события в «Памяти Народной»?
Ученики: Записываются воспоминания ветеранов, пишутся литературные произведения, стихи, сочиняются песни и бережно хранятся песни и стихи военных лет, хранятся фронтовые фотографии, медали, ордена, художники пишут картины, скульпторы создают монументы.
Учитель: Память Народная живет в камне и бронзе, в словах и нотах, бережно хранится в музейных экспонатах.
Мемориальный – служащий для увековечивания памяти кого/чего-нибудь.
Ансамбль – произведения, объединенные вместе и связанные друг с другом общим замыслом.
Непросто создать и одну скульптуру – пластичную, выразительную, занимающую свое место в пространстве. А в ансамбле их может быть пять, десять, соединенных одной темой, одним замыслом. Их надо распределить так, чтобы они не только не мешали, но наоборот, помогали – подчеркивали и оттеняли друг друга.
Ученик 1: <слайд №10> Первый мемориал Евгения Викторовича Вучетича был открыт 8 мая 1949 г. в Трептов-парке в Берлине, куда был перенесен прах погибших в районе Большого Берлина советских воинов. Советский воин-освободитель с немецкой девочкой на руках и скорбные фигуры сидящих солдат.
Ученик 2: <слайды №21 – №24> В этом памятнике соединились беспощадность и милосердие, скорбь по погибшим. И еще удивительное состояние передал скульптор: <Презентация: слайд №25> солдаты, отлитые из бронзы, тоскуют по далекой родной земле. Когда в Берлине неожиданный мороз, когда Трептов-парк занесен снегом, фигуры их выступают из снежной белизны черно и печально. Одиночество их потрясает…
Учитель: <слайд №26> Память Народная – это древний курган над Волгой, где сооружен мемориал героям Сталинградской битвы. В дождь ли, в снег ли, июльским раскаленным полднем, осенним сумрачным вечером идут сюда люди из всех стран мира.
Учитель: <слайды №27, №28> Памятник героям Сталинградской битвы – очень сложное единство многофигурных композиций, декоративных стен, здания Зала воинской славы, каскадов лестниц, зеркальной глади водоема, пирамидальных тополей, выстроившихся как в почетном карауле, плакучих ив и трех больших фигур – «Стоящего насмерть», «Скорбящей матери» и «Матери-Родины».
Ученик 4: <слайды №44 – №46>
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают, –
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче – гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы –
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне – видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов –
Сюда ходят люди покрепче,
На братских могилах не ставят крестов…
Но разве от этого легче?!
В. Высоцкий
Учитель: Ребята, какие чувства, эмоции вы испытываете, глядя на эти мемориальные ансамбли?
Ученики: Скорбь, печаль, гордость, радость…
Учитель: Даже сегодня, через столько лет после тех страшных событий, мы испытываем такие же эмоции, рассматривая эти скульптуры. Значит, автору удалось своим творчество сохранить, поддержать «Память Народную».
3. Сообщение темы урока:
Учитель: Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
Ученики: Что через монументальную скульптуру можно рассказать об исторических событиях, важных для народа, страны, передать переживаемые в те непростые времена чувства.
Учитель: Такой и была тема нашего урока.
4. Практическое выполнение задания.
На формате А3 создать графический проект мемориального ансамбля, посвященного Победе в Великой Отечественной войне.
5. Подведение итогов и обсуждение работ.
Все эскизы размещаются на мольбертах в одну линию. Ребята обсуждают, насколько интересно и нестандартно придуман проект.
На следующем уроке ученики завершают работу над проектом мемориального ансамбля.
Предварительный просмотр:
Задачи урока для ученика:
Познакомиться с информацией об известных мемориальных ансамблях страны и их образным языком.
Приобрести практический опыт идентичный профессиональной деятельности художника при работе над творческим проектом памятника воинской славы и навыки изображения пропорций человека по представлению;
Запись в тетради понятий.
Монумент (от лат. monumentum — памятник) - сооружение значительных размеров в честь каких-либо выдающихся событий или лиц в виде однофигурных или многофигурных скульптурных композиций в архитектурном оформлении.
Мемориальный ансамбль – несколько монументальных произведений, объединенные вместе и связанные друг с другом общим замыслом. увековечивания памяти кого/чего-нибудь.
Монументальная скульптура - это монументы, памятники, скульптурные комплексы, которые или дополняют и обогащают архитектуру или самостоятельно выражают и пропагандируют монументальный образ, но не без помощи архитектуры (постамент, организация площадки вокруг памятника)
Рельеф (фр. relief) - это вид скульптуры, в котором изображаемые фигуры и предметы, размещённые на плоскости, выступают из нее, не воспроизводя полного объема изображаемого тела.
Барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – низкий рельеф, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема.
Горельеф (фр. haut-relief – высокий рельеф) – высокий рельеф, в котором изображение возвышаются над плоскостью фона более чем на половину своего объема и могут восприниматься почти круглой скульптурой, немного соприкасающейся с плоскостью.
Сообщения учащихся об известных мемориалах
Ученик: Известный мемориал в Трептов-парке в Берлине был открыт 8 мая 1949 г., куда был перенесен прах погибших в районе Большого Берлина советских воинов. Скульптор Евгений Викторович Вучетич изобразил советского воина - освободителя с немецкой девочкой на руках и скорбные фигуры сидящих солдат. Все пространство было расчленено на три комплекса. Основной комплекс состоит из партера братских могил, саркофагов и главного монумента «Воину-Освободителю». Автор подчеркивает разные оттенки состояния своих героев. Стоящий солдат только что вышел из беспощадной схватки с врагом. Рука, сжимающая карающий меч, опущена. Другая рука крепко держит девочку, прикрытая плащом от последних вспышек военной грозы. Другие солдаты скорбят по погибшим, полны гнева к врагу.
Учитель: Народная память заключена и в известном мемориальном ансамбле скульптора Евгения Викторовича Вучетича на древнем кургане над Волгой, сооруженном в честь героям Сталинградской битвы.
Ученик. Это сложная многофигурных композиций состоит из декоративных стен, здания Зала воинской славы, каскадов лестниц, зеркальной глади водоема, пирамидальных тополей, выстроившихся как в почетном карауле, плакучих ив и трех больших фигур – «Стоящего насмерть», «Скорбящей матери» и «Матери-Родины». Семь тысяч бойцов сражались на Мамаевом кургане и остались здесь навечно. Непростые чувства переживает человек, поднявшись на вершину кургана. Прикосновение к истории заставляет ощутить глубину связи со своим народом и Родиной.
«На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают, –
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.»
написал в своем стихотворении поэт В. Высоцкий
Учитель. У каждого народа есть в родном отечестве свои особые священные места, которые связаны с ценностями национальной культуры, имеет историческое значение для судеб страны и самого народа. На Белгородчине священным местом является Прохоровское поле, где состоялось одно из самых грандиозных за всю историю Второй Мировой войны сражении.
Ученик. На месте сражения был сооружен Государственный военно-исторический музей-заповедник федерального значения «Прохоровское поле». В его состав вошли: Мемориальный архитектурный ансамбль на Прохоровском поле - памятник Победы – Звонница, храм Апостолов Петра и Павла, а также музей истории Прохоровского танкового сражения, образцы военной техники на поле Прохоровского танкового сражения. Завершающим монументом государственного военно-исторического музея-заповедника является скульптурная композиция "Воинам, павшим на Прохоровском поле" Монумент состоит из двух пятиметровых фигур - танкиста, который поддерживает тяжело раненного солдата-пехотинца. Памятник создан авторским коллективом под руководством заслуженного деятеля искусств Украины, заслуженного художника Армении, лауреата Ленинской премии СССР Фридриха Согояна.
5.Первичная проверка понимания.
Тест по теме «Монументальная скульптура»
Монументальная скульптура –
А) памятник;
Б) горельеф;
В) постамент.
Высокий рельеф –
А) горельеф;
Б) барельеф;
В) контррельеф.
Изображение человека по плечи или по грудь –
А) торс;
Б) бюст;
В) статуя.
Барельеф – это
А) высокий рельеф;
Б) низкий рельеф;
В) статуя.
Как называется вид скульптуры, украшающий здания, мосты и фонтаны?
А) мемориал;
Б) станковая скульптура;
В) декоративная скульптура.
Скульптура, не связанная с архитектурой, самостоятельная –
А) монументальная;
Б) садово-парковая;
В) станковая.
Мемориальный ансамбль – это
А) несколько монументальных произведений;
Б) декоративная скульптура из бронзы;
В) садово-парковая скульптура.
Горельеф –
А) высокий рельеф;
Б) торс;
В) скульптура.
Ответы: 1-А); 2-А); 3-Б); 4-Б); 5-В); 6-В); 7-А); 8-А).
6.Практическое выполнение задания.
На формате А4 создать графический проект мемориального ансамбля или памятника, посвященного Победе в Великой Отечественной войне.
7. Подведение итогов и обсуждение работ.
Ребята обсуждают, насколько интересно и нестандартно придуманы были проекты.
8.Домашнее задание.
Завершают работу над проектом мемориального ансамбля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с монументальной скульптурой. Триптих.
Великому подвигу советских воинов посвящено огромное количество стихов, песен, памятников, монументов. Этот подвиг нельзя переоценить. А сегодня хотелось бы рассказать о памятниках, включающий в себя ...
Презентация к уроку Великая Отечественная война в монументальной скульптуре и музыке
Презентация предназначена для метапредметного урока по ИЗО и музыке в 6 классе...
Монументальная скульптура и образ истории народа.
урок экскурсия по историческим местам и памятникам города Кызыла...
Застывшая музыка монументальной скульптуры
Тема урока: Застывшая музыка монументальной скульптурыЦель: беседа с учениками о Великой Отечественной войне, знакомство с жизнедеятельностью поэта, и с его популярной песней "Хот...
Конспект урока ИЗО на тему: «Монументальная скульптура и образ истории народа».
ИЗО 7 класс :тема «Монументальная скульптура и образ истории народа»....
Урок ИЗО 7 класс с презентацией "Монументальная скульптура и образ истории народа"
Знакомство учащихся с монументальной скульптурой, понятием мемориального ансамбля, с его образным языком, демонстрация его связи с реальными историческими событиями. htt...
Технологическая карта урока изо в 7 классе по теме: "Монументальная скульптура и образ истории народа"
Урок составлен в соотвествиис ФГОС ООО....