Рабочая программа по Искусству для 9 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему
УМК Г.П.Сергеева, И.Э Кашекова, Е.Д.Критская.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_iskusstvo_9_kl.docx | 83.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Копёнкинская средняя общеобразовательная школа
«РЕКОМЕНДОВАНА» «СОГЛАСОВАНА» «УТВЕРЖДЕНА»
на заседании МО Заместитель директора Директор
Протокол №_________ по УВР ____________С.И.Демченко
от «___»___________2015г. _____________(В.Н.Демченко)
«____»_____________2015г. Приказ №___ от «___»_______2015г.
Рабочая программа
по ИСКУССТВУ
для 9 класса
на 2015-2016 учебный год
УМК Г.П.Сергеева, И.Э Кашекова, Е.Д.Критская.
Ф.И.О. учителя: Т.Р.Тютюнник
Образование: среднее специальное
Категория: ВКК
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по Искусству разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на 2 года обучения в 8-9 классах.
Программа создана на основе:
- приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ( в редакции приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию к реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об учреждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 №1342, от 28.05.2014 №598)
- приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 от 27.07.2012 года.
- учебным планом МКОУ Копенкинская СОШ на 2014-2015 учебный год. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г.П. Сергеева, И.Э Кашекова, Е.Д.Критская. Сборник: «Программы общеобразовательных учреждений: Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2011 год.
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значение искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю.Б.Борев, Н.И.Киященко, Л.Н.Столович, Б.А.Эренгросс и др.), культурологи (А.И.Арнольдов, М.М.Бахтин, В.С.Библер, Ю.М.Лотман, А.Ф.Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л.С.Выготский, Д.К.Кирнарская, А.А.Мелик-Пашаев, В.Г.Ражников, С.Л.Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.), художественного образования (Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, Л.М.Предтеченская, Б.П.Юсов и др.)
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы – развитие опыта эмоционально-целостного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человека;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
Место учебного предмета в учебном плане.
Данная программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений. В соответствии с учебным планом в 9 классе на учебный предмет «Искусство» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, художественных проектов школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
- Освоение/ присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека;
- Знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
- Устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Метапредметными результатами занятий по программе «Искусство» являются особые способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
- Сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
- Работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- Культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Межпредметные связи. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства – живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок-оперы, а так же кино.
Личностными результатами изучения искусства являются:
- Развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
- Реализация творческого потенциала в процессе коллективной ( или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
- Оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который даёт возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстаёт перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачёва, « в преодолении времени». Отношение к памяти любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся:
- Ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
- Организовать свою творческую деятельность, определять её цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
- Мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
- Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
В результате реализации программы учащиеся 9 класса должны знать:
иметь представление о значении искусства в жизни человека;
- понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
- рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
- иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительного искусства, музыки, архитектуры, театра и кино;
- понимать функции искусства;
-понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
- понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
- иметь представление о жанровых, эмоционально-образных, стилевых особенностях произведения искусства в музыке , изобразительном искусстве, театре и кино;
-знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов художников, скульпторов, архитекторов , приводить примеры их произведений;
-знать стили архитектуры разных эпох;
Уметь:
- осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;
-определять виды и жанры изобразительного искусства;
-ориентироваться в окружающем культурном пространстве;
- выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
- использовать полученные знания в учебной деятельности и повседневной жизни, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития;
- определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;
- - развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
- - анализировать различные трактовки одного и того же произведения искусства, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла автора;
Нормы оценок теоретических знаний
При устном ответе обучаемый должен использовать связную монологическую речь, правильно применять и произносить термины.
«5» ставится, если обучаемый:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» ставится, если обучаемый:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«3» ставится, если обучаемый:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2» ставится, если обучаемый:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
«1» ставиться, если обучаемый:
- полностью не усвоил учебный материал;
- не может изложить знания своими словами
Учебно-тематический план предмета «Искусство» 9 класс. | |||||
№ п/п | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата урока | |
План | Факт | ||||
Воздействующая сила искусства – 9 часов | |||||
36 - 38. | 1 - 3. | Искусство и власть. | 3 | ||
39 -40 | 4-5 | Какими средствами воздействует искусство? | 2 | ||
41-42 | 6-7 | Храмовый синтез искусств. | 2 | ||
43-44 | 8-9 | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. | 2 | ||
Искусство предвосхищает будущее – 7 часов | |||||
45-46. | 10-11. | Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? | 2 | ||
47. | 12. | Предсказание в искусстве. | 1 | ||
48-49. | 13-14. | Художественное мышление в авангарде науки. | 2 | ||
50-51. | 15-16. | Художник и ученый. | 2 | ||
Дар созидания. Практическая функция – 11 часов | |||||
52. | 17. | Эстетическое формирование искусством окружающей среды. | 1 | ||
53. | 18. | Архитектура исторического города. | 1 | ||
54. | 19. | Архитектура современного города. | 1 | ||
55. | 20. | Специфика изображений в полиграфии | 1 | ||
56. | 21. | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. | 1 | ||
57. | 22. | Декоративно-прикладное искусство. | 1 | ||
58. | 23. | Музыка в быту. | 1 | ||
59. | 24. | Массовые, общедоступные искусства | 1 | ||
60 - 61. | 25 - 26. | Изобразительная природа кино. Музыка в кино. | 2 | ||
62. | 27. | Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов. | 1 | ||
Искусство и открытие мира для себя - 8 часов | |||||
63-64. | 28-29. | Вопрос себе как первый шаг к творчеству | 2 | ||
65. | 30. | Литературные страницы. | 1 | ||
66-70. | 31-35. | Исследовательский проект «Пушкин – наше все» | 5 | ||
Всего: | 35 | ||||
Итого: | 70 |
Содержание учебного курса ИСКУССТВО 9 класс
Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Примерный 'художественный материал:
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.
Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).
Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).
Литература. Произведения поэтов и писателей XIX— XXIвв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.
Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х гг. XXв. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
- Художественно-творческая деятельность учащихся:
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.
Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.
Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Примерный художественный материал:
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их
художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,
93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).
Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.
Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).
- Художественно-творческая деятельность учащихся:
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Примерный художественный материал:
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.
Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений — по выбору учителя).
Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).
- Художественно-творческая деятельность учащихся:
Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.
Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.
Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 8 часов.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.
Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Примерный художественный материал:
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.
Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.
Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).
Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев — из программы по литературе по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).
- Художественно-творческая деятельность учащихся: Исследовательский проект «Пушкин - наше все» - воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео - и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
№ | Содержание | Количество часов | |||||||
1 | Воздействующая сила искусства | 9 | |||||||
2 | Искусство предвосхищает будущее | 7 | |||||||
3 | Дар созидания. Практическая функция | 11 | |||||||
4 | Искусство и открытие мира для себя | 8 | |||||||
5 | ИТОГО: | 35 | |||||||
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ИСКУССТВО» 9 класс | |||||||||
Воздействующая сила искусства - 9 часов | |||||||||
план | факт | Искусство и власть. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - диспут. | Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества. Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной Войны (живопись, плакаты, песни).Значение песен военных лет и песен на военную тематику. Музыка к кинофильмам. Выполнение зарисовки эпизодов ВОВ, Рекламный плакат. | Сопоставлять художественные образы, символизирующие власть. Выявлять сходство и различия этих образов. Называть общие черты. Высказывать свое отношение к различным художественным образам. Приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением. Подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств. Пользоваться справочной литературой. | - Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение). - Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. - Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощаю-щие отношение творца к природе | входной | фронтальный | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | Какими средствами воздействует искусство? Комбинированный урок. Урок-беседа. | Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др. Композиция. Форма. Ритм. Фактура. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др. Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии. Зарисовка героев мультфильмов. Зарисовка колокольни | Понимать и объяснять значение терминов «композиция», «содержание», «сюжет», «фактура», «ритм», «пропорции», «форма». Выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох. Передавать графически композиционное построение картины. Выявлять особенности построения (формы) музыки. | текущий | устный | Программа Соната | |||
5 | |||||||||
6 | Храмовый синтез искусств. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - беседа. | Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры). Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи. Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Возвышенность религиозно-нравственных идеалов. Изготовление панно «Русь соборная» | Анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств. Находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений. | - осознание учебной задачи, - постановка целей, осуществления - планирование деятельности на уроке и способов дома, - организация рабочего мест, - рациональное размещение учебных деятельности, средств, -рациональное использование учебного времени, | текущий | устный | ФЦОР | ||
7 | |||||||||
8 | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. Урок обобщения и систематизации знаний. Традиционный урок. | Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.). В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетические виды искусства, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства; театр и кино. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Зарисовка эскизов декораций, костюмов к опере «Князь Игорь» Иллюстрации к литературному произведению «Слово о полку Игореве» | Понимать роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении. Инсценировать фрагменты опер, мюзиклов и др. Исполнять песни и известные хиты из мюзиклов и рок-опер. Создавать эскизы декораций или костюмов к музыкальному спектаклю, опере, балету, мюзиклу. Создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера. | тематический | груповой | ||||
9 | |||||||||
Искусство предвосхищает будущее - 6 часов | |||||||||
10 | Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? Урок изучения нового материала. Урок-беседа. | Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи. Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Использование иносказаний в живописи символистов. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла. Написать эссе о каком-либо заинтересовавшем явлении искусства (кино, театр, ИЗО, музыка) Зарисовка «Звездная ночь» | Называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего. Выявлять иносказания, метафоры, аллегории. | -слушать, запоминать, - владеть приемами рационального запоминания, - работа с источниками информации (чтение, конспектирование, - составление тезисов, библиографический поиск, - работа со справочником), - владение способами самоконтроля, - осуществления взаимоконтроля, самооценки, - Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, - Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения - Работа со справочниками, словарями. | Входной | фронтальный | ФЦОР | ||
11 | |||||||||
12 | Предсказание в искусстве. Урок обобщения и систематизации знаний. Традиционный урок. | Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи. Предсказание грядущих событий. Образы фантастики в литературных произведениях (по выбору учителя). Образы фантастики в фильмах (по выбору учителя). Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства. Зарисовка картины «Звёздная ночь» | Выявлять жизненные ассоциации музыки. Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня. Размышлять о соотношении науки и искусства. | текущий | групповая | ФЦОР | |||
13 | Художественное мышление в авангарде науки. Урок изучения нового материала. Урок-беседа. | Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. Предсказания научных открытий. Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу. Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика. Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности. Зарисовка «Полёт на Луну» Зарисовка «Будущее России» | Приводить примеры научного значения художественного знания. Участвовать в разработке музыкально-литературного сценария на тему «Колокольные звоны России». | Текущий | устный | ||||
14 | |||||||||
15 | Художник и ученый. Урок контрольная. Урок - зачёт. | Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра)Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке. Эскиз герба, товарного знака, эмблемы, используя различные виды симметрии. | Участвовать в создании средствами искусства композиции, отражающей представления о будущем России, мира. | тематический | тест | ||||
16 | |||||||||
Дар созидания. Практическая функция – 9 часов | |||||||||
17 | Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Урок обобщения и систематизации знаний. Традиционный урок. | Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов). Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Архитектура, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие виды города или площади в разные эпохи. Выполнение презентации: «Архитектурные сооружения, убранство и интерьеры» «Традиции и современность моего села». | Участвовать в подготовке проекта «Искусство на улицах нашего города»: создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка; дизайн интерьера школы, музея, актового зала, спортивной или игровой площадки; составлять музыкально-литературные композиции | - Классификация, обобщение, систематизация доказательств | входной | устный | |||
18 | Архитектура исторического города. Урок изучения нового материала. Традиционный урок. | Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов). Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др. Выполнение презентации «Средневековая архитектура, замки» | Соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями; определять особенности материала и др. | -слушать, запоминать, - владеть приемами рационального запоминания, - работа с источниками информации (чтение, конспектирование, - составление тезисов, библиографический поиск, - работа со справочником), - владение способами самоконтроля, | текущий | устный | |||
19 | Архитектура современного города. Урок изучения нового материала. Урок-беседа. | Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура. Выполнение презентации : «Современные архитектурные сооружения мира» | города и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства. Прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудий труда. | - осуществления взаимоконтроля, самооценки, - Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, - Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения - Работа со справочниками, словарями. | |||||
20 | Специфика изображений в полиграфии. Урок изучения нового материала. Традиционный урок. | Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги. Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика. Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Комические, ироническое, гротесковые, шуточные образы в литературных произведениях ( из программы по литературе – по выбору учителя). Выполнение иллюстраций к сказкам народов мира. | Понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала. Анализировать средства выразительности художника-графика; | текущий | групповая | ||||
21 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Урок изучения нового материала. Традиционный урок. | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На рубеже ХIХ—ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Дизайнеры — это художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д. Создать проект дизайнерского оформления любого предмета быта, пришкольного участка, спортивной площадки. | Разбираться в терминах и понятиях (промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн). | тематический | презентация | ФЦОР | |||
22 | Декоративно-прикладное искусство. Урок обобщения и систематизации знаний. Традиционный урок. | Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Декоративно-прикладное искусство — сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов. Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни. Выполнение декоративной росписи предметов быта (гжель, хохлома, жостово, городец) | Анализировать символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства. Соотносить народные песни с произв. декоративно-прикладного искусства. | текущий | индивидуальный | ||||
23 | Музыка в быту. Комбинированный урок. Урок-беседа. | Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности. Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Выполнение презентации: «Классическая музыка» | Определять принадлежность музыкального произведения к области легкой или серьезной музыки. Аргументировать свой ответ, анализируя содержание, эмоциональный строй, средства выразительности. | -слушать, запоминать, - владеть приемами рационального запоминания, - работа с источниками информации (чтение, конспектирование, - составление тезисов, библиографический поиск, - работа со справочником), - владение способами самоконтроля, - осуществления взаимоконтроля, самооценки, | текущий | устный | ФЦОР | ||
24 | Массовые, общедоступные искусства. Комбинированный урок. Традиционный. | Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники – мастера российской и зарубежной школ. Фотография. Кино. Телевидение. Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали символами времени. Выполнение спортивного плаката. | Знать принципы работы фотоаппарата. Создавать портретную галерею учителей и одноклассников. Писать литературные комментарии к серии фотографий. Знать жанры киноискусства. Приводить примеры. Анализировать и соотносить средства анимации и музыки | текущий | устный | ФЦОР | |||
25-26 | Изобразительная природа кино. Музыка в кино. Комбинированный урок. Урок- собеседования. | Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений). Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении. Зарисовка афиш к фильму «Летят журавли» Зарисовка афиши любимого фильма. | Анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов. Знать лучшие фильмы отечественного кинематографа. | ФЦОР | |||||
27 | Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов. Урок закрепления. Традиционный урок. | Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино. Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок и фильмов. Сформулировать вопросы на тему «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта» Зарисовка адажио из мультфильма. | Знать жанры киноискусства. Приводить примеры. Систематизировать телевизионные передачи по жанрам. Анализировать средства худ.выразительности | тематический | устный | ФЦОР | |||
Искусство и открытие мира для себя - 9часов | |||||||||
27-28 | Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Комбинированный урок. Традиционный урок. | Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства. Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке. Современный человек живет в сложном и загадочном мире, ставящем перед ним почти каждый день множество вопросов, на которые он ищет ответы. Эти ответы иногда приходят к нему в результате познания и труда, а иногда в результате озарения. В любом случае верно найденный ответ на вопрос вызывает чувство удовлетворения. Именно с вопроса начинается любое творчество: и художественное, и научное. Человеческие творения рождаются сначала в виде мысли и лишь затем воплощаются в предметы и события. Человечество ищет ответы на возникающие вопросы. Именно вопросы служат мотивом для познания мира. Декоративная композиция «Прилетели птицы» (использовать перья, цветную бумагу, крупы, яичную шелуху) | Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей). Иметь представление о том, какое место в семье искусств занимают изобразительной искусство, музыка, литература, театр, кино и др. Называть символы красоты в жизни, человеческих взаимоотношениях | - Самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности. - Классификация, обобщение, систематизация доказательств | входной | Устный | презентация | ||
29 | 11.05 | Литературные страницы. Урок закрепления. Традиционный урок. | Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры. Известные писатели и поэты о предназначении творчества. Творческое воображение режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма. Чтение притчи Х. Ажибрана «Перед престолом красоты» Зарисовки к притче по представлению | Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориент). | тематический | устный | Литературные образы | ||
30-35 | Исследовательский проект «Пушкин – наше все» Урок -контрольная. Защита проекта. | Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Исследовательский проект. Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства.. • Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры, образцы декоративно-прикладного искусства,детские рисунки, работы художников-иллюстраторов, памятные знаки, барельефы и др.). • «Быстрый карандаш» А.С. Пушкина на полях его рукописей. • Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С. Пушкина. • Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке. •Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях. • Театр и А. С. Пушкин. • Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы. • Художественные и телевизионные фильмы о жизни А. С. Пушкина на сюжеты е произведений. • Мультипликация: образы сказок А.С. Пушкина. • Деятельность культурных, общественных организаций, связанных с именем А. С. Пушкина. • Астрономиялогия: малая планета 2208 Pushkin. • Увековечение имени поэта в названиях городов, улиц, площадей, скверов. | - Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности; - Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества. - Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей). | - Осознание учебной задачи. - Участвовать в создании компьютерной презентации, видео- и фотокомпозиций, в театральных постановках, в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, в проведении конкурсов чтецов, музыкантов и др. | Итоговый | Защита проекта | «Литературные образы в музыке. «Оперы Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о Царе Салтане" Презента ция на музыку П.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года» Составление детьми презентации | ||
Литература
- Аксенов Ю. Г. Цвет и линия / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986.
- Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. — М., 1998.
- Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.
- Вагнер Г. К. Искусство Древней Руси / Г. К. Вагнер, Т. Ф. Владышевская. — М., 1993.
- «Вестник образования», журнал — официальное издание Минобразования и науки РФ.
- «Вестник учебной и детской литературы», журнал.
- Волошинов А. В. Математика и искусство / А. В. Волоши-нов. - М., 2000.
- Иванченко Г. В. Психология музыкального восприятия: подходы, проблемы, перспективы / Г. В. Иванченко. — М., 2001.
- «Искусство» — учебно-методическая газета для учителей мировой художественной культуры, музыки и изобразительного искусства (приложение к газете «Первое сентября»).
- «Искусство в школе» — общественно-педагогический и научно-методический журнал.
- Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М., 2004.
- Кашекова И. Э. От античности до модерна / И. Э. Кашеко-ва. - М., 2000.
- Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Кия щенко. — М., СПб.; Киев, 2005.
- Кошмина И. В. Русская духовная музыка: История. Стили. Жанры: В 2 кн. / И. В. Кошмина. — М., 2001. — Кн. 1.
- Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.
- Медушевский В. В. Интонационная форма музыки: Исследование. — М., 1993.
- Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.
- Михайлов М. Этюды о стиле в музыке / М. Михайлов. — М., 1990.
- Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. На-зайкинский. — М., 2003.
- Рыбаков Б. А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. — М., 1997.
- Рынков Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рыч-ков. - М., 2002.
- Столович Л. Н. Жизнь — творчество — человек: функции художественной деятельности /Л. Н. Столович. — М., 1985.
- Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильнико-ва, Е. Д. Критская и др. — М., 1998.
УМК включает в себя учебник, компакт – диск с творческими заданиями, фонохрестоматию музыкального материала на (CD) и пособие для учителя. Учащиеся пользуются элекетронной версией учебника.
MULTIMEDIA
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
3. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
4. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
5.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
6. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
7.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
8.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
9.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
10.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
11.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
12.http://pedsovet.su/load/122-1-0-964
13.http://portfolio.1september.ru/work.php?id=568666
Лист коррекции
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Примечание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по искусству 5 класс
Рабочая программа по искусству для 5 класса составлена на основе программы регионального компонента по изобразительному искусству для общеобразовательных учебных заведений, авторы: Банников В. Н., зав...
Рабочая программа по искусству 8 класс
Рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство» для 8 класса разработана на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразова...
Рабочая программа по Искусству 9 класс Е.Д.Критская
Рабочая программа по Искусству 9 класс Е.Д.Критская...
Рабочая программа по Искусству 8 класс
Рабочая программа по Искусству 8 класс...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...
Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеево...
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...